kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения "С.Есенин. Берёза"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ознакомить детей с краткой биографией С. А. Есенина и его стихотворением "Берёза".

Задачи:

  • дать понятие метафоры;
  • продолжить формировать умение видеть образные языковые средства;
  • совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связано рассказывать о своих впечатлениях;
  • развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления на примере сравнения картин и стихотворения, творческое воображение;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • воспитывать познавательную активность учащихся; прививать любовь к родной природе.

    Цель: ознакомить детей с краткой биографией С. А. Есенина и его стихотворением "Берёза".

    Задачи:

  • дать понятие метафоры;
  • продолжить формировать умение видеть образные языковые средства;
  • совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связано рассказывать о своих впечатлениях;
  • развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления на примере сравнения картин и стихотворения, творческое воображение;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • воспитывать познавательную активность учащихся; прививать любовь к родной природе.

    Цель: ознакомить детей с краткой биографией С. А. Есенина и его стихотворением "Берёза".

    Задачи:

  • дать понятие метафоры;
  • продолжить формировать умение видеть образные языковые средства;
  • совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связано рассказывать о своих впечатлениях;
  • развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления на примере сравнения картин и стихотворения, творческое воображение;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • воспитывать познавательную активность учащихся; прививать любовь к родной природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения "С.Есенин. Берёза"»

ТЕМА УРОКА: С. Есенин «Берёза». Стихи о берёзе.

Цель: ознакомить детей с краткой биографией С. А. Есенина и его стихотворением "Берёза".

Задачи:

  • дать понятие метафоры;

  • продолжить формировать умение видеть образные языковые средства;

  • совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связано рассказывать о своих впечатлениях;

  • развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления на примере сравнения картин и стихотворения, творческое воображение;

  • расширять словарный запас учащихся;

  • воспитывать познавательную активность учащихся; прививать любовь к родной природе.

Тип урока: групповая работа.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Методы ведения урока:  словесный (беседа), практический, проблемный, самостоятельная работа, творческая работа.

Использование литературных приёмов: звукопись, олицетворение, эпитет, метафора, сравнение.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, портрет С.А.Есенина, портреты К. Бальмонта, Ф. Тютчева, К. Фета, С. Михалкова, карточки с отрывками из их стихотворений, музыка П.И.Чайковского, репродукции картин, толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, план анализа стихотворения, карточки с описанием литературных приёмов, магнитные буквы, снежинки белого и синего цвета, карточки для рефлексии.

Формируемые универсальные учебные действия:

личностные результаты:

  • развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому;

  • развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

метапредметные результаты:

регулятивные УУД

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

познавательные УУД

- строить рассуждения;

- обобщать, делать выводы.

коммуникативные УУД

-строить понятные для партнёра высказывания;

- владеть диалогической формой речи.

Характеристика деятельности учащихся:

Познакомиться с произведением классической литературы о природе, о берёзе; учиться выразительно читать стихи; видеть красоту зимней природы вокруг, в стихах, на  картинах; воспитывать любовь к природе;

активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения, раскрыть авторское  отношение к природе, способствовать развитию воображения, связной речи,   художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов, умения   анализировать; воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову. Оценивать свои достижения и достижения товарищей.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать, рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно включайся в работу, дружок!

Необычный день у нас.

Гости к нам пожаловали в класс.

- Что гостям сказать нам надо?

(-Видеть Вас мы очень рады!)

Мысленно подарите добрые слова друг другу, поддержка товарищей принесет вам уверенность в себе и в своих знаниях. Хотелось бы, чтобы вы все были активными на уроке, корректными в общении друг с другом. И в конце урока дали оценку своей работе: Улыбнитесь.

- А чтобы у нас было хорошее настроение на уроке, повернитесь друг к другу. Один из вас раскроет ладошки, а другой кладёт их сверху. Посмотрите ласково в глаза друг другу, чтобы ладошки потеплели. Чувствуете тепло рук? А теперь улыбнитесь друг другу, чтобы ладошки потеплели ещё больше!

- Начнём урок!

  1. Самоопределение к деятельности.

Приём звукописи. Звучит мелодия.

Сегодня мы познакомимся со стихотворением известного поэта, который многие стихотворения посвятил зиме.

Постарайтесь услышать его фамилию.

В этом имени – слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет,

Что- то есть в нём

От русских песен-

Поднебесье, тихие веси,

Синь берёзы

И синь – рассвет.

Что-то есть в нём

И от весенней

Грусти, юности

И чистоты…

Назовите фамилию поэта.

Только скажут-

«Сергей Есенин»,

Всей России встают черты… Николай Браун.

IV. Получение новых знаний. Рассказ об авторе. Повесить на доску портрет С. Есенина.

Посмотрите на портрет поэта. Всмотритесь в это лицо. Попробуйте, глядя на портрет поэта, представить, каким был человеком Сергей Александрович Есенин? Он молодой и красивый, у него очень умные и добрые глаза. Он задумчивый и мечтательный.

Недаром имя у него – Есенин. Есенин – весенний гений, так хорошо рифмуется. В нём действительно есть что-то весеннее. Он – гордость русского народа. Его стихи – живой родник. Посмотрите, какое одухотворенное лицо, глаза, устремленные вдаль. Губы слегка приоткрыты, словно он что-то шепчет. А может в этот момент и рождаются строки стихотворений.

С. А. Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября (3 октября) 1895 года. Родители его были бедные крестьяне. Когда мальчику было 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Целые дни летом мальчик проводил на воле. Он любил бескрайние поля и луга своего родного села, радовался и белой берёзке, и душистой черёмухе, любил цветы, животных… В осенние и зимние вечера, забравшись на печь, любил он слушать бабушкины сказки, её грустные степные песни. Хотелось самому сочинять, и свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Первое же напечатанное стихотворение Есенина «Берёза» появилось, когда ему было 19 лет в журнале «Мирок». В этом же журнале были напечатаны и его другие стихи. Но «писать для детей – надо особый дар иметь», - говорил Есенин и редко писал для них. С Есенин – исконно русский, глубоко национальный поэт. Он воспевал в своих стихах природу и не зря его называли певцом русской природы. Сергей Есенин прожил очень мало, всего 30 лет. Но и за это время он достиг многого и мы, русские люди, горды тем, что российская деревня дала миру гениального художника слова.

V. Выставка книг.

Все эти книги посвящены творчеству С. А. Есенина. Вы их нашли в библиотеке, дома. А я буду рада, если вы заинтересуетесь творчеством этого поэта и почитаете что-то самостоятельно.

VI. Подготовка к восприятию.

Итак, давайте мы сейчас перенесемся в мир природы. Посмотрите на картины природы. Что изображено на иллюстрациях? Зимние деревья. Назовите их. Какое из этих деревьев стало символом России, самое любимое дерево русского народа. Берёза. Многие поэты и писатели обращались к её образу, называя её русской красавицей. О ней сложено много песен, былин, сказок. Её видят как хитрую помощницу, как заколдованную девицу, как прообраз Золотой рыбки. Она – символ женственности и плодородия у многих народов.

а) Первичное чтение: задание перед чтением: представьте себя художниками, подумайте во время чтения. Закройте глаза, послушайте стихотворение и постарайтесь увидеть берёзку. А затем скажете мне, какой вы её увидели.

б) Анализ первичного восприятия: ответ на поставленный вопрос (совещание в группе) (30 сек.), рассуждение.

Какой же предстала перед вами берёзка?

В какое время года описано деревце?

Это первое опубликованное стихотворение С. Есенина. Ему было 19 лет.

в) Вторичное чтение: словарная работа («жужжащее» чтение)

Выделить карандашом непонятные слова. Чтение непонятных слов

(Бахрома, кайма, кисти, заря)

Работа со словарём: каждая группа ищет определённое слово, читает, сверяется с образцом в презентации.

  1. КИСТЬ,2. БАХРОМА ,3. КАЙМА, 4.ЗАРЯ

ВЫВОД: цель работы со словарём.

ФИЗМИНУТКА.

г) Работа над литературными приёмами.

Каждый автор старается украсить своё произведение, используя различные литературные приёмы. С какими из них вы уже знакомы?

Название приёма и его характеристика.

Задание: найти применение данного литературного приёма у Есенина.

Задание по группам (подчеркнуть)

Сравнение: снег точно серебро, похож на белую бахрому;

Олицетворение: сонная тишина, принакрылась, а заря лениво, обходя кругом, обсыпает;

Метафора: снежною каймой, распустились кисти, белой бахромой, и горят снежинки в золотом огне, обсыпает ветки новым серебром;

Эпитет: на пушистых ветках, сонная тишина.

Как вы думаете, когда снег похож на серебро, когда на золото? (в разное время суток, при разном освещении).

Как понимаете выражение? Заря обсыпает ветви новым серебром (заря изменяет цвет снега).

Какие краски использовал автор, чтобы описать берёзку? Белая, серебристая.

Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете.

Особенно интересно в стихотворении описание инея, найдите это описание.

Какой художественный прием использует автор? Сравнение.

Как говорит о кистях берёзы?

О чем ещё мы так говорим? Цветы.

Как называется такой прием? Сравнение.

Найдите ещё в тексте сравнения. Зачитайте.

Какое время дня рисует поэт? Утро.

Почему вы так решили? Заря.

Солнечное это утро, или пасмурное? Горят в золотом огне.

Прочитайте, как занимается заря зимой.

Какой литературный приём использует автор в создании образа берёзы? Олицетворение.

Докажите это строчками из стихотворения.

Где ещё используется этот прием?

Какое чувство, настроение создал поэт? Волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда.

Когда у вас возникает похожее настроение? Перед новым годом.

Возможно, что автор тоже описывает утро после нового года.

Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, неторопливый или медленный?

Мы видим, что Есенин описал березу такой, какой она бывает зимой в течение всего солнечного морозного дня. Это говорит о том, что он часто и подолгу смотрел на нее.

Почему? Каково его отношение к березе? Какие чувства он выразил в этом стихотворении?

Поэт любовался березой, восхищался ее красотой. Есенин выразил в стихотворении свою любовь к природе.

Применение новых знаний:

а) Картины зимней природы:

1 ГРУППА.У кого из вас зима является любимым временем года? Почему?

Известные художники изображали берёзу в разные времена года. Посмотрите, какой она может быть разной.

Сегодня я предлагаю вам немного побыть художниками.

Выполнение рисунков под мелодию «Белая берёза…»

2 ГРУППА. - В поэзии С.А.Есенина много «золотых» и «серебряных» слов – серебрит, золотые, серебряные, серебром, золотом…Вставьте их на месте пропущенных слов

1.Кругом роса медвяная

Сползает по коре.

А рядом зелень пряная

Сияет в …(серебре «Черёмуха»)

2. Ночь. Вокруг тишина.

Ручеёк лишь журчит.

Своим блеском луна

Всё вокруг …(серебрит. «Ночь»)

3. А заря лениво.

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым…(серебром. «Берёза»)

4. Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки.

И горят … росы. (Серебряные. «С добрым утром»)

5. Ночь. Вокруг тишина.

В природе всё спит.

Своим блеском луна

Всё вокруг … (серебрит.»Ночь»)

6. …река.

….ручей.

…трава.

Орошённых степей.

(Серебрится 3 раза «Ночь»)

3 ГРУППА. - А хорошо ли вы знаете произведения С.Есенина?

1. Черёмуха душистая

С весною … (расцвела).

2. Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт

И вкрадчиво под кручею

Ей … поёт (песенки)

3. Поёт зима аукает, Мохнатый … баюкает. (Лес)

4. Воробышки игривые

Как детки сиротливые

Прижались у … (окна)

5. Ночь. Вокруг тишина

В природе всё спит

Своим блеском луна

Всё вокруг … (серебрит)

6. Белая берёза

Под моим … (окном)

б) Соединить понятия с Есенинскими (карточки) – работа в группах.

Соединить понятие с есенинским определением. За каждый правильный ответ поставьте "+".

Вариант 1.

понятие

Есенинское определение

"+"

берёза

пушистые

 

ветки

золотой

 

бахрома

точно серебро

 

тишина

белая

 

заря

снежная

 

кайма

ленивая

 

огонь

белая

 

снег

сонная

 

 

итоговый бал

 

  • 7-8 баллов - произведение усвоено отлично.

  • 4-6 балла - усвоено не полностью.

  • 3 балла - подучите стихотворение.

Исследовательская работа учащихся.

На каждой парте лежат лист со стихотворениями Сергея Есенина. Ромашка.

- Если вы внимательно читали стихи Сергея Есенина, то, наверное, заметили, что стихи наполнены удивительными красками. Вчитаемся еще раз в стихотворения, определим их цветовую гамму.

- Оживим ромашки любимыми есенинскими красками. Пусть каждый лепесток будет раскрашен в любимый Есениным цвет.

- Докажите строчками из стихотворений наличие того или иного цвета.

Белый цвет…

БЕРЁЗА

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

Голубой цвет…

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

Синий…

Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Вззвенивает лес.

Тенькает синица

Меж лесных кудрей,

Темным елям снится

Гомон косарей.

По лугу со скрипом

Тянется обоз —

Суховатой липой

Пахнет от колес.

Слухают ракиты

Посвист ветряной...

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной.

Зеленый…

С добрым утром.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"

Красный, малиновый…

Лебёдушка

Из-за леса, леса темного,
Подымалась красна зорюшка,
Рассыпала ясной радугой
Огоньки-лучи багровые.

Загорались ярким пламенем
Сосны старые, могучие,
Наряжали сетки хвойные
В покрывала златотканые.

А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.

В это утро вместе с солнышком
Уж из тех ли темных зарослей
Выплывала, словно зоренька,
Белоснежная лебедушка.

Желтый, золотой…

Черёмуха

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

- Вот видите, ребята, как разнообразна цветовая гамма стихов С.Есенина. Мир природы становится более насыщенным. Такой приём в литературе называется – цветопись.

(Учитель собирает ромашки и вывешивает их на зеленое поле)

Слушание романса на стихи Сергея Есенина.

- Ребята, вы прослушали сегодня стихотворения С. Есенина. Заметили ли вы, как они мелодичны, певучи, легко рифмуются, легко заучиваются, лиричны?
- Мы можем сказать, что близки к песне. И это не случайно. Поэзия Есенина музыкальна, потому что Сергей Есенин очень любил народные песни. За ними он проводил целые вечера, он хорошо знал русскую песню; грустную, задорную, старинную, современную, он понимал, а главное – чувствовал ее. Самой большой радостью было упросить мать Татьяну Федоровну спеть народную песню.
Композиторы создавали произведения, навеянные стихотворными образами поэзии Есенина. Сейчас вы услышите романс на стихи Есенина “Отговорила роща золотая”. Давайте окунемся в глубину цвета и музыки, написанной на великолепные стихи.

Звучит романс на стихи Сергея Есенина «Отговорила роща золотая»

Самостоятельная работа. Работа с ноутбуками. Тестирование. Выбери правильный ответ.

1. Объясни, что обозначает здесь слово “кисть”?

а) разветвлённое соцветие на длинном стебле;
б) пучок ниток, шнурков, служащий украшением;
в) пучок волос на рукоятке, служащий для нанесения клея, краски;

2. Объясни значение слова “кайма”?

а) ряд свисающих кистей, нитей;
б) длинная, узкая лента;
в) полоса, обшивка по краю чего-нибудь;

3. Объясни значение слова “бахрома”?

а) ряд свисающих кистей, нитей;
б) длинная, узкая лента;
в) полоса, обшивка по краю чего-нибудь;

4. С чем поэт сравнивает снег?

а) с золотом; б) с алмазами; в) с серебром; г) с хрусталиками;

5. Какой поэт называет тишину?

а) мёртвой; б) тревожной; в) сонной; г) глубокой;

6. Чем заря обсыпает ветки берёзы?

а) новым серебром; б) новым золотом; в) солнечными лучами; г) алыми маковыми лепестками;

7. Какое настроение передаёт это стихотворение?

а) радостное, бодрое; б) спокойное, задумчивое;

в) грустное, тревожное; г) весёлое, шутливое;

8. Какие чувства передаёт это стихотворение?

а) сомнение, удивление; б) испуг, сочувствие;

в) любование, восхищение; г) веселье, восторг;

Рефлексия:

- Мы сегодня с вами:

- рисовали, значит, были...(художниками)

- слушали, значит, были… (слушателями)

- исследовали зимний лес, значит, были…(исследователями)

Детям предлагается плакат с нарисованной берёзкой и три коробочки с нарисованными листочками трёх цветов. Кому на уроке понравилось быть слушателями – прикрепляют жёлтые листочки, художниками – зелёные, исследователями – оранжевые.

Посмотрите, какая у нас получилась берёза. Среди нас есть и внимательные слушатели, талантливые художники и любознательные исследователи.

Итог: закончите предложения: (на карточках)

Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение С Есенина «Берёза», оживить берёзку.

Сочинить стихи по рифме:
…снежинки …зима
… на тропинке …терема
… у реки …кругом
…уголки …серебром
…дома
…зима

















10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока литературного чтения "С.Есенин. Берёза"

Автор: Столбовая Елена Александровна

Дата: 20.06.2017

Номер свидетельства: 422622


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства