kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока русской литературы по теме "Басни И. А. Крылова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок познакомит с идейным содержанием басен; научит находить мораль-поучение в произведениях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русской литературы по теме "Басни И. А. Крылова"»


Урок литературы в 5 классе.


т: Басни И.А. Крылова.


Учитель русского языка КГУ «Средняя школа №12 г. Житикары –

Альмухамедова Б. К.


Цели:

- познакомить с идейным содержанием басен; научить находить мораль-поучение в произведениях; отработать навык выразительного чтения, формирование понятия аллегория, работа над осмыслением басен, сути ее морали;

- развивать логическое и ассоциативное мышление, творческое воображение, умение делать выводы;

-воспитывать моральную готовность противостоять злу, формировать стойкое внутреннее неприятие персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать,

воспитание скромности, стремления к глубоким знаниям.


Оборудование: флипчарт, презентация, видеоматериал, листы оценивания, блоб- трее, картинки с баснями.


Ход урока:


I. Организационный этап. Тренинг – настрой на урок- создание коллаборативной среды.


II. Актуализация. 1.Самостоятельная постановка цели. Экспресс- сообщения уч – ся из каждой группы.

2. *//. Работа по стратегии «6 шляп!» - обсуждения уч – ся с точки зрения «своей шляпы».


- Что такое басня? - Мораль басни? - Аллегория? - Эзопов язык?

- Басня - очень древний литературный жанр. Один из самых известных баснописцев - Эзоп - жил в Древней Греции в VI веке до Рождества Христова. Он сочинил очень много басен, которые потом были переведены и перерабатывались многими баснописцами. Басни Эзопа не были стихотворными.//

3.- Воплощением каких человеческих качеств являются в баснях эти животные? (самостоят. работа в тетрадях) – (флипчарт) – работа с одарёнными детьми

Лев ___________________________

Заяц __________________________

Свинья _______________________

Муравей ______________________

Стрекоза ______________________

Волк ___________________________

Ягненок ________________________

Лиса ___________________________

Осел ___________________________

Ворона _________________________

Для справок: невежество, трудолюбие, упрямство, ротозейство, злобность, беззащитность, храбрость, трусость, легкомыслие, хитрость.


4. Герои басен «перепутались». Попробуйте навести порядок, соединив линиями героев одной басни. (флипчарт) - работа с одарёнными детьми

Ворона

Стрекоза

Зеркало

Волк

Дуб

Кукушка

Слон

Обезьяна

Ягненок

Петух

Лисица

Моська

Свинья

Муравей





III. Просмотр в/фильма «Лебедь, Щука и Рак» . = Закрепление. Анализ басен «Волк и Ягнёнок», «Свинья под дубом», «Квартет», «Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Щука и Рак» - работа в группах, составление постера.

- «Измерение температуры» - по ходу работы в группах уч-ся (на каком этапе находятся дети на данный момент) ***** Ф И З М И Н У Т К А ! - //(давайте немного взбодримся и поиграем. Представим, что мы герои басни «Лебедь, Щука и Рак» и др. (Выполним движения героев: Лебедь – тянет обоз в облака, Щука – тянет обоз в воду, Рак - пятится назад.) //

- защита у доски творческих работ – постеров + оценивание групп.


IV. Применение. Формирование умений и навыков

1. Составление «Луковицы» - «Своеобразие басен И.А. Крылова». (Далее взаимопроверка по стратегии «Бутерброд» м/у группами).

//Ситуации, описанные в баснях, могут быть применены не только к определенному времени, историческому событию, но и в самых разных случаях. Имена басенных героев часто становятся нарицательными, а многие выражения из басен входят в общенародный язык, становятся крылатыми выражениями, афоризмами.//



Баснябббб




IV. Обобщение. Итог. «Кубик» с тонкими вопросами по изученным басням:

- Чему учат басни Крылова?

- Какой герой мне более симпатичен?

- Каких людей напоминают нам Волк, Стрекоза, Муравей, Осёл, Свинья?

- Что такое аллегория?

- Какой вывод я для себя сделал после прочтения басен?

- Кратко перескажи 1 понравившуюся басню (1 предл -м.)


V. Этап рефлексии. Оценивание групп и самооценивание.


VI. Домашняя работа: Подготовить выразительное чтение любимой басни наизусть + сочинить свою басню, нарисовать рисунок к басне.


////// Если останется время, то

Викторина «Из какой басни эти строки?»

- Чем кумушек считать, трудиться…

- Когда в товарищах согласья нет…

- Ты все пела …

- Сыр выпал…

- Ты сер, а я, приятель, сед…

- Когда бы вверх могла поднять ты рыло…

- Досуг мне разбирать вины твои…















КГУ «Средняя школа №12»

ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»








Урок русской литературы

Басни И. А. Крылова

5 класс







Учитель русского языка:

Альмухамедова Б. К.






2014 год.







Самоанализ открытого урока литературы

по теме «Басни И.А.Крылова»,

проведенного в 5 «Б» классе.


Данный урок «Басни И.А.Крылова», проведенный в 5 «Б» классе 5 декабря 2014 г., включен в общую тему « Фольклор и литература 19 века» по учебнику «Атамура» А. М. Садвакасовой. В разделе « И.А.Крылов» этот урок последний, с предыдущими связан целью обучения, теорией. Материал занятия опирается на знания, умения, полученные ранее. Это и определило тип – урок обобщения и систематизации ЗУН. Специфика урока – нетрадиционная форма проведения. Это урок- обобщение, который совмещает индивидуальную и групповую форму работы учащихся, проявление творческого потенциала и самовыражение через элементы театрализации, занимательность, яркость и познавательность материала. Так как это урок обобщения ранее изученного, то была обеспечена комплексность и взаимосвязь целей, их «триединство».

Цель урока: обобщить знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, его баснях, умение их анализировать.

Решались следующие задачи:

- обучающие: способствовать углублению знаний о жанре басни, расширить и обогатить словарный запас учащихся крылатыми выражениями из басен.

-развивающие: развивать умения понимать иносказательный подтекст басен и их мораль, совершенствовать навыки выразительного чтения, анализировать, развивать читательский интерес.

-воспитательные: воспитывать доброту, честность, справедливость, скромность, стремление к глубоким знаниям.

При составлении плана урока были учтены возрастные, психологические, индивидуальные особенности детей, их возможности. Учащиеся 5 «Б» класса очень активные ребята, с средней работоспособностью, творческим потенциалом. Именно поэтому выбрана необычная форма обобщения изученного по творчеству И.А.Крылова. Все выше вышесказанное требует адаптации учебного материала, содержание и объем изучения которого был определен ГОСО, и отразилось в выборе форм и методов, используемых на уроке. В целях формирования и поддержания познавательного, читательского интересов стараюсь использовать разнообразные формы работы.

Урок строился так, чтобы он был продуктивным, интересным. Выбранная структура (организационный момент, включающий эмоциональный настрой, мотивирование на результат, актуализация знаний включает стратегии критического мышления «6 шляп», «Луковица», «Кубик», , литературная работа в группах основана на обобщении знаний о творчестве писателя, инсценирование послужило проверкой выразительного чтения наизусть, проявление творческих способностей учащихся, умение анализировать текст с собственной точки зрения, рефлексия – проявление самоконтроля, умение последовательно излагать мысли, делать обобщение и вывод) рациональна для решения поставленных задач. Правильно, на мой взгляд, было определено место на уроке для опроса, повторения основных понятий по теме. Рационально распределено время на этапы урока, «связки» между ними логичны. Главный акцент делался на осмысление понятий: «басня», «мораль», «аллегория».

На уроке использовались следующие методы:

  • Наглядно-иллюстративный рассказ учащихся;

  • Частично-поисковый;

  • Эвристическая беседа;

  • Методы стимулирования – познавательные игры, создание «ситуации успеха», поощрение;

  • Методы контроля и самоконтроля;

  • Групповая работа.

Домашнее задание ориентировано на развитие творческих способностей учащихся.

Для проведения урока использовались:

  • Мультимедийная презентация; составление постеров

  • Дидактический материал ( иллюстрации фрагментов из басен, стикеры)

Это было необходимо для создания увлекательной атмосферы урока, диалога: ученик-учитель.

Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась за счет демократичности, доброжелательности в общении , заинтересованности учащихся, так как снималась нерешительность при ответах. В результате общение на уроке было продуктивным. Мотивация поддерживалась возможностью получить хорошую оценку, формативным и суммативным оцениванием.

Гигиенические требования (воздушный, температурный и световой режим)

на уроке соблюдены.

На мой взгляд, цели и задачи данного урока достигнуты.




Учитель: Альмухамедова Б. К.
























3. Воплощением каких человеческих качеств являются в баснях эти животные? (самостоят. работа в тетрадях) – (флипчарт)


Лев ___________________________

Заяц __________________________

Свинья _______________________

Муравей ______________________

Стрекоза ______________________

Волк ___________________________

Ягненок ________________________

Лиса ___________________________

Осел ___________________________

Ворона _________________________

Для справок: невежество, трудолюбие, упрямство, ротозейство, злобность, беззащитность, храбрость, трусость, легкомыслие, хитрость.





4. Герои басен «перепутались». Попробуйте навести порядок, соединив линиями героев одной басни. (флипчарт) – (соотнесите стрелками)


Ворона

Стрекоза

Зеркало

Волк

Дуб

Кукушка

Слон

Обезьяна

Ягненок

Петух

Лисица

Моська

Свинья

Муравей







      1. I тур III этап – РО - 2013


      1. Темы
      2. сочинений для учащихся 11-х классов
      3. на областную олимпиаду
  1. В чем трагедия Печорина? (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).

  2. Добро и зло в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»?

  3. Образ Времени в одном из произведений 20 века.

  4. Имя доброе важнее богатства, красоты, происхождения.


ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ – 4 ЧАСА


Критерии оценки письменной работы


  1. Грамотность (наличие ошибок орфографических, пунктуационных, стилистических) – 20 баллов

  2. Степень использования литературного материала – 10 баллов

  3. Глубина раскрытия темы и оригинальность подхода к теме – 10 баллов

  4. Логическая последовательность, соразмерность частей, убедительность выводов – 10 баллов



Итого:

50 баллов максимально, при этом допускается 1 пунктуационная или 1 негрубая орфографическая ошибка; минимальное количество баллов для участия во втором туре – 25 баллов, при этом количество ошибок не должно превышать 7 (2/5, 3/4, 1/6). Если в сочинении свыше 7 ошибок, даже при отличном содержании, учащийся не допускается ко 2-му туру.






















      1. II тур III этап – РО - 2013
  1. Задание по русской литературе

для учащихся 11-х классов на областную олимпиаду

  1. Произвести сопоставительный анализ двух стихотворений:

      1. Ф. И. Тютчев.
      2. «О чем ты воешь, ветр ночной?..»

О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно?..
Что значит странный голос твой,
То глухо жалобный, то шумно?
Понятным сердцу языком
Твердишь о непонятной муке –
И роешь и взрываешь в нем
Порой неистовые звуки!..

О! страшных песен сих не пой!
Про древний хаос, про родимый
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться!..
О! бурь заснувших не буди –
Под ними хаос шевелится!..

Фет

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, чернее тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вдохнуть.

II. Раскрыть сходство и различие по следующим уровням:

1. Идейно-тематический 5 баллов

2. Композиционный 5 баллов

3. Мотивы и образы 5 баллов

  1. Особенности стиха (метр, ритм,

рифма, звуковая организация и т.д.) 5 баллов

II. Прочитать наизусть любимое стихотворение.

Обосновать выбор. 5 баллов

Итого: 25 баллов

Время для анализа текстов – 60 минут.










Самоанализ открытого урока литературы в 5 классе


Самоанализ открытого урока по литературе в 5 «Б» классе

1. Дата проведения: 05.12.14 года.

2. Учитель: Альмухамедова Б.К.

3. Характеристика класса: 5«Б» класс. Дети, обучаемые в

классе мотивированные, некоторые из них отличаются несобранностью,

неорганизованностью, малой работоспособностью. Качество знаний по литературе на начало учебного года 75%.

4. ТИП урока: традиционный: закрепление и повторение ЗУН, анализирование.

Б.Тема урока: «Басни И. А. Крылова» . Тема урока входит в «Повторение изученного.

6. Цель урока: проанализировать поняти «орфография» и «орфограмма»,

показать учащимс , в чём заключаетс роль орфографических правил.

Задачи урока:1)образовательна - познакомить учащихс с таким разделом

лингвистики , как орфография, научить учащихс замечать орфограммы и

понимать значение слов и их морфем; 2) воспитательна - воспитывать

чувство ответственности по отношению к родному слову, чуткости к красоте и

выразительности родной речи; 3) развивающа - развивать

орфографическую грамотность учащихся.

7. На уроке использовалось следующее оборудование:

-учебники по русскому языку дл 5 класса под редакцией Разумовской М.

-этимологический словарь школьника.

8. Структура урока отличалась чёткостью, продуманностью, этапы урока

удачно взаимосвязаны.

Основные этапы урока: организаци начала урока (вступительное слово

учител дало позитивный настрой, поставлена цель урока),подготовка к основному этапу (беседа по изученным разделам лингвистики),повторение и

закрепление ЗУН ( знакомство с новой рубрикой учебника: «Учитесь читать и

пересказывать лингвистический текст» - упр. № 55; анализ лингвистического

текста помог ответить на поставленный ответ в теме урока: правила нужны ,

когда мы имеем дело с орфограммой; распределительный диктант (запись

слов в два столбика - с орфограммой и без неё, выполнение упр. № 56 (2)

формировало навык подбора определённого правила к написанию

орфограммы; развитие речи - выразительное чтение высказывания

К. Ушинского о языке и построение устного высказывания, как ученики

понимают слова известного педагога и мыслителя); контроль и самоконтроль

(самостоятельное списывание текста развивало внимание учащихс и их

орфографическую память; работа с рубрикой в учебнике «Возьми на

заметку» способствовала углублению знаний по теме); повторение

пройденного ( фонетический разбор слова); подведение итогов и

информаци о д/з. Время, отведённое на каждый этап, верно

скорректировано.

9. На уроке применялись следующие методы работы: объяснительно -

иллюстративный, частично-поисковый; словесные (беседа, устное

сочинение-рассуждение), практические .

10. Использовались разнообразные формы ( фронтальная, индивидуальная)

и разные приёмы работы.

11.Виды работы : устная и письменная.

12.Выводы: формы и приёмы работы соответствовали выбранным методам,

соответствующим изучаемому материалу и способам организации

деятельности учеников.

Качество знаний учащихся в результате проверочной работы на следующем

уроке-70 %.

Задачи и цель урока достигнуты.

Содержание учебного материала отличалось научностью, доступностью и

практической направленностью.

Удачные моменты: учащиеся хорошо справились с интерпретацией

Высказывания К.Ушинского. к сожалению, у 30% учащихся нахождение орфограммы в корне слова

вызывает трудность, поэтому следует продолжить эту работу на следующих

уроках русского языка.

Гигиенические требования (воздушный, температурный и световой режим)

на уроке соблюдены



























М А Т Е Р И А Л для открытого У Р О К А :



2. Словарная работа. Толкование терминов в Литературоведческий словарик

Басня - это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

Аллегория - иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты. Приведем примеры аллегории: волк - злой человек, лиса - хитрый человек (ученики продолжат этот ряд).

Мораль басни - начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

Эзопов языкязык иносказаний


3. Чтение и анализ басни «Волк и ягненок». Особое внимание при чтении следует уделить лексике, интонации, роли диалога в басне (средство выражения жизненной позиции, способ характеристики героя, отношение персонажей друг к другу), комментированию отдельных слов и словосочетаний («рыскал Волк»; «Но, делу дать хотя законный вид и толк, кричит...»; «Слыхана ль такая дерзость в свете!», «Досуг мне разбирать вины твои...»).


4. Беседа по вопросам.

- В какое время и где происходят события басни?

- Какие черты героев русских народных сказок о животных использовал баснописец? В чем своеобразие басенных персонажей Крылова?

- Сопоставьте интонации Волка и Ягненка. Как в содержании реплик и интонациях Волка проявляется несоответствие его тона реальному положению?

Интонационный рисунок речи Волка: наглец→голову сорву→негодный→вы все мне зла хотите→молчи, щенок! (Интонация раздражения, поучения, сдержанного гнева, ярости.)

Интонационный рисунок речи Ягненка: светлейший Волк→осмелюсь я донесть→от Светлости его→гневаться напрасно он изволит→помилуй→Ах, я в чем виноват? (Интонация страха, смирения, отчаяния, обреченности.)

- Какие слова Волка доказывают очевидную несправедливость его обвинений в адрес Ягненка?

- Почему Волк, понимая, что он не прав, еще больше злится? О чем это может говорить? В чем настоящие причины конфликта?

- В басне персонажи изначально занимают разное положение в жизни: один - господин, другой - слуга, подчиненный, и это подчеркивается их совершенно разным поведением и речью. В басне Крылова один угрожает, а другой заискивает. Здесь речь идёт о социальном неравенстве, которое господствует в жизни: «У сильного всегда бессильный виноват». Это конфликт неравенства: власти и зависимости.



VI. Этап рефлексии.


Урок 27

И.А. Крылов. Басня «Квартет».


Цель:

- познакомить с идейным содержанием басни; научить находить мораль-поучение в произведении; отработать навык выразительного чтения;

- развивать логическое мышление, творческое воображение, умение делать выводы;

- воспитание скромности, стремления к глубоким знаниям.


Ход урока

I. Организационный этап


II. Актуализация

1. Выразительное чтение басни «Волк и Ягненок» учащимися (наизусть).


III. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Чтение и анализ басни «Квартет»

- Сегодня мы познакомимся с басней И.А. Крылова «Квартет». Впервые эта басня была напечатана в 1811 году, но злободневна она и по сей день. Чтобы начать разговор об этой басне, мы должны иметь представление о том, что же такое квартет.


Словарная работа.

Квартет – ансамбль из четырёх исполнителей.

Известно, что почти каждая басня написана автором на основе конкретного факта, события. Можно дать совершенно точный адрес любой басни И.А. Крылова, назвать её прототип.

Прототип – реальная личность или литературный персонаж, послуживший основой для создания образа.


Не является исключением и басня «Квартет». В этой басне высмеян Государственный Совет в составе Мордвинова, Завадовского, Лопухина, Аракчеева, преобразованный в 1810 году Александром I. Четыре департамента совета должны были провести ряд реформ, однако всё свелось к пустым разговорам.


2. Чтение по ролям.

(Учитель нацеливает учащихся на тон и цель чтения.)

I ряд – мартышка: читать быстро, интонация поучающая, несколько хвастливая.

II ряд – осел: читать громко, но медленно, в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды.

III ряд – соловей: читать спокойно, в тоне – поучение, осуждение, насмешка.


3. Анализ басни.

  • Итак, мы прочитали басню. А теперь я попрошу вас вернуться к ее первым строчкам. Всего девять строк, а понять из них можно очень многое. Попробуйте найти в них отношение баснописца к своим героям.

  • Верит ли он, что у них что-то получится?

  • Какими словами он передаёт желание зверей сыграть квартет? (Затеяли.)

  • Какими глаголами И.А. Крылов описывает их игру? (Ударили в смычки, дерут.)

  • А как сами звери относятся к тому, что они собираются делать? (Пленять своим искусством свет. Запляшут лес и горы.)

  • А кто же участники квартета? (Проказница Мартышка, Осёл, Козёл, Косолапый Мишка).

  • Узнав участников квартета, можно ли сказать, какая музыка у них получится?

  • Давайте поговорим о каждом участнике квартета отдельно. Первая участница квартета Мартышка. Как называет её автор? (Проказница).

  • Расскажите, пожалуйста, об этом животном.

  • Может, вспомните какие-либо крылатые выражения, помогающие дать ей характеристику. Подберите эпитеты.

  • Следующий герой – Осёл. Что о нём можно сказать, как о животном, какой из него выйдет музыкант?

  • Следующий герой – Козёл, подберите эпитеты, дающие характеристику данному герою.

  • Последний участник квартета – Мишка.

  • Как называет его Крылов?

  • Какой это герой?

  • Что можно сказать о музыкальных способностях медведя?

  • Кто же разоблачает их невежество?

  • Как вы думаете, почему Крылов в судьи выбирает именно соловья? (Потому, что он прекрасный певец и вправе быть судьей незадачливых исполнителей.)

  • А как в этой басне выражена главная мысль, мораль?

  • Кого она высмеивает? (Она разоблачает людей хвастливых, берущихся не за своё дело.)


IV. Применение. Формирование умений и навыков

Рабочая тетрадь, задание 48. Музыкальный конкурс! Объясните значение музыкальных терминов, которые встретились в басне «Квартет».

Квартет ___________________________________________________________

Баса ______________________________________________________________

Альта _____________________________________________________________

Прима ____________________________________________________________

Втора _____________________________________________________________

Смычок ___________________________________________________________


V. Этап информации о домашнем задании

1. Чтение статьи учебника, стр. 86-87.

2. Устно ответить на вопросы 1-6 на стр. 87 учебника.


VI. Этап рефлексии




Урок 28

Басня «Волк на псарне». Аллегорическое изображение Кутузова и Наполеона.


Цель:

  • формирование понятия аллегория, работа над осмыслением басни, сути ее морали;

  • развитие ассоциативного мышления, умения создавать интонационный рисунок;

  • воспитывать моральную готовность противостоять злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать.


Ход урока

I. Организационный этап


II. Актуализация

1. Беседа по вопросам 1-6 на стр. 87 учебника.


2. Рабочая тетрадь, задание 46. Герои басен «перепутались». Попробуйте навести порядок, соединив линиями героев одной басни.

Ворона

Стрекоза

Зеркало

Волк

Дуб

Кукушка

Слон

Обезьяна

Ягненок

Петух

Лисица

Моська

Свинья

Муравей


III. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Слово учителя

- Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной басней И.А. Крылова, которая называется «Волк на псарне». Ситуация, описанная в ней, достаточно точно отражает события Отечественной войны 1812 г. Строчка: «Волк ночью, думая залезть в овчарню, //Попал на псарню» - подсказывает нам, что Наполеон без труда завоевал все крупные государства Европы, как волк легко хватает безобидных овец. Он думал, что завоевать Россию будет так же легко. Но он ошибся: «В минуту псарня стала адом...» - пишет Крылов. На борьбу с захватчиками поднялся весь народ, с отрядами Наполеона сражалась и армия, и партизанские отряды из крестьян. Фразу: «Огня! - кричат, - огня!» - можно понимать как иносказание о пожаре в Москве. Именно в горящей Москве Наполеон почувствовал себя загнанным в угол и понял, что его армия близка к гибели, что ему придется ответить за все зло и беды, принесенные им.

Из Москвы Наполеон послал в Санкт-Петербург, который тогда был столицей Российской империи, письмо к императору Александру I с просьбой о мире. «Друзья! К чему весь этот шум? // Я, ваш старинный сват и кум...» Главнокомандующий русской армией Михаил Илларионович Кутузов, старый, опытный полководец, не поверил уверениям Наполеона. Крылов в басне называет Кутузова Ловчим: «Тут Ловчий перервал в ответ, //- Ты сер, а я, приятель, сед...»

Из Москвы Наполеон решил отходить с армией на юг России, но войска Кутузова заставили его отступать по Смоленской дороге, которую Наполеон разорил при наступлении. Гончие - это собаки, которые преследуют бегущего зверя. «Стаей гончих» называет Крылов российскую армию, которая преследовала отступающих французов, и партизанские отряды из крестьян, которые нападали на противника, когда те меньше всего ожидали нападения.


2. Чтение и анализ басни «Волк на псарне».

- Какие черты в поведении Ловчего и Волка подчеркнул Крылов?

Волк проявляет коварство, вероломство, хитрость и трусость. Ловчий - опытный, мудрый, предусмотрительный, он знает повадки Волка и не верит его хитростям.

- «Во что бы ни рядился хищник, он остается хищником. Вот это народное восприятие Наполеона Крылов передал своей басней». Согласны ли вы с этим утверждением?

Волк - хищник, и даже если он предлагает мирные переговоры, он все равно остается хищником. Народ хорошо понимает и чувствует это. Крылов в своей басне передает народное восприятие Наполеона как хищника, которого надо изгнать с родной земли.


IV. Применение. Формирование умений и навыков

Беседа по вопросам.

- Какими качествами наделяет Крылов Волка? (Забияка, вор, злой, хитрый.)

- А почему вдруг Волк залез в овчарню ночью? (Он еще и вероломен.)

- Как ведет себя Волк, когда его застали на месте преступления?

(Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,

Зубами щелкая и ощетиня шерсть…)

- А что меняется в поведении Волка, когда он понимает, что выбраться без потерь ему не удастся?

(Пустился мой хитрец в переговоры…)

- Прочитайте строки, передающие речь Волка…

- Ловчий… Каков он?

(Он смелый, мудрый, наделен жизненным опытом.)

- Прочитайте, что отвечает ему Ловчий?

- Говорят, что когда Крылов написал эту басню и отослал её в войска, Кутузов прочитал произведение перед солдатами, и во время чтения заключительных строк сорвал с головы шапку, глаза его сверкали!

- Какую басню мы сегодня прочитали? О чем она? Какие человеческие пороки показывает нам Крылов в этой басне? О каком историческом событии говорится в ней?


V. Этап информации о домашнем задании

1. Чтение статьи учебника, стр. 87-89.

2. Рабочая тетрадь, задание 50. Нарисуйте персонажей басен, с которыми вы познакомились на уроках русской словесности.


VI. Этап рефлексии



Урок 29

Басня «Свинья под дубом»


Цель:

- знакомство с басней И.А. Крылова «Свинья под дубом»; совершенствование навыков анализа литературного произведения;

- развитие навыков анализа, отработка выразительного чтения басни;

- активизация познавательной деятельности учащихся, создание условий для повышения учебной мотивации


Ход урока

I. Организационный этап


II. Актуализация

1. Конкурс иллюстраций к басням.


2. Рабочая тетрадь, задание 47*. Многие крылатые выражения взяты из басен И.А. Крылова. Попробуйте устно объяснить смысл этих выражений и напишите, из какой басни они заимствованы.

У сильного всегда бессильный виноват. ______________________________

А Васька слушает да ест. ___________________________________________

Слона-то я и не приметил. __________________________________________

А ларчик просто открывался. ________________________________________

Да только воз и ныне там. ___________________________________________


III. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Чтение басни «Свинья под дубом»

- Сегодня мы познакомимся с басней «Свинья под дубом», которая была написана в 1826 году. Крылов хотел доказать той части дворянства, которая выступала против просвещения, её неправоту. И басня своим содержанием метко разила противников просвещения, показывая всем их истинное лицо.

(Учитель читает басню.)


2. Беседа по содержанию басни.

- По каким жанровым признакам мы можем определить, что перед нами басня?

- Какое чувство вызывает у читателей свинья?

- Какие слова использованы для ее описания?

- Почему она названа невеждой? В чем разница значений слов «невежа» и «невежда»?


Словарная работа.

Невежда – малообразованный человек, неуч.

Невежа – грубый, невоспитанный человек.


- Как нужно читать слова Свиньи?

(Лениво, спокойно, нагло, беспечно.)

- Каким словом называет Свинью сам Дуб?

(Неблагодарная. Но это сказано даже слишком мягко, ведь Свинья не просто поела и пошла, не поблагодарив, а начала подрывать у дуба корни. На добро, вместо благодарности, отвечает злом, делает подлость, наносит вред.)

- Найдите в басне мораль. Кому из басенных персонажей принадлежат эти назидательные слова?

- В какой ситуации в вашей жизни вы могли бы употребить эти слова?

- Какие люди, с каким характером, поведением аллегорически изображены автором под маской персонажей басни?


IV. Применение. Формирование умений и навыков

1. Составление таблицы «Своеобразие басен И.А. Крылова».

Ситуации, описанные в баснях, могут быть применены не только к определенному времени, историческому событию, но и в самых разных случаях. Имена басенных героев часто становятся нарицательными, а многие выражения из басен входят в общенародный язык, становятся крылатыми выражениями, афоризмами.


Сюжет 

Распространенный: «Волк и Ягненок» (Эзоп)

Оригинальный: «Волк на псарне»

Связь с устным народным творчеством

Со сказками о животных, с пословицами и поговорками

Основной принцип построения басен

Развернутое сравнение

Объект изображения 

Общественные явления: «Волк на псарне»

Человеческие поступки и взаимоотношения: «Волк и Ягненок»

Особенности стиха

Вольный стих

Язык

Меткий, образный, разговорный, афористичный. Использование интонации и диалога как средства характеристики героев


2. Рабочая тетрадь, задание 49. Прочитайте басню И. Демьянова. Попробуйте себя в роли баснописцев и сочините басню в стихотворной форме или в прозе на тему школьной жизни.

Наташа и воротничок

Наташа свой воротничок ругала:

- Из-за тебя я так устала,

Я у корыта целый день,

Раз пять тебя стирала.

Как пачкаться тебе не лень?

Сняла, а ты опять, как сажа,

Чернее даже!

Хотя бы совести на пятачок!

- Согласен я, - сказал Воротничок;

Устала ты, бедняжка, у корыта,

Но на себя должна ты быть сердита

И мне напрасно делаешь упрек.

И все же я, тебя жалея,

Хочу по-дружески сказать:

Ты лучше чище вымой шею,

Тогда не будешь часто так стирать!


V. Этап информации о домашнем задании

1. Ответы на вопросы 1-5 на стр. 90 учебника.

2. Подготовить выразительное чтение любимой басни наизусть (для конкурса исполнителей басен).


VI. Этап рефлексии




Урок 30

Развитие речи. Урок-концерт: конкурсное исполнение басен.

Цель:

- активизировать познавательную деятельность учащихся, создать условия для повышения учебной мотивации; подвести итоги работы по теме;

- развивать навыки выразительного чтения;

- воспитывать любовь к литературному чтению.


Ход урока

I. Организационный этап


II. Актуализация

1. Беседа по вопросам 1-5 на стр. 90 учебника.

2. Викторина «Из какой басни эти строки?»

- Чем кумушек считать, трудиться…

- Когда в товарищах согласья нет…

- Ты все пела …

- Сыр выпал…

- Ты сер, а я, приятель, сед…

- Когда бы вверх могла поднять ты рыло…

- Досуг мне разбирать вины твои…


III. Формирование новых понятий и способов действия.


IV. Применение. Формирование умений и навыков

Заключительный урок по басням И.А. Крылова желательно провести в необычной, неожиданной форме, предполагающей активную деятельность учащихся, повторение пройденного материала, создание позитивного настроя. Формы литературного праздника, показательного зачета по выразительному чтению, литературной игры особенно эффективны, так как привносят в урок соревновательный оттенок, направлены на развитие творческих навыков, повышение культуры чтения, создают возможности для включения в работу всех учащихся. Необходимо продумать групповые и индивидуальные задания, критерии их оценки. Кабинет может быть оформлен иллюстрациями учащихся к басням И.А. Крылова. Один из вариантов домашнего задания - изготовление макетов, разнообразных творческих поделок, иллюстрирующих басенные сюжеты.

Мы предлагаем провести урок в виде конкурса чтецов – исполнителей басен. Для конкурса детям можно дать опережающее задание изготовить декорации и костюмы. Хорошо, если дети характерными, но не громоздкими деталями костюмов подчеркнут особенность своего героя: Длинные уши Осла (их можно сделать из бумаги), бородку Козла, лапы с длинными когтями Волка и т.д.

В роли жюри может выступить весь класс.

Можно поручить группе ребят специальное задание: выпустить газету или стенд, посвященные Крылову, куда следует поместить лучшие сочинения по басням Крылова, изречения, перешедшие в пословицы и поговорки, иллюстрации к басням, сделанные учащимися.


V. Этап информации о домашнем задании

1. Чтение статьи учебника, стр. 90-92.

2. Прочитать балладу В.А. Жуковского «Светлана».


VI. Этап рефлексии.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Разработка урока русской литературы по теме "Басни И. А. Крылова"

Автор: Альмухамедова Баян Куандыковна

Дата: 17.08.2016

Номер свидетельства: 339631

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Разработка урока литературы в 5 классе по теме "Басни И.А.Крылова". "
    ["seo_title"] => string(68) "razrabotka-uroka-litieratury-v-5-klassie-po-tiemie-basni-i-a-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "141567"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418139765"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Творчество И. А. Крылова. Басня "Лягушки, просящие Царя". "
    ["seo_title"] => string(63) "tvorchiestvo-i-a-krylova-basnia-liaghushki-prosiashchiie-tsaria"
    ["file_id"] => string(6) "231366"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442482099"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Творчество И. А. Крылова. Басня "Лягушки,просящие Царя" "
    ["seo_title"] => string(65) "tvorchiestvo-i-a-krylova-basnia-liaghushki-prosiashchiie-tsaria-1"
    ["file_id"] => string(6) "231373"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442483782"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "И.А. Крылов. Краткие сведения о баснописце. Изучение басни «Ворона и Лисица» "
    ["seo_title"] => string(81) "i-a-krylov-kratkiie-sviedieniia-o-basnopistsie-izuchieniie-basni-vorona-i-lisitsa"
    ["file_id"] => string(6) "134200"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416681770"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Межпредметная интеграциия на уроках литературы"
    ["seo_title"] => string(57) "miezhpriedmietnaia-intieghratsiiia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "259789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448820411"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства