kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по МХК "Строгий, стройный вид Петербурга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вступление к уроку:

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу пробудить окно.

Прошло сто лет, и юный град

Полноценных стран краса и диво,

Из тьмы лесов из топи блат

Вознесся пышно, горделиво…

Из поэмы А.С. Пушкина

«Медный всадник»

  1. – Ребята, скажите, пожалуйста, - из какого произведения данные строки? (А.С. Пушкина «Медный всадник»)

1 слайд: «Медный слайд» (скульптура французского скульптора Фальконе Этьена Мориса (1716 – 1796 г.г.))

2. – Ребята, о чем говорится в этом отрывке?

(Петр I стоял на берегу Невы и думал о выходе России в Балтийское море и связях с передовыми странами Европы).

  1. Какой город вознесся из «тьмы лесов и топи блат» (Санкт-Петербург, основан 26 мая 1703 г.)

2 слайд: вид Петербурга.

– Ребята, давайте подумаем, какова тема нашего урока? О каком городе мы будем говорить? (Санкт-Петербурге).

 

Тема урока: «Строгий, стройный вид» Петербурга.

Эта тема вытекает из вашей большой темы: Шедевры классицизма в архитектуре России.

Эпиграф:        Люблю тебя, Петра творенье

Люблю твой «строгий, стройный вид»,

Невы державное теченье

Береговой её гранит…

А.С. Пушкин.

Ребята, мы с вами проведем урок-исследование классицизма в архитектуре XVIII – нач. XIX в. на примере архитектурных сооружений в Санкт-Петербурге XVIII – нач. XIX в.

Цели урока:

  • активизировать известные обучающимся знания о классическом стиле в архитектуре, в процессе урока вести работу по выявлению признаков классицизма;
  • формировать у ребят умения выделять основные черты классицизма на примере архитектурных сооружений;
  • заинтересовать школьников изучением дополнительной литературы;
  • оказать помощь обучающимся в создании проекта – исследования классического стиля в архитектурных сооружениях;
  • воспитывать уважение к историческим истокам;
  • воспитывать гуманность и милосердие;
  • воспитывать любовь к своей Родине, к её городам и культуре.

Оборудование:

  • компьютер, проектор и экран;
  • стенд: «Санкт-Петербург»;
  • учебник Г.И. Данилова Мировая художественная культура от XVII – до современности, Москва, 2008 г.

Литература:

  • Школьная энциклопедия: история нового времени.
  • Толковый словарь
  • Брошюры: Петродворец: (дворец – Марли, дворец – Коттедис, Большой дворец в Петергофе, «Русский музей» составитель А.И. Ким, Лениздат – 1985 г.)

Опережающее задание: завести папку проекта – исследования, оформить титульный лист, подготовить биографии и творчество архитекторов, создавших шедевры классических сооружений в Санкт-Петербурге, подготовить стихи и цитаты о Санкт-Петербурге как историческом памятнике архитектуры.

Основные понятия: архитектура, классицизм, барокко, ризалит, ампир.

Ход урока.

Слово учителя:

Петербург – великий город, обладатель великой судьбы. Он «победил» болота, выстоял в блокаду, сумел сохранить человеческую теплоту. В Петербурге, в красоте его улиц и зданий ясно видна человеческая воля.

С начала XVIII века он становится центром классической архитектуры.

План.

  1. Вступительное слово.
  2. Объяснение новой темы:

а) Знакомство с жизнью и творчеством великих архитекторов Санкт-Петербурга;

б) Просмотр слайдов архитектурных сооружений в стиле классицизма;

в) Блокадный Ленинград.

  1. Закрепление нового материала:

а) Экскурсия по Санкт-Петербургу;

б) Создание проекта-исследования по теме урока и подведение итога;

в) Знакомство с дополнительной литературой;

г) Дополнительная литература в учебнике.

  1. Домашнее задание.
  2. Оценивание выступающих.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по МХК "Строгий, стройный вид Петербурга" »

10



Вступление к уроку:

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу пробудить окно.

Прошло сто лет, и юный град

Полноценных стран краса и диво,

Из тьмы лесов из топи блат

Вознесся пышно, горделиво…

Из поэмы А.С. Пушкина

«Медный всадник»


  1. – Ребята, скажите, пожалуйста, - из какого произведения данные строки? (А.С. Пушкина «Медный всадник»)

1 слайд: «Медный слайд» (скульптура французского скульптора Фальконе Этьена Мориса (1716 – 1796 г.г.))

2. – Ребята, о чем говорится в этом отрывке?

(Петр I стоял на берегу Невы и думал о выходе России в Балтийское море и связях с передовыми странами Европы).

  1. Какой город вознесся из «тьмы лесов и топи блат» (Санкт-Петербург, основан 26 мая 1703 г.)

2 слайд: вид Петербурга.

– Ребята, давайте подумаем, какова тема нашего урока? О каком городе мы будем говорить? (Санкт-Петербурге).


Тема урока: «Строгий, стройный вид» Петербурга.

Эта тема вытекает из вашей большой темы: Шедевры классицизма в архитектуре России.

Эпиграф: Люблю тебя, Петра творенье

Люблю твой «строгий, стройный вид»,

Невы державное теченье

Береговой её гранит…

А.С. Пушкин.

Ребята, мы с вами проведем урок-исследование классицизма в архитектуре XVIII – нач. XIX в. на примере архитектурных сооружений в Санкт-Петербурге XVIII – нач. XIX в.

Цели урока:

  • активизировать известные обучающимся знания о классическом стиле в архитектуре, в процессе урока вести работу по выявлению признаков классицизма;

  • формировать у ребят умения выделять основные черты классицизма на примере архитектурных сооружений;

  • заинтересовать школьников изучением дополнительной литературы;

  • оказать помощь обучающимся в создании проекта – исследования классического стиля в архитектурных сооружениях;

  • воспитывать уважение к историческим истокам;

  • воспитывать гуманность и милосердие;

  • воспитывать любовь к своей Родине, к её городам и культуре.

Оборудование:

  • компьютер, проектор и экран;

  • стенд: «Санкт-Петербург»;

  • учебник Г.И. Данилова Мировая художественная культура от XVII – до современности, Москва, 2008 г.

Литература:

  • Школьная энциклопедия: история нового времени.

  • Толковый словарь

  • Брошюры: Петродворец: (дворец – Марли, дворец – Коттедис, Большой дворец в Петергофе, «Русский музей» составитель А.И. Ким, Лениздат – 1985 г.)

Опережающее задание: завести папку проекта – исследования, оформить титульный лист, подготовить биографии и творчество архитекторов, создавших шедевры классических сооружений в Санкт-Петербурге, подготовить стихи и цитаты о Санкт-Петербурге как историческом памятнике архитектуры.


Основные понятия: архитектура, классицизм, барокко, ризалит, ампир.


Ход урока.


Слово учителя:

Петербург – великий город, обладатель великой судьбы. Он «победил» болота, выстоял в блокаду, сумел сохранить человеческую теплоту. В Петербурге, в красоте его улиц и зданий ясно видна человеческая воля.

С начала XVIII века он становится центром классической архитектуры.













План.


  1. Вступительное слово.

  2. Объяснение новой темы:

а) Знакомство с жизнью и творчеством великих архитекторов Санкт-Петербурга;

б) Просмотр слайдов архитектурных сооружений в стиле классицизма;

в) Блокадный Ленинград.

  1. Закрепление нового материала:

а) Экскурсия по Санкт-Петербургу;

б) Создание проекта-исследования по теме урока и подведение итога;

в) Знакомство с дополнительной литературой;

г) Дополнительная литература в учебнике.

  1. Домашнее задание.

  2. Оценивание выступающих.





















Ребята, давайте вспомним, что такое классицизм?

(Название «классицизм» происходит от латинского слова и означает «образцовый», «первоклассный»).

Стиль классицизм зародился в XVII в. в Европе и проявляется не только в архитектуре, но и в искусстве, музыке, театре и литературе.

Образцовыми, достойными подражания считались прекрасные, гармоничные произведения искусства Древней Греции и Рима.

Так в литературе драматические произведения подчинялись правилам трех единиц: времени, места и действия.

Классическая музыка – это музыка прошлого, выдержавшая испытания временем и имеющая современную публику, зародилась в XVII – XVIII вв.

Классицизм существовал параллельно с барокко как его художественная оппозиция завершился началом романтизма.

Наряду с великолепием, помпезностью и мегаломанией барокко строгая организованность классицизма была востребована европейскими абсолютическими монархиями.


3 слайд. Древнегреческие постройки и древнеримские архитектурные сооружения.

Посмотрите, ребята, на экран, что вам бросается в глаза? (колонны, много разных колон, здания с центральным входом).

это ризалит – часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущую на всю высоту здания.

Архитектура – искусство проектирования и строение зданий, сооружений.

Петр I создавал Петербург сам по европейскому образцу, по единому плану.

Вот почему северную столицу отличает, по словам А.С. Пушкина «Строгий, стройный вид» четкие линии улиц, геометрическая прямота старых кварталов, европейская архитектура зданий.


Ученица 1.

Весь город в главных разворотах,

И лишь подчеркивает даль

В проектах, арках и воротах

Классическая вертикаль.

И все дворцы, ограды, зданья,

И эти львы, и этот конь

Видны, как бы для любованья

Поставленные на ладонь.

И плавно прилегают воды.

К седым гранитам городским –

Большие замыслы природы

К великим замыслам людским.

Д. Самойлов «Над Невой».

Архитектурный облик Петербурга складывался благодаря творениям замечательных мастеров – зарубежных и отечественных.

О некоторых из них мы расскажем и на примере их сооружений выявим признаки классицизма.

4 слайд. В.В. Растрелли. Собор Смольного монастыря 1748 г., строился 14 лет.

Ребята, скажите, можно Собор Смольного монастыря отнести к классическому стилю.

Нет, это здание построено в стиле барокко.

- Вспомним откуда произошло это название и признаки барокко.

Барокко (португальские моряки так обозначали бракованные жемчужины неправильной формы). В архитектуре барокко – это обилие пышных декоративных украшений, искажение классических пропорций, преобладание сложных криволинейных форм (желание удивить, восхитить зрителя), кокошники вокруг луковичных глав, наличники окон и дверей, пилястры белого цвета, выделяющиеся на ярко-красном или синем фоне.

А теперь рассмотрим сооружения в классическом стиле.


5 – 6 слайды.

Ученица. Доменико Трезини (1670- 1734; ансамбль Петропавловской крепости, Невские ворота «ворота смерти» через них выводили узников на казнь, Петропавловский собор (в честь апостолов св. Петра и Павла) 1712 – 1733 гг.

Новый собор (каменный) поражал своей строгой торжественностью. В старом, деревянном соборе 1710 г. венчался Петр I с Екатериной. Петр I умер 28 января 1725 г., в этом соборе нашли свое упокоение все Романовы.

Петровские ворота украшены двуглавым орлом со скипетром и державо в когтях (весит более тонны).


7 слайд. Здание Двенадцати коллегий. 1722 – 1742 гг.

Под одной крышей архитектор разместил двенадцать одинаковых зданий-секций с общими стенами, протяженностью в 9 окон, центральная часть в три окна – ризалит выступает вперед. Чувствуется рациональность планировки, строгость пропорций, деловитость. Выделяются наличники окон и дверей.


8 слайд. А. Ринальди (1710 – 1794)


9 слайд. Мраморный дворец (1768 – 1785). Дворец строился по велению Екатерины II для своего фаворита графа Г.Г. Орлова. Памятник Александру III перенесен в 1994 г. Название дворца объясняется тем, что облицовка фасада сделана в духе раннего классицизма, но в отделке интерьеров Ринальди следовал традициям барокко.

10 слайд. Андрей Дмитриевич Захаров (1761 – 1811).

Биография.

1805 г. был назначен главным архитектором Морского ведомства. Первым проектом стала перестройка здания Адмиралтейства.

11 слайд.

Ученица 2. Преодолев ветров злодейство

И вьюг крутящуюся мглу,

Над городом Адмиралтейство

Зажгло бессмертную иглу.

Чтоб в громе пушечных ударов

В Неву входили корабли,

Поставил Андреян Захаров

Маяк отеческой земли.

И этой шпаги острый пламень,

Прорвав сырой туман болот,

Фасада вытянутый камень

Приподнял в дерзостный полет.

В. Рождественский

Адмиралтейство было построено в 1738 году архитектором И.К. Коробовым.

Захаров выполнял работы в 1800 – 1823 г., протяженность главного фасада 407 м, находится в центре города, башня со шпилем высотой 72 м венчает кораблик, шпиль старый, созданный архитектором И.К. Коробовым. Это величайший архитектурный памятник в стиле ампир.

12 Слайд. Андрей Никифорович Воронихин (1759 – 1814) родился в русско-пермяцкой семье крепостных графа Строганова, бывшего долгое время президентом петербургской Академии художеств. Обучался живописи в мастерской уральского иконописца Гаврилы Юшкова. Талант юноши привлек внимание Строганова, и в 1777 г. граф отправил Воронихина учиться в Москву, его учителями были великие зодчие В.И. Баженов и М.Ф. Казаков. С 1779 года Воронихин работал в Петербурге. С 1785 года Воронихин отпущен на волю. Учился за границей четыре года во Франции и Швейцарии. Ранние его работы – это отделка интерьеров Строгановского дворца 1793 г., пышные барочные формы, предложенные Растрелли Воронихин заменил строгими классическими, отличающимися простотой и изяществом. В 1802 году стал профессором Академии художеств.

Главным творением Воронихина стал собор в честь иконы Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге (с 1801 – 1811 г.). По случаю освещения храма Воронихин был пожалован орденом Св. Анны второй степени и пенсией. Его другие работы – это здание Горного института, дворец в Гатчине и другие. Зодчий скончался 21 февраля 1814 года в Петербурге.

13 Слайд. Казанский собор. Воронихину было 40 лет, когда Павел I решил выстроить собор похожий на собор Святого Петра в Риме. Высокий купол диаметром 17 м, 144 колонны в четыре ряда, колонны и своды блещут и переливаются полированным гранитом, мрамором и золоченой бронзой. Казанский собор – одно из высших достижений русского классицизма.

– Ребята, давайте выделим признаки классического стиля на примере Казанского собора:

  1. строгость, величавость, пропорционально выделяется ризалит в 6 колонн, колоннада.

  2. гармоничны и легки пропорции центрального портика главного здания, украшенного шестью колоннами, высокий треугольный фронтон.

14 Слайд. Карло Росси родился 29 декабря 1775 г. в Неаполе. С 1787 г. вместе с матерью балериной Гертрудой Росси, и отчимом, выдающимся танцором Шарлем Ле Пиком, жил в России в Санкт-Петербурге, куда был приглашен его знаменитый отчим.

В 1795 г. Росси поступает на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры чертежником.

Главной сферой деятельности Росси стало создание городских архитектурных ансамблей.

Выдающиеся архитектурное и градостроительное мастерство воплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающим к нему садом и площадью (1819 - 1825).

15 Слайд.

Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного штаба и триумфальной аркой.

Михайловский дворец – русский музей (1895 г.), в нем насчитывается 350 тыс. экспонатов отражающих тысячелетнюю историю отечественного искусства.

16 Слайд. Александрийский театр (1828 – 1832 г.) назван в честь жены Николая I. На уровне второго и третьего этажа здание украшает лоджия с коринфской колоннадой и парящей над ней квадригой, управляемой Аполлоном.

И.Е. Старов (1745 – 1808 гг.). Таврический дворец (1783 – 1789 гг.) среди нетронутых лесных массивов по велению Екатерины II монументальное здание дворца для генерала – фельдмаршала князя Потемкина – Таврического в стиле строгого классицизма.

17 Слайд. Шостакович Дмитрий Дмитриевич (12(25).09.1906 – 09.08.1975 гг.) – композитор, педагог, общественный деятель.

Родился в Петербурге, начальное музыкальное образование получил у матери, затем учился в музыкальной школе И. Гляссера (1916 – 1918 гг.). В 1919 г. поступил в Петроградскую консерваторию. В 1925 г. написал 1-ю (из 15-ти) симфонию. В 1927 году за исполнение своих произведений на 1-ом Международном конкурсе пианистов им. Шопена в Варшаве был награжден почетным дипломом.

В 1936 году в газете «Правда» появились в его адрес критические статьи, после которых он перестал писать музыку. Преподавал композицию в Ленинградской консерватории. Блокадному Ленинграду была посвящена 7-я симфония.

Радиообращение Дмитрия Шостаковича


Передача из блокадного Ленинграда 16 сентября 1941

Сочинялась композитором в 1941—1942 годах. Первые три части написаны им в доме Бенуа в Ленинграде (закончены в августе 1941 года, а с 8 сентября началась блокада Ленинграда).

Финал симфонии, завершенный в феврале 1942 года, композитор дописывал уже в Куйбышеве, где на сцене Театра оперы и балета она и была впервые исполнена 5 марта 1942 года.

Исполнение симфонии в блокадном Ленинграде

9 августа 1942 произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Дирижёром оркестра Ленинградского Радиокомитета был Карл Ильич Элиасберг.

Исполнял Симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. В дни блокады множество музыкантов умерли от голода. Репетиции были свернуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Несмотря на это, концерты начались уже в апреле.

Послевоенное творчество Шостаковича разнообразно по жанрам концерта для фортепьяно, для скрипки. Шостакович был членом Советского и Всемирного комитетов защиты мира.

Слайды о блокадном Ленинграде и как защищали от бомбежек архитектурные памятники.

Блокадный Ленинград. Блокада длилась 900 дней и ночей, с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. В блокадные дни, перенося с другими ленинградцами все тяготы Д.Д. Шостакович написал знаменитую седьмую симфонию.

Закрепление нового материала.

а) Слово учителя.

Ребята, попробуйте совершить экскурсию по нашему небольшому стенду: «Санкт-Петербург».

Покажите на открытках те здания, которые были на уроке показаны и назовите стиль, в котором строились.

Ученик–экскурсовод работает у стенда.

б) А теперь продолжим работу над нашими проектами.

Что нужно для проекта – папки?

  1. Название проекта.

  2. Определение понятия классицизм.

  3. Признаки классицизма.

  4. Зодчие – архитекторы, творившие в Санкт-Петербурге в стиле классицизма.

  5. Архитектурные сооружения Санкт-Петербурга в стиле классицизма.

  6. Подведение итогов.

Для нашей работы разделимся на три группы, выберем в каждой группе себе руководителя, который будет защищать свой проект.

Я вам раздам необходимый материал. Вы должны выбрать то, что касается вашей темы.

Вывод: Санкт–Петербург с начала XVIII века является центром классической архитектуры. Санкт-Петербург как архитектурный памятник находится под защитой государства и общественных организаций.

в) Знакомство с литературой.

  • Словарь русского языка С.И. Ожегов, М., 1990 г.

  • Венок славы Ленинград.

  • Брошюры: «Русский музей» А.И. Кий, Лениздат. 1985 г.

  • Петродворец: «Большой дворец», «Дворец Марли», «Дворец - Коттедж» Внешторгиздат, 1985 г.

  • учебник стр. 65

г) Вопросы для закрепления: учебник стр. 64.


4. Домашнее задание: Прочитать §6, ответить на вопросы стр. 64.

Продолжить пополнять свой проект, где будете в городах, фотографируйте здания в стиле классицизм.

5. Оценивание работы на уроке обучающихся 11 класса.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Разработка урока по МХК "Строгий, стройный вид Петербурга"

Автор: Полянская Анна Владимировна

Дата: 17.10.2015

Номер свидетельства: 240625


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства