kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока А. И. Куприн. "Гранатовый браслет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В комплекс входит краткосрочный план-конспект урока и презентация. Последняя содержит в себе электронную игру, суть которой заключается в том, чтобы учащиеся быстро дали ответ на поставленный вопрос по содержанию произведения. Также предусмотрено знакомство с биографией писателя и основными моментами его творчества. В конце урока - формативное оценивание: пересказ текста от имени Веры Шеиной.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«литер куприн»

Краткосрочный план.

Русская литература

Александр Иванович Куприн. Гранатовый браслет.




Школа НИШ

Дата: 23.02.15

Имя учителя: Опря О. В.

Класс: 9

Количество присутствующих учащихся:

Отсутствующие:

Цели обучения, которые будут достигнуты с помощью данного урока:

ПО 6 Ответы на вопросы

ПО 5 Пересказ

AИ 3 Композиция

Цели урока:

Учащиеся смогут:

давать аргументированный ответ на вопрос, пересказывать, используя разные приёмы пересказа сюжета произведения средней эпической формы, выполняя творческие задания (пересказ от имени определённого героя) и творчески переосмысливая развитие сюжета, делить текст произведения на части в соответствии с элементами композиции.



План урока

Расписание по плану

Запланированные действия

Ресурсы

Начало урока

5 минут

Приветствие учащихся.

Деление на группы.





Средняя часть

Просмотр видеоролика об Александре Ивановиче Куприне.

Составление кластера.

Систематизация информации


Александр Иванович Куприн (26 августа (7 сентября) 1870, Наровчат — 25 августа 1938, Ленинград) — русский писатель. Родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в уездном городе Наровчате (ныне Пензенская область) в семье чиновника, потомственного дворянина Ивана Ивановича Куприна (1834—1871), умершего через год после рождения сына. Мать, Любовь Алексеевна (1838—1910), происходила из рода татарских князей. После смерти мужа она переехала в Москву, где прошло детство и отрочество будущего писателя. В шесть лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880 году. В том же году поступил во Второй Московский кадетский корпус.

Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет, — рассказ «Последний дебют» (1889).

В 1890 году Куприн в чине подпоручика был выпущен в 46-й Днепровский пехотный полк, стоявший в Подольской губернии. Офицерская жизнь, которую он вёл в течение четырёх лет, дала богатый материал для его будущих произведений.

В 1905 году вышло наиболее значительное его произведение — повесть «Поединок», имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав «Поединка» стали событием культурной жизни столицы.

После революции эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провёл в Париже, вопреки мнению советского литературоведения, были плодотворным периодом.

В 1937 году по приглашению правительства СССР вернулся на Родину.

Умер в ночь на 25 августа 1938 года после тяжёлой болезни. Похоронен в Ленинграде на Литераторских мостках Волковского кладбища рядом с могилой И. С. Тургенева.



История создания произведения

Гранатовый браслет» — повесть Александра Ивановича Куприна, написанная в 1910 году. В основу сюжета была положена реальная история, которую Куприн наполнил грустной поэзией.

По справедливому замечанию К. Паустовского, «„Гранатовый браслет“ — один из самых благоуханных, томительных и самых печальных рассказов о любви».

Впервые рассказ опубликован в альманахе «Земля», 1911.

Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. «L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato». Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем. 15 октября 1910года Куприн писал о сюжете рассказа своему другу, критику Ф. Д. Батюшкову: «Это – помнишь – печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жёлтый, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова. Завершая рассказ трагической развязкой, Куприн хотел оттенить силу великой любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет».


Давайте подумаем, достиг ли своего замысла писатель?

И чем же является любовь: великим даром или проклятьем?

Понравилось ли вам произведение?

В каком жанре оно написано?


Игра «Быстрый ответ» (Слайд)

Перечислите главных героев рассказа.

Почему Вера Шеина не приняла подарка?

В чём состоит смысл включения в сюжет произведения Бетховена?

Какой видит писатель истинную любовь?

Какие выразительные средства применяет автор?

Дайте толкование 1 главе (описание природы). Сравните с сюжетом произведения

Какие подарки получила Вера в день своего рождения и как они характеризуют отношение этих людей к Вере?

Что означает наличие зелёного камешка среди красных?




Работа в группах. 15 минут

Работа по составлению композиции рассказа на листах формата а3. (Завязка, кульминация и т. д.). Подтверждение цитатами из текста




Говорение. Самостоятельная работа.

Пересказ текста от имени Веры Шеиной.

Подготовка речи – 15 минут

Критерии работы:

  1. Рассказ о жизни до появления в ней Желткова.

  2. Как изменилась жизнь после появления в ней Желткова? Радовало вас это или нервировало?

  3. Как бы вы охарактеризовали свои отношения с мужем?

  4. Почему вы расстроились из-за смерти Желткова?

  5. Выступления






Итог урока

2 – 3 минуты.

Рефлексия

Самооценивание. Приём «Термометр»










Просмотр содержимого презентации
«Александр Иванович Куприн»

Александр Иванович Куприн. «L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato».

Александр Иванович Куприн.

«L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato».

Александр Иванович Куприн (26 августа (7 сентября) 1870, Наровчат — 25 августа 1938, Ленинград) — русский писатель.
  • Александр Иванович Куприн (26 августа (7 сентября) 1870, Наровчат — 25 августа 1938, Ленинград) — русский писатель.
После смерти отца переехали в Москву, где прошло детство и отрочество будущего писателя. В шесть лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880 году. В том же году поступил во Второй Московский кадетский корпус.
  • После смерти отца переехали в Москву, где прошло детство и отрочество будущего писателя.
  • В шесть лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880 году. В том же году поступил во Второй Московский кадетский корпус.
Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет, — рассказ «Последний дебют» (1889). В 1890 году Куприн в чине подпоручика был выпущен в 46-й Днепровский пехотный полк, стоявший в Подольской губернии. Офицерская жизнь, которую он вёл в течение четырёх лет, дала богатый материал для его будущих произведений.
  • Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет, — рассказ «Последний дебют» (1889).
  • В 1890 году Куприн в чине подпоручика был выпущен в 46-й Днепровский пехотный полк, стоявший в Подольской губернии. Офицерская жизнь, которую он вёл в течение четырёх лет, дала богатый материал для его будущих произведений.

В 1905 году вышло наиболее значительное его произведение — повесть «Поединок», имевшая большой успех. После революции эмигрировал за границу. Писатель провёл в Париже семнадцать лет. В 1937 году по приглашению правительства СССР вернулся на Родину. Умер в ночь на 25 августа 1938 года после тяжёлой болезни. Похоронен в Ленинграде на Литераторских мостках Волковского кладбища рядом с могилой И. С. Тургенева.
  • В 1905 году вышло наиболее значительное его произведение — повесть «Поединок», имевшая большой успех.
  • После революции эмигрировал за границу. Писатель провёл в Париже семнадцать лет. В 1937 году по приглашению правительства СССР вернулся на Родину.
  • Умер в ночь на 25 августа 1938 года после тяжёлой болезни. Похоронен в Ленинграде на Литераторских мостках Волковского кладбища рядом с могилой И. С. Тургенева.
«Гранатовый браслет» — повесть Александра Ивановича Куприна, написанная в 1910 году. В основу сюжета была положена реальная история. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. «L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato».
  • «Гранатовый браслет» — повесть Александра Ивановича Куприна, написанная в 1910 году. В основу сюжета была положена реальная история.
  • Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. «L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato».
Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем. 15 октября 1910года Куприн писал о сюжете рассказа своему другу, критику Ф. Д. Батюшкову: «Это – помнишь – печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жёлтый, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова. Завершая рассказ трагической развязкой, Куприн хотел оттенить силу великой любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет». По справедливому замечанию К. Паустовского, «„Гранатовый браслет“ — один из самых благоуханных, томительных и самых печальных рассказов о любви».

Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем. 15 октября 1910года Куприн писал о сюжете рассказа своему другу, критику Ф. Д. Батюшкову: «Это – помнишь – печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жёлтый, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова. Завершая рассказ трагической развязкой, Куприн хотел оттенить силу великой любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет». По справедливому замечанию К. Паустовского, «„Гранатовый браслет“ — один из самых благоуханных, томительных и самых печальных рассказов о любви».

Быстрый ответ 1 2 3 5 4 6 7 8

Быстрый ответ

1

2

3

5

4

6

7

8

Я – Вера Шеина.

Я – Вера Шеина.

  • 1. Рассказ о жизни до появления в ней Желткова.
  • 2. Как изменилась жизнь после появления в ней Желткова? Радовало вас это или нервировало?
  • 3. Как бы вы охарактеризовали свои отношения с мужем?
  • 4. Почему вы расстроились из-за смерти Желткова?
Перечислите главных героев рассказа

Перечислите главных героев рассказа

  • Василий Львович Шеин
  • Вера Николаевна Шеина
  • Георгий Степанович Желтков
  • Анна Николаевна Фриессе
  • Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский
  • Генерал Яков Михайлович Аносов
  • Людмила Львовна Дурасова
  • Густав Иванович Фриессе
  • Женни Рейтер
Почему Вера Шеина не приняла подарка?

Почему Вера Шеина не приняла подарка?

  • Вера была замужней женщиной, а подарок от постороннего мужчины мог её скомпрометировать.
В чём состоит смысл включения в сюжет произведения Бетховена?

В чём состоит смысл включения в сюжет произведения Бетховена?

  • Музыка рассказывает княгине Вере, что есть жизнь и что есть любовь. Это последний дар Желткова, в котором он показывет подлинность и совершенство Веры, увиденные им в юности.
Какой видит писатель истинную любовь?

Какой видит писатель истинную любовь?

  • Любовь должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Она не должна быть неразделённой.
Какие выразительные средства применяет автор?

Какие выразительные средства применяет автор?

  • А.И. Куприн передает состояние природы с помощью эпитетов (глинистые дороги, отвратительная погода, свирепый ураган, разбитые стекла, изуродованные клумбы), метафор (тяжело лежал густой туман), сравнений (мелкий, как водяная пыль, дождик), олицетворений (сад покорно засыпал, звезды дрожали).
Дайте толкование 1 главе (описание природы). Сравните с сюжетом произведения  В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря. То по целым суткам тяжело лежал над землею и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела днем и ночью, точно бешеный бык. То с утра до утра шел не переставая мелкий, как водяная пыль, дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь, в которой увязали надолго возы и экипажи. То задувал с северо-запада, со стороны степи свирепый ураган; от него верхушки деревьев раскачивались, пригибаясь и выпрямляясь, точно волны в бурю, гремели по ночам железные кровли дач, казалось, будто кто-то бегает по ним в подкованных сапогах, вздрагивали оконные рамы, хлопали двери, и дико завывало в печных трубах. Ненастье воспринимается как иллюстрация драматических событий, трагической ситуации

Дайте толкование 1 главе (описание природы). Сравните с сюжетом произведения

В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря. То по целым суткам тяжело лежал над землею и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела днем и ночью, точно бешеный бык. То с утра до утра шел не переставая мелкий, как водяная пыль, дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь, в которой увязали надолго возы и экипажи. То задувал с северо-запада, со стороны степи свирепый ураган; от него верхушки деревьев раскачивались, пригибаясь и выпрямляясь, точно волны в бурю, гремели по ночам железные кровли дач, казалось, будто кто-то бегает по ним в подкованных сапогах, вздрагивали оконные рамы, хлопали двери, и дико завывало в печных трубах.

Ненастье воспринимается как иллюстрация драматических событий, трагической ситуации

Какие подарки получила Вера в день своего рождения и как они характеризуют отношение этих людей к Вере?

Какие подарки получила Вера в день своего рождения и как они характеризуют отношение этих людей к Вере?

  • Муж подарил прекрасные серьги из грушевидных жемчужин. Анна − маленькую записную книжку в удивительном переплёте, Желтков − гранатовый браслет. Анна, как и Вера, неравнодушна к прекрасному, поэтому ее подарок изящен и оригинален. Пылкие чувства Василия Львовича прошли, он с уважением относится к своей жене и «вложил» в свой подарок только некоторое количество «презренного металла». А Желтков подарил самое дорогое из того, что у него было: вещь, которая связана с его покойной матушкой.
Что означает наличие зелёного камешка среди красных?

Что означает наличие зелёного камешка среди красных?

  • Это своеобразное описание жизни, в которой, конечно, есть место любви, но чаще она подобна «мелким, плохо отшлифованным» гранатикам. Зелёные камешек – это та самая любовь, которая бывает очень редко. Зеленый цвет – цвет надежды, большие же гранаты – красные как кровь, поскольку за все великое, в том числе за великое чувство, надо платить.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Разработка урока А. И. Куприн. "Гранатовый браслет"

Автор: Петрушкевич Людмила Юрьевна

Дата: 10.12.2015

Номер свидетельства: 264657

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Разработка открытого урока литературы в 11 классе   Повесть  «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ» А. И КУПРИНА "
    ["seo_title"] => string(92) "razrabotka-otkrytogho-uroka-litieratury-v-11-klassie-poviest-granatovyi-brasliet-a-i-kuprina"
    ["file_id"] => string(6) "106852"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403097543"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "История создания рассказа А. Куприна "Гранатовый браслет""
    ["seo_title"] => string(56) "istoriia_sozdaniia_rasskaza_a_kuprina_granatovyi_braslet"
    ["file_id"] => string(6) "598161"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1642517057"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Межпредметная интеграциия на уроках литературы"
    ["seo_title"] => string(57) "miezhpriedmietnaia-intieghratsiiia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "259789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448820411"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Дистанционный урок литературы в 11 классе "
    ["seo_title"] => string(44) "distantsionnyi-urok-litieratury-v-11-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "141611"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418143240"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Методическая разработка урока литературы в 11 классе ""«А.И. Куприн. Повесть «Гранатовый браслет». Споры героев об истинной бескорыстной любви»"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_litieratury_v_11_klassie_a_i_kuprin_poviest_gr"
    ["file_id"] => string(6) "362310"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480006645"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства