Творчество Анны Ахматовой – яркое явление женской поэзии XX века
Творчество Анны Ахматовой – яркое явление женской поэзии XX века
Тема: Творчество Анны Ахматовой – яркое явление женской поэзии XX века
Цель: закрепить знания учащихся о акмеизме, раскрыть значение этого литературного направления на формирование творческой индивидуальности Анны Ахматовой, определить особенности женской лирики; развивать навыки анализа поэтических произведений; формировать чувства эстетического понимания и восприятия поэзии.
Оборудование: портреты Анны Ахматовой и Николая Гумилева, сборники стихов поэтессы, «Ноктюрн» Шопена
Тип урока: усвоение новых знаний
«… я счастлива, что жила в эти годы».
«Я научила женщин говорить»
А.Ахматова
Ход урока: I. Актуализация знаний учащихся
1. Акродиктант.
- Первый юношеский поэтический сборник А. Блока.
- Шедевр блоковской лирики.
- Теоретик русского акмеизма (назовите имя и фамилию)
- Направление в русской поэзии XX века, которое пришло на смену русскому символизму
- Он стал кумиром поэтов и писателей « серебряного века»
- Основатель русского футуризма (назовите только фамилию)
- Кому был посвящен цикл стихов А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме»
- Яркий представитель второй волны русского символизма
- Круг событий, жизненных явлений, которые изображены в произведении в органической связи с проблемой, которая из них вытекает и требует осмысления
- Стихотворения Блока, в котором звучат мотивы одиночества, потери любви
- Русский поэт, философ, что развивал учение о Вечной Женственности
- Литературный прием, который основан на контрасте. Он лежит в основе композиции блоковской «Незнакомки»
Взаимопроверка
Ключ: «Ante lucem»
«Незнакомка»
Николай Гумилев
Акмеизм
Александр Блок
Хлебников
Менделеевой
Андрей Белый
Тема
«О подвигах, о доблестях, о славе»
Владимир Соловьев
Антитеза
II. Мотивация учебной деятельности.
III. Объявление темы и цели урока
Слово учителя: Анна Ахматова – выдающееся имя мировой литературы, творчество этой русской поэтессы (к стати, она сама себя называла только поэтом) известно далеко за пределами России. Обратите внимание на портрет Анны Ахматовой – первого русского поэта, который сумел так тонко изобразить сущность жизненных проблем, сказать о главном – любви, милосердии, сочувствии, силе характера. Никто не может сказать о поэте больше, чем он сам своей поэзией. И это, действительно, так. Именно поэзия расскажет нам о творчестве замечательной русской женщины, которая сумела в суровом мужском мире довести, что и Она как Поэт – непревзойденна!
Давайте перенесемся с вами в далекий осенний Петербург 1911 года, в шестиэтажный дом № 25. Там колдует Вячеслав Иванов, принимая петербургскую богему. Там сегодня читают стихи, звучит дуэт Лизы и Полины из «Пиковой дамы». Александр Блок и Анна Ахматова читают свои собственные стихотворения. В дневнике Александра Блока 7 ноября 1911 года появится запись: «… мы пришли с Любой к Вячеславу. Там уже собрание большое… А. Ахматова читала стихи, уже волнуя меня; стихи чем дальше, тем лучше…»
III. Работа над темой урока.
1. Звучат стихотворения, подготовленные учениками заранее
«Сегодня мне письма не принесли…», «Песня последней встречи», «Сладок запах синих виноградин…»
2. Беседа.
- В чем, на ваш взгляд, привлекательность стихотворений Анны Ахматовой?
- С помощью каких художественных средств достигается впечатление диалогического общения? (художественного повторов, прямой речи).
- Какие чувства преобладают – радость или печаль?
- О чем заставляют задуматься поэтические строки?
4. Сообщения учащихся о жизненном пути поэтессы в сопровождения диафильма «Я голос ваш»
5. Творческое наследие Ахматовой. Сообщение «Поэт и литературное направление»
- Что вам известно об акмеизме и какое отношение к нему имела Анна Ахматова?
? Когда в русской поэзии появляется акмеизм? На смену какому течению он приходит?
? Что противопоставил акмеизм символизму? Почему это течение получило такое название?
? Кто из поэтов был его представителем?
Работа в группах - презентация ранних сборников поэтессы.
1912 – «Вечер» (рассказ учащихся о сборнике)
Чтение стихотворений: «Сжала руки под темной вуалью», «Дверь полуоткрыта»
- Что можно сказать о лирическом герое стихотворений?
- Чем стихотворение «Сжала руки под темной вуалью» напоминает театральное действие? (жесты, движения героев, четко определены завязка, кульминация и развязка).
- Какие художественны средства использует поэтесса? ( контраст, метафоры, глагольная градация)
- В чем особенность развязки в стихотворении? (неисчерпаность ситуации)
- Что объединяет стихи этого сборника?
1914 – сборник «Четки» раскрывает лирическую сущность поэтессы, в произведениях этого сборника преобладает любовная тематика, романтические настроения;
Чтение и анализ стихотворения «Дал Ты мне молодость трудную».
Вопросы к анализу.
Образ, какого лирического героя встает пред нами со строк этого стихотворения? (Необычность образа в том, что это - женщина)
Какая тема представлена перед нами? (Хотя тема очень знакома – тема любви, она представлена с точки зрения женщины, которая в большинстве случаев и сама была предметом поэтического поклонения)
- Как выглядит любовь с этой нетривиальной точки зрения? (Также драматично, как из мужской точки зрения)
- Заметна ли разница? (Безусловно. Лиризм поэтессы имеет специфический характер, но самое главное, что он абсолютно лишен мужской агрессии) Об этом свидетельствует и неповторимая интонация ахматовской поэзии – неповторимость женщины и неповторимость ее таланта. Таким образом все дело в том, что Ахматова – поэт – яркий, индивидуальный, неповторимый.
Чтение стихотворений из этого сборника в сопровождении мелодии Шопена «Ноктюрн»
- Каким настроением проникнута музыкальная канва произведений?
1917 – сборник «Белая стая» был совсем другим за характером. В этих произведениях события личной жизни Ахматовой переплетаются с реальными историческими событиями, слышны мотивы пророчеств о последствиях тогдашних событий, возможность апокалипсиса.
Запись в тетради. Особенности ранней поэзии А. Ахматовой:
? Исповедальный и дневниковый характер;
? соединение лирической и драматической стихии;
? спресованность чувств;
? преобразование будничных деталей в поэзию;
? изображение острого фрагмента любовного романа(чаще без начала и конца) с настоящей борьбой страстей;
? роль подтекста, деталей, значение движений, жестов, прямой речи, разверствование особенной тематики в глубокий психологический анализ.
Еще больше драма окружающей действительности перерастает в личную трагедию в сборниках «Подорожник»(1921), «Anno Domini»(1922) – и все. Голос поэта исчезает: дальше за 44 года не выйдет ни одной книжки, хотя она и дальше продолжала писать стихи, прозу, делала переводы.
Поэма «Реквием»
Хронологический диктант.
Расположите в хронологическом порядке названия произведений, сборников стихов Анны Ахматовой по мере их написания.
«Четки», «Белая стая», «Вечер», «Anno Domini», «Реквием», «Подорожник», «Нечет», «Бег времени»
Ключ: «Вечер»(1912), «Четки»(1914), «Белая стая»(1917), «Подорожник»(1921), «Anno Domini» (1922), «Реквием»(1935-1940), «Нечет»(1946), «Бег времени»(1952)
(Биографы продолжают рассказ о последних годах жизни поэтессы)
С 1946 года двери всех редакций для Анны Ахматовой были закрыты, потому что вышло Постановление ЦК в соответствии с которым, творчество М. Зощенко и А. Ахматовой было признано «антисоветским». Но в мире Анна Ахматова остается признанной. Об этом свидетельствует Международная литературная премия «Етна-Таормина» за пятидесятилетнюю творческую деятельность и за книгу избранных произведений, напечатанных в Италии. В последние годы поэтесса много путешествовала, а также помогала молодому поколению поэтов, в частности, И. Бродскому, который был изгнан из страны за «дармоедство», который потом стал лауреатом Нобелевской премии за свое творчество. Так состоялась связь поэтов «серебряного века» и последующих поколений поэтов. Все то лучшее, что было в поэзии XX века, нашло свое продолжение в творчестве современных поэтов, которые, в свою очередь, этот «огонь» поэзии передают последующим поколениям.
IV. Рефлексия урока.
Учитель. Подведем итоги работы. Для этого прошу взять ручки в руки. У нас время «Свободного письма». Пишем обо всем, что показалось вам главным на сегодняшнем уроке, реализовывая тему «Поэзия Ахматовой и чувства» или ассоциативный диктант.
VI. Домашнее задание.
Выучить стихотворение Анны Ахматовой, которое понравилось;
Прочитать поэму А.Ахматовой «Реквием»
Задание по выбору:
? Подготовить устное или письменное сочинение-эссе «Мои впечатления от знакомства с Анной Ахматовой»
? Подготовить сообщение «Трагические страницы жизни Анны Ахматовой»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Творчество Анны Ахматовой – яркое явление женской поэзии XX века»
Тема: Творчество Анны Ахматовой – яркое явление женской поэзии XX века
Цель: закрепить знания учащихся о акмеизме, раскрыть значение этого литературного направления на формирование творческой индивидуальности Анны Ахматовой, определить особенности женской лирики; развивать навыки анализа поэтических произведений; формировать чувства эстетического понимания и восприятия поэзии.
Оборудование: портреты Анны Ахматовой и Николая Гумилева, сборники стихов поэтессы, «Ноктюрн» Шопена
Тип урока: усвоение новых знаний
«… я счастлива, что жила в эти годы».
«Я научила женщин говорить»
А.Ахматова
Ход урока: I. Актуализация знаний учащихся
Акродиктант.
- Первый юношеский поэтический сборник А. Блока.
- Шедевр блоковской лирики.
- Теоретик русского акмеизма (назовите имя и фамилию)
- Направление в русской поэзии XX века, которое пришло на смену русскому символизму
- Он стал кумиром поэтов и писателей « серебряного века»
- Основатель русского футуризма (назовите только фамилию)
- Кому был посвящен цикл стихов А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме»
- Яркий представитель второй волны русского символизма
- Круг событий, жизненных явлений, которые изображены в произведении в органической связи с проблемой, которая из них вытекает и требует осмысления
- Стихотворения Блока, в котором звучат мотивы одиночества, потери любви
- Русский поэт, философ, что развивал учение о Вечной Женственности
- Литературный прием, который основан на контрасте. Он лежит в основе композиции блоковской «Незнакомки»
Взаимопроверка
Ключ: «Ante lucem»
«Незнакомка»
Николай Гумилев
Акмеизм
Александр Блок
Хлебников
Менделеевой
Андрей Белый
Тема
«О подвигах, о доблестях, о славе»
Владимир Соловьев
Антитеза
II. Мотивация учебной деятельности.
III. Объявление темы и цели урока
Слово учителя: Анна Ахматова – выдающееся имя мировой литературы, творчество этой русской поэтессы (к стати, она сама себя называла только поэтом) известно далеко за пределами России. Обратите внимание на портрет Анны Ахматовой – первого русского поэта, который сумел так тонко изобразить сущность жизненных проблем, сказать о главном – любви, милосердии, сочувствии, силе характера. Никто не может сказать о поэте больше, чем он сам своей поэзией. И это, действительно, так. Именно поэзия расскажет нам о творчестве замечательной русской женщины, которая сумела в суровом мужском мире довести, что и Она как Поэт – непревзойденна!
Давайте перенесемся с вами в далекий осенний Петербург 1911 года, в шестиэтажный дом № 25. Там колдует Вячеслав Иванов, принимая петербургскую богему. Там сегодня читают стихи, звучит дуэт Лизы и Полины из «Пиковой дамы». Александр Блок и Анна Ахматова читают свои собственные стихотворения. В дневнике Александра Блока 7 ноября 1911 года появится запись: «… мы пришли с Любой к Вячеславу. Там уже собрание большое… А. Ахматова читала стихи, уже волнуя меня; стихи чем дальше, тем лучше…»
«Сегодня мне письма не принесли…», «Песня последней встречи», «Сладок запах синих виноградин…»
2. Беседа.
- В чем, на ваш взгляд, привлекательность стихотворений Анны Ахматовой?
- С помощью каких художественных средств достигается впечатление диалогического общения? (художественного повторов, прямой речи).
- Какие чувства преобладают – радость или печаль?
- О чем заставляют задуматься поэтические строки?
4. Сообщения учащихся о жизненном пути поэтессы в сопровождения диафильма «Я голос ваш»
5. Творческое наследие Ахматовой. Сообщение «Поэт и литературное направление»
- Что вам известно об акмеизме и какое отношение к нему имела Анна Ахматова?
Когда в русской поэзии появляется акмеизм? На смену какому течению он приходит?
Что противопоставил акмеизм символизму? Почему это течение получило такое название?
Кто из поэтов был его представителем?
Работа в группах - презентация ранних сборников поэтессы.
1912 – «Вечер» (рассказ учащихся о сборнике)
Чтение стихотворений: «Сжала руки под темной вуалью», «Дверь полуоткрыта»
- Что можно сказать о лирическом герое стихотворений?
- Чем стихотворение «Сжала руки под темной вуалью» напоминает театральное действие? (жесты, движения героев, четко определены завязка, кульминация и развязка).
- Какие художественны средства использует поэтесса? ( контраст, метафоры, глагольная градация)
- В чем особенность развязки в стихотворении? (неисчерпаность ситуации)
- Что объединяет стихи этого сборника?
1914 – сборник «Четки» раскрывает лирическую сущность поэтессы, в произведениях этого сборника преобладает любовная тематика, романтические настроения;
Чтение и анализ стихотворения «Дал Ты мне молодость трудную».
Вопросы к анализу.
Образ, какого лирического героя встает пред нами со строк этого стихотворения? (Необычность образа в том, что это - женщина)
Какая тема представлена перед нами? (Хотя тема очень знакома – тема любви, она представлена с точки зрения женщины, которая в большинстве случаев и сама была предметом поэтического поклонения)
- Как выглядит любовь с этой нетривиальной точки зрения? (Также драматично, как из мужской точки зрения)
- Заметна ли разница? (Безусловно. Лиризм поэтессы имеет специфический характер, но самое главное, что он абсолютно лишен мужской агрессии) Об этом свидетельствует и неповторимая интонация ахматовской поэзии – неповторимость женщины и неповторимость ее таланта. Таким образом все дело в том, что Ахматова – поэт – яркий, индивидуальный, неповторимый.
Чтение стихотворений из этого сборника в сопровождении мелодии Шопена «Ноктюрн»
1917 – сборник «Белая стая» был совсем другим за характером. В этих произведениях события личной жизни Ахматовой переплетаются с реальными историческими событиями, слышны мотивы пророчеств о последствиях тогдашних событий, возможность апокалипсиса.
Запись в тетради. Особенности ранней поэзии А. Ахматовой:
▪ Исповедальный и дневниковый характер;
▪ соединение лирической и драматической стихии;
▪ спресованность чувств;
▪ преобразование будничных деталей в поэзию;
▪ изображение острого фрагмента любовного романа(чаще без начала и конца) с настоящей борьбой страстей;
▪ роль подтекста, деталей, значение движений, жестов, прямой речи, разверствование особенной тематики в глубокий психологический анализ.
Еще больше драма окружающей действительности перерастает в личную трагедию в сборниках «Подорожник»(1921), «Anno Domini»(1922) – и все. Голос поэта исчезает: дальше за 44 года не выйдет ни одной книжки, хотя она и дальше продолжала писать стихи, прозу, делала переводы.
Поэма «Реквием»
Хронологический диктант.
Расположите в хронологическом порядке названия произведений, сборников стихов Анны Ахматовой по мере их написания.
(Биографы продолжают рассказ о последних годах жизни поэтессы)
С 1946 года двери всех редакций для Анны Ахматовой были закрыты, потому что вышло Постановление ЦК в соответствии с которым, творчество М. Зощенко и А. Ахматовой было признано «антисоветским». Но в мире Анна Ахматова остается признанной. Об этом свидетельствует Международная литературная премия «Етна-Таормина» за пятидесятилетнюю творческую деятельность и за книгу избранных произведений, напечатанных в Италии. В последние годы поэтесса много путешествовала, а также помогала молодому поколению поэтов, в частности, И. Бродскому, который был изгнан из страны за «дармоедство», который потом стал лауреатом Нобелевской премии за свое творчество. Так состоялась связь поэтов «серебряного века» и последующих поколений поэтов. Все то лучшее, что было в поэзии XX века, нашло свое продолжение в творчестве современных поэтов, которые, в свою очередь, этот «огонь» поэзии передают последующим поколениям.
IV. Рефлексия урока.
Учитель. Подведем итоги работы. Для этого прошу взять ручки в руки. У нас время «Свободного письма». Пишем обо всем, что показалось вам главным на сегодняшнем уроке, реализовывая тему «Поэзия Ахматовой и чувства» или ассоциативный диктант.
VI. Домашнее задание.
Выучить стихотворение Анны Ахматовой, которое понравилось;
Прочитать поэму А.Ахматовой «Реквием»
Задание по выбору:
Подготовить устное или письменное сочинение-эссе «Мои впечатления от знакомства с Анной Ахматовой»
Подготовить сообщение «Трагические страницы жизни Анны Ахматовой»
1. Анна Андреевна Ахматова( настоящая фамилия Горенко) родилась 11 июня 1889 года в городке Большой Фонтан недалеко от Одессы.. в семье отставного инженера-механика флота. В 1890 году семья переехала в Царское Село. Там прошло ее детство. В Царском Селе будущая поэтесса жила до 16 лет.
Училась в царскосельской гимназии. Атмосфера Царского Села, которое чтит память Пушкина, вдохновило ее к написанию стихотворений. К А.Пушкину она обращалась на протяжении всей своей жизни, он станет для нее учителем, другом, идеалом духовной свободы. Пушкинские мотивы звучат в циклах «В Царском Селе» (1911), «Царскосельские строки» (1921). Этот уголок земли осмысливался Ахматовой как символ русской культуры, связанный прежде всего Пушкиным – поэтом, которого она обожествляла.
2. В 1905 году родители Анны развелись. Мать с детьми переехала на Юг – сначала в
Евпаторию, а позже в Киев.
В 1908 году после окончания после окончания Киевской гимназии А. Ахматова поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. Именно здесь развивался ее роман С поэтом-акмеистом Николаем Гумилевым. В 1910 году Они повенчались. Николай Гумилев писал: «Из города Киева, из логова Змиева я взял не жену, а колдунью». И хотя этот экстравагантный брак продлился недолго (очень скоро они поняли, что две творческие личности, настолько яркие, настолько разные не могут существовать в повседневной жизни), близкие отношения с Н. Гумилевым сыграли значительную роль в поэтическом становлении поэтессы.
1. Начало 900-х годов – период раздумий о направлениях общества и искусства. Эти искания обозначились и на мировоззрении А. Ахматовой. Вместе с Осипом Мандельштамом и другими поэтами она присоединилась к группе акмеистов, организованной Н. Гумилевым и С. Городецким.
Ахматова в своей автобиографии писала, что «стала акмеисткой». Действительно, отход от реальных чувств и нежелание видеть реальную жизнь на некоторое время пленили Анну Ахматову.
Приметы акмеизма проявились в раннем творчестве поэтессы, но она прибавила к нему что-то свое, оригинальное и неповторимое – углубление в внутренний мир женщины, в ее чувства и переживания, создание дневниковой поэзии, желание через чувственные жесты женской души показать обобщенное состояние окружающей среды.
1912 год обозначился двумя очень важными событиями: выходом первого сборника «Вечер», что сразу был одобрен критиками, и рождением сына – Льва Гумилева, который в будущем станет выдающимся историком.
В первых сборниках «Вечер» (1912) и «Четки» (1914) преобладает любовная тематика, романтические настроения. Но уже в 1914 году в сборнике «Четки» в ахматовский художественный мир входит бурная современность.
В сборнике «Белая стая», который вышел в 1917 году Ахматова уже связывала личные переживания с реальными событиями. Изменилась и поэтическая манера: вместо интонации тихого живого разговора она идет к пророчеству, провозглашению будущего апокалипсиса.
Анна Ахматова трагически восприняла события революции и гражданской войны.,
что нашло отображение в ее сборниках «Подорожник» (1921) и «Anno Domini» (1922). Эти сборники отражают важный перелом в творческом развитии поэтессы. Лирическая героиня рассматривает драму окружающей среды как личную трагедию. Символическим стает использование таких образов, как пустой дом, последние розы, осенний листок, могила и др.
Пятым действием драмы
Веет воздух осенний,
Каждая клумба в парке
Кажется свежей могилой
Биографы
3. После революции 1917 года Анна Ахматова пополнить число тех деятелей русской культуры, которые с болью, оторвашись от своих корней, переехали за границу, лишь бы спасти свою духовную и свободу и жизнь. Существовал и другой путь – своим талантом прислужиться новой власти, как это сделали другие известные литераторы. Ахматова выбрала самый тяжелый путь. Она осталась в России, поскольку считала своим главным обязательством разделить судьбу своей Родины, но выбрала позицию «внутренней эмиграции»
В августе 1921 года Ахматова получила страшную весть о расстреле бывшего мужа Николая Гумилева, которого обвинили в измене советской власти. Еще не раз она услышит об арестах, пытках, исчезновениях друзей и знакомых. В своих стихотворениях она показала глубокую драму своей родины, но не отказалась от нее. В это время появляются такие патриотические стихотворения, как «Не с теми я, кто бросил землю», «Когда в тоске самоубийств».
__________________________________________________________________________________4. В 30-е годы печаталась очень редко. Поэтессу обвинили в декаденстве, в отрыве от социалистического строительства. В 1935 году арестовывают ее сына Льва Гумилева и мужа Н. Панина как участников «антисоветской террористической группы». Ахматова лично обращалась к Сталину, просила поддержки у друзей. Наконец сына и мужа удалось спасти, но ненадолго. В 1938 году Льва Гумилева снова арестовали, ему присудили 5 лет концлагерей.
4. Эти трагические события нашли отражение в поэме «Реквием»(1935-1938), где показана личная трагедия не только Ахматовой, но и всего народа.
Во время Второй мировой войны Ахматова написала сборник «Ветер войны», в котом вмещены известные патриотические стихотворения: «Клятва», «Мужество», «Победителям»
5. После войны беда снова настигла А.Ахматову. В 1946 в постановлении ЦК ВКПб произведения Ахматовой и Зощенко были названы «антисоветскими». А это означало долгое молчание. Двери всей редакций для этих литераторов были закрыты.
В последние годы поэтесса много общалась с творческой молодежью. Одним из его учеников был Иосиф Бродский – будущий лауреат Нобелевской премии. Она передала Бродскому поэтический огонь «серебряного века». Так состоялась непосредственная связь поколений. Анна Ахматова умерла 5 марта 1966 года.