kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по ОС "Гармония", С. Есенин "Берёза "

Нажмите, чтобы узнать подробности

– познакомить с творчеством С.А. Есенина и со стихотворением “Берёза”;
– работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные приёмы; 
– обогащать словарный запас учащихся;

– развивать образное мышление, речь при работе с лирическим произведением, творческое мышление;
– развивать интерес к русской поэзии, умение оценивать красоту прекрасных пейзажных описаний;

– воспитывать чувство прекрасного, умение работать в группе, любовь к родной природе, интерес к живописи, музыке;
– воспитывать самостоятельную творческую активность.

3 октября 2015 года русскому поэту Сергею Есенину исполнится 120 лет со дня рождения.

Этому событию был посвящен городской конкурс стихов, в котором участие принимали двое ребят из нашей школы, они стали призёрами  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОС "Гармония", С. Есенин "Берёза "»

Тема: С.А. Есенин « Берёза» 

Цель:

  • знакомство с творчеством С.А.Есенина и его поэзией, изобразительными средствами в лирике поэта;

  • совершенствование умения анализировать стихотворение;

  • воспитывать любовь к природе, поэзии, содействовать нравственно-эстетическому воспитанию школьников.

Оборудование: портрет С.А.Есенина, выставка книг, картин природы художников; высказывания со словами поэта, презентация, учебник «Литературное чтение», 2 часть

О. В. Кубасова.

III. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

3 октября 2015 года русскому поэту Сергею Есенину исполнится 120 лет со дня рождения.

Этому событию был посвящен городской конкурс стихов, в котором участие принимали 2 ребят из нашей школы, это Камкина Мария и Стволков Данилл, ученик 4а класса, они стали призёрами (слайд 1 )

Одно из стихотворений, нам прочитает Камкина Мария « Черёмуха»

На доске: 3 октября 1895 года - 28 декабря 1925 года.

Две даты: 3 октября 1895 года - 28 декабря 1925 года. Первая - дата рождения, вторая - дата смерти поэта.

30 прожитых поэтом на этой земле лет: Много это или мало? В Закавказье, где поэт бывал ни раз, в старину говорили: " Тридцать лет человек должен учиться, тридцать лет должен путешествовать и тридцать лет - писать, рассказывать людям всё, что он увидел, узнал, понял".

Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба - подтверждение другого старого изречения: "Жизнь ценится не за длину".

2. а) Сообщения об авторе (слайд 2, 3).

  • Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново, что привольно раскинулось на зелёном холмистом берегу реки Оки.



  • (слайд 4).

Родители его были бедными крестьянами. Маму звали – Татьяна Федоровна. Отца – Александр Никитич.

  • (слайд 5).

С двух лет был отдан на воспитание дедушке и бабушке по матери, и рос в этой семье до 9 лет. Дед знал множество песен и частушек. Бабушка очень сильно любила Есенина. Она хорошо пела русские песни, знала много сказок и рассказывала их маленькому Серёже.



  • Целые дни летом мальчик Серёжа вместе с другими ребятами проводил на воле. Он любил поля, и луга своего родного села, радовался белой берёзке и душистой черёмухе, любил цветы, животных.



  • Слайд 6. Стихи он начал писать в 10 лет, но сознательное творчество началось в 16-17 лет. В творчестве Сергея Есенина много стихов о природе.

3. Знакомство с поэтическим миром поэта.

1. Поэтическая минутка.

Стихотворение С. Есенина читает наизусть учитель, как бы невзначай, подойдя к окну, так как перед окнами школы, аллея берёзок.

(после паузы, учитель продолжает)

  • (слайд 6, 7 )Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений С. Есенина, которое называется “Берёза”. В 1914 году оно, стало первым опубликованным произведением Есенина и, было напечатано в детском журнале “Мирок”. Тогда поэту было 19 лет. В этом же журнале были напечатаны и другие стихотворения, которые мы с вами будем читать позже.

2. Видео «Белая берёза»

- Природу России поэт всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал её:

"Спит черёмуха в белой накидке:"

"Словно белою косынкой подвязалася сосна:"

"Отговорила роща золотая берёзовым, веселым языком:"

- Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами.

4. Чтение стихотворения учащимися.

Цель: постараться увидеть берёзу, почувствовать то, что ощущал поэт, любуясь русской берёзой.

5. Беседа по вопросам.

– Какие строки передают цветовые оттенки нарисованной поэтом картины природы? («Белая берёза», «принакрылась снегом, точно серебром», «горят снежинки в золотом огне»...)

– Особенно красив в этом стихотворении иней. Найдите и прочитайте строки о нём. (Дети читают вслух вторую строфу, после чего выполняют вторую часть задания № 2 учебника.)

– Какое время суток рисует поэт? (Утро.)

– По каким словам вы это определили?

– Солнечное это утро или пасмурное? (Утро солнечное: «Горят снежинки в золотом огне».)

– Прочитайте, как начинается заря зимой. («Лениво».)

6. Словесное рисование.

– «Нарисуем» картинку к этому стихотворению с помощью слов. Представьте, что мы рисуем на этом листе. Что у нас будет главным на картине? (Берёза.)

– Значит, её мы нарисуем на переднем плане. Кто покажет где? (Посередине листа.)

– Где растёт берёза? (Во дворе, перед окнами дома.) – Как об этом сказал поэт? (...) – Вот здесь мы нарисуем берёзу. А где нарисуем дом? (За берёзой. Окошки дома «смотрят» на неё.)

– Какая берёза – большая или маленькая (высокая или низкая)? (Высокая.)

– С чего начнём рисовать берёзу? (Сначала нарисуем ствол с чёрными пятнами.)

– А какие ветви у берёзы? (Тонкие, раскидистые, покрытые инеем.)

– А теперь нарисуем двор и дом. Какой нарисуем дом – городской или деревенский? (Деревенский.)

– Где нарисуем дом? (За берёзой.)

– Дом высокий или низкий? (Низкий, ниже берёзы.) Соотношение размеров дома и берёзы показывается на листе бумаги с помощью указки.

– Из чего построен дом? (Из брёвен.) – А какая у дома крыша? (...)

– Какие у дома окна? Чем они украшены? (...) – Нарисовали дом. А в окнах горит свет? (Нет, потому что это раннее утро, ещё все спят.)

– Что ещё нарисуем? (Рядом можно нарисовать дрова, сено, забор, которым ограждён двор.)

– А теперь закройте глаза и представьте картинку целиком.

Заменяя чистый лист ватмана на лист с контурным рисунком, учитель говорит:

– Во дворе деревенского дома стоит берёза. Ветви её пушистые. За берёзой – домик с красивыми резными ставнями. Рядом с домом – поленница дров и сено. Откройте глаза.

Такую вы представили картину?

А теперь давайте раскрасим её. Начнём с берёзы.

Какого цвета её ствол? (Белый, с чёрными пятнами.)

– Какие ветви? (Белые, потому что в инее.)

– Как раскрасим дом? (Стены и крышу – коричневой краской, ставни – синей.)

– На крыше лежит снег. Какого он цвета? (Голубоватый.)

– А где ещё лежит снег? (На земле, на дровах.) – Какого цвета небо? (Розоватое, потому что восходит солнце.)

– Закройте глаза и представьте рисунок в цвете.

(Слайд 8.) 7. Словарная работа.

- Почему изображены ветки пушистые? Что означает слово «кайма»? Почему оно применимо к веткам берёзы? кайма – отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.

- Какие кисти распустились? кисти – украшение в виде стянутого вверху и расходящегося книзу пучка ниток, шнурков.

Что означает слово «бахрома»? Что автор называет в стихах бахромой? бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, а также ряд таких свисающих нитей, кистей.

- Какой образ рисует автор, описывая берёзу? Кого представили? (девушка, которая накинула на плечи шаль или платок). 


8. Работа по вопросам. Учебник стр. 5 №4 Литературное чтение. О. Кубасова.

– Какие вы знаете эпические приёмы? (метафоры, эпитеты, олицетворение, сравнение).

– с чем сравнивает поэт снег в первой строфе? (с серебром)
– с чем сравнивает Есенин опушенные снегом кисточки берёзовых веток? (с белой бахромой)
– как называется этот приём? (сравнение)

Поэты часто изображают неживые предметы, как живые. Такой приём называется олицетворением.

Найдите в тексте олицетворения? (принакрылась снегом, сонная тишина, лениво обходя, обсыпает ветки)

А сейчас я хочу проверить вашу догадливость. Поэт пишет, что снежинки горят в золотом огне.

В каком значении – прямом или переносном – употреблено слово горят? (в переносном, снежинки не могут гореть, как дрова)

Подберите синоним к слову “огонь”? (жар, пламя)

Что такое “заря”? (Яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца. Зимой небо озаряется не так ярко, как летом).

А почему поэт считает зимнюю зарю ленивой? Прочитайте эти строки. (Зимой заря начинается позже, чем летом, как будто лениться встать пораньше. И горит она не так ярко, как летом, как будто ей лень озарять небо.

Поэзия Есенина мелодична, музыкальна. Многие его стихотворения положены на музыку.

 (слайд 9) А сейчас я вам предлагаю внимательно рассмотреть репродукцию картины, её написал русский художник Игорь Эммануилович Грабарь. Посмотрите на неё и подумайте, как можно назвать эту картину? (Берёзы. Берёзы зимой.)

Опишите изображение берёз на картине, что в них необычного? (На переднем плане берёза чуть изогнутая, высокая, у неё один ствол. А подальше тоже берёзы, но они все разные: у одних два ствола, три, где-то рядом несколько деревьев. На всех берёзах красноватые листья, хотя лежит снег.)

Игорь Эммануилович Грабарь назвал свою картину “Февральская лазурь”. Слово “лазурь” означает оттенок синего цвета, яркий, с красноватым отливом. Именно такими красками изобразил художник небо и снег. Но художник и отличается от нас тем, что он очень внимательно всматривается в окружающий нас мир и подмечает что–то особенное, это особенное он и открыл нам в своей картине.

9. Итог урока. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Подведём итог: начните свои ответы со слов: я запомнил (а), узнал (а), повторил (а) удивил (ась)ся…


10. Домашнее задание на выбор

– выучить стихотворение наизусть;

– сочинить свое стихотворение о берёзе и прочитать наизусть;

– нарисовать рисунок о берёзе;

Спасибо за работу.


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока по ОС "Гармония", С. Есенин "Берёза "

Автор: Корочкова Ирина Николаевна

Дата: 22.11.2015

Номер свидетельства: 256634


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства