kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока Пушкин в Петербурге

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка позволяет учителям 9 классов использовать на уроках материал о послелицейском периоде. Поиски поэтом своего пути в жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока Пушкин в Петербурге»

Тема: «Мой друг, Отчизне посвятим…» Пушкин в Петербурге.

Цель: Познакомить учащихся с петербургским периодом творчества Пушкина, с особенностями вольнолюбивой лирики поэта.

Задачи:

- отрабатывать навык анализа поэтического текста по плану;

- отрабатывать навык выразительного чтения стихотворения.

Оборудование: тексты стихотворений Пушкина, слайды с портретами Пушкина, П. Чаадаева, Н. Тургенева, виды Петербурга.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Учёт знаний. Опрос по материалам предыдущего урока.

  3. Организационный момент.

  4. Учёт знаний. Опрос по материалам предыдущего урока.

Расскажите о лицейских годах А.С. Пушкина.

- В чём особенность дружеской лирики Пушкина?

- В чём сходство и в чём различие стихотворений «Роняет лес…» и «К студентам».

III. Работа по теме урока.

1.Слово учителя.

Промчались годы заточенья.

Недолго, мирные друзья,

Нам видеть кров уединенья

И царскосельские поля.

Разлука ждёт нас у порогу,

Зовёт нас дальний света шум,

И каждый смотрит на дорогу

С волненьем гордых юных дум.

  Промчались лицейские годы, которые Пушкин назвал «годами заточенья». Юные отроки получили желаемую свободу, впереди их ждал Петербург. Каждый лелеял в душе своей благородную мечту служить на благо отечеству, быть полезным ему. Поэтому тема нашего сегодняшнего урока звучит так: «Мой друг, Отчизне посвятим…».

2.Сообщение учащегося.

  В Петербурге Пушкин жил с начала июня 1817 года (9 июня состоялся выпускной акт Лицея, 11-го того же месяца он уже был в Петербурге) по 6 мая 1820 года, когда он выехал о царскосельской дороге, направляясь в южную ссылку. Планы военной службы, которые Пушкин лелеял в своём воображении, пришлось оставить. Отец настоял на гражданской. Пушкин был зачислен в Коллегию иностранных дел и 3 июня был приведен к  присяге.

   Стремление к содружеству, к братскому единению составляет характерную черту поведения Пушкина этих лет. Энергии, с которой он связывает себя  с различными литературными и дружескими обществами, способна вызвать удивление.

   С необычной лёгкостью усваивая условия игры, принятые в том или ином кружке, включаясь в стиль дружеского общения, предлагаемый тем или иным собеседником-наставником, Пушкин не растворяется в чужих характерах и нормах. Он ищет себя.

   Вот некоторые из кружков, которые посещал Пушкин.

«Арзамас» - литературный кружок. В 1817 году в него вступили Н. Тургенев и М. Орлов, а осенью Н. Муравьёв. Все они были активными членами тайных обществ. Именно здесь Пушкин сблизился с Н. Тургеневым и М. Орловым.

   Особую роль в жизни Пушкина этих лет сыграл Николай Тургенев. Это был человек суровых этических принципов, любящий родину, который целью своей жизни видел борьбу с рабством.  Тургенев смотрел на поэзию свысока, считая полезной только агитационную, политическую лирику.

    Ещё одно литературное общество, куда входил Пушкин, называлось «Зелёная лама».

Это литературное общество, возникшее в 1819 году, было  в поле зрения Союза Благоденствия (первой тайной организации декабристов). Однако «Зелёная лампа» соединяла свободолюбивые и серьёзные интересы с атмосферой буйного веселья, демонстративного вызова серьёзному миру.

- На заседаниях этих литературных кружков обсуждались не только вопросы литературы, но и политические, экономические и социальные проблемы. Часто звучали слова об ограничении царской власти и отмене крепостного права. В кругу этих споров возникает вольнолюбивая лирика Пушкина.

  Влияние Н. Тургенева отчётливо сказалось в стихотворении Пушкина «Деревня» и оде «Вольность».

3.  Чтение и анализ стихотворений.

«Деревня».

- Из скольких частей состоит стихотворение?

(Стихотворение состоит из трёх частей:

  1. Изображение природы;

  2. Обличение рабства;

  3. Открытый призыв).

- Докажите, что  в описании природы в 1-й части проявляются традиции сентиментальной литературы.

- Докажите, что 2-я части стихотворения – рассказ о барстве диком – носит публицистический характер.

(Чётко выражена авторская позиция – обличение рабства, «невежества позора»)

- Можно ли считать  революционным вопрос-призыв в последней части?

(Заключительная часть – упование на то, что восторжествует справедливость, и царь сам отменит рабство).

Ода «Вольность»

- Что такое ода?

(Ода – героическая песнь, воспевающая какое-либо историческое событие или лицо)

- Какую задачу ставит перед собой поэт в этом стихотворении?

(Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок)

- Какую картину современного ему мира рисует Пушкин?

(Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор,

Неволи немощные слезы).

- Для чего Пушкин упоминает исторических деятелей разных эпох?

( Пушкин обращается к мировой истории и даёт урок царям).

Что ставит поэт превыше всего? К чему призывает владык мира?

(Превыше всего – закон, который одинаков для всех: и для царей и для простого человека: «…с вольностью святой Законов мощных сочетанье»).

(Читаем заключительное четверостишие).

Вывод: Основная идея этого стихотворения – сближение властителей с народом, равенство всех перед законом.

- В этот период Пушкин сближается с Петром Яковлевичем Чаадаевым, дружба с которым весьма обогатила поэта.

4. Сообщение учащегося.

Пётр Яковлевич Чаадаев.

   П.Я. Чаадаев, с которым Пушкин познакомился ещё лицеистом в доме Карамзина, был одним из замечательнейших людей своего времени. Получивший блестящее домашнее образование 16-ти лет вступил в Гвардейский Семёновский полк, с которым проделал путь от Бородина до Парижа. «Чаадаев был красив собою, отличался не гусарскими, а какими-то английскими, чуть даже не байроновскими манерами и имел блистательный успех в тогдашнем петербургском обществе». Чаадаев был членом Союза благоденствия, но не проявлял в нём активного участия: Чаадаев охвачен жаждой славы – славы огромной. Неслыханной, славы, которая навсегда внесёт его имя в скрижали истории России и Европы.

   Чаадаев учил Пушкина готовиться к великому будущему, уважать в себе человека, имя которого принадлежит потомству, требовал от Пушкина «в просвещении стать с веком наравне».

- «Жизнь, облагороженная высокой целью». За этими словами Пушкина стоит мечта о великом предназначении. Беседы с Чаадаевым учили Пушкина видеть и свою жизнь, «облагороженной высокой целью». Послание «К Чаадаеву» - свободолюбивое политическое стихотворение, близкое к идеалам декабристов.

  1. Чтение и анализ стихотворения «К Чаадаеву».

- Какова композиция стихотворения?

(Стихотворение распадается на три части: 1-я – первое четверостишие; 2-я – от стиха «Но в нас горит ещё желанье…»; 3-я – «пока свободою горим». При переходе от части к части настроение меняется).

- Докажите, что 1- часть написана в стиле и интонации печальной элегии.

(Лирический герой – печальный, разочарованный человек, утративший веру в счастье и людей).

- Характеризуя такого героя в связи со своей поэмой «Кавказский пленник», Пушкин писал: «Я в нём хотел изобразить это равнодушие к жизни и к её наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами  молодёжи 19 века. Чаадаев тоже не был чужд разочарованности.

Близость первого четверостишия к элегии можно доказать, прочтя элегию Пушкина, написанную в то же время.

Я пережил свои желанья.

Я разлюбил свои мечты,

Остались мне одни страданья-

Плоды сердечной пустоты.

Под бурями судьбы жестокой

Увял цветущий мой венец,

Живу печальный, одинокий,

И жду: придёт ли мой конец?

Так, поздним хладом поражённый,

Как бури слышен зимний свист,

Один на ветке обнажённой

Трепещет запоздалый лист.

- В чём сходство этого стихотворения и первого четверостишия?

(Тема разочарования (любовь, мечты, надежды, веры в мирное счастье)).

- В чём различие?

(В элегии в центре стоит «я», в послании – «мы»).

Вывод: стихотворение начинается в элегическом ключе и создаёт образ разочарованного, утратившего иллюзии человека).

- Как начинается вторая часть? Меняется ли интонация?

(Вторая часть начинается с резкого смыслового и  интонационного контраста)

- Образ какого человека стоит в центре второй части, отличается ли он от человека из первой части?

(В центре второй части – образ человека, полного страстей, с кипучей энергией, силой чувств).

- С чем сравнивается стремление к свободе?

(Жажда свободы сопоставляется с жаждой страстной любви).

- Какие любовные образы вводит поэт? («томленье упованья», «минуты верного свиданья»).

- Фразеологизм «горит желанье» использовался в любовной поэзии, обозначая страстные чувства. Сопоставление «горит желанье» и «свободою горим» придавало ему новое, необычное для того времени значение. Одновременно политическая лирика становилась интимной, избавляясь от холода торжественной поэзии.

- Что собой представляет третья часть?

(Обращение к Чаадаеву, прямой призыв к борьбе).

- Каково, по-вашему, значение слова «честь»? Какова разница между словами «честь» и «почести»?

-  Чувство чести сильно развитое в кругу передовых людей пушкинской эпохи, связано с верой в человеческое достоинство, гордостью. Человек с чувством чести предъявлял к себе требования более высокие, чем те, которые ему предъявляли законы государства, дисциплина или начальство. Честь – нравственный долг человека перед самим собой. Тот, кто солжёт, струсит, предаст, теряет честь. В кругу лучшей молодёжи пушкинской эпохи было твёрдым убеждение, что честь важнее даже жизни, и, потеряв честь, человек не имеет права даже жить. Человек бесчестный не мог был принят в Союз благоденствия.

- Какое же значение приобретало выражение «Сердца для чести живы»?

(Политический смысл).

- Как в стихотворении выражении надежда на лучшее будущее России?

(«На обломках самовластья напишут наши имена»)

- Каково значение использования местоимения «мы»?

(Индивидуализму романтической элегии противопоставлено чувство героического братства).

- Каково значение образа «звезда пленительного счастья»?

(Вифлеемская звезда).

  1. Итог урока.

Домашнее задание: Стихотворение «К Чаадаеву» наизусть, читать поэму «Цыганы», стихотворения «Погасло дневное светило. Индивидуальное задание: прочитать поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Разработка урока Пушкин в Петербурге

Автор: Скобелина Татьяна Анатольевна

Дата: 29.12.2016

Номер свидетельства: 374390

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Разработка урока по окружающему миру на тему:"В поисках справедливости" "
    ["seo_title"] => string(78) "razrabotka-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-v-poiskakh-spraviedlivosti"
    ["file_id"] => string(6) "193485"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427642680"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Разработка урока по МХК "Строгий, стройный вид Петербурга" "
    ["seo_title"] => string(60) "razrabotka-uroka-po-mkhk-stroghii-stroinyi-vid-pietierburgha"
    ["file_id"] => string(6) "240625"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445076770"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Методическая разработка урока по литературе в 6 классе "А.С.Пушкин "Дубровский". Два мальчика (17 глава)" "
    ["seo_title"] => string(108) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-litieraturie-v-6-klassie-a-s-pushkin-dubrovskii-dva-mal-chika-17-ghlava"
    ["file_id"] => string(6) "135116"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416852591"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект урока по теме «Обращение. Предложения с обращением. Знаки препинания в предложениях с обращением»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_tiemie_obrashchieniie_priedlozhieniia_s_obrashchieniiem_znaki"
    ["file_id"] => string(6) "379077"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484340949"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока на тему "Развитие специальных комптенций учащихся в работе над пьесами""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_na_tiemu_razvitiie_spietsial_nykh_komptientsii_uchashchikhsia_v_"
    ["file_id"] => string(6) "374574"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483066901"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства