kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творчество Анны Ахматовой – яркое явление женской поэзии XX века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Творчество Анны Ахматовой – яркое явление женской поэзии XX века Цель: закрепить знания учащихся о акмеизме, раскрыть значение этого литературного направления на формирование творческой индивидуальности Анны Ахматовой, определить особенности женской лирики; развивать навыки анализа поэтических произведений; формировать чувства эстетического понимания и восприятия поэзии. Оборудование: портреты Анны Ахматовой и Николая Гумилева, сборники стихов поэтессы, «Ноктюрн» Шопена Тип урока: усвоение новых знаний «… я счастлива, что жила в эти годы». «Я научила женщин говорить» А.Ахматова Ход урока: I. Актуализация знаний учащихся 1. Акродиктант. - Первый юношеский поэтический сборник А. Блока. - Шедевр блоковской лирики. - Теоретик русского акмеизма (назовите имя и фамилию) - Направление в русской поэзии XX века, которое пришло на смену русскому символизму - Он стал кумиром поэтов и писателей « серебряного века» - Основатель русского футуризма (назовите только фамилию) - Кому был посвящен цикл стихов А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме» - Яркий представитель второй волны русского символизма - Круг событий, жизненных явлений, которые изображены в произведении в органической связи с проблемой, которая из них вытекает и требует осмысления - Стихотворения Блока, в котором звучат мотивы одиночества, потери любви - Русский поэт, философ, что развивал учение о Вечной Женственности - Литературный прием, который основан на контрасте. Он лежит в основе композиции блоковской «Незнакомки» Взаимопроверка Ключ: «Ante lucem» «Незнакомка» Николай Гумилев Акмеизм Александр Блок Хлебников Менделеевой Андрей Белый Тема «О подвигах, о доблестях, о славе» Владимир Соловьев Антитеза II. Мотивация учебной деятельности. III. Объявление темы и цели урока Слово учителя: Анна Ахматова – выдающееся имя мировой литературы, творчество этой русской поэтессы (к стати, она сама себя называла только поэтом) известно далеко за пределами России. Обратите внимание на портрет Анны Ахматовой – первого русского поэта, который сумел так тонко изобразить сущность жизненных проблем, сказать о главном – любви, милосердии, сочувствии, силе характера. Никто не может сказать о поэте больше, чем он сам своей поэзией. И это, действительно, так. Именно поэзия расскажет нам о творчестве замечательной русской женщины, которая сумела в суровом мужском мире довести, что и Она как Поэт – непревзойденна! Давайте перенесемся с вами в далекий осенний Петербург 1911 года, в шестиэтажный дом № 25. Там колдует Вячеслав Иванов, принимая петербургскую богему. Там сегодня читают стихи, звучит дуэт Лизы и Полины из «Пиковой дамы». Александр Блок и Анна Ахматова читают свои собственные стихотворения. В дневнике Александра Блока 7 ноября 1911 года появится запись: «… мы пришли с Любой к Вячеславу. Там уже собрание большое… А. Ахматова читала стихи, уже волнуя меня; стихи чем дальше, тем лучше…» III. Работа над темой урока. 1. Звучат стихотворения, подготовленные учениками заранее «Сегодня мне письма не принесли…», «Песня последней встречи», «Сладок запах синих виноградин…» 2. Беседа. - В чем, на ваш взгляд, привлекательность стихотворений Анны Ахматовой? - С помощью каких художественных средств достигается впечатление диалогического общения? (художественного повторов, прямой речи). - Какие чувства преобладают – радость или печаль? - О чем заставляют задуматься поэтические строки? 4. Сообщения учащихся о жизненном пути поэтессы в сопровождения диафильма «Я голос ваш» 5. Творческое наследие Ахматовой. Сообщение «Поэт и литературное направление» - Что вам известно об акмеизме и какое отношение к нему имела Анна Ахматова? ? Когда в русской поэзии появляется акмеизм? На смену какому течению он приходит? ? Что противопоставил акмеизм символизму? Почему это течение получило такое название? ? Кто из поэтов был его представителем? Работа в группах - презентация ранних сборников поэтессы. 1912 – «Вечер» (рассказ учащихся о сборнике) Чтение стихотворений: «Сжала руки под темной вуалью», «Дверь полуоткрыта» - Что можно сказать о лирическом герое стихотворений? - Чем стихотворение «Сжала руки под темной вуалью» напоминает театральное действие? (жесты, движения героев, четко определены завязка, кульминация и развязка). - Какие художественны средства использует поэтесса? ( контраст, метафоры, глагольная градация) - В чем особенность развязки в стихотворении? (неисчерпаность ситуации) - Что объединяет стихи этого сборника? 1914 – сборник «Четки» раскрывает лирическую сущность поэтессы, в произведениях этого сборника преобладает любовная тематика, романтические настроения; Чтение и анализ стихотворения «Дал Ты мне молодость трудную». Вопросы к анализу. Образ, какого лирического героя встает пред нами со строк этого стихотворения? (Необычность образа в том, что это - женщина) Какая тема представлена перед нами? (Хотя тема очень знакома – тема любви, она представлена с точки зрения женщины, которая в большинстве случаев и сама была предметом поэтического поклонения) - Как выглядит любовь с этой нетривиальной точки зрения? (Также драматично, как из мужской точки зрения) - Заметна ли разница? (Безусловно. Лиризм поэтессы имеет специфический характер, но самое главное, что он абсолютно лишен мужской агрессии) Об этом свидетельствует и неповторимая интонация ахматовской поэзии – неповторимость женщины и неповторимость ее таланта. Таким образом все дело в том, что Ахматова – поэт – яркий, индивидуальный, неповторимый. Чтение стихотворений из этого сборника в сопровождении мелодии Шопена «Ноктюрн» - Каким настроением проникнута музыкальная канва произведений? 1917 – сборник «Белая стая» был совсем другим за характером. В этих произведениях события личной жизни Ахматовой переплетаются с реальными историческими событиями, слышны мотивы пророчеств о последствиях тогдашних событий, возможность апокалипсиса. Запись в тетради. Особенности ранней поэзии А. Ахматовой: ? Исповедальный и дневниковый характер; ? соединение лирической и драматической стихии; ? спресованность чувств; ? преобразование будничных деталей в поэзию; ? изображение острого фрагмента любовного романа(чаще без начала и конца) с настоящей борьбой страстей; ? роль подтекста, деталей, значение движений, жестов, прямой речи, разверствование особенной тематики в глубокий психологический анализ. Еще больше драма окружающей действительности перерастает в личную трагедию в сборниках «Подорожник»(1921), «Anno Domini»(1922) – и все. Голос поэта исчезает: дальше за 44 года не выйдет ни одной книжки, хотя она и дальше продолжала писать стихи, прозу, делала переводы. Поэма «Реквием» Хронологический диктант. Расположите в хронологическом порядке названия произведений, сборников стихов Анны Ахматовой по мере их написания. «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Anno Domini», «Реквием», «Подорожник», «Нечет», «Бег времени» Ключ: «Вечер»(1912), «Четки»(1914), «Белая стая»(1917), «Подорожник»(1921), «Anno Domini» (1922), «Реквием»(1935-1940), «Нечет»(1946), «Бег времени»(1952) (Биографы продолжают рассказ о последних годах жизни поэтессы) С 1946 года двери всех редакций для Анны Ахматовой были закрыты, потому что вышло Постановление ЦК в соответствии с которым, творчество М. Зощенко и А. Ахматовой было признано «антисоветским». Но в мире Анна Ахматова остается признанной. Об этом свидетельствует Международная литературная премия «Етна-Таормина» за пятидесятилетнюю творческую деятельность и за книгу избранных произведений, напечатанных в Италии. В последние годы поэтесса много путешествовала, а также помогала молодому поколению поэтов, в частности, И. Бродскому, который был изгнан из страны за «дармоедство», который потом стал лауреатом Нобелевской премии за свое творчество. Так состоялась связь поэтов «серебряного века» и последующих поколений поэтов. Все то лучшее, что было в поэзии XX века, нашло свое продолжение в творчестве современных поэтов, которые, в свою очередь, этот «огонь» поэзии передают последующим поколениям. IV. Рефлексия урока. Учитель. Подведем итоги работы. Для этого прошу взять ручки в руки. У нас время «Свободного письма». Пишем обо всем, что показалось вам главным на сегодняшнем уроке, реализовывая тему «Поэзия Ахматовой и чувства» или ассоциативный диктант. VI. Домашнее задание. Выучить стихотворение Анны Ахматовой, которое понравилось; Прочитать поэму А.Ахматовой «Реквием» Задание по выбору: ? Подготовить устное или письменное сочинение-эссе «Мои впечатления от знакомства с Анной Ахматовой» ? Подготовить сообщение «Трагические страницы жизни Анны Ахматовой»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творчество Анны Ахматовой – яркое явление женской поэзии XX века»

Тема: Творчество Анны Ахматовой – яркое явление женской поэзии XX века

Цель: закрепить знания учащихся о акмеизме, раскрыть значение этого литературного направления на формирование творческой индивидуальности Анны Ахматовой, определить особенности женской лирики; развивать навыки анализа поэтических произведений; формировать чувства эстетического понимания и восприятия поэзии.

Оборудование: портреты Анны Ахматовой и Николая Гумилева, сборники стихов поэтессы, «Ноктюрн» Шопена

Тип урока: усвоение новых знаний

«… я счастлива, что жила в эти годы».

«Я научила женщин говорить»

А.Ахматова

Ход урока: I. Актуализация знаний учащихся

  1. Акродиктант.

- Первый юношеский поэтический сборник А. Блока.

- Шедевр блоковской лирики.

- Теоретик русского акмеизма (назовите имя и фамилию)

- Направление в русской поэзии XX века, которое пришло на смену русскому символизму

- Он стал кумиром поэтов и писателей « серебряного века»

- Основатель русского футуризма (назовите только фамилию)

- Кому был посвящен цикл стихов А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме»

- Яркий представитель второй волны русского символизма

- Круг событий, жизненных явлений, которые изображены в произведении в органической связи с проблемой, которая из них вытекает и требует осмысления

- Стихотворения Блока, в котором звучат мотивы одиночества, потери любви

- Русский поэт, философ, что развивал учение о Вечной Женственности

- Литературный прием, который основан на контрасте. Он лежит в основе композиции блоковской «Незнакомки»

Взаимопроверка

Ключ: «Ante lucem»

«Незнакомка»

Николай Гумилев

Акмеизм

Александр Блок

Хлебников

Менделеевой

Андрей Белый

Тема

«О подвигах, о доблестях, о славе»

Владимир Соловьев

Антитеза

II. Мотивация учебной деятельности.

III. Объявление темы и цели урока

Слово учителя: Анна Ахматова – выдающееся имя мировой литературы, творчество этой русской поэтессы (к стати, она сама себя называла только поэтом) известно далеко за пределами России. Обратите внимание на портрет Анны Ахматовой – первого русского поэта, который сумел так тонко изобразить сущность жизненных проблем, сказать о главном – любви, милосердии, сочувствии, силе характера. Никто не может сказать о поэте больше, чем он сам своей поэзией. И это, действительно, так. Именно поэзия расскажет нам о творчестве замечательной русской женщины, которая сумела в суровом мужском мире довести, что и Она как Поэт – непревзойденна!

Давайте перенесемся с вами в далекий осенний Петербург 1911 года, в шестиэтажный дом № 25. Там колдует Вячеслав Иванов, принимая петербургскую богему. Там сегодня читают стихи, звучит дуэт Лизы и Полины из «Пиковой дамы». Александр Блок и Анна Ахматова читают свои собственные стихотворения. В дневнике Александра Блока 7 ноября 1911 года появится запись: «… мы пришли с Любой к Вячеславу. Там уже собрание большое… А. Ахматова читала стихи, уже волнуя меня; стихи чем дальше, тем лучше…»

III. Работа над темой урока.

  1. Звучат стихотворения, подготовленные учениками заранее

«Сегодня мне письма не принесли…», «Песня последней встречи», «Сладок запах синих виноградин…»

2. Беседа.

- В чем, на ваш взгляд, привлекательность стихотворений Анны Ахматовой?

- С помощью каких художественных средств достигается впечатление диалогического общения? (художественного повторов, прямой речи).

- Какие чувства преобладают – радость или печаль?

- О чем заставляют задуматься поэтические строки?

4. Сообщения учащихся о жизненном пути поэтессы в сопровождения диафильма «Я голос ваш»

5. Творческое наследие Ахматовой. Сообщение «Поэт и литературное направление»

- Что вам известно об акмеизме и какое отношение к нему имела Анна Ахматова?

  • Когда в русской поэзии появляется акмеизм? На смену какому течению он приходит?

  • Что противопоставил акмеизм символизму? Почему это течение получило такое название?

  • Кто из поэтов был его представителем?

Работа в группах - презентация ранних сборников поэтессы.

1912 – «Вечер» (рассказ учащихся о сборнике)

Чтение стихотворений: «Сжала руки под темной вуалью», «Дверь полуоткрыта»

- Что можно сказать о лирическом герое стихотворений?

- Чем стихотворение «Сжала руки под темной вуалью» напоминает театральное действие? (жесты, движения героев, четко определены завязка, кульминация и развязка).

- Какие художественны средства использует поэтесса? ( контраст, метафоры, глагольная градация)

- В чем особенность развязки в стихотворении? (неисчерпаность ситуации)

- Что объединяет стихи этого сборника?

1914 – сборник «Четки» раскрывает лирическую сущность поэтессы, в произведениях этого сборника преобладает любовная тематика, романтические настроения;

Чтение и анализ стихотворения «Дал Ты мне молодость трудную».

Вопросы к анализу.

Образ, какого лирического героя встает пред нами со строк этого стихотворения? (Необычность образа в том, что это - женщина)

Какая тема представлена перед нами? (Хотя тема очень знакома – тема любви, она представлена с точки зрения женщины, которая в большинстве случаев и сама была предметом поэтического поклонения)

- Как выглядит любовь с этой нетривиальной точки зрения? (Также драматично, как из мужской точки зрения)

- Заметна ли разница? (Безусловно. Лиризм поэтессы имеет специфический характер, но самое главное, что он абсолютно лишен мужской агрессии) Об этом свидетельствует и неповторимая интонация ахматовской поэзии – неповторимость женщины и неповторимость ее таланта. Таким образом все дело в том, что Ахматова – поэт – яркий, индивидуальный, неповторимый.


Чтение стихотворений из этого сборника в сопровождении мелодии Шопена «Ноктюрн»

- Каким настроением проникнута музыкальная канва произведений?

1917 – сборник «Белая стая» был совсем другим за характером. В этих произведениях события личной жизни Ахматовой переплетаются с реальными историческими событиями, слышны мотивы пророчеств о последствиях тогдашних событий, возможность апокалипсиса.

Запись в тетради. Особенности ранней поэзии А. Ахматовой:

▪ Исповедальный и дневниковый характер;

▪ соединение лирической и драматической стихии;

▪ спресованность чувств;

▪ преобразование будничных деталей в поэзию;

▪ изображение острого фрагмента любовного романа(чаще без начала и конца) с настоящей борьбой страстей;

▪ роль подтекста, деталей, значение движений, жестов, прямой речи, разверствование особенной тематики в глубокий психологический анализ.

Еще больше драма окружающей действительности перерастает в личную трагедию в сборниках «Подорожник»(1921), «Anno Domini»(1922) – и все. Голос поэта исчезает: дальше за 44 года не выйдет ни одной книжки, хотя она и дальше продолжала писать стихи, прозу, делала переводы.

Поэма «Реквием»

Хронологический диктант.

Расположите в хронологическом порядке названия произведений, сборников стихов Анны Ахматовой по мере их написания.

«Четки», «Белая стая», «Вечер», «Anno Domini», «Реквием», «Подорожник», «Нечет», «Бег времени»

Ключ: «Вечер»(1912), «Четки»(1914), «Белая стая»(1917), «Подорожник»(1921), «Anno Domini» (1922), «Реквием»(1935-1940), «Нечет»(1946), «Бег времени»(1952)

(Биографы продолжают рассказ о последних годах жизни поэтессы)

С 1946 года двери всех редакций для Анны Ахматовой были закрыты, потому что вышло Постановление ЦК в соответствии с которым, творчество М. Зощенко и А. Ахматовой было признано «антисоветским». Но в мире Анна Ахматова остается признанной. Об этом свидетельствует Международная литературная премия «Етна-Таормина» за пятидесятилетнюю творческую деятельность и за книгу избранных произведений, напечатанных в Италии. В последние годы поэтесса много путешествовала, а также помогала молодому поколению поэтов, в частности, И. Бродскому, который был изгнан из страны за «дармоедство», который потом стал лауреатом Нобелевской премии за свое творчество. Так состоялась связь поэтов «серебряного века» и последующих поколений поэтов. Все то лучшее, что было в поэзии XX века, нашло свое продолжение в творчестве современных поэтов, которые, в свою очередь, этот «огонь» поэзии передают последующим поколениям.

IV. Рефлексия урока.

Учитель. Подведем итоги работы. Для этого прошу взять ручки в руки. У нас время «Свободного письма». Пишем обо всем, что показалось вам главным на сегодняшнем уроке, реализовывая тему «Поэзия Ахматовой и чувства» или ассоциативный диктант.


VI. Домашнее задание.

Выучить стихотворение Анны Ахматовой, которое понравилось;

Прочитать поэму А.Ахматовой «Реквием»

Задание по выбору:

  • Подготовить устное или письменное сочинение-эссе «Мои впечатления от знакомства с Анной Ахматовой»

  • Подготовить сообщение «Трагические страницы жизни Анны Ахматовой»


































Анна Ахматова

Сегодня мне письма не принесли

Сегодня мне письма не принесли:

Забыл он написать, или уехал;

Весна как трель серебряного смеха,

Качаются в заливе корабли.

Сегодня мне письма не принесли…

Он был со мной еще совсем недавно,

Такой влюбленный, ласковый и мой,

Но это было белою зимой,

Теперь весна и грусть весны отравна,

Он был со мной еще совсем недавно…

Я слышу: легкий трепетный смычок,

Как от предсмертной боли, бьется, бьется,

И страшно мне, что сердце разорвется,

Не допишу я этих нежных строк


_____________________________________________________________________________________


Анна Ахматова

Сладок запах синих виноградин

Сладок запах синих виноградин

Дразнит опьяняющая даль.

Голос твой и глух и безотраден.

Никого мне, никого не жаль


Между ягод сети-паутинки,

Гибких лоз стволы еще тонки,

Облака плывут, как льдинки

В ярких водах голубой реки.


Солнце в небе, Солнце ярко светит

Уходи к волне про боль шептать.

О, она, наверное, ответит,

А быть может, будет целовать

____________________________________________________________________________________

Анна Ахматова

Песня последней встречи

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки,

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала, их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: «со мною умри!

Я обманут, слышишь, унылый,

Переменчивой злой судьбой»

Я ответила: «Милый, милый!

И я тоже умру с тобой»

Это песня последней встречи,

Я взглянула на темный дом,

Только в спальне горели свечи

Равнодушно желтым огнем

Анна Ахматова

Сжала руки под темной вуалью


Сжала руки под темной вуалью…

«Отчего ты сегодня бледна?»…

- Оттого что терпкой печалью

Напоила его до пьяна


Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот,

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.


Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Все, что было. Уйдешь, я умру».

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».

____________________________________________________________________________________


Из сборника «Четки»

Смятение

1.

Было душно от жгучего света,

А взгляды его – как лучи.

Я только вздрогнула: этот

Может меня приручить.

Наклонился – он что-то скажет…

От лица отхлынула кровь.

Пусть камнем надгробным ляжет

На жизни моей любовь. (1913)


2.

Не любишь, не хочешь смотреть?

О, как ты красив проклятый!

И я не могу взлететь,

А с детства была крылатой.

Мне очи застит туман,

Сливаются вещи и лица,

И только красный тюльпан,

Тюльпан у тебя в петлице.


3.

Как велит простая учтивость,

Подошел ко мне, улыбнулся,

Полуласково, полулениво

Поцелуем руки коснулся –

И загадочных, древних ликов

На меня поглядели очи…

Десять лет замираний и криков,

Все мои бессонные ночи

Я вложила в тихое слово

И сказала его напрасно.

Отошел ты, и стало снова

На душе и пусто, и ясно



























































Биографы

1. Анна Андреевна Ахматова( настоящая фамилия Горенко) родилась 11 июня 1889 года в городке Большой Фонтан недалеко от Одессы.. в семье отставного инженера-механика флота. В 1890 году семья переехала в Царское Село. Там прошло ее детство. В Царском Селе будущая поэтесса жила до 16 лет.

Училась в царскосельской гимназии. Атмосфера Царского Села, которое чтит память Пушкина, вдохновило ее к написанию стихотворений. К А.Пушкину она обращалась на протяжении всей своей жизни, он станет для нее учителем, другом, идеалом духовной свободы. Пушкинские мотивы звучат в циклах «В Царском Селе» (1911), «Царскосельские строки» (1921). Этот уголок земли осмысливался Ахматовой как символ русской культуры, связанный прежде всего Пушкиным – поэтом, которого она обожествляла.

_____________________________________________________________________________________

2. В 1905 году родители Анны развелись. Мать с детьми переехала на Юг – сначала в

Евпаторию, а позже в Киев.

В 1908 году после окончания после окончания Киевской гимназии А. Ахматова поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. Именно здесь развивался ее роман С поэтом-акмеистом Николаем Гумилевым. В 1910 году Они повенчались. Николай Гумилев писал: «Из города Киева, из логова Змиева я взял не жену, а колдунью». И хотя этот экстравагантный брак продлился недолго (очень скоро они поняли, что две творческие личности, настолько яркие, настолько разные не могут существовать в повседневной жизни), близкие отношения с Н. Гумилевым сыграли значительную роль в поэтическом становлении поэтессы.

____________________________________________________________________________________

Литературоведы

1. Начало 900-х годов – период раздумий о направлениях общества и искусства. Эти искания обозначились и на мировоззрении А. Ахматовой. Вместе с Осипом Мандельштамом и другими поэтами она присоединилась к группе акмеистов, организованной Н. Гумилевым и С. Городецким.

Ахматова в своей автобиографии писала, что «стала акмеисткой». Действительно, отход от реальных чувств и нежелание видеть реальную жизнь на некоторое время пленили Анну Ахматову.

_____________________________________________________________________________________

  1. Приметы акмеизма проявились в раннем творчестве поэтессы, но она прибавила к нему что-то свое, оригинальное и неповторимое – углубление в внутренний мир женщины, в ее чувства и переживания, создание дневниковой поэзии, желание через чувственные жесты женской души показать обобщенное состояние окружающей среды.

1912 год обозначился двумя очень важными событиями: выходом первого сборника «Вечер», что сразу был одобрен критиками, и рождением сына – Льва Гумилева, который в будущем станет выдающимся историком.

В первых сборниках «Вечер» (1912) и «Четки» (1914) преобладает любовная тематика, романтические настроения. Но уже в 1914 году в сборнике «Четки» в ахматовский художественный мир входит бурная современность.

__________________________________________________________________________________

  1. В сборнике «Белая стая», который вышел в 1917 году Ахматова уже связывала личные переживания с реальными событиями. Изменилась и поэтическая манера: вместо интонации тихого живого разговора она идет к пророчеству, провозглашению будущего апокалипсиса.

Анна Ахматова трагически восприняла события революции и гражданской войны.,

что нашло отображение в ее сборниках «Подорожник» (1921) и «Anno Domini» (1922). Эти сборники отражают важный перелом в творческом развитии поэтессы. Лирическая героиня рассматривает драму окружающей среды как личную трагедию. Символическим стает использование таких образов, как пустой дом, последние розы, осенний листок, могила и др.

Пятым действием драмы

Веет воздух осенний,

Каждая клумба в парке

Кажется свежей могилой


Биографы

3. После революции 1917 года Анна Ахматова пополнить число тех деятелей русской культуры, которые с болью, оторвашись от своих корней, переехали за границу, лишь бы спасти свою духовную и свободу и жизнь. Существовал и другой путь – своим талантом прислужиться новой власти, как это сделали другие известные литераторы. Ахматова выбрала самый тяжелый путь. Она осталась в России, поскольку считала своим главным обязательством разделить судьбу своей Родины, но выбрала позицию «внутренней эмиграции»

В августе 1921 года Ахматова получила страшную весть о расстреле бывшего мужа Николая Гумилева, которого обвинили в измене советской власти. Еще не раз она услышит об арестах, пытках, исчезновениях друзей и знакомых. В своих стихотворениях она показала глубокую драму своей родины, но не отказалась от нее. В это время появляются такие патриотические стихотворения, как «Не с теми я, кто бросил землю», «Когда в тоске самоубийств».

__________________________________________________________________________________4. В 30-е годы печаталась очень редко. Поэтессу обвинили в декаденстве, в отрыве от социалистического строительства. В 1935 году арестовывают ее сына Льва Гумилева и мужа Н. Панина как участников «антисоветской террористической группы». Ахматова лично обращалась к Сталину, просила поддержки у друзей. Наконец сына и мужа удалось спасти, но ненадолго. В 1938 году Льва Гумилева снова арестовали, ему присудили 5 лет концлагерей.

__________________________________________________________________________________

Литературоведы

4. Эти трагические события нашли отражение в поэме «Реквием»(1935-1938), где показана личная трагедия не только Ахматовой, но и всего народа.

Во время Второй мировой войны Ахматова написала сборник «Ветер войны», в котом вмещены известные патриотические стихотворения: «Клятва», «Мужество», «Победителям»


Клятва

И та, что сегодня прощается с милым,-

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покорится никто не заставит.

(Июль 1941)

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

23 февраля 1942 года

__________________________________________________________________________________

Биографы

5. После войны беда снова настигла А.Ахматову. В 1946 в постановлении ЦК ВКПб произведения Ахматовой и Зощенко были названы «антисоветскими». А это означало долгое молчание. Двери всей редакций для этих литераторов были закрыты.

В последние годы поэтесса много общалась с творческой молодежью. Одним из его учеников был Иосиф Бродский – будущий лауреат Нобелевской премии. Она передала Бродскому поэтический огонь «серебряного века». Так состоялась непосредственная связь поколений. Анна Ахматова умерла 5 марта 1966 года.



Когда в тоске самоубийства

Когда в тоске самоубийства

Народ гостей немецких ждал,

И дух суровый византийства

От русской церкви отлетал,

Когда приневская столица,

Забыв величие свое,

Как опьяневшая блудница,

Не знала, кто берет ее, -

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.



Не с теми я, кто бросил землю


Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час…

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.
















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Творчество Анны Ахматовой – яркое явление женской поэзии XX века

Автор: Мельник Елена Михайловна

Дата: 26.02.2016

Номер свидетельства: 299079


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства