Пособие для учителей русского языка и литературы (конспекты уроков)
Пособие для учителей русского языка и литературы (конспекты уроков)
Урок-размышление по стихам
и "Колымским рассказам" В. Шаламова1
(В данной разработке автор не стремился дать целостный идейно-художественный анализ всего творчества писателя. Он лишь делится опытом своей работы. Материал рассчитан на 2 урока.)
Цель урока: познакомить учащихся с трагической судьбой В. Шаламова, с его поэзией и рассказами.
Оформление: физическая карта России, выставка книг В.Шаламова, вырезки из газет и журналов, отдельные публикации о писателе.
Эпиграф урока: Нет, ты вовеки не гадала
В судьбе своей, Отчизна-мать,
Собрать под небом Магадана
Своих сынов такую рать.
А.Т. Твардовский
На столе в вазе ветки лиственницы, живые цветы.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя.
Удивительные дни мы переживаем сейчас: К нам возвращается многострадальная "потаенная муза России". Среди произведений писателей и поэтов, пришедших к нам через время и безвременье, А.Платонова, В. Гроссмана, В. Набокова- яркая своей обнаженной болью проза и поэзия Варлама Шламова.
Сегодняшний урок мы посвятим его "Колымским рассказам" и стихам, написанным по личным впечатлениям почти двадцатилетней лагерной жизни. Сам автор писал, что считает лагерь отрицательным опытом для человека - с первого до последнего часа: "Человек не должен знать, не должен даже слышать о нем. Ни один человек не становится ни лучше, ни сильнее после лагеря. Лагерь отрицательный опыт, отрицательная школа, растление для всех -для начальников и заключенных, конвоиров и зрителей, прохожих и читателей беллетристики".
Несмотря на такое заявление Шаламова, мы познакомимся с его произведениями о лагерной жизни, чтобы вызвать именно отрицательное отношение к этому белому пятну нашей истории.
И на отрицательном опыте можно и нужно воспитывать милосердие, справедливость, гуманность, любовь к своему народу. Родине.
Следует отметить, что "лагерная" тема официально начала свое развитие с выхода в свет повести А. Солженицына "Один день Ивана Денисовича" ("Новый мир",1962, № 11). Новые процессы, происходящие в нашем обществе, сделали реальным всплеск публикаций, который последовал после 1985 года. Поток повседневных ужасов, будничного кошмара, а также предельной искренности и правды обрушили на читателя произведения Л. Разгона, Е. Гинзбург, О. Волкова и многих других узников лагерей, чудом оставшихся в живых и сумевших рассказать о своих страданиях. Все они основаны на подлинных событиях и судьбах, на документах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пособие для учителей русского языка и литературы (конспекты уроков) »
С.Ф.Бахтин
Не хлебом единым…
Из опыта работы
ЙОШКАР-ОЛА
2009
Я жив не хлебом единым...
Урок-размышление по стихам
и "Колымским рассказам" В. Шаламова1
(В данной разработке автор не стремился дать целостный идейно-художественный анализ всего творчества писателя. Он лишь делится опытом своей работы. Материал рассчитан на 2 урока.)
Цель урока: познакомить учащихся с трагической судьбой В. Шаламова, с его поэзией и рассказами.
Оформление: физическая карта России, выставка книг В.Шаламова, вырезки из газет и журналов, отдельные публикации о писателе.
Эпиграфурока: Нет, ты вовеки не гадала
В судьбе своей, Отчизна-мать,
Собрать под небом Магадана
Своих сынов такую рать.
А.Т. Твардовский
На столе в вазе ветки лиственницы, живые цветы.
Ход урока:
I. Вступительное словоучителя.
Удивительные дни мы переживаем сейчас: К нам возвращается многострадальная "потаенная муза России". Среди произведений писателей и поэтов, пришедших к нам через время и безвременье, А.Платонова, В. Гроссмана, В. Набокова- яркая своей обнаженной болью проза и поэзия Варлама Шламова.
Сегодняшний урок мы посвятим его "Колымским рассказам" и стихам, написанным по личным впечатлениям почти двадцатилетней лагерной жизни. Сам автор писал, что считает лагерь отрицательным опытом для человека - с первого до последнего часа: "Человек не должен знать, не должен даже слышать о нем. Ни один человек не становится ни лучше, ни сильнее после лагеря. Лагерь отрицательный опыт, отрицательная школа, растление для всех -для начальников и заключенных, конвоиров и зрителей, прохожих и читателей беллетристики".
Несмотря на такое заявление Шаламова, мы познакомимся с его произведениями о лагерной жизни, чтобы вызвать именно отрицательное отношение к этому белому пятну нашей истории.
И на отрицательном опыте можно и нужно воспитывать милосердие, справедливость, гуманность, любовь к своему народу. Родине.
Следует отметить, что "лагерная" тема официально начала свое развитие с выхода в свет повести А. Солженицына "Один день Ивана Денисовича" ("Новый мир",1962, № 11). Новые процессы, происходящие в нашем обществе, сделали реальным всплеск публикаций, который последовал после 1985 года. Поток повседневных ужасов, будничного кошмара, а также предельной искренности и правды обрушили на читателя произведения Л. Разгона, Е. Гинзбург, О. Волкова и многих других узников лагерей, чудом оставшихся в живых и сумевших рассказать о своих страданиях. Все они основаны на подлинных событиях и судьбах, на документах.
Ученик читает стихотворение Андрея Облога "Памяти Варлама Шаламова".
Запах лиственницы - это дух победы.
Лиственница - дерево бессмертия.
Нежные, зеленые побеги -
Горестная память лихолетья.
В комнате погибшего поэта,
В банке с обезжизненной водою
Жестокая изломанная ветка,
Воскрешая, пахнет Колымою.
Двадцать лет. Откуда эта сила?
Двадцать лет - по сути без возврата.
Сколько сыновей твоих, Россия.
Полегло на Колыме проклятой...
В городах, поселках и станицах
Безымянных Колымы - помяньте.
Шелестят страницы:
"Люди мира, на минуту встаньте!"
II. Историческаясправка.
В 30-е годы масштаб сталинских репрессий принял огромный размах. Началом их можно назвать 1928 год, до этого в политических изоляторах сидели эсеры, участвовавшие в контрреволюционных заговорах, меньшевики, монархисты и другие "враги революции". В 1928 году на Соловецких островах Белого моря организуются отдельные лагеря. По "Шахтинскому делу" было осуждено 53 человека, в 1929-ом в исправительно-трудовые лагеря отправляются всемирно известные академики, в 1930 году прогремело дело Промпартии, 1930-1932 годы характерны судебными процессами над военными специалистами, в 1931 году по делу "Трудовой крестьянской партии" осуждается уже тысяча человек. Таким образом, жертвы сначала насчитывались десятками, затем - тысячами, миллионами жизней.
В.Т. Шаламов был одним из многих осужденных, затем оправданных - одним из первых, кто стал давать показания о том времени и бремени страданий, которые выпали на долю безвинных жертв.
Все произведения о Колыме создавались писателем в 50 -70-е годы. К настоящему времени издано около 140 рассказов, которые сам писатель объединил в шесть циклов: "Колымские рассказы","Левый берег", "Артист лопаты", "Очерки преступного мира", "Воскрешение лиственницы или КР-2". Названные циклы вошли в состав трех прозаических сборников В. Шаламова.
III.Биография В. Шаламова (сообщение ученика).
Варлам Тихонович Шаламов родился 1 июля 1907 года в Вологде, в многодетной семье священника Тихона Николаевича Шаламова. Стихи писал с детства. Занимался самообразованием. Семнадцатилетним юношей он покидает родной город и уезжает в Москву, где на первых порах работает дубильщиком на кожевенном заводе. В 1926 году поступает в МГУ на факультет советского права. Но в феврале 1929 года был арестован и осужден на три года за распространение политического завещания В.И. Ленина "Письмо к съезду". Срок отбывал на Урале, на Вишере. В 1932 году Шаламов возвращается в Москву, работает в ведомственных журналах и публикуется в них. В новогоднюю ночь 1937 года - снова арест. Новый срок - пять лет - писатель отбывает уже в лагерях Колымы, где испытал все: голод, холод, жизнь на грани умирания... Кончается этот срок, начинается новый - десять лет за антисоветскую агитацию: Шаламов назвал эмигранта Бунина русским классиком. В 1946 году его, "доходягу", спас от смерти лагерный врач, отправив на курсы фельдшеров.
IV. Учитель.
Как же складывалась послеколымская судьба писателя? В 1953 году ему разрешили вернуться в центральные районы страны, но без права проживания в больших городах. Жить устроился в Калининской области, работал на торфоразработках агентом по снабжению. Тогда же были написаны первые колымские рассказы.
V. Рассказ В.Шаламова "Надгробное слово". (Пересказ ученика близкий к тексту.)
"Все умерли... Умер Моська Рютин. Он работал в паре со мной, а со мной "работяги" не хотели работать. Моська работал. Он был гораздо сильнее и ловчее меня. И он понимал хорошо, зачем нас сюда привезли... И Моська торопливо стал одеваться. Места наши в бараке были рядом. Кто-то разбудил моего соседа. Обыскивали немногие Моськины вещи, но среди них нашли шахматы, тот человек отложил их в сторону. Хотя Рютин попросил их, кожаный захохотал и сказал:
- Тебе они больше не понадобятся.
Умер экономист Семен Алексеевич Шейнин, напарник мой, добрый человек. Он долго не понимал, что делают с ним, но в конце концов понял и спокойно стал ждать смерти.
Присланные мне бурки я продал, купил масла, хлеба-хотели отпраздновать. Сбегал за кипятком, но вдруг упал на землю от страшного удара по голове. Когда я вскочил, сумки с хлебом и маслом не было. Метровое лиственное полено, которым меня ударили, лежало около койки. И все кругом смеялись...
Много лет потом я не мог вспоминать об этой краже без страшного шокового волнения. А Семен Алексеевич умер".
Вывод учителя по рассказу.
"Надгробное слово" - скорбный рассказ, начинающийся словами "Все умерли...". Двенадцать имен, двенадцать судеб, объединенных общей лагерной судьбой на грани смерти. Этот рассказ потрясает тем, что люди жили и работали в нечеловеческих условиях, надеясь на свое освобождение. Они не знали, зачем их арестовали, зачем умрут и все же жили.
VI. Ученица. Вот рассказ В. Шаламова "Последний бой майора Пугачева".
Действие происходит на Крайнем Севере. Двенадцать осужденных, страдающие от холода и голода, многочасовой работы, совершают побег. Один из них, Солдатов, работал поваром, Пугачев - культоргом, Иващенко чинил оружие для охраны. Солдатов и Иващенко, придя за ключами в кабинет дежурного, задушили надзирателей, а их трупы затащили за шкаф. Затем все 12 осужденных надевают солдатскую форму и уходят в лес, на свободу. Но беглецов настигают разыскивавшие их солдаты, открывают огонь. В живых остался только один майор Пугачев, который спасся в медвежьей берлоге. Здесь он вспоминает всю свою жизнь: первую учительницу, мать, погибших друзей. Затем вложил в рот дуло пистолета и выстрелил.
Учитель: Какова же главная мысль рассказа? (Узники лагеря предпочли животному существованию смерть, но на свободе. И встретили ее как истинные солдаты.) Почему ты выбрала этот рассказ?
Ученица: Аресты 30-х годов - это акты насилия над людьми невинными, случайными. Профессора, инженеры, крестьяне, партработники не были ни врагами народа, ни государственными преступниками и, умирая, не знали в чем их вина. Стали бояться заступаться друг за друга. Подвергались репрессиям и люди, прошедшие Великую Отечественную войну, спасшие мир от фашизма.
Шаламов в рассказе очень верно подмечает приметы послевоенного времени, атмосферу взаимного недоверия, страха за завтрашний день.
VII. Учитель: Общеизвестно, что проблемы гуманизма, человечности и нравственности традиционны для литературы. Литература советского периода, периода социалистического реализма, всегда последовательно проводила мысль о том, что даже в самых неимоверных условиях человек обязан оставаться человеком. Мы знаем много героев художественной литературы, не сломленных, не сдавшихся, выдержавших все. Вспоминаются слова А. Толстого: "Человек живуч, ни один зверь не вынесет таких ран, таких бедствий".
Пожалуй, впервые в прозе В. Шаламовым нравственный аспект высвечен по-иному. Что делать, если сопротивляться уже невозможно? Как, с каких позиций оценивать того, кто лишь внешне уже напоминает человека? Самые страшные последствия сталинского ГУЛАГа - уничтожение личности, расчеловечивание, истребление духовно-нравственного начала. В рассказах Шаламова мы читаем о том, как лагерный молох сумел повернуть вспять эволюционную теорию Дарвина. В "Колымских рассказах" постоянно проводится параллель: человек и животное, зверь. Обнаруживается, что человек - это самое выносливое животное, самое терпеливое и беззащитное: "Не рука очеловечила обезьяну, не зародыш мозга, не душа - есть собаки и медведи, поступающие умней и нравственней человека... При прочих равных условиях в свое время человек оказался значительно крепче и выносливей физически, только физически" ("Заклинатель змей"). "Все человеческие чувства - любовь, дружба, зависть, человеколюбие, милосердие, жажда славы, честность - ушли от нас с тем мясом, которого мы лишились за время своего продолжительного голодания",- замечает писатель в рассказе "Сухим пайком". Развитие указанной параллели продолжается в рассказах "Дождь", "Кант", "Плотники", "Одиночный замер", "Ягоды", "Тайга золотая" и других.
Как же относиться к людям, разрывающим ради сухой корки или рваного носка свежую могилу, крадущим последнее у чуть зазевавшегося товарища? В. Шаламов в своей статье "О прозе" пишет: "В "Колымских рассказах" взяты люди без биографии, без прошлого и без будущего. Похоже ли их настоящее на звериное или это человеческое настоящее?.. Существенно для "Колымских рассказов" и то, что в них показаны новые психологические закономерности, новое в поведении человека, низведенного до уровня животного, - впрочем, животных делают из лучшего материала, и ни одно животное не переносит тех мук, которые перенес человек".
Мысль художника ясна: весь ужас сталинской системы - именно в "расчеловечивании", в лишении человека возможности быть им.
"Не суди! Не осуждай тех, кто просто хотел выжить", - настойчиво повторяется в современных публикациях и историков, и филологов, и бывших узников ГУЛАГа. Глубокий нравственный смысл рассказов В. Шаламова - в их искренности, непридуманности, честности.
VIII. Анализ рассказов на тему: "Человек в нечеловеческих условиях". (Выступления учащихся.)
"Ночью". Герои рассказа Глебов и Багрепов деловито, спокойно и буднично раскапывают свежую могилу, чтобы снятое с мертвецов рванье обменять на хлеб. Шаламову не надо много слов, не надо рассуждений. Мир жестокости породил абсурдное чувствование: "Багрецов улыбался. Завтра они продадут белье, променяют на хлеб, может быть, даже достанут немного табаку..." Страшен, чудовищен не столько факт вандализма, сколь страшна эта улыбка.
И только в самом невероятном сне человек мог задать себе вопрос: не берет ли его с собой заключенный, агитирующий на побег, в качестве будущей пищи? (Рассказ "Сгущенное молоко".) Но возникновение этого вопроса у персонажа "Колымских рассказов" вполне реально.
В рассказе "Домино" мы знакомимся с каннибалом. Происходит это как-то обыденно, спокойно, и людоед вовсе не страшен -"лейтенант танковых войск Свечников, нежный розовощекий юноша". В колымских лагерях все поставлено с ног на голову. То, что в нормальной жизни абсурд, здесь почти норма, и наоборот.
Вывод учителя. Художник приводит нас к пониманию самой страшной трагедии - массового уничтожения Человеческой Личности...
Дороги ГУЛ А Га выводили Шаламова и на другие встречи. Редко, но попадались ему люди, оставшиеся людьми. Правда, таковыми они были на момент встречи и часто неизвестна их дальнейшая судьба. Это столяр Фризоргер ("Апостол Павел"), рукодельница Маруся Крюкова ("Галстук"), зек-священник Замятин ("Выходной день"), врач Андрей Михайлович ("Домино").
IX. Пересказ учащимися самостоятельно прочитанных рассказов В.Шаламова.
X.Поэзия В. Шаламова.
Учитель. Варлам Шаламов до тонкостей знал православие, обряды, обычаи, праздники, он верил в предрассудки, был суеверен. Одновременно он был образован, начитан и до самозабвения любил и знал поэзию. Сам написал много стихов.
Ученица читает стихотворение В. Шаламова:
Бормочут у крыльца две синенькие галки,
И воду воробей из лужи важно пьет.
Щегол уж не творит, а шпарит по шпаргалке,
Я с детства заучил порядок этих нот.
Но прелесть детских лет - не больше чем невзгода.
Чем тяжесть страшная на памяти моей,
Мне совестно взглянуть под купол небосвода,
Под куполы церквей моих превратных дней.
Дней юности моей, что прожита задаром,
Разорванный, растоптанный дневник,
Соседства смертных стрел, напитанных анчаром.
Опасное соседство книг...
И молодость моя - в рублях от первых пыток
■
Возмездье первородного греха.
Не самородок, нет, а выплавленный слиток
Из небогатых руд таежного стиха.
И зрелость твердая - в кружащейся метели,
Бредущая по лесу топором...
Ученица: Я много лет дробил каменья
Не гневным ямбом, а кайлом.
Я жил позором преступленья
И вечной правды торжеством.
XI. Дружба В. Шаламова с Б. Пастернаком.(См.ж.Юность,1988,№10)
XII. Из биографии В. Шаламова.
В июле 1956 г. Шаламова полностью реабилитировали. Вернулся в Москву, очень скоро заболел и вынужден был оформить пенсию, сначала составляющую гроши, но потом из Магадана прислали справку о 10 годах подземных работ, и ему назначили пенсию в 72 рубля — более она не повышалась. Шаламов был тяжело болен и одинок в последние годы жизни.
Короткая оттепель не привела к лету, весна резко поворотила назад, к новым заморозкам.
Лично знавшая писателя Л. Зайвая вспоминает:
"Колымские рассказы" сыграли трагическую роль в жизни писателя, находящегося уже на свободе. В те, названные ныне "застойными»годы В. Шаламова заставили написать письмо в "Литературную газету" (1972 г.) с отказом от прозы о. Колыме. Разве мог автор отказаться от пережитого? От него отворачиваются многие друзья, писатели. Он и сам порывает с литературным окружением и остается в одиночестве. Почти два десятилетия жизни в аду сталинских лагерей не проходят бесследно: у Шаламова прогрессирует тяжкий недуг - полное невладение координацией движений, потеря слуха, а затем и зрения. Живет он в коммунальной квартире, в небольшой комнатушке на скромную пенсию.
И все же судьба поэта - особая судьба. Кому удавалось начать жизнь в пятьдесят лет с нуля, успеть так много пережить, выстрадать, все запомнить, описать - оставить нерукотворный памятник-выжить и не сломаться.
Меня познакомил с Шаламовым Ю.А. Шнейдер в конце 1977 года. Это был уже очень больной, почти беспомощный, всеми покинутый старик, не хотевший и не желавший принимать чью-либо помощь. Он избегал людей, новых знакомств, с трудом мог общаться. Я пыталась помочь в его бытовых проблемах, писала письма, звонила "великим мира сего" - никто из тогдашнего Союза писателей не помог, ему. Осенью 1979 года Союз писателей устраивает Шаламова в богодельню и не забывает к праздникам присылать открытки с поздравлением и приглашением на праздники, что само по себе было уже насмешкой.
Умер Шаламов 17 января 1982 года...
Шаламов возвращается к нам. Уверенно. Надежно. Навсегда".
Чтение стихотворения Марии Аввакумовой "Памяти В. Шаламова".
Х III. 3аключительное слово учителя.
Творчество В. Шаламова - кирпичик в фундаменте всенародного мемориала памяти. Оно взывает к совести, учит бдительности, состраданию, милосердию. Сталинская ложь оставила глубокие следы в памяти людей, в их психологии, культуре. И сегодня мы знаем, что если совесть в те годы молчала, то прежде всего потому, что рядом не было истины.
На годы единовластия приходится кульминация трагедии народа: насильно были вырваны из жизни многие честные люди. Мы должны помнить о них.
"Не хлебом единым жив человек..." Жизнь писателя В. Шаламова продолжается. Она в его рассказах, стихах. Сам Шаламов писал: "Писатель - не наблюдатель, не зритель, а участник драмы жизни, участник не в писательском обличье, не в писательской роли. Выстраданное собственной кровью выходит на бумагу как документ души, преображенное и освещенное огнем таланта".
"Новая проза" Шаламова (определение самого художника) не только дает правдивое и честное представление о трагических страницах отечественной истории, но и буквально заставляет прочувствовать страшную реальность ГУЛАГа, пройти вместе с героями все круги ада.
Литература
Василевский А. Особые заметки о погибшем народе// Детская литература, 1991, № 8. ,.
Латынина А. Поднявшиеся из ада: Некоторые мысли по поводу "Невымышленной прозы" //Лит. газета, 13 июля, 1988. С. 4.
Лесняк Б., Шаламов В.Т. // Ленинградская панорама Л 1990, №№ 1, 2.
Переписка В. Шаламова с Б. Пастернаком // Юность, 1988, № 10.
Сидоров Е. О Варламе Шаламове и его прозе //' Огонек, 1989, №22.
Френкель В. В круге последнем//Даугава, 1990,№ 4.
Шкловский Е. А. Варлам Шаламов. М., Знание, 1991.
Шнейдер Ю. Сознание и его имитация // Новый мир, 1989, № 11.
.
Тема Великой Отечественной войны в
творчестве В.Быкова
Читательская конференция
Цель урока: познакомить учащихся с повестями В. Быкова на тему войны. Показать на примере его произведений, что по отношению к подвигу людей периода войны сверяется гражданская позиция и современного человека.
Оборудование:
Выставка книг В. Быкова.
Иллюстрации и картины о Великой Отечественной войне.
Грамзапись песни "День Победы".
Запись на доске: Это не красивое описание необычных подвигов богатырей, это несколько будней войны, маленьких капель в необъятном море борьбы. (В. Быков.)
"Альпийская баллада" "Повести огненных лет"
"Военные повести" "Журавлиный крик"
"Третья ракета" "Круглянский мост"
"Мертвым не больно" "Фронтовые страницы'"'
"Атака с ходу" "Обелиск"
"Волчья стая" "Дожить до рассвета"
"Сотников" "Колокола Хатыни"
"Знак беды" "Пойти и не вернуться"
Ход урока:
I. Прослушиваниеграмзаписипесни «День Победы», муз.Д.Тухманова, сл. В. Харитонова.
II. Вступительное слово учителя.
Время листает страницы истории, стремительно бегут дни и годы. Память человеческая удерживает из прошлого не все. Но есть события, свет которых никогда не померкнет. Невиданная по своим масштабам, по своей напряженности и ожесточению битва с немецкими захватчиками до сих пор глубоко волнует читателей, остается одной из главных тем в литературе. Писатели разных поколений обращаются к этой теме: М. Шолохов, Л. Леонов, С. Смирнов, А. Чаковский, К. Симонов...
Большой вклад внес в литературу о войне и В. Быков, о чьих произведениях мы будем сегодня говорить.
III. Сообщение ученика.Биография В. Быкова.
Обобщение учителя.
Белорусский прозаик Василь Быков - один из самых авторитетных писателей в современной русской литературе военной темы.
Его повести о войне, созданные в разные годы, составляют как бы единый цикл, своеобразную летопись мужества, проявляемого советскими людьми в положениях крайне драматических, "предельных" .
Герои произведений Быкова - воины армии, партизаны, жители Белоруссии проходят через испытания самые жестокие, борются действительно на грани человеческих возможностей, погибают в неравных схватках.
Трагична эта летопись героизма. Но она светла, потому что доказывает: нет предела моральной силе, величию человека.
IV.Сообщение ученика. Повесть "Обелиск".
V.Обобщение учителя.
Это произведение никого не оставляет равнодушным. О герое "Обелиска", учителе Морозе, один из персонажей говорит так: "Ну в самом деле... что он такое совершил? Убил ли он хоть одного немца?" Нет, Мороз не убил ни одного врага - он просто отдал свою жизнь за людей, за шестерых подростков, своих учеников, схваченных гитлеровцами. Трагизм ситуации заключается в том, что жертва эта может показаться напрасной - фашисты обещали отпустить ребят, если Мороз явится сам, но все, в том числе и сам учитель, понимали, что не отпустят, казнят всех; так оно и случилось. Главное для Быкова - во имя чего погиб этот человек?
Сам Мороз у Быкова ничего не объясняет - только и говорит, что нужно идти, хотя знает, что ребят этим не спасешь. Он учитывает и то, что гитлеровцы могут использовать его неявку в своих целях, раструбят повсюду, что большевистский учитель предал своих учеников. Значит, гибель Мороза - не напрасна. Ибо поступить иначе, лишить матерей надежды - принести в жертву военному расчету гуманистическую идею.
Ткачук, партизанский комиссар, понимает, почему Мороз согласился открыть школу: "Пусть работает. На нас работает. Если не на наше нынешнее, так на будущее". Все правильно, и гибель учителя тоже для будущего:"Убил немца или не убил? Он сделал больше, чем если бы убил. Он голову положил на плаху".
Таким образом, учитель Мороз пожертвовал собой, чтобы поддержать ребят перед смертью, уберечь от ужаса одиночества, от утраты веры в человека. Тем самым совершил не менее героический поступок, чем тот, что сражался с врагом.
Имя Мороза появляется на обелиске, воздвигнутом в честь погибших ребят, его учеников.
VI. Повесть "Дожить до рассвета" (художественный пересказ).
Обобщение учителя.
На первый взгляд может показаться, что между Морозом и лейтенантом Ивановским нет почти ничего общего. Ивановский - солдат, рвущийся в бой, одержимый единственной мыслью: убить, уничтожить врага. Он ведет в немецкий тыл группу бойцов, чтобы взорвать фашистский склад боеприпасов, но обстоятельства постоянно меняются. Ивановский ранен, гибнет единственный оставшийся с ним солдат. В финале полумертвый, замерзающий, занесенный снегом и истекающий кровью лейтенант лежит с гранатой на дороге, надеясь только на одно - какие-нибудь гитлеровцы пройдут или проедут по дороге, и можно будет взорвать гранату, не напрасно отдать жизнь. То, что под гранату Ивановского попался только жалкий обозник, - досадная случайность, которыми полна всякая война, одна из ее дьявольских "гримас", насмешек над человеческими трудами и жертвами. Но, как справедливо писал сам Быков, - для литературы о войне одинаково важны как удачи, так и поражения, большие и малые. К тому же, что такое победа, а что такое поражение с точки зрения нравственной и философской, которая больше всего интересует искусство? Ивановский, разумеется, фактически был побежден и погиб на своем маленьком поле боя, но если он из тех людей, о которых сказано, что их можно убить, но нельзя победить, то его поражение явственно превращается в иное, противоположное качество.
Слабый хлопок гранаты на зимней дороге - это, конечно, не огненный факел Н.Гастелло и не самоотверженный бросок Л. Матросова. И все-таки "неслышный подвиг" Ивановского по самой своей сути родственен тем поступкам. Герою Быкова не довелось дожить до иного рассвета - постепенно обозначившегося рассвета далекой еще Победы. Но его короткая и трагическая военная "эпопея" -один из первых проблесков, предвещающих неминуемый перелом в ходе войны.
VII. "Пойти и не вернуться".
Сообщение ученика и обобщение учителя.
VII. Обсуждение повестки "Сотников".
Чтение воспоминаний В. Быкова "Как создавалась повесть "Сотников".
Беседа с учащимися по вопросам:
1) Каково первоначальное впечатление о Сотникове и Рыбаке? Кто из них кажется нам более мужественным?
В начале герои предстают перед нами как товарищи по партизанскому отряду, как единомышленники. Рыбак даже привлекает нас больше, чем Сотников, физической силой, удачливостью, жизненной энергией. Сотников отличается суровой категоричностью суждений, замкнутостью, аскетизмом.
2)В чем мы видим разницу в их взглядах?
3)Отчего страдают Сотников и Рыбак?
4)Как ведет себя в плену Сотников, как Рыбак?
5)Какое впечатление оставил у Сотникова случайно услышанный допрос советского полковника?
6) Почему расходятся пути двух партизан ?
7)Почему Сотников, глядя на петлю, приготовленную для него самого, думает: "Одна на двоих"?
8)Можно ли обстоятельствами оправдать предательство?
XI. Заслушивание докладов учащихся.
"Рядовой всенародного подвига" (О Сотникове).
"Коварная судьба заплутавшегося на войне человека" (О Рыбаке).
X. Обобщение учителя.
Герои повести - Сотников и Рыбак - в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену. Он фактически становится врагом. Идя на выполнение задания, они по-разному реагируют на предстоящую опасность, и кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к подвигу, чем хилый, больной Сотников. Но если Рыбак, который всю жизнь "ухитрялся найти какой-нибудь выход", внутренне готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина: "Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть.... Иначе, зачем же тогда жизнь? Слишком нелегко дается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу".
Рыбак постепенно сдает врагам свои позиции, делает одну уступку за другой. Почти до самого конца, вплоть до гибели Сотникова, он не осознает себя предателем, не хочет им быть, но жаждет одного - выжить любой ценой.
Жить хочет и Сотников, но для него существуют и другие равновеликие ценности: гражданское сознание долга, чести, человеческое достоинство, любовь к людям. Именно о них, о людях, попавших вместе с ним в беду, все время думает Сотников, хочет спасти их, взяв всю вину на себя.
Рыбак же, попав в трудное положение, как бы отстраняется от всех и прежде всего от своего товарища. Решив спасти себя во что бы то ни стало, он смутно чувствует, что Сотников ему мешает, хочет, чтобы Сотников скорее умер. Так он становится палачом Сотникова сначала в мыслях, а потом на деле, помогая полицаям вешать его.
Сотников понимает, что другого выхода, чем достойно умереть, у него нет. Он и погибает потому, что не подчиняется обстоятельствам. Сотникову нелегко дается его мужественное решение. К подвигу надо готовиться, воспитывая в себе чувство долга перед обществом и собственной совестью.
Геройство не всегда рождается отвагой, какой-то исключительной храбростью, чаще суровой необходимостью, сознанием долга, голосом совести. Надо - значит надо! - логика тех, для кого подвиг - до конца выполненный долг.
Таким образом, "Сотников" - философское произведение, в котором поставлены нравственные проблемы о смысле жизни, духовной силе человека, тупике бездуховности; о том, что остается от человека после смерти.
XI. Заключение учителя (по уроку).
Разные герои населяют повести В. Быкова, разные события фронтовой или партизанской действительности вызывают накаленный драматизм сюжета. Но неизменным остается то, что сказано писателем о повести "Сотников": "неумолимая сила военных обстоятельств" вынуждает делать "самый решающий в человеческой жизни выбор - умереть достойно или остаться жить подло". Как Сотников и Рыбак, каждый выбирает свое.
Такое постоянство творческих пристрастий к остроконфликтной, напряженно-драматической ситуации выбора, зачастую определяемого всего одним шагом героя, имеет для Василя Быкова принципиальное значение, позволяет увлеченно решать задачи, которые он признает для себя главными. Скажем о них его же словами: ". ..исследовать не самое войну (эта задача историков), а возможности человеческого духа, проявляющиеся на войне".
Литература
Данникян Л.Г. Кононцева И.М. Урок-семинар по повести В.Быкова "Сотников" в IX классе //Литература в школе, 1987, №6.
Русская литература XX в. 11 класс. Практикум под ред. Лыссого Ю.И. М., 1998.
Литература народов СССР // Под ред. Шошина В.А. М., 1977.
Т у р к о в А . Такое не пропадает // В.Быков. Повести. М., 1987.
Оскоцкий В. Всего один шаг // В.Быков. Сотников. М., 1982.
Некрасов - певец женской доли
Урок по творчеству Н.А. Некрасова
(10 класс)
Цель урока: Показать, что Некрасов действительно был певцом женской доли, но подошел к этой теме по-своему, сердечно и гуманно.
Показать, что эта тема волновала и русских художников.
Оборудование: Грамзапись русской народной песни "Что ты жадно глядишь на дорогу?» в исполнении В.Левко;
Картины художников А.Г. Венецианова "На пашне. Весна", "На жатве. Лето", И.П. Аргунова "Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме", В.А. Тропинина "Кружевницы", В.Г. Перова "Проводы покойника", А.Е.Архипова "Прачки" (репродукции).
На доске записаны слова Н.А. Некрасова:
1.И если я легко стряхнул с годами С души моей тлетворные следы, Поправшей все разумное ногами, Гордившейся невежеством среды, И если я наполнил жизнь борьбою За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты –
О мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла, живую душу ты!
(Поэма "Мать")
2.Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,..
(Поэма"Мороз, Красный нос")
3. Слова писателя М. Герасимова: "Некрасова я люблю по-родному, как люблю русский чернозем с перелесками, с протяжными заунывными песнями, в которых бьется, струится грусть, даже в тишине звенит все время и раскалывается эхо - отзвук накопленных веками страданий народа...".
Ход урока:
Звучит грамзапись русской народной песни "Что ты жадно глядишь на дорогу?" (исп. В. Левко).
Вступительное слово.
Мы не случайно начали урок с этой песни. О чем она? В чем обаяние героини?
В центре образ молодой девушки, красивой, мечтающей о земном счастье. Автор описывает ее красоту.
Много стихотворений посвятил Некрасов женщине. И было это не случайно. Вспомните мать Некрасова - Елену Андреевну. В доме мужа она терпела обиды и унижения, какие не всегда выпадали и на долю крепостных. Но именно она сумела пробудить в сыне отвращение к окружающей грязи и невежеству, она передала ему свою доброту, чуткость, стремление к справедливости.
Любовью к матери озарено все поэтическое творчество Некрасова. В конце жизни, оглядывая весь свой путь, Некрасов писал в поэме "Мать" (1877 г.) (Поэма осталась незавершенной.):
И если я легко стряхнул с годами
С души моей тлетворные следы,
Поправшей все разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты –
О мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла, живую душу ты!
Некрасов много писал о русской женщине. Тема женской доли традиционная в русской литературе и вообще в искусстве. Некрасов не отрицал традиций. Но отразил эту тему по-своему, пропустив ее через свое сердце. У него особая манера письма.
Стихотворение "В дороге". По свидетельству И.И. Панаева (редактор журнала "Современник"), В.Г. Белинский, познакомившись со стихотворением, пришел в восторг: "... у Белинского засверкали глаза: он бросился к Некрасову, обнял его и сказал чуть ли не со слезами на глазах: "Да знаете ли, что вы поэт - и поэт истинный?" "Превосходным" назвал стихотворение А.И. Герцен.
Словарнаяработа. .
Варган - искаженное орган, т.е. фортепиано, музыкальный инструмент.
Тягло - полная крестьянская семья (жена с мужем), хозяйственная единица в помещичьем землевладении.
Коты - женская обувь, полусапожки.
В этом стихотворении Некрасов раскрывает судьбу Груши -крестьянской девушки. Когда-то она была отдана в господский дом. Господа научили ее грамоте, игре на музыкальном инструменте. Одели. Пробудили зачатки культуры. Затем распорядились ее судьбой, выдав замуж за ямщика. Она чахнет, крестьянская работа ей не под силу. С грустью она смотрела на какой-то портрет. О судьбе Груши Некрасов рассказал устами мужа-ямщика. Он говорит просто, по-крестьянски: "Погубили ее господа, а была бы бабенка лихая". Это основная идея стихотворения.
Стихотворение "В полном разгаре страда деревенская".
Словарная работа.
Страда (от русск. - страдати) - пора самой тяжелой работы в деревне.
Чтение стихотворения и разбор его учителем.
В центре - судьба женщины. Некрасов начинает стихотворение с обобщения, с вывода, а потом конкретизирует. Он рисует женщину в трудовом процессе.
Вспомните образы русских крестьянок из других стихотворений Некрасова. (Учащиеся вспоминают стихотворения. Например, "Забытая деревня" и др.)
Стихотворение "Орина, мать солдатская".(Прослушивание грамзаписи.)
Обобщениеучителя.
Орина долго ждет из армии своего сына и после короткого свидания снова остается одинокой. В этом стихотворении Некрасов сумел рассказать о невыносимо тяжелой солдатской службе - о суровой муштре и жестоких истязаниях, господствовавших в царской армии. Орина рассказывает трагическую историю своего сына, взятого в армию сильным и здоровым, а вернувшегося смертельно больным. И единственная опора Орины в старости - Иван -умирает.
Стихотворение "Еду ли ночью по улице темной", "Вчерашний день в часу шестом". (Сообщения учащихся.)
Словоучителя.
Описывая беспросветную жизнь крестьянской женщины, Некрасов в то же время показал, что несмотря на тяжелые условия, в русской деревне немало было женщин сильных, красивых, волевых, трудолюбивых, мужественно боровшихся с нуждой.
Самые яркие образы русских крестьянок в поэзии Некрасова- образ Дарьи из поэмы "Мороз, Красный нос" и Матрены Тимофеевны из поэмы "Кому на Руси жить хорошо". Эти героини открываются нам изнутри.
... Дарьюшка, похоронив мужа, пришла в лес, чтобы нарубить дров и побыть наедине с собой и природой. Вдруг голос:
Войди в мое царство со мною
И будь ты царицею в нем.
Поцарствуем славно зимою,
А летом спокойно уснем.
Войди! Приголублю, согрею.
Дворец отведу голубой...
Повелитель предлагает ей спокойствие, забвение от мук, небытие, а она последним усилием воли, замерзая, воскрешает в памяти самое дорогое: мужа, детей, работу на пашне, песни - ЖИЗНЬ. На вопрос Мороза: "Тепло ли тебе, молодица?" - трижды отвечает: "Тепло". Ни жалобы, ни стона, ни заигрывания с Морозом - смертью... Современная женщина сама часто не осознает, что под "культурным слоем" в ней бьется сердце Дарьюшки - мужественное и кроткое, страдающее и преданное не утехам и соблазнам жизни, а тем, кому она дает жизнь.
В позме "Кому на Руси жить хорошо" судьба женщины развернута в целую повесть, которую по праву можно назвать "Житие святой Матренушки". Не эпиграф из жизни, а вся судьба целиком предстает как одно из проявлений божественной Природы. Детство, юность Матренушки в ожидании счастья, горячая работа, встреча с суженым, "испытание" Филиппа, обряд замужества - все исполнено поэзии, целомудрия, серьезности.
А что ты, парень, в девице
Нашел во мне хорошего?..
А ты бы поглядел меня.
Как лен треплю, как снопики
На риге молочу...
Обратим на этот монолог особое внимание. Матрена Тимофеевна не кокетничает с женихом, не поучает его, а намекает, как нужно выбирать невесту и что ценить в ней.
Ты скажи, за что,
Молодой купец,
Полюбил меня,
Дочь крестьянскую?
Я не в серебре,
Я не в золоте,
Жемчугами я
Не увешана!
Жених отвечает искренне, не набивая себе цену;
Чисто серебро –
Чистота твоя,
Красно золото –
Красота твоя...
Случайно ли "чистота" девичья поставлена на первое место? Думается, нет. О многом думаешь, читая эту главу, и о целомудрии первой любви, и об отношении к браку, как единственному на всю жизнь, о воспитанном с детства уважении к старшим, о скромности и достоинстве.
Прочитаешь главу - и не заметишь, как войдет в тебя широкое, теплое чувство к той, что сумела несуетно, прекрасно прожить жизнь, несмотря на выпавшие на ее долю испытания (издевки в семье мужа, гибель первенца, разлука с мужем).
Вывод и обобщение учителя (ученики записывают в тетради).
Таким образом, Некрасов посвятил русской женщине множество своих произведений, в которых показал ее трудную долю. В то же время поэт приметил, что русская женщина умна, красива, у нее богатый духовный мир. Назвав свою Музу "родной сестрой" крестьянки, поэт создает идеальные образы потрясающей силы.
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
К образу русской женщины в своем творчестве обращались не только поэты и писатели. Судьба ее всегда волновала и художников. Вспомним таких мастеров кисти, как В.Тропинин, В.Перов, А.Архипов, И.Аргунов, А.Венецианов и другие.
Рассказывают подготовленные учащиеся.
Вот картина знаменитого московского портретиста В.А. Тропинина "Кружевница". Публика сразу приняла это полотно, ставшее как бы символом эпохи.
Перед нами миловидная девушка, плетущая кружева. Она изображена в момент, когда на миг оторвалась от работы и обратила взгляд к зрителю, который оказывается вовлеченным в пространство картины. С любовью и тщательностью выписан натюрморт-кружева, коклюшки, ящик для рукоделия. Ощущаешь покой и уют, созданные Тропининым, убеждаешься в ценности каждого мгновения человеческой жизни.
Про картины Перова Василия Григорьевича говорили, что они "сильно кусаются".
Художник видел, насколько тяжело народу, сочувствовал ему, страдал вместе с ним. Лучшие картины Перова полны чувства сострадания. Вот перед нами картина "Проводы покойника".
... По широкому снежному полю понуро шагает рыжая крестьянская лошадка. В дровнях - грубо сколоченный гроб, перехваченный веревкой и прикрытый рогожей. Рядом примостились дети. На мальчике большая отцовская шапка до бровей и поношенный отцовский тулуп. Мальчик пригрелся и затих, убаюканный ровным движеньем саней, скрипом полозьев.
Девочка обнимает гроб замерзшей ручонкой без рукавицы. Мать сидит в санях спиной к зрителям. Мы видим ее низко склоненную голову, сгорбленные плечи, положенные на колени руки с вожжами. Но и этого довольно, чтобы понять, почувствовать боль ее утраты, ее тяжелую думу о завтрашнем дне.
"Глядя на одну эту спину, сердце сжимается, хочется плакать", -сказал писатель Григорович.
А кругом белая, холодная равнина, мрачное, мглистое небо. И ни души, только собачка-дворняжка вместе с осиротевшей семьей провожает покойного.
О незаметной смерти крестьянина художник рассказал как о большом горе. Любовь к народу, сочувствие его бедам помогли Перову передать боль утраты кормильца.
Много полотен на тему крестьянской жизни написал известный русский художник А.Г. Венецианов.
В картине "На пашне. Весна" художник изобразил миловидную крестьянку, ведущую двух запряженных в борону лошадей. С нежностью смотрит она в сторону сидящего на траве ребенка. Позади раскинулось широкое свежевспаханное поле. Крестьянка в розовом сарафане, на голове малиновый повойник, легкий ветерок раздувает платье. Значительное место отведено картинам природы. Особенно легко и воздушно написана даль. Создается ощущение весеннего воздуха, свежести пробуждающейся природы, неяркого, но ласкового солнца. Создается впечатление, что крестьянка только "изображает" работу.
На другом полотне "Ж а т в а. Лето". Венецианов изображает крестьянку в момент краткого отдыха от работы. Мы видим на переднем плане женскую фигуру, за ней расстилается пейзаж. Рядом с ней, на пустой поверхности помоста, лежит серп - постоянный венециановский атрибут полевых работ. Художник прекрасно передает ощущение жаркого летнего дня. когда солнце еще высоко в небе, но скоро уже начнет медленно клониться к закату.
Горячая, прогретая земля, поля с частично уже заскирдованными снопами чередуются с нескошенными полосами ржи, затем идут покрытые травой поля, а дальше опять нивы.
Очень убедителен колорит произведения, выдержанный в темных тонах - желтом, зеленом и коричнево-красном
А вот картина А.Е.Архипова "Прачки"- совсем другая. Она передает зловещую атмосферу адского труда, подавляющего человека. В полумраке подвала проступают фигуры его пленниц. Свет и воздух, переданные мазками, проникая в окно, превращаются в удушливый смрад, в котором задыхаются прачки.
Возможно, это бывшие крестьянки, выросшие на раздолье русской природы. Лица их лишены индивидуальных черт - это мучительные гримасы, выражающие измождение, жесты кажутся судорожными и грубыми. И темные провалы глаз, и сжатые губы, и пугающая механичность движений - все это словно страшные гримасы смерти.
Заключительное слово учителя.
Таким образом, художники также не могли пройти мимо этой важной темы. Женская доля была трудной всегда. Со страниц некрасовской лирики и с полотен русских художников встают перед нами русские женщины во всем величии русского национального характера: внешней привлекательностью, душевной чистотой, скромностью, сердечностью и добротой. С другой стороны, художники запечатлели на своих полотнах и то, как трудно живется русской крестьянке, показали ее невыносимые страдания, ее тяжелый труд.
Но за всем этим чувствовалась вера, что придут иные времена, жизнь крестьян улучшится. Мечтал об этом и Некрасов, который проникновенно писал о матери, а, значит, о всех женщинах:
Великое чувство! У каждых дверей,
В какой стороне не заедем,
Мы слышим, как дети зовут матерей
Далеких, но рвущихся к детям.
Великое чувство! Его до конца
Мы живо в душе сохраняем,
Мы любим сестру, и жену, и отца,
Но в муках мы мать вспоминаем.
Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение "В дороге", "Что ты жадно глядишь на дорогу", "Еду ли ночью по улице темной" (по выбору учащихся).
Прочитать в учебнике раздел "Период трудного времени". Поэма "Мороз, Красный нос" (См. Ю.В. Лебедев. Литература 10 класс. ч.1, М., 1994). ,
Лексика и фразеология.
Типы речи
Урок - повторение в 6 классе
Цель урока:
повторить и обобщить изученный материал по лексике и фразеологии; повторить типы речи - описание, повествование и рассуждение.
посредством дидактического материала воспитывать у детей любовь к родной природе, Родине, также развивать такие качества, как доброта, чуткость, внимательность.
Оборудование: Таблицы. Дидактический раздаточный материал. Грамзапись отдельных упражнений.
Ход урока:
I. Объявление темы и цели урока (краткий комментарий).
II. Словарная работа. (Толковые словарики учащиеся ведут с 5 класса.)
Экология1) раздел биологии, изучающий взаимоотношения
животных или растений с окружающей средой;
2) борьба за чистоту окружающей среды (Э. леса. Э. водоема, почвы). Э. культуры (переноси.).
III. Фронтальный опрос-повторение. На доске вычерчивается таблица (без стрелок).
3)Какие слова называются диалектными? Приведите примеры диалектных слов.
4)Какие слова называются профессиональными? Приведите примеры.
5)Почему возникают новые слова? Приведите примеры неологизмов, которые стали общеупотребительными.
6)Почему выходят из употребления отдельные слова? Как они называются?
7)Какие слова называются заимствованными?
IV.Разбор слов по со ставу (на доске и в тетрадях).
Прилуниться, целинные.
Являются ли эти слова неологизмами?
До какого момента слово считается неологизмом?
V.Синтаксический разбор (на доске и тетрадях):
Ель рукавом мне тропинку завесила. Это предложение по цели высказывания - повествовательное, по интонации - невосклицательное; основа: ель - это подлежащее, выраженное существительным; ель что сделала? завесила - это сказуемое, выраженное глаголом. Основа в предложении одна, следовательно, это предложение простое, двусоставное, по наличию второстепенных членов - распространенное, по осложненности - не осложнено.
Найдите слова, использованные в переносном значении.
Ель рукавом ... тропинку завесила - это метафора. Поэт использует сходство еловой ветки с широким рукавом.
VI. Работа с т е к с т а м и. (Тексты и задания раздаются каждому учащемуся.)
1. Вопросы для повторения.
Какие типы речи вы знаете?
Чем отличается рассуждение от описания и повествования?
Каковы особенности описания и повествования?
2. Какие типы речи использованы в следующих фрагментах текстов? Обоснуйте свое мнение.
а) Ко мне на удочку, на самый кончик, присела стрекоза. Четыре слюдяных крыла. Бронзовое тельце. На голове - будто громадные выпуклые очки. Сидим. Смотрим друг на дружку. Вдруг сорвалась стрекоза, как выстреленная, скользнула надо мной. Какой-то щелчок послышался. И упало мне на руку блестящее комариное крылышко. Молодчина!
б) Природу надо любить, кем бы ты ни стал. Любовь к природе поможет тебе и в твоей будущей профессии, и в жизни.
Сколько радости тебе доставит лес, если ты по-настоящему поймешь и почувствуешь его красоту!
Равнодушный к природе человек, не задумываясь, будет вырубать леса, чтобы проложить дорогу. А человек, любящий природу, обязательно придумает что-нибудь, чтоб и дорогу проложить, и лес не погубить. А это очень важно!
3. Комплексный анализ текста.
Деревья как люди.
Деревья как люди. Одни заметные, яркие, долго помнятся. Другие — неприметные, всегда на "вторых" ролях. Но этот неброский, скромный человек подчас одарит тебя такой радостью и задушевностью, что остается дорогим на всю жизнь.
Так и ива. Кто заметит в лесу это небольшое скромное дерево? Ни статью своей, ни красотой листа она не привлечет глаза. Но тот, кто однажды увидел, как она цветет - неистово, озаряя еще прозрачный, неодетый лес своим мягким золотистым светом, - тот навсегда запомнит и будет каждую весну ждать заветного часа.
Определите тему текста.
Какой это тип речи?
Определите основную мысль текста.
О каких человеческих качествах говорится в тексте?
Что значит быть добрым и душевным?
Всегда ли мы добры друг к другу, к близким?
Встречались ли вы с добрыми людьми?
Хорошо ли с ними рядом? (Хорошо, они согревают своей добротой, душевностью, с ними не хочется расставаться.)
Много ли таких людей?
Кто это? (Чаще мама, бабушка, друзья.)
Как нужно относиться к таким людям? (Чутко и очень бережно, стараться сохранить любовь и дружбу. Не таить злобу. Не обижаться по пустякам. Быть чистым душой!)
Обобщение учителя.
Ребята, недаром сейчас много говорят об экологии души. Экология природы немыслима без экологии души. Человек - творец, хранитель. Но он же - разрушитель. Всем что-то нужно от природы. Но к природе тоже, как и к людям, надо относиться очень бережно.
VII. С ц е н к а .
Вы, конечно, узнали, что речь идет о создателе знаменитого "Толкового словаря живого великорусского языка" Владимире Ивановиче Дале.
Какие еще словари русского языка вы знаете? Для чего они служат?
3. Назовите слова по данным толкованиям их лексического значения.
1) Старый, опытный воин. 2) Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 3) Специалист с высшим техническим образованием. 4) Человек, совершающий поездку в поезде, теплоходе, самолете или другом виде транспорта. 5) Военнослужащий, стоящий на посту. 6) Команда, личный состав танка, самолета, корабля.
Для справок: ветеран, богатырь, инженер, пассажир, часовой, экипаж:.
IX. Самостоятельная работа.
Из синонимических рядов, которые даны на доске, учащиеся выписывают: устаревшие слова (I вариант), заимствованные слова (II вариант), фразеологические обороты (III вариант).
Комната, горница, каморка, светелка;
большой, огромный, великий, грандиозный;
кратко, сжато, лаконично, в двух словах;
немедленно, экстренно, по горячим следам, срочно;
объяснять, комментировать, изъяснять, разжевать и в рот положить.
X. Прослушивание грамзаписи (Упр. 19, Л.Зельманова, П.Ивченко. Звуковое приложение к учебнику по русскому языку для VI классов) .
В каком предложении выражена основная мысль текста?
Какой это тип речи? Как вы это определили?
Назовите в первом абзаце слова, употребленные в переносном значении.
XI. Творчески й диктант.
Задание: заменить выделенные слова и сочетания слов близкими по смыслу фразеологическими оборотами.
Целую четверть Петя работал на уроках плохо (спустя рукава, не в полную силу, не бей лежачего). Дома он ничего не делан (бил баклуши, ворон считал, лодыря гонял). За домашние задания Петя брался неохотно (без особого желания, с горем пополам). В конце четверти с дневником, полным двоек, Петя печально шел домой (опустив голову, с тяжелым сердцем, сам не свой). "Надо после каникул усердно приниматься за работу", - думал мальчик (засучив рукава, не покладая рук).
XII. Задание на дом.
§18. Ответить на контрольные вопросы. Упр. 92. (По учебнику.)
XIII. Подведение итогов по уроку. 1. Комментирование оценок.
2. Беседа с учащимися.
1) Какие темы повторили на сегодняшнем уроке?
2) Что узнали нового?
3) С чем было связано большинство сегодняшних текстов? (С природой, ее неповторимой красотой)
4) Как надо относиться к природе? (Природу надо оберегать, бережно к ней относиться. Приумножать ее богатства. От любви к природе начинается наша любовь к Родине.)
5) А что значит для вас Родина.(Это родная речка, это знакомый овраг и лес – порой неказистые, они навсегда остаются в нашем сердце. Это наш родимый дом, это улыбка родителей, это наши друзья.)
6) Как надо ко всему этому относиться? (Бесконечно бережно, с любовью.)
Заканчивается урок чтением любимых стихотворений о русском языке, о Родине, о родной природе.
Содержание
Я жив не хлебом единым…Урок-размышление по стихам и