Методическая разработка урока по теме "Мы в ответе за тех, кого приручили" (по рассказу Л. Н. Андреева "Кусака")
Методическая разработка урока по теме "Мы в ответе за тех, кого приручили" (по рассказу Л. Н. Андреева "Кусака")
Цели:
поразмышлять о судьбе собаки, об ответственности каждого из нас за тех, кого мы приручили;
научиться соизмерять прочитанное с миром собственной души;
обогатить словарный запас обучающихся; показать выразительные свойства языка;
повысить коммуникативную культуру;
развить познавательный интерес учащихся к творчеству писателя.
Задачи:
образовательные:
обеспечение в ходе урока повторение, закрепление полученных знаний;
формирование приёмов умственной деятельности (исследовательская работа, анализ, сравнение);
развивающие:
развитие творческих способностей, воображения;
развитие речи: умение обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;
воспитательные:
содействовать развитию коммуникативных умений;
помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Тип урока – изучение нового материала
Вид урока – урок - размышление
Оборудование урока:
компьютер (мультимедиа), мелодия с колокольным звоном, диск со слайдами: тема урока, эпиграф, портрет Л.Андреева, иллюстрации с изображением собак, выставка книг.
Форма обучения – групповая. Класс разделён на 4 группы.
Ход урока.
1) Вступительное слово учителя.
- Добрый день! Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим работу по изучению творчества Л. Н. Андреева.
- Дома вы прочитали рассказ его рассказ «Кусака».
- По вашим глазам вижу, что рассказ вас тронул, задел за живое, не оставил равнодушными, заставил задуматься… Это и не могло быть иначе.
2) Л. Н. Андреев - один из самых ярких, своеобразных писателей, который поможет найти ответы на многие и многие вопросы. Недаром М.Горький считал его «человеком редкой оригинальности, редкого таланта и достаточно мужественным в своих поисках истины».
Обратимся к словам самого писателя о рассказе.
« В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».
- Как понимаете слова автора?
-Давайте попытаемся сформулировать тему и цели сегодняшнего урока.
Итак, сегодня на уроке мы будем размышлять о судьбе собаки, об отношении к ней людей, самого автора, об ответственности за тех, кого мы приручаем.
3) - Какие чувства вызвал в вас этот рассказ?
4) Далее мы работаем в группах.
1 гр.- Какова тема рассказа? Близка ли эта тема вам?
(Тему определяет заголовок: история взаимоотношения собаки и людей, ведь Кусака – имя, данное собаке людьми. Тема эта очень важна, заставляет задуматься, как мы относимся к животным)
2 гр.- Какова композиция «Кусаки»?
(Рассказ поделён на 5 частей: озвучить заголовки к каждой из них. Рассказ имеет обрамление. Первая часть и пятая перекликаются между собой, образуя кольцевую композицию. В рассказе есть антитеза, как композиционный приём: Вначале собака – грязная и злая, а потом – красивая и добрая».
3 гр.- Как вы поняли авторскую мысль? (Идея).
(Нужно беречь животных, заботиться о них, жалеть и ласкать)
4гр. – Сравнить стих С.Есенина «Песнь о собаке» и рассказ. Что видим общего в этих произведениях? Тексты - на партах.
(Беда животного в обоих произведениях исходит от человека. Общая деталь такова: «В стихотворении есть строчка «Когда бросят ей камень в смех»)
5) Обратите внимание на мастерство Андреева-психолога.
- Скажите, как меняется внешность Кусаки в зависимости от того, чувствует ли она любовь людей, выделить ключевые слова. Ответы подтвердить текстом: гл.1, гл.3, 5.
.( 1гл.- сначала «грязная и некрасивая» - злоба; 3гл. – затем она «изменилась до неузнаваемости» - ласка, добро; 5 гл.- в конце – «вновь промокшая, грязная» - отчаяние, одиночество.
6) – Как долго проходит перед нами жизнь собаки? На протяжении какого времени? (Сюжет построен на смене времён года. Андреев мастерски показал собаку в единстве с природой. Пейзаж играет большую роль в передаче настроения Кусаки.)
Задание по группам.
Лингвистический анализ предложенных отрывков. Что вы чувствуете, размышляя над этим отрывком. Назвать известные вам тропы.
1гр. Описание зимы.
«Зимняя ночь тянулась долго-долго, и чёрные окна пустой дачи угрюмо глядели на одинокий неподвижный сад. Иногда в них как будто вспыхивал голубоватый огонёк: то отражалась в стекле холодная звезда, или остророгий месяц посылал свой робкий луч».
2гр. Весна.
«Наступила весна, тихая дача огласилась громким говором, скрипом колёс. Приехали из города дачники, целая ватага взрослых, детей, опьянённых воздухом, теплом, светом… В неподвижном воздухе расстилался запах душистого, свежего дёгтя и манил в светлеющую даль. Приехавшие дачники были людьми добрыми. Теплом входило в них солнце и выходило смехом и расположением ко всему живущему»
3гр. – Осень.
«Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой»
4 гр. Мрак осенней ночи.
«Поднялся частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождём лился с неприветливого неба».
Итак, когда одинока Кусака – в природе всё трагично: холод, слякоть, дождь.
Когда любят и любима, «то и вокруг – солнце, тепло, цветущие яблони и вишни».Собака изображена в единстве с природой.
7) Выскажите свое мнение на предложенные эпизоды
1 гр.- Поведение пьяного мужика.
2гр. – «Ей больно было от непривычной ласки, словно от удара» « гл.2 –конец.
3гр.- Предательство Лели.
4 гр.- Кусака одна осенней ночью воет на веранде покинутой дачи.
– Почему собака выла?
– Сопоставьте 1 и 5 части. Первая и последняя главы говорят нам об одиночестве собаки. Одинаковое ли это одиночество? (В первой главе собака не знала человеческой ласки, а в последней главе испытала человеческое предательство.)
– Мы отметили, что в конце первой части появляется надежда. А сейчас?(Зачитываем ключевые слова: «…свет долго еще боролся с тьмою…, но скоро уступил и он».)
– О чем хотел сказать нам автор в рассказе?
– Одобряет или осуждает он поступок Лели?
Вывод: Человек должен нести ответственность за судьбу тех, кто ему доверился.
О чём заставляет нас задуматься автор?
(О том, как плохо оказаться забытым и покинутым всеми; как страшно, что вокруг так много бездушных и злых людей; невольно хочется быть добрее и помнить, что все мы в ответе за тех, кого приручили).
-Что значит быть милосердным?
Это одно из самых красивых слов. Оно говорит о сердце, которое любит и жалеет. Любовь бывает разной. Бывает радостной. Бывает с заплаканным лицом. Такой бывает она при встрече с чужой бедой, когда ты не можешь пройти равнодушно.
Домашнее задание: творческая работа (по выбору)
Письмо Лёле.
О чем меня заставил задуматься рассказ Л. Андреева «Кусака»?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Мы в ответе за тех, кого приручили" (по рассказу Л. Н. Андреева "Кусака") »
МОБУ СОШ Д. ШТАНДЫ МР БАЛТАЧЕВСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Открытый урок литературы с использованием информационных технологий по теме
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
(Урок - размышление над рассказом Л.Андреева «Кусака»)
Учитель русского языка и литературы: Фассахова Альбина Заляфовна
28.02.2015
Тип урока – изучение нового материала
Вид урока – урок - размышление
Цели:
поразмышлять о судьбе собаки, об ответственности каждого из нас за тех, кого мы приручили;
научиться соизмерять прочитанное с миром собственной души;
обогатить словарный запас обучающихся; показать выразительные свойства языка;
повысить коммуникативную культуру;
развить познавательный интерес учащихся к творчеству писателя.
Задачи:
образовательные:
обеспечение в ходе урока повторение, закрепление полученных знаний;
формирование приёмов умственной деятельности (исследовательская работа, анализ, сравнение);
развивающие:
развитие творческих способностей, воображения;
развитие речи: умение обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;
воспитательные:
содействовать развитию коммуникативных умений;
помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Тип урока – изучение нового материала
Вид урока – урок - размышление
Оборудование урока:
компьютер (мультимедиа), мелодия с колокольным звоном, диск со слайдами: тема урока, эпиграф, портрет Л.Андреева, иллюстрации с изображением собак, песня «Собака бывает кусачей», кластер, рисунки детей, выставка книг, скрипка.
Форма обучения – групповая. Класс разделён на 4 группы.
Ход урока.
1) Вступительное слово учителя.
- Добрый день! Здравствуйте, ребята!
- Сегодня мы продолжим работу по изучению творчества Л. Н. Андреева.
- Дома вы прочитали рассказ его рассказ «Кусака».
- По вашим глазам вижу, что рассказ вас тронул, задел за живое, не оставил равнодушными, заставил задуматься… Это и не могло быть иначе.
2) Л. Н. Андреев - один из самых ярких, своеобразных писателей, который поможет найти ответы на многие и многие вопросы. Недаром М.Горький считал его «человеком редкой оригинальности, редкого таланта и достаточно мужественным в своих поисках истины».
Обратимся к словам самого писателя о рассказе.
« В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».
- Как понимаете слова автора?
-Давайте попытаемся сформулировать тему и цели сегодняшнего урока.
Итак, сегодня на уроке мы будем размышлять о судьбе собаки, об отношении к ней людей, самого автора, об ответственности за тех, кого мы приручаем.
3) - Какие чувства вызвал в вас этот рассказ?
4) Далее мы работаем в группах.
1 гр.- Какова тема рассказа? Близка ли эта тема вам?
(Тему определяет заголовок: история взаимоотношения собаки и людей, ведь Кусака – имя, данное собаке людьми. Тема эта очень важна, заставляет задуматься, как мы относимся к животным)
2 гр.- Какова композиция «Кусаки»?
(Рассказ поделён на 5 частей: озвучить заголовки к каждой из них. Рассказ имеет обрамление. Первая часть и пятая перекликаются между собой, образуя кольцевую композицию. В рассказе есть антитеза, как композиционный приём: Вначале собака – грязная и злая, а потом – красивая и добрая».
3 гр.- Как вы поняли авторскую мысль? (Идея).
(Нужно беречь животных, заботиться о них, жалеть и ласкать)
4гр. – Сравнить стих С.Есенина «Песнь о собаке» и рассказ. Что видим общего в этих произведениях? Тексты - на партах.
(Беда животного в обоих произведениях исходит от человека. Общая деталь такова: «В стихотворении есть строчка «Когда бросят ей камень в смех»)
5) Обратите внимание на мастерство Андреева-психолога.
- Скажите, как меняется внешность Кусаки в зависимости от того, чувствует ли она любовь людей, выделить ключевые слова. Ответы подтвердить текстом: гл.1, гл.3, 5.
.( 1гл.- сначала «грязная и некрасивая» - злоба; 3гл. – затем она «изменилась до неузнаваемости» - ласка, добро; 5 гл.- в конце – «вновь промокшая, грязная» - отчаяние, одиночество.
6) – Как долго проходит перед нами жизнь собаки? На протяжении какого времени? (Сюжет построен на смене времён года. Андреев мастерски показал собаку в единстве с природой. Пейзаж играет большую роль в передаче настроения Кусаки.)
Задание по группам.
Лингвистический анализ предложенных отрывков. Что вы чувствуете, размышляя над этим отрывком. Назвать известные вам тропы.
1гр. Описание зимы.
«Зимняя ночь тянулась долго-долго, и чёрные окна пустой дачи угрюмо глядели на одинокий неподвижный сад. Иногда в них как будто вспыхивал голубоватый огонёк: то отражалась в стекле холодная звезда, или остророгий месяц посылал свой робкий луч».
2гр. Весна .
«Наступила весна, тихая дача огласилась громким говором, скрипом колёс. Приехали из города дачники, целая ватага взрослых, детей, опьянённых воздухом, теплом, светом… В неподвижном воздухе расстилался запах душистого, свежего дёгтя и манил в светлеющую даль. Приехавшие дачники были людьми добрыми. Теплом входило в них солнце и выходило смехом и расположением ко всему живущему»
3гр. – Осень.
«Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой»
4 гр. Мрак осенней ночи.
«Поднялся частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождём лился с неприветливого неба».
Итак, когда одинока Кусака – в природе всё трагично: холод, слякоть, дождь.
Когда любят и любима, «то и вокруг – солнце, тепло, цветущие яблони и вишни».Собака изображена в единстве с природой.
7) Выскажите свое мнение на предложенные эпизоды
1 гр.- Поведение пьяного мужика.
2гр. – «Ей больно было от непривычной ласки, словно от удара» « гл.2 –конец.
3гр.- Предательство Лели.
4 гр.- Кусака одна осенней ночью воет на веранде покинутой дачи.
– Почему собака выла? – Сопоставьте 1 и 5 части. Первая и последняя главы говорят нам об одиночестве собаки. Одинаковое ли это одиночество? (В первой главе собака не знала человеческой ласки, а в последней главе испытала человеческое предательство.) – Мы отметили, что в конце первой части появляется надежда. А сейчас?(Зачитываем ключевые слова: «…свет долго еще боролся с тьмою…, но скоро уступил и он».) – О чем хотел сказать нам автор в рассказе? – Одобряет или осуждает он поступок Лели?
Вывод: Человек должен нести ответственность за судьбу тех, кто ему доверился.
О чём заставляет нас задуматься автор?
(О том, как плохо оказаться забытым и покинутым всеми; как страшно, что вокруг так много бездушных и злых людей; невольно хочется быть добрее и помнить, что все мы в ответе за тех, кого приручили).
-Что значит быть милосердным?
Это одно из самых красивых слов. Оно говорит о сердце, которое любит и жалеет. Любовь бывает разной. Бывает радостной. Бывает с заплаканным лицом. Такой бывает она при встрече с чужой бедой, когда ты не можешь пройти равнодушно.
Домашнее задание: творческая работа (по выбору)
Письмо Лёле.
О чем меня заставил задуматься рассказ Л. Андреева «Кусака»?