kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка открытого урока литературы в 11 классе Повесть «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ» А. И КУПРИНА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока литературы в 11 классе   Повесть  «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ» А. И КУПРИНА.

Тема урока: «… что это было: любовь или сумасшествие?»

(А. И. Куприн.«Гранатовый браслет»)

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-беседа.

Цель урока: выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока литературы в 11 классе Повесть «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ» А. И КУПРИНА »

Серова В.Д.

(учитель первой

квалификационной категории

ГБОУ СОШ №2063 ТиНАО )






Разработка открытого урока литературы в 11 классе



Повесть

«ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ» А. И КУПРИНА

(XI класс)


Тема урока: «… что это было: любовь или сумасшествие?»

(А. И. Куприн.«Гранатовый браслет»)


Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-беседа.

Цель урока: выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна.

Задачи:

Обучающие:

углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна;

познакомить учащихся с историей создания рассказа “Гранатовый браслет”;

на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.

Развивающие:

совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы; развивать навыки исследования художественного текста; сопоставительного анализа, развернутых ответов на вопросы; обогащение словарного запаса учащихся;

формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения.

Воспитательные:

воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев рассказа (внутренней красоты, благородства);

формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство, кино;

воспитывать внимательное отношение к слову.

Методические приёмы:

аналитическая беседа;

проблемные вопросы;

выразительное чтение;

рассказ учителя.


Виды деятельности учащихся.

Подбор материала из художественного произведения для ответа на заданный учителем вопрос.

Выразительное чтение отрывков из повести.

Пересказ эпизодов повести с элементами анализа текста.

Анализ образа героя.

Самостоятельная формулировка вывода урока.


ХОД УРОКА:

На доске:

Эпиграф

Жизнь неуловима в понятиях,

она богаче понятия, она богаче понятия,

поэтому познать жизнь можно не через слово,

а через переживания, интуицию.любовь. веру.

Гегель.

??? Что такое любовь? Как отвечает на этот вопрос А.И.Куприн в повести «Гранатовый браслет»?



1 слайд

К.Паустовский писал: «У любви тысячи сюжетов,и в каждом из них свой свет,свояпечаль,своё счастье и своё благоухание»

Один из таких сюжетов и станет предметом нашего внимания сегодня.

2 слайд

Тема сегодняшнего урока: «…что это было: любовь или сумасшествие?»

(запись в тетради)



3 слайд

К работе над рассказом “Гранатовый браслет” А.И. Куприн приступил осенью 1910 года в Одессе, куда он переехал с женой и дочерью. Замысел возник намного раньше, когда А. Куприну была рассказана анекдотическая история, произошедшая с родовитой семьёй князя Дмитрия Николаевича Любимова.

“Лев Любимов: Я – Лев Любимов. Моя мать, Людмила Ивановна, в девичестве носила фамилию древнего княжеского рода литовских татар Туган-Барановская. В течение нескольких лет к ней почти каждый день приходили письма от неизвестного адресата, который в своих посланиях открывал свои чувства к ней. Понимая, что их неравенство в социальном положении не оставляет ему никакой надежды на ответное чувство, он писал, что не в его силах прекратить напоминать о себе. Письма долго сохранялись в семье. Я в юности нередко читал их. Тон посланий был то выспренный, то ворчливый. Неизвестный то сердился на мою мать, то благодарил её, хоть она никак не реагировала на его послания. В семье к письмам относились как к курьёзу, как к забавному анекдоту, и мой отец, Дмитрий Николаевич, который имел необыкновенную и очень своеобразную манеру рассказывать именно так, как это описал А. Куприн, нередко язвительно вышучивал их. Со временем интерес к ним пропал. Даже мать перестала читать эти письма. Лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание.

Так длилось до тех пор, пока от влюблённого телеграфиста (в одном из писем он признался, что служит на телеграфе и имеет “странную” фамилию) не был получен в подарок гранатовый браслет. Наша семья признала это за оскорбление. Как и было написано в повести, князь Любимов и брат Людмилы Ивановны – Николай _ разыскали служащего со “странной” фамилией Жёлтый. Отец потом рассказывал мне, что визит к Жёлтому потряс его. Телеграфист жил в убогой мансарде на шестом этаже. Там пахло мышами, кошками, керосином и стиркой. Отца поразила разница между нищим жильём мелкого чиновника и комфортной обстановкой нашего дома. Как осмелился неимущий пасынок общества преподнести дорогой подарок великосветской даме? Жёлтый в это время как раз составлял очередное послание. Во время объяснения отец больше молчал, а дядя, который был молод, горяч и высокомерен, был без нужды резким. Жёлтый принял браслет и угрюмо обещал не писать больше моей матери. Этим всё и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно”.(ученик)

Вывод: произведение имеет реальную основу(запись в тетрадь)

4 слайд

Дача Шеиных на фоне осеннего пейзажа. Чтение учителем финальных строк повести: «Вера Николаевна вернулась домой поздно вечером и была рада, что не застала дома ни мужа, ни брата. Зато её дожидалась пианистка Женни Рейтер. «Женни,милая,сыграй для меня что-нибудь ,- почти закричала Вера. Женни начала играть и вера с первых же аккордов узнала это исключительное, единственное по глубине произведение… «Он меня простил. Теперь всё хорошо»,- вся в слезах проговорила Вера».

Так заканчивается произведение. О каком же прощении говорит главная героиня. Обратимся к тексту.



Работа по группам.

1 группа

???Где и когда происходит действие произведения?

(Действие повести разворачивается 17 сентября – в день именин Веры Николаевны.Всех действующих лиц, за исключением Желткова – главного героя влюбленного в княгиню Шеину, Куприн собирает на даче семейства Шеиных)

-Какую роль играют пейзажные зарисовки? Какую параллель между природой и внутренним состоянием героини проводит автор?

Слайд5

«И вера была строго проста, со всеми холодна…Любезна, независима и царственно спокойна».

Вывод: душа веры пребывает в состоянии дрёмы.(запись в тетрадь).

-Почему же желтков полюбил именно Веру, а её сестру? Что можно сказать о сёстрах? Похожи ли они?

Вывод: Вера величественна, грациозна, романтична, мечтательна.(в тетрадь)



2 группа

-Как происходит завязка действия?

Слайд 6

«Вера Николаевна Шеина всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного».

-Что же произошло в этот день?

Слайд7

Браслет.Описание.Символика цветов.

Слайд 8

Письмо Желткова. Характеристика героя со стороны Шеина, Веры, генерала Аносова.

Вывод: простой человек без звания и титулов способен на высокое чувство (запись в тетрадь).

Группа 3.

-Какую роль автор отводит генералу Аносову?

(мудрое старшее поколение, он делает вывод: любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным её людям)-(запись в тетрадь)

-Каковы взгляды Куприна на любовь?

-Каким предстаёт Желтков в последнем письме?

Слайд 9

Желтков признаёт, что «неудобным клином врезался в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей за то, что она существует».

-Можно ли назвать любовь Желткова сумасшествием?



Слайд 10

Гл.Х слова графа Шеина: «Я чувствую, что этот человек….»

Гл.ХI «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим».

Учитель: переломным моментом для Веры становится прощание с умершим Желтковым

«В комнате пахло ладаном…»

-Почему вера заплакала? Какова судьба браслета?

Слайд 11

Она поняла, что «мимо ней прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет».

В конце произведения звучит музыка Бетховена как символ любви, дар жизни.

Вывод: музыка рассказывает Вере,что есть жизнь и что есть любовь Это последний дар жизни.

Обратимся к вопросу(на доске)

Слайд 12

Вывод: истинная любовь ,по мнению Куприна – основа всего земного. Она не д.б. изолированной, неразделённой. Любовь должна основываться на высоких искренних чувствах, стремлении к идеалу.(в тетрадь)



д/з Сочинение-рассуждение на тему «… что это было: любовь или сумасшествие?

Литература

1. Вахненко Е.Н. «Каждый человек может быть добрым, сострадательным, интересным и красивым душой» //Литература в школе. – 1995.– № 1.– с .37.

2. Куприн А.И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы – М.: Художественная литература, 1984. – с.335 (Классики и современники).

3. Куприн А.И. Повести и рассказы – М.: Олимп; Издательство АСТ, 1997.– с.688 (Статьи: Крутикова Л.В., Куприн А.И.; Паустовский К.Г. Поток жизни. Заметки о прозе).

4. Куприна К.А. Куприн – мой отец. – М., 1971.

5. Любимов Л.Н. На чужбине. – М., 1963.

6. Макарова С.А. Изучение рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет» // Литература в школе. – 2007. – № 7.– с. 22–27.

7. Марценюк С.Ф. «Да святится имя Твое». // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1990. –  № 9 – с. 56–57.

8. Петрова Т.А. Рождение урока. //Литература в школе. – 1998.– № 3. – с.135.

9. Рассказова Л.В. Смысловая и композиционная роль сонаты Бетховена в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» //Литература в школе. – 2007. – № 7.– с. 8–11.

10. Шапошников В.Н. От «серебряного века» до наших дней. Очерки русской литературы ХХ века. – Новосибирск: СО «ДЛ», – с.304

11. Шеханова Т. «Гранатовый браслет» в вопросах и ответах. //Литература. – 2007. – № 5. – с. 22–23.

12. Н.С. Лаушкина «Открытый урок по литературе». М.: «МЛ». 2001 г.

13. Н.В.Егорова, И.В.Золотарёва «Поурочные разработки по русской литературе. Первая половина 20 века ».М.: «ВАКО».2003 г.

.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Серова Виктория Дмитриевна

Дата: 18.06.2014

Номер свидетельства: 106852

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Дистанционный урок литературы в 11 классе "
    ["seo_title"] => string(44) "distantsionnyi-urok-litieratury-v-11-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "141611"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418143240"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства