kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению "С.Есенин "Берёза".

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Тема урока: С. Есенин «Берёза»
2 класс
УМК «Школа России»
Цели:
- Приобщать детей к миру поэзии, развивать поэтический слух, наблюдать  над звукоподражанием;
- учить детей представлять себе картины природы, изображенные поэтом.
- Учить детей словесному рисованию, учить высказывать свои впечатления, делиться своими представлениями с товарищами, расширять словарный запас слов,  кругозор
- Учить детей выразительно читать стихи о природе
-воспитывать сочувствие к зимующим птицам, желание им помочь.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений);
- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке.
 Познавательные универсальные учебные действия:?
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.
- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- осознанно и произвольно?? строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, учебная игра, диалог);
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки со стихотворением  с пропусками, рисунок берёзы, запись романса «Белая береза».

1. Организационный момент.
-Покажите выражение  лица с которым вы пришли на урок?
-Почему вы улыбаетесь?
- Я вижу грустные лица, испуганные глаза. Видимо это от того, что у нас гости.
Давайте выполним такое упражнение  «Выливание из кувшинчика»
 ( Дети сидя, медленно наклоняют голову к полу и выливают из себя страх, тревогу, отрицательные эмоции)


2. Речевая разминка.
Снежок порхает, кружится, на улице бело.
И превратились лужицы в холодное стекло.

Вопросы.
_ Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
- Начните читать читать быстро и постепенно  замедляйте темп.
-Начните читать шёпотом и постепенно усиливайте голос.
_ Начните читать громко и постепенно переходите на щёпот

3. Проверка домашнего задания.
С.Есенин « Поет зима-аукает»

4. Ребята , я предлагаю сейчас  собрать и прочитать несколько пословиц ( групповая технология)

Кто за Родину горой, тот и герой.
Человек без родины — что соловей без песни.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Ребята, скажите, о чем идет речь в пословицах?
О Родине. ( прикрепляется  на доску слово РОДИНА).

-Какого поэта считали певцом своей Родины?

Сергея Есенина.  ( прикрепляется слово ЕСЕНИН)

- Что вы знаете о Сергее Есенине?

           А теперь отгадайте загадки.

В зеленой кофточке, в белом сарафане.
Стоит Алена: платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.

Клейкие почки, зелёные листочки.
 С белой корой стоит под горой. ( прикрепляется слово БЕРЕЗА)

Береза растет в России с незапамятных времен и считается самым любимым деревом. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы. После свадьбы молодожены сажали около дома две березы с надеждой, что защитят они от молнии и отпугнут зло, принесут здоровье и счастье всей семье.

5. Самоопределение.

-Ребята, как вы думаете почему мы ,когда говорим о Родине, вспомнили Есенина и березу? ( Их можно назвать символами РОССИИ) – проблемная ситуация.

- Кто может догадаться, чем мы на уроке будем заниматься, какова тема урока?

- Сергей Есенин великий русский поэт, который  своим творчеством  прославил нашу страну. Он очень любил свою Родину, её природу. И это отразилось в стихах Есенина. Мы сегодня познакомимся со стихотворением «Белая Берёза». Оно было опубликовано первым  в Московском детском журнале  «Мирок», когда Сергею Есенину было только 19 лет.
Откройте учебник, посмотрите, оправдались ли наши предположения?

Чтение стихотворение ( аудиозапись)

- Понравилось ли вам это стихотворение? Почему?
-Какими красками нарисовано это стихотворение?
-У какого времени года эти краски?

6. Возьмите стихотворения на столе , прочитайте его про себя и подчеркните  непонятные слова (работа в парах)

7.Словарная работа.

Кисть -   пучок нитей, служащих для украшения чего-либо.
Бахрома –  тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, а также ряд таких свисающих нитей, кистей.
Кайма –  полоса по краю какого-либо предмета, ткани ит.п.,  отличающаяся цветом, узором, материалом.
Заря –  яркое освещение горизонта перед восходом  и после захода солнца.
 
Прежде чем мы начнём работать по теме я хочу вам напомнить, чтобы выразительно      прочитать стихотворение, показать всю  необыкновенную красоту  слова, нам необходимо  внимательно слушать.

- А теперь давайте перечитаем это стихотворение, чтобы лучше понять и почувствовать его.

Я предлагаю сейчас прочитать бинарным чтением по цепочке.

- Какой перед вами предстала берёзка?
- Какие краски использовал автор, чтобы описать берёзку?
Белая, серебристая.
- Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете.
Особенно интересно в стихотворении описание инея, найдите это описание.
- Какой художественный прием использует автор?
- Сравнение.

- Как говорит о кистях берёзы?
- О чем ещё мы так говорим? Цветы.
- Как называется такой прием?
Сравнение.
- Найдите ещё в тексте сравнения.
Зачитайте.
- Какое время дня рисует поэт?
Утро.
- Почему вы так решили?
Заря.
- Солнечное это утро, или пасмурное?
Горят в золотом огне.
- Прочитайте, как занимается заря зимой.
- Какой литературный приём использует автор в создании образа берёзы?
Олицетворение.
- Докажите это строчками из стихотворения.
- Какое чувство, настроение создал поэт?
Волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда.
- Где по - вашему нужно немножко приостановиться?
- Где читать быстрее?
-Чтение хорошо читающими детьми.

8.Физкультминутка.
- Закройте глаза.
-Представьте, что мы идём по березовому  лесу. Хорошо в лесу. Тихо падают снежинки. Поднимите лицо. Ощутите прохладу и свежесть снежинок.
На ваши ладошки упали снежинки.
Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю.
Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки.
Закружились снежинки в хороводе.
Идём дальше.
Посмотрите направо: на ветке березы сидит снегирь.
Налево, под ёлкой, сидит заяц.
Не торопясь, выходим из леса.
Потянитесь, вздохните, почувствуйте, каким лёгким стало тело.
Садитесь.

9.Работа над запоминанием текста.

Я предлагаю поиграть в игру. Мы должны соединить пары слов ,так как их соединил Сергей Есенин ( т.е. каждый предмет в стихотворении имеет свой неповторимый признак. Найдите его и соедините предмет и признак).

Выиграет та звездочка, которая меньше всего допустит ошибок
 (работа индивидуально)

Самопроверка ( слайд).
10.Игра «Поэты».
Ребята, а как вы считаете, трудно ли быть поэтом?? Мы сейчас посмотрим сумеете ли вы подобрать нужные рифмы и слова к стихотворению ( групповая технология)
Береза
_____________ береза
Под моим ____________
Принакрылась ___________,
Точно ________________.

На пушистых ______________
____________ каймой
Распустились ____________
Белой _____________.

И стоит ____________
В сонной ____________,
И ___________ снежинки
В золотом _____________.

А заря, ____________
Обходя _____________,
обсыпает ____________
Новым _____________.

- Проверим, что у вас получилось. (Заслушивается несколько ответов, а затем сверка с образцом)
- Легко ли быть поэтом?

11.Составление синквейна
1. Береза
2. Кудрявая Белая
3. Принакрылась, распустились, обсыпает.
4. Пословица о Родине, загадка о березе.
5. Символ России.

Какая красивая береза получилась а А.С.Есенина.
При помощи слов, он сумел передать её красоту.
-А как еще можно показать её красоту?
-С помощью красок.
-С помощью музыки.

Прослушивание романса ( на стихотворение С.Есенина «Белая берёза»).

12.Подведение итогов.
Ребята, давайте вспомним, о ком или о чем мы говорили на уроке.
Почему можно объединить РОДИНУ, ЕСЕНИНА, БЕРЕЗКУ ( символы РОССИИ).

Как зовут поэта, о котором мы говорили?
Какие стихотворения вы знаете?
Какие стихотворения вы могли бы рассказать наизусть?

 - Ребята посмотрите у нас тоже в классе есть берёзка, только она не белая, но это пока.

- У вас на столах снежинки . Если вам на уроке было интересно и познавательно, то возьмите снежинку и украсьте ею нашу берёзку. Если, не совсем довольны своей работай на уроке, но в целом вам понравилось, то украсьте берёзку снежинкой. А если вам урок не понравился, вам было скучно и непонятно, то прикрепите снежинку на поляне, а не на березе..

13. Домашнее задание.
- Выучить стихотворение и показать возникшие у вас образы в иллюстрации к нему.

14.Рефлексия.

-Выберете и продолжите любое предложение.
-На уроке я узнал….
-На этом уроке я похвалил бы себя за …
- После урока мне захотелось….
-Сегодня я сумел…..

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "С.Есенин "Берёза". »

11


Тема урока: С. Есенин «Берёза»

2 класс

УМК «Школа России»

Цели:

- Приобщать детей к миру поэзии, развивать поэтический слух, наблюдать над звукоподражанием;

- учить детей представлять себе картины природы, изображенные поэтом.

- Учить детей словесному рисованию, учить высказывать свои впечатления, делиться своими представлениями с товарищами, расширять словарный запас слов, кругозор

- Учить детей выразительно читать стихи о природе

-воспитывать сочувствие к зимующим птицам, желание им помочь.

Регулятивные универсальные учебные действия:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений);
- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; 
- определять и формулировать цель деятельности на уроке.
 Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.
- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.; 
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, учебная игра, диалог);

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки со стихотворением с пропусками, рисунок берёзы, запись романса «Белая береза».


  1. Организационный момент.

-Покажите выражение лица с которым вы пришли на урок?

-Почему вы улыбаетесь?

- Я вижу грустные лица, испуганные глаза. Видимо это от того, что у нас гости.

Давайте выполним такое упражнение «Выливание из кувшинчика»

( Дети сидя, медленно наклоняют голову к полу и выливают из себя страх, тревогу, отрицательные эмоции)



  1. Речевая разминка.

Снежок порхает, кружится, на улице бело.

И превратились лужицы в холодное стекло.


Вопросы.

_ Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

- Начните читать читать быстро и постепенно замедляйте темп.

-Начните читать шёпотом и постепенно усиливайте голос.

_ Начните читать громко и постепенно переходите на щёпот


  1. Проверка домашнего задания.

С.Есенин « Поет зима-аукает»


  1. Ребята , я предлагаю сейчас собрать и прочитать несколько пословиц ( групповая технология)


Кто за Родину горой, тот и герой.

Человек без родины — что соловей без песни.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.


Ребята, скажите, о чем идет речь в пословицах?

О Родине. ( прикрепляется на доску слово РОДИНА).


-Какого поэта считали певцом своей Родины?


Сергея Есенина. ( прикрепляется слово ЕСЕНИН)


- Что вы знаете о Сергее Есенине?


А теперь отгадайте загадки.


В зеленой кофточке, в белом сарафане.

Стоит Алена: платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.


Клейкие почки, зелёные листочки.
С белой корой стоит под горой. ( прикрепляется слово БЕРЕЗА)


Береза растет в России с незапамятных времен и считается самым любимым деревом. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы. После свадьбы молодожены сажали около дома две березы с надеждой, что защитят они от молнии и отпугнут зло, принесут здоровье и счастье всей семье.


  1. Самоопределение.


-Ребята, как вы думаете почему мы ,когда говорим о Родине, вспомнили Есенина и березу? ( Их можно назвать символами РОССИИ) – проблемная ситуация.


- Кто может догадаться, чем мы на уроке будем заниматься, какова тема урока?


- Сергей Есенин великий русский поэт, который своим творчеством прославил нашу страну. Он очень любил свою Родину, её природу. И это отразилось в стихах Есенина. Мы сегодня познакомимся со стихотворением «Белая Берёза». Оно было опубликовано первым в Московском детском журнале «Мирок», когда Сергею Есенину было только 19 лет.

Откройте учебник, посмотрите, оправдались ли наши предположения?


Чтение стихотворение ( аудиозапись)


- Понравилось ли вам это стихотворение? Почему?

-Какими красками нарисовано это стихотворение?

-У какого времени года эти краски?


6. Возьмите стихотворения на столе , прочитайте его про себя и подчеркните непонятные слова (работа в парах)


7.Словарная работа.


Кисть - пучок нитей, служащих для украшения чего-либо.

Бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, а также ряд таких свисающих нитей, кистей.

Кайма – полоса по краю какого-либо предмета, ткани ит.п., отличающаяся цветом, узором, материалом.

Заря – яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца.

Прежде чем мы начнём работать по теме я хочу вам напомнить, чтобы выразительно прочитать стихотворение, показать всю необыкновенную красоту слова, нам необходимо внимательно слушать.


- А теперь давайте перечитаем это стихотворение, чтобы лучше понять и почувствовать его.


Я предлагаю сейчас прочитать бинарным чтением по цепочке.


- Какой перед вами предстала берёзка?

- Какие краски использовал автор, чтобы описать берёзку? 

Белая, серебристая.

- Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете.

Особенно интересно в стихотворении описание инея, найдите это описание.

- Какой художественный прием использует автор?

- Сравнение.


- Как говорит о кистях берёзы?

- О чем ещё мы так говорим? Цветы.

- Как называется такой прием? 

Сравнение.

- Найдите ещё в тексте сравнения.

Зачитайте.

- Какое время дня рисует поэт? 

Утро.

- Почему вы так решили? 

Заря.

- Солнечное это утро, или пасмурное? 

Горят в золотом огне.

- Прочитайте, как занимается заря зимой.

- Какой литературный приём использует автор в создании образа берёзы? 

Олицетворение.

- Докажите это строчками из стихотворения.

- Какое чувство, настроение создал поэт? 

Волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда.

- Где по - вашему нужно немножко приостановиться?

- Где читать быстрее?

-Чтение хорошо читающими детьми.


8.Физкультминутка.

- Закройте глаза.

-Представьте, что мы идём по березовому лесу. Хорошо в лесу. Тихо падают снежинки. Поднимите лицо. Ощутите прохладу и свежесть снежинок.

На ваши ладошки упали снежинки.

Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю.

Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки.

Закружились снежинки в хороводе.

Идём дальше.

Посмотрите направо: на ветке березы сидит снегирь.

Налево, под ёлкой, сидит заяц.

Не торопясь, выходим из леса.

Потянитесь, вздохните, почувствуйте, каким лёгким стало тело.

Садитесь.


9.Работа над запоминанием текста.


Я предлагаю поиграть в игру. Мы должны соединить пары слов ,так как их соединил Сергей Есенин ( т.е. каждый предмет в стихотворении имеет свой неповторимый признак. Найдите его и соедините предмет и признак).


Выиграет та звездочка, которая меньше всего допустит ошибок

(работа индивидуально)


Самопроверка ( слайд).

10.Игра «Поэты».

Ребята, а как вы считаете, трудно ли быть поэтом?? Мы сейчас посмотрим сумеете ли вы подобрать нужные рифмы и слова к стихотворению ( групповая технология)

Береза

_____________ береза

Под моим ____________

Принакрылась ___________,

Точно ________________.


На пушистых ______________

____________ каймой

Распустились ____________

Белой _____________.


И стоит ____________

В сонной ____________,

И ___________ снежинки

В золотом _____________.


А заря, ____________

Обходя _____________,

обсыпает ____________

Новым _____________.


- Проверим, что у вас получилось. (Заслушивается несколько ответов, а затем сверка с образцом)

- Легко ли быть поэтом?


11.Составление синквейна

1. Береза

2. Кудрявая Белая

3. Принакрылась, распустились, обсыпает.

4. Пословица о Родине, загадка о березе.

5. Символ России.


Какая красивая береза получилась а А.С.Есенина.

При помощи слов, он сумел передать её красоту.

-А как еще можно показать её красоту?

-С помощью красок.

-С помощью музыки.


Прослушивание романса ( на стихотворение С.Есенина «Белая берёза»).


12.Подведение итогов.

Ребята, давайте вспомним, о ком или о чем мы говорили на уроке.

Почему можно объединить РОДИНУ, ЕСЕНИНА, БЕРЕЗКУ ( символы РОССИИ).


Как зовут поэта, о котором мы говорили?

Какие стихотворения вы знаете?

Какие стихотворения вы могли бы рассказать наизусть?


- Ребята посмотрите у нас тоже в классе есть берёзка, только она не белая, но это пока.


- У вас на столах снежинки . Если вам на уроке было интересно и познавательно, то возьмите снежинку и украсьте ею нашу берёзку. Если, не совсем довольны своей работай на уроке, но в целом вам понравилось, то украсьте берёзку снежинкой. А если вам урок не понравился, вам было скучно и непонятно, то прикрепите снежинку на поляне, а не на березе..


13. Домашнее задание.

- Выучить стихотворение и показать возникшие у вас образы в иллюстрации к нему.


14.Рефлексия.


-Выберете и продолжите любое предложение.

-На уроке я узнал….

-На этом уроке я похвалил бы себя за …

- После урока мне захотелось….

-Сегодня я сумел…..








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению "С.Есенин "Берёза".

Автор: РУДЗИС ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 103958


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства