И.А.Крылов "Волк на псарне". Отражение исторических событий в басне.
И.А.Крылов "Волк на псарне". Отражение исторических событий в басне.
Разработка урока литературы в 5 классе. Урок изучения нового материала. В ходе урока закрепляются теоретические сведения о басне как жанре литературы, происходит знакомство с басней Ивана Андреевича Крылова "Волк на псарне" и её исторической основой, на примерах выразительного чтения известных мастеров слова пятиклассники учатся выразительно читать басню, продолжается развитие навыков анализа литературного произведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«И.А.Крылов "Волк на псарне". Отражение исторических событий в басне.»
И.А.Крылов «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне.
(урок литературы в 5 классе).
Цели:
1.познакомить пятиклассников с басней И.А.Крылова «Волк на псарне»;
2.развивать навыки анализа литературного произведения;
3.воспитывать любовь к искусству слова, обучать выразительному чтению на примере выразительного чтения известных мастеров слова.
Ход урока
1.Предварительная беседа о ранее пройденных баснях И.А.Крылова.
2.Историко-литературное вступление к басне «Волк на псарне».
В своих баснях И.А.Крылов не ограничивался обличением человеческих пороков. Особую группу в творчестве баснописца образуют так называемые исторические басни. Они связаны с Отечественной войной 1812 года. В них И.А.Крылов выступает как истинный патриот и показывает свою глубокую любовь к Отчизне, народу, уважение к великому полководцу М.И.Кутузову.
В связи с войной 1812 года И.А.Крылов написал шесть замечательных басен: «Раздел», «Ворона и Курица», «Волк на псарне», «Щука и кот», «Волк и Кот», «Обоз». Вершиной же басенного творчества Крылова в 1812 году стала басня «Волк на псарне».
Ворвавшись в Россию с полумиллионной армией, Наполеон надеялся поразить Россию в самое сердце, заняв Москву. Когда же, наконец, завоеватель всей Европы очутился на Поклонной горе и увидел перед собой бесподобную по своей красоте «великую европейско-азиатскую красавицу» Москву, он торжествовал.
4-го сентября 1812 года Наполеон въехал в Московский Кремль, но вскоре вынужден был его оставить: Кремль оказался в кольце огня. Москва была объята пламенем.
Кутузов, оставив Москву без боя, сохранил силы и боеспособность армии, силы же Наполеона иссякли в Бородинском сражении. Наполеон понял это и три раза посылал своих послов с предложениями мира, но ответа не последовало. Нужно было спешно убираться восвояси, и 6 октября 1812 года, в 7 часов утра, Наполеон со своими войсками покинул Москву. Настроение у завоевателя Европы было тягостное и удручённое… Уходившего врага по пятам преследовали передовые части русской армии и партизанские отряды, изматывая и истребляя его силы. Так русский народ под руководством М.И.Кутузова отстоял свою независимость.
3.Выразительное чтение басни (аудиозапись).
4.Анализ басни. Беседа с классом по вопросам.
- Какие образы басни являются главными? (Волк и Ловчий)
- Почему? (Через них выражен основной смысл басни, отчего их имена и даны заглавными буквами)
- Что во внешнем облике и поведении Волка напоминает Наполеона? (Щёлкающий зубами Волк и его остро ощетинившаяся шерсть прозрачно намекают на враждебность Наполеона к русскому народу)
- Чем образ Ловчего напоминает нам Кутузова? (Внешне седины Ловчего вызывают в памяти образ престарелого седовласого русского главнокомандующего, а мудрый ответ Ловчего Волку и расправа с ним ясно говорят об историческом решении Кутузова не мириться с Наполеоном, а бороться с ним до его полного разгрома)
- В каких словах басни дан намёк на партизанское движение против Наполеона? (Это ясно выражено в словах: «Бегут: иной с дубьём, иной с ружьём»)
5.Язык басни.
Язык басни вполне соответствует её содержанию. Первая часть представляет собой повествование. В ней сообщается о вторжении Волка на псарню, показана быстрая, активная реакция на это событие всего псарного двора. Здесь много действия, оно дано в нарастающем порядке, что передаётся обилием глаголов, а существительные ещё более усиливают динамику и напряжённость события. Вторая часть басни описывает безвыходное положение Волка. Третья и четвёртая части представляют диалог и окончательно раскрывают идейный смысл басни. Здесь особенно интересна своим лицемерием речь Волка. Она отличается просительно-клятвенным тоном и находится в явном противоречии с характером Волка. Последняя, заключительная часть басни – краткая речь Ловчего и его расправа с Волком.
В процессе рассказа учителя ученики читают выразительно басню по частям.
6. Теоретическое понятие о басне как особом литературном жанре.
На материале басни «Волк на псарне» учитель совместно с учениками выделяет составные элементы басни как жанра литературы.
Рассказ
Аллегория
Сатира
Мораль
Строй речи
Волк, думая залезть в овчарню, попал на псарню и поплатился за это жизнью.
Под образом Волка подразумевается Наполеон, под образом Ловчего – Кутузов.
Осмеяние Наполеона, задумавшего поработить Россию
«С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой»