Разработка урока: «Рассказ о человеке и его судьбе».
Разработка урока: «Рассказ о человеке и его судьбе».
Дидактические задачи учителя: 1)учить постигать идейный замысел произведения путём анализа текста, создать условия для понимания главной мысли рассказа Шолохова-мысль о вечных истинах, о непреходящей силе добра и человечности;
2) развивать навыки анализа художественного произведения;
3)формировать у учащихся убеждение, что человек в любой ситуации должен оставаться человеком и сохранять свое достоинство.
Дидактические задачи ученика:1) научиться постигать идейный замысел произведения путём анализа текста, понимать главную мысль произведения Шолохова.
2) уметь анализировать художественное произведение, выявлять идейное содержание произведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока: «Рассказ о человеке и его судьбе».»
Сценарий к уроку литературы в 7 классе по рассказу
М.А. Шолохова « Судьба человека» на тему:
«Рассказ о человеке и его судьбе»
(24 слайда).
Учитель русского языка и литературы
Амбарцумян С.А.
2015-16 г
Материал из Khabawiki
Перейти к: навигация, поиск
Тема урока:«Рассказ о человеке и его судьбе».
Дидактические задачи учителя: 1)учить постигать идейный замысел произведения путём анализа текста, создать условия для понимания главной мысли рассказа Шолохова-мысль о вечных истинах, о непреходящей силе добра и человечности;
2) развивать навыки анализа художественного произведения;
3)формировать у учащихся убеждение, чточеловек в любой ситуации должен оставаться человеком и сохранять свое достоинство.
Дидактические задачи ученика:1) научиться постигать идейный замысел произведения путём анализа текста, понимать главную мысль произведения Шолохова.
2) уметь анализировать художественное произведение, выявлять идейное содержание произведения.
Оборудование: рабочие тетради учащихся, мультимедиа, электронное приложение к уроку, художественный фильм С.Бондарчука «Судьба человека», текст произведения, иллюстрации художников: Б. Алимова, О. Верейского, Кукрыниксов.
План урока.
1. Актуализация знаний учащихся.
2. Краткое сообщение учащихся об основных событиях жизни и творчества М.А.Шолохова.
3.Сообщение ученика об истории создания рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».
4. Аналитическая работа над содержанием рассказа.
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
Ход урока.
1.Актуализация знаний учащихся.
На то ты и мужчина, на то ты и солдат,
чтобы все вытерпеть, все снести, если
к этому нужда позвала.
М.А.Шолохов (слайд № 2)
Работа над эпиграфом к уроку:
- Кому принадлежат эти слова?
- Согласны ли вы с мнением автора?
- Что вам известно о писателе?
2. Краткое сообщение учащихся об основных событиях жизни и творчестваМ. А. Шолохова (1905-1984)(слайд № 3)
Михаил Александрович Шолоховродился на Дону, на хуторе Кружилином станицы Вешенской, в трудовой семье (слайды №4,5)По словам биографа писателя, «его судьба была изначально определена на беды вперемежку с победами». Учился Шолохов сначала в церковноприходской школе, а затем в гимназии. (слайд №6)В связи с началом Первой Мировой, а затем и гражданской войны, получил лишь четыре класса образования. Чтобы прокормиться, работал грузчиком, счетоводом, а случалось и чернорабочим(слайд №7).Так будущий писатель познавал жизнь, накапливая огромный запас наблюдений, щедро обогативший его творчество.
С1923 года его профессией становится литература (слайд №8). С 1924 года массовыми тиражами выходят первые книжки: «Родинка», «Алёшкино сердце», «Нахалёнок», «Чужая кровь», «Червоточина», «Донские рассказы». В них описывается жизнь донских казаков времен гражданской войны (слайд №9).
1941- 1945 гг - участвовал в Великой Отечественной войне. Работал военным корреспондентом Совинформбюро газет «Правда» и «Красная звезда» (слайд №10) Многое увиденное на войне легло в основу романа «Они сражались за Родину» и рассказа «Судьба человека»(1956год)(слайд № 11).
3.Сообщение ученика об истории создания рассказаМ.А.Шолохова «Судьба человека» (слайд №12)
В 1946 был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошёл мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за «своего брата-шофёра», рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ, но обратился к этому сюжету только через 10 лет и за неделю написал «Судьбу человека».
В новогодние дни – 31 декабря 1956 года и 1 января 1957 года – в газете «Правда» был опубликован рассказ «Судьба человека» (слайд №13), в котором главным героем стал прошедший плен солдат. Само появление этого рассказа было значимым. Недовольство некоторых критиков вызвало то, что главным героем рассказа Шолохов выбрал не прославленного героя, а простого работягу, обычного человека – «как все», к тому же с «подпорченной» биографией, - прошедшего немецкий плен. Позже Шолохов напишет, что «настоящий человек должен выстоять, не растратив, не заглушив самых добрых пожеланий своего сердца». Публикация рассказа стала событием в жизни страны. В 1965 году Шолохову была вручена Нобелевской премии по литературе (слайды №14,15) Со словами благодарности потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую.
4.Аналитическая работа над содержанием рассказа.
Эта часть урока предполагает достаточно частое обращение к тексту или к фильму режиссёра С. Бондарчука «Судьба человека».
-Вы прочитали рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека». Почему это небольшое произведение не оставляло равнодушными первых его читателей и волнует современного человека?
- А как восприняли его вы?
- Вы познакомились с его главным героем. Как вы думаете, почему рассказ назван « Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова»?
(Возможен ответ: автор хочет сказать, что Андрей Соколов - один из многих, судьба его характерна для человека его времени.)
Попробуем разобраться в этом.
- Откройте первую страницу рассказа. С чего он начинается? (слайд №16).
(С пейзажа).
- Какие детали создают настроение?
(Весеннее бездорожье, недобрая пора).
- Какой мотив возникает в начале рассказа?
(Тяжелый жизненный путь героя).
-Расскажите о жизни Соколова до войны. Почему Шолохов делает его столь «обыкновенным», «заурядным»?
- Каково было представление Андрея о счастье?
(Писатель вновь подчёркивает, что Андрей ничем не выделяется, он обычный человек. И представление о счастье самое простое: «За десять лет скопили мы немножко деньжонок и перед войной поставили себе домишко об двух комнатах, с кладовкой и коридорчиком. Ирина купила двух коз. Чего ещё больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты , обуты, стало быть всё в порядке.)
-Как сложился путь Андрея во время войны?
-Совершил ли он какой-нибудь героический подвиг? Был ли награждён? Может быть, Шолохов увлёкся героическим образом?
( Воевал Андрей недолго – неполный год. Был два раза легко ранен. Затем попал в плен. В 1944л году бежал к своим. Закончил войну, как начал, - рядовым. Никакого блеска, никаких наград.)
-Чем же такой человек привлёк автора? Почему Андрей Соколов стал одним из любимейших литературных героев нашего народа? Каков был подвиг, совершённый им?
Учитель подводит учащихся к мысли, что Андрей совершил подвиг нравственный: он морально не сдался врагу, хотя много раз смотрел смерти в лицо.
Для того чтобы проиллюстрировать эту мысль, необходимо рассмотреть ряд эпизодов рассказа.
Анализ эпизодов.
-Перечитайте рассуждение Андрея о письмах домой. Что оно говорит о его характере?
(Соколов осуждает тех солдат, которые писали домой жалостные письма. Он считает, что такие письма лишают последних сил женщин и детей, а на них и так «вся держава ..оперлась) (слайд №17)
-Что сказал Андрей командиру автороты перед тем, как повёз снаряды на батарею? Можно назвать Андрея надёжным товарищем?
( Командир нашей автороты спрашивает: «Проскочишь, Соколов? А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? Какой разговор! - отвечаю я ему.- Я должен проскочить и баста…»
-Как себя ведёт Андрей, нечаянно подслушав в церкви разговор некоего Крыжнева с молодым взводным? Просил ли взводный Андрея о помощи?
Запишите в таблице варианты поведения героев.
Герой
Поведение
Солдат-христианин
Погибает, но не отступает от своих убеждений. Но он невольно становится виновником гибели четырех человек
Крыжнев
Пытается купить себе право на жизнь ценой чужих жизней
Взводный
Безропотно ожидает своей участи
Доктор
«…в плену и потемках свое великое дело делал»
- Какая позиция ближе всего Соколову?
- Как повел себя сам герой? Оцените поступок Андрея, первый раз убившего человека, да и то «своего» (слайд №18).
(Андрей добровольно берёт на себя такую ношу: он убивает человека во имя спасения других людей, потому что Крыжнев, вероятно, предал бы ещё многих. На душе у Андрея тяжело: «До того стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть ,будто я не человека убил, а какого-то гада ползучего душил…Первый раз в жизни убил ,и то своего… Да какой же он свой? Он же хуже чужого, предатель»)
Эпизод поединка Андрея Соколова с Мюллером(слайд №19,20 видео)
- Что было главным в поведении Андрея в истории с Мюллером?
- Почему Мюллер пощадил его?
- Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой?
- В каком физическом состоянии находится герой?
-Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски?
-Как распорядился Андрей хлебом, полученным от немца?
- Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?
- Меняется ли отношение фашистов к пленному?
(Независимость, чувство собственного достоинства и мужество Андрея, даже его чувство юмора, видимо, понравилось Мюллеру. Интересно, что ничья рука в бараке не протянулась к еде, пока Андрей был без памяти, и потом ему в голову не пришло взять себе больше, чем достанется товарищам.)
- В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата?
( Можно вернуться к эпиграфу урока).
Эпизод с усыновлением Ванюшки(слайд №21,видео 22)
- Как раскрывается характер Андрея Соколова во взаимоотношениях с Ванюшкой?
- Чего не смогла отнять у героя война? ( Человечности, стремления к единению с людьми, сострадания).
- Найдите в тексте слова, которые раскрывают душевное состояние героя.
(«За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?», «..а мои невыплаканные слезы, видно на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?..»)
4. Подведение итогов урока.
- Можно ли сказать, что у Андрея в душе был нравственный стержень? Были ли для него ценности более дорогие, чем его жизнь? (слайд № 23)
(Сила характера, умение взять на себя ответственность, любовь к товарищам, умение твёрдо смотреть врагам в лицо, сохраняя чувство собственного достоинства,- вот что таилось под «обыденностью», «заурядностью» Андрея Соколова, ставшего на многие годы олицетворением солдата Великой Отечественной войны.)
5. Домашнее задание:(слайд № 24)
1.Напишите ответ – рассуждение на один из вопросов учебника(3,5,6,7,14 стр.153), используя ключевые слова:
Судьба человека, нравственная сила, смысл жизни, простое человеческое счастье, глубокая совестливость, единение людей, разрушительная сила фашизма, чувство человеческого братства, чувство человеческого достоинства, воплощение народного характера, великая трагедия, всеобщее сиротство, гуманизм.
2.Задание по выбору учащихся:
1.Сделать подборку стихов о войне, отражающих судьбу человека.
2.Подготовить иллюстрации к рассказу, сделать к ним аннотации.
Литература.
1.М. А. Шолохов. Судьба человека.- Ростов - на -Дону, 1987
2.Художественный фильм режиссёра-постановщика С.Бондарчука «Судьба человека» 1959
3.Р.Н.Бунеев, Е. В. Бунеева. Путь к станции «Я». Учебник по литературе для 7 класса. -М.:Баласс,2009
4.Барова Е.С.Уроки литературы в 7-м классе по учебнику «Путь к станции «Я». Методические рекомендации для учителя. Под научной редакций Р.Н.Бунеева.-М.: «Баласс»,2006
5.Материалы Государственного музея-заповедника М.А.Шолохова.