kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-презентация в 11 классе «Двусмысленная слава Игоря-Северянина»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-презентация в 11 классе «Двусмысленная слава Игоря-Северянина»

Тема «Новаторство поэзии И. Северянина» (1887 – 1941г.)

Цели: познакомиться с жизнью и творчеством поэта, раскрыть своеобразие его лирики, вызвать интерес к изучению его творчества, развивать навык литературоведческого анализа текста, его выразительного чтения.

Эпиграф:

Над всей первенствующей планетой…

  Он в каждой песне, им от сердца спетой,

Иронизирующее дитя

1926г.

Игорь-Северянин (о себе)

 

Это лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир

и умеющий несколькими характерными чертами заставить

видеть то, что он рисует. Это – истинный поэт.

В.Брюсов

Оборудование урока: портрет поэта, опорные схемы, символы, мультимедийный проектор, пейзажи русской природы.

Форма урока – презентация творчества И.Северянина.

Пояснения: учащимся заранее даётся задание: подготовить выразительное чтение стихотворений наизусть (3 человека: «Увертюра», «Классические розы», «И. Северянин», 1 ученик готовит сообщение о биографии поэта)

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя о целях, задачах урока.
  2. Беседа по изученному материалу.
  1. Мы с вами в течение нескольких уроков ведём разговор о поэзии Серебряного века. Как вы понимаете этот термин? (Серебряный век – эпоха рубежа 19 –начала 20 века (1890 – 1914 годы.) Временные рамки условны. Это был век художественных исканий, открытий и прозрений. Поражает стремительность, с которой появлялись эстетические направления, течения, школы.
  2. Какие 2 главных направления существовали в литературе рубежа веков? (Реализм и модернизм).
  3. Какими течениями был представлен модернизм? (Символизм, акмеизм, футуризм.)
  4. Какова эстетическая программа футуристов?
  1. Изучение нового материала.
  1. Слово учителя. Ярким представителем футуристов был И.Северянин. (Демонстрация 1-2 слайдов). Сам он писал свой псевдоним через дефис, как приложение. Настоящая фамилия поэта –Лотарёв. И.Северянин сам о себе написал стихотворение в жанре «медальон» «Игорь Северянин».Послушаем его.
  2. Чтение стихотворения наизусть учащимся.
  3. Сообщение ученика о биографии Северянина.
  4. Учитель. Творчество Северянина глубоко своеобразно. Не следует, конечно же, ограничивать его творчество футуризмом, оно гораздо шире, тем более, что футуризм характерен для его раннего творчества.

     Его называли «королём поэтов». (3-7 слайды).

  1. Чтение учителем стихотворения «Двусмысленная слава» (1918 г.). Аналитическая работа, комментарий.

  а)  Как бы вы определили тему стиха? (Поэт и толпа)

  б)  Какие опорные слова можно выделить? («Капризничающих словах», «Ведь кто живописует площадь / Тот пишет кистью площадной», «Я лирический ироник / Ирония –вот мой канон»).

  в)  Каков, по мнению автора, основной конфликт? ( Слава, талант неразрывно связаны с непониманием толпы, что порождает двусмысленность, обвинение в пошлости. Мир поэта закрыт для толпы, но чтобы быть ей понятным, он должен соответствовать её вкусам и пользоваться «кистью площадной» -метафора, обозначающая –писать для толпы.

  6)  Комментарий ст. «Игорь Северянин» (1926 г.) Вернёмся к стихотворению «Игорь           Северянин». Это один из «медальонов» -жанр, изобретённый поэтом. (100 сонетов –медальонов, посвящённых великим людям: художникам, поэтам, писателям, музыкантам.)

Это поэтическое кредо –ответ  читателям.

        Что он говорит о себе и своём творчестве? (Его стихи написаны не « толпе людской».Это людская стая требует изысков и словесной мишуры. Для того чтобы быть читаемым и быть самим собой, поэту нужна маска эстета, а у него – «душа простая»он –«иронизирующее дитя». Его истинная цель – благословлять мир и проклинать войны.

  1. В ранние периоды жизни поэт говорит о раздвоенности своей души и таланта. Давайте сравним стихотворения разного периода и разных стилей.

     а )  Как можно охарактеризовать раннюю и позднюю стилистическую манеру Северянина?

     б ) В чём особенности его поэтического мира? Учитель читает отрывки из стихотворений раннего и позднего периода.

1) « Это было у моря, где ажурная пена…»(поэма –миньонет , 1910 г.)

2) « Что нужно знать…»(1925 г.)

3) «Июльский полдень…» ( синематограф, 1910 г.)

4) «Запевка» (1925 г.)

5) «Увертюра» (1915 г.)

6) «Бывают дни» (1930 г.)

Аналитическая работа.

  1. Какие темы привлекают молодого и зрелого поэта? ( По мнению молодого поэта – изысканные. Скорость, красота, любовь, молодость, роскошь, шик – непонятное, ускользающее, экзотическое, уникальное.

Зрелому поэту интересна только одна тема: потерянная им родина, его страдания).

  1. Какое настроение звучит в стихах разного периода? (Ранняя поэзия –на поверхности – бодрая, решительная, с наигранной ноткой грусти –мысль –эпатировать . Более глубоко спрятана насмешка над толпой. В поздних стихах –элегические , грустные нотки, горькая ирония, трагическая безысходность).
  2. Каких героев встречаем в стихах Северянина? (Ранняя лирика –опереточные , придуманные: дамы, королева, паж, нищий, графиня, фея, принц.

Героев зрелых стихов немного: сам автор, немолодой, одинокий, тоскующий, иногда спутница –подруга и почти всегда Родина-мать, живая, непостижимая, бесконечно любимая и навек утраченная.)

  1. В чём особенность лексики стихотворений разного периода? (В ранних –с целью эпатажа подобрана соответствующая лексика: множество неологизмов: «быстро-темпном», «аловстречном», «хрупот», «грозово», «олуненной», «грозово», «разузорены»; меняет ударения, произношение слова, делая текст необычным.

В поздних стихах редко встречаются неологизмы, они незаметны, лексика традиционна.

    4. Выводы, обобщение. Ранние стихи салонно-манерного стиля рассчитаны на эпатаж, интерес со стороны массового читателя. В поздних стихах Северянин вернулся к традиции, к культуре и ,наверное, к самому себе. Это путь настоящего художника.

Что отличает сердце поэта Серебряного века? (8-9 слайды)

Чтение стихотворения «Классические розы» (1925 г.) Читает ученик на фоне слайда.

Домашнее задание: выучить наизусть любое понравившееся стихотворение И. Северянина

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-презентация в 11 классе «Двусмысленная слава Игоря-Северянина» »

Урок-презентация по литературе в 11 классе «Двусмысленная слава Игоря Северянина» Подготовила: Флерко А.Н. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» г.Донской
  • Урок-презентация по литературе в 11 классе «Двусмысленная слава Игоря Северянина»
  • Подготовила: Флерко А.Н.
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» г.Донской
«Я – гений Северянин»  (Жизнь и творчество И.Северянина  (1887-1941))   Он тем хорош, что он совсем не то, Что думает о нём толпа пустая…  А между тем, душа его простая, Как день весны. Но это знает кто?  И.Северянин

«Я – гений Северянин» (Жизнь и творчество И.Северянина (1887-1941))

Он тем хорош, что он совсем не то,

Что думает о нём толпа пустая…

А между тем, душа его простая,

Как день весны. Но это знает кто?

И.Северянин

Игорь Васильевич Лотарёв (как и многие поэты, он взял себе звучный псевдоним-Северянин; свои стихи подписывал так: Игорь-Северянин , т.е. как приложение к имени Игорь) родился в Петербурге, по материнской линии доводился потомком Карамзину.  Первые 9 лет будущий поэт провёл в Петербурге, после разрыва родителей жил у тёти и дяди в их имении в Новгородской губернии.  Четыре года учился в Череповецком реальном училище, чем ограничилось официальное образование. Ненадолго уезжал с отцом на Дальний Восток, возвратился к матери.  С 1904 года юноша начал свой нелёгкий путь в литературу. Печатался в скромных изданиях, читал стихи в аудиториях, выпускал небольшие брошюры со стихами.  В 1911 году он создал группу эгофутуристов.С футуристами Северянина сближали неприятие мещанской действительности, которую он остроумно и часто неявно высмеивал.  Блеск и звон карьеры - рубль,  А паспорт разума – диплом. Название «эгофутуризм» ставит в центр «эго», т.е. « Я» поэта, отсюда «самовозвеличивание», раздражавшее многих:  Я трагедию жизни претворю в грезофарс…

Игорь Васильевич Лотарёв (как и многие поэты, он взял себе звучный псевдоним-Северянин; свои стихи подписывал так: Игорь-Северянин , т.е. как приложение к имени Игорь) родился в Петербурге, по материнской линии доводился потомком Карамзину.

Первые 9 лет будущий поэт провёл в Петербурге, после разрыва родителей жил у тёти и дяди в их имении в Новгородской губернии.

Четыре года учился в Череповецком реальном училище, чем ограничилось официальное образование.

Ненадолго уезжал с отцом на Дальний Восток, возвратился к матери.

С 1904 года юноша начал свой нелёгкий путь в литературу.

Печатался в скромных изданиях, читал стихи в аудиториях, выпускал небольшие брошюры со стихами.

В 1911 году он создал группу эгофутуристов.С футуристами Северянина сближали неприятие мещанской действительности, которую он остроумно и часто неявно высмеивал.

Блеск и звон карьеры - рубль,

А паспорт разума – диплом.

Название «эгофутуризм» ставит в центр «эго», т.е. « Я» поэта, отсюда «самовозвеличивание», раздражавшее многих:

Я трагедию жизни претворю в грезофарс…

С 1913 сборником «Громокипящий кубок» И.Северянин входит в большую литературу. За первой книгой последовали другие. Северянин стал модным «певцом». Его сопровождала скандальная известность, восторженные славословие и злобные нападки.  А. Блок говорил, что Северянин – «настоящий, свежий,  детский талант.»  Н. Гумилев писал: «Игорь Северянин – поэт божией милостью.»  В 1918 году в Политехническом музее на поэтическом вечере он был избран «королём поэтов», опередив Маяковского и Бальмонта. Свою славу он оценил трезво, назвав её «двусмысленной.»    Моя двусмысленная слава  Двусмысленна не потому,  Что я превознесён неправо, -  Не по таланту своему, -  А потому, что явный вызов  Условностям - в моих стихах  И ряд изысканных сюрпризов  В капризничающих словах.

С 1913 сборником «Громокипящий кубок» И.Северянин входит в большую литературу. За первой книгой последовали другие. Северянин стал модным «певцом». Его сопровождала скандальная известность, восторженные славословие и злобные нападки. А. Блок говорил, что Северянин – «настоящий, свежий, детский талант.» Н. Гумилев писал: «Игорь Северянин – поэт божией милостью.» В 1918 году в Политехническом музее на поэтическом вечере он был избран «королём поэтов», опередив Маяковского и Бальмонта. Свою славу он оценил трезво, назвав её «двусмысленной.» Моя двусмысленная слава Двусмысленна не потому, Что я превознесён неправо, - Не по таланту своему, - А потому, что явный вызов Условностям - в моих стихах И ряд изысканных сюрпризов В капризничающих словах.

Поэтическое своеобразие: слава Сборники: «Громокипящий кубок»- 1913г. известность «Златолира» (1914г.) «Ананасы в шампанском» (1915г.) « Viktoria Regia » (1915г.) «Тост безответный» (1916г.)  «король поэтов» модный певец ? «двусмысленная слава» (Северянин о себе)

Поэтическое своеобразие:

слава

Сборники:

«Громокипящий кубок»- 1913г.

известность

«Златолира» (1914г.)

«Ананасы в шампанском» (1915г.)

« Viktoria Regia » (1915г.)

«Тост безответный» (1916г.)

«король поэтов»

модный певец

?

«двусмысленная слава» (Северянин о себе)

Носитель «вселенской души» Сущность творчества Собственная фантазия «Я - гений Северянин», но: «Я одинок в своей задаче…» «Мои капризы, мои волшебные сюрпризы» Центр- «я»- «эго»- эгоцентризм

Носитель «вселенской души»

Сущность творчества

Собственная фантазия

«Я - гений Северянин», но: «Я одинок в своей задаче…»

«Мои капризы, мои волшебные сюрпризы»

Центр- «я»- «эго»- эгоцентризм

Моя душа взойдет  как Романтический идеал «зажечься» «засиять» «и устремиться к маю»

Моя душа

взойдет как

Романтический идеал

«зажечься»

«засиять»

«и устремиться к маю»

Чем так привлекал поэт своих читателей- современников? Северянин очаровывал необычным, ярким, новым – звуками, ощущениями, красками, ритмами. Он превращал будничную жизнь в праздник, уводил в мир красоты, страсти, любви, молодости, роскоши.  И.Северянин, по словам В.Брюсова,- «лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир.»  Стихотворение «Янтарная элегия» поражает тонкостью восприятия красоты окружающего мира. Вы помните прелестный уголок- Осенний парк в цвету янтарно- алом: И мрамор урн, поставленных бокалом На перекрестке палевых дорог? Изощренное зрение поэта проявляется в необычной и образной цветописи: «Янтарно-алый» цвет осени, «палевые» дороги, «студеное стекло зеленых струй», позволяющей передать и красоту природы, и еле уловимую ускользающую грусть.

Чем так привлекал поэт своих читателей- современников? Северянин очаровывал необычным, ярким, новым – звуками, ощущениями, красками, ритмами. Он превращал будничную жизнь в праздник, уводил в мир красоты, страсти, любви, молодости, роскоши. И.Северянин, по словам В.Брюсова,- «лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир.» Стихотворение «Янтарная элегия» поражает тонкостью восприятия красоты окружающего мира.

Вы помните прелестный уголок-

Осенний парк в цвету янтарно- алом:

И мрамор урн, поставленных бокалом

На перекрестке палевых дорог?

Изощренное зрение поэта проявляется в необычной и образной цветописи: «Янтарно-алый» цвет осени, «палевые» дороги, «студеное стекло зеленых струй», позволяющей передать и красоту природы, и еле уловимую ускользающую грусть.

В 1918 году И.Северянин уезжает в Эстонию и вскоре становится невольным эмигрантом. Он уже не смог вернуться в Россию, по которой он страстно тосковал до последних дней своей жизни.  В его стихах, написанных в Эстонии, («Что нужно знать»(1925г.), «Запевка»(1925г.), «Бывают дни»(1930г.)) появляются элегические, грустные ноты, горькая ирония, трагическая безысходность.  Зрелому поэту интересна только одна тема: потерянная им родина, его страдания.  Ты потерял свою Россию.  Противоставил ли стихию  Добра стихии мрачной зла?  Нет? Так умолкни…  Он страстно мечтал вернуться в Россию:  И будет вскоре весенний день,  И мы поедем домой в Россию…  И так же страстно выражал в поэтической форме свою сыновнюю любовь к ней:  Встанет Россия, да, встанет Россия,  Очи раскроет свои голубые,  Речи начнёт говорить огневые, -  Мир преклонится тогда перед ней!

В 1918 году И.Северянин уезжает в Эстонию и вскоре становится невольным эмигрантом. Он уже не смог вернуться в Россию, по которой он страстно тосковал до последних дней своей жизни. В его стихах, написанных в Эстонии, («Что нужно знать»(1925г.), «Запевка»(1925г.), «Бывают дни»(1930г.)) появляются элегические, грустные ноты, горькая ирония, трагическая безысходность. Зрелому поэту интересна только одна тема: потерянная им родина, его страдания. Ты потерял свою Россию. Противоставил ли стихию Добра стихии мрачной зла? Нет? Так умолкни… Он страстно мечтал вернуться в Россию: И будет вскоре весенний день, И мы поедем домой в Россию… И так же страстно выражал в поэтической форме свою сыновнюю любовь к ней: Встанет Россия, да, встанет Россия, Очи раскроет свои голубые, Речи начнёт говорить огневые, - Мир преклонится тогда перед ней!

благородство талант честь особое восприятие мира достоинство,  патриотизм бескомпромиссность

благородство

талант

честь

особое

восприятие мира

достоинство,

патриотизм

бескомпромиссность


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок-презентация в 11 классе «Двусмысленная слава Игоря-Северянина»

Автор: Флерко Анна Николаевна

Дата: 07.10.2014

Номер свидетельства: 116976


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства