kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по литературе "Пословицы и поговорки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Закрепить знания учащихся о пословицах и поговорках.

2. Учить раскрывать прямой и переносный смысл пословиц.

3. Дать элементы конспектирования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе "Пословицы и поговорки"»

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Цели:

1. Закрепить знания учащихся о пословицах и поговорках.

2. Учить раскрывать прямой и переносный смысл пословиц.

3. Дать элементы конспектирования.


Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

— Народная поэзия привлекала многих русских писателей и композиторов: А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, М. Пришвина, С. Есенина, А. Твардовского, М. Глинку, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, Г. Свиридова. Что же всех их, по-вашему, интересовало в русском фольклоре, русской народной обрядовой поэзии?


II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

Мы продолжаем наше знакомство с русским народным творчеством.

«Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» — писал А. С. Пушкин. Эти слова великого мастера слова мы берем эпиграфом к нашему уроку. Наш разговор — о пословицах и поговорках. В чем их отличие и что между ними общего? Давайте попытаемся дать определения этим понятиям.

Пословица — краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль.

Поговорка — меткое, яркое народное выражение, часть суждения, без выводов, без заключения. (Запись в тетрадях учащихся.)


2. Чтение статьи учебника с элементами конспектирования.

Общее в пословицах и поговорках:

— в них мудро и точно отразилась жизнь народа;

— создавались многими поколениями людей;

— появились еще в то время, когда не было письменности;

— они, как правило, безымянны;

— в течение столетий совершенствовались;

— темы бесчисленны и безграничны.

Отличие сам народ видит в том, что поговорка — украшение речи (цветок), а пословица — суждение полное, завершенное, зрелое (ягодка).

В живой речи часто поговорка становится пословицей, а пословица превращается в поговорку.


3. Беседа по прочитанной статье учебника.

— О чем говорит народ в своих пословицах, какие темы отражены в них?

— Почему пословицы легко запоминаются? (В них есть ритм и рифма.)


4. Чтение пословиц, их комментирование.

Задание: озаглавить каждую группу пословиц. (Слова для справок: с. 16, вопрос 2.)

Раскрытие прямого и переносного смысла пословиц и поговорок.

Каждая пословица имеет прямой и переносный смысл. Попытайтесь раскрыть прямой, а затем переносный смысл следующих пословиц:

• Лес рубят — щепки летят.

• Не зная броду, не суйся в воду.

• Цыплят по осени считают.

• От яблони яблоки, а от сосны — шишки.

В чем смысл следующих поговорок:

• «на понятный двор» (отказаться от дела, от слов).

• «заткнуть за пояс» (победить кого-либо).

• «рвет и мечет» (злится, бесится).

• «при царе Горохе» (очень давно).

• «медведь на ухо наступил» (отсутствие музыкального слуха).


5. Объяснение учителя с элементами беседы.

Часть пословиц и поговорок пришла к нам из сказок («Битый небитого везет», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), а некоторые пословицы вошли в народ из басен И. А. Крылова, например: «У сильного всегда бессильный виноват», «А воз и ныне там», «Слона-то я и не приметил».

— Вспомните, из каких басен эти пословицы?

На титульный лист своего труда «Пословицы русского народа» В. И. Даль вынес народное изречение: «Пословица несудима».

— Как вы думаете, в чем его смысл?

— Почему именно это изречение выбрал Даль?


III. Подведение итогов урока.


Домашнее задание: придумать небольшой рассказ по одной из пословиц.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по литературе "Пословицы и поговорки"

Автор: Петрова Юлия Анатольевна

Дата: 23.03.2017

Номер свидетельства: 402741

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Разработка урока по физике в 7 кл по теме " Силы в природе" "
    ["seo_title"] => string(60) "razrabotka-uroka-po-fizikie-v-7-kl-po-tiemie-sily-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "171739"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423721493"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Урок по ФГОС. Русский язык. 5 класс"
    ["seo_title"] => string(34) "urok_po_fgos_russkii_iazyk_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "400008"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489456013"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Урок по математике "Математика вокруг нас""
    ["seo_title"] => string(44) "urok-po-matiematikie-matiematika-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "249226"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446840309"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Урок чтения в 3 классе Уж небо осенью дышало "
    ["seo_title"] => string(53) "urok-chtieniia-v-3-klassie-uzh-niebo-osien-iu-dyshalo"
    ["file_id"] => string(6) "239284"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444752090"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Методическая разработка урока по литературе для 5 класса по теме "Добро из добра явилось" по сказке А.П.  Платонова “Волшебное кольцо”." "
    ["seo_title"] => string(142) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-litieraturie-dlia-5-klassa-po-tiemie-dobro-iz-dobra-iavilos-po-skazkie-a-p-platonova-volshiebnoie-kol-tso"
    ["file_id"] => string(6) "179019"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424936309"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства