«Художественные открытия серебряного века русской поэзии»
«Художественные открытия серебряного века русской поэзии»
Открытый урок по Литературе «Художественные открытия серебряного
века русской поэзии»
Тип:обобщение и систематизация материалла.
Вид:урок-семинар с элементами ролевой игры (презентация поэтических групп в артистическом кафе «Бродячая
собака»)
Цель:-углубить и обобщить знания учащихся об основных направлениях развития и своеобразия русской поэзии
начала 20 века,ее представителей и характерные особенности;
-развивать навыки систематизации и обобщения материала;
-воспитывать интерес к чтению и анализу поэтических
произведений.
Оборудование: информационные пакеты,мультимедийные презентации,ноутбук,проектор.
Опережающее задание-учащиеся объединяются в три группы:
-представители символизма(Кравец К., Бышенко К.,Аносова А.)
-представители акмеизма(Антонец В.,Мурашов Р.,Репин Д., Островский М.)
-представители футуризма(Кононенко А.,Тонкая Д.,Красовская В.)
Каждая группа готовит поэтический манифест минипрезентацию творчества поэтов и мультимедийную презентацию и пишут собственное стихотворение в одном из литературных направлений)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Художественные открытия серебряного века русской поэзии»»
Презентацию к открытому уроку по литературе
«Художественные открытия серебряного века русской
поэзии»
в 11 классе
подготовила учитель русского языка и литературы
Александровской общеобразовательной школы
1-3 ступеней Марьинского района
Кириченко Светлана Витальевна
Открытый урок по Литературе «Художественные открытия серебряного века русской поэзии»
Тип: обобщение и систематизация материалла.
Вид: урок-семинар с элементами ролевой игры (презентация поэтических групп в артистическом кафе «Бродячая собака»)
Цель:- углубить и обобщить знания учащихся об основных направлениях развития и своеобразия русской поэзии начала 20 века,ее представителей и характерные особенности;
-развивать навыки систематизации и обобщения материала;
-воспитывать интерес к чтению и анализу поэтических
Каждая группа готовит поэтический манифест минипрезентацию творчества поэтов и мультимедийную презентацию и пишут собственное стихотворение в одном из литературных направлений)
Символизм
Символи́зм — одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе , музыке и живописи ), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков , прежде всего в самой Франции , Бельгии и России . Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства. Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм , доходящий до отчаянья.
Старшие символисты
«Старшие символисты» и «младосимволисты». В начале 1890-х годов о новых путях развития литературы заявили Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Фёдор Сологуб, Зинаида Гиппиус и др. Безнадёжность, отрицание существующего бытия, замкнутость, одиночество и незащищённость, повышенное внимание к мистической философии и эстетическому модернизму – прямой путь к символизму. «Старших символистов» часто называют импрессионистами и декадентами.
Младосимволисты
В 1901 – 1905 годах в поэтических кругах заявляют о себе «младосимволисты» Андрей Белый, Александр Блок, Вячеслав Иванов, Сергей Соловьёв и др. Последователи философа и поэта Владимира Соловьёва, Они утверждали, что мир спасёт Божественная красота, Вечная женственность. Божественная красота – это гармония между духовным и вещественным, между внешним и внутренним. «Младосимволисты», отрицая современный мир, верили в его преображение при помощи Любви, Красоты, Искусства.
Гиппиус Зинаида Николаевна(1869-1945),
Родилась в городе Белёве (Тульская губерния) в семье выходца из старинной немецкой колонии в Москве. После смерти отца в 1882 году его вдова вместе с дочерьми переехала в Москву. Гиппиус поступила в гимназию. Занималась охотно, с интересом, но вскоре врачи обнаружили у неё туберкулёз. Гимназию пришлось оставить. В 1885 году семья переехала в Тифлис.
Сердце исполнено счастьем желанья, Счастьем возможности и ожиданья, — Но и трепещет оно и боится, Что ожидание — может свершиться... Полностью жизни принять мы не смеем, Тяжести счастья поднять не умеем, Звуков хотим, — но созвучий боимся, Праздным желаньем пределов томимся, Вечно их любим, вечно страдая, — И умираем, не достигая...
Анненский Иннокентий Фёдорович
1сентября1855-
13декабря1909
Листы
На белом небе всё тусклей
Златится горняя лампада,
И в доцветании аллей
Дрожат зигзаги листопада.
Кружатся нежные листы
И не хотят коснуться праха...
О, неужели это ты,
Всё то же наше чувство страха?
Иль над обманом бытия
Творца веленье не звучало,
И нет конца и нет начала
Тебе, тоскующее я?
Иннокентий Фёдорович Анненский родился (1 сентября) 1855 года в Омске , в семье государственного чиновника Фёдора Николаевича Анненского (умер 27 марта 1880 года ) и Наталии Петровны Анненской (умерла 25 октября 1889 года ). Его отец был начальником отделения Главного управления Западной Сибири. Когда Иннокентию было около пяти лет, отец получил место чиновника по особым поручениям в Министерстве внутренних дел , и семья из Сибири вернулась в Петербург , который ранее покинула в 1849 году .
Слабый здоровьем, на чём акцентирует особое внимание его сын Валентин Кривич-Анненский в своих воспоминаниях об отце, Анненский учился в частной школе, затем — во 2-й петербургской прогимназии ( 1865 — 1868 ). С 1869 года он два с половиной года обучался в частной гимназии В. И. Беренса. Перед поступлением в университет, в 1875 году он жил у своего старшего брата Николая, энциклопедически образованного человека, экономиста , народника , помогавшего младшему брату при подготовке к экзамену и оказывавшего на Иннокентия большое влияние.
И. Ф. Анненский. Конец 1870-х годов.
По окончании в 1879 году историко-филологического факультета Петербургского университета долгое время служил преподавателем древних языков и русской словесности в гимназии Гуревича[2] . Был директором коллегии Галагана в Киеве (январь 1891 — октябрь 1893), затем 8-й Санкт-Петербургской гимназии (1893—1896) и гимназии в Царском Селе (16 октября 1896 — 2 января 1906
Анненский умер 30 ноября Анненский умер 30 ноября (13 декабря) 1909, в Санкт-Петербурге; похоронен в Царском Селе на Казанском кладбище.
Хризантема
Облака плывут так низко,
Но в тумане всё нежней
Пламя пурпурного диска
Без лучей и без теней.
Тихо траурные кони
Подвигают яркий гнет,
Что-то чуткое в короне
То померкнет, то блеснет...
...Это было поздним летом
Меж ракит и на песке,
Перед бледно-желтым цветом
В увядающем венке,
И казалось мне, что нежной
Хризантема головой
Припадает безнадежно
К яркой крышке гробовой...
И что два ее свитые
Лепестка на сходнях дрог -
Это кольца золотые
Ею сброшенных серег.
Я и вы
Да, я знаю, я вам не пара,
Я пришел из другой страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев зурны.
Не по залам и по салонам,
Темным платьям и пиджакам -
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам.
Я люблю - как араб в пустыне
Припадает к воде и пьет,
А не рыцарем на картине,
Что на звезды смотрит и ждет.
И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще,
Чтоб войти не во всем открытый,
Протестантский, прибранный рай,
А туда, где разбойник и мытарь
И блудница крикнут: вставай!
Гумилев Николай Степанович
(1886-1921)
Поэт- воин, один из ведущих представителей акмеизма. Прожил очень яркую, но короткую жизнь. Гумилев называл свою поэзию Музой дальних странствий. До конца своих дней он сохранил верность этой романтической теме, повлиявшей на все его творчество. Акмеизм возник как реакция на творчество символистов.
Николай Степанович Гумилев родился 3 апреля 1886 года в семье корабельного врача в Кронштадте. В ночь его рождения был шторм. Старая нянька увидела в этом своеобразный намек, сказав, что у родившегося будет бурная жизнь. Она оказалась права. У Гумилева была необычная судьба, талант поэта, которому подражали, он любил путешествия, которые стали частью его жизни. Детствоn В 1887г. семья переехала в Царское Село, где Николай стал учиться в Царскосельской гимназии, затем – гимназии Петербурга, а когда в 1900г. семья переезжает в Тифлис, – в тифлисской гимназии. n Особым пристрастием к наукам Гумилев не отличался ни в детстве, ни в юности. С детства Николай мечтал путешествовать, недаром его любимыми лекционными дисциплинами были география и зоология.
Первые шаги к искусству. С 5 лет рифмовал слова, будучи гимназистом сочинял стихи, в которых главное место отводилось экзотике, приключениям, путешествиям, мечтам о необычном. В Тифлисе опубликовал 1-ое стихотворение “Я в лес бежал из городов…” В 1903г. семья возвращается в Царское Село, Гумилев привозит альбом стихов – подражательных, романтичных, искренних, которые сам высоко ценил и даже дарил девушкам. Гумилев опять посещает Царскосельскую гимназию, он подружился с директором – Иннокентием Анненским, который воспитывал в учениках любовь к литературе и поэзии. Ему Гумилев подарит свой первый настоящий сборник стихов. Памяти его посвящены замечательные строки благодарного ученика: Я помню дни: я, робкий, торопливый, Входил в высокий кабинет, Где ждал меня спокойный и учтивый, Слегка седеющий поэт. Десяток фраз, пленительных и странных, Как бы случайно уроня, Он вбрасывал в пространство безымянных Мечтаний – слабого меня… Детство заканчивалось. 18 лет. Гумилев был в неопределенном состоянии: с одной стороны, – ученик 7-го класса, разрисовывавший стены комнаты под подводный мир, а с другой – 18 лет… А это что-нибудь да значит.
Арест и гибель. 3 августа 1921 года Гумилёв был арестован по подозрению в участии в заговоре «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева». Несколько дней Михаил Лозинский и Николай Оцуп пытались выручить друга, но, несмотря на это, вскоре поэт был расстрелян. 24 августа вышло постановление Петроградской ГубЧК о расстреле участников «Таганцевского заговора» (всего 61 человек), опубликованное 1 сентября с указанием на то, что приговор уже приведён в исполнение. Дата, место расстрела и захоронения неизвестны. Распространены следующие версии: Бернгардовка (долина реки Лубьи) около Всеволожска. Мост через реку Лубья, на берегу установлен памятный крест. Район пристани «Лисий Нос», за пороховыми складами. Глухая местность недалеко от ж/д-станции «Раздельная» (ныне Лисий Нос) ранее использовалась как место проведения казней по приговорам военно-полевых судов. n Анна Ахматова считала, что место казни было на окраине города в стороне Пороховых. Ковалёвский лес, в районе арсенала Ржевского полигона, у изгиба реки Лубьи.
Осип Эмильевич Мандельштам (1891-1938)
Раковина
Быть может, я тебе не нужен,
Ночь; из пучины мировой,
Как раковина без жемчужин,
Я выброшен на берег твой.
Ты равнодушно волны пенишь
И несговорчиво поешь,
Но ты полюбишь, ты оценишь
Ненужной раковины ложь.
Ты на песок с ней рядом ляжешь,
Оденешь ризою своей,
Ты неразрывно с нею свяжешь
Огромный колокол зыбей,
И хрупкой раковины стены,
Как нежилого сердца дом,
Наполнишь шепотами пены,
Туманом, ветром и дождем...
Родился 3 (15) января 1891 в Варшаве в семье кожевенника и мастера перчаточного дела. Мандельштам учился в Тенишевском училище в Санкт-Петербурге, в 1907—18 гг., в 1909 г. слушал лекции в Гейдельбергском ун-те (Германия). В 1911 г. поступил на романо-германское отделение Петербургского ун-та, которое не окончил, будучи чужд систематических занятий.
10 сентября 1911 года он зачислен на романо-германское отделение историко-филологического факультета Петербургского университета, где обучается с перерывами до 1917 года. Учится безалаберно, курса так и не кончает.
В 1911 году знакомится с Анной Ахматовой , бывает в гостях у четы Гумилёвых.
Первая публикация — журнал «Аполлон» , 1910 г., № 9. Печатался также в журналах «Гиперборей», «Новый Сатирикон» и др.
С ноября 1911 г. регулярно участвует в собраниях Цеха поэтов [ . В 1912 году знакомится с А. Блоком . В конце того же года входит в группу акмеистов .
Дружбу с акмеистами (Анной Ахматовой и Николаем Гумилёвым ) считал одной из главных удач своей жизни.
Поэтические поиски этого периода отразила дебютная книга стихов « Камень » (три издания: 1913, 1916 и 1923 годов, содержание менялось). Находится в центре поэтической жизни, регулярно публично читает стихи, бывает в «Бродячей собаке» , знакомится с футуризмом , сближается с Бенедиктом Лившицем .
В 1915 году знакомится с Анастасией и Мариной Цветаевыми. В 1916 году в жизнь О. Э. Мандельштама входит Марина Цветаева
Первые стихотворные публикации Мандельштама появились в 1907 г. в журнале Тенишевского коммерческого училища "Пробужденная мысль", но подлинный литературный дебют состоялся в августе 1910 г. в девятом номере журнала "Аполлон", где была напечатана подборка из пяти стихотворений. При жизни Мандельштама вышло шесть его поэтических книг: три издания "Камня" (1913, 1916 и 1923), "Tristia" (1922), "Вторая книга" (1923) и "Стихотворения" (1928). В 1931 -- 1932 гг. поэт заключил договоры на сборники "Избранное" и "Новые стихи", а также на двухтомное собрание сочинений, но эти издания не состоялись. И за семь лет было написано свыше 200 стихотворений.
В начале 1939 года пришло известие о смерти О. Мандельштама в пересыльном лагере под Владивостоком 27 декабря 1938 года.
«Председатель Земного шара»
Велимир Хлебников родился в 1885 г. в Астраханской губернии, сын ученого — натуралиста. Учился в Казанском, затем в Петербургском университетах. В печати дебютировал в 1908 году на страницах сборника футуристов «Садок судей». В 10-х гг. выходят книги «Ряв!», «Творения 1906 — 1908 гг.», «Изборник стихов. 1907—1914 гг.» Отстаивал свой взгляд на природу слова (языка) и времени
Поэт — экспериментатор, искатель, наделенный острым чувством природы, свежестью восприятия, особым чутьем к слову. Писал, применяя чаще свободный интонационный стих, с неожиданными ритмическими и смысловыми .сдвигами. Вникая в корни слов, в начальные звуки корней, хотел постигнуть древнейший смысл звука и слова и, тем самым, проникнуть в память человечества. Маяковский называл его «Колумбом новых поэтических материков»
Игорь СеверянинЭгофутурист
Я, гений Игорь Северянин,Своей победой упоен:Я повсеградно оэкранен!Я повсесердно утвержден!Я повсеградно оэкранен!Я повсередно утвержден!...Я покорил Литературу!Взорлил, гремящий на престол!...
Эгофутурист Игорь Северянин - один из самых популярных поэтов начала ХХ века. Родился в Петербурге в 1887 году. В поэзии утверждалась шумно, экстровагантно, постоянно менял поэтические маски, роли. Увлекался словоизобретательством.
УВЕРТЮРААнанасы в шампанском!Ананасы в шампанском!Удивительно вкусно, искристо и остро! Весь я в чем-то норвежском!Весь я в чем-то испанском!Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо! Стрекот аэропланов!Беги автомобилей!Ветропросвист экспрессов!Крылолет буеров!Кто-то здесь зацелован!Там кого-то побили!Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!В группе девушек нервных, в остром обществе дамском Я трагедию жизни претворю в грезофарс...Ананасы в шампанском!Ананасы в шампанском!Из Москвы - в Нагасаки!Из Нью-Йорка - на Марс!
Умирает поэт в 1941 году в оккупированном Таллине
Есенин Сергей Александрович
(3 октября1895 -28 декабря1925 )
Не бродить, не мять в кустах багряныхЛебеды и не искать следа.Со снопом волос твоих овсяныхОтоснилась ты мне навсегда.
С алым соком ягоды на коже,Нежная, красивая, былаНа закат ты розовый похожаИ, как снег, лучиста и светла.
Зерна глаз твоих осыпались, завяли,Имя тонкое растаяло, как звук,Но остался в складках смятой шалиЗапах меда от невинных рук.
В тихий час, когда заря на крыше,Как котенок, моет лапкой рот,Говор кроткий о тебе я слышуВодяных поющих с ветром сот.
Пусть порой мне шепчет синий вечер,Что была ты песня и мечта,Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи —К светлой тайне приложил уста.
Не бродить, не мять в кустах багряныхЛебеды и не искать следа.Со снопом волос твоих овсяныхОтоснилась ты мне навсегда.
Творчество
С первых поэтических сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души.
В 1919—1923 годах входил в группу имажинистов . Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах « Кобыльи корабли » (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме « Чёрный человек » (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвящённой бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме « АннаСнегина » (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Драматическая поэма «Пугачёв» (1921).
Сам Есенин писал, что чувство родины — основное в его творчестве. В годы Октябрьской революции «был всецело на стороне Октября, но воспринимал все по-своему, с крестьянским уклоном». В 1919—1921 гг. много путешествует (Соловки, Мурманск, Кавказ, Крым, Оренбургские степи, Ташкент). В 1922—1923 гг. вместе с женой, американской танцовщицей Айседорой Дункан, побывал в Германии, Франции, Италии, Бельгии, Канаде, США. В 1924—1925 гг. трижды гостил в Грузии и Азербайджане.
28 декабря1925 года Есенина нашли мёртвым в ленинградской гостинице « Англетер ». Последнее его стихотворение — « До свиданья, друг мой, до свиданья… » — по свидетельству Вольфа Эрлиха, было передано ему накануне: Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать своей кровью » . Согласно версии, которая является ныне общепринятой среди академических исследователей жизни Есенина, поэт в состоянии депрессии (через неделю после окончания лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился).
После гражданской панихиды в Союзе поэтов в Ленинграде тело Есенина было доставлено на поезде в Москву, где в Доме печати также было устроено прощание с участием родственников и друзей покойного. Похоронен 31 декабря1925 года в Москве на Ваганьковскомкладбище .
Цветаева Марина Ивановна
(26 сентября 1892 года – 31 августа 1941 года)
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и нагробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!
Родилась Марина Цветаева в очень интеллигентной семье. Ее отец - Цветаев Иван Владимирович, профессор Московского университета. Огромное влияние на Марину оказала ее мать, мечтавшая, что дочь пойдет по ее стопам и станет пианисткой. Однако сколько не заставляли будущую поэтессу играть гаммы, мир поэзии манил ее намного больше. Первые стихи девочка написала еще в шестилетнем возрасте, причем писала не только на русском, но и немецком и французском языках. Мать воспитывала дочерей достаточно строго, образование они получили превосходное, но скоро Мария Цветаева заболела чахоткой и семья была вынуждена уехать за границу.
В 1912 вышла замуж за Сергея Эфрона, который стал не только ее мужем, но и самым близким другом.
Творческая энергия Цветаевой, невзирая ни на что, не ослабевала: в 1923 в Берлине, в издательстве "Геликон", вышла книга "Ремесло", получившая высокую оценку критики. В 1924, в пражский период, пишет поэмы "Поэма Горы", "Поэма Конца". В 1926 заканчивает поэму "Крысолов", начатую еще в Чехии, работает над поэмами "С моря", "Поэма Лестницы", "Поэма Воздуха" и др.
11 июля 1921 она получила письмо от мужа, эвакуировавшегося с остатками Добровольческой армии из Крыма в Константинополь. Вскоре он перебрался в Чехию, в Прагу. После нескольких изнурительных попыток Цветаева получила разрешение на выезд из Советской России и 11 мая 1922 вместе с дочерью Алей покинула родину.
15 мая 1922 Марина Ивановна и Аля приехали в Берлин. Там Цветаева оставалась до конца июля, где подружилась с временно жившим здесь писателем-символистом Андреем Белым.
В 1918 году Марина Цветаева пишет цикл стихов "Комедьянт", пьесы "Червоный валет" и "Метель".
В 1919 году Марина Цветаева пишет цикл стихов "Стихи к Сонечке" и пьесы "Фортуна", "Каменный ангел", "Приключение", "Феникс".
В 1920 году Марина Цветаева пишет поэму "Царь-девица".
В 1921 году выходит сборник стихов "Версты". Марина Цветаева пишет поэмы "На красном коне" (посвященную Анне Ахматовой), "Егорушка" (продолжена в 1928 году, незакончена) и циклы стихов "Ученик", "Разлука" и "Благая весть".
В 1922 году Марина Цветаева пишет поэму "Молодец" (посвященную Борису Пастернаку) и циклы стихов "Сугробы" (посвящен Эренбургу), и "Деревья" (посвящен Анне Тесковой).
В 1922 году состоялось знакомство Марины Цветаевой и К.Б. (Константина Болеславовича Родзевича), разрыв с которым в 1923 году послужил основой для написания "Поэмы горы", "Поэмы конца" и стихотворения "Попытка ревности".
Уж сколько их упало в эту бездну, Разверстую вдали! Настанет день, когда и я исчезну С поверхности Земли. Застынет все, что пелось и боролось, Сияло и рвалось. И зелень глаз моих, и нежный голос, И золото волос. И будет жизнь с ее насущным хлебом, С забывчивостью дня. И будет все - как будто бы под небом И не было меня!
Вскоре после начала Великой Отечественной войны, 8 августа 1941 Цветаева с сыном эвакуировались из Москвы и оказались в небольшом городке Елабуге. В Елабуге не было работы. У руководства Союза писателей, эвакуированного в соседний город Чистополь, Цветаева просила разрешения поселиться в Чистополе и места судомойки в писательской столовой. Разрешение было дано, но места в столовой не оказалось, так как она еще не открылась. После возвращения в Елабугу у Цветаевой произошла ссора с сыном, который, по-видимому, упрекал ее в их тягостном положении. На следующий день, 31 августа 1941, Цветаева повесилась.
Наш поэтический праздник подходит к концу. Подошло время проверить домашнее задание.
Восхищались: «Символист!» И кивали головами… Оставлял стандартный лист
С нестандартными словами. Задыхались: «Акмеист!»
И качали головами…
Горный воздух чист и свеж
С настоящими словами. Восклицали: «Футурист!»
И стучали головами… Оставлял корявый лист
С нестандартными словами. В. Малышев.
Домашнее задание на следующий урок. Написать сочинение на одну из предложенных тем: - «Мир природы в лирике С.Есенина» - «Поэзия М.Цветаевой – напряженный монолог- исповедь» - «Гражданский подвиг О.Мандельштама – поэта»
Домашнее задание на следующий урок. Написать сочинение на одну из предложенных тем: - «Мир природы в лирике С.Есенина» - «Поэзия М.Цветаевой – напряженный монолог- исповедь» - «Гражданский подвиг О.Мандельштама – поэта»
Приложение.
Книга отзывов.
Первые пробы пера учащихся 11 класса
Начинающая поэтесса Анастасия Аносова
Вода не смоет всех обид
И ветер не обвеет все печали…
Перед глазами прошлого воинственно вид
Корабль уж его давно отчалил.
Так страшно в будущее открывать глаза,
Чтоб не найти той прежней пустоты.
А по лицу все катится слеза
И вспоминаются разбитые мечты.
Обрыв воспоминаний…шаг к судьбе…
Риск…кровь по венам все быстрее…
Я не жалею,что пришла к тебе
Мой мир,перед тобою на колени!
К подруге
Серый туман обвил всю округу.
Сонное солнце зарылось за тучи.
Город завьюжила белая вьюга,
Мысли мои она кружит и кружит.
Иней застыл в предвкушеньи на ветках:
Вдруг солнце нежданно проснется и выйдет,
Зальется все ярким и солнечным светом,
Он ждет,ожидает прекрасного вида.
Несет мои мысли все дальше и дальше
Вечерняя вьюга,веселая вьюга
И в сне этом белом ни капельки фальши.
Надеюсь что вьюга,веселая вьюга
Закружит их в танце и тихо и тайно
Докружит их прямо к тебе
В тихой и сказочной мгле
Милая,верная мне подруга.
Фотография
На память ты когда-то мне оставил
Тот крохотный кусочек от воспоминаний.
На фотографии,где мы с тобой представив
Всю жизнь,что пронесется перед нами.
Где море,лето и лучи по телу
И чайки там так высоко летали.
Ты посмотрел в глаза мне и поверил,
Что стану исполнением твоих мечтаний.
Но лет бушующих громосткая лавина
Накрыла все,о чем с тобой желали.
Ты знай-сейчас меня лишь половина
Ты радости моей занес с собой детали.
Прошу-вернись!
Я, гордость всю свою забросив,
После разлуки долгой упаду тебе на плечи
И бесконечность, до безумства схожую на цифру восемь