Открытый урок по литературе.
Тема: Творчество И. А. Крылова.
Басня «Лягушки, просящие Царя».
Тип урока: изучение нового материала; формирование навыков и умений с элементами лекции и практикума.
Вид урока: комбинированный (беседа, презентация)
Место урока в учебном плане: урок по учебному плану.
Цель урока: углубить и расширить знания учащихся о великом русском баснописце; формировать умения осознано воспринимать басни как смысловое и художественное целое, адекватно понимать и интерпретировать их содержание, выделять структурные части, находить мораль басни; совершенствовать умения анализирующего и выразительного чтения, формулирования и доказательства выводов; развивать логическое, абстрактное и образное мышление, творческие способности; воспитывать любовь и интерес к литературе и истории родного народа.
Оборудование: портрет И. А. Крылова художника К. Брюлова, фотографии памятника писателю в Летнем саду г. Санкт-Петербурга работы скульптора П. К. Клодта, дома в Петербурге, где он жил и умер, обложек книг баснописца, иллюстрации к басням.
Задачи урока:
образовательная: продолжать знакомство с биографией и творчеством И. А. Крылова;
развивающие: обогащать речь, развивать логические и ассоциативные мыслительные операции;
воспитательные: развивать познавательные способности учащихся; воспитывать у учащихся навыки информационной культуры.
Эпиграф к уроку - слова К. Н. Батюшкова
«Его басни переживут века».
Ход урока.
- Вступительное слово учителя.
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слово это - наша быль.
И не забудут этой были
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
Князь П. Вяземский.
- Постановка цели и задач урока.
1.Посмотрите на фотографию и определите кому поставлен памятник в Летнем саду г. Санкт-Петербурга? (ответы детей). Кто такой Крылов? Как его зовут? Чем он прославился?
(ответы детей).
Внимательно посмотрите и найдите персонажей его басен и вспомните их названия. (ответы детей).
2.Мозговой штурм.
Сейчас мы проверим как вы помните басни И. А. Крылова?
( на карточках в 2 столбика написаны фразы из басен Крылова, надо правильно соединить фразы их этих столбиков, как бы продолжить фразу).
Ай, Моська! Знать она сильна…/что лает на слона…
Ворона каркнула во все воронье горло…/ сыр выпал, с ним была
плутовка такова…
А, вы, друзья, как ни садитесь…/все в музыканты не годитесь…
Когда в товарищах согласья нет…/ на лад их дело не пойдет…
Когда бы вверх могла поднять ты рыло…/тебе бы видно было…
А, Васька…/ слушает да ест…
За что же не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха…/ за то что
хвалит он …
У сильного…/ всегда бессильный виноват…
Чтоб музыкантом быть…/так надобно терпенье…
Ты все пела. Это дело…/ так поди же попляши…
Гимнастика для глаз.
- Работа над темой.
1.Презентация о жизни и творчестве И. А. Крылова
( презентация детей)
2.Литературный практикум по теме урока.
В 1800-е годы И. А. Крылов хорошо знакомый с теорией Ж.-Ж. Руссо- (трактат «Об общественном договоре») в котором говорится о том, что каждый человек как бы передает объединению всех граждан свои силы и волю…) пересматривает свое отношение и к самому ходу истории, и к сознательному вмешательству теории в историческую практику человечества, так оно может привести только к ещё большему злу».
До Французской революции Крылов, как и другие просветители, возлагал большие надежды на разум, широкое образование и воспитание дворян, на внедрение в их умы разумных общественных понятий. Но после свершившейся революции Крылов, как и другие передовые люди, столкнулся с тем, что предсказания просветителей не сбылись. Перед ним встал вопрос: почему история « не послушалась» просветителей, почему она обманула их надежду?
В начале XIX века Крылов обратился к жанру басен, связанному с народной культурой. В своих баснях он дал ответы на злободневные жизненные проблемы. Он пояснил истину, что история движется по своим законам, а не по «логическим», «головным» предписанием людей, что попытки навязать истории некие «разумные» требования, не учитывающие всего предшествующего опыта обречены на провал и приводят к гораздо худшим последствиям.
В этом отношении очень показательна разработка Крыловым известного и популярного сюжета – «Лягушки, просящие Царя» (1809г.) Общая идея этой басни, развитая Лафонтеном,( Жан де Лафонтен—французский баснописец, жил во времена правления Людовика XIV. Он автор многих сказок, но самое лучшее что он создал – это басни.) сохранена и у Крылова: лягушки сами виноваты в своих несчастиях, потому что, не довольствуясь народным правителем, попросили себе царя.
(Прослушивание аудиозаписи – 5мин.20сек, чтение басни Лафонтена учителем)
3.Анализ басен и их сравнение. (под руководством учителя)
(сделать сравнительные таблицы)
Лафонтен
общее
Крылов
Юпитера;
Болотное племя;
В болото;
царь огромный, величавый;
ожидали его милостей, тормошили, трясли,
вскакивали на спину,
новая царица-змея;
«Так терпите же свою новую правительницу».
.
Лягушки;
Просили царя,
болото;
осиновый чурбан;
с шумом упал;
испуг, не понравился молчаливый царь, стали просить другого;
новый царь всех глотает;
новая просьба и отказ;
не просите, не то будет хуже.
Зевса;
Надоело народное правление,
вольная жизнь;
царь не суетлив, не вертопрашен, статен, молчалив и важен;
дородством, ростом великан;
стали подползать к царю, пытались сесть с ним рядом;
новый царь—журавль;
«Вы взбунтовались в вашей луже».
4.Вывод.
Какой вывод можно сделать прочитав басню Крылова?
(Что, история движется по своим законам, а не по «логическим», «головным» предписанием людей, что попытки навязать истории некие «разумные требования, не учитывающие предшествующего опыта, обречены на провал и приводят к гораздо худшим последствиям, чем те, которые являются следствием естественного движения).
- Подведение итогов урока.
- Д/з
- Письменно ответить на вопрос:
«Кто произносит мораль басни «Лягушки, просящие царя»;
в каких строках она заключается и в каких жизненных случаях можно её использовать?
- Выразительное чтение басни.