Дистанционный урок по литературе в 11 классе
Творчество Александра Ивановича Куприна
Обзор
Необходимо пояснить, что данный урок разрабатывался для класса с дистанционным обучением.Я преподаю русский язык и литературу в Центре Дистанционного Обучения при санаторной школе -интернате №28 г.Ростова-на-Дону. Проблемы детей, к которым мы каждый день выходим на уроки через скайп, принято называть эвфемизмом «ограниченные возможности». Эти дети не могут посещать обычную школу, некоторые из них живут в местах, удаленных от больших городов со всеми вытекающими из этого последствиями- у них нет доступа к театрам, музеям, библиотекам. Даже покупка нового учебника превращается порой в проблему.
Но возможности, которые предоставляет интернет, с его новыми образовательными технологиями, помогают этим детям получать полноценное образование не выходя из дома.
Практически каждый дистанционный урок может быть превращен в то, что методисты называют «учебным проектом». Это настоящая « совместная учебно-познавательная деятельность (иногда принимающая игровую форму), которая имеет общую цель и согласованные способы, направленные на освоение конкретных знаний на уровне их практического применения». Вот как, например, мы с моим учениками ( их в моем классе трое) провели этот урок.
Решаемые учебные проблемы(задачи для учителя):
- познакомить с основными фактами жизни и творчества А.И. Куприна, -погрузить в атмосферу эпохи, в которую создавались его лучшие произведения,
-дать представление о содержании и идейной направленности его повестей «Олеся», «Поединок» и «Гранатовый браслет».
Задачи для учеников:
-узнать факты из жизни и творчества Куприна;
-научиться использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации;
-научиться самостоятельно организовывать свою деятельность, учитывая ограниченность временных ресурсов урока;
Планируемые результаты:
Личностные: развитие познавательной активности учащегося, формирование нравственно-этического оценивания фактов во всей их позитивно-негативной полноте, воспитание уважительного отношения к русской литературе, воспитание чувства любви к русской культуре
Метапредметные : умение понимать проблему, структурировать материал, работать с разными источниками информации, находить ее , анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные: понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности.
Оборудование урока: компьютеры «Макинтош», с выходом в интернет, работа ведется с помощью программы Скайп, материал сохраняется , отображается и преобразовывается в документе Google.
Тип урока по содержанию: поисково-исследовательский.
Учебный материал урока: Ресурсы сети Интернет
Ход урока
1этап. Вхождение в тему урока.
Учитель объявляет тему и объясняет ученикам , что на этом уроке им предстоит самостоятельно найти информацию о жизни и творчестве А.И. Куприна. Поиск предлагается вести по трем направлениям: собственно факты жизни и творчества; характеристика эпохи, краткий анализ трех его повестей . Объявляется время, в течение которого может вестись поиск
2 этап. Поисково-исследовательская работа
Первая ученица отправлятся за фактами биографии писателя на сайт Википедии
https://ru.wikipedia.org/wiki/Куприн,_Александр_Иванович
Второй ученик ищет все, что касается отношений Куприна с другими писателями, а также материал о культурно-бытовых особенностях того времени
а) интересные факты о Куприне http://www.libkuprin10.com/%D0%BA%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD-%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%8B/
Третий ученик ищет материалы по повестям Куприна «Олеся», «Поединок» и «Гранатовый браслет»
лунная соната http://www.youtube.com/watch?v=gB88JnCpfno
отрывок из «Гранатового браслета»
http://www.youtube.com/watch?v=STDfMSC43Hw
отрывок из «Олеси»
http://www.youtube.com/watch?v=OPctYMKV7zU
отрывок из «Поединка»
http://www.youtube.com/watch?v=1LEwAqxEzDE
3 этап урока . Представление найденного материала
В гугл-документе есть прекрасная возможность вставить любой фрагмент и показать его одновременно всем , кому открыта ссылка .
1.Так первая ученица предъявляет нам фрагмент из статьи в Википедии. Мы можем прочесть его вместе с нею.
Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в уездном городе Наровчате (ныне Пензенская область) в семье чиновника, потомственного дворянина Ивана Ивановича Куприна (1834—1871), умершего через год после рождения сына. Мать, Любовь Алексеевна (1838—1910), урождённая Кулунчакова, происходила из рода татарских князей (дворянка, княжеского титула не имела)[1][2]. После смерти мужа она переехала в Москву, где прошло детство и отрочество будущего писателя. В шесть лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880 году. В том же году поступил во Второй Московский кадетский корпус[3][4].
В 1887 году был выпущен в Александровское военное училище. Впоследствии опишет свою «военную юность» в повестях «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера».
Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет,— рассказ «Последний дебют» (1889).
В 1890 году Куприн в чине подпоручика был выпущен в 46-й Днепровский пехотный полк, стоявший в Подольской губернии (в Проскурове).
Офицерская жизнь, которую он вёл в течение четырёх лет, дала богатый материал для его будущих произведений.
В 1893—1894 годах в петербургском журнале «Русское богатство» вышли его повесть «Впотьмах», рассказы «Лунной ночью» и «Дознание». На армейскую тему у Куприна несколько рассказов: «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899), «Поход».
В 1894 году поручик Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений.
В 1890-е годы опубликовал очерк «Юзовский завод» и повесть «Молох», рассказ «Лесная глушь», повести «Олеся» и «Кэт» («Прапорщик армейский»), в 1901 году — рассказ «Оборотень».
В эти годы Куприн познакомился с И. А. Буниным, А. П. Чеховым и М. Горьким. В 1901 году переехал в Петербург[5], начал работать секретарём «Журнала для всех». В петербургских журналах появились рассказы Куприна: «Болото» (1902), «Конокрады» (1903), «Белый пудель» (1903).
В 1905 году вышло наиболее значительное его произведение — повесть «Поединок», имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав «Поединка» стали событием культурной жизни столицы. Другие его произведения этого времени: рассказы «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Река жизни», «Гамбринус» (1907), очерк «События в Севастополе» (1905).
Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков «Листригоны» (1907—1911), рассказы о животных, рассказы «Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1911). Его проза стала заметным явлением русской литературы.
После захвата власти большевиками писатель не принял политику военного коммунизма и сопряжённый с ней террор. В 1918 году ходил к Ленину с предложением издавать газету для деревни— «Земля». Работал в издательстве «Всемирная литература», основанном М. Горьким. Был арестован, три дня просидел в тюрьме, был выпущен и внесён в список заложников[1].
Жил в Гатчине. Осенью 1919 года, с приходом белых, поступил в чине поручика в Северо-Западную армию, получил назначение редактором армейской газеты «Приневский край», которую возглавлял генерал П.Н.Краснов[6].
После поражения Северо-Западной армии эмигрировал за границу[7].
Семнадцать лет, которые писатель провёл в Париже, вопреки мнению советского литературоведения, были плодотворным периодом[1].
В 1937 году по приглашению правительства СССР вернулся на Родину[1].
Умер в ночь на 25 августа 1938 года после тяжёлой болезни. Похоронен в Ленинграде на Литераторских мостках Волковского кладбища рядом с могилой И. С. Тургенева[9][10].
2. Второй ученик нашел интересные факты из жизни Куприна:
Автор: Александр КАЗАКЕВИЧ
Самый чуткий нос России
"Самый чуткий нос России". Так Федор Шаляпин представил однажды гостям своего друга - писателя Александра Ивановича Куприна. Некий французский парфюмер, присутствовавший на том вечере, решил вдруг устроить новоявленному гостю настоящий экзамен. Он предложил Куприну определить состав духов - последнюю разработку его фирмы. Француз явно намеревался сбить спесь с самоуверенного русского: подобное заданиене всякому и профессионалу под силу. Когда экзаменуемый медленно, но уверенно перечислил все основные ароматы парфюма, француз схватился за голову: "Не понимаю! Как!? Как это может быть, что вы, человек с таким редким дарованием, можно сказать, с настоящим собачьим нюхом, - и вдруг какой-то писатель?!"
Современники шутили, что в Куприне было что-то "от большого зверя". Мамин-Сибиряк вспоминал: "Куприн имел одну несколько странную привычку -- настоящим образом, по-собачьи, обнюхивать людей. Многие, в особенности дамы, сильно обижались..."
Впрочем, одна из дам -- писательница Н. Тэффи -- искренне восхищалась его даром: "Вы обратите внимание, как он всегда принюхивается к людям! Потянет носом, и конец -- знает, что это за человек!" По части запахов у Куприна был единственный соперник -- Иван Бунин. И когда они сходились вдвоем, между ними начиналось состязание: кто определит более точно, чем пахнет, например, цирковая арена или ближайший трактир. Однажды в большой писательской компании зашел спор о том, чем пахнет женщина. "Женщины пахнут сливочным мороженым", -- заметил Чехов. "А мне кажется -- цветками липы, слегка подвявшими", -- подал голос Бунин. Куприн, сделав небольшую паузу, сказал: "А по-моему, молодые девушки пахнут арбузом и парным молоком. А старушки, здесь на юге, -- горькой полынью, ромашкой, сухими васильками и ладаном". Чехов, в знак признания победы, пожал Куприну руку...
Настоящий татарин должен ходить в тюбетейке...
Александр Иванович очень гордился своей татарской кровью (его мать -- татарская княжна). Легко ранимый и невероятно обидчивый, он бросался на каждого, кто, хотя бы и по незнанию, ошибался в произношении его фамилии: его почему-то часто называли Куприн, с ударением на первом слоге. Тогда он подскакивал к "обидчику" и, схватив его за фалды пиджака, почти по слогам выговаривал:
- Я - Куприн, и всякого прошу это помнить! На ежа садиться без штанов не советую! Во времена пика своей славы он любил одеваться татарином: носил расписной халат и цветную тюбетейку, в которой бывал и в гостях, и в ресторанах, где, по воспоминаниям
Бунина, "садился так широко и важно, как пристало бы настоящему хану". А для еще большего подобия "особенно узко щурил глаза".
Мягкий и застенчивый с женщинами, он был резок и дерзок с мужчинами. Во хмелю, в который он впадал от одной рюмки водки, лез на ссоры со всяким, кто попадался ему под руку. Несмотря на маленький рост, он умел доказать каждому свое физическое превосходство. В 1902 году его одесский приятель, Антон Богомолец, рассказал ему о какой-то старухе, которую беспощадно колотит сын, громадного роста биндюжник. Куприн в тот же день разыскал этого человека в порту и, рискуя быть изувеченным его кулаками, сказал ему такие крутые слова, что тот закаялся измываться над матерью
3. И наконец , после краткого(это же пока первый, обзорный, урок! ) анализа основных тем и идей «Олеси», «Поединка» и «Гранатового браслета» мы може насладиться видеорядом : отрывками фильмов, которые выложены на ютубе.
4 этап. Рефлексия .Удалось ли нам справиться с задачами урока?