~~Тема урока: С. Есенин «Берёза»
2 класс
УМК «Школа России»
Цели:
- Приобщать детей к миру поэзии, развивать поэтический слух, наблюдать над звукоподражанием;
- учить детей представлять себе картины природы, изображенные поэтом.
- Учить детей словесному рисованию, учить высказывать свои впечатления, делиться своими представлениями с товарищами, расширять словарный запас слов, кругозор
- Учить детей выразительно читать стихи о природе
-воспитывать сочувствие к зимующим птицам, желание им помочь.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений);
- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке.
Познавательные универсальные учебные действия:?
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.
- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- осознанно и произвольно?? строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, учебная игра, диалог);
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки со стихотворением с пропусками, рисунок берёзы, запись романса «Белая береза».
1. Организационный момент.
-Покажите выражение лица с которым вы пришли на урок?
-Почему вы улыбаетесь?
- Я вижу грустные лица, испуганные глаза. Видимо это от того, что у нас гости.
Давайте выполним такое упражнение «Выливание из кувшинчика»
( Дети сидя, медленно наклоняют голову к полу и выливают из себя страх, тревогу, отрицательные эмоции)
2. Речевая разминка.
Снежок порхает, кружится, на улице бело.
И превратились лужицы в холодное стекло.
Вопросы.
_ Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
- Начните читать читать быстро и постепенно замедляйте темп.
-Начните читать шёпотом и постепенно усиливайте голос.
_ Начните читать громко и постепенно переходите на щёпот
3. Проверка домашнего задания.
С.Есенин « Поет зима-аукает»
4. Ребята , я предлагаю сейчас собрать и прочитать несколько пословиц ( групповая технология)
Кто за Родину горой, тот и герой.
Человек без родины — что соловей без песни.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Ребята, скажите, о чем идет речь в пословицах?
О Родине. ( прикрепляется на доску слово РОДИНА).
-Какого поэта считали певцом своей Родины?
Сергея Есенина. ( прикрепляется слово ЕСЕНИН)
- Что вы знаете о Сергее Есенине?
А теперь отгадайте загадки.
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
Стоит Алена: платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.
Клейкие почки, зелёные листочки.
С белой корой стоит под горой. ( прикрепляется слово БЕРЕЗА)
Береза растет в России с незапамятных времен и считается самым любимым деревом. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы. После свадьбы молодожены сажали около дома две березы с надеждой, что защитят они от молнии и отпугнут зло, принесут здоровье и счастье всей семье.
5. Самоопределение.
-Ребята, как вы думаете почему мы ,когда говорим о Родине, вспомнили Есенина и березу? ( Их можно назвать символами РОССИИ) – проблемная ситуация.
- Кто может догадаться, чем мы на уроке будем заниматься, какова тема урока?
- Сергей Есенин великий русский поэт, который своим творчеством прославил нашу страну. Он очень любил свою Родину, её природу. И это отразилось в стихах Есенина. Мы сегодня познакомимся со стихотворением «Белая Берёза». Оно было опубликовано первым в Московском детском журнале «Мирок», когда Сергею Есенину было только 19 лет.
Откройте учебник, посмотрите, оправдались ли наши предположения?
Чтение стихотворение ( аудиозапись)
- Понравилось ли вам это стихотворение? Почему?
-Какими красками нарисовано это стихотворение?
-У какого времени года эти краски?
6. Возьмите стихотворения на столе , прочитайте его про себя и подчеркните непонятные слова (работа в парах)
7.Словарная работа.
Кисть - пучок нитей, служащих для украшения чего-либо.
Бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, а также ряд таких свисающих нитей, кистей.
Кайма – полоса по краю какого-либо предмета, ткани ит.п., отличающаяся цветом, узором, материалом.
Заря – яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца.
Прежде чем мы начнём работать по теме я хочу вам напомнить, чтобы выразительно прочитать стихотворение, показать всю необыкновенную красоту слова, нам необходимо внимательно слушать.
- А теперь давайте перечитаем это стихотворение, чтобы лучше понять и почувствовать его.
Я предлагаю сейчас прочитать бинарным чтением по цепочке.
- Какой перед вами предстала берёзка?
- Какие краски использовал автор, чтобы описать берёзку?
Белая, серебристая.
- Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете.
Особенно интересно в стихотворении описание инея, найдите это описание.
- Какой художественный прием использует автор?
- Сравнение.
- Как говорит о кистях берёзы?
- О чем ещё мы так говорим? Цветы.
- Как называется такой прием?
Сравнение.
- Найдите ещё в тексте сравнения.
Зачитайте.
- Какое время дня рисует поэт?
Утро.
- Почему вы так решили?
Заря.
- Солнечное это утро, или пасмурное?
Горят в золотом огне.
- Прочитайте, как занимается заря зимой.
- Какой литературный приём использует автор в создании образа берёзы?
Олицетворение.
- Докажите это строчками из стихотворения.
- Какое чувство, настроение создал поэт?
Волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда.
- Где по - вашему нужно немножко приостановиться?
- Где читать быстрее?
-Чтение хорошо читающими детьми.
8.Физкультминутка.
- Закройте глаза.
-Представьте, что мы идём по березовому лесу. Хорошо в лесу. Тихо падают снежинки. Поднимите лицо. Ощутите прохладу и свежесть снежинок.
На ваши ладошки упали снежинки.
Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю.
Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки.
Закружились снежинки в хороводе.
Идём дальше.
Посмотрите направо: на ветке березы сидит снегирь.
Налево, под ёлкой, сидит заяц.
Не торопясь, выходим из леса.
Потянитесь, вздохните, почувствуйте, каким лёгким стало тело.
Садитесь.
9.Работа над запоминанием текста.
Я предлагаю поиграть в игру. Мы должны соединить пары слов ,так как их соединил Сергей Есенин ( т.е. каждый предмет в стихотворении имеет свой неповторимый признак. Найдите его и соедините предмет и признак).
Выиграет та звездочка, которая меньше всего допустит ошибок
(работа индивидуально)
Самопроверка ( слайд).
10.Игра «Поэты».
Ребята, а как вы считаете, трудно ли быть поэтом?? Мы сейчас посмотрим сумеете ли вы подобрать нужные рифмы и слова к стихотворению ( групповая технология)
Береза
_____________ береза
Под моим ____________
Принакрылась ___________,
Точно ________________.
На пушистых ______________
____________ каймой
Распустились ____________
Белой _____________.
И стоит ____________
В сонной ____________,
И ___________ снежинки
В золотом _____________.
А заря, ____________
Обходя _____________,
обсыпает ____________
Новым _____________.
- Проверим, что у вас получилось. (Заслушивается несколько ответов, а затем сверка с образцом)
- Легко ли быть поэтом?
11.Составление синквейна
1. Береза
2. Кудрявая Белая
3. Принакрылась, распустились, обсыпает.
4. Пословица о Родине, загадка о березе.
5. Символ России.
Какая красивая береза получилась а А.С.Есенина.
При помощи слов, он сумел передать её красоту.
-А как еще можно показать её красоту?
-С помощью красок.
-С помощью музыки.
Прослушивание романса ( на стихотворение С.Есенина «Белая берёза»).
12.Подведение итогов.
Ребята, давайте вспомним, о ком или о чем мы говорили на уроке.
Почему можно объединить РОДИНУ, ЕСЕНИНА, БЕРЕЗКУ ( символы РОССИИ).
Как зовут поэта, о котором мы говорили?
Какие стихотворения вы знаете?
Какие стихотворения вы могли бы рассказать наизусть?
- Ребята посмотрите у нас тоже в классе есть берёзка, только она не белая, но это пока.
- У вас на столах снежинки . Если вам на уроке было интересно и познавательно, то возьмите снежинку и украсьте ею нашу берёзку. Если, не совсем довольны своей работай на уроке, но в целом вам понравилось, то украсьте берёзку снежинкой. А если вам урок не понравился, вам было скучно и непонятно, то прикрепите снежинку на поляне, а не на березе..
13. Домашнее задание.
- Выучить стихотворение и показать возникшие у вас образы в иллюстрации к нему.
14.Рефлексия.
-Выберете и продолжите любое предложение.
-На уроке я узнал….
-На этом уроке я похвалил бы себя за …
- После урока мне захотелось….
-Сегодня я сумел…..