Урок-презентация в 11 классе «Двусмысленная слава Игоря-Северянина»
Тема «Новаторство поэзии И. Северянина» (1887 – 1941г.)
Цели: познакомиться с жизнью и творчеством поэта, раскрыть своеобразие его лирики, вызвать интерес к изучению его творчества, развивать навык литературоведческого анализа текста, его выразительного чтения.
Эпиграф:
Над всей первенствующей планетой…
Он в каждой песне, им от сердца спетой,
Иронизирующее дитя
1926г.
Игорь-Северянин (о себе)
Это лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир
и умеющий несколькими характерными чертами заставить
видеть то, что он рисует. Это – истинный поэт.
В.Брюсов
Оборудование урока: портрет поэта, опорные схемы, символы, мультимедийный проектор, пейзажи русской природы.
Форма урока – презентация творчества И.Северянина.
Пояснения: учащимся заранее даётся задание: подготовить выразительное чтение стихотворений наизусть (3 человека: «Увертюра», «Классические розы», «И. Северянин», 1 ученик готовит сообщение о биографии поэта)
Ход урока.
- Вступительное слово учителя о целях, задачах урока.
- Беседа по изученному материалу.
- Мы с вами в течение нескольких уроков ведём разговор о поэзии Серебряного века. Как вы понимаете этот термин? (Серебряный век – эпоха рубежа 19 –начала 20 века (1890 – 1914 годы.) Временные рамки условны. Это был век художественных исканий, открытий и прозрений. Поражает стремительность, с которой появлялись эстетические направления, течения, школы.
- Какие 2 главных направления существовали в литературе рубежа веков? (Реализм и модернизм).
- Какими течениями был представлен модернизм? (Символизм, акмеизм, футуризм.)
- Какова эстетическая программа футуристов?
- Изучение нового материала.
- Слово учителя. Ярким представителем футуристов был И.Северянин. (Демонстрация 1-2 слайдов). Сам он писал свой псевдоним через дефис, как приложение. Настоящая фамилия поэта –Лотарёв. И.Северянин сам о себе написал стихотворение в жанре «медальон» «Игорь Северянин».Послушаем его.
- Чтение стихотворения наизусть учащимся.
- Сообщение ученика о биографии Северянина.
- Учитель. Творчество Северянина глубоко своеобразно. Не следует, конечно же, ограничивать его творчество футуризмом, оно гораздо шире, тем более, что футуризм характерен для его раннего творчества.
Его называли «королём поэтов». (3-7 слайды).
- Чтение учителем стихотворения «Двусмысленная слава» (1918 г.). Аналитическая работа, комментарий.
а) Как бы вы определили тему стиха? (Поэт и толпа)
б) Какие опорные слова можно выделить? («Капризничающих словах», «Ведь кто живописует площадь / Тот пишет кистью площадной», «Я лирический ироник / Ирония –вот мой канон»).
в) Каков, по мнению автора, основной конфликт? ( Слава, талант неразрывно связаны с непониманием толпы, что порождает двусмысленность, обвинение в пошлости. Мир поэта закрыт для толпы, но чтобы быть ей понятным, он должен соответствовать её вкусам и пользоваться «кистью площадной» -метафора, обозначающая –писать для толпы.
6) Комментарий ст. «Игорь Северянин» (1926 г.) Вернёмся к стихотворению «Игорь Северянин». Это один из «медальонов» -жанр, изобретённый поэтом. (100 сонетов –медальонов, посвящённых великим людям: художникам, поэтам, писателям, музыкантам.)
Это поэтическое кредо –ответ читателям.
Что он говорит о себе и своём творчестве? (Его стихи написаны не « толпе людской».Это людская стая требует изысков и словесной мишуры. Для того чтобы быть читаемым и быть самим собой, поэту нужна маска эстета, а у него – «душа простая»он –«иронизирующее дитя». Его истинная цель – благословлять мир и проклинать войны.
- В ранние периоды жизни поэт говорит о раздвоенности своей души и таланта. Давайте сравним стихотворения разного периода и разных стилей.
а ) Как можно охарактеризовать раннюю и позднюю стилистическую манеру Северянина?
б ) В чём особенности его поэтического мира? Учитель читает отрывки из стихотворений раннего и позднего периода.
1) « Это было у моря, где ажурная пена…»(поэма –миньонет , 1910 г.)
2) « Что нужно знать…»(1925 г.)
3) «Июльский полдень…» ( синематограф, 1910 г.)
4) «Запевка» (1925 г.)
5) «Увертюра» (1915 г.)
6) «Бывают дни» (1930 г.)
Аналитическая работа.
- Какие темы привлекают молодого и зрелого поэта? ( По мнению молодого поэта – изысканные. Скорость, красота, любовь, молодость, роскошь, шик – непонятное, ускользающее, экзотическое, уникальное.
Зрелому поэту интересна только одна тема: потерянная им родина, его страдания).
- Какое настроение звучит в стихах разного периода? (Ранняя поэзия –на поверхности – бодрая, решительная, с наигранной ноткой грусти –мысль –эпатировать . Более глубоко спрятана насмешка над толпой. В поздних стихах –элегические , грустные нотки, горькая ирония, трагическая безысходность).
- Каких героев встречаем в стихах Северянина? (Ранняя лирика –опереточные , придуманные: дамы, королева, паж, нищий, графиня, фея, принц.
Героев зрелых стихов немного: сам автор, немолодой, одинокий, тоскующий, иногда спутница –подруга и почти всегда Родина-мать, живая, непостижимая, бесконечно любимая и навек утраченная.)
- В чём особенность лексики стихотворений разного периода? (В ранних –с целью эпатажа подобрана соответствующая лексика: множество неологизмов: «быстро-темпном», «аловстречном», «хрупот», «грозово», «олуненной», «грозово», «разузорены»; меняет ударения, произношение слова, делая текст необычным.
В поздних стихах редко встречаются неологизмы, они незаметны, лексика традиционна.
4. Выводы, обобщение. Ранние стихи салонно-манерного стиля рассчитаны на эпатаж, интерес со стороны массового читателя. В поздних стихах Северянин вернулся к традиции, к культуре и ,наверное, к самому себе. Это путь настоящего художника.
Что отличает сердце поэта Серебряного века? (8-9 слайды)
Чтение стихотворения «Классические розы» (1925 г.) Читает ученик на фоне слайда.
Домашнее задание: выучить наизусть любое понравившееся стихотворение И. Северянина