kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мальчик у Христа на ёлке- разработка урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по рассказу Ф.М. Достоевского

«Мальчик у Христа на елке»

Урок литературы, 6 класс

Тип: внеклассное чтение.

Тема: Горести и радости рождественской ночи. (Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке».)

Цели:

приобщать  к наследию самого сложного отечественного писателя;

совершенствовать умение анализа художественного текста; развитие устной и письменной речи учащихся;

воспитывать подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества.

Оборудование: запись на доске, текст, иллюстрации к рассказу, портрет писателя, выставка книг Ф. М. Достоевского.

Теория литературы: композиция, элементы сюжета, характеристика героя, анализ эпизода, деталь художественного текста.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

Близко ли вам слово «рождество»? Сравните его с однокоренным «рождение».

- Какие чувства, ассоциации возникают при произнесении этих слов?

- (Учащиеся заранее получают задание написать сочинение-миниатюру).

Темы:

1) «Волшебство рождественской ночи».

2) «Рождественский» сон.

Учащиеся читают свои работы (1-2 работы).

- Встречались ли вы с Рождеством на страницах русских писателей? (Н.В. Гоголь).

- Каким осталось в вашей памяти Рождество Гоголя? (Доброе, светлое, радостное, веселое, с волшебством)

...А теперь - иное рождество в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».

(Текст прочитан учащимися заранее).

2. Анализ художественного произведения (беседа по прочитанному).

- Сегодня мы впервые читаем Достоевского - одного из самых «трудных» писателей.

- «Труден» ли Ф. М. Достоевский?

(Да, так как заставляет задуматься над вечными, сложными вопросами бытия человека).

- Посмотрите внимательно на портрет этого писателя.

- Что поражает в его внешности?

- Сообщение учащегося о писателе.

Ф. М. Достоевский - великий русский писатель второй половины XIX века. Родился в большой семье со старинным патриархальным укладом, где читать детей учила мать, а по вечерам все собирались вокруг большого стола и родители читали вслух.

Получил прекрасное образование. В молодости принимал участие в деятельности революционного кружка Петрашевского, за это был осужден, приговорен к смертной казни, которую заменили ему каторжными работами. Но тяжкие испытания не сломили этого человека: страстная любовь к литературе предопределила его дальнейшую судьбу.

- Пребывание на каторге заставило писателя задуматься над сутью православного христианства и его значении для русского человека.

Запись на доске: «Обрести Христа - значит обрести собственную душу». Вот к какому выводу приходит Достоевский.

- А как вы понимаете эти слова?

- Есть писатели, которые своим творчеством резко меняют пути развития не только национальной, но и мировой литературы. Они приходят в мир словно для того, чтобы открыть людям самые сокровенные истины, заставить их взглянуть в глубь своей души и освободиться от всего лишнего, наносного. Таких писателей мы справедливо называем гениями.

Для всего человечества Ф. М. Достоевский - гений, который написал известные во всем мире романы («Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы»)

(Выставка книг, запись названий на доске.)

Его произведения содержат подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества, которое основано на власти денег и жестком унижении одних людей другими.

«Униженные и оскорбленные» - это не только название одного из романов, это главная тема всего творчества писателя.

- Давайте обратимся к тексту рассказа «Мальчик у Христа на елке».

- Какие эпизоды, детали вас потрясли?

(Зачитать примеры.)

- Ваше впечатление после прочтения? Почему вы едва не плакали?

(Пронзительное, чувственное повествование, тема «униженных и оскорбленных»).

- Посмотрим, как построен рассказ.

Композиционно произведение разделено на 2 части.

I часть «Мальчик с ручкой».

II часть «Мальчик у Христа на елке» (Записать на доске)

- О чем повествует I часть рассказа? (О голодных, оборванных, лишенных крова, человеческой теплоты и ласки детей, которые разбросаны по всей Руси.)

- В какой форме рассказывает автор о детях? (В форме размышлений).

- Каким обрисован мальчик «с ручкой» в I части рассказа? Назовите основные черты, опираясь на текст. (Плохо одет, смысл понятия «с ручкой», только лишь начинает профессию, наивный и доверчивый взгляд.).

- С какой целью он бродяжничает? (Набирает деньги для пьянствующей шайки.)

- Будущее мальчика «с ручкой»?

(Воровство, пьянство, бродяжничество.)

- Зачитаем последние строки I части.

- Какова авторская позиция по отношению к этому типу?

Вывод: Достоевский в I части рассказа дает обобщенный портрет детей, голодных, лишенных всего, вынужденных терпеть унижение и побои.

II часть - само по себе законченное произведение.

- Что объединяет обе части? (Тема - детская доля в России).

- Композиционное своеобразие II части рассказа - его кинематографичность.

- Работа с иллюстрациями к рассказу (на доске рисуется схема элементов сюжета)

1 картина - экспозиция «Мальчик в подвале» (хроника быта «углов» и «подвалов»).

2 картина - завязка - (Мальчик выходит на улицу).

3 картина - развитие действия «Красивая елка в богатом доме».

4 картина - развязка - «Мальчик у Христа на елке».

(Пересказ каждой композиционной части.)

- Где, по-вашему кульминационный момент?

Авторское повествование во 2-й части не остается неизменным. Голос автора незаметно сменяется голосом мальчика.

Докажите примерами из текста («Я романист», «мерещится мне»; «Господи, какой город» - городской пейзаж глазами мальчика.)

Образ мальчика во II части - суровый упрек тем, кто не замечает положения русских детей.

Докажите текстом (его состояние - холод, голод - нераздельные мотивы рассказа, пронзительная деталь «пальчики мерзнут»).

- Какой прием использует Достоевский, чтобы ощутимее нарисовать состояние мальчика? (Пейзаж).

- Анализ эпизода: «Господи, какой город!...»

1) Роль пейзажа.

2) Интонация и лексика рассказа.

3) Фраза Достоевского.

- Основной образ (страшный город, мороз).

- Основной мотив (страх мальчика, холод, голод).

- Стилистика - детская экспрессия (Господи . . . откудова . . .).

Лексика (преобладают глаголы, причем действия «звучат»: «завывают стаи собак», «звенят об камни подковы»; уменьшительно-ласкательные формы: «кусочек», «пальчики»).

- Основной прием - сопоставление: город - откуда приехал.

Вывод: Роль пейзажа - придать осязаемость образу мальчика, его состоянию холода и голода.

- Где во II части перелом в сюжете? (Увидев елку, он забывает обо всем, засыпает и попадает на елку к Христу.)

- Почему писатель разочаровал: оказывается, что «мальчики эти и девочки» давно «замерзли и задохнулись» - мертвы одним словом?

(В реальном мире для них нет елки.)

- И почему появляются их мамы? (Их судьбы также печальны.)

- Что произошло с мальчиком в финале? (Замерз.)

- И почему дети обернулись ангелами Христа?

(На земле, в реальном мире, дети не могут быть счастливы, это возможно только у Христа).

- Достоевский заканчивает свое произведение вопросами к себе и читателю. Зачитаем последний абзац и попытаемся ответить на этот вопрос: «И зачем же я сочинил такую историю?»

Вывод: Главный христианский смысл - избавление ангельских душ от земных мук. Рождественская ночь может быть наполнена и горестями и радостью.

III. Домашнее задание: написать отзыв на рассказ.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мальчик у Христа на ёлке- разработка урока »

Урок по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» Урок литературы, 6 класс Тип: внеклассное чтение. Тема: Горести и радости рождественской ночи. (Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке».) Цели: приобщать к наследию самого сложного отечественного писателя; совершенствовать умение анализа художественного текста; развитие устной и письменной речи учащихся; воспитывать подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества. Оборудование: запись на доске, текст, иллюстрации к рассказу, портрет писателя, выставка книг Ф. М. Достоевского. Теория литературы: композиция, элементы сюжета, характеристика героя, анализ эпизода, деталь художественного текста. Ход урока I. Организационный момент. II. Изучение нового материала. 1. Вступительное слово учителя. Близко ли вам слово «рождество»? Сравните его с однокоренным «рождение». - Какие чувства, ассоциации возникают при произнесении этих слов? - (Учащиеся заранее получают задание написать сочинение-миниатюру). Темы: 1) «Волшебство рождественской ночи». 2) «Рождественский» сон. Учащиеся читают свои работы (1-2 работы). - Встречались ли вы с Рождеством на страницах русских писателей? (Н.В. Гоголь). - Каким осталось в вашей памяти Рождество Гоголя? (Доброе, светлое, радостное, веселое, с волшебством) ...А теперь - иное рождество в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке». (Текст прочитан учащимися заранее). 2. Анализ художественного произведения (беседа по прочитанному). - Сегодня мы впервые читаем Достоевского - одного из самых «трудных» писателей. - «Труден» ли Ф. М. Достоевский? (Да, так как заставляет задуматься над вечными, сложными вопросами бытия человека). - Посмотрите внимательно на портрет этого писателя. - Что поражает в его внешности? - Сообщение учащегося о писателе. Ф. М. Достоевский - великий русский писатель второй половины XIX века. Родился в большой семье со старинным патриархальным укладом, где читать детей учила мать, а по вечерам все собирались вокруг большого стола и родители читали вслух. Получил прекрасное образование. В молодости принимал участие в деятельности революционного кружка Петрашевского, за это был осужден, приговорен к смертной казни, которую заменили ему каторжными работами. Но тяжкие испытания не сломили этого человека: страстная любовь к литературе предопределила его дальнейшую судьбу. - Пребывание на каторге заставило писателя задуматься над сутью православного христианства и его значении для русского человека. Запись на доске: «Обрести Христа - значит обрести собственную душу». Вот к какому выводу приходит Достоевский. - А как вы понимаете эти слова? - Есть писатели, которые своим творчеством резко меняют пути развития не только национальной, но и мировой литературы. Они приходят в мир словно для того, чтобы открыть людям самые сокровенные истины, заставить их взглянуть в глубь своей души и освободиться от всего лишнего, наносного. Таких писателей мы справедливо называем гениями. Для всего человечества Ф. М. Достоевский - гений, который написал известные во всем мире романы («Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы») (Выставка книг, запись названий на доске.) Его произведения содержат подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества, которое основано на власти денег и жестком унижении одних людей другими. «Униженные и оскорбленные» - это не только название одного из романов, это главная тема всего творчества писателя. - Давайте обратимся к тексту рассказа «Мальчик у Христа на елке». - Какие эпизоды, детали вас потрясли? (Зачитать примеры.) - Ваше впечатление после прочтения? Почему вы едва не плакали? (Пронзительное, чувственное повествование, тема «униженных и оскорбленных»). - Посмотрим, как построен рассказ. Композиционно произведение разделено на 2 части. I часть «Мальчик с ручкой». II часть «Мальчик у Христа на елке» (Записать на доске) - О чем повествует I часть рассказа? (О голодных, оборванных, лишенных крова, человеческой теплоты и ласки детей, которые разбросаны по всей Руси.) - В какой форме рассказывает автор о детях? (В форме размышлений). - Каким обрисован мальчик «с ручкой» в I части рассказа? Назовите основные черты, опираясь на текст. (Плохо одет, смысл понятия «с ручкой», только лишь начинает профессию, наивный и доверчивый взгляд.). - С какой целью он бродяжничает? (Набирает деньги для пьянствующей шайки.) - Будущее мальчика «с ручкой»? (Воровство, пьянство, бродяжничество.) - Зачитаем последние строки I части. - Какова авторская позиция по отношению к этому типу? Вывод: Достоевский в I части рассказа дает обобщенный портрет детей, голодных, лишенных всего, вынужденных терпеть унижение и побои. II часть - само по себе законченное произведение. - Что объединяет обе части? (Тема - детская доля в России). - Композиционное своеобразие II части рассказа - его кинематографичность. - Работа с иллюстрациями к рассказу (на доске рисуется схема элементов сюжета) 1 картина - экспозиция «Мальчик в подвале» (хроника быта «углов» и «подвалов»). 2 картина - завязка - (Мальчик выходит на улицу). 3 картина - развитие действия «Красивая елка в богатом доме». 4 картина - развязка - «Мальчик у Христа на елке». (Пересказ каждой композиционной части.) - Где, по-вашему кульминационный момент? Авторское повествование во 2-й части не остается неизменным. Голос автора незаметно сменяется голосом мальчика. Докажите примерами из текста («Я романист», «мерещится мне»; «Господи, какой город» - городской пейзаж глазами мальчика.) Образ мальчика во II части - суровый упрек тем, кто не замечает положения русских детей. Докажите текстом (его состояние - холод, голод - нераздельные мотивы рассказа, пронзительная деталь «пальчики мерзнут»). - Какой прием использует Достоевский, чтобы ощутимее нарисовать состояние мальчика? (Пейзаж). - Анализ эпизода: «Господи, какой город!...» 1) Роль пейзажа. 2) Интонация и лексика рассказа. 3) Фраза Достоевского. - Основной образ (страшный город, мороз). - Основной мотив (страх мальчика, холод, голод). - Стилистика - детская экспрессия (Господи . . . откудова . . .). Лексика (преобладают глаголы, причем действия «звучат»: «завывают стаи собак», «звенят об камни подковы»; уменьшительно-ласкательные формы: «кусочек», «пальчики»). - Основной прием - сопоставление: город - откуда приехал. Вывод: Роль пейзажа - придать осязаемость образу мальчика, его состоянию холода и голода. - Где во II части перелом в сюжете? (Увидев елку, он забывает обо всем, засыпает и попадает на елку к Христу.) - Почему писатель разочаровал: оказывается, что «мальчики эти и девочки» давно «замерзли и задохнулись» - мертвы одним словом? (В реальном мире для них нет елки.) - И почему появляются их мамы? (Их судьбы также печальны.) - Что произошло с мальчиком в финале? (Замерз.) - И почему дети обернулись ангелами Христа? (На земле, в реальном мире, дети не могут быть счастливы, это возможно только у Христа). - Достоевский заканчивает свое произведение вопросами к себе и читателю. Зачитаем последний абзац и попытаемся ответить на этот вопрос: «И зачем же я сочинил такую историю?» Вывод: Главный христианский смысл - избавление ангельских душ от земных мук. Рождественская ночь может быть наполнена и горестями и радостью. III. Домашнее задание: написать отзыв на рассказ.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мальчик у Христа на ёлке- разработка урока

Автор: Литвинова Ольга Владимировна

Дата: 31.01.2015

Номер свидетельства: 164719


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства