Методическая разработка урока "Золотое правило нравственности"
Методическая разработка урока "Золотое правило нравственности"
Тема: «Золотое правило нравственности»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока:
-формировать осознанное поведение в ситуациях значимого выбора, воспитывать потребность в нравственном поведении.
Задачи, ориентированные на достижение:
личностных результатов
- учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей,развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения.
метапредметных результатов
- формировать умение ставить учебную задачу, выделять и осознавать что усвоено и что еще подлежит усвоению (регулятивные)
- формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; (познавательные)
- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы; (коммуникативные);
-формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную (коммуникативные);
предметных результатов
- познакомить с «золотым правилом нравственности»;
- формировать умение понимать значение «золотого правила нравственности» в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- научить оценивать поступок, а не человека, совершившего его.
Ход урока.
1.Мотивационный этап.
Караоке «Дорога добра». (фонограмма) 1куплет с припевом.
- Какова главная идея строк, исполненных вами?
-Какой смысл вкладывал автор в строки «иди за солнцем следом….» выскажите свое предположение
2.Актуализация знаний.
-Что значит, по-вашему мнению, дорога добра?
-Какими качествами должен обладать человек (или какие у вас есть качества), чтобы совершать добрые дела?
-Вы верно перечислили слова, которые характеризуют понятие «добро» и в какой-то мере вас и ваши поступки.
А чтобы совершать поступки, какие для этого необходимо выполнять правила?
-А что такое МОРАЛЬ?
-Какое определение дадите понятию «НРАВСТВЕННОСТЬ»?
-Подберите ЭПИТЕТ к слову «правила».
- Что значит «ЗОЛОТЫЕ»?
- Предположите (выскажите свою точку зрения) о чем пойдет речь на уроке?
Возможно сформулируете тему урока.
-Учащиеся высказывают свою точку зрения.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
3.Открытие нового знания.
-Сегодня мы познакомимся с «Золотым правилом (Слайд1)нравственности» как основополагающей моральной истиной.
Вы узнаете: почему появилось правило нравственности,
как формулируется «Золотое правило нравственности» и как применять «Золотое правило нравственности».
- Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации. Человечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка. Одним из таких способов и является «Золотое правило нравственности» Его стали называть так в 13 веке. Это правило как способ управления поведением встречается во множестве формулировок.
Думаю и вы, ребята, попытаетесь выразить основной смысл формулировки «Золотого правила нравственности», выполнив задание в группах.
-звучит фонограмма Д. Ласта «Одинокий пастух».
1группа. Задание: Какое «Золотое правило нравст-венности» сформулируете вы?
1.Как вы поняли смысл этой притчи?
2.Объясните слова мудреца: «Все в твоих руках»
Притча
Давным-давно жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали за жизненный опыт и мудрость.
Однажды один завистник решил высмеять мудреца и придумал хитрый план. «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, а потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся, - решил он. – Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая, и скажу, что наш великий мудрец ошибся».
Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда хитрец спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках»
Какое «Золотое правило нравственности» сформулирует ваша группа?
3группа
Задание: написать (составить) эссе на тему:
« Мое любимое слово» в соответствии с основной идеей урока.
-Давайте свои выводы «Золотого правила нравственности» сравним с наиболее известными трактовками. (Слайд 2)
- Правило не дает ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что злом?» Человек должен решить сам на основе собст-венных убеждений и приня-тых в обществе правил нравственности. Надо поду-мать, каково было бы мне, если бы поступили со мной. Затем ответить на вопрос: «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?» Если ответ «нет», то поступок совершать нельзя.
-Работа в группах. (Одновременно получают задание)
-Формулируют свое «Золотое правило нравственности».
-Используют метод незаконченного предложения.
-Рассуждают.
-Составляют эссе.
-Делают вывод.
-Свои выводы сравнивают с наиболее известными трактовками.
Овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
-планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
-формируют умения работать с информацией, распределять обязанности в группах, оценивать поступок, а не человека, совершившего его.
4.Закрепление учебного материала..
Применив «Золотое правило нравственности», поиграем.
Игра «ДА-НЕТКА» (предлагаются ситуации) сигнализируют свое согласие-зеленым жетоном, а несогласие-красным жетоном.
-В счастье зазнавайся.
-Когда тебя обижают другие - обижай и ты их сам и сло-вом, и делом.
-Избегай споров в пустых вещах.
-Помогай ближнему сове-том, примером, достатком.
-Ты желаешь себе здоровья и счастья. Не радуйся здоровью и счастью других.
-На грубость отвечай грубостью, на жестокость – жестокостью.
-Ложась спать, вспомни, не обидел ли кого в течение дня капризами, упрямством.
-Засыпай с твердым намерением исправиться и сделаться добрым ребенком.
-Все эти житейские мудрости можно сформулировать одним предложением…. Каким?
- Как звучит «Золотое правило нравственности»?
Тренинг «Волшебное зернышко (Учащиеся становятся в круг, вытягивают руки ладонями вверх и закрывают глаза. Внимательно слушают и мысленно рисуют картину того, о чем рассказывает учитель).
-В моих руках сундучок. В нем находятся волшебные зернышки Добра, которые помогут вам следовать «Золотым правилам нравственности» Сейчас я каждому из вас раздам по зернышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало (подхожу к каждому и, нежно прикасаясь к ладоням детей, кладу в них невидимое зернышко)
(звучит фонограмма Д.Ласта «Одинокий пастух»)
- А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зернышко, посадите его внутрь себя. Теперь это зернышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастет в ваших душах и сердцах. Но не забывайте об одном условии – оно прорастет только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела. Нарисуйте в своем воображе-нии цветок добра. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваши тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите свое добро и хорошее настроение своего цветка внутрь себя, в свое сердечко.
Вас овевает теплый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
Ребята, а теперь откройте глаза.
5.Домашнее задание. (Слайд3)
- Чтобы проросли ваши зернышки, необходимо записать добрые дела, которые вы совершите в течение недели.
Оформите свои проекты в виде любимых цветов. Мы с вами создадим цветочную «Поляну Добрых Дел»
Подумайте:
-Кому нужна ваша помощь?
- Кому не хватает нашей доброты и участия?
-Чем вы можете помочь другим людям?
(Займите свои места.)
6.Итог урока. Рефлексия.
-Что было главное в уроке?
Выберите одно из незаконченных предложений и обоснуйте мысль:
-над чем задумался…
-чем заинтересовался…
-что взволновало…
-что удивило….
- Спешите делать добрые дела, ребята.
Ведь тот, кто делает добро другим, делает добро себе.
Какое настроение вызвал урок?
Урок окончен. Спасибо за работу.
(В течение урока обучающиеся оценивали свою работу в оценочных листах, зарабатывали жетоны).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
урок проводится в 4 классе (возраст обучающихся 9-10 лет)
Онищенко Тамара Ефимовна,
учитель начальных классов
2014год
«Урок – клеточка педагогического процесса.
В нем, как солнце в капле воды,
отражаются все его стороны».
Тема: «Золотое правило нравственности»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока:
-формировать осознанное поведение в ситуациях значимого выбора, воспитывать потребность в нравственном поведении.
Задачи, ориентированные на достижение:
личностных результатов
-учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей;
- способность к самооценке;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения.
метапредметных результатов
- формировать умение ставить учебную задачу, выделять и осознавать что усвоено и что еще подлежит усвоению (регулятивные)
- формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; (познавательные)
- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы; (коммуникативные);
-формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную (коммуникативные);
предметных результатов
- познакомить с «золотым правилом нравственности»;
- формировать умение понимать значение «золотого правила нравственности» в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- научить оценивать поступок, а не человека, совершившего его.
Ход урока.
Структура урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Формирование УУД
Слайд презентационного материала
1.Мотива
ционный этап.
2-3 мин.
Караоке «Дорога добра». (фонограмма) 1куплет с припевом.
- Какова главная идея строк, исполненных вами?
-Какой смысл вкладывал автор в строки «иди за солнцем следом….» выскажите свое предположение
-Исполняют песню.
-Метод «Корзина идей»
-Высказывают мнение.
-Высказывают свои предположения.
К: исполнение песни в сотворчестве с одноклассниками.
Л: развитие мотивов учеб-ной деятель-ности и форми-рование лич-ного смысла учения.
2.Актуа-лизация знаний.
5-7мин.
-Что значит, по-вашему мнению, дорога добра?
-Какими качествами должен обладать человек (или какие у вас есть качества), чтобы совершать добрые дела?
-Вы верно перечислили слова, которые характеризуют понятие «добро» и в какой-то мере вас и ваши поступки.
А чтобы совершать поступки, какие для этого необходимо выполнять правила?
-А что такое МОРАЛЬ?
-Какое определение дадите понятию «НРАВСТВЕННОСТЬ»?
-Подберите ЭПИТЕТ к слову «правила».
- Что значит «ЗОЛОТЫЕ»?
- Предположите (выскажите свою точку зрения) о чем пойдет речь на уроке?
(Опираются на теоретический материал, полученный на предыду-щих уроках):
- Правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие – злыми.
-Добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали.
-Высказывают мнение.
-Ответы обучающихся.
-Высказывают предпо-ложения.
К: формирова- ние готовности слушать собе-седника, вести диалог, призна-вать возмож-ность сущест-вования раз-личных точек зрения и права каждого иметь собственную.
П:Самостоя-тельное выде-ление и форму-лирование познавательной цели.
3.Откры-тие ново-го зна-ния.
15-17мин.
-Сегодня мы познакомимся с «Золотым правилом (Слайд1)
нравственности» как основополагающей моральной истиной.
Вы узнаете: почему появилось правило нравственности,
как формулируется «Золотое правило нравственности» и
как применять «Золотое правило нравственности».
- Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации. Чело-вечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обосно-вания поступка. Одним из таких способов и является «Золотое правило нравст-венности» Его стали называть так в 13 веке. Это правило как способ управления поведе-нием встречается во множес-тве формулировок.
Думаю и вы, ребята, попыта-етесь выразить основной смысл формулировки «Золо-того правила нравствен-ности», выполнив задание в группах.
-звучит фонограмма Д. Ласта «Одинокий пастух».
1группа. Задание: Какое «Золотое правило нравст-венности» сформулируете вы?
1.Как вы поняли смысл этой притчи?
2.Объясните слова мудреца: «Все в твоих руках»
Притча
Давным-давно жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали за жизненный опыт и мудрость.
Однажды один завистник решил высмеять мудреца и придумал хитрый план. «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, а потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся, - решил он. – Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая, и скажу, что наш великий мудрец ошибся».
Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда хитрец спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках»
Какое «Золотое правило нравственности» сформулирует ваша группа?
3группа
Задание: написать (составить) эссе на тему:
« Мое любимое слово» в соответствии с основной идеей урока.
-Давайте свои выводы «Золотого правила нравственности» сравним с наиболее известными трактовками. (Слайд 2)
- Правило не дает ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что злом?» Человек должен решить сам на основе собст-венных убеждений и приня-тых в обществе правил нравственности. Надо поду-мать, каково было бы мне, если бы поступили со мной. Затем ответить на вопрос: «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?» Если ответ «нет», то поступок совершать нельзя.
-Получают информацию.
-Работа в группах. (Одновременно получают задание)
- Поясняют смысл притчи, анализируют.
-Объясняют слова мудреца, делают вывод: «Все в твоих руках», т.е. человек - хозяин своей судьбы.
-Формулируют свое «Золотое правило нравственности».
-Инсценируют действие.
Высказывают свое мнение о конфликте двух ребят.
-Сравнивают свое поведение.
-Формулируют свое «Золотое правило нравственности».
-Используют метод незаконченного предло-жения.
-Рассуждают.
-Составляют эссе.
-Делают вывод.
-Свои выводы сравни-вают с наиболее извест-ными трактовками.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учеб-ной деятель-ности, поиска средств ее осу-ществления.
Р: планирова-ние своих действий в соответствии с поставленной задачей.
К: развитие коммуникативных навыков и навыков сотрудничества в процессе групповой работы.
Л: учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.
П: умение осуществлять действия «анализ», «сравнение».
Р: умение работать с информацией.
Р: умение распределять обязанности в группах.
П: оценивание поступка, а не человека, сове-ршившего его.
П: формирова-
ние умений осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
П: умение обобщать делать вывод.
П: формирова-ние умений понимать значение «золотого правила нравственно-сти».
Слайд 1
Слайд 2
4.Закреп-ление учебного материа-ла.
7-10 мин.
Применив «Золотое правило нравственности», поиграем.
Игра «ДА-НЕТКА» (предлагаются ситуации)
-В счастье зазнавайся.
-Когда тебя обижают другие - обижай и ты их сам и сло-вом, и делом.
-Избегай споров в пустых вещах.
-Помогай ближнему сове-том, примером, достатком.
-Ты желаешь себе здоровья и счастья. Не радуйся здоровью и счастью других.
-На грубость отвечай грубостью, на жестокость – жестокостью.
-Ложась спать, вспомни, не обидел ли кого в течение дня капризами, упрямством.
-Засыпай с твердым намерением исправиться и сделаться добрым ребенком.
-Все эти житейские мудрости можно сформулировать одним предложением…. Каким?
- Как звучит «Золотое правило нравственности»?
Тренинг «Волшебное зернышко»
-В моих руках сундучок. В нем находятся волшебные зернышки Добра, которые помогут вам следовать «Золотым правилам нравственности» Сейчас я каждому из вас раздам по зернышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало (подхожу к каждому и, нежно прикасаясь к ладоням детей, кладу в них невидимое зернышко)
(звучит фонограмма Д.Ласта «Одинокий пастух»)
- А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зернышко, посадите его внутрь себя. Теперь это зернышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастет в ваших душах и сердцах. Но не забывайте об одном условии – оно прорастет только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела. Нарисуйте в своем воображе-нии цветок добра. Положите его на обе ладони. Почув-ствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваши тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и прият-ная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поме-стите свое добро и хорошее настроение своего цветка внутрь себя, в свое сердечко.
Вас овевает теплый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
Ребята, а теперь откройте глаза.
-Сигнализируют свое согласие зеленым жетоном, а несогласие – красным жетоном.
-Аргументируют ответы.
Отвечают, рассуждают.
Становятся в круг, вытягивают руки ладонями вверх и закрывают глаза. Внимательно слушают и мысленно рисуют картину того, о чем рассказывает учитель.
Р: Оценивание правильности выполнения действий.
Л:-учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей;
П: умение обобщать делать вывод.
5.Домаш-нее зада-ние.
2 мин.
(Слайд3)
- Чтобы проросли ваши зернышки, необходимо за-писать добрые дела, которые вы совершите в течение недели.
Оформите свои проекты в виде любимых цветов. Мы с вами создадим цветочную «Поляну Добрых Дел»
Подумайте:
-Кому нужна ваша помощь?
- Кому не хватает нашей доброты и участия?
-Чем вы можете помочь другим людям?
(Займите свои места.)
-Получают домашнее задание.
Л: Ориентация на выполнение морально-нравственных норм, оценка своих поступ-ков.
Слайд 3
6.Итог урока. Рефлек-сия.
3-6 мин.
-Что было главное в уроке?
Выберите одно из незаконченных предложений и обоснуйте мысль: (Слайд4)
-над чем задумался…
-чем заинтересовался…
-что взволновало…
-что удивило….
- Спешите делать добрые дела, ребята.
Ведь тот, кто делает добро другим, делает добро себе.
Какое настроение вызвал урок?
Урок окончен. Спасибо за работу.
-Обосновывают мысли.
В течение урока обучающиеся оценивали свою работу в оценоч-ных листах, зарабаты-вали жетоны.