kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Золотое правило нравственности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема: «Золотое правило нравственности»

  Тип урокаурок открытия новых знаний

Цель урока:

-формировать осознанное поведение в ситуациях значимого выбора, воспитывать потребность в нравственном поведении.

Задачи, ориентированные на достижение:

личностных результатов

- учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей,развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения.

метапредметных результатов

- формировать умение ставить учебную задачу, выделять и осознавать что усвоено и что еще подлежит усвоению (регулятивные)

- формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; (познавательные)

- развивать коммуникативные навыки и навыки  сотрудничества в процессе групповой работы; (коммуникативные);

-формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную (коммуникативные);

предметных результатов

- познакомить с «золотым правилом нравственности»;

- формировать умение понимать  значение «золотого правила нравственности» в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- научить оценивать поступок, а не человека, совершившего его.

Ход урока.

1.Мотивационный этап.

Караоке «Дорога добра». (фонограмма) 1куплет с припевом.

- Какова главная идея  строк, исполненных вами?

-Какой смысл вкладывал автор в строки «иди за солнцем следом….» выскажите свое предположение

2.Актуализация знаний.

-Что значит, по-вашему мнению, дорога добра?

-Какими качествами должен обладать человек (или какие у вас есть качества), чтобы совершать  добрые дела?

-Вы верно перечислили слова, которые характеризуют понятие «добро» и в какой-то мере вас и ваши поступки.

А чтобы совершать поступки, какие для этого необходимо выполнять правила?

-А что  такое МОРАЛЬ?

-Какое определение дадите понятию «НРАВСТВЕННОСТЬ»?

-Подберите ЭПИТЕТ к слову «правила».

- Что значит «ЗОЛОТЫЕ»?

- Предположите (выскажите свою точку зрения) о чем пойдет  речь на уроке?

Возможно сформулируете тему урока.

-Учащиеся высказывают свою точку зрения.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

 

3.Открытие нового знания.

-Сегодня мы познакомимся с «Золотым правилом (Слайд1)нравственности»  как основополагающей моральной истиной.  

Вы узнаете: почему появилось правило нравственности,

 как формулируется «Золотое правило нравственности» и как применять «Золотое правило нравственности».

- Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации. Человечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка. Одним из таких способов и является «Золотое правило нравственности» Его стали называть так в 13 веке. Это правило как способ управления поведением встречается во множестве формулировок.

   Думаю и вы, ребята, попытаетесь выразить основной смысл формулировки «Золотого правила  нравственности», выполнив задание  в группах.

-звучит фонограмма Д. Ласта «Одинокий пастух».

1группа. Задание: Какое «Золотое правило  нравст-венности» сформулируете вы?

1.Как вы поняли смысл этой притчи?

2.Объясните слова мудреца: «Все в твоих руках»

Притча

     Давным-давно жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали за жизненный опыт и мудрость.

     Однажды один завистник решил высмеять мудреца и придумал хитрый план. «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, а потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если  мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся, - решил он. – Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая, и скажу, что наш великий мудрец ошибся».

     Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда хитрец спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках»

2группа

Задание: прочтите стихотворение. Инсценируйте действие.

Выскажите свое мнение о конфликте двух ребят.

Расскажу вам про терпение.

В классе есть у нас Кириллка,

Он житья мне не дает:

То придумает дразнилку,

То щипнет, а то толкнет.

Вот какое отношение!

Я б могла тебя, мучитель,

Очень больно отлупить.

Все терпение собрала и терплю. Может скоро я

Кириллку полюблю…..

Какое «Золотое правило  нравственности» сформулирует ваша группа?

3группа

Задание: написать (составить) эссе на тему:

« Мое любимое слово» в соответствии  с основной идеей урока.

-Давайте свои выводы «Золотого правила  нравственности»  сравним с наиболее известными трактовками.   (Слайд 2)

- Правило не дает ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что злом?» Человек должен   решить сам на основе собст-венных убеждений и приня-тых в обществе правил нравственности. Надо поду-мать, каково было бы мне, если бы поступили со мной. Затем ответить на вопрос: «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?» Если ответ «нет», то поступок совершать нельзя.

-Работа в группах. (Одновременно получают задание)

-Формулируют свое «Золотое правило  нравственности».

-Используют метод незаконченного предложения.

-Рассуждают.

-Составляют эссе.

-Делают вывод.

-Свои выводы сравнивают с наиболее известными трактовками.

Овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

-планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

-формируют умения работать с информациейраспределять обязанности в группах, оценивать поступок, а не человека, совершившего его.

4.Закрепление учебного материала..

Применив «Золотое правило  нравственности», поиграем.

Игра «ДА-НЕТКА»  (предлагаются ситуации) сигнализируют свое согласие-зеленым жетоном, а несогласие-красным жетоном.

   -В счастье зазнавайся.

   -Когда тебя обижают другие - обижай и ты их сам и сло-вом, и делом.

   -Избегай споров в пустых вещах.

   -Помогай ближнему сове-том, примером, достатком.

   -Ты желаешь себе здоровья и счастья. Не радуйся здоровью и счастью других.

   -На грубость отвечай грубостью, на жестокость – жестокостью.

   -Ложась спать, вспомни, не обидел ли кого в течение дня капризами, упрямством.

   -Засыпай с твердым намерением исправиться и сделаться добрым ребенком.

 -Все эти житейские мудрости можно сформулировать одним предложением…. Каким?       

  - Как звучит «Золотое правило  нравственности»?

Тренинг «Волшебное зернышко (Учащиеся становятся в круг, вытягивают руки ладонями вверх и закрывают глаза. Внимательно слушают и мысленно рисуют картину того, о чем рассказывает учитель).

-В моих руках сундучок. В нем находятся волшебные зернышки Добра, которые помогут вам следовать «Золотым  правилам  нравственности» Сейчас я каждому из вас раздам по зернышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало (подхожу к каждому и, нежно прикасаясь к ладоням детей, кладу в них невидимое зернышко)

(звучит фонограмма Д.Ласта «Одинокий пастух»)

 -   А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зернышко, посадите его внутрь себя. Теперь это зернышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастет в ваших душах и сердцах. Но не забывайте об одном условии – оно прорастет только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела. Нарисуйте в своем воображе-нии цветок добра. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваши тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите свое добро и хорошее настроение своего цветка внутрь себя, в свое сердечко.

 Вас овевает теплый ветерок. У вас доброе, согревающее  душу настроение.

 Ребята, а теперь откройте глаза.

5.Домашнее задание.  (Слайд3)

- Чтобы проросли ваши зернышки, необходимо  записать добрые дела, которые вы совершите в течение недели.

Оформите свои проекты в виде любимых цветов.  Мы с вами создадим цветочную «Поляну Добрых Дел»

Подумайте:

 -Кому   нужна ваша помощь?

- Кому не хватает нашей доброты и участия?

-Чем вы можете помочь другим людям?

 (Займите свои места.)

6.Итог урока. Рефлексия.

-Что было главное в уроке?

  Выберите одно из незаконченных предложений и обоснуйте мысль:

-над чем задумался…

-чем заинтересовался…

-что взволновало…

-что удивило….

- Спешите делать добрые дела, ребята.

  Ведь тот, кто делает добро другим, делает добро себе.

  Какое настроение вызвал урок?

Урок окончен. Спасибо за работу.

(В течение урока обучающиеся оценивали свою работу в оценочных листах, зарабатывали  жетоны).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Золотое правило нравственности" »


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Заводоуковского городского округа

«Бигилинская средняя общеобразовательная школа имени первого директора,

отличника народного образования СССР А.П. Горохова»

(МАОУ «Бигилинская СОШ)

____________________________________________________________________________





Методическая разработка урока


по теме: «Золотое правило нравственности».


модуль: «Основы светской этики»


урок проводится в 4 классе (возраст обучающихся 9-10 лет)





Онищенко Тамара Ефимовна,

учитель начальных классов





2014год

«Урок – клеточка педагогического процесса.

В нем, как солнце в капле воды,

отражаются все его стороны».


Тема: «Золотое правило нравственности»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока:

-формировать осознанное поведение в ситуациях значимого выбора, воспитывать потребность в нравственном поведении.

Задачи, ориентированные на достижение:

личностных результатов

- учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей;

- способность к самооценке;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения.

метапредметных результатов

- формировать умение ставить учебную задачу, выделять и осознавать что усвоено и что еще подлежит усвоению (регулятивные)

- формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; (познавательные)

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы; (коммуникативные);

-формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную (коммуникативные);

предметных результатов

- познакомить с «золотым правилом нравственности»;

- формировать умение понимать значение «золотого правила нравственности» в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- научить оценивать поступок, а не человека, совершившего его.


Ход урока.


Структура урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формирование УУД

Слайд презентационного материала

1.Мотива

ционный этап.


2-3 мин.


Караоке «Дорога добра». (фонограмма) 1куплет с припевом.

- Какова главная идея строк, исполненных вами?


-Какой смысл вкладывал автор в строки «иди за солнцем следом….» выскажите свое предположение


-Исполняют песню.


-Метод «Корзина идей»

-Высказывают мнение.


-Высказывают свои предположения.






К: исполнение песни в сотворчестве с одноклассниками.






Л: развитие мотивов учеб-ной деятель-ности и форми-рование лич-ного смысла учения.




2.Актуа-лизация знаний.



5-7мин.

-Что значит, по-вашему мнению, дорога добра?


-Какими качествами должен обладать человек (или какие у вас есть качества), чтобы совершать добрые дела?


-Вы верно перечислили слова, которые характеризуют понятие «добро» и в какой-то мере вас и ваши поступки.

А чтобы совершать поступки, какие для этого необходимо выполнять правила?

-А что такое МОРАЛЬ?









-Какое определение дадите понятию «НРАВСТВЕННОСТЬ»?




-Подберите ЭПИТЕТ к слову «правила».

- Что значит «ЗОЛОТЫЕ»?

- Предположите (выскажите свою точку зрения) о чем пойдет речь на уроке?

Возможно сформулируете тему урока.



-Высказывают свою точку зрения.

-Сочувствие, сопережи-вание, взаимоуважение, поддержка, похвала, терпимость, забота, долг, человеколюбие…





-Нравственные, моральные….

(Опираются на теоретический материал, полученный на предыду-щих уроках):

- Правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие – злыми.

-Добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали.

- Высказывают мнение.


-Ответы обучающихся.


-Высказывают предпо-ложения.

К: формирова- ние готовности слушать собе-седника, вести диалог, призна-вать возмож-ность сущест-вования раз-личных точек зрения и права каждого иметь собственную.























П:Самостоя-тельное выде-ление и форму-лирование познавательной цели.






3.Откры-тие ново-го зна-ния.



15-17мин.

-Сегодня мы познакомимся с «Золотым правилом (Слайд1)

нравственности» как основополагающей моральной истиной.

Вы узнаете: почему появилось правило нравственности,

как формулируется «Золотое правило нравственности» и

как применять «Золотое правило нравственности».

- Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации. Чело-вечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обосно-вания поступка. Одним из таких способов и является «Золотое правило нравст-венности» Его стали называть так в 13 веке. Это правило как способ управления поведе-нием встречается во множес-тве формулировок.

Думаю и вы, ребята, попыта-етесь выразить основной смысл формулировки «Золо-того правила нравствен-ности», выполнив задание в группах.


-звучит фонограмма Д. Ласта «Одинокий пастух».


1группа. Задание: Какое «Золотое правило нравст-венности» сформулируете вы?

1.Как вы поняли смысл этой притчи?

2.Объясните слова мудреца: «Все в твоих руках»

Притча

Давным-давно жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали за жизненный опыт и мудрость.

Однажды один завистник решил высмеять мудреца и придумал хитрый план. «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, а потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся, - решил он. – Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая, и скажу, что наш великий мудрец ошибся».

Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда хитрец спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках»


2группа

Задание: прочтите стихотворение. Инсценируйте действие.

Выскажите свое мнение о конфликте двух ребят.


Расскажу вам про терпение.

В классе есть у нас Кириллка,

Он житья мне не дает:

То придумает дразнилку,

То щипнет, а то толкнет.

Вот какое отношение!

Я б могла тебя, мучитель,

Очень больно отлупить.

Все терпение собрала и терплю. Может скоро я

Кириллку полюблю…..

Какое «Золотое правило нравственности» сформулирует ваша группа?


3группа

Задание: написать (составить) эссе на тему:

« Мое любимое слово» в соответствии с основной идеей урока.


-Давайте свои выводы «Золотого правила нравственности» сравним с наиболее известными трактовками. (Слайд 2)

- Правило не дает ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что злом?» Человек должен решить сам на основе собст-венных убеждений и приня-тых в обществе правил нравственности. Надо поду-мать, каково было бы мне, если бы поступили со мной. Затем ответить на вопрос: «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?» Если ответ «нет», то поступок совершать нельзя.



















-Получают информацию.














-Работа в группах. (Одновременно получают задание)





















- Поясняют смысл притчи, анализируют.




-Объясняют слова мудреца, делают вывод: «Все в твоих руках», т.е. человек - хозяин своей судьбы.








-Формулируют свое «Золотое правило нравственности».












-Инсценируют действие.

Высказывают свое мнение о конфликте двух ребят.


-Сравнивают свое поведение.


-Формулируют свое «Золотое правило нравственности».



-Используют метод незаконченного предло-жения.

-Рассуждают.

-Составляют эссе.

-Делают вывод.





-Свои выводы сравни-вают с наиболее извест-ными трактовками.


Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учеб-ной деятель-ности, поиска средств ее осу-ществления.








































Р: планирова-ние своих действий в соответствии с поставленной задачей.



К: развитие коммуникативных навыков и навыков сотрудничества в процессе групповой работы.



Л: учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.

П: умение осуществлять действия «анализ», «сравнение».





Р: умение работать с информацией.







Р: умение распределять обязанности в группах.





П: оценивание поступка, а не человека, сове-ршившего его.



П: формирова-

ние умений осознанно и произвольно строить речевое высказывание.




П: умение обобщать делать вывод.














П: формирова-ние умений понимать значение «золотого правила нравственно-сти».


Слайд 1


















































































































Слайд 2





4.Закреп-ление учебного материа-ла.



7-10 мин.

Применив «Золотое правило нравственности», поиграем.

Игра «ДА-НЕТКА» (предлагаются ситуации)

-В счастье зазнавайся.

-Когда тебя обижают другие - обижай и ты их сам и сло-вом, и делом.

-Избегай споров в пустых вещах.

-Помогай ближнему сове-том, примером, достатком.

-Ты желаешь себе здоровья и счастья. Не радуйся здоровью и счастью других.

-На грубость отвечай грубостью, на жестокость – жестокостью.

-Ложась спать, вспомни, не обидел ли кого в течение дня капризами, упрямством.

-Засыпай с твердым намерением исправиться и сделаться добрым ребенком.


-Все эти житейские мудрости можно сформулировать одним предложением…. Каким?

- Как звучит «Золотое правило нравственности»?


Тренинг «Волшебное зернышко»

-В моих руках сундучок. В нем находятся волшебные зернышки Добра, которые помогут вам следовать «Золотым правилам нравственности» Сейчас я каждому из вас раздам по зернышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало (подхожу к каждому и, нежно прикасаясь к ладоням детей, кладу в них невидимое зернышко)

(звучит фонограмма Д.Ласта «Одинокий пастух»)

- А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зернышко, посадите его внутрь себя. Теперь это зернышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастет в ваших душах и сердцах. Но не забывайте об одном условии – оно прорастет только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела. Нарисуйте в своем воображе-нии цветок добра. Положите его на обе ладони. Почув-ствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваши тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и прият-ная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поме-стите свое добро и хорошее настроение своего цветка внутрь себя, в свое сердечко.

Вас овевает теплый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Ребята, а теперь откройте глаза.







-Сигнализируют свое согласие зеленым жетоном, а несогласие – красным жетоном.



-Аргументируют ответы.













Отвечают, рассуждают.







Становятся в круг, вытягивают руки ладонями вверх и закрывают глаза. Внимательно слушают и мысленно рисуют картину того, о чем рассказывает учитель.


Р: Оценивание правильности выполнения действий.









Л:- учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей;



П: умение обобщать делать вывод.



5.Домаш-нее зада-ние.

2 мин.

(Слайд3)

- Чтобы проросли ваши зернышки, необходимо за-писать добрые дела, которые вы совершите в течение недели.

Оформите свои проекты в виде любимых цветов. Мы с вами создадим цветочную «Поляну Добрых Дел»

Подумайте:

-Кому нужна ваша помощь?

- Кому не хватает нашей доброты и участия?

-Чем вы можете помочь другим людям?

(Займите свои места.)










-Получают домашнее задание.

Л: Ориентация на выполнение морально-нравственных норм, оценка своих поступ-ков.

Слайд 3

6.Итог урока. Рефлек-сия.

3-6 мин.

-Что было главное в уроке?

Выберите одно из незаконченных предложений и обоснуйте мысль: (Слайд4)

-над чем задумался…

-чем заинтересовался…

-что взволновало…

-что удивило….


- Спешите делать добрые дела, ребята.

Ведь тот, кто делает добро другим, делает добро себе.


Какое настроение вызвал урок?


Урок окончен. Спасибо за работу.






-Обосновывают мысли.

В течение урока обучающиеся оценивали свою работу в оценоч-ных листах, зарабаты-вали жетоны.



-По методике Щурковой (смайлы).






Л: способность к самооценке.


Слайд 4







































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока "Золотое правило нравственности"

Автор: Онищенко Тамара Ефимовна

Дата: 09.08.2014

Номер свидетельства: 111508

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Методическая разработка по предмету ОРКСЭ "Золотое правило нравственности" "
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia-razrabotka-po-priedmietu-orkse-zolotoie-pravilo-nravstviennosti"
    ["file_id"] => string(6) "201541"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429085458"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Что такое добро и зло! (Методическая разработка) "
    ["seo_title"] => string(51) "chto-takoie-dobro-i-zlo-mietodichieskaia-razrabotka"
    ["file_id"] => string(6) "136870"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417195540"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства