Тема: Горести и радости рождественской ночи. (Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке».)
Цели:
приобщать к наследию самого сложного отечественного писателя;
совершенствовать умение анализа художественного текста; развитие устной и письменной речи учащихся;
воспитывать подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества.
Оборудование: запись на доске, текст, иллюстрации к рассказу, портрет писателя, выставка книг Ф. М. Достоевского.
Теория литературы: композиция, элементы сюжета, характеристика героя, анализ эпизода, деталь художественного текста.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
Близко ли вам слово «рождество»? Сравните его с однокоренным «рождение».
- Какие чувства, ассоциации возникают при произнесении этих слов?
- (Учащиеся заранее получают задание написать сочинение-миниатюру).
Темы:
1) «Волшебство рождественской ночи».
2) «Рождественский» сон.
Учащиеся читают свои работы (1-2 работы).
- Встречались ли вы с Рождеством на страницах русских писателей? (Н.В. Гоголь).
- Каким осталось в вашей памяти Рождество Гоголя? (Доброе, светлое, радостное, веселое, с волшебством)
...А теперь - иное рождество в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
(Текст прочитан учащимися заранее).
2. Анализ художественного произведения (беседа по прочитанному).
- Сегодня мы впервые читаем Достоевского - одного из самых «трудных» писателей.
- «Труден» ли Ф. М. Достоевский?
(Да, так как заставляет задуматься над вечными, сложными вопросами бытия человека).
- Посмотрите внимательно на портрет этого писателя.
- Что поражает в его внешности?
- Сообщение учащегося о писателе.
Ф. М. Достоевский - великий русский писатель второй половины XIX века. Родился в большой семье со старинным патриархальным укладом, где читать детей учила мать, а по вечерам все собирались вокруг большого стола и родители читали вслух.
Получил прекрасное образование. В молодости принимал участие в деятельности революционного кружка Петрашевского, за это был осужден, приговорен к смертной казни, которую заменили ему каторжными работами. Но тяжкие испытания не сломили этого человека: страстная любовь к литературе предопределила его дальнейшую судьбу.
- Пребывание на каторге заставило писателя задуматься над сутью православного христианства и его значении для русского человека.
Запись на доске: «Обрести Христа - значит обрести собственную душу». Вот к какому выводу приходит Достоевский.
- А как вы понимаете эти слова?
- Есть писатели, которые своим творчеством резко меняют пути развития не только национальной, но и мировой литературы. Они приходят в мир словно для того, чтобы открыть людям самые сокровенные истины, заставить их взглянуть в глубь своей души и освободиться от всего лишнего, наносного. Таких писателей мы справедливо называем гениями.
Для всего человечества Ф. М. Достоевский - гений, который написал известные во всем мире романы («Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы»)
(Выставка книг, запись названий на доске.)
Его произведения содержат подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества, которое основано на власти денег и жестком унижении одних людей другими.
«Униженные и оскорбленные» - это не только название одного из романов, это главная тема всего творчества писателя.
- Давайте обратимся к тексту рассказа «Мальчик у Христа на елке».
- Какие эпизоды, детали вас потрясли?
(Зачитать примеры.)
- Ваше впечатление после прочтения? Почему вы едва не плакали?
(Пронзительное, чувственное повествование, тема «униженных и оскорбленных»).
- Посмотрим, как построен рассказ.
Композиционно произведение разделено на 2 части.
I часть «Мальчик с ручкой».
II часть «Мальчик у Христа на елке» (Записать на доске)
- О чем повествует I часть рассказа? (О голодных, оборванных, лишенных крова, человеческой теплоты и ласки детей, которые разбросаны по всей Руси.)
- В какой форме рассказывает автор о детях? (В форме размышлений).
- Каким обрисован мальчик «с ручкой» в I части рассказа? Назовите основные черты, опираясь на текст. (Плохо одет, смысл понятия «с ручкой», только лишь начинает профессию, наивный и доверчивый взгляд.).
- С какой целью он бродяжничает? (Набирает деньги для пьянствующей шайки.)
- Будущее мальчика «с ручкой»?
(Воровство, пьянство, бродяжничество.)
- Зачитаем последние строки I части.
- Какова авторская позиция по отношению к этому типу?
Вывод: Достоевский в I части рассказа дает обобщенный портрет детей, голодных, лишенных всего, вынужденных терпеть унижение и побои.
II часть - само по себе законченное произведение.
- Что объединяет обе части? (Тема - детская доля в России).
- Композиционное своеобразие II части рассказа - его кинематографичность.
- Работа с иллюстрациями к рассказу (на доске рисуется схема элементов сюжета)
1 картина - экспозиция «Мальчик в подвале» (хроника быта «углов» и «подвалов»).
2 картина - завязка - (Мальчик выходит на улицу).
3 картина - развитие действия «Красивая елка в богатом доме».
4 картина - развязка - «Мальчик у Христа на елке».
(Пересказ каждой композиционной части.)
- Где, по-вашему кульминационный момент?
Авторское повествование во 2-й части не остается неизменным. Голос автора незаметно сменяется голосом мальчика.
Докажите примерами из текста («Я романист», «мерещится мне»; «Господи, какой город» - городской пейзаж глазами мальчика.)
Образ мальчика во II части - суровый упрек тем, кто не замечает положения русских детей.
Лексика (преобладают глаголы, причем действия «звучат»: «завывают стаи собак», «звенят об камни подковы»; уменьшительно-ласкательные формы: «кусочек», «пальчики»).
- Основной прием - сопоставление: город - откуда приехал.
Вывод: Роль пейзажа - придать осязаемость образу мальчика, его состоянию холода и голода.
- Где во II части перелом в сюжете? (Увидев елку, он забывает обо всем, засыпает и попадает на елку к Христу.)
- Почему писатель разочаровал: оказывается, что «мальчики эти и девочки» давно «замерзли и задохнулись» - мертвы одним словом?
(В реальном мире для них нет елки.)
- И почему появляются их мамы? (Их судьбы также печальны.)
- Что произошло с мальчиком в финале? (Замерз.)
- И почему дети обернулись ангелами Христа?
(На земле, в реальном мире, дети не могут быть счастливы, это возможно только у Христа).
- Достоевский заканчивает свое произведение вопросами к себе и читателю. Зачитаем последний абзац и попытаемся ответить на этот вопрос: «И зачем же я сочинил такую историю?»
Вывод: Главный христианский смысл - избавление ангельских душ от земных мук. Рождественская ночь может быть наполнена и горестями и радостью.
III. Домашнее задание: написать отзыв на рассказ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мальчик у Христа на ёлке- разработка урока »
Урок по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» Урок литературы, 6 классТип: внеклассное чтение. Тема: Горести и радости рождественской ночи. (Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке».) Цели: приобщать к наследию самого сложного отечественного писателя; совершенствовать умение анализа художественного текста; развитие устной и письменной речи учащихся; воспитывать подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества. Оборудование: запись на доске, текст, иллюстрации к рассказу, портрет писателя, выставка книг Ф. М. Достоевского. Теория литературы: композиция, элементы сюжета, характеристика героя, анализ эпизода, деталь художественного текста. Ход урока I. Организационный момент. II. Изучение нового материала. 1. Вступительное слово учителя. Близко ли вам слово «рождество»? Сравните его с однокоренным «рождение». - Какие чувства, ассоциации возникают при произнесении этих слов? - (Учащиеся заранее получают задание написать сочинение-миниатюру). Темы: 1) «Волшебство рождественской ночи». 2) «Рождественский» сон. Учащиеся читают свои работы (1-2 работы). - Встречались ли вы с Рождеством на страницах русских писателей? (Н.В. Гоголь). - Каким осталось в вашей памяти Рождество Гоголя? (Доброе, светлое, радостное, веселое, с волшебством) ...А теперь - иное рождество в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке». (Текст прочитан учащимися заранее). 2. Анализ художественного произведения (беседа по прочитанному). - Сегодня мы впервые читаем Достоевского - одного из самых «трудных» писателей. - «Труден» ли Ф. М. Достоевский? (Да, так как заставляет задуматься над вечными, сложными вопросами бытия человека). - Посмотрите внимательно на портрет этого писателя. - Что поражает в его внешности? - Сообщение учащегося о писателе. Ф. М. Достоевский - великий русский писатель второй половины XIX века. Родился в большой семье со старинным патриархальным укладом, где читать детей учила мать, а по вечерам все собирались вокруг большого стола и родители читали вслух. Получил прекрасное образование. В молодости принимал участие в деятельности революционного кружка Петрашевского, за это был осужден, приговорен к смертной казни, которую заменили ему каторжными работами. Но тяжкие испытания не сломили этого человека: страстная любовь к литературе предопределила его дальнейшую судьбу. - Пребывание на каторге заставило писателя задуматься над сутью православного христианства и его значении для русского человека. Запись на доске: «Обрести Христа - значит обрести собственную душу». Вот к какому выводу приходит Достоевский. - А как вы понимаете эти слова? - Есть писатели, которые своим творчеством резко меняют пути развития не только национальной, но и мировой литературы. Они приходят в мир словно для того, чтобы открыть людям самые сокровенные истины, заставить их взглянуть в глубь своей души и освободиться от всего лишнего, наносного. Таких писателей мы справедливо называем гениями. Для всего человечества Ф. М. Достоевский - гений, который написал известные во всем мире романы («Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы») (Выставка книг, запись названий на доске.) Его произведения содержат подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества, которое основано на власти денег и жестком унижении одних людей другими. «Униженные и оскорбленные» - это не только название одного из романов, это главная тема всего творчества писателя. - Давайте обратимся к тексту рассказа «Мальчик у Христа на елке». - Какие эпизоды, детали вас потрясли? (Зачитать примеры.) - Ваше впечатление после прочтения? Почему вы едва не плакали? (Пронзительное, чувственное повествование, тема «униженных и оскорбленных»). - Посмотрим, как построен рассказ. Композиционно произведение разделено на 2 части. I часть «Мальчик с ручкой». II часть «Мальчик у Христа на елке» (Записать на доске) - О чем повествует I часть рассказа? (О голодных, оборванных, лишенных крова, человеческой теплоты и ласки детей, которые разбросаны по всей Руси.) - В какой форме рассказывает автор о детях? (В форме размышлений). - Каким обрисован мальчик «с ручкой» в I части рассказа? Назовите основные черты, опираясь на текст. (Плохо одет, смысл понятия «с ручкой», только лишь начинает профессию, наивный и доверчивый взгляд.). - С какой целью он бродяжничает? (Набирает деньги для пьянствующей шайки.) - Будущее мальчика «с ручкой»? (Воровство, пьянство, бродяжничество.) - Зачитаем последние строки I части. - Какова авторская позиция по отношению к этому типу? Вывод: Достоевский в I части рассказа дает обобщенный портрет детей, голодных, лишенных всего, вынужденных терпеть унижение и побои. II часть - само по себе законченное произведение. - Что объединяет обе части? (Тема - детская доля в России). - Композиционное своеобразие II части рассказа - его кинематографичность. - Работа с иллюстрациями к рассказу (на доске рисуется схема элементов сюжета) 1 картина - экспозиция «Мальчик в подвале» (хроника быта «углов» и «подвалов»). 2 картина - завязка - (Мальчик выходит на улицу). 3 картина - развитие действия «Красивая елка в богатом доме». 4 картина - развязка - «Мальчик у Христа на елке». (Пересказ каждой композиционной части.) - Где, по-вашему кульминационный момент? Авторское повествование во 2-й части не остается неизменным. Голос автора незаметно сменяется голосом мальчика. Докажите примерами из текста («Я романист», «мерещится мне»; «Господи, какой город» - городской пейзаж глазами мальчика.) Образ мальчика во II части - суровый упрек тем, кто не замечает положения русских детей. Докажите текстом (его состояние - холод, голод - нераздельные мотивы рассказа, пронзительная деталь «пальчики мерзнут»). - Какой прием использует Достоевский, чтобы ощутимее нарисовать состояние мальчика? (Пейзаж). - Анализ эпизода: «Господи, какой город!...» 1) Роль пейзажа. 2) Интонация и лексика рассказа. 3) Фраза Достоевского. - Основной образ (страшный город, мороз). - Основной мотив (страх мальчика, холод, голод). - Стилистика - детская экспрессия (Господи . . . откудова . . .). Лексика (преобладают глаголы, причем действия «звучат»: «завывают стаи собак», «звенят об камни подковы»; уменьшительно-ласкательные формы: «кусочек», «пальчики»). - Основной прием - сопоставление: город - откуда приехал. Вывод: Роль пейзажа - придать осязаемость образу мальчика, его состоянию холода и голода. - Где во II части перелом в сюжете? (Увидев елку, он забывает обо всем, засыпает и попадает на елку к Христу.) - Почему писатель разочаровал: оказывается, что «мальчики эти и девочки» давно «замерзли и задохнулись» - мертвы одним словом? (В реальном мире для них нет елки.) - И почему появляются их мамы? (Их судьбы также печальны.) - Что произошло с мальчиком в финале? (Замерз.) - И почему дети обернулись ангелами Христа? (На земле, в реальном мире, дети не могут быть счастливы, это возможно только у Христа). - Достоевский заканчивает свое произведение вопросами к себе и читателю. Зачитаем последний абзац и попытаемся ответить на этот вопрос: «И зачем же я сочинил такую историю?» Вывод: Главный христианский смысл - избавление ангельских душ от земных мук. Рождественская ночь может быть наполнена и горестями и радостью. III. Домашнее задание: написать отзыв на рассказ.