Просмотр содержимого документа
«С. Есенин "Берёза"»
Конспект урока
С. Есенин «Берёза».
Цель:развитие связной речь детей через заучивание стихотворения
Задачи:
1. Обучающие:
продолжать знакомить с творчеством С.Есенина;
обучать основным навыкам выразительного чтения стихотворения;
расширять словарный запас через знакомство с новыми словами.
2. Коррекционно-развивающие:
коррегировать и развивать познавательные процессы;
продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительные навыки детей при чтении стихотворения, интонационно передавая нежность, любование картиной зимней природы;
продолжать развивать интерес детей к художественной литературе;
развивать продуктивную деятельность детей;
вырабатывать потребность в самоконтроле и оценивании своей учебной деятельности.
3.Воспитательные:
помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на поэтические произведения, развивать поэтический слух;
воспитывать любовь к родной природе средствами изобразительного искусства.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с пиктограммами, карточки со словарными словами, карточки настроения, платок с кистями, магниты.
Ход урока:
I. Оргмомент.
- Здравствуйте. Садитесь.
Я рада видеть каждого из вас!
И пусть зима прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
-Надеюсь, что наша работа на уроке пройдёт плодотворно и в доброжелательной обстановке.
III. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями о родной природе. Но сначала вспомним, какие зимние стихотворения мы уже знаем. Посмотрите на картины и догадайтесь.
(СЛАЙДЫ 2-6)
Вот ещё с одно стихотворение Сергея Есенина.
- Найдите его портрет среди портретов поэтов(СЛАЙД7)
- Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константинове, на берегу реки Оки. Родители его были бедными крестьянами. Целые дни Серёжа проводил с другими детьми на улице. Он любил поля и луга своего родного села. Любил цветы, животных. Радовался душистой черёмухе и белой берёзке. Стихи он начал писать с 10 лет, но сознательное творчество началось с 17 лет. У Есенина много стихов о природе. С. Есенин великий русский поэт, своим творчеством прославил нашу страну. Он очень любил свою Родину, её природу и это отразилось в его стихах.Стихотворение «Береза» стало первым опубликованным стихотворением и было напечатано в детском журнале «Мирок», тогда поэту было 19 лет.
- Сегодня мы постараемся выучить стихотворение С. Есенина «Береза»
IV. Работа над стихотворением.
1. Чтение стихотворения учителем
- Я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь представить берёзу такой, какой её увидел Сергей Есенин.
2. Беседа по первичному восприятию текста.
Как называется стихотворение, которое вы сейчас услышали? (Белая берёза.)
Кто его написал? (Сергей Есенин.)
Как называется профессия человека, который пишет стихи? (Поэт, писатель.)
Какой вы представили себе берёзку? (Белой, кудрявой, красивой…)
Берёза –это имя существительное одушевлённое или неодушевлённое? А в стихотворении? Сергей Есенин наделяет неодушевлённые предметы живыми качествами. Такой приём в литературе называется олицетворением.
Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали стихотворение? (Тишины, спокойствия, светлой грусти.)
3.Словарная работа.
- Прочитайте стихотворение про себя самостоятельно. Подчеркните простым карандашиком непонятные слова.
-Какие же слова вызвали у вас затруднения?
- Работаем в паре. Возьмите карточки розового цвета. Соедините слово и его лексическое значение.
Кисти- свободно свисающие нити по краю ткани.
Бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, например у скатерти.
Кайма – это полоса по краю изделия, отличающаяся цветом, узором, материалом.
Заря – яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца.
- Проверьте правильно ли вы определили значение данных слов.(СЛАЙДЫ 9-12)
4.Анализ произведения. Работа с пиктограммами
Чтение стихотворения с обсуждением и анализом каждой строфы.
А) Чтение 1 строфы.
- Что сделала берёза? (принакрылась)
-Почему не накрылась, не укрылась, а именно принакрылась?
(Она не полностью в снегу, снег только на ветках, его немного. Этот глагол передаёт нежность к берёзе.)
Б) Чтение 2 строфы. (СЛАЙД 13)
-Что напоминает снег на ветках? (белую бахрому)
-Под белой бахромой автор подразумевает белые ветки.
В) Чтение 3 строфы. (СЛАЙД 14)
- Какая тишина?
-Почему тишина сонная? (вокруг ни звука, полный покой, ни движения).
-А как вы понимаете выражение « и горят снежинки в золотом огне»? ( Солнечные лучи падают на снежинки и они блестят
Г) Чтение 4 строфы. (СЛАЙД 15)
На что похож снег в 1 строфе, (на серебро) в 3 строфе, (на золото) а в четвёртой? (на серебро)
- В разное время суток, при разном освещении снег похож то на серебро, то на золото.
- А как начинается заря зимой? (лениво) медленно
- Заря изменяет цвет снега на ветках берёзы.
- Поэт описывает берёзу такой, какой она бывает в течении дня, при разном освещении. Я думаю, что поэт подолгу смотрел на берёзу, любовался ей.
5. Заучивание по пиктограммам.
Игра «Текст с дырками»
V. Физкультминутка
Рассказывание стихотворения с двигательным сопровождением
VI. Работа над выразительностью. (СЛАЙД 16)
-Какие чувства он выразил в стихотворении? (Любовь и восхищение)
-При чтении передаём любовь и восхищение берёзой.
- Какое настроение нужно передать при чтении, выберите нужную карточку?
(радостное и бодрое, спокойное и задумчивое, грустное и тревожное, весёлое и шутливое)
- Каким должен быть темп чтения? (неторопливый)
-Читать немного нараспев, тянуть гласные.
- В каждой строфе мы выделяли главных действующих лиц: берёзу, ветки, снежинки, зарю. Эти слова нужно выделить голосом, прочитать с акцентом на них. Прочитаем выразительно , используя текст с пометками. Прочитайте так, чтобы все увидели нарядную, тихую берёзку.
Выразительное чтение стихотворения.
Чтение стихотворения мастером художественного слова (слайд 12)
-Послушайте к какому чтению вы должны стремиться.
-Кого же напоминает нам берёза?
Берёза напоминает девушку, которая принарядилась, набросив на себя красивую шаль с блестящей каймой и белой бахромой.
VI. Контроль усвоения стихотворения.
-Какая красивая берёза получилась у Сергея Есенина. При помощи слов он передал её красоту.
- С помощью чего ещё можно показать красоту берёзы? (С помощью музыки или красок)
VII. Подведение итогов.
(СЛАЙД 18)
Как зовут поэта, о котором мы говорили?
Какое стихотворение читали?
Почему же можно объединить Родину, Есенина, берёзу?С.Есенин исконно русский поэт, которого называли певцом русской природы)
VIII. Рефлексия.(СЛАЙД 17)
-У вас на партах тоже есть пиктограммы. Разложите их по порядку.
Оценки.
Выберите и продолжите любое предложение.
На уроке я узнал…
Я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
VIII. Заучивание стихотворения наизусть, если останется время.
1.Чтение за диктором
2.Хором
3.Работа с карточками
-В каждой строчке отсутствует последнее слово. Попытайтесь воспроизвести эти слова.
-Восстановите порядок четверостиший.
4. Чтение наизусть.
IX. Д.З.Выучить стихотворение наизусть.
Приложение
кисти
пучок, связка чего-либо, собранного с одного конца и расходящегося с другого конца
бахрома
ряд свободно свисающих нитей или подвесок по краю ткани, изделия
кайма
это полоса по краю изделия, отличающаяся цветом, узором, материалом
заря
яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца
кисти
пучок, связка чего-либо, собранного с одного конца и расходящегося с другого конца
бахрома
ряд свободно свисающих нитей или подвесок по краю ткани, изделия
кайма
это полоса по краю изделия, отличающаяся цветом, узором, материалом
заря
яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца