Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе по сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"»
МКОУ «Веселовская средняя общеобразовательная школа»
Учитель русского языка и литературы Светличная Раиса Алексеевна
Урок литературы в 5 классе по сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»
Тема урока: Проблема добра и зла в сказке Паустовского «Теплый хлеб»
Цели урока:
1) Обучение работе с текстом, анализу произведения в единстве форм и содержания; 2)Развитие навыков комментированного чтения и диалоговой формы общения; 3)Воспитание нравственных качеств учащихся, формирование человеческого отношения ко всему живому
Оборудование:Портрет К.Г.Паустовского, выставка произведений Паустовского
Эпиграфы к уроку:
«Спешите делать добро»
А.П.Чехов
Умел ошибиться – умей и поправиться
(пословица)
Ход урока
1.Оргмомент
2. Вступительное слово учителя. Определение цели урока
Константин Георгиевич Паустовский написал много произведений для взрослых – романы и рассказы, которые несут в нашу жизнь свет, радость, надежду. Но он не забыл и о детях, сочинив для них несколько сказок: «Растрепанный воробей», «Стальное колечко», «Дремучий медведь», «Теплый хлеб». Может показаться, что они совсем не похожи на сказки – события в них реальные, жизненные. Только добавлено чуть-чуть неуловимо волшебного, чудесного. Такое и в действительности может быть. Но какие глубокие мысли заложены в этих сказках! Ведь они все направляют душу читателя в одну сторону – в сторону добра! И сегодня Паустовский приглашает нас поговорить о добре и зле, о том, насколько важно проявлять сострадание, милосердие, делать добро. Мы с вами постараемся разобраться с тем, как эти важные проблемы решаются в сказке «Теплый хлеб», которую вы прочитали дома.
3. Работа с учащимися по теме урока
У. Произведения Паустовского всегда короткие, на одном дыхании, тем больше внимания автор уделяет каждому слову, каждой детали, потому что за ними таится глубокий смысл. Он открывает чудеса вокруг нас. Явления природы, животные ведут с нами диалог, о чем-то хотят нам рассказать. О чем-то предупредить. Услышим ли мы их? Научимся ли видеть чудо в обычном? В одном из своих стихотворений замечательный русский поэт Рыленков сказал о природе так:
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Давайте попытаемся стать сегодня чуткими и внимательными читателями, чтобы понять, какие уроки заключены в сказке Паустовского «Теплый хлеб», что хочет сказать нам и автор, и сама природа.
Обратимся к содержанию сказки.
В. Где и когда происходит действие в сказке? (зачитать, стр. )
Как вы думаете, почему деревня называется Бережки? (автор через название деревни делает ее близкой каждому человеку(родные берега, берег жизни), в этой деревне пахнет хлебом, а значит и домом, она становится символом жизни)
В деревне Бережки живут и герои нашей сказки.
В. Кто главные герои сказки? Что мы о них знаем?
Кто такой Филька? Какое у него было прозвище? За что он его получил? Как оно его характеризует?
Давайте вспомним, почему кавалеристы оставили коня в деревне?
Почему именно дед Панкрат стал ухаживать за ним?
Как жители деревни относились к коню? (…они кормили его чем могли, обделяя даже себя)
Значит как они относились к нему? (…с добром) А добро сплачивает людей.
Но вот однажды конь постучался к Фильке. Давайте зачитаем этот эпизод (стр. )
В. Каким мы увидели Фильку в этом эпизоде?
Почему он так поступил?
А как он назвал коня? Что такое «христарадник»? («христарадник» -это человек, который просит подаяние Христа ради)
Большое внимание в тексте отводится детали, которая по–особому характеризует героя.
Какая деталь привлекла ваше внимание? (слеза, что вытекла из глаз коня). Значит, животные тоже плачут, у них тоже есть душа. А Филька ранил его душу.
Что же случилось в Бережках после Филькиного поступка? (зачитать, стр. или пересказать)
Итак, Филька совершил зло.
В. А можно ли зло изменить? (Можно. Когда поймешь свои ошибки и захочешь их исправить)
Когда же Филька понял, что он совершил злой поступок? (когда слушал рассказ бабушки)
Как вы думаете, о чем думал Филька, слушая бабушку?
А как мальчик себя вел?
Давайте ребята проследим этот трудный путь Фильки от зла к добру.
Почему Филька решил идти именно к Панкрату? Как он шел?
И вот Филька у Панкрата.
В. Что посоветовал Панкрат Фильке?
Что придумал Филька?
Кого еще на помощь ребятам позвал старый Панкрат?
Что помогло старикам и детям справиться с морозом?
Ребята. А мы всех помощников Фильки назвали? Не забывайте, что у нас сказка и в ней должны быть волшебные помощники, кто же это? (сорока)
Как сорока помогла Фильке? И что сделал теплый ветер?
– Каков же результат взаимодействия всех помощников?
(Они прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба)
– Вот мы с вами и подошли к эпиграфам урока.
Выполнил ли Филька свой долг, сумел ли исправить свою ошибку?
(Да, Филька сумел ошибиться, но потом сумел исправить свою ошибку)
– Да, Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный человек, у него хватило и душевных, и физических сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил, а значит – он приблизился к прекрасному.
– Но сказка на этом не закончилась. Прочитаем о том, как Филька помирился с конем (стр. ).
Чему же учит сказка Паустовского?
(Сказка учит правильно жить, с добром относиться к людям. И тогда жить станет легче, интереснее. Надо делать добро людям, а если ошибешься, то не надо бояться покаяться и исправить ошибку.)Так и сделал герой сказки – Филька.)
– Почему сказка называется “Теплый хлеб”?
(Потому что хлеб издавна главная пища крестьян, он всему голова, Выращивая его, человек добывает себе не только пропитание, но и уважение, свое человеческое достоинство.)
– Поэтому, ребята, мне кажется, что мы можем выделить в этой сказке еще один образ – образ хлеба. А Паустовский важность хлеба подчеркнул в названии своего произведения.
Мы знаем два вида сказок: народные сказки и литературные ( в чем отличие?).
В. Что общего между сказкой Паустовского и народными сказками? (добро побеждает зло)
IV. Домашнее задание.
А дома вы, ребята, напишете речь Фильки, с которой он обратился к ребятам за помощью. Учтите, что с этими ребятами он плохо дружил, говорил им : “ Да ну тебя!”, обижал их. Найдите душевные слова, которые помогли Фильке «достучаться» до ребят и подружиться с ними, которые и ребятам помогли простить Фильку и помочь ему.
(Если позволяет время, можно предложить учащимся ответить на следующие вопросы)
ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ
Какой масти был раненый конь? 1)
Кто взял себе коня? 2)
Какое прозвище имел Филька? 3)
4. Что сделал Филька с куском хлеба после 4)
того, как ударил коня?
5. Что случилось в природе после этого? 5)
6. Сколько лет назад был такой же мороз? 6)
7. От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? 7)
8. Что посоветовал Фильке Панкрат? 8)
9. Сколько времени дал Фильке Панкрат? 9)
10. Кто был свидетелем беседы Фильки и Панкрата? 10)
11. Что придумал Филька? 11)
12. Какую роль сыграла в спасении людей сорока? 12)
13. Что понес Филька раненому коню? 13)
14. Что конь сделал после того, как съел хлеб? 14)