kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Басня как жанр литературы" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование представление учащихся об особенностях  басни как жанра литературы.

Задачи:

а) дидактические:

- расширить представление о басне как об одном из старейших жанров литературы;

- дать представление о возникновении и развитии басенного жанра;

- дать определение жанра «басня»;

- познакомить детей с именами известных баснописцев;

- формирование умений  отличать ее от сказки, пословицы, выявить их сходство и различие;

б) развивающие:

- развивать навыки самообучения и взаимообучения;

- развивать навыки критического мышления;

- развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, творческое воображение;

в) воспитательные:

 - воспитывать  культуру работы в группе, интерес к классической литературе,  положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам.

- воспитывать неравнодушное отношение к проблемам, затронутым в произведениях баснописцев.

Ожидаемый результат: формирование умений учащихся определять жанровые особенности басни.

Тип урока:  урок изучения нового материала.

Формы работы: коллективная, групповая, парная, индивидуальная

Методы и приемы: проблемная ситуация, «Жигсо», частично-поисковые, «Верные и неверные утверждения», «Критерии успеха».

Оборудование: учебники по литературе, маршрутные листы экспертных групп, портреты баснописцев, раздаточный материал, презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«1КОНСПЕКТ УРОКА»

Разработка урока литературы в 5 классе

Тема: Басня как жанр литературы.

Цель урока: формирование представление учащихся об особенностях басни как жанра литературы.

Задачи:

а) дидактические:

- расширить представление о басне как об одном из старейших жанров литературы;

- дать представление о возникновении и развитии басенного жанра;

- дать определение жанра «басня»;

- познакомить детей с именами известных баснописцев;

- формирование умений отличать ее от сказки, пословицы, выявить их сходство и различие;

б) развивающие:

- развивать навыки самообучения и взаимообучения;

- развивать навыки критического мышления;

- развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, творческое воображение;

в) воспитательные:

 - воспитывать  культуру работы в группе, интерес к классической литературе,  положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам.

- воспитывать неравнодушное отношение к проблемам, затронутым в произведениях баснописцев.


Ожидаемый результат: формирование умений учащихся определять жанровые особенности басни.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы: коллективная, групповая, парная, индивидуальная

Методы и приемы: проблемная ситуация, «Жигсо», частично-поисковые, «Верные и неверные утверждения», «Критерии успеха».

Оборудование: учебники по литературе, маршрутные листы экспертных групп, портреты баснописцев, раздаточный материал, презентация.

Ход урока

I. Этап вызова

Приветствие. Психологический настрой. Проверка готовности класса к уроку. Определение темы и задач урока.

- Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада видеть Вас всех! Предлагаю вам подарить улыбки друг другу, своим друзьям и одноклассникам. Молодцы! (слайд №1) - По традиции тему урока вам необходимо определить самостоятельно. Для этого я предлагаю задание «Найдите лишнее». Ответ свой аргументируйте. (один из учащихся читает представленные слова, ответы детей). (слайд №2)

- Действительно, мы с вами закончили изучать произведения устного народного творчества и приступаем к авторским произведениям, к изучению нового жанра – басни.

- Как вы думаете, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? ( ответы детей) (слайд №3).

- Откройте свои тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока. Ребята, вы определили тему, а сейчас я предлагаю вам с таким же успехом определить задачи урока, используя следующие вопросительные слова. Итак, что предстоит нам выяснить…(слайд №4) ?( ответы детей)

II Этап осмысления

- Для решения поставленных задач вы догадываетесь, что вам предстоит работа в группах. Сегодня вы будете работать по стратегии «Жигсо», в группах сменного состава. Сейчас вы сидите в основных группах, пожалуйста, запомните, так как вам предстоит в них позже вернуться. А сейчас мы образуем экспертные 4 группы. 1.Деление на группы (учитель при помощи цветных маркеров образует 4 экспертные группы, ребята рассаживаются). Прежде чем озвучить темы ваших работ, предлагаю вспомнить

2.Правила работы в группе.(слайд №5)

- Как надо слушать? (внимательно)

- Как участвовать? (активно)

- Как необходимо работать? (творчески)

- Кому надо помогать? (одноклассникам)

- Каждой команде я раздам маршрутные листы, где вы не только ознакомитесь с алгоритмом работы, но и где каждый эксперт будет выполнять совместную письменную работу.(1 минута).

3.Ознакомление экспертных групп с маршрутным листом.

- Итак, внимание! слайд №6)

(учитель спрашивает у каждой команды тему их работы, о распределении ролей в группах).Каждый эксперт подписывает свой маршрутный лист.

4. Определение критериев работы экспертных групп.

- Ребята, зная форму работы и задания, какими критериями вы будете руководствоваться? (Ответы ребят)

- Правильность ответов

- Краткость и точность

- Отсутствие ошибок

- Доступность и ясность изложения

4. Работа в экспертных группах (10 минут)

(после выполнения работы в экспертных группах каждый эксперт возвращаются в основные группы)

Учитель отмечает, что выступление экспертов должно проходить согласно порядку, после выступления каждого эксперта выслушаем отчет оценщика и выясним, что осталось непонятным и неясным и попросить помощи у других команд.

5.Работа в основных группах 10 минут)

6. Отчет и анализ оценщика. (2 минуты)

7.Индивидуальная работа «Верные и неверные утверждения»

8. Самопроверка. Оценки за урок.

- Внимание, на экран! (учитель согласно оценке ребенка озвучивает формативную оценку)

III Рефлексия (ребята формулируют критерии успеха)

Домашнее задание:

1.Индивидуальное задание Реферат о русском баснописце И.А.Крылове.

2.Выучить одну из басен наизусть стр.98-103.

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке, выставляет оценки в дневник.















Просмотр содержимого документа
«2маршрутные листы экспертных групп»

Ф.И. учащегося______________________


Маршрутный лист экспертной группы №1

«Басня и другие жанры(пословицы и сказки о животных):сходство и различия»

1).Распределите роли в команде:

- командир (следит за тем, чтобы в группе работали все)

- оценщик (оценивает работу экспертов в «основной» группе и выступает с анализом работы команды)

-секретарь (записывает и диктует для всех ответы и необходимую информацию, предложенную группой )

-редактор ( следит за тем, чтобы не было допущено ошибок в работе экспертов)


2).Изучите материал по вашей теме на стр. 97-98 и ответьте на предложенные вопросы:


1.Что такое басня?______________________________________________________

________________________________________________________________________________.

2.Какое сходство имеет басня со сказкой о животных?_________________________________

______________________________________________________________________________.

3.Чем басня отличается от сказки о животных?________________________________________

______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

4.Что общего между пословицей и басней?_________________________________________.

3) Подготовьте сообщение для своей «основной» группы по данной теме (ясно, четко и кратко).

4) После обсуждения в «основной» группе оценщик готовит отчёт о работе группы по плану:

- Все ли рассказали о своей теме и выступили ясно и четко?

- Что осталось для нашей команды неясным и непонятным…





















Ф.И. учащегося______________________

Маршрутный лист экспертной группы №2

«История развития и возникновения жанра»

1). Распределите роли в команде:

- командир (следит за тем, чтобы в группе работали все)

- оценщик (оценивает работу экспертов в «основной» группе и выступает с анализом работы команды)

-секретарь (записывает и диктует для всех ответы и необходимую информацию, предложенную группой )

-редактор ( следит за тем, чтобы не было допущено ошибок в работе экспертов)


2).Изучите материал по вашей теме на стр. 97-98 и ответьте на предложенные вопросы:


1.К какому жанру литературы можно отнести басню?__________________________________.

2.Кого можно считать основоположником басни, который первый прославился своими мудрыми баснями?_____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

3.Кто и почему прислушивались к советам древнегреческого баснописца Эзопа?

______________________________________________________________________________.

4.Как звали великого французского баснописца?_______________________________________.

5.Как звали великого русского баснописца?___________________________________________.

3) Подготовьте сообщение для своей «основной» группы по данной теме (ясно, четко и кратко).

4) После обсуждения в «основной» группе оценщик готовит отчёт о работе группы по плану:

- Все ли рассказали о своей теме и выступили ясно и четко?

- Что осталось для нашей команды неясным и непонятным…

















Ф.И. учащегося______________________

Маршрутный лист экспертной группы №3

«Басня и её художественные средства: аллегория, олицетворение, диалог»

1). Распределите роли в команде:

- командир (следит за тем, чтобы в группе работали все)

- оценщик (оценивает работу экспертов в «основной» группе и выступает с анализом работы команды)

-секретарь (записывает и диктует для всех ответы и необходимую информацию, предложенную группой )

-редактор ( следит за тем, чтобы не было допущено ошибок в работе экспертов)


2).Изучите материал по вашей теме на стр. 97-98 и ответьте на предложенные вопросы:


1.Каким рассказом является басня?_________________________________________.

2.Что такое аллегория?_________________________________________________________

____________________________________________________________________________.

3.В каких животных в басне чаще всего (назовите их) воплощаются такие человеческие свойства характера, как хитрость, глупость, трусость, жестокость?________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

4.Кто являются героями в басне?_________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

5.Олицетворение и диалог используются в басне, потому что животные в ней

_____________________________________________________________________________.

3) Подготовьте сообщение для своей «основной» группы по данной теме (ясно, четко и кратко).

4) После обсуждения в «основной» группе оценщик готовит отчёт о работе группы по плану:

- Все ли рассказали о своей теме и выступили ясно и четко?

- Что осталось для нашей команды неясным и непонятным…













Ф.И. учащегося______________________

Маршрутный лист экспертной группы №4

«Композиция басни»

1). Распределите роли в команде:

- командир (следит за тем, чтобы в группе работали все)

- оценщик (оценивает работу экспертов в «основной» группе и выступает с анализом работы команды)

-секретарь (записывает и диктует для всех ответы и необходимую информацию, предложенную группой )

-редактор ( следит за тем, чтобы не было допущено ошибок в работе экспертов)


2).Изучите материал по вашей теме на стр. 97-98 и ответьте на предложенные вопросы:


1.Какой по объему жанр басни?___________________________________________.

2.Какой элемент композиции является обязательным в басне?______________________

__________________________________________________________________________.

3.Где может находиться мораль в басне?________________________________________.

4.Как может быть сформирована мораль в басне?_________________________________

___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________.

3) Подготовьте сообщение для своей «основной» группы по данной теме (ясно, четко и кратко).

4) После обсуждения в «основной» группе оценщик готовит отчёт о работе группы по плану:

- Все ли рассказали о своей теме и выступили ясно и четко?

- Что осталось для нашей команды неясным и непонятным…







Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»

«Найди лишнее» Загадка, сказка, басня, пословицы, былины

«Найди лишнее»

Загадка, сказка, басня, пословицы, былины

ТЕМА УРОКА  БАСНЯ КАК ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ

ТЕМА УРОКА

БАСНЯ КАК ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ

ЗАДАЧИ УРОКА 1.Что… такое басня? 2. Чем… отличается басня от других жанров? 3.Когда… появился жанр басни? 4.Кто… писал басни? 5. Какие… художественные средства используются в басне? 6.Из каких… частей состоит басня? 7.Чему… учат басни? 8.Почему… их необходимо изучать и читать?

ЗАДАЧИ УРОКА

1.Что…

такое басня?

2. Чем…

отличается басня от других жанров?

3.Когда…

появился жанр басни?

4.Кто…

писал басни?

5. Какие…

художественные средства используются в басне?

6.Из каких…

частей состоит басня?

7.Чему…

учат басни?

8.Почему…

их необходимо изучать и читать?

Правила работы в группе

Правила работы в группе

  • ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЙ
  • УЧАСТВУЙ АКТИВНО
  • РАБОТАЙ ТВОРЧЕСКИ
  • ПОМОГАЙ ОДНОКЛАССНИКАМ
Темы работ экспертных групп 1группа:  «Басня и другие жанры( пословицы и сказки о животных): сходство и различия». 2 группа: «История развития и возникновения жанра». 3 группа: «Басня и её художественные средства: аллегория, олицетворение, диалог» 4 группа : «Композиция басни»

Темы работ экспертных групп

1группа: «Басня и другие жанры( пословицы и сказки о животных): сходство и различия».

2 группа: «История развития и возникновения жанра».

3 группа: «Басня и её художественные средства: аллегория, олицетворение, диалог»

4 группа : «Композиция басни»

Критерии оценивания работы экспертных групп 1.Правильность ответов 2.Краткость и точность умозаключений 3.Грамотность выполнения 4.Ясность и доступность изложения

Критерии оценивания работы экспертных групп

1.Правильность ответов

2.Краткость и точность умозаключений

3.Грамотность выполнения

4.Ясность и доступность изложения

Разбаловка для перевода баллов в оценки 11 баллов «5» 9 -10 баллов Превосходно! Умница! «4» 7-8 баллов Здорово! Так держать! «3» Менее 7 Неплохо! Успех совсем рядом! «2» Не отчаивайся! Мы будем ещё тренироваться!

Разбаловка для перевода баллов в оценки

11 баллов

«5»

9 -10 баллов

Превосходно! Умница!

«4»

7-8 баллов

Здорово! Так держать!

«3»

Менее 7

Неплохо! Успех совсем рядом!

«2»

Не отчаивайся!

Мы будем ещё тренироваться!

«Верные и неверные утверждения» 1. Басня – большое по объёму произведение. 2.Басня может быть написана в прозе или в стихах. 3.В басне за животными скрываются люди с их человеческими характерами и недостатками. 4. Басня относится к одному из современных жанров литературы. 5.Великие баснописцы – это Ж.Лафонтен и И.А.Крылов. 6.  В басне много диалогов . 7. В басне всегда есть волшебный помощник. 8. В басне высмеиваются человеческие пороки. 9. В начале или в конце басни сформулирован вывод-мораль. 10. Героями басни бывают только животные. 11. Литературные приёмы, используемые в басне, - олицетворение и аллегория.

«Верные и неверные утверждения»

1. Басня – большое по объёму произведение.

2.Басня может быть написана в прозе или в стихах.

3.В басне за животными скрываются люди с их человеческими характерами и недостатками.

4. Басня относится к одному из современных жанров литературы.

5.Великие баснописцы – это Ж.Лафонтен и И.А.Крылов.

6. В басне много диалогов .

7. В басне всегда есть волшебный помощник.

8. В басне высмеиваются человеческие пороки.

9. В начале или в конце басни сформулирован вывод-мораль.

10. Героями басни бывают только животные.

11. Литературные приёмы, используемые в басне, - олицетворение и аллегория.

Ключ к заданию  «Верные и неверные утверждения»   1 2 - + 3 + 4 - 5 6 + 7 + 8 - + 9 + 10 - 11 +

Ключ к заданию «Верные и неверные утверждения»

1

2

-

+

3

+

4

-

5

6

+

7

+

8

-

+

9

+

10

-

11

+

Критерии успеха  МОГУ …  ПОНИМАЮ…  ЗНАЮ…

Критерии успеха

МОГУ …

ПОНИМАЮ…

ЗНАЮ…

Домашнее задание 1. Реферат о русском баснописце И.А.Крылове. 2.Выучить одну из басен наизусть стр.98-103.

Домашнее задание

1. Реферат о русском баснописце И.А.Крылове.

2.Выучить одну из басен наизусть стр.98-103.

СПАСИБО ЗА УРОК!

СПАСИБО ЗА УРОК!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Разработка урока "Басня как жанр литературы" 5 класс

Автор: Турежанова Альбина Маратовна

Дата: 21.12.2015

Номер свидетельства: 268986

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "И.А. Крылов. Краткие сведения о баснописце. Изучение басни «Ворона и Лисица» "
    ["seo_title"] => string(81) "i-a-krylov-kratkiie-sviedieniia-o-basnopistsie-izuchieniie-basni-vorona-i-lisitsa"
    ["file_id"] => string(6) "134200"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416681770"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "И.А.Крылов "Волк на псарне". Отражение исторических событий в басне."
    ["seo_title"] => string(72) "i-a-krylov-volk-na-psarnie-otrazhieniie-istorichieskikh-sobytii-v-basnie"
    ["file_id"] => string(6) "270072"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450979177"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Разработка урока литературы в 5 классе по теме "Басни И.А.Крылова". "
    ["seo_title"] => string(68) "razrabotka-uroka-litieratury-v-5-klassie-po-tiemie-basni-i-a-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "141567"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418139765"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Межпредметная интеграциия на уроках литературы"
    ["seo_title"] => string(57) "miezhpriedmietnaia-intieghratsiiia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "259789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448820411"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Разработка урока литературы в 5 классе  "Басня как литературный жанр""
    ["seo_title"] => string(71) "razrabotka-uroka-litieratury-v-5-klassie-basnia-kak-litieraturnyi-zhanr"
    ["file_id"] => string(6) "278876"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453140179"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства