Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Цели урока: 1. Проверить знания учащихся по повести А.С.Пушкина «Дубровский»
2. Помочь ученикам почувствовать переживания героев, передать их мысли, объяснить поступки.
3. Развивать навыки выразительного чтения, работы над интонацией.
Оборудование: учебники, тетради, иллюстрации к 17 главе, карточки с заданием.
Оформление доски:
Число
Тема урока
Иллюстрации к 17 главе
отчет вопросы ответы
1
2
Ход урока:
- Мы почти закончили изучение повести А.С.Пушкина «Дубровский». Вы уже много знаете о героях, о событиях повести. И сейчас мы восстановим в памяти все, что вы узнали на предыдущих уроках в виде игры.
2. Игра. Разделимся на две команды. Сначала одна команда отвечает связанным ответом на карточку-задание, сменяя друг друга при желании. Вторая команда внимательно слушает ответ, т.к. после будет задавать вопросы. За каждый вопрос и ответ команда будет получать балл. За связанный ответ также ставится оценка по пятибалльной системе. Тяните карточки-задания. (На каждый связанный ответ и вопросы – по 5 минут)
Подведение итогов игры.
3.Новый материал. Мы с вами узнали историю отношений Маши и Дубровского. Остановились на том, что Маша оказалась запертой отцом. Дома вы прочитали 17 главу.
-Как вы ее озаглавили?
-Посмотрите на иллюстрации на доске. На какой изображен Митя, на какой – Саша? Почему вы так решили?
-Какими они представляются вам?
- Саша – «шалун лет девяти», любимец Кириллы Петровича. Для него и был нанят учитель-француз. Саша проворен, увертлив, не труслив: он борется с незнакомым мальчишкой, хотя тот старше и сильнее. Он самоуверен и очень смышлен.
Митя – двумя годами старше Саши, оборванный, рыжий и косой, «довольно слабой наружности», выполняет поручение Дубровского. Митя немного говорит, он действует: ударил кулаком по лицу Сашу. Держит язык за зубами, говорит только то, что безопасно. Митя напускает на себя равнодушный вид, безразлично врет: «Крал малину», прикидывается дурачком.
В 17 главе происходят важные события, повлекшие за собой известную вам развязку. Марья Кирилловна ищет выхода из положения, хочет дать знать обо всем Дубровскому, и тут судьба ей посылает брата Сашу.
- Какой предмет сыграл важную роль в судьбах Маши и Дубровского? (кольцо)
-Кольцо надел Маше на палец Дубровский в знак любви и преданности. Кольцо должно было послужить условным знаком просьбы о помощи.
- Давайте прочитаем 1-й эпизод по ролям озаглавим его ( со слов «Она отворила окно…» до слов «С этими словами она бросила кольцо…»)
- Посмотрите на иллюстрацию на доске. Именно под этим дубом развернутся дальнейшие события.
-Итак, судьбы Маши и Дубровского оказываются в руках Мити и Саши. И тот и другой преданы им всей душой: Саша – сестре, Митя – Дубровскому. Почему же не сработал такой простой и надежный, казалось бы, способ связи между Машей и Дубровским, как кольцо?
- Давайте прочитаем 2-ой эпизод со слов «Окончив дело благополучно…» до слов «Он повалил Сашу наземь…»
- Как его можно озаглавить? (Борьба за кольцо Саши и Мити)
- Что же помешало Мите забрать кольцо из дупла? (Он поспешил – не выждал, пока у дуба никого не будет).
- К какому эпизоду подходит эта иллюстрация? (Троекуров допрашивает Сашу и Митю) Давайте найдем и прочитаем этот эпизод по ролям.
- Как ведет себя Саша? ( Он забывает, что надо хранить тайну. Угрозы Кириллы Петровича действуют на Сашу – он боится розог, и постепенно уступает и ,наконец, выдает Машу. Тон его в объяснении с отцом становится виноватым, просительным; он сбивается, путается, смущается. Главным для него остается то, что он подрался с чужим мальчишкой. Он забывает о Маше, и не думает о том, что предал ее. Его беспокоят собственные шаровары, «разорванные и запачканные зеленью»
- Как ведет себя Митя? (Митя напускает на себя равнодушный вид, безразлично врет: «Малину крал». Бросает определенный вызов Троекурову – ведь все крепостные Дубровских официально перешли во владение Троекурова. Он не реагирует ни на посулы Троекурова, ни на угрозы. Даже когда приехал исправник, Митя «прикинувшись дурачком, не обращал никакого внимания на все, что делалось около него»
- Почему исправник и Троекуров отпустили Митю?
- Какие последствия имело это обстоятельство? (Митю удалось обмануть: отпустить и проследить, куда он побежит).
-В результате удалось узнать, что разбойники скрываются в Кистеневской роще, и туда были высланы войска.
4. Итог урока.
- Почему же Дубровский не получил от Марьи Кирилловны знак?
- Кто в этом виноват?
- Почему вы так считаете?
5. Домашнее задание. Прочитать 18 и 19 главы. Ответить на вопросы к этим главам после повести.
Отметки за урок
Карточка-задание. Маша Троекурова.
1.Отношение к отцу (гл.8)
2.Одиночество, чтение книг (гл.8)
3. Первоначальное равнодушие к Дефоржу (гл.8)
4. Переменившееся отношение после истории с медведем (гл.8)
5. Уроки музыки, даваемые Дефоржем (гл.8)
6. Первое свидание в беседке (гл.12)
7. Сватовство старого князя Верейского (гл.14)
8. Второе свидание в беседке. Кольцо (гл.15)
Карточка-задание. Владимир Дубровский.
Примерные вопросы (Маша)
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт