kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пособие для учителей русского языка и литературы (конспекты уроков)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Урок-размышление по стихам

и "Колымским рассказам" В. Шаламова1

 

(В данной разработке автор не стремился дать целостный идейно-художественный анализ всего творчества писателя. Он лишь делится опытом сво­ей работы. Материал рассчитан на 2 урока.)

 

 

Цель урока: познакомить учащихся с трагической судьбой В. Шаламова, с его поэзией и рассказами.

Оформление: физическая карта России, выставка книг В.Шаламова, вырезки из газет и журналов, отдельные публикации о писателе.

Эпиграф урока: Нет, ты вовеки не гадала

В судьбе своей, Отчизна-мать,

Собрать под небом Магадана

Своих сынов такую рать.

                              А.Т.  Твардовский

На столе в вазе ветки лиственницы, живые цветы.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

   Удивительные дни мы переживаем сейчас: К нам возвращается многострадальная "потаенная муза России". Среди произведений писателей и поэтов, пришедших к нам через время и безвременье, А.Платонова, В. Гроссмана, В. Набокова- яркая своей обнаженной болью проза и поэзия Варлама Шламова.

  Сегодняшний урок мы посвятим его "Колымским рассказам" и стихам, написанным по личным впечатлениям почти двадцатилет­ней лагерной жизни. Сам автор писал, что считает лагерь отрица­тельным опытом для человека - с первого до последнего часа: "Че­ловек не должен знать, не должен даже слышать о нем. Ни один человек не становится ни лучше, ни сильнее после лагеря. Лагерь отрицательный опыт, отрицательная школа, растление для всех -для начальников и заключенных, конвоиров и зрителей, прохожих и читателей беллетристики".

  Несмотря на такое заявление Шаламова, мы познакомимся с его произведениями о лагерной жизни, чтобы вызвать именно отри­цательное отношение к этому белому пятну нашей истории.  

 

   И на отрицательном опыте можно и нужно воспитывать милосердие, справедливость, гуманность, любовь к своему народу. Родине.

  Следует отметить, что "лагерная" тема официально начала свое развитие с выхода в свет повести А. Солженицына "Один день Ивана Денисовича" ("Новый мир",1962, № 11). Новые процессы, происходящие в нашем обществе, сделали реальным всплеск пуб­ликаций, который последовал после 1985 года. Поток повседнев­ных ужасов, будничного кошмара, а также предельной искренности и правды обрушили на читателя произведения Л. Разгона, Е. Гинз­бург, О. Волкова и многих других узников лагерей, чудом остав­шихся в живых и сумевших рассказать о своих страданиях. Все они основаны на подлинных событиях и судьбах, на документах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пособие для учителей русского языка и литературы (конспекты уроков) »








С.Ф.Бахтин












Не хлебом единым…

Из опыта работы



















ЙОШКАР-ОЛА

2009





Я жив не хлебом единым...


Урок-размышление по стихам

и "Колымским рассказам" В. Шаламова1


(В данной разработке автор не стремился дать целостный идейно-художественный анализ всего творчества писателя. Он лишь делится опытом сво­ей работы. Материал рассчитан на 2 урока.)



Цель урока: познакомить учащихся с трагической судьбой В. Шаламова, с его поэзией и рассказами.

Оформление: физическая карта России, выставка книг В.Шаламова, вырезки из газет и журналов, отдельные публикации о писателе.

Эпиграф урока: Нет, ты вовеки не гадала

В судьбе своей, Отчизна-мать,

Собрать под небом Магадана

Своих сынов такую рать.

А.Т. Твардовский

На столе в вазе ветки лиственницы, живые цветы.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

Удивительные дни мы переживаем сейчас: К нам возвращается многострадальная "потаенная муза России". Среди произведений писателей и поэтов, пришедших к нам через время и безвременье, А.Платонова, В. Гроссмана, В. Набокова- яркая своей обнаженной болью проза и поэзия Варлама Шламова.

Сегодняшний урок мы посвятим его "Колымским рассказам" и стихам, написанным по личным впечатлениям почти двадцатилет­ней лагерной жизни. Сам автор писал, что считает лагерь отрица­тельным опытом для человека - с первого до последнего часа: "Че­ловек не должен знать, не должен даже слышать о нем. Ни один человек не становится ни лучше, ни сильнее после лагеря. Лагерь отрицательный опыт, отрицательная школа, растление для всех -для начальников и заключенных, конвоиров и зрителей, прохожих и читателей беллетристики".

Несмотря на такое заявление Шаламова, мы познакомимся с его произведениями о лагерной жизни, чтобы вызвать именно отри­цательное отношение к этому белому пятну нашей истории.


И на отрицательном опыте можно и нужно воспитывать милосердие, справедливость, гуманность, любовь к своему народу. Родине.

Следует отметить, что "лагерная" тема официально начала свое развитие с выхода в свет повести А. Солженицына "Один день Ивана Денисовича" ("Новый мир",1962, № 11). Новые процессы, происходящие в нашем обществе, сделали реальным всплеск пуб­ликаций, который последовал после 1985 года. Поток повседнев­ных ужасов, будничного кошмара, а также предельной искренности и правды обрушили на читателя произведения Л. Разгона, Е. Гинз­бург, О. Волкова и многих других узников лагерей, чудом остав­шихся в живых и сумевших рассказать о своих страданиях. Все они основаны на подлинных событиях и судьбах, на документах.

Ученик читает стихотворение Андрея Облога "Памяти Варлама Шаламова".

Запах лиственницы - это дух победы.

Лиственница - дерево бессмертия.

Нежные, зеленые побеги -

Горестная память лихолетья.

В комнате погибшего поэта,

В банке с обезжизненной водою

Жестокая изломанная ветка,

Воскрешая, пахнет Колымою.

Двадцать лет. Откуда эта сила?

Двадцать лет - по сути без возврата.

Сколько сыновей твоих, Россия.

Полегло на Колыме проклятой...

В городах, поселках и станицах

Безымянных Колымы - помяньте.

Шелестят страницы:

"Люди мира, на минуту встаньте!"

II. Историческая справка.

В 30-е годы масштаб сталинских репрессий принял огромный размах. Началом их можно назвать 1928 год, до этого в политиче­ских изоляторах сидели эсеры, участвовавшие в контрреволюци­онных заговорах, меньшевики, монархисты и другие "враги рево­люции". В 1928 году на Соловецких островах Белого моря органи­зуются отдельные лагеря. По "Шахтинскому делу" было осуждено 53 человека, в 1929-ом в исправительно-трудовые лагеря отправ­ляются всемирно известные академики, в 1930 году прогремело дело Промпартии, 1930-1932 годы характерны судебными процес­сами над военными специалистами, в 1931 году по делу "Трудовой крестьянской партии" осуждается уже тысяча человек. Таким обра­зом, жертвы сначала насчитывались десятками, затем - тысячами, миллионами жизней.

В.Т. Шаламов был одним из многих осужденных, затем оправданных - одним из первых, кто стал давать показания о том времени и бремени страданий, которые выпали на долю безвинных жертв.

Все произведения о Колыме создавались писателем в 50 -70-е годы. К настоящему времени издано около 140 рассказов, которые сам писатель объединил в шесть циклов: "Колымские рассказы","Левый берег", "Артист лопаты", "Очерки преступного мира", "Воскрешение лиственницы или КР-2". Названные циклы вошли в состав трех прозаических сборников В. Шаламова.

III.Биография В. Шаламова (сообщение ученика).

Варлам Тихонович Шаламов родился 1 июля 1907 года в Воло­где, в многодетной семье священника Тихона Николаевича Шала­мова. Стихи писал с детства. Занимался самообразованием. Семна­дцатилетним юношей он покидает родной город и уезжает в Моск­ву, где на первых порах работает дубильщиком на кожевенном за­воде. В 1926 году поступает в МГУ на факультет советского права. Но в феврале 1929 года был арестован и осужден на три года за распространение политического завещания В.И. Ленина "Письмо к съезду". Срок отбывал на Урале, на Вишере. В 1932 году Шаламов возвращается в Москву, работает в ведомственных журналах и публикуется в них. В новогоднюю ночь 1937 года - снова арест. Новый срок - пять лет - писатель отбывает уже в лагерях Колымы, где испытал все: голод, холод, жизнь на грани умирания... Конча­ется этот срок, начинается новый - десять лет за антисоветскую агитацию: Шаламов назвал эмигранта Бунина русским классиком. В 1946 году его, "доходягу", спас от смерти лагерный врач, отпра­вив на курсы фельдшеров.

IV. Учитель.

Как же складывалась послеколымская судьба писателя? В 1953 году ему разрешили вернуться в центральные районы страны, но без права проживания в больших городах. Жить устроился в Кали­нинской области, работал на торфоразработках агентом по снабже­нию. Тогда же были написаны первые колымские рассказы.

V. Рассказ В.Шаламова "Надгробное слово". (Пересказ ученика близкий к тексту.)

"Все умерли... Умер Моська Рютин. Он работал в паре со мной, а со мной "работяги" не хотели работать. Моська работал. Он был гораздо сильнее и ловчее меня. И он понимал хорошо, зачем нас сюда привезли... И Моська торопливо стал одеваться. Места наши в бараке были рядом. Кто-то разбудил моего соседа. Обыскивали немногие Моськины вещи, но среди них нашли шахматы, тот чело­век отложил их в сторону. Хотя Рютин попросил их, кожаный за­хохотал и сказал:

- Тебе они больше не понадобятся.

Умер экономист Семен Алексеевич Шейнин, напарник мой, до­брый человек. Он долго не понимал, что делают с ним, но в конце концов понял и спокойно стал ждать смерти.

Присланные мне бурки я продал, купил масла, хлеба-хотели от­праздновать. Сбегал за кипятком, но вдруг упал на землю от страшного удара по голове. Когда я вскочил, сумки с хлебом и мас­лом не было. Метровое лиственное полено, которым меня ударили, лежало около койки. И все кругом смеялись...

Много лет потом я не мог вспоминать об этой краже без страш­ного шокового волнения. А Семен Алексеевич умер".

Вывод учителя по рассказу.

"Надгробное слово" - скорбный рассказ, начинающийся слова­ми "Все умерли...". Двенадцать имен, двенадцать судеб, объеди­ненных общей лагерной судьбой на грани смерти. Этот рассказ по­трясает тем, что люди жили и работали в нечеловеческих условиях, надеясь на свое освобождение. Они не знали, зачем их арестовали, зачем умрут и все же жили.

VI. Ученица. Вот рассказ В. Шаламова "Последний бой май­ора Пугачева".

Действие происходит на Крайнем Севере. Двенадцать осужден­ных, страдающие от холода и голода, многочасовой работы, со­вершают побег. Один из них, Солдатов, работал поваром, Пугачев - культоргом, Иващенко чинил оружие для охраны. Солдатов и Иващенко, придя за ключами в кабинет дежурного, задушили над­зирателей, а их трупы затащили за шкаф. Затем все 12 осужденных надевают солдатскую форму и уходят в лес, на свободу. Но бегле­цов настигают разыскивавшие их солдаты, открывают огонь. В жи­вых остался только один майор Пугачев, который спасся в мед­вежьей берлоге. Здесь он вспоминает всю свою жизнь: первую учи­тельницу, мать, погибших друзей. Затем вложил в рот дуло писто­лета и выстрелил.

Учитель: Какова же главная мысль рассказа? (Узники лагеря предпочли животному существованию смерть, но на свободе. И встретили ее как истинные солдаты.) Почему ты выбрала этот рас­сказ?

Ученица: Аресты 30-х годов - это акты насилия над людьми невинными, случайными. Профессора, инженеры, крестьяне, парт­работники не были ни врагами народа, ни государственными пре­ступниками и, умирая, не знали в чем их вина. Стали бояться за­ступаться друг за друга. Подвергались репрессиям и люди, про­шедшие Великую Отечественную войну, спасшие мир от фашизма.

Шаламов в рассказе очень верно подмечает приметы послево­енного времени, атмосферу взаимного недоверия, страха за зав­трашний день.

VII. Учитель: Общеизвестно, что проблемы гуманизма, чело­вечности и нравственности традиционны для литературы. Литера­тура советского периода, периода социалистического реализма, всегда последовательно проводила мысль о том, что даже в самых неимоверных условиях человек обязан оставаться человеком. Мы знаем много героев художественной литературы, не сломленных, не сдавшихся, выдержавших все. Вспоминаются слова А. Толсто­го: "Человек живуч, ни один зверь не вынесет таких ран, таких бедствий".

Пожалуй, впервые в прозе В. Шаламовым нравственный аспект высвечен по-иному. Что делать, если сопротивляться уже невоз­можно? Как, с каких позиций оценивать того, кто лишь внешне уже напоминает человека? Самые страшные последствия сталин­ского ГУЛАГа - уничтожение личности, расчеловечивание, ис­требление духовно-нравственного начала. В рассказах Шаламова мы читаем о том, как лагерный молох сумел повернуть вспять эво­люционную теорию Дарвина. В "Колымских рассказах" постоянно проводится параллель: человек и животное, зверь. Обнаруживает­ся, что человек - это самое выносливое животное, самое терпели­вое и беззащитное: "Не рука очеловечила обезьяну, не зародыш мозга, не душа - есть собаки и медведи, поступающие умней и нравственней человека... При прочих равных условиях в свое вре­мя человек оказался значительно крепче и выносливей физически, только физически" ("Заклинатель змей"). "Все человеческие чувст­ва - любовь, дружба, зависть, человеколюбие, милосердие, жажда славы, честность - ушли от нас с тем мясом, которого мы лиши­лись за время своего продолжительного голодания",- замечает писатель в рассказе "Сухим пайком". Развитие указанной паралле­ли продолжается в рассказах "Дождь", "Кант", "Плотники", "Оди­ночный замер", "Ягоды", "Тайга золотая" и других.

Как же относиться к людям, разрывающим ради сухой корки или рваного носка свежую могилу, крадущим последнее у чуть за­зевавшегося товарища? В. Шаламов в своей статье "О прозе" пи­шет: "В "Колымских рассказах" взяты люди без биографии, без прошлого и без будущего. Похоже ли их настоящее на звериное или это человеческое настоящее?.. Существенно для "Колымских рассказов" и то, что в них показаны новые психологические зако­номерности, новое в поведении человека, низведенного до уровня животного, - впрочем, животных делают из лучшего материала, и ни одно животное не переносит тех мук, которые перенес чело­век".

Мысль художника ясна: весь ужас сталинской сис­темы - именно в "расчеловечивании", в лишении че­ловека возможности быть им.

"Не суди! Не осуждай тех, кто просто хотел выжить", - настой­чиво повторяется в современных публикациях и историков, и фи­лологов, и бывших узников ГУЛАГа. Глубокий нравственный смысл рассказов В. Шаламова - в их искренности, непридуманности, че­стности.

VIII. Анализ рассказов на тему: "Человек в нечело­веческих условиях". (Выступления учащихся.)

"Ночью". Герои рассказа Глебов и Багрепов деловито, спо­койно и буднично раскапывают свежую могилу, чтобы снятое с мертвецов рванье обменять на хлеб. Шаламову не надо много слов, не надо рассуждений. Мир жестокости породил абсурдное чувст­вование: "Багрецов улыбался. Завтра они продадут белье, проме­няют на хлеб, может быть, даже достанут немного табаку..." Стра­шен, чудовищен не столько факт вандализма, сколь страшна эта улыбка.

И только в самом невероятном сне человек мог задать себе во­прос: не берет ли его с собой заключенный, агитирующий на побег, в качестве будущей пищи? (Рассказ "Сгущенное молоко".) Но воз­никновение этого вопроса у персонажа "Колымских рассказов" вполне реально.

В рассказе "Домино" мы знакомимся с каннибалом. Проис­ходит это как-то обыденно, спокойно, и людоед вовсе не страшен -"лейтенант танковых войск Свечников, нежный розовощекий юноша". В колымских лагерях все поставлено с ног на голову. То, что в нормальной жизни абсурд, здесь почти норма, и наоборот.

Вывод учителя. Художник приводит нас к пониманию са­мой страшной трагедии - массового уничтожения Человеческой Личности...

Дороги ГУЛ А Га выводили Шаламова и на дру­гие встречи. Редко, но попадались ему люди, оставшиеся людьми. Правда, таковыми они были на момент встречи и часто неизвестна их дальнейшая судьба. Это столяр Фризоргер ("Апо­стол Павел"), рукодельница Маруся Крюкова ("Галстук"), зек-священник Замятин ("Выходной день"), врач Андрей Михайлович ("Домино").

IX. Пересказ учащимися самостоятельно про­читанных рассказов В.Шаламова.

X. Поэзия В. Шаламова.

Учитель. Варлам Шаламов до тонкостей знал православие, обряды, обычаи, праздники, он верил в предрассудки, был суеве­рен. Одновременно он был образован, начитан и до самозабвения любил и знал поэзию. Сам написал много стихов.

Ученица читает стихотворение В. Шаламова:

Бормочут у крыльца две синенькие галки,

И воду воробей из лужи важно пьет.

Щегол уж не творит, а шпарит по шпаргалке,

Я с детства заучил порядок этих нот.

Но прелесть детских лет - не больше чем невзгода.


Чем тяжесть страшная на памяти моей,

Мне совестно взглянуть под купол небосвода,

Под куполы церквей моих превратных дней.

Дней юности моей, что прожита задаром,

Разорванный, растоптанный дневник,

Соседства смертных стрел, напитанных анчаром.




Опасное соседство книг...

И молодость моя - в рублях от первых пыток


Возмездье первородного греха.

Не самородок, нет, а выплавленный слиток

Из небогатых руд таежного стиха.

И зрелость твердая - в кружащейся метели,

Бредущая по лесу топором...



Ученица: Я много лет дробил каменья

Не гневным ямбом, а кайлом.

Я жил позором преступленья

И вечной правды торжеством.

XI. Дружба В. Шаламова с Б. Пастернаком.(См.ж.Юность,1988,№10)

XII. Из биографии В. Шаламова.


В июле 1956 г. Шаламова полностью реабилитировали. Вернул­ся в Москву, очень скоро заболел и вынужден был оформить пен­сию, сначала составляющую гроши, но потом из Магадана присла­ли справку о 10 годах подземных работ, и ему назначили пенсию в 72 рубля — более она не повышалась. Шаламов был тяжело болен и одинок в последние годы жизни.

Короткая оттепель не привела к лету, весна резко поворотила назад, к новым заморозкам.

Лично знавшая писателя Л. Зайвая вспоминает:

"Колымские рассказы" сыграли трагическую роль в жизни пи­сателя, находящегося уже на свободе. В те, названные ныне "за­стойными»годы В. Шаламова заставили написать письмо в "Ли­тературную газету" (1972 г.) с отказом от прозы о. Колыме. Разве мог автор отказаться от пережитого? От него отворачиваются мно­гие друзья, писатели. Он и сам порывает с литературным окруже­нием и остается в одиночестве. Почти два десятилетия жизни в аду сталинских лагерей не проходят бесследно: у Шаламова прогрес­сирует тяжкий недуг - полное невладение координацией движе­ний, потеря слуха, а затем и зрения. Живет он в коммунальной квартире, в небольшой комнатушке на скромную пенсию.

И все же судьба поэта - особая судьба. Кому удавалось начать жизнь в пятьдесят лет с нуля, успеть так много пережить, выстра­дать, все запомнить, описать - оставить нерукотворный памятник-выжить и не сломаться.

Меня познакомил с Шаламовым Ю.А. Шнейдер в конце 1977 года. Это был уже очень больной, почти беспомощный, всеми по­кинутый старик, не хотевший и не желавший принимать чью-либо помощь. Он избегал людей, новых знакомств, с трудом мог об­щаться. Я пыталась помочь в его бытовых проблемах, писала пись­ма, звонила "великим мира сего" - никто из тогдашнего Союза писателей не помог, ему. Осенью 1979 года Союз писателей уст­раивает Шаламова в богодельню и не забывает к праздникам присылать открытки с поздравлением и приглашением на праздники, что само по себе было уже насмешкой.

Умер Шаламов 17 января 1982 года...

Шаламов возвращается к нам. Уверенно. Надежно. Навсегда".

Чтение стихотворения Марии Аввакумовой "Памяти В. Шаламова".

Х III. 3аключительное слово учителя.

Творчество В. Шаламова - кирпичик в фундаменте всенародно­го мемориала памяти. Оно взывает к совести, учит бдительности, состраданию, милосердию. Сталинская ложь оставила глубокие следы в памяти людей, в их психологии, культуре. И сегодня мы знаем, что если совесть в те годы молчала, то прежде всего потому, что рядом не было истины.

На годы единовластия приходится кульминация трагедии наро­да: насильно были вырваны из жизни многие честные люди. Мы должны помнить о них.

"Не хлебом единым жив человек..." Жизнь писателя В. Шала­мова продолжается. Она в его рассказах, стихах. Сам Шаламов пи­сал: "Писатель - не наблюдатель, не зритель, а участник драмы жизни, участник не в писательском обличье, не в писательской ро­ли. Выстраданное собственной кровью выходит на бумагу как до­кумент души, преображенное и освещенное огнем таланта".

"Новая проза" Шаламова (определение самого художника) не только дает правдивое и честное представление о трагических страницах отечественной истории, но и буквально заставляет про­чувствовать страшную реальность ГУЛАГа, пройти вместе с ге­роями все круги ада.

Литература

  1. Василевский А. Особые заметки о погибшем народе// Детская литература, 1991, № 8. ,.

  2. Латынина А. Поднявшиеся из ада: Некоторые мысли по поводу "Невымышленной прозы" //Лит. газета, 13 июля, 1988. С. 4.

  3. Лесняк Б., Шаламов В.Т. // Ленинградская пано­рама Л 1990, №№ 1, 2.

  4. Переписка В. Шаламова с Б. Пастернаком // Юность, 1988, № 10.

  5. Сидоров Е. О Варламе Шаламове и его прозе //' Огонек, 1989, №22.

  1. Френкель В. В круге последнем//Даугава, 1990,№ 4.

  2. Шкловский Е. А. Варлам Шаламов. М., Знание, 1991.

  3. Шнейдер Ю. Сознание и его имитация // Новый мир, 1989, № 11.

.

Тема Великой Отечественной войны в

творчестве В.Быкова


Читательская конференция

Цель урока: познакомить учащихся с повестями В. Быкова на тему войны. Показать на примере его произведений, что по от­ношению к подвигу людей периода войны сверяется гражданская позиция и современного человека.

Оборудование:

  1. Выставка книг В. Быкова.

  2. Иллюстрации и картины о Великой Отечественной войне.

  3. Грамзапись песни "День Победы".

Запись на доске: Это не красивое описание необычных подвигов богатырей, это несколько будней войны, маленьких ка­пель в необъятном море борьбы. (В. Быков.)

"Альпийская баллада" "Повести огненных лет"

"Военные повести" "Журавлиный крик"

"Третья ракета" "Круглянский мост"

"Мертвым не больно" "Фронтовые страницы'"'

"Атака с ходу" "Обелиск"

"Волчья стая" "Дожить до рассвета"

"Сотников" "Колокола Хатыни"

"Знак беды" "Пойти и не вернуться"

Ход урока:

I. Прослушивание грамзаписи песни «День Победы», муз. Д.Тухманова, сл. В. Харитонова.

II. Вступительное слово учителя.

Время листает страницы истории, стремительно бегут дни и го­ды. Память человеческая удерживает из прошлого не все. Но есть события, свет которых никогда не померкнет. Невиданная по сво­им масштабам, по своей напряженности и ожесточению битва с немецкими захватчиками до сих пор глубоко волнует читателей, остается одной из главных тем в литературе. Писатели разных по­колений обращаются к этой теме: М. Шолохов, Л. Леонов, С. Смирнов, А. Чаковский, К. Симонов...

Большой вклад внес в литературу о войне и В. Быков, о чьих произведениях мы будем сегодня говорить.

III. Сообщение ученика.Биография В. Быкова.

Обобщение учителя.

Белорусский прозаик Василь Быков - один из самых авторитет­ных писателей в современной русской литературе военной темы.

Его повести о войне, созданные в разные годы, составляют как бы единый цикл, своеобразную летопись мужества, проявляемого советскими людьми в положениях крайне драматических, "пре­дельных" .

Герои произведений Быкова - воины армии, партизаны, жители Белоруссии проходят через испытания самые жестокие, борются действительно на грани человеческих возможностей, погибают в неравных схватках.

Трагична эта летопись героизма. Но она светла, потому что до­казывает: нет предела моральной силе, величию человека.

IV.Сообщение ученика. Повесть "Обелиск".

V.Обобщение учителя.

Это произведение никого не оставляет равнодушным. О герое "Обелиска", учителе Морозе, один из персонажей говорит так: "Ну в самом деле... что он такое совершил? Убил ли он хоть одного немца?" Нет, Мороз не убил ни одного врага - он просто отдал свою жизнь за людей, за шестерых подростков, своих учеников, схваченных гитлеровцами. Трагизм ситуации заключается в том, что жертва эта может показаться напрасной - фашисты обещали отпустить ребят, если Мороз явится сам, но все, в том числе и сам учитель, понимали, что не отпустят, казнят всех; так оно и случи­лось. Главное для Быкова - во имя чего погиб этот человек?

Сам Мороз у Быкова ничего не объясняет - только и говорит, что нужно идти, хотя знает, что ребят этим не спасешь. Он учиты­вает и то, что гитлеровцы могут использовать его неявку в своих целях, раструбят повсюду, что большевистский учитель предал своих учеников. Значит, гибель Мороза - не напрасна. Ибо посту­пить иначе, лишить матерей надежды - принести в жертву военно­му расчету гуманистическую идею.

Ткачук, партизанский комиссар, понимает, почему Мороз со­гласился открыть школу: "Пусть работает. На нас работает. Если не на наше нынешнее, так на будущее". Все правильно, и гибель учителя тоже для будущего:"Убил немца или не убил? Он сделал больше, чем если бы убил. Он голову положил на плаху".

Таким образом, учитель Мороз пожертвовал собой, чтобы под­держать ребят перед смертью, уберечь от ужаса одиночества, от утраты веры в человека. Тем самым совершил не менее героиче­ский поступок, чем тот, что сражался с врагом.

Имя Мороза появляется на обелиске, воздвигнутом в честь по­гибших ребят, его учеников.

VI. Повесть "Дожить до рассвета" (художествен­ный пересказ).

Обобщение учителя.

На первый взгляд может показаться, что между Морозом и лей­тенантом Ивановским нет почти ничего общего. Ивановский - сол­дат, рвущийся в бой, одержимый единственной мыслью: убить, уничтожить врага. Он ведет в немецкий тыл группу бойцов, чтобы взорвать фашистский склад боеприпасов, но обстоятельства посто­янно меняются. Ивановский ранен, гибнет единственный остав­шийся с ним солдат. В финале полумертвый, замерзающий, зане­сенный снегом и истекающий кровью лейтенант лежит с гранатой на дороге, надеясь только на одно - какие-нибудь гитлеровцы пройдут или проедут по дороге, и можно будет взорвать гранату, не напрасно отдать жизнь. То, что под гранату Ивановского попал­ся только жалкий обозник, - досадная случайность, которыми полна всякая война, одна из ее дьявольских "гримас", насмешек над человеческими трудами и жертвами. Но, как справедливо пи­сал сам Быков, - для литературы о войне одинаково важны как удачи, так и поражения, большие и малые. К тому же, что такое победа, а что такое поражение с точки зрения нравственной и фи­лософской, которая больше всего интересует искусство? Иванов­ский, разумеется, фактически был побежден и погиб на своем ма­леньком поле боя, но если он из тех людей, о которых сказано, что их можно убить, но нельзя победить, то его поражение явственно превращается в иное, противоположное качество.

Слабый хлопок гранаты на зимней дороге - это, конечно, не ог­ненный факел Н.Гастелло и не самоотверженный бросок Л. Матросова. И все-таки "неслышный подвиг" Ивановского по самой своей сути родственен тем поступкам. Герою Быкова не довелось дожить до иного рассвета - постепенно обозначившегося рассвета далекой еще Победы. Но его короткая и трагическая военная "эпопея" -один из первых проблесков, предвещающих неминуемый перелом в ходе войны.

VII. "Пойти и не вернуться".

Сообщение ученика и обобщение учителя.

VII. Обсуждение повестки "Сотников".

  1. Чтение воспоминаний В. Быкова "Как создавалась повесть "Сотников".

  1. Беседа с учащимися по вопросам:

1) Каково первоначальное впечатление о Сотникове и Рыба­ке? Кто из них кажется нам более мужественным?

В начале герои предстают перед нами как товарищи по парти­занскому отряду, как единомышленники. Рыбак даже привлекает нас больше, чем Сотников, физической силой, удачливостью, жиз­ненной энергией. Сотников отличается суровой категоричностью суждений, замкнутостью, аскетизмом.

2)В чем мы видим разницу в их взглядах?

3)Отчего страдают Сотников и Рыбак?

4)Как ведет себя в плену Сотников, как Рыбак?

5)Какое впечатление оставил у Сотникова случайно услышан­ный допрос советского полковника?

6) Почему расходятся пути двух партизан ?

7)Почему Сотников, глядя на петлю, приготовленную для него самого, думает: "Одна на двоих"?

8)Можно ли обстоятельствами оправдать предательство?

XI. Заслушивание докладов учащихся.

"Рядовой всенародного подвига" (О Сотникове).

"Коварная судьба заплутавшегося на войне человека" (О Рыба­ке).

X. Обобщение учителя.

Герои повести - Сотников и Рыбак - в обычных условиях, воз­можно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время вой­ны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и при­нимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену. Он фактически становится врагом. Идя на выполнение задания, они по-разному реагируют на предстоящую опасность, и кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к подвигу, чем хилый, больной Сотников. Но если Рыбак, который всю жизнь "ухитрялся найти какой-нибудь выход", внутренне готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыха­ния остается верным долгу человека и гражданина: "Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встре­тить смерть.... Иначе, зачем же тогда жизнь? Слишком нелегко дается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу".

Рыбак постепенно сдает врагам свои позиции, делает одну ус­тупку за другой. Почти до самого конца, вплоть до гибели Сотникова, он не осознает себя предателем, не хочет им быть, но жаждет одного - выжить любой ценой.

Жить хочет и Сотников, но для него существуют и другие рав­новеликие ценности: гражданское сознание долга, чести, человече­ское достоинство, любовь к людям. Именно о них, о людях, по­павших вместе с ним в беду, все время думает Сотников, хочет спасти их, взяв всю вину на себя.

Рыбак же, попав в трудное положение, как бы отстраняется от всех и прежде всего от своего товарища. Решив спасти себя во что бы то ни стало, он смутно чувствует, что Сотников ему мешает, хочет, чтобы Сотников скорее умер. Так он становится палачом Сотникова сначала в мыслях, а потом на деле, помогая полицаям вешать его.

Сотников понимает, что другого выхода, чем достойно умереть, у него нет. Он и погибает потому, что не подчиняется обстоятель­ствам. Сотникову нелегко дается его мужественное решение. К подвигу надо готовиться, воспитывая в себе чувство долга перед обществом и собственной совестью.

Геройство не всегда рождается отвагой, какой-то исключитель­ной храбростью, чаще суровой необходимостью, сознанием долга, голосом совести. Надо - значит надо! - логика тех, для кого под­виг - до конца выполненный долг.

Таким образом, "Сотников" - философское произведение, в ко­тором поставлены нравственные проблемы о смысле жизни, ду­ховной силе человека, тупике бездуховности; о том, что остается от человека после смерти.

XI. Заключение учителя (по уроку).

Разные герои населяют повести В. Быкова, разные события фронтовой или партизанской действительности вызывают нака­ленный драматизм сюжета. Но неизменным остается то, что сказа­но писателем о повести "Сотников": "неумолимая сила военных обстоятельств" вынуждает делать "самый решающий в человече­ской жизни выбор - умереть достойно или остаться жить подло". Как Сотников и Рыбак, каждый выбирает свое.

Такое постоянство творческих пристрастий к остроконфликт­ной, напряженно-драматической ситуации выбора, зачастую опре­деляемого всего одним шагом героя, имеет для Василя Быкова принципиальное значение, позволяет увлеченно решать задачи, которые он признает для себя главными. Скажем о них его же сло­вами: ". ..исследовать не самое войну (эта задача историков), а воз­можности человеческого духа, проявляющиеся на войне".

Литература

Данникян Л.Г. Кононцева И.М. Урок-семинар по по­вести В.Быкова "Сотников" в IX классе //Литература в школе, 1987, №6.

Русская литература XX в. 11 класс. Практикум под ред. Лыссого Ю.И. М., 1998.

Литература народов СССР // Под ред. Шошина В.А. М., 1977.

Т у р к о в А . Такое не пропадает // В.Быков. Повести. М., 1987.

Оскоцкий В. Всего один шаг // В.Быков. Сотников. М., 1982.

Некрасов - певец женской доли

Урок по творчеству Н.А. Некрасова

(10 класс)

Цель урока: Показать, что Некрасов действительно был певцом женской доли, но подошел к этой теме по-своему, сердечно и гуманно.

Показать, что эта тема волновала и русских художников.

Оборудование: Грамзапись русской народной песни "Что ты жадно глядишь на дорогу?» в исполнении В.Левко;

Картины художников А.Г. Венецианова "На пашне. Весна", "На жатве. Лето", И.П. Аргунова "Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме", В.А. Тропинина "Кружевницы", В.Г. Перова "Проводы покойника", А.Е.Архипова "Прачки" (репродукции).

На доске записаны слова Н.А. Некрасова:

1.И если я легко стряхнул с годами
С души моей тлетворные следы,
Поправшей все разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,

И носит песнь, слагаемая мною,

Живой любви глубокие черты –

О мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла, живую душу ты!

(Поэма "Мать")

2.Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц,..

(Поэма"Мороз, Красный нос")

3. Слова писателя М. Герасимова: "Некрасова я люблю по­-родному, как люблю русский чернозем с перелесками, с протяж­ными заунывными песнями, в которых бьется, струится грусть, да­же в тишине звенит все время и раскалывается эхо - отзвук накоп­ленных веками страданий народа...".

Ход урока:

Звучит грамзапись русской народной песни "Что ты жадно глядишь на дорогу?" (исп. В. Левко).

Вступительное слово.

Мы не случайно начали урок с этой песни. О чем она? В чем обаяние героини?

В центре образ молодой девушки, красивой, мечтающей о зем­ном счастье. Автор описывает ее красоту.

Много стихотворений посвятил Некрасов женщине. И было это не случайно. Вспомните мать Некрасова - Елену Андреевну. В до­ме мужа она терпела обиды и унижения, какие не всегда выпадали и на долю крепостных. Но именно она сумела пробудить в сыне отвращение к окружающей грязи и невежеству, она передала ему свою доброту, чуткость, стремление к справедливости.

Любовью к матери озарено все поэтическое творчество Некра­сова. В конце жизни, оглядывая весь свой путь, Некрасов писал в поэме "Мать" (1877 г.) (Поэма осталась незавершенной.):

И если я легко стряхнул с годами

С души моей тлетворные следы,

Поправшей все разумное ногами,

Гордившейся невежеством среды,

И если я наполнил жизнь борьбою

За идеал добра и красоты,

И носит песнь, слагаемая мною,

Живой любви глубокие черты –

О мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла, живую душу ты!

Некрасов много писал о русской женщине. Тема женской доли традиционная в русской литературе и вообще в искусстве. Некра­сов не отрицал традиций. Но отразил эту тему по-своему, пропус­тив ее через свое сердце. У него особая манера письма.

Стихотворение "В дороге". По свидетельству И.И. Па­наева (редактор журнала "Современник"), В.Г. Белинский, позна­комившись со стихотворением, пришел в восторг: "... у Белинско­го засверкали глаза: он бросился к Некрасову, обнял его и сказал чуть ли не со слезами на глазах: "Да знаете ли, что вы поэт - и поэт истинный?" "Превосходным" назвал стихотворение А.И. Герцен.

Словарнаяработа. .

Варган - искаженное орган, т.е. фортепиано, музыкальный ин­струмент.

Тягло - полная крестьянская семья (жена с мужем), хозяйствен­ная единица в помещичьем землевладении.

Коты - женская обувь, полусапожки.

В этом стихотворении Некрасов раскрывает судьбу Груши -крестьянской девушки. Когда-то она была отдана в господский дом. Господа научили ее грамоте, игре на музыкальном инстру­менте. Одели. Пробудили зачатки культуры. Затем распорядились ее судьбой, выдав замуж за ямщика. Она чахнет, крестьянская ра­бота ей не под силу. С грустью она смотрела на какой-то портрет. О судьбе Груши Некрасов рассказал устами мужа-ямщика. Он говорит просто, по-крестьянски: "Погубили ее господа, а была бы бабенка лихая". Это основная идея стихотворения.

Стихотворение "В полном разгаре страда деревен­ская".

Словарная работа.

Страда (от русск. - страдати) - пора самой тяжелой работы в деревне.

Чтение стихотворения и разбор его учителем.

В центре - судьба женщины. Некрасов начинает стихотворение с обобщения, с вывода, а потом конкретизирует. Он рисует жен­щину в трудовом процессе.

Вспомните образы русских крестьянок из других стихотворений Некрасова. (Учащиеся вспоминают стихотворения. Например, "За­бытая деревня" и др.)

Стихотворение "Орина, мать солдатская". (Про­слушивание грамзаписи.)

Обобщение учителя.

Орина долго ждет из армии своего сына и после короткого сви­дания снова остается одинокой. В этом стихотворении Некрасов сумел рассказать о невыносимо тяжелой солдатской службе - о суровой муштре и жестоких истязаниях, господствовавших в цар­ской армии. Орина рассказывает трагическую историю своего сы­на, взятого в армию сильным и здоровым, а вернувшегося смер­тельно больным. И единственная опора Орины в старости - Иван -умирает.

Стихотворение "Еду ли ночью по улице темной", "Вчерашний день в часу шестом". (Сообщения учащих­ся.)

Слово учителя.

Описывая беспросветную жизнь крестьянской женщины, Не­красов в то же время показал, что несмотря на тяжелые условия, в русской деревне немало было женщин сильных, красивых, воле­вых, трудолюбивых, мужественно боровшихся с нуждой.

Самые яркие образы русских крестьянок в поэзии Некрасова- образ Дарьи из поэмы "Мороз, Красный нос" и Матрены Тимофе­евны из поэмы "Кому на Руси жить хорошо". Эти героини откры­ваются нам изнутри.

... Дарьюшка, похоронив мужа, пришла в лес, чтобы нарубить дров и побыть наедине с собой и природой. Вдруг голос:


Войди в мое царство со мною

И будь ты царицею в нем.

Поцарствуем славно зимою,

А летом спокойно уснем.

Войди! Приголублю, согрею.

Дворец отведу голубой...

Повелитель предлагает ей спокойствие, забвение от мук, небы­тие, а она последним усилием воли, замерзая, воскрешает в памяти самое дорогое: мужа, детей, работу на пашне, песни - ЖИЗНЬ. На вопрос Мороза: "Тепло ли тебе, молодица?" - трижды отвечает: "Тепло". Ни жалобы, ни стона, ни заигрывания с Морозом - смер­тью... Современная женщина сама часто не осознает, что под "культурным слоем" в ней бьется сердце Дарьюшки - мужествен­ное и кроткое, страдающее и преданное не утехам и соблазнам жизни, а тем, кому она дает жизнь.

В позме "Кому на Руси жить хорошо" судьба женщины развер­нута в целую повесть, которую по праву можно назвать "Житие святой Матренушки". Не эпиграф из жизни, а вся судьба целиком предстает как одно из проявлений божественной Природы. Детст­во, юность Матренушки в ожидании счастья, горячая работа, встреча с суженым, "испытание" Филиппа, обряд замужества - все исполнено поэзии, целомудрия, серьезности.

А что ты, парень, в девице

Нашел во мне хорошего?..

А ты бы поглядел меня.

Как лен треплю, как снопики

На риге молочу...

Обратим на этот монолог особое внимание. Матрена Тимофеев­на не кокетничает с женихом, не поучает его, а намекает, как нуж­но выбирать невесту и что ценить в ней.

Ты скажи, за что,

Молодой купец,

Полюбил меня,

Дочь крестьянскую?

Я не в серебре,

Я не в золоте,

Жемчугами я

Не увешана!



Жених отвечает искренне, не набивая себе цену;

Чисто серебро –

Чистота твоя,

Красно золото –

Красота твоя...

Случайно ли "чистота" девичья поставлена на первое место? Думается, нет. О многом думаешь, читая эту главу, и о целомудрии первой любви, и об отношении к браку, как единственному на всю жизнь, о воспитанном с детства уважении к старшим, о скромности и достоинстве.

Прочитаешь главу - и не заметишь, как войдет в тебя широкое, теплое чувство к той, что сумела несуетно, прекрасно прожить жизнь, несмотря на выпавшие на ее долю испытания (издевки в семье мужа, гибель первенца, разлука с мужем).

Вывод и обобщение учителя (ученики записывают в тетради).

Таким образом, Некрасов посвятил русской женщине множест­во своих произведений, в которых показал ее трудную долю. В то же время поэт приметил, что русская женщина умна, красива, у нее богатый духовный мир. Назвав свою Музу "родной сестрой" кре­стьянки, поэт создает идеальные образы потрясающей силы.

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

К образу русской женщины в своем творчестве обращались не только поэты и писатели. Судьба ее всегда волновала и художни­ков. Вспомним таких мастеров кисти, как В.Тропинин, В.Перов, А.Архипов, И.Аргунов, А.Венецианов и другие.

Рассказывают подготовленные учащиеся.

Вот картина знаменитого московского портретиста В.А. Тропинина "Кружевница". Публика сразу приняла это полотно, ставшее как бы символом эпохи.

Перед нами миловидная девушка, плетущая кружева. Она изо­бражена в момент, когда на миг оторвалась от работы и обратила взгляд к зрителю, который оказывается вовлеченным в пространст­во картины. С любовью и тщательностью выписан натюрморт-кружева, коклюшки, ящик для рукоделия. Ощущаешь покой и уют, созданные Тропининым, убеждаешься в ценности каждого мгнове­ния человеческой жизни.

Про картины Перова Василия Григорьевича говори­ли, что они "сильно кусаются".

Художник видел, насколько тяжело народу, сочувствовал ему, страдал вместе с ним. Лучшие картины Перова полны чувства со­страдания. Вот перед нами картина "Проводы покойника".

... По широкому снежному полю понуро шагает рыжая кресть­янская лошадка. В дровнях - грубо сколоченный гроб, перехвачен­ный веревкой и прикрытый рогожей. Рядом примостились дети. На мальчике большая отцовская шапка до бровей и поношенный от­цовский тулуп. Мальчик пригрелся и затих, убаюканный ровным движеньем саней, скрипом полозьев.

Девочка обнимает гроб замерзшей ручонкой без рукавицы. Мать сидит в санях спиной к зрителям. Мы видим ее низко скло­ненную голову, сгорбленные плечи, положенные на колени руки с вожжами. Но и этого довольно, чтобы понять, почувствовать боль ее утраты, ее тяжелую думу о завтрашнем дне.

"Глядя на одну эту спину, сердце сжимается, хочется плакать", -сказал писатель Григорович.

А кругом белая, холодная равнина, мрачное, мглистое небо. И ни души, только собачка-дворняжка вместе с осиротевшей семьей провожает покойного.

О незаметной смерти крестьянина художник рассказал как о большом горе. Любовь к народу, сочувствие его бедам помогли Перову передать боль утраты кормильца.

Много полотен на тему крестьянской жизни написал известный русский художник А.Г. Венецианов.

В картине "На пашне. Весна" художник изобразил мило­видную крестьянку, ведущую двух запряженных в борону лоша­дей. С нежностью смотрит она в сторону сидящего на траве ребен­ка. Позади раскинулось широкое свежевспаханное поле. Крестьян­ка в розовом сарафане, на голове малиновый повойник, легкий ве­терок раздувает платье. Значительное место отведено картинам природы. Особенно легко и воздушно написана даль. Создается ощущение весеннего воздуха, свежести пробуждающейся природы, неяркого, но ласкового солнца. Создается впечатление, что кресть­янка только "изображает" работу.

На другом полотне "Ж а т в а. Лето". Венецианов изображает крестьянку в момент краткого отдыха от работы. Мы видим на переднем плане женскую фигуру, за ней расстилается пейзаж. Ря­дом с ней, на пустой поверхности помоста, лежит серп - постоянный венециановский атрибут полевых работ. Художник прекрасно передает ощущение жаркого летнего дня. когда солнце еще высоко в небе, но скоро уже начнет медленно клониться к закату.

Горячая, прогретая земля, поля с частично уже заскирдованны­ми снопами чередуются с нескошенными полосами ржи, затем идут покрытые травой поля, а дальше опять нивы.

Очень убедителен колорит произведения, выдержанный в тем­ных тонах - желтом, зеленом и коричнево-красном

А вот картина А.Е.Архипова "Прачки"- совсем дру­гая. Она передает зловещую атмосферу адского труда, подавляю­щего человека. В полумраке подвала проступают фигуры его плен­ниц. Свет и воздух, переданные мазками, проникая в окно, превра­щаются в удушливый смрад, в котором задыхаются прачки.

Возможно, это бывшие крестьянки, выросшие на раздолье рус­ской природы. Лица их лишены индивидуальных черт - это мучи­тельные гримасы, выражающие измождение, жесты кажутся судо­рожными и грубыми. И темные провалы глаз, и сжатые губы, и пугающая механичность движений - все это словно страшные гри­масы смерти.

Заключительное слово учителя.

Таким образом, художники также не могли пройти мимо этой важной темы. Женская доля была трудной всегда. Со страниц не­красовской лирики и с полотен русских художников встают перед нами русские женщины во всем величии русского национального характера: внешней привлекательностью, душевной чистотой, скромностью, сердечностью и добротой. С другой стороны, ху­дожники запечатлели на своих полотнах и то, как трудно живется русской крестьянке, показали ее невыносимые страдания, ее тяже­лый труд.

Но за всем этим чувствовалась вера, что придут иные времена, жизнь крестьян улучшится. Мечтал об этом и Некрасов, который проникновенно писал о матери, а, значит, о всех женщинах:


Великое чувство! У каждых дверей,

В какой стороне не заедем,

Мы слышим, как дети зовут матерей

Далеких, но рвущихся к детям.

Великое чувство! Его до конца

Мы живо в душе сохраняем,

Мы любим сестру, и жену, и отца,

Но в муках мы мать вспоминаем.



Домашнее задание.

  1. Выучить наизусть стихотворение "В дороге", "Что ты жадно глядишь на дорогу", "Еду ли ночью по улице темной" (по выбору учащихся).

  2. Прочитать в учебнике раздел "Период трудного времени". Поэма "Мороз, Красный нос" (См. Ю.В. Лебедев. Литература 10 класс. ч.1, М., 1994). ,

Лексика и фразеология.

Типы речи

Урок - повторение в 6 классе

Цель урока:

  1. повторить и обобщить изученный материал по лексике и фра­зеологии; повторить типы речи - описание, повествование и рас­суждение.

  2. посредством дидактического материала воспитывать у детей любовь к родной природе, Родине, также развивать такие качества, как доброта, чуткость, внимательность.

Оборудование: Таблицы. Дидактический раздаточный ма­териал. Грамзапись отдельных упражнений.

Ход урока:

I. Объявление темы и цели урока (краткий коммен­тарий).

II. Словарная работа. (Толковые словарики учащиеся ве­дут с 5 класса.)

Экология 1) раздел биологии, изучающий взаимоотношения

животных или растений с окружающей средой;

2) борьба за чистоту окружающей среды (Э. леса. Э. водоема, почвы). Э. культуры (переноси.).

III. Фронтальный опрос-повторение. На доске вы­черчивается таблица (без стрелок).


Источники пополнения общеупотребительной лексики

неологизмы

Исконно русские слова

Заимствованные

Слова

Диалектные слова

Общеупотребительные

слова

Профессиональные

Слова

Устаревшие слова



1)Каких слов в русском языке больше?

2)Как пополняется общеупотребительная лексика? Покажите стрелками.

3)Какие слова называются диалектными? Приведите примеры диалектных слов.

4)Какие слова называются профессиональными? Приведите примеры.

5)Почему возникают новые слова? Приведите примеры неоло­гизмов, которые стали общеупотребительными.

6)Почему выходят из употребления отдельные слова? Как они называются?

7)Какие слова называются заимствованными?

IV.Разбор слов по со ставу (на доске и в тетрадях).

Прилуниться, целинные.

  1. Являются ли эти слова неологизмами?

  2. До какого момента слово считается неологизмом?

V.Синтаксический разбор (на доске и тетрадях):

Ель рукавом мне тропинку завесила. Это предложение по цели высказывания - повествовательное, по интонации - невосклица­тельное; основа: ель - это подлежащее, выраженное существитель­ным; ель что сделала? завесила - это сказуемое, выраженное глаго­лом. Основа в предложении одна, следовательно, это предложение простое, двусоставное, по наличию второстепенных членов - рас­пространенное, по осложненности - не осложнено.

Найдите слова, использованные в переносном значении.

Ель рукавом ... тропинку завесила - это метафора. Поэт исполь­зует сходство еловой ветки с широким рукавом.

VI. Работа с т е к с т а м и. (Тексты и задания раздаются каж­дому учащемуся.)

1. Вопросы для повторения.

  1. Какие типы речи вы знаете?

  2. Чем отличается рассуждение от описания и повествования?

  3. Каковы особенности описания и повествования?

2. Какие типы речи использованы в следующих фрагментах текстов? Обоснуйте свое мнение.

а) Ко мне на удочку, на самый кончик, присела стрекоза. Четыре
слюдяных крыла. Бронзовое тельце. На голове - будто громадные
выпуклые очки. Сидим. Смотрим друг на дружку. Вдруг сорвалась
стрекоза, как выстреленная, скользнула надо мной. Какой-то щел­чок послышался. И упало мне на руку блестящее комариное кры­лышко. Молодчина!

б) Природу надо любить, кем бы ты ни стал. Любовь к природе
поможет тебе и в твоей будущей профессии, и в жизни.

Сколько радости тебе доставит лес, если ты по-настоящему поймешь и почувствуешь его красоту!

Равнодушный к природе человек, не задумываясь, будет выру­бать леса, чтобы проложить дорогу. А человек, любящий природу, обязательно придумает что-нибудь, чтоб и дорогу проложить, и лес не погубить. А это очень важно!

3. Комплексный анализ текста.



Деревья как люди.

Деревья как люди. Одни заметные, яркие, долго помнятся. Дру­гие — неприметные, всегда на "вторых" ролях. Но этот неброский, скромный человек подчас одарит тебя такой радостью и задушев­ностью, что остается дорогим на всю жизнь.

Так и ива. Кто заметит в лесу это небольшое скромное дерево? Ни статью своей, ни красотой листа она не привлечет глаза. Но тот, кто однажды увидел, как она цветет - неистово, озаряя еще про­зрачный, неодетый лес своим мягким золотистым светом, - тот навсегда запомнит и будет каждую весну ждать заветного часа.

  1. Определите тему текста.

  2. Какой это тип речи?

  3. Определите основную мысль текста.

  4. О каких человеческих качествах говорится в тексте?

  5. Что значит быть добрым и душевным?

  6. Всегда ли мы добры друг к другу, к близким?

  7. Встречались ли вы с добрыми людьми?

  8. Хорошо ли с ними рядом? (Хорошо, они согревают своей добротой, душевностью, с ними не хочется расставаться.)

  1. Много ли таких людей?

  2. Кто это? (Чаще мама, бабушка, друзья.)

  3. Как нужно относиться к таким людям? (Чутко и очень бе­режно, стараться сохранить любовь и дружбу. Не таить злобу. Не обижаться по пустякам. Быть чистым душой!)

Обобщение учителя.

Ребята, недаром сейчас много говорят об экологии души. Эколо­гия природы немыслима без экологии души. Человек - творец, хра­нитель. Но он же - разрушитель. Всем что-то нужно от природы. Но к природе тоже, как и к людям, надо отно­ситься очень бережно.

VII. С ц е н к а .

Вы, конечно, узнали, что речь идет о создателе знаменитого "Толкового словаря живого великорусского языка" Владимире Ивановиче Дале.

Какие еще словари русского языка вы знаете? Для чего они слу­жат?

Толковый словарь (дает лексическое толкование слов).

Орфографический словарь (правописание слов).

Словарь синонимов.

Словарь антонимов.

Словарь ударений.

Словарь иностранных слов (дает толкование заимствованных слов).

Топонимический словарь (объясняет географические названия).

Фразеологический словарь (объясняет фразеологизмы).

Этимологический словарь (дает сведения о происхождении слов).

Специальные словари (философский, словарь юного филолога и др.).

Другие словари.

VII. По втО ре ние диалектизмов, архаизмов; тол­кование лексического значения слова.

1. Объясните значение подчеркнутых диалектизмов. (Предложе­ния написаны заранее на переносной доске.)

1) Мельник щеголял в кумачовой рубахе, плисовых шароварах, новых пимах.

2)Векша стрекочет - гостей пророчит.

  1. Кипуны были здесь очень сильные и вырывались из середи­ны горы.

  2. Как доехал казак до станицы, напоил он коня из криницы.

  3. Жалица, щавель, дикая редька, медуница, петушки и много чего выросло на лугах.

  4. От куржака все лошади сделались одинаковой масти - се­дые.

  5. Белая речка вытекает из светлой рады.

  6. Пожалуй, нет в северных лесистых поселениях ни одного стола, где бы не подавались калитки.

  7. Приподнимая косулю тяжелую, баба порезала ноженьку го­лую - некогда кровь унимать.

  8. Стодол стоял на просторном базу.

Для справок: 1) пимы - валенки; 2) векша - сорока; Ъ)кипун -родник; 4) станица - большое селение в казачьем районе; криница - колодец; 5) жалица - крапива; 6) куржак - иней; 7) рада - боло­тистый лес в Архангельской области; 8) калитка - ватрушка; 9) косуля - соха; 10) стодол - сарай; баз - двор.

2. Найдите устаревшие слова (архаизмы) и выясните их значе­ние.

  1. Блеснет заутра луч денницы, и заиграет яркий день. (А.Пушкин.)

  2. Грядущие годы таятся во мгле, но вижу твой жребий на светлом челе. (А.Пушкин.)

  3. Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей. (А.Пушкин.)

  4. С простертой данью вдохновенно Полонский здесь читал стихи. (А.Блок.)

  1. И сладкая слеза ланиту орошает. (К.Батюшков.)

  1. Посмотри в свой вертоград: в нем нарцисс уж распустился. (В.Майков.)

  2. Дерзайте ныне одаренны раченьем вашим показать, что мо­жет собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Россий­ская земля рождать. (М.Ломоносов.)

Слова для справок: 1) денница - утренняя заря; 5) ланита - ще­ка; 6) вертоград - сад; 7) раченье - старанье, усердие.

3. Назовите слова по данным толкованиям их лексического зна­чения.

1) Старый, опытный воин. 2) Герой русских былин, совершаю­щий воинские подвиги. 3) Специалист с высшим техническим образованием. 4) Человек, совершающий поездку в поезде, теплохо­де, самолете или другом виде транспорта. 5) Военнослужащий, стоящий на посту. 6) Команда, личный состав танка, самолета, ко­рабля.

Для справок: ветеран, богатырь, инженер, пассажир, часовой, экипаж:.

IX. Самостоятельная работа.

Из синонимических рядов, которые даны на доске, учащиеся выписывают: устаревшие слова (I вариант), заимствованные слова (II вариант), фразеологические обороты (III вариант).

Комната, горница, каморка, светелка;

большой, огромный, великий, грандиозный;

кратко, сжато, лаконично, в двух словах;

немедленно, экстренно, по горячим следам, срочно;

объяснять, комментировать, изъяснять, разжевать и в рот положить.

X. Прослушивание грамзаписи (Упр. 19, Л.Зельманова, П.Ивченко. Звуковое приложение к учебнику по русскому языку для VI классов) .

  1. В каком предложении выражена основная мысль текста?

  2. Какой это тип речи? Как вы это определили?

  3. Назовите в первом абзаце слова, употребленные в перенос­ном значении.

XI. Творчески й диктант.

Задание: заменить выделенные слова и сочетания слов близ­кими по смыслу фразеологическими оборотами.

Целую четверть Петя работал на уроках плохо (спустя рукава, не в полную силу, не бей лежачего). Дома он ничего не делан (бил баклуши, ворон считал, лодыря гонял). За домашние задания Петя брался неохотно (без особого желания, с горем пополам). В конце четверти с дневником, полным двоек, Петя печально шел домой (опустив голову, с тяжелым сердцем, сам не свой). "Надо после ка­никул усердно приниматься за работу", - думал мальчик (засучив рукава, не покладая рук).

XII. Задание на дом.

§18. Ответить на контрольные вопросы. Упр. 92. (По учебнику.)

XIII. Подведение итогов по уроку.
1. Комментирование оценок.

2. Беседа с учащимися.

1) Какие темы повторили на сегодняшнем уроке?

2) Что узнали нового?

3) С чем было связано большинство сегодняшних текстов? (С природой, ее неповторимой красотой)

4) Как надо относиться к природе? (Природу надо оберегать, бережно к ней относиться. Приумножать ее богатства. От любви к природе начинается наша любовь к Родине.)

5) А что значит для вас Родина.(Это родная речка, это знакомый овраг и лес – порой неказистые, они навсегда остаются в нашем сердце. Это наш родимый дом, это улыбка родителей, это наши друзья.)

6) Как надо ко всему этому относиться? (Бесконечно бережно, с любовью.)

Заканчивается урок чтением любимых стихотворений о русском языке, о Родине, о родной природе.














Содержание


Я жив не хлебом единым…Урок-размышление по стихам и

«Колымским рассказам»В.Шаламова (11кл.)……………………..2

Тема Великой Отечественной войны в творчестве В.Быкова.

Читательская конференция (11 кл.)………………………………..8

Некрасов-певец женской доли.Урок по творчеству

Н.А.Некрасова (10 кл.)……………………………………………..12

Лексика и фразеология.Типы речи.Урок-повторение

В 6 классе……………………………………………………………18




20



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Пособие для учителей русского языка и литературы (конспекты уроков)

Автор: Бахтин Сергей Фёдорович

Дата: 24.11.2014

Номер свидетельства: 134925

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методический материал.Рабочая программа учебного курса "Русский язык.9 класс" "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskii-matierial-rabochaia-proghramma-uchiebnogho-kursa-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413213191"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "использование возможностей компьютера на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-vozmozhnostiei-komp-iutiera-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "191881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427379349"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Статья на тему "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(122) "stat-ia-na-tiemu-orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "281861"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453615308"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства