kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

И.А. Крылов. Краткие сведения о баснописце. Изучение басни «Ворона и Лисица»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема урока – И.А. Крылов. Краткие сведения о баснописце.

                         Изучение басни «Ворона и Лисица»

Тип урока  - урок изучения нового материала

Форма урока – мультимедийный урок с использование средств современных информационных технологий, интегрированный урок литературы и ИЗО.

Класс – 5

Цель урока : познакомить учащихся с личностью И.А. Крылова, формировать умение определять басню как жанр  литературы по характерным признакам.

Задачи урока:

  1. Совершенствовать умение выразительного и осознанного чтения басни;
  2. Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  3. Воспитывать отношение к честным, добрым, благородным поступкам.

Учебное время: 1  урок- 40 минут.

Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, художественное  чтение, словарная работа, анализ басни, инсценировка басни.

Основные умения и навыки:

·            Развивать навыки  работы с текстом,

·            навыки связной речи,

·            умение слушать, анализировать,

·            делать выводы,

Предполагаемые результаты:

Формирование языковой компетенции:

  • Расширение представлений учащихся о баснописце и его творчестве.
  • Закрепление навыков выразительного чтения басни.

Формирование коммуникативной компетенции:

  • Формирование правильной и эффективной речи.
  • Обучение умению понимать чужую речь  и излагать свои мысли в устной форме.

 

При выборе домашнего задания учитываются: особенности интеллектуального развития, интеллектуальных возможностей учащихся ( для сильных учеников – выучить наизусть басню, для слабых – подготовить выразительное чтение басни).

Практическая значимость разработки:

Работу  можно использовать на уроках русской литературы, внеклассных мероприятиях.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«И.А. Крылов. Краткие сведения о баснописце. Изучение басни «Ворона и Лисица» »



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Тема урока – И.А. Крылов. Краткие сведения о баснописце.

Изучение басни «Ворона и Лисица»

Тип урока  - урок изучения нового материала

Форма урока – мультимедийный урок с использование средств современных информационных технологий, интегрированный урок литературы и ИЗО.

Класс – 5

Цель урока : познакомить учащихся с личностью И.А. Крылова, формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам.

Задачи урока:

  1. Совершенствовать умение выразительного и осознанного чтения басни;

  2. Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

  3. Воспитывать отношение к честным, добрым, благородным поступкам.

Учебное время: 1 урок- 40 минут.

Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, художественное  чтение, словарная работа, анализ басни, инсценировка басни.

Основные умения и навыки:

  • Развивать навыки  работы с текстом,

  • навыки связной речи,

  • умение слушать, анализировать,

  • делать выводы,

Предполагаемые результаты:

Формирование языковой компетенции:

    • Расширение представлений учащихся о баснописце и его творчестве.

    • Закрепление навыков выразительного чтения басни.

Формирование коммуникативной компетенции:

    • Формирование правильной и эффективной речи.

    • Обучение умению понимать чужую речь и излагать свои мысли в устной форме.


При выборе домашнего задания учитываются: особенности интеллектуального развития, интеллектуальных возможностей учащихся ( для сильных учеников – выучить наизусть басню, для слабых – подготовить выразительное чтение басни).

Практическая значимость разработки:

Работу  можно использовать на уроках русской литературы, внеклассных мероприятиях.





Тема: И.А. Крылов. Краткие сведения о баснописце.

Изучение басни «Ворона и Лисица»

Цель: познакомить учащихся с личностью И.А. Крылова, формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам.

Задачи:

образовательная: совершенствовать умение выразительного и осознанного чтения басни;

развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

воспитательная: воспитывать отношение к честным, благородным, добрым поступкам.

Оборудование: мультимедийный проектор, текст басни И.А. Крылова, костюмы для инсценировки, выставка иллюстраций к басням И.А. Крылова.

Ход урока.

1. Организация класса.

Подготовка к уроку, посадка учащихся, психологический настрой (я рада вас всех видеть на сегодняшним нашем уроке, я вам желаю успехов, и надеюсь, что вам понравится наш урок).

Послушайте известные вам строки...

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!


Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.


Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки:

Лишь стоит завести Очки.



-Ребята, кто автор этих строк?

-Верно, молодцы!

Целеполагание.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с личностью замечательного поэта и мудреца своего слова - Иваном Андреевичем Крыловым, а так же погрузимся в мир его художественного слова, проанализировав басню «Ворона и Лисица».


2. Открытие новых знаний.


2.1. Слово учителя о Крылове.

Иван Андреевич Крылов родился в Москве в 1769 году. Отец его был бедным армейским офицером. Семья Крыловых жила бедно. У них не было ни имений, ни крестьян, ни даже постоянного места жительства. Воспитанием сына занималась мать. И.А. Крылов сохранил ее образ на всю жизнь и отзывался о ней с особой нежностью. С детства Крылов любил читать и размышлять о прочитанном . первоначальные навыки чтения и письма привил Крылову отец. Мать же приохотила его к чтению и внимательно следила за его развитием. Ученье давалось ему легко. Мальчик был исключительно музыкален, трудные математические задачи решал охотно и умело. Настойчивость, упорство в овладении знаниями принесли плоды: он стал одним из самых просвещенных людей своего времени. Но все же домашние условия были трудны, и девятилетнему Крылову пришлось работать в губернских канцеляриях переписчиком бумаг. Однако, впереди были еще более тяжкие испытания: рано умер отец, семья осталась без всяких средств к существованию. На плечи Крылова легла забота о пропитании его матери и младшего брата. Иван Андреевич Крылов полностью отдается самовоспитанию и саморазвитию. Он много читает, но продолжать учебу становится все труднее. Мать и тут помогает ему, составляет план образования своего сына. Постепенно Крылов становится образованным человеком и вступает во взрослую жизнь. В своей жизни Иван Андреевич был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений, однако в большей степени стал известен как баснописец. В своих баснях он представил всю русскую жизнь в ее самых острых противоречиях.

Незадолго перед смертью вышло последнее прижизненное издание его басен.

О смерти Крылова поэт П. Вяземский писал: «Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться, и гордится им, доколе будет процветать наш народный язык и драгоценно будет русскому народу русское слово».

-Что вам запомнилось из жизни Крылова?

2. Басня в творчестве Крылова.

Какое же место занимает басня в творчестве Ивана Андреевича Крылова? . Свою первую басню Крылов написал в возрасти 11-ти лет. В своих баснях он показал, что упорный труд, скромность, честность- главное в жизни. Басни Крылова были широко известны и при его жизни. Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей. За этими людьми, лисицами, воронами показывал он человеческие характеры, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей.

Басни Крылова расходились огромными по тому времени тиражами. Каждые три-четыре года их приходилось переиздавать. Крылов постоянно свое собрание сочинений новыми баснями. В первом сборнике их было два десятка, а в последнем- почти две сотни, (обратите внимание на доску. Вашему вниманию представлены наиболее популярные басни И.А. Крылова).



3. Первичный контроль знаний учащихся.

- Ребята, а сейчас мы познакомимся с одной из них.

- Но, прежде чем преступить к работе с текстом басни, дадим определение понятию «Басня».(это стихотворное или прозаическое произведение, которое носит поучительный характер)

- В баснях всегда присутствует аллегория. А что такое аллегория?(это иносказание, которое заключает в себе скрытый смысл, или скрытый намёк. Например, хитрость иносказательно изображается в образе лисы, коварство- в виде змеи, жадность- в обличие волка).

- В каждой басне присутствует мораль. А что такое мораль?( Мораль, ребята,- это логический, поучительный вывод. Она несёт в себе то, чему учит нас автор).


1. Работа над текстом басни.

Чтение басни «Ворона и лисица».

Послушайте, сейчас я прочту вам эту басню.

Скажите, какие новые для вас слова встретились а басне?


  1. Словарная работа.

Лесть - лицемерное, неискреннее восхваление.

Льстец - льстивый человек.(говорит о ком-либо лучше, чем есть

на самом деле)

Гнусный — внушающий отвращение

Пленил - привлёк внимание

Вещуньина - принадлежащая вещунье (Вороне)

Царь- птица - главная среди всех птиц.

Взгромоздясь - взлетела, взобралась, уселась.



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Поднимает руки класс-это раз,

Завертелась голова- это два,

Три - руками три хлопка,

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.



  1. Анализ басни.

- Прочитайте первые три строчки басни, (мораль басни)

- Скажите, о чем предупреждает своих читателей Крылов?

- Что советует автор помнить всегда? -Молодцы.

-Как разговаривает Лисица с Вороной? Найдите в тексте слова, с которыми она обращается к вороне.

- Можно ли ворону назвать самой красивой птицей?

- Обратите внимание на то, как расхваливает Лиса Ворону. Она хвалит шейку, глазки, перышки, носок и постепенно подбирается к самому главному - «ангельскому голоску». Все вы слышали голос вороны.

Опишите её голос, (неприятный, громкий, пронзительный).

- Вот это и называется аллегорией.

- Проанализировав, басню Крылова, сделайте вывод: чему учит нас эта басня? (уметь отличать ложь от правды, и не попасться на удочку к льстецу).


4. Контроль знаний учащихся.

И в завершении нашего сегодняшнего урока, хотелось бы представить вашему вниманию инсценировку басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица».

  1. Рефлексия.

- Ребята, что полезного из нашего сегодняшнего урока вы узнали?

- Что запомнилось вам больше всего?

6. Выставление оценок за работу на уроке.

7. Д/з.: выучить наизусть басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица».















Приложение

Ворона и Лисица

Продолжительность спектакля: 4 минуты; количество актеров: от 1 до 3.

Действующие лица:

Ворона

Лиса

Рассказчик

На сцене слева ель, справа куст.

Рассказчик

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру.

Из-за куста вылетает Ворона со здоровенным куском сыра в клюве и садится на верхушку елки.

Рассказчик

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать совсем уж было собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

Тут на беду Лиса близехонько бежала.

Из-за куста появляется Лиса и начинает принюхиваться.

Рассказчик

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр,

Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша.

Лиса

Голубушка, ах, как ты хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, в сказке!

Какие перушки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок.

Спой, светик, не стыдись!

Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, -

Ведь ты б у нас была царь-птица!

Рассказчик

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, -

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло.

Ворона

Кар!

Сыр падает. Лиса хватает его и убегает.

Рассказчик

Выпал сыр, и с ним была плутовка такова.

Ворона сетует.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
И.А. Крылов. Краткие сведения о баснописце. Изучение басни «Ворона и Лисица»

Автор: Ахцхецян Оксана Владимировна

Дата: 22.11.2014

Номер свидетельства: 134200

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "И.А. Крылов. Краткие сведения о баснописце. Изучение басни «Ворона и Лисица»"
    ["seo_title"] => string(75) "i_a_krylov_kratkie_svedeniia_o_basnopistse_izuchenie_basni_vorona_i_lisitsa"
    ["file_id"] => string(6) "497372"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1548598109"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока на тему "И. А. Крылов Ворона и лисица" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-na-tiemu-i-a-krylov-vorona-i-lisitsa"
    ["file_id"] => string(6) "144561"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418745889"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства