kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творчество И. А. Крылова. Басня "Лягушки, просящие Царя".

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Открытый урок по литературе.

                 Тема: Творчество И. А. Крылова.

                  Басня «Лягушки, просящие Царя».

Тип урока: изучение нового материала; формирование навыков и умений с элементами лекции и практикума.

Вид урока: комбинированный (беседа, презентация)

Место урока в учебном плане: урок по учебному плану.

Цель урока:  углубить и расширить знания учащихся о великом русском баснописце; формировать умения осознано воспринимать басни как смысловое и художественное целое, адекватно понимать и интерпретировать их содержание, выделять структурные части, находить мораль басни; совершенствовать умения анализирующего и выразительного чтения, формулирования и доказательства выводов; развивать логическое, абстрактное и образное мышление, творческие способности; воспитывать любовь и интерес к литературе и истории родного народа.

Оборудование: портрет И. А. Крылова художника К. Брюлова, фотографии памятника писателю в Летнем саду г. Санкт-Петербурга работы скульптора П. К. Клодта, дома в Петербурге, где он жил и умер, обложек книг баснописца, иллюстрации к басням.

                                                 Задачи урока:

        образовательная: продолжать знакомство с биографией и творчеством И. А. Крылова;

        развивающие: обогащать речь, развивать логические и ассоциативные мыслительные операции;

       воспитательные:  развивать познавательные способности учащихся; воспитывать у учащихся навыки информационной культуры.

          Эпиграф  к уроку -  слова  К. Н. Батюшкова

                       «Его басни переживут века».

                               Ход урока.

I.                   Вступительное слово учителя.

                 Забавой он людей исправил,

           Сметая с них пороков пыль;

           Он баснями себя прославил,

           И слово это -  наша быль.

           И не забудут этой были

           Пока по-русски говорят,

           Ее давно мы затвердили,

           Ее и внуки затвердят.

                                 Князь П. Вяземский.

II.                 Постановка цели и задач урока.

   1.Посмотрите на фотографию и определите кому поставлен памятник в Летнем саду г. Санкт-Петербурга?  (ответы детей).    Кто такой Крылов? Как его зовут? Чем он прославился?

 (ответы детей).

   Внимательно посмотрите и найдите персонажей его басен и вспомните их названия.  (ответы детей).

    2.Мозговой штурм.

       Сейчас мы проверим как вы помните басни И. А. Крылова?

  ( на карточках в 2 столбика написаны фразы из басен Крылова, надо правильно соединить фразы их этих столбиков, как бы продолжить фразу).

        Ай, Моська! Знать она сильна…/что лает на слона…

Ворона каркнула во все воронье горло…/ сыр выпал, с ним была  

                                                                              плутовка такова…

А, вы, друзья, как ни садитесь…/все в музыканты не годитесь…

Когда в товарищах согласья нет…/ на лад их дело не пойдет…

Когда бы вверх могла поднять ты рыло…/тебе бы видно было…

А, Васька…/ слушает да ест…

За что же не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха…/ за то что                                               хвалит он …

У сильного…/ всегда бессильный виноват…

Чтоб музыкантом быть…/так надобно терпенье…

Ты все пела. Это дело…/ так поди же попляши…

Гимнастика для глаз.

III.              Работа  над темой.

1.Презентация о жизни и творчестве И. А. Крылова

                        ( презентация детей)

2.Литературный практикум по теме урока.

            В 1800-е годы И. А. Крылов хорошо знакомый с теорией Ж.-Ж. Руссо- (трактат «Об общественном договоре») в котором говорится о том, что каждый человек как бы передает объединению всех граждан свои силы и волю…) пересматривает свое отношение и к самому ходу истории, и к сознательному вмешательству теории в историческую практику человечества, так оно может привести только к ещё большему злу».

            До Французской революции Крылов, как и другие просветители, возлагал большие надежды на разум, широкое образование  и воспитание дворян, на внедрение в их умы разумных общественных понятий. Но после свершившейся революции Крылов, как и другие передовые люди, столкнулся с тем, что предсказания просветителей не сбылись. Перед ним встал вопрос: почему история « не послушалась» просветителей, почему она обманула их надежду?

            В начале  XIX века Крылов обратился к жанру басен, связанному с народной культурой. В своих баснях он дал ответы на злободневные жизненные проблемы. Он пояснил истину, что история движется по своим законам, а не по «логическим», «головным» предписанием людей, что попытки навязать истории некие «разумные»  требования, не учитывающие всего предшествующего опыта обречены на провал и приводят к гораздо худшим последствиям.

           В этом отношении очень показательна разработка Крыловым известного и популярного сюжета – «Лягушки, просящие Царя» (1809г.) Общая идея этой басни, развитая Лафонтеном,( Жан де Лафонтен—французский баснописец, жил во времена правления Людовика XIV. Он автор многих сказок, но самое лучшее что он создал – это басни.)  сохранена и у Крылова: лягушки сами виноваты в своих несчастиях, потому что, не довольствуясь народным правителем, попросили себе царя.

       (Прослушивание аудиозаписи – 5мин.20сек, чтение басни Лафонтена учителем)

            3.Анализ басен и их сравнение.  (под руководством учителя)

    (сделать сравнительные таблицы)

       Лафонтен

         общее

     Крылов

Юпитера;

Болотное племя;

В болото;

царь огромный, величавый;

ожидали его милостей, тормошили, трясли,

вскакивали на спину,

новая царица-змея;

«Так терпите же свою новую правительницу».

.Лягушки;

Просили царя,

болото;

осиновый чурбан;

с шумом упал;

испуг, не понравился молчаливый царь, стали просить другого;

новый царь всех глотает;

новая просьба и отказ;

не просите, не то будет хуже.

Зевса;

Надоело народное правление,

вольная жизнь;

царь не суетлив, не вертопрашен, статен, молчалив и важен;

дородством, ростом великан;

стали подползать к царю, пытались сесть с ним рядом;

новый царь—журавль;

«Вы взбунтовались в вашей луже».

     4.Вывод.

      Какой вывод можно сделать прочитав басню Крылова?

   (Что, история движется по своим законам, а не по «логическим», «головным»  предписанием людей, что попытки навязать истории некие «разумные требования, не учитывающие предшествующего опыта, обречены на провал и приводят к гораздо худшим последствиям, чем те, которые являются следствием естественного движения).

IV.             Подведение итогов урока.

V.                Д/з

1)    Письменно ответить на вопрос:

«Кто произносит мораль басни «Лягушки, просящие царя»;

в каких строках она заключается и в каких жизненных случаях можно её использовать?

2)    Выразительное чтение басни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творчество И. А. Крылова. Басня "Лягушки, просящие Царя". »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Зимовниковская средняя общеобразовательная школа № 10









Урок по развитию речи в 7-м классе. Подготовка к сочинению по картине В. И. Сурикова «Взятие снежного городка».






Учитель Санкина Г. И.








п. Зимовники


Урок по развитию речи в 7-м классе. Подготовка к сочинению по картине В. И. Сурикова «Взятие снежного городка».

Цели:

  1. познакомиться с жизнью и творчеством знаменитого художника;

  2. подобрать нужный материал к сочинению, умение учащихся описывать картину;

  3. привить любовь к прекрасному.


Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Звучит музыка о зиме.

Учитель: Зима! Какое наслаждение! Ребята, посмотрите в окно: снег идет, все искрится от снега, кругом белым- бело- какая красота. Улыбнитесь друг другу и порадуйтесь зимушке- зиме. А что нравится вам делать зимой?

Учащиеся отвечают ( играть в снежки, кататься с горки, играть в хоккей).

Учитель: Многие поэты, писатели посвящали свои творения этому прекрасному времени года. Замечательные художники тоже изображали на своих полотнах зиму. Известны ли вам они?

Учащиеся перечисляют картины:

Учитель: И одним из таких художников был Василий Суриков, который написал картину «Взятие снежного городка». Сегодня мы будем подбирать и готовить материал к написанию сочинения по этой картине. Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Учащиеся:

  • интересно было бы узнать о жизни и творчестве художника;

  • Научиться составлять словосочетания, предложения по теме;

  • Подбирать слова для описания;

  • Научиться что-то сравнивать;

  • Работать со словарями, находя нужный материал.

Высвечиваются на доске цели урока:

Вот этим мы и будем заниматься сегодня на уроке.

Кто же этот замечательный художник, который привлек наше внимание своей картиной. Раньше вы слышали о нем?

Учащиеся заранее готовили материал о художнике.

1-й ученик. Василий Иванович Суриков родился в 1848 г. в Красноярске. Семья принадлежала к старинному казачьему роду.

Любимым развлечением в Сибири были охота и кулачные бои. С малых лет Суриков с отцом ходил на охоту. От матери перенял любовь к старине, к малой родине, унаследовал чувство прекрасного.

2-й ученик. Тяга к рисованию появилась с малых лет. После смерти отца жилось очень трудно. Талант юного художника заметил золотопромышленник П. И. Кузнецов, который предоставил ему стипендию на обучение в академии художников в Петербурге, которую он закончил с золотой медалью.

3-й ученик. В. И. Суриков делал росписи храма Христа Спасителя, изображал сцены из старинной жизни.

Слайды:

  1. «Утро стрелецкой казни»

  2. «Боярыня Морозова»

  3. «Переход Суворова через Альпы».

Ребята, как вы думаете, что объединяет эти картины? Да, наверняка, и фамилии вы слышали.

Учащиеся: Да, все эти картины объединены одним- они посвящены историческим событиям, реальным событиям и людям. А вот эта картина « Взятие снежного городка» отличается своей направленностью, необыкновенностью.

Учитель: Вернемся к картине. Сейчас разделимся на группы и будем работать.

1 группа. Какой момент игры изобразил художник на картине? ( самый главный, напряженный, кульминационный, всадник в полете, разбивает стену).

2 группа. Удалось ли художнику передать эмоции людей, какая игра. Назовите глаголы, которые отражают действия людей. ( игра живая, захватывающая, оживленная, всадник в стремительном полете, конь копытом сбивает преграду; глаголы- провожают зиму, смеются, радуются, веселятся, приглашают).

3 группа. А как ведут себя другие участники игры? ( ведут по- разному: кто-то кричит, кто-то машет хворостинкой, кто-то свистит).

4 группа. А как вы думаете интересна ли игра зрителям? ( конечно, ведь собралось много людей, стоят близко к крепости, с интересом наблюдают, переживают, равнодушных нет).

Учащиеся записывают на доске и в тетради словосочетания из каждой группы.

Учитель: А вам знакома такая игра? И какие вам известны зимние забавы?

Учащиеся: Именно такая игра нам не знакома, но мы с ребятами

  1. Строим снежную крепость и снежками пытаемся ее разбить. Просто играем в снежки, бросаем их на дальность.

  2. А еще нам нравится праздник «Проводы зимы»; он проводится на масленицу, где все веселятся, водят хороводы, сжигают чучело, едят блины, поют песни.

Учитель: Вот и наши юные художники запечатлели моменты праздника у нас в поселке. ( прикрепить рисунки).

Работа в группах ( по картине).

1 группа. Что говорит нам об атмосфере праздника? ( праздничная одежда, сани разряженные, люди радостные, веселые).

2 группа. А как вы думаете чья это игра? ( пришли все люди, а значит всеобщая, участвуют и стар, и млад).

3 группа. Ребята, продолжите ряд слов, к таким явлениям, как

Зима-снег, мороз, катание, веселье…

Масленица- блины, гуляние, игры…

Снежный городок- крепость, кони, всадники…

4 группа. Соотнесите слова глаголы к словам:

Всадник- несется, мчится

Участники волнуются, переживают

Игры

Зрители- радуются, кричат.

Затем учащиеся выбирают слова из каждой группы и записывают в тетрадь и на доске.

Учитель: Часто в сочинении для яркости, красоты мы используем слова. ( на доске прикреплены главные слова, а на парте есть слова, найдите соответствие слов и прикрепите).

БИТВА КРЕПОСТЬ ОТВАЖНЫЙ МУЖЕСТВЕННЫЙ

Бой твердыня бесстрашный резвый

Побоище укрепление шустрый

Учитель: Что это за слова?

Учащиеся: СИНОНИМЫ.

Учитель: Правильно, напишите эти слова, наверняка, вы будете использовать их в сочинении.

А теперь мы поработаем еще со словарями, которые помогут нам в написании сочинения, продолжаем работу в группах, составим словосочетания, предложения.

1 группа. Работа со словарем фразеологизмов и эпитетов.

От мала до велика- все без исключения

Очертя голову- стремительно, напролом

Как пить дать- наверняка

С минуты на минуту- вот- вот

Работа с эпитетами

2 группа. Составьте словосочетания, которые будете использовать в сочинении. ( красивые сани, удивительное зрелище, радостная детвора, громкий свист).

3 группа. Продолжите ряд определений:

Конь- смелый, горячий

Молодцы- сильные, отважные

Девицы- нарядные, скромные.

4 группа. Составьте предложения, используя слова в переносном значении.

( у всех людей на морозе щеки горят; от восторга праздника глаза блестят; у всадника железная воля к победе).

Учащиеся отвечают по очереди. Запись на доске и в тетради.

Учитель: На доске текст, объясните орфографию и пунктуацию.

Учащиеся объясняют все, потом записывают текст в тетрадь.

Мы любим зиму за (то), что она нам дарит разные забавы: катание на санках, игру в снежки. Ребятишки машут хворостинками, что(бы) к..ней напугать. Молодеж… веселит(?)ся, а моро… жгуч, щипл…т щ…ки. Всадник бес…трашен. Учитель: Что же остается нам сделать в конце урока?

Ученики: Вспомнить напоминание – подсказку о том, как писать сочинение.

Учитель: И, конечно обсудить, добились ли мы поставленной цели на уроке?

1 группа. Начало, вступление.

2,3 группы. Основная часть сочинения- передний план картины, задний план картины.

4 группа. Заключение, вывод.

(Каждая группа говорит варианты написания сочинения. Учащиеся прослушивают, что-то записывают в тетрадь).

Учитель: Ребята, что же вы узнали сегодня на уроке? Что удивило вас, что понравилось, заинтересовало?

Мы добились поставленной цели на уроке- это главное.

Учитель объявляет оценки за работу на уроке.

На доске домашнее задание:

  • Доработать над материалом сочинения

  • Откорректируйте, выберите нужное

  • Напишите сочинение на черновик.

А вы все молодцы, работали, старались. Спасибо всем вам за работу на уроке.

(Выдаются эмблемки каждому ученику).







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Творчество И. А. Крылова. Басня "Лягушки, просящие Царя".

Автор: Белкина Валентина Ивановна

Дата: 17.09.2015

Номер свидетельства: 231366

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Творчество И. А. Крылова. Басня "Лягушки,просящие Царя" "
    ["seo_title"] => string(65) "tvorchiestvo-i-a-krylova-basnia-liaghushki-prosiashchiie-tsaria-1"
    ["file_id"] => string(6) "231373"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442483782"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства