Просмотр содержимого документа
«История создания рассказа А. Куприна "Гранатовый браслет"»
Краткосрочный план урока русской литературы
Раздел:
«Тема маленького человека»
ФИО педагога
Ведель О.А.
Дата:
10.12.2021г.
Класс: 9
Количество присутствующих:
Количество отсутствующих:
Тема урока
А.И.Куприн. Рассказ «Гранатовый браслет». История создания рассказа
Цели обучения в соответствии с учебной программой
9.1.6.1 — давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос со ссылкой на источники;
Цели урока
Учащиеся смогут дать аргументированный ответ на проблемный вопрос, опираясь на ключевые слова, ссылаясь на источники, используя дополнительную информацию о жизни писателя; узнают реальную историю, которая легла в основу рассказа «Гранатовый браслет».
Ход урока
Этап урока/время
Действия педагога
Действия ученика
Оценивание
Ресурсы
Начало урока
5 мин
I.Организация класса
1. Психологический настрой на урок.
Обмен добрыми пожеланиями.
Обмениваются добрыми пожеланиями
II. Актуализация знаний учащихся.
1. Прием «Облако слов».
Рассмотрите облако слов и определите, о чем пойдёт речь на уроке, каковы цели урока.
2.Прием «Прогнозирование по названию»
Мне очень интересно узнать ваши впечатления от рассказа.
Ответьте на вопросы:
Что вы ожидали от рассказа, прочитав его название?
Что поразило вас, может быть, вызвало недоумение?
Учитель объявляете тему и цель урока
3.Работа с эпиграфом к теме слова М. Горького
Учащиеся рассматривают облако слов и определяют, о чем пойдет речь на уроке, каковы цели урока
Предполагаемый ответ. На уроке мы будем изучать историю создания рассказа А. Куприна «Гранатовый браслет», анализировать произведение, отвечать на вопросы, обратим внимание на детали и композицию.
Учащиеся высказывают свои предположения,
Предполагаемые ответы:
Я подумала, что гранатовый браслет сыграет важную роль в жизни героев.
Меня поразило, что герой уходит из жизни ради любви.
А мне показалось, что из-за браслета что-то произойдет.
Учащиеся записывают в тетрадь тему урока и эпиграф
«Какая превосходная вещь «Гранатовый браслет» Куприна… Чудесно! И я – рад! Начинается хорошая литература!
М. Горький.
ФО «Словесное оценивание учителя».
Учебник Тетради
Середина урока
30 мин
II. Осмысление.
1.Работа в парах «Самый внимательный читатель».
Задание: необходимо к вопросам подобрать ответы. На партах разложены карточки с вопросами и ответами.
Учащиеся подбирают к вопросам ответы.
1. Почему семейство Шеиных не покидали дачи, несмотря не непогоду? («… в их городском доме ещё не покончили с ремонтом») 2. Кто был предок Веры Шеиной? («…татарский князь… древний род которого восходил до самого Тамерлана».) 3. Что подарил ей муж? (Серьги из жемчужин грушевидной формы.) 4. Что подарила Вере сестра? (Записную книжку в «удивительном переплете».) 5. Как звали знаменитую пианистку, подругу Веры? (Жени Рейтер.) 6. Как было подписано письмо, прилагавшееся к футляру с браслетом? («Ваш до смерти и после смерти покорный слуга. Г.С.Ж») 7. С чем сравнивает Вера густо-красные гранаты? («Точно кровь») 8. Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена.)
9. Чей это портрет? “Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах… какое свойственно мужественным и простым людям…” (генерал Аносов).
ФО взаимопроверка (учащиеся комментируют ошибки друг друга, называют правильные ответы).
Приложение 1
Карточки
2.Вызов. - Ребята, а вы знаете, что в основе сюжета произведения лежит вполне реальная история из жизни?
Индивидуальное опережающее задание. Учитель поручает более способному учащемуся подготовить материал об истории создания произведения.
Прием «Двухчастный дневник»
Учитель. Мы увидели, что рассказ
А. И. Куприна имеет реальную основу. Как вы думаете, почему Куприн художественно преобразил реальную историю?
Учащийся рассказывает об истории создания произведения, Остальные учащиеся слушают, составляют «Двухчастный дневник», читают комментарии.
Могут смотреть страницы учебника 221 - 222
Ключевое сочетание слов из материала об истории создания повести «Гранатовый браслет»
Комментарий
Предполагаемые ответы:
Ключевое сочетание слов из материала об истории создания повести «Гранатовый браслет»
Комментарий
Вторая соната Бетховена «Аппассионата»,
Сила музыки ,которая побудила А.Куприна
на литературное творчество
Печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жёлтого
Рассказ основан на реальных событиях
Анонимный влюблённый,
Тайно влюбленный
гранатовый браслет
Самое ценное, что у него было
почувствовал в Жёлтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти.
Сила любви
Предполагаемый ответ:
Отступая от подлинных событий, Куприн сумел создать произведение, полное больших обобщений. Положив в основу своего рассказа «случай из жизни» и несколько изменив его, автор сумел достигнуть типизации. И таким образом он отстаивал своё право писателя быть художником, а не просто репортёром жизни.
ФО
взаимооценивание
Приложение 2
карточка
3.Работа с терминами
Задание. Дайте определение понятия «композиция», «символ».
Учащиеся из словаря литературных терминов и из учебника выписывают значения терминов.
ФО самооценивание
Учебник
Тетради
4. Беседа с учащимися.
Рассмотрите рисунок.
Как вы думаете, символом чего может являться роза?
Как этот символ связан с рассказом «Гранатовый браслет»?
В каких еще литературных произведениях вы встречали розу и какую роль она играла?
Сколько раз в повести «Гранатовый браслет» упоминается роза?
Два раза (Розы дарят генералу Аносову сестры, розу Вера кладет розу в гроб Желткову)
ФО «Словесное оценивание учителя»
Учебник, тетрадь
5. Задание. Заполните таблицу.
Г. Объясните, каково значение этих деталей в композиции повести?
Групповая работа. Учащиеся заполняют таблицу
ФО спикер группы оценивает каждого учащегося по данным дескрипторам, затем каждая группа представляет свою таблицу.
Дескрипторы:
- формулирует своё мнение;
- приводит аргумент;
- подтверждает примерами из произведения;
- делает логичный вывод.
Приложение 3
Конец урока
5 мин
Частный случай опоэтизирован Куприным, Выведен на уровень общефилософских обобщений…. Любовь, по Куприну, «всегда трагедия, всегда борьба, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчеркивают их красоту.
Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте,
Не в творчестве выражается индивидуальность. Но В ЛЮБВИ.
А.И.Куприн.
1. Рефлексия «Одним предложением»
Дифференцированное домашнее задание.
1.Выучить стихотворение А.С .Пушкина «Я вас любил».
2. Символические образы в рассказе
Продолжить фразу:
1. «Для меня рассказ «Гранатовый браслет» - это …
.2. Этот рассказ вызвал у меня чувства …и мысли ….
Формативное оценивание за урок по 10 балльной шкале
Дневник
Композиция – построение художественного произведения; расположение и взаимосвязь его частей, образхов, эпизодов в соответствии с содержанием, жанровой формой и замыслом автора
Художественная деталь (фр.detail — часть, подробность)– изобразительная и выразительная подробность, характерная черта какого-либо предмета, части быта, пейзажа, интерьера...
Символ - слово, условно выражающее суть какого-либо явления.
Слово "символ" происходит от греческого слова symbolon - которое означает «условный язык»
Приложение 1
Почему семейство Шеиных не покидали дачи, несмотря не непогоду?
(«… в их городском доме ещё не покончили с ремонтом»)2
Кто был предок Веры Шеиной?
(«…татарский князь… древний род которого восходил до самого Тамерлана».) 3. Что подарил ей муж?
(Серьги из жемчужин грушевидной формы.) 4. Что подарила Вере сестра?
(Записную книжку в «удивительном переплете».) 5. Как звали знаменитую пианистку, подругу Веры?
(Жени Рейтер.) 6. Как было подписано письмо, прилагавшееся к футляру с браслетом?
(«Ваш до смерти и после смерти покорный слуга.Г.С.Ж») 7. С чем сравнивает Вера густо-красные гранаты?
(«Точно кровь») 8. Какая музыка звучит в произведении?
(Вторая соната Бетховена.)
9. Чей это портрет? “Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах… какое свойственно мужественным и простым людям…”
(генерал Аносов).
Приложение 2
«Гранатовый браслет» имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. «L. vanBeethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). LargoAppassionato».Соната Бетховена «Аппассионата», одно из самых напряжённых, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем. 15 октября 1910года Куприн писал о сюжете рассказа своему другу, критику Ф. Д. Батюшкову: «Это – помнишь – печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жёлтикова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова (Д. Н. – теперь губернатор в Вильно)». В опубликованных мемуарах «На чужбине» писателя Льва Любимова, сына Д. Н. Любимова, мы можем прочесть: «В период между первым и вторым замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчёркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся ей в любви. Письма эти долго сохранялись в моей семье… Анонимный влюблённый, как потом выяснилось – Жёлтиков (в рассказе Желтков) писал, что он служит на телеграфе…, в одном письме он сообщал, что под видом полотёра проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку. Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил её, хоть она никак не реагировала на его изъяснения… Вначале эти письма всех забавляли, но потом…моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюблённого телеграфиста. И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец отправились к Жёлтикову. Всё это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Жёлтиков, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже… ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя «с недоумением и жадным, серьёзным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Жёлтикове какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти. Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Жёлтиков принял браслет и угрюмо пообещал не писать больше моей матери. Этим всё и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».
Карточка
Ключевое сочетание слов из материала об истории создания повести «Гранатовый браслет»
Комментарий
Приложение 3
Таблица
Элементы сюжета
Эпизод в произведении
Его значение
Экспозиция
Описание увядающего сада
Развитие действия
Княгиня Вера дарит розы генералу Аносову
Вставные композиционные элементы (рассказы генерала)
Рассказ о розовом масле
Болгарка перебирает сухие лепестки роз
Развязка
Вера кладет розу в гроб Желткову
Проверочный лист
Элементы сюжета
Эпизод в произведении
Его значение
Экспозиция
Описание увядающего сада
Прежняя счастливая любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы.
Развитие действия
Княгиня Вера дарит розы генералу Аносову
Две подаренные генералу розы символизируют двух сестер, Анну и Веру
Вставные композиционные элементы (рассказы генерала)
Рассказ о розовом масле
Не зная цену настоящему чувству, люди проходят мимо, растрачивая себя понапрасну
Болгарка перебирает сухие лепестки роз
Когда же последовал наш поход из тех мест, мы дали друг другу клятву в вечной взаимной любви и простились навсегда»
Развязка
Вера кладет розу в гроб Желткову
«В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее»