kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме "Э. Шим "Не смей!" УМК "Перспектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

МКОУ «Кореневская СОШ № 2»

Урок литературного чтения во 2-м классе

по учебнику Л. Ф. Климановой ( УМК «Перспектива» )

                                                                  Разработала и провела урок

                                                                  учитель начальных классов

                                                                   Бондарева Татьяна Михайловна

Тема:  Э. Шим. «Не смей!»

Цели: познакомить учащихся с творчеством Э. Шима;

совершенствовать навыки работы  с произведением;

развивать умение прогнозировать  текст;

воспитывать доброе отношение к окружающим.

Планируемые результаты: ученики  научатся прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение слов;

читать выразительно, передавать настроение произведения; оценивать своё чтение;

сравнивать героев и анализировать их поведение с точки зрения морали;

рассказывать о героях произведения  и выражать своё отношение к ним;

составлять высказывания (2–3 предложения) о произведении, о герое;

пользоваться справочниками и справочной книгой ;

уметь выслушивать и уважительно относиться к мнению одноклассников и учителя;

понимать и усваивать общечеловеческие ценности: гуманизм, справедливость, честность, уважение к другим людям, бережное отношение ко всему живому;

уметь вести беседу о прочитанном, учиться слушать собеседников и исправлять ошибки в своей речи и речи одноклассников;

формулировать вопросы по содержанию произведения, о героях и об особенностях их поведения.

Оборудование: компьютер, презентация творчества Э. Шима, словарь Ожегова, карточки со словами, иллюстрация паука, рисунки мальчиков, портрет Э. Шима.

                                               ХОД УРОКА

I  Орг.  момент.  Психологический настрой.

 - Покажите с помощью солнышка или тучки, какое у вас настроение в начале урока.

               Ты  улыбкой, как солнышком, брызни,

               Выходя поутру из ворот.

               Понимаешь, у каждого в жизни

               Предостаточно бед и забот.

               Разве любы нам хмурые лица

               Или чья-то сердитая речь?

               Ты улыбкой сумей поделиться

               И ответную искру зажечь!

-  Повернитесь друг к другу и подарите свои улыбки. Желаю сохранить солнечное настроение на весь урок!

 II  Речевая разминка

 - Проведём с вами речевую разминку.

                    (на доске предложение)

Маленькая девочка строила из песка красивый замок.

- Прочитайте предложение.

- Проверим, как вы понимаете смысл этого предложения. Для этого ответьте на вопросы, выделяя голосом нужное слово.

       1.   КТО строил замок?

       2.   ЧТО строила девочка?

       3.   ИЗ ЧЕГО девочка строила замок?

       4.   КАКОЙ замок строила девочка?

- Покажите солнышки те, кому понравилась работа с предложением.

III   Проверка домашнего задания.

  1. – А сейчас проверим, насколько вы были внимательны при работе с текстом, заданным на дом.

          - Дайте характеристику мальчику из рассказа «Просто старушка».

          - У меня на доске слова, из которых вам надо выбрать нужные.

             (внимательный, заботливый, отзывчивый, добрый)

          - Я нашла рисунок такого мальчика. Вы согласны со мной? (рисунок Плохиша)

          - Почему?

          - А вот  у меня есть второй рисунок,  соответствует ли он нашей характеристике ?

                                    (рисунок хорошего  мальчика)

2) - Вы были внимательны, когда давали характеристику мальчику. Теперь постарайтесь выразительно прочитать по ролям.         

  – Чему учит нас этот рассказ?

3) – Поднимите солнышки те, кто доволен своей работой.

4) ОЦЕНКИ УЧИТЕЛЯ.

 IV   Самоопределение к деятельности, определение темы.

- Готовясь  к  уроку, я нашла небольшое произведение, которое называется притча.

Кто знает, что такое притча?

- Откроем толковый словарь Ожегова и прочитаем (хорошо читающий ученик).

  Притча – так называется  близкий к басне небольшой рассказ, содержащий поучение.

     «Эта история произошла давным-давно в одном город, где   жил великий мудрец. Слава о его мудрости разносилась далеко вокруг его родного города.  Но был в городе человек, который завидовал славе мудреца. И вот решил завистник придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить.

  Пошёл он на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: « Спрошу - ка я у мудреца, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.»

 - Как бы вы ответили на месте мудреца?

 - А вот что было дальше.

         « С бабочкой в руках завистник отправился к мудрецу и спросил     у того : «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, живая или мёртвая?»  И тогда мудрец, который  действительно был очень умным человеком, сказал : «Всё в твоих руках!»

- Как вы понимаете слова мудреца «Всё в твоих руках»?

- Эта притча вам подсказывает, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

- Ответьте на вопрос: от кого зависела жизнь бабочки в этой притче? (от человека)

- Жизнь тех, кто меньше и слабее, очень часто зависит от человека. Их жизнь в ваших руках в том числе. Давайте сформулируем тему урока. Продолжите предложение:      (на слайде)

Я ДУМАЮ, ЧТО НА УРОКЕ ПОЙДЁТ РЕЧЬ О …

   V.  Работа по теме урока.

  1. - Прочитайте имя автора и название произведения на с. 128.

     -  Встречалась ли вам раньше фамилия этого автора?

          -  Хотите ли вы узнать об этом писателе?

Презентация 2 и 3 кадров ( портрет и книги )

   Рассказ учителя: Эдуард   Юрьевич Шим (Шмидт) родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Во время  войны  с  фашистами потерял родителей, вырос в детском доме. С 16 лет стал работать. «…Мастер на все руки – столяр и садовод, токарь и шофёр».

Начал печататься в 19 лет. Писал, в основном, для детей, преимущественно о природе. Умер  13 марта 2006 года.

Вам  тогда было по 2 годика.

2) Подготовка к восприятию текста.

- Прочитаем несколько слов, которые встретятся вам в тексте.

(упражнение для развития поля ясного видения)

- Сосредоточьте свой взгляд на средней линии, краешком глаза «достаньте» каждый слог и прочитайте слова сверху вниз, не отрывая взгляд от средней линии.

   ку-ли-   чи-ки

   ка-ра-   пу-зы

      а-та-   ма-ны

 при-чё-   сы-ва-ют

    ре-бя- тиш-ки

- Объясните значение первых 3-х слов.

- Можете ли вы выделить среди всех этих слов «лишнее» слово?

3)  Первичное чтение учителем и хорошо читающими детьми:

 - Внимательно следите за чтением и вдумывайтесь в содержание.

      - Ваши впечатления от прочитанного?

                                           Физминутка

- Проделаем упражнение для улучшения дыхания.

            - Присели. По сигналу «день» медленно поворачивайте голову влево, вправо.

«Ночь» : смотрим вперёд, взмахиваем руками, опускаем руки, произносим протяжно: -у-у-ф-ф-ф !

      4) Повторное чтение.

                - Перечитайте рассказ. Какие слова и выражения вам непонятны?

        (дети называют слова и сами пытаются их объяснить)

    - Подберите синонимы к словам :

НАСУПЛЕННЫЙ – сердитый, недовольный

БЕЗОТВЕТНАЯ – стеснительная, тихоня

ОШЕЛОМИЛО – очень удивило, поразило

ПРИХЛОПНУТЬ – придавить, убить

       5)  Выборочное чтение.

- Найдите в тексте предложения, характеризующие Татьяну.

                                                                                                                (с.129  I  и II  абз.)

- Найдите предложения, которыми автор описывает Фёдора.         (с.128   IV, V аб.)

- Что вы можете сказать про Фёдора и Татьяну?

- Для чего автор дал им такие подробные характеристики?

– В конце рассказа содержится очень важная мысль. Прочитайте её и скажите, только ли к Фёдору она относится?

- Почему автор назвал свой рассказ словами Татьяны?

     (Слова автора обращены ко всем людям «Не смейте обижать тех, кто слабее вас!»)

        6) Работа с иллюстрацией на  с. 128.

- Любите ли вы книги с картинками?

- А кто рисует иллюстрации в книгах?

- Давайте представим, что вы художники-иллюстраторы. Какую картинку к этому рассказу вам бы хотелось нарисовать?

(словесное рисование)

- Посмотрите на иллюстрацию на с.128.

- К какому эпизоду рассказа она подходит?

- Прочитайте выразительно этот отрывок.

VI. Рефлексия: 

- Вы довольны своей сегодняшней работой?

- Покажите  своё настроение с помощью солнышек и тучек.

VII. Итог :

- Чему же учит нас рассказ Эдуарда Шима? ( Быть добрым, не обижать тех, кто слабее…)

- Я благодарю вас за сотрудничество и надеюсь, что вы надолго запомните то, о чём мы говорили на уроке.

VIII. Домашнее задание:

Подготовить подробный пересказ текста.

Творческая работа ( по желанию ) – нарисовать иллюстрацию к рассказу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме "Э. Шим "Не смей!" УМК "Перспектива"»

МКОУ «Кореневская СОШ № 2»





Урок литературного чтения во 2-м классе

по учебнику Л. Ф. Климановой ( УМК «Перспектива» )





Разработала и провела урок

учитель начальных классов

Бондарева Татьяна Михайловна




Тема: Э. Шим. «Не смей!»


Цели: познакомить учащихся с творчеством Э. Шима;

совершенствовать навыки работы с произведением;

развивать умение прогнозировать текст;

воспитывать доброе отношение к окружающим.


Планируемые результаты: ученики научатся прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение слов;

читать выразительно, передавать настроение произведения; оценивать своё чтение;

сравнивать героев и анализировать их поведение с точки зрения морали;

рассказывать о героях произведения и выражать своё отношение к ним;

составлять высказывания (2–3 предложения) о произведении, о герое;

пользоваться справочниками и справочной книгой ;

уметь выслушивать и уважительно относиться к мнению одноклассников и учителя;

понимать и усваивать общечеловеческие ценности: гуманизм, справедливость, честность, уважение к другим людям, бережное отношение ко всему живому;

уметь вести беседу о прочитанном, учиться слушать собеседников и исправлять ошибки в своей речи и речи одноклассников;

формулировать вопросы по содержанию произведения, о героях и об особенностях их поведения.


Оборудование: компьютер, презентация творчества Э. Шима, словарь Ожегова, карточки со словами, иллюстрация паука, рисунки мальчиков, портрет Э. Шима.




I Орг. момент. Психологический настрой.

- Покажите с помощью солнышка или тучки, какое у вас настроение в начале урока.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь!


- Повернитесь друг к другу и подарите свои улыбки. Желаю сохранить солнечное настроение на весь урок!


II Речевая разминка

- Проведём с вами речевую разминку.

(на доске предложение)

Маленькая девочка строила из песка красивый замок.

- Прочитайте предложение.

- Проверим, как вы понимаете смысл этого предложения. Для этого ответьте на вопросы, выделяя голосом нужное слово.


  • КТО строил замок?

  • ЧТО строила девочка?

  • ИЗ ЧЕГО девочка строила замок?

  • КАКОЙ замок строила девочка?


- Покажите солнышки те, кому понравилась работа с предложением.

III Проверка домашнего задания.


  1. – А сейчас проверим, насколько вы были внимательны при работе с текстом, заданным на дом.


- Дайте характеристику мальчику из рассказа «Просто старушка».

- У меня на доске слова, из которых вам надо выбрать нужные.

(внимательный, заботливый, отзывчивый, добрый)

- Я нашла рисунок такого мальчика. Вы согласны со мной? (рисунок Плохиша)

- Почему?

- А вот у меня есть второй рисунок, соответствует ли он нашей характеристике ? (рисунок хорошего мальчика)


2) - Вы были внимательны, когда давали характеристику мальчику. Теперь постарайтесь выразительно прочитать по ролям.

– Чему учит нас этот рассказ?

3) – Поднимите солнышки те, кто доволен своей работой.

4) ОЦЕНКИ УЧИТЕЛЯ.

IV Самоопределение к деятельности, определение темы.

- Готовясь к уроку, я нашла небольшое произведение, которое называется притча.

Кто знает, что такое притча?

- Откроем толковый словарь Ожегова и прочитаем (хорошо читающий ученик).

Притча – так называется близкий к басне небольшой рассказ, содержащий поучение.

«Эта история произошла давным-давно в одном город, где жил великий мудрец. Слава о его мудрости разносилась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал славе мудреца. И вот решил завистник придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить.

Пошёл он на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: « Спрошу - ка я у мудреца , какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.»


- Как бы вы ответили на месте мудреца?

- А вот что было дальше.


« С бабочкой в руках завистник отправился к мудрецу и спросил у того : «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал : «Всё в твоих руках!»


- Как вы понимаете слова мудреца «Всё в твоих руках»?

- Эта притча вам подсказывает, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

- Ответьте на вопрос: от кого зависела жизнь бабочки в этой притче? (от человека)

- Жизнь тех, кто меньше и слабее, очень часто зависит от человека. Их жизнь в ваших руках в том числе. Давайте сформулируем тему урока. Продолжите предложение:

(на слайде)

Я ДУМАЮ, ЧТО НА УРОКЕ ПОЙДЁТ РЕЧЬ О …


V. Работа по теме урока.

  1. - Прочитайте имя автора и название произведения на с. 128.

- Встречалась ли вам раньше фамилия этого автора?

- Хотите ли вы узнать об этом писателе?


Презентация 2 и 3 кадров ( портрет и книги )


Рассказ учителя: Эдуард Юрьевич Шим (Шмидт) родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Во время войны с фашистами потерял родителей, вырос в детском доме. С 16 лет стал работать. «…Мастер на все руки – столяр и садовод, токарь и шофёр».

Начал печататься в 19 лет. Писал, в основном, для детей, преимущественно о природе. Умер 13 марта 2006 года.

Вам тогда было по 2 годика.


2) Подготовка к восприятию текста.


- Прочитаем несколько слов, которые встретятся вам в тексте.

(упражнение для развития поля ясного видения)

- Сосредоточьте свой взгляд на средней линии, краешком глаза «достаньте» каждый слог и прочитайте слова сверху вниз, не отрывая взгляд от средней линии.

ку-ли-

чи-ки

ка-ра-

пу-зы

а-та-

ма-ны

при-чё-

сы-ва-ют

ре-бя-

тиш-ки

- Объясните значение первых 3-х слов.

- Можете ли вы выделить среди всех этих слов «лишнее» слово?


3) Первичное чтение учителем и хорошо читающими детьми:

- Внимательно следите за чтением и вдумывайтесь в содержание.

- Ваши впечатления от прочитанного?

Физминутка:


- Проделаем упражнение для улучшения дыхания.

- Присели. По сигналу «день» медленно поворачивайте голову влево, вправо.

«Ночь» : смотрим вперёд, взмахиваем руками, опускаем руки, произносим протяжно: -у-у-ф-ф-ф !


4) Повторное чтение.


- Перечитайте рассказ. Какие слова и выражения вам непонятны?

(дети называют слова и сами пытаются их объяснить)

- Подберите синонимы к словам :


НАСУПЛЕННЫЙ – сердитый, недовольный

БЕЗОТВЕТНАЯ – стеснительная, тихоня

ОШЕЛОМИЛО – очень удивило, поразило

ПРИХЛОПНУТЬ – придавить, убить


5) Выборочное чтение.


- Найдите в тексте предложения, характеризующие Татьяну.

(с.129 I и II абз.)

- Найдите предложения, которыми автор описывает Фёдора. (с.128 IV, V аб.)

- Что вы можете сказать про Фёдора и Татьяну?

- Для чего автор дал им такие подробные характеристики?

– В конце рассказа содержится очень важная мысль. Прочитайте её и скажите, только ли к Фёдору она относится?

- Почему автор назвал свой рассказ словами Татьяны?

(Слова автора обращены ко всем людям «Не смейте обижать тех, кто

слабее вас!»)


6) Работа с иллюстрацией на с. 128.

- Любите ли вы книги с картинками?

- А кто рисует иллюстрации в книгах?

- Давайте представим, что вы художники-иллюстраторы. Какую картинку к этому рассказу вам бы хотелось нарисовать?

(словесное рисование)

- Посмотрите на иллюстрацию на с.128.

- К какому эпизоду рассказа она подходит?

- Прочитайте выразительно этот отрывок.


VI. Рефлексия:


- Вы довольны своей сегодняшней работой?

- Покажите своё настроение с помощью солнышек и тучек.



VII. Итог :


- Чему же учит нас рассказ Эдуарда Шима? ( Быть добрым, не обижать тех, кто слабее…)

- Я благодарю вас за сотрудничество и надеюсь, что вы надолго запомните то, о чём мы говорили на уроке.


VIII. Домашнее задание:


Подготовить подробный пересказ текста.

Творческая работа ( по желанию ) – нарисовать иллюстрацию к рассказу.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бондарева Татьяна Михайловна

Дата: 24.02.2016

Номер свидетельства: 298601


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства