Разработка урока литературы в 5 классе "Басня как литературный жанр"
Разработка урока литературы в 5 классе "Басня как литературный жанр"
Данная разработка посвящена уроку литературы в 5 классе. На уроке идёт работа с термином "басня", строится "басенное дерево" (для полного представления истоков данного литературоведческого термина), работа с текстами басни, отработка выразительного чтения. Урок интересный, содержательный, с элементами наглядности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы в 5 классе "Басня как литературный жанр"»
Урок литературы в 5-м классе на тему: "Басня как литературный жанр"
Цели урока:
Повторить основные особенности басни как литературного жанра; выявить “природу” слова “басня”; построить басенное дерево; выяснить истоки данного жанра.
Развивать навыки анализа художественного произведения, выразительного чтения.
Воспитывать внимательное отношение к художественному слову; нравственные качества личности: честность, порядочность, трудолюбие, неприятие лицемерия и подхалимства.
Тип урока:урок-возвращение к прочитанному.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Объявление целей и задач урока.
Учитель:
- Сегодня у нас урок-возвращение к прочитанному. А вернемся мы к произведениям очень интересного жанра – к басням, вспомним их особенности. Но перед этим нам необходимо выяснить “природу” слова “басня”, для этого обратимся к литературоведческим словарикам в конце учебника. Найдите в них определение слова “басня”.
- Прочитайте это определение из словаря.
Учитель:
- Теперь давайте вспомним, какие басни вы знаете, и кто их автор?
III. Сегодня на уроке мы поговорим о баснях, проанализируем одну из них, выявим некоторые особенности этого жанра и посадим басенное дерево. (На доску вывешивается плакат с нарисованным на нем деревом. Карточки с таким же деревом лежат на партах у каждого ученика, по ходу урока дети будут их заполнять. На наш взгляд, это должно быть крепкое, старое дерево, которое долго живет, с прочными корнями, например, дуб)
- Ребята, из каких частей состоит дерево? (Корень, ствол, крона).
- Для чего нужен корень?
- Безусловно, это опора, начало, истоки, т.е. то, с чего начинает расти дерево. Но наше дерево необычное, ему уже много лет. Начало ему положено в глубокой древности около VI века до нашей эры. В это время жил родоначальник басенного творчества – Эзоп. Вы, наверно, слышали такие выражения, как “эзопов язык”, “эзопова басня”.
- Кто такой Эзоп?
(Эзоп был рабом философа Ксанфа. Мало того, что он был рабом, так он еще посредством своих басен высмеивал людские пороки, и, конечно же, пороки знатных людей, за что они его не любили. Можно себе представить, какой тяжелой была жизнь Эзопа, но зато, благодаря своим произведениям, которые до сих пор актуальны, он приобрел всеобщую известность и признание на все века.)
- Послушайте одну из его басен “Лев и мышь”.
ЛЕВ И МЫШЬ
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:
— Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.
Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:
— Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, — бывает и от мыши добро.
- Какова мораль этой басни?
- Итак, значит корень нашего басенного дерева – Эзоп. Подпишите корни на деревьях, которые нарисованы на ваших карточках. А я это сделаю на большом дереве на доске.
- Как вы думаете, что будет являться стволом нашего дерева? Что создавал Эзоп? (Басни)
- Конечно же, басни. Подпишите ствол.
IV. Сегодня на урок я пришла к вам с новой басней, вы ее еще не изучали. Это басня Ивана Андреевича Крылова “Две собаки”. Послушайте ее.
1. Выразительное чтение басни учителем наизусть.
2. - Эта басня написана на листочках, которые лежат на ваших партах. Самостоятельно прочитайте ее жужжащим чтением.
3. – У каждого произведения есть свои особенности. Вот и при написании басни автор пользуется художественными приемами. Основные из них мы сейчас вспомним, найдем их в басне “Две собаки”. Они-то и будут являться ветвями и листьями басенного дерева. Они хранятся у нас в басенном ларце. Важное место среди них занимают эпитеты.
- Ребята, что такое эпитет?
- Найдите в басне слова, которые обозначают признаки и отвечают на вопрос “какой?”. Это и есть эпитеты.
- Мы с вами доказали, что в басне используются эпитеты. Теперь давайте найдем это слово в басенном ларце и повесим на дерево. Подпишите на своих деревьях на кроне слово “эпитет”.
- Кроме эпитетов широко используются в баснях сравнения.
- Что такое сравнение?
- Найдите сравнения в тексте басни.
- Возьмите из ларца карточку со словом “сравнение” и повесьте на дерево. На своих карточках на кроне дерево напишите это слово.
- Есть еще приемы, которые всегда используются в баснях, вы их уже знаете. Что это за приемы? (Аллегория и мораль)
- У вас есть карточки “Моя подсказка”, в них даны определения аллегории и морали. Прочитайте, что такое мораль?
- Найдите и прочитайте мораль этой басни.
- Как вы понимаете выражение “на задних лапках ходят”?
- Что такое аллегория? Какова аллегория басни “Две собаки”?
- Возьмите в ларце карточки со словами “аллегория” и “мораль”, повесьте их на дерево. Напишите эти слова на своих карточках.
4. – Теперь обратимся к содержанию басни. Назовите ее героев.
- Что они делают? (беседуют)
- Как мы называем разговор двух или нескольких лиц?
- Диалог – это тоже один из приемов, который используется в басне. Повесьте на дерево и эту веточку.
- О чем же беседуют наши герои?
- Как живет Барбос?
- А как живет Жужу?
- Почему жизнь Жужу удачливее жизни Барбоса? (ходит на задних лапках)
- А может ли такое быть в жизни?
- Что хотел сказать нам Крылов своей басней? Какие человеческие пороки он высмеивает?
- У любого дерева есть вершина. Как вы думаете, кто будет являться вершиной нашего дерева? (И.А.Крылов)
- Верно. Подпишите вершины своих деревьев. А я сделаю это на нашем большом дереве на доске.
V. Каждый человек по-своему воспринимает произведение, имеет свой подход к его прочтению. Сейчас я хочу предложить вам послушать басню И.А.Крылова “Две собаки” в исполнении профессионального актера. При прослушивании басни обратите внимание на выразительное чтение. (Прослушивание записи)
VI. А сейчас мы с вами немного поиграем в театр. Представьте себя актерами. Попробуйте самостоятельно выразительно прочитать басню “Две собаки”. (Дети выразительно читают басню. Спросить 3-4 человека)