kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

С.А. Есенин «Берёза».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации, осознание эстетической ценности предложенного  произведения,  выделяя  общие  и  существенные  признаки,  делая   обобщающие  выводы. 

Просмотр содержимого документа
«С.А. Есенин «Берёза».»

Технологическая карта урока

Учитель

Кульченкова О.А.

Предмет

Чтение

Класс, количество человек

5 класс, 11 чел.

Тема

С.А. Есенин «Берёза».

Тип урока

Комбинированный.

Цель урока

Создание условий для ознакомления с предложенной темой.

Задачи урока

Учить правильному беглому чтению, подробному содержанию прочитанного текста.

Корригировать и развивать вербальную память обучающихся на основе запоминания прочитанного.

Воспитывать мотивацию к обучению.

Формируемые БУД

Личностные результаты БУД: формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации, осознание эстетической ценности предложенного произведения, выделяя  общие  и  существенные  признаки,  делая   обобщающие  выводы.

Регулятивные БУД: слушать учителя, понимать и выполнять задания на уроке.

Познавательные БУД: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения.

Коммуникативные БУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, участвовать в диалоге; слушать и понимать учителя.

Предметные БУД: определять последовательность событий, составлять план; рассказывать по плану.

Оборудование

Учебники, мультимедийная презентация, тетради, портрет С.А.Есенина, репродукции картин, карточки для рефлексии, книжная выставка, карточки со значением словарных слов, рисунки детей

Планируемые результаты






Характеристика деятельности обучающихся

Знать: содержание прочитанного текста.

Уметь: читать бегло, выразительно, правильно; осознавать последовательность событий, работать с текстом; анализировать текст с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения. Познакомиться с произведением классической литературы о природе, о берёзе; учиться выразительно читать стихотворение; видеть красоту зимней природы вокруг, в стихах, на  картинах; воспитывать любовь к природе;

Активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения, раскрыть авторское  отношение к природе, способствовать развитию воображения, связной речи,   художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов, умения   анализировать; воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову. Оценивать свои достижения и достижения товарищей.


Этапы урока


1.Организационный момент.

-Формировать способность к самоорганизации.













2.Мотивация к учебной деятельности. -Воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений обучающихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.



Речевая разминка











3.Проверка домашнего задания.

-Организовать работу по изученному материалу.


а) Работа с сигнальными

карточками

«Мозговой штурм».



б) Проверка д/з.

Выразительное чтение

стихотворения

обучающимися по цепочке.

С.Есенин «Поёт зима – аукает».

4. Введение в тему.

-Создать условия для развития познавательного интереса;

-организовать работу по дидактическому материалу;

-обогащать словарный запас обучающихся;

-определение темы и цели урока.












а) сообщение обучающегося о создании автором стихотворения «Береза».


-Организация работы по умению аргументировать свою точку зрения.


















б) выставка книг С.А.Есенина.

в) Аудиозапись стихотворения «Береза»

-Создать условия для развития познавательного интереса.

  1. г) Проверка восприятия





д) Словарная работа

- обогащать словарный запас обучающихся.







Физминутка





  1. -Первичное чтение

«жужжащим» про себя


5. Актуализация знаний. Первичное закрепление материала.

  1. а) Вторичное чтение.

Анализ текста, выборочное чтение.

-Анализ имеющихся знаний. Воспроизведение ранее изученного, установление преемственности связей прежних и новых знаний и применение их  в новых ситуациях.





















б) работа над выразительностью

(чтение по цепочке)

Организовать работу, используя наглядный материал по заданию.



в) Аудиозапись народной песни «Берёза»


г) Польза берёзы.

-Организовать работу, используя наглядный материал по заданию.

д) Народные приметы о берёзе

(чтение с карточек)

-Обогащать словарный запас обучающихся.




6.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

-Раскрытие сущности новых понятий.

-Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся.

-Развитие навыков работы в сотрудничестве, организация самостоятельной работы в группе.









-Творчество детей (раскрашивание)




7.Этап реализации.

-Организовать выполнение обучающимися заданий на новый способ действий.

-Зафиксировать затруднения при выполнении творческого задания учебного действия повторение.

-Воспитывать бережное отношение к природе и её охране.

8.Продукт деятельности. Закрепление изученного материала.

Обобщить полученные на уроке сведения.



9.Рефлексия учебной деятельности

-Организовать самооценку деятельности обучающихся







Домашнее задание: 

стр.139 выучить стихотворение наизусть.

Деятельность учителя


Приветствие.


Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать, рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно включайся в работу, дружок!

-Я вижу напряженные лица. Видимо это от того, что у нас гости. Давайте выполним такое упражнение «Сдуй снежинку»:

-Представьте, что снежинка лежит у вас на ладошке, набрали воздуха и сдули снежинку с ладошки, медленно выдыхая воздух. А вместе со снежинкой улетают тревога, все отрицательные эмоции.


Слайд 2 – Работа с предложением - Блестят снежинки в золотом огне… 

-Прочитайте предложение, записанное на доске медленно вполголоса

Блестят снежинки в золотом огне.  …

Прочитаем хором шёпотом, прочитаем громко, прочитаем вслух.

Прочитаем, выделяя голосом глагол, существительные, прилагательное.

Мысленно подарите добрые слова друг другу, поддержка товарищей принесет вам уверенность в себе и в своих знаниях. Хотелось бы, чтобы вы все были активными на уроке, корректными в общении друг с другом. И в конце урока дали оценку своей работе: Улыбнитесь.

-А чтобы у нас было хорошее настроение на уроке, повернитесь друг к другу. Один из вас раскроет ладошки, а другой кладёт их сверху. Посмотрите ласково в глаза друг другу, чтобы ладошки потеплели. Чувствуете тепло рук? А теперь улыбнитесь друг другу, чтобы ладошки потеплели ещё больше! Начнём урок!



Слайд 3 «Мозговой штурм».

-А сейчас мы с вами проведём

Я читаю вам высказывание, а вы, молча, поднимаете сигнальные карточки (ладошки).

(«да» - зелёного цвета, «нет» - красного цвета).


-Вы читали стихотворение С.А. Есенина «Поёт зима - аукает…» ( Да)

-В данном стихотворении зима жаркая, солнечная, дождливая? (Нет)

-Верны ли строки из стихотворения: …Плывут в страну далёкую летние (седые) облака? (Нет)

-С.Есенин в стихотворении рассказывает о жизни воробьишек? (Да)

-Верны ли строки стихотворения:

А …Воробьишки малые, голодные, усталые жмутся к друг другу поплотней?... (Да)

-Верны ли строки стихотворения: «А вьюга стучит по ставням свешенным?…» (Да)

Слайд 4

С.Есенин «Поёт зима – аукает». Учитель внимательно слушает чтение стихотворения обучающихся, оказывает индивидуальную помощь при затруднении.

-Оценивание.


Слайд 5

Ранее мы узнали, что С. А. Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября (3 октября) 1895 года. Родители его были бедные крестьяне. В 2 года родители отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по линии матери. Целые дни летом мальчик проводил на улице. Он любил бескрайние поля и луга своего родного села, радовался и белой берёзке, и душистой черёмухе, любил цветы, животных

-Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством С.А. Есенина и познакомимся ещё с одним стихотворением. А как оно называется, вы скажите, отгадав загадку:

..Русская красавица, стоит на поляне.

В блестящей кофте, в белом сарафане.  (береза)

Запись в тетрадь темы урока: «С.А. Есенин «Белая берёза».

Слайд 6

Берёза - стало символом России, самое любимое дерево русского народа.  Многие поэты и писатели обращались к её образу, называя её русской красавицей. О ней сложено много песен, былин, сказок. Она – символ женственности и плодородия у многих народов.

-Запишите в тетрадь число и тему урока.

Слайд 7





























Аудиозапись стихотворения «Береза», постарайтесь представить березу такой, какой видел ее С. Есенин.

  1. Проверка восприятия

-О каком времени года говорится в этом стихотворении?

- По каким приметам вы это узнали?


  1. Слайд 8-11 Словарная работа.

Прежде, чем мы начнем читать стихотворение, мы познакомимся со значением некоторых слов

Кайма - полоса по краю ткани, изделия.

Кисти - украшение в виде пучка ниток, шнурков.

Бахрома – ряд свисающих нитей. 

Заря – яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца.


Корень березки сидит глубоко, (садятся) 

Ветки растут высоко-высоко,(встают на носочки и тянутся руками вверх)

Корня березки нам не видать,(садятся)

Веток березки нам не достать. (встают на носочки и тянутся руками вверх)



Первичное чтение

Читаем «жужжащим» чтением




Вторичное чтение. Анализ текста, выборочное чтение.

А)Чтение 1 строфы Слайд 12-13

-Ребята, давайте выделим в этой строфе главное действующее лицо. (береза) 

Подчеркните это слово карандашом.

-Что сделала берёза? (принакрылась)

-Почему не накрылась, не укрылась, а именно принакрылась?

(Она не полностью в снегу, снег только на ветках, его немного.

Этот глагол передаёт нежность к берёзе.)

Б) Чтение 2 строфы. Слайд 14-15

Главное действующее лицо (ветки)

-Что напоминает снег на ветках? (белую бахрому)

-Под белой бахромой автор подразумевает белые ветки.

В) Чтение 3 строфы. Слайд 16-17

-Главное действующее лицо. (снежинки)

-Какая тишина?

-Почему тишина сонная? (вокруг ни звука, полный покой, ни движения).

-А как вы понимаете выражение « и горят снежинки в золотом огне»?

(Солнечные лучи падают на снежинки и они блестят 

Г) Чтение 4 строфы. Слайд 18-19

-Главное действующее лицо (заря)

-А как начинается заря зимой? (лениво, медленно)

-Заря изменяет цвет снега на ветках берёзы.

На что похож снег в 1 строфе, (на серебро) в 3 строфе, (на золото) а в четвёртой? (на серебро)

-В разное время суток, при разном освещении снег похож то на серебро, то на золото.

-Поэт описывает берёзу такой, какой она бывает в течении дня, при разном освещении. Я думаю, что поэт подолгу смотрел на берёзу, любовался ей.


Слайд 20 Работа над выразительностью

-В каждой строфе мы выделяли главных действующих лиц:

берёзу, ветки, снежинки, зарю.

Эти слова нужно выделить голосом, прочитать с акцентом на них. Прочитаем выразительно, используя текст с пометками. Прочитайте так, чтобы все увидели нарядную, тихую берёзку.

-А сколько песен сложено про русскую березу!        

-Давайте прослушаем аудиозапись песни «Берёза» в исполнении народного рязанского хора.

Вывод: передана теплота, душевность, красота русского народа.

Слайд 21

-А какую пользу приносит берёза людям?

Листья и почки являются лекарственными.         

Березовые дрова дают много тепла.

Весной береза выделяет полезный сок.

Из бересты - это кора березы, раньше плели корзины, из древесины изготавливают мебель, лыжи, фанеру.

Слайд 22

1.Иней на березах – к морозу.

2.У березы много соку – к дождливому лету 

3.Когда береза распускается – сейте овес, лопаются сережки – сей овес.

4.Соловей начинает петь, напившись росы с березового листа.


А как еще можно показать красоту березы? (с помощью красок).

Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Слайд 23 Картина « И. Э.Грабаря Февральская лазурь»                                           

Слайд 24 Картина Татьяна Сергеевна Юшманова «Зима».

Слайд 25 Картина Виктора Михайловича Тормосова «Зимнее утро».

Слайд 26 Картина Ивана Ивановича Шишкина «Первый снег».

Слайд 27 Картина Дмитрия Лёвина «Зимняя сказка».

Слайд 28 Картина Василия Николаевича Бакшеева «Иней».

Слайд 29 Картина Николая Лукиянова «Берёзы в зимнем поле».

Слайд 30 Картина Сергея Фёдоровича Шишко «Зима».

-Художники передали настроение зимнего леса: морозное, солнечное утро, небо, березы, снег – все так и дышит свежестью. Такое ощущение, что сам присутствуешь среди этих красивых русских берёз

-Какая из картин больше всего подходит к стихотворению «Береза»?                                                         


Учитель знакомит обучающихся с художественной выставкой, детских рисунков по теме С.А. Есенин «Берёза».


Слайд 31

-Я тоже предлагаю вам побыть сегодня на уроке художниками и изобразить красоту зимней русской берёзы. А работать вы будете цветными карандашами.

Оказывается обучающимся индивидуальная помощь

Вывод: показ работ обучающихся, анализ каждой работы обучающимся, затруднявшимся в раскрашивании берёзы..


Всё хорошо, когда всё хорошо заканчивается!

-И у нас с вами тоже подходит к концу урок чтения.

-Какой вы сделали вывод для себя сегодня, познакомившись со стихотворением С.А.Есенина «Берёза»?








-Мы сегодня с вами:

-рисовали, значит, были...(художниками)

-слушали, значит, были… (слушателями)

-исследовали зимний лес, значит, были…(исследователями)

Посмотрите, какая у нас получилась берёза. Среди нас есть и внимательные слушатели, талантливые художники и любознательные исследователи.

Слайд 32

-Организовать самооценку деятельности обучающихся.

-Оцените свою работу на уроке, используя шаблоны цветных квадратов:

зелёный – я хорошо потрудился на уроке, мне было интересно, я доволен своей работой;

жёлтый – у меня возникли трудности на уроке, но я с ними справился, я понял свои ошибки, и больше постараюсь их не допускать;

красный – я на уроке допустил много ошибок, я считаю, что мне нужно ещё поработать над этой темой.

Учитель выставляет оценки за урок, анализируя работу обучающихся.

Объяснение выполнения домашнего задания.


Деятельность обучающегося


Слушают учителя
















Выполняют задание























Выполнение задания









Выразительное чтение стихотворения






























Запись в тетрадь


заранее подготовленный обучающийся

В осенние и зимние вечера, забравшись на печь, Серёжа любил слушать бабушкины сказки, её грустные степные песни. Хотелось самому сочинять, и свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Первое же напечатанное стихотворение Есенина «Берёза» появилось, когда ему было 19 лет в журнале «Мирок»

С Есенин – исконно русский, глубоко национальный поэт. Его называли певцом русской природы. Сергей Есенин прожил очень мало. Но и за это время он достиг многого и мы, русские люди, горды тем, что российская деревня дала миру гениального художника слова.




Знакомятся с книжной выставкой




Прослушивание аудизаписи стихотворения





Слова записывают в тетрадь




Самостоятельно про себя













Отвечают, анализируют








Отвечают, анализируют





































Прослушивают, высказывают своё мнение



Прослушивают русскую народную



Читают вслух, высказывают своё мнение.



Отвечают на вопросы учителя


Просмотр предложенных картин и рассуждение о них.













Просмотр предложенных рисунков




Выполняют предложенное задание






Высказывают свою точку зрения.



















Оценивают свою деятельность на уроке.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
С.А. Есенин «Берёза».

Автор: Кульченкова Ольга Алексеевна

Дата: 14.02.2021

Номер свидетельства: 573165

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока по литературному чтению "С.Есенин "Берёза". "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-s-iesienin-bierioza"
    ["file_id"] => string(6) "103958"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402652805"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект занятия по теме: «С. Есенин «Берёза» (заучивание) "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-zaniatiia-po-tiemie-s-iesienin-bierioza-zauchivaniie"
    ["file_id"] => string(6) "178851"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424885824"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(31) "С. Есенин "Берёза""
    ["seo_title"] => string(16) "s_esenin_berioza"
    ["file_id"] => string(6) "542913"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1584291012"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока литературного чтения "С.Есенин. Берёза""
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt_uroka_litieraturnogho_chtieniia_s_iesienin_bierioza"
    ["file_id"] => string(6) "422622"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1497956682"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока по ОС "Гармония",  С. Есенин "Берёза ""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-po-os-garmoniia-s-iesienin-bierioza"
    ["file_id"] => string(6) "256634"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448191917"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства