kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

: Русская поэзия «Серебряного века». Поэтические направления «серебряного века».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для получения новых знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«: Русская поэзия «Серебряного века». Поэтические направления «серебряного века».»

Тема: Русская поэзия «Серебряного века». Поэтические направления «серебряного века».

Цель: формирование представлений учащихся о литературных направлениях поэзии «Серебряного века».

Задачи: формировать умение выделять основные черты литературных направлений поэзии «Серебряного века»;

развивать познавательные, исследовательские и творческие способности учащихся;

воспитывать эстетический вкуса, чувства прекрасного.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Проверка д/з

3. Работа по теме урока

Слово учителя. В конце 19-начале 20 века, в течение всего тридцати пяти – тридцати шести лет в истории русской поэзии, и шире – литературы, культуры произошел очевидный художественный взлет. Это время ныне называют Серебряным веком. Такое определение уже стало общеупотребительным не только среди литературоведов, но и в школьном литературном образовании в речевом обиходе.

А впервые оно появилось более семидесяти лет тому назад, когда в парижском журнале «Числа» поэт и критик Николай Оцуп напечатал одноименную статью. Считая пушкинскую эпоху Золотым веком русской литературы, он назвал Серебряным веком возникшую на рубеже 19-20 столетий русскую поэзию, которая « по силе и энергии, а также по обилию удивительных созданий не имеет аналогий на Западе».

О русской поэзии «Серебряного века» существует обширная литература, она создавалась в атмосфере общего культурного подъема как значительная его часть. Характерно, что в одно и то же время могли творить такие яркие таланты, как А. Блок и В.Маяковский, А. Белый и Ходасевич. Этот список можно продолжать. В истории литературы это явление было уникальным. Конец 19-20 в. в России – это время перемен, неизвестности и мрачных предзнаменований, это время разочарования и ощущения приближения гибели существующего общественно-политического строя. Все это не могло коснуться и русской поэзии. Стихотворения глубоко трогают душу, заставляют задуматься о бытие, о реальности и прошлом, помечтать о настоящем, окунуться в любовную лирику авторов, рисовать вместе с Есениным красоту природы, переживать с Ахматовой разлуки, плакать с Цветаевой, ценить любовь с Бальмонтом…

Символизм.

(Французское symbolisme от греческого symbolon — знак, символ).

Европейское литературно-художественное направление конца 19-начала 20 веков. Оформилось в связи с общим кризисом гуманитарной культуры 2ой половины 19 века. Основы эстетики символизма сложились в конце 60-х-70-х годов в творчестве французских поэтов П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме и др.

Назвали символистами, потому что СИМВОЛ играет главную роль в поэзии. В статьях утверждали необходимость передавать мир, с его предметами, чувствами, переживаниями, посредством художественного символа. Но они не должны быть искусственно придуманными. В поэзии то, что не сказано и мерцает сквозь красоту символа, действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами. Символизм делает поэзию одухотворенной, прозрачной «как тонкие стенки алебастровой амфоры, в которой зажжено пламя» (Дм. Мережковский). Считали, что художник должен быть абсолютно свободен от политики (В. Брюсов). В период своего расцвета обращались к мифам, легендам и народным сказаниям, потому что большая их часть построена по принципу символа (В. Брюсов). Символизм являлся первым модернистским направлением. Все последующие появились на его основе. Символисты не стремились к тому, чтобы их поэзия была понятной, логичной и ясной, наоборот, утверждали, что искусство должно быть загадочным, таинственным, оставаться недопонятым, вызывая тем самым стремление узнать и понять больше. Героико-трагическое переживание русскими символистами социальных и духовных коллизий начала века, равно как и их открытия в поэтике (смысловая полифония, реформа напевного стиха, обновление жанров лирики, в том числе поэмы, и новые принципы циклизации стихотворений), вошли влиятельным наследием в поэзию 20 века.

Направление представлено самым большим количеством поэтов. Это

Анненский Иннокентий, Бальмонт Константин, Белый Андрей, Блок Александр, Брюсов Валерий, Мережковский Дмитрий, Сологуб Федор.

Вывод. Символизм — это поэзия туманностей, намеков и ассоциаций; загадочная и таинственная, построенная на символах. ( Эта запись в тетради учеников. Запишем слова: туманность, намек, ассоциации, тайна, загадка.)

Акмеизм

(От греческого akme` — высшая степень чего-либо, цветущая сила).

Модернисткое течение в русской поэзии 10-х годов XX века, сформировавшееся в условиях кризиса буржуазной культуры. Утвердился в теоретических работах и художественной практике Н. С. Гумилева (статья «Наследие символизма и акмеизм», 1913), С. М. Городецкого (статья «Некоторые течения в современной русской поэзии», 1913), О. Э. Мандельштама (статья «Утро акмеизма», опубликована 1919), А. А. Ахматовой (связь последних двух с течением была непродолжительной), М. А. Зенкевича, Г. В. Иванова, Е. Ю. Кузьминой-Караваевой и других.

Акмеисты объединились в группу «Цех поэтов» (1911-14, возобновилась в 1920-22), примкнули к журналу «Аполлон». В 1912-13 издавали журнал «Гиперборей» (редактор М. Л. Лозинский, вышло 10 номеров), альманахи «Цеха поэтов». Противопоставили мистическим устремлениям символизма к «непознаваемому» «стихию естества»; декларировали конкрето-чувственное восприятие «вещного мира», возврат слову его изначального, не символичного, смысла.

Поэты-акмеисты: Ахматова Анна, Гумилев Николай, Городецкий Сергей, Зенкевич Михаил, Иванов Георгий, Мандельштам Осип.

Вывод. Стихотворения акмеистов точны, логичны, стройны и ясны. Стремятся к пушкинскому языку. Овеществляют даже невещественные духовные чувственные переживания. В стихотворениях акмеистов легко выделить тему, содержание, основную мысль; их легко понять и выучить. ( Эта запись в тетрадях. Запишем слова: точность, логичность, ясность, понятность.)

Футуризм

(От латинского futurum — будущее).

Одно из основных авангардистских течений в евроейском искусстве начала XX века, получившее наибольшее распространение в Италии и России. Идеи футуризма, оформившиеся прежде всего в пространственных искусствах, нашли выражение и в литературе, театре, музыке, кинематографе, а также в искусствоведении и литературоведении.

Русский футуризм возник независимо от итальянского и, как самобытное художественное движение, имел с ним мало общего. Его история складывалась из сложного взаимодействия и борьбы четырех основных группировок:

«Гилея» (кубофутуристы) — В. В. Хлебников, Д. Д. и Н. Д. Бурлюки, В. В. Каменский, Е. Г. Гуро, В. В. Маяковский, А. Е. Крученых, Б. К. Лившиц.

«Ассоциация эгофутуристов» — И. Северянин, И. В. Игнатьев, К. К. Олимпов, В. И. Гнедов и другие.

«Мезонин поэзии» — Хрисанф, В. Г. Шершеневич, Р. Ивнев и другие.

«Центрифуга» — С. П. Бобров, Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев, К. А. Большаков, Божидар и другие.

Общей основой движения было стихийное ощущение «неизбежности крушения старья» (Маяковский) и стремление предвосхитить и осознать через искусство грядущий «мировой переворот» и рождение «нового человечества». Художественное творчество должно было стать не подражанием, а продолжением природы, которая через творческую волю человека создает «новый мир, сегодняшний, железный...» (К. С. Малевич). Отсюда — разрушение условной системы литературных жанров и стилей, возвращение к фольклорно-мифологическим «первоначалам», когда язык был «частью природы» (Хлебников). На базе живого разговорного языка футуристы разрабатывали тонический стих, фонетическую рифму, настаивали на неограниченном «словотворчестве и словоновшестве» вплоть до изобретения индивидуальных диалектов (см. Заумь), экспериментировали над стихотворной графикой (визуальная поэзия, автографическая книга), предельно расширяя диапазон литературного языка от «самовитого» слова «вне быта и жизненных польз» (Хлебников) до слова прямого социального действия, «нужного для жизни» (Маяковский). Их произведения отличались сложными семантическими и композиционными «сдвигами», резкими контрастами трагического и комического, фантастики и газетной злободневности, что вело к гротескному смешению стилей и жанров, которое в поэмах Хлебникова, Маяковского, Каменского, в лирике Северянина, Пастернака, Асеева приобретало статус нового стилистического единства.

Вывод: футуристы призывали к созданию нового языка через создание новых слов, отказ от знаков препинания, звукопись. Провозгласили «теорию самовитого слова», то есть в целом у стихотворения могло не быть цели, темы, смысла, содержания, рифмы. 

Имажинизм

Литературное течение в России в 1920-х годах. В 1919 году с изложением его принципов выступили С. А. Есенин, Р. Ивнев, А. Б. Мариенгоф, В. Г. Шершеневич и другие. Они организовали издательство «Имажинисты», выпускали одноименные сборники, журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922-24, вышло 4 номера). Усваивая крайности поэтики раннего футуризма, выступали против его политической ориентации в послеоктябрьский период (в частности, допускали резкие выпады против В. В. Маяковского). Декларировали самоценность не связанного с реальностью слова-образа (поэзия — «ритмика образов»), фатальную неизбежность антагонизма искусства и государства. Особую позицию в группе занимал Есенин, утверждавший необходимость связи поэзии с естественной образностью русского языка, со стихией народного творчества.

Поэты-имажинисты: Мариенгоф Анатолий, Шершеневич Вадим.

Вывод: в поэзии имажинистов главное образ, который они создавали с помощью художественных средств метафор, сравнений, эпитетов, олицетворений.

4. Анализ стихотворений. Работа в группах. Каждой группе обучающихся дано стихотворение. Ответить на вопросы к стихотворению.

К. Бальмонт «Ветер».

Я жить не могу настоящим,

Я люблю беспокойные сны

Под солнечным блеском палящим

И под влажным мерцаньем луны.

Я жить не хочу настоящим,

Я внимаю намекам струны,

Цветам и деревьям шумящим

И легендам приморской волны.

Желаньем томясь несказанным,

В неясном грядущем живу,

Вздыхаю в рассвете туманном

И с вечернею тучкой плыву.

И часто в восторге нежданном

Поцелуем тревожу листву.

Я в бегстве живу неустанном,

В ненасытной тревоге живу. (1895)

Вопросы.

1.Что узнали о ветре из стихотворения? В чем особенность формы стихотворения?

2.Найдите описание ветра, которое одновременно принадлежит и человеку.

3.Как автор изображает пейзаж души?

4.Каков образ лирического героя?

(Повествование ведется от лица ветра. Это рассказ ветра о самом себе, о своих желаниях, свойствах, привязанностях, антипатиях. Дыхание ветра предано в особом расположении строк, как бы сдвинутых по отношению друг другу. И ветер, и человек похожи: беспокойные, увлекающиеся, переменчивые. Поэзия символистов метафорична. Пейзаж души изображен так: ветер «вздыхает», «поцелуем тревожит листву», « в бегстве живет неустанном». Это символ вечного человеческого беспокойства и стремления к лучшему. Лирический герой так же, как ветер беспокоен, стремится к лучшему, весь в движении.)

А.А. Ахматова «Я научилась просто, мудро жить…»

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот, мурлыкает умильней,

И яркий загорается огонь

На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу. (1912)



Вопросы.

1. Определите тему стихотворения.

2. Что означает, по мнению героини « просто, мудро жить»?

3. Каков образ героини?

(Тема – жизнь без любимого. Героиня учится жить без него. Вечером поэтому появляется «ненужная тревога». Чтобы ее утолить, нужно долго бродить. Взгляд героини устремляется вверх, на небо, «цепляется» за простые обыденные вещи: рябину, лопухи, лесопильню. Лирическая героиня учится жить без любимого, находить прекрасное и мудрое в самой жизни.)

В Хлебников «Там, где жили свиристели».

Там, где жили свиристели,

Где качались тихо ели,

Пролетели, улетели

Стая легких времирей.

Где шумели тихо ели,

Где поюны крик пропели,

Пролетели, улетели

Стая легких времирей.

В беспорядке диком теней,

Где, как морок старых дней,

Закружились, зазвенели

Стая легких времирей!

Ты поюнна и вабна,

Душу ты пьянишь, как струны,

В сердце входишь, как волна!

Ну же, звонкие поюны,

Славу легких времирей!

Вопросы.

1. Найдите и объясните неологизмы.

2. Какую роль играет звукопись?

(Времири (время и снегири), поюны (поющие и юные), поюнна (от поющая), вабна ( по словарю В.Даля: лакомая, заманчивая).

Звукопись (повторение согласных з-с передает звуки свистящие, звенящие свиристели).)

С. Есенин «Край любимый! Сердцу снятся…»

Край любимый.! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в четки

Ивы – кроткие монашки.

Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле.

С тихой тайной для кого-то

Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть. (1914)

Вопросы.

1.Найдите метафоры, сравнения, эпитеты, при помощи которых автор создает образ родного края.

(Метафора: рад и счастлив душу вынуть, ивы – кроткие монашки.

Сравнение: курит облаком болото.

Эпитеты: В водах лонных, зеленя стозвонные, кроткие монашки.)

5.Выводы из сказанного.

Учитель. Итак, посмотрим в тетрадь, сравним, что общего и чем отличаются литературные течения.

( Мы видим полнейшую разобщенность, непримиримость во взглядах на то, каким должно быть искусство и как нужно писать стихи.)

Учитель. А что объединяет поэтов этих направлений?

( Все они современники, их объединяет время, сама эпоха:

- всем им было свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии;

- все они трепетно относились к слову, образу, ритму; все они новаторы структуры поэтического произведения;

- их сближает беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему.)

6. Итоги. 

Ученики. Она выражала настроение эпохи;

- определила поиски новых путей в искусстве;

- дала огромное разнообразие творческих индивидуальностей таких поэтов как Блок, Есенин, Ахматова;

- привлекала читателя к сотворчеству.


7. Домашнее задание.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
: Русская поэзия «Серебряного века». Поэтические направления «серебряного века».

Автор: Панова Наталья Викторовна

Дата: 14.03.2023

Номер свидетельства: 627468

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока      " Конкурс чтецов ( по материалам поэзии Серебряного века)" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-konkurs-chtietsov-po-matierialam-poezii-sieriebrianogho-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "212227"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431787106"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Творчество Анны Ахматовой – яркое явление женской поэзии XX века"
    ["seo_title"] => string(65) "tvorchiestvoannyakhmatovoiiarkoieiavlieniiezhienskoipoeziixxvieka"
    ["file_id"] => string(6) "299079"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456441187"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Мой серебряный век "
    ["seo_title"] => string(22) "moi-sieriebrianyi-viek"
    ["file_id"] => string(6) "138766"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417603034"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Урок-презентация в 11 классе «Двусмысленная слава Игоря-Северянина» "
    ["seo_title"] => string(77) "urok-priezientatsiia-v-11-klassie-dvusmysliennaia-slava-ighoria-sievierianina"
    ["file_id"] => string(6) "116976"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412675921"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "«Художественные открытия серебряного  века русской поэзии»"
    ["seo_title"] => string(61) "khudozhiestviennyieotkrytiiasieriebrianoghoviekarusskoipoezii"
    ["file_id"] => string(6) "266602"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450193222"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства