kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по литературе в 6 классе "А.С.Пушкин "Дубровский". Два мальчика (17 глава)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 1. Проверить знания учащихся по повести А.С.Пушкина «Дубровский»

2. Помочь ученикам почувствовать переживания героев, передать их мысли, объяснить поступки.

3. Развивать навыки выразительного чтения, работы над интонацией.

Оборудование: учебники, тетради, иллюстрации к 17 главе, карточки с заданием.

Оформление доски:

Число

Тема урока

Иллюстрации к 17 главе

    отчет вопросы ответы

1

2

Ход урока:

  1. Организационный момент

- Мы почти закончили изучение повести А.С.Пушкина «Дубровский». Вы уже много знаете о героях, о событиях повести. И сейчас мы восстановим в памяти все, что вы узнали на предыдущих уроках в виде игры.

2. Игра. Разделимся на две команды. Сначала одна команда отвечает связанным ответом на карточку-задание, сменяя друг друга при желании. Вторая команда внимательно слушает ответ, т.к. после будет задавать вопросы. За каждый вопрос и ответ команда будет получать балл. За связанный ответ также ставится оценка по пятибалльной системе. Тяните карточки-задания. (На каждый связанный ответ и вопросы – по 5 минут)

Подведение итогов игры.

3.Новый материал. Мы с вами узнали историю отношений Маши и  Дубровского. Остановились на том, что Маша оказалась запертой отцом. Дома вы прочитали 17 главу.

-Как вы ее озаглавили?

-Посмотрите на иллюстрации на доске. На какой изображен Митя, на какой – Саша? Почему вы так решили?

-Какими они представляются вам?

- Саша – «шалун лет девяти», любимец Кириллы Петровича. Для него и был нанят учитель-француз. Саша проворен, увертлив, не труслив: он борется с незнакомым мальчишкой, хотя тот старше и сильнее. Он самоуверен и очень смышлен.

Митя – двумя годами старше Саши, оборванный, рыжий и косой, «довольно слабой наружности», выполняет поручение Дубровского. Митя немного говорит, он действует: ударил кулаком по лицу Сашу. Держит язык за зубами, говорит только то, что безопасно. Митя напускает на себя равнодушный вид, безразлично врет: «Крал малину», прикидывается дурачком.

В 17 главе происходят важные события, повлекшие за собой известную вам развязку. Марья Кирилловна ищет выхода из положения, хочет дать знать обо всем Дубровскому, и тут судьба ей посылает брата Сашу.

- Какой предмет сыграл важную роль в судьбах Маши и Дубровского? (кольцо)

-Кольцо надел Маше на палец Дубровский в знак любви и преданности. Кольцо должно было послужить условным знаком просьбы о помощи.

- Давайте прочитаем 1-й эпизод по ролям озаглавим его ( со слов «Она отворила окно…» до слов «С этими словами она бросила кольцо…»)

- Посмотрите на иллюстрацию на доске. Именно под этим дубом развернутся дальнейшие события.

 -Итак, судьбы Маши и Дубровского оказываются в руках Мити и Саши. И тот и другой преданы им всей душой: Саша – сестре, Митя – Дубровскому. Почему же не сработал такой простой и надежный, казалось бы, способ связи между Машей и Дубровским, как кольцо?

- Давайте прочитаем 2-ой эпизод со слов «Окончив дело благополучно…» до слов «Он повалил Сашу наземь…»

- Как его можно озаглавить? (Борьба за кольцо Саши и Мити)

- Что же помешало Мите забрать кольцо из дупла? (Он поспешил – не выждал, пока у дуба никого не будет).

- К какому эпизоду подходит эта иллюстрация? (Троекуров допрашивает Сашу и Митю) Давайте найдем и прочитаем этот эпизод по ролям.

- Как  ведет себя Саша? ( Он забывает, что надо хранить тайну. Угрозы Кириллы Петровича действуют на Сашу – он боится розог, и постепенно уступает и ,наконец, выдает Машу. Тон его в объяснении с отцом становится виноватым, просительным; он сбивается, путается, смущается. Главным для него остается то, что он подрался с чужим мальчишкой. Он забывает о Маше, и не думает о том, что предал ее. Его беспокоят собственные шаровары, «разорванные и запачканные зеленью»

- Как ведет себя Митя? (Митя напускает на себя равнодушный вид, безразлично врет: «Малину крал». Бросает определенный вызов Троекурову – ведь все крепостные Дубровских официально перешли во владение Троекурова. Он не реагирует ни на посулы Троекурова, ни на угрозы. Даже когда приехал исправник, Митя «прикинувшись дурачком, не обращал никакого внимания на все, что делалось около него»

- Почему исправник и Троекуров отпустили Митю?

- Какие последствия имело это обстоятельство? (Митю удалось обмануть: отпустить и проследить, куда он побежит).

-В результате удалось узнать, что разбойники скрываются в Кистеневской роще, и туда были высланы войска.

4. Итог урока.

- Почему же Дубровский не получил от Марьи Кирилловны знак?

- Кто в этом виноват?

- Почему вы так считаете?

5. Домашнее задание. Прочитать 18 и 19 главы. Ответить на вопросы к этим главам после повести.

Отметки за урок

 

Карточка-задание. Маша Троекурова.

1.Отношение к отцу (гл.8)

2.Одиночество, чтение книг (гл.8)

3. Первоначальное равнодушие к Дефоржу (гл.8)

4. Переменившееся отношение после истории с медведем (гл.8)

5. Уроки музыки, даваемые Дефоржем (гл.8)

6. Первое свидание в беседке (гл.12)

7. Сватовство старого князя Верейского (гл.14)

8. Второе свидание в беседке. Кольцо (гл.15)

 

Карточка-задание. Владимир Дубровский.

  1. Жизнь Владимира в Петербурге (служба в гвардии) (гл.3)
  2. Письмо няни; приезд домой (гл.3)
  3. Смерть отца (гл.4)
  4. Эпизод с приказными (гл.5-6)
  5. Дубровский – Дефорж (эпизод с медведем (гл.8), С Антоном Пафнутьичем Спицыным (гл.10)
  6. Дубровский открывается Маше

 

 

Примерные вопросы (Маша)

  1. Как относился Троекуров к дочери?
  2. Как относилась Маша к отцу?
  3. Были ли у Маши подруги? Почему?
  4. Кто занимался воспитание Маши?
  5. Каковы были ее занятия?
  6. Сколько лет было Маше?
  7. Зачем Троекуров позвал дочь при разговоре с французом-учителем?
  8. Как переводит Маша речь отца?
  9. Когда Маша была снова позвана отцом как переводчик?
  10.  Почему отношение Маши к Дефоржу меняется после истории с медведем?
  11.  Как меняют отношения Маши и Дефоржа уроки музыки?
  12.  Как Дефорж передает Маше записку?
  13.  Что узнает Маша во время свидания?
  14. Что узнает она у отца, вернувшись  домой?
  15.  Чем привлекает Троекурова такой зять как старый князь Верейский?
  16.  Как Маша воспринимает предложение князя Верейского?
  17. На что надеется Маша?
  18.  Удается ли ей попытка уговорить отца не выдавать ее замуж за ненавистного старика?
  19.  Какое обещание она дает Дубровскому во время второго свидания?
  20. Владимир
  21. Какую жизнь вел Владимир в Петербурге?
  22. Как неожиданно меняется его судьба?
  23. Что думает Владимир, глядя на листочки, уносимые ручьем ( в Кистеневской роще)
  24. Почему поначалу Владимир защищает приказных от крестьян?
  25. Что думает Владимир, смотря на портрет матери, читая переписку родителей?
  26. Почему Владимир участвует в поджоге родного дома?
  27. Как Владимир становится Дефоржем?
  28. Как поступает Дефорж, став объектом любимой шутки Троекурова (медведь)?
  29. Почему Спицын попросился к Дефоржу ночевать?
  30.  Какое ему готовилось пробуждение?
  31.  Посмел ли Спицын сказать за завтраком о Дубровском?
  32.  Как открывается Дубровский Маше?
  33.  Почему Дубровский отказался от мщения Троекурову?
  34.  Почему исправник хотел арестовать Дефоржа?
  35.  Сразу ли поверил Троекуров словам исправника, что Дефорж – Дубровский?
  36.  О чем просит Дубровский Машу во время свидания?
  37.  Что предлагает Дубровский Маше во время второго свидания?
  38.  Зачем Дубровский надевает Маше на руку кольцо?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по литературе в 6 классе "А.С.Пушкин "Дубровский". Два мальчика (17 глава)" »

Тема урока: Повесть А.С.Пушкина «Дубровский». Два

мальчика (17 глава)

Цели урока: 1. Проверить знания учащихся по повести А.С.Пушкина «Дубровский»

2. Помочь ученикам почувствовать переживания героев, передать их мысли, объяснить поступки.

3. Развивать навыки выразительного чтения, работы над интонацией.

Оборудование: учебники, тетради, иллюстрации к 17 главе, карточки с заданием.

Оформление доски:


отчет

вопросы

ответы

1




2




Число

Тема урока

Иллюстрации к 17 главе



Ход урока:

  1. Организационный момент

- Мы почти закончили изучение повести А.С.Пушкина «Дубровский». Вы уже много знаете о героях, о событиях повести. И сейчас мы восстановим в памяти все, что вы узнали на предыдущих уроках в виде игры.

2. Игра. Разделимся на две команды. Сначала одна команда отвечает связанным ответом на карточку-задание, сменяя друг друга при желании. Вторая команда внимательно слушает ответ, т.к. после будет задавать вопросы. За каждый вопрос и ответ команда будет получать балл. За связанный ответ также ставится оценка по пятибалльной системе. Тяните карточки-задания. (На каждый связанный ответ и вопросы – по 5 минут)

Подведение итогов игры.

3.Новый материал. Мы с вами узнали историю отношений Маши и Дубровского. Остановились на том, что Маша оказалась запертой отцом. Дома вы прочитали 17 главу.

-Как вы ее озаглавили?

-Посмотрите на иллюстрации на доске. На какой изображен Митя, на какой – Саша? Почему вы так решили?

-Какими они представляются вам?

- Саша – «шалун лет девяти», любимец Кириллы Петровича. Для него и был нанят учитель-француз. Саша проворен, увертлив, не труслив: он борется с незнакомым мальчишкой, хотя тот старше и сильнее. Он самоуверен и очень смышлен.

Митя – двумя годами старше Саши, оборванный, рыжий и косой, «довольно слабой наружности», выполняет поручение Дубровского. Митя немного говорит, он действует: ударил кулаком по лицу Сашу. Держит язык за зубами, говорит только то, что безопасно. Митя напускает на себя равнодушный вид, безразлично врет: «Крал малину», прикидывается дурачком.

В 17 главе происходят важные события, повлекшие за собой известную вам развязку. Марья Кирилловна ищет выхода из положения, хочет дать знать обо всем Дубровскому, и тут судьба ей посылает брата Сашу.

- Какой предмет сыграл важную роль в судьбах Маши и Дубровского? (кольцо)

-Кольцо надел Маше на палец Дубровский в знак любви и преданности. Кольцо должно было послужить условным знаком просьбы о помощи.

- Давайте прочитаем 1-й эпизод по ролям озаглавим его ( со слов «Она отворила окно…» до слов «С этими словами она бросила кольцо…»)

- Посмотрите на иллюстрацию на доске. Именно под этим дубом развернутся дальнейшие события.

-Итак, судьбы Маши и Дубровского оказываются в руках Мити и Саши. И тот и другой преданы им всей душой: Саша – сестре, Митя – Дубровскому. Почему же не сработал такой простой и надежный, казалось бы, способ связи между Машей и Дубровским, как кольцо?

- Давайте прочитаем 2-ой эпизод со слов «Окончив дело благополучно…» до слов «Он повалил Сашу наземь…»

- Как его можно озаглавить? (Борьба за кольцо Саши и Мити)

- Что же помешало Мите забрать кольцо из дупла? (Он поспешил – не выждал, пока у дуба никого не будет).

- К какому эпизоду подходит эта иллюстрация? (Троекуров допрашивает Сашу и Митю) Давайте найдем и прочитаем этот эпизод по ролям.

- Как ведет себя Саша? ( Он забывает, что надо хранить тайну. Угрозы Кириллы Петровича действуют на Сашу – он боится розог, и постепенно уступает и ,наконец, выдает Машу. Тон его в объяснении с отцом становится виноватым, просительным; он сбивается, путается, смущается. Главным для него остается то, что он подрался с чужим мальчишкой. Он забывает о Маше, и не думает о том, что предал ее. Его беспокоят собственные шаровары, «разорванные и запачканные зеленью»

- Как ведет себя Митя? (Митя напускает на себя равнодушный вид, безразлично врет: «Малину крал». Бросает определенный вызов Троекурову – ведь все крепостные Дубровских официально перешли во владение Троекурова. Он не реагирует ни на посулы Троекурова, ни на угрозы. Даже когда приехал исправник, Митя «прикинувшись дурачком, не обращал никакого внимания на все, что делалось около него»

- Почему исправник и Троекуров отпустили Митю?

- Какие последствия имело это обстоятельство? (Митю удалось обмануть: отпустить и проследить, куда он побежит).

-В результате удалось узнать, что разбойники скрываются в Кистеневской роще, и туда были высланы войска.

4. Итог урока.

- Почему же Дубровский не получил от Марьи Кирилловны знак?

- Кто в этом виноват?

- Почему вы так считаете?

5. Домашнее задание. Прочитать 18 и 19 главы. Ответить на вопросы к этим главам после повести.

Отметки за урок



Карточка-задание. Маша Троекурова.

1.Отношение к отцу (гл.8)

2.Одиночество, чтение книг (гл.8)

3. Первоначальное равнодушие к Дефоржу (гл.8)

4. Переменившееся отношение после истории с медведем (гл.8)

5. Уроки музыки, даваемые Дефоржем (гл.8)

6. Первое свидание в беседке (гл.12)

7. Сватовство старого князя Верейского (гл.14)

8. Второе свидание в беседке. Кольцо (гл.15)



Карточка-задание. Владимир Дубровский.

  1. Жизнь Владимира в Петербурге (служба в гвардии) (гл.3)

  2. Письмо няни; приезд домой (гл.3)

  3. Смерть отца (гл.4)

  4. Эпизод с приказными (гл.5-6)

  5. Дубровский – Дефорж (эпизод с медведем (гл.8), С Антоном Пафнутьичем Спицыным (гл.10)

  6. Дубровский открывается Маше





Примерные вопросы (Маша)

  1. Как относился Троекуров к дочери?

  2. Как относилась Маша к отцу?

  3. Были ли у Маши подруги? Почему?

  4. Кто занимался воспитание Маши?

  5. Каковы были ее занятия?

  6. Сколько лет было Маше?

  7. Зачем Троекуров позвал дочь при разговоре с французом-учителем?

  8. Как переводит Маша речь отца?

  9. Когда Маша была снова позвана отцом как переводчик?

  10. Почему отношение Маши к Дефоржу меняется после истории с медведем?

  11. Как меняют отношения Маши и Дефоржа уроки музыки?

  12. Как Дефорж передает Маше записку?

  13. Что узнает Маша во время свидания?

  14. Что узнает она у отца, вернувшись домой?

  15. Чем привлекает Троекурова такой зять как старый князь Верейский?

  16. Как Маша воспринимает предложение князя Верейского?

  17. На что надеется Маша?

  18. Удается ли ей попытка уговорить отца не выдавать ее замуж за ненавистного старика?

  19. Какое обещание она дает Дубровскому во время второго свидания?

Владимир.

  1. Какую жизнь вел Владимир в Петербурге?

  2. Как неожиданно меняется его судьба?

  3. Что думает Владимир, глядя на листочки, уносимые ручьем ( в Кистеневской роще)

  4. Почему поначалу Владимир защищает приказных от крестьян?

  5. Что думает Владимир, смотря на портрет матери, читая переписку родителей?

  6. Почему Владимир участвует в поджоге родного дома?

  7. Как Владимир становится Дефоржем?

  8. Как поступает Дефорж, став объектом любимой шутки Троекурова (медведь)?

  9. Почему Спицын попросился к Дефоржу ночевать?

  10. Какое ему готовилось пробуждение?

  11. Посмел ли Спицын сказать за завтраком о Дубровском?

  12. Как открывается Дубровский Маше?

  13. Почему Дубровский отказался от мщения Троекурову?

  14. Почему исправник хотел арестовать Дефоржа?

  15. Сразу ли поверил Троекуров словам исправника, что Дефорж – Дубровский?

  16. О чем просит Дубровский Машу во время свидания?

  17. Что предлагает Дубровский Маше во время второго свидания?

  18. Зачем Дубровский надевает Маше на руку кольцо?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Зайцева Анна Юрьевна

Дата: 24.11.2014

Номер свидетельства: 135116


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства