kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по математике "Математика вокруг нас"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Наши проекты «Математика вокруг нас». Числа в загадках, пословицах,  поговорках.

Цели урока: познакомить с использованием математических знаний в жизни.

формировать метапредметные познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия: учить анализировать объекты, создавать условия для развития наблюдательности, внимания, математической речи, мыслительных операций, самооценки;

 способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом, как основы для формирования духовно-нравственных компетенций, воспитанию интереса друг к другу.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся отбирать и классифицировать информацию по разделам загадки, пословицы, поговорки; применять навыки счёта и знание состава чисел, работать в группе; слушать собеседника и вести диалог; слушать учителя и выполнять его требования.

Ход урока.

1.Организационный момент (создание мотивационного успеха):

Математика – особая страна,

Для путешествия смекалка нам нужна.

Будем много думать и считать,

И задачки не забудем мы решать.

2. Разминка.

Решите задачи.

1) 5 мышат в траве шуршат,

3 забрались под ушат.

2 мышонка спят под ёлкой.

Сосчитать мышей недолго. 5+3+2=10

2)На берёзе 3 синички

Продавали рукавички.

Прилетело ещё 5,

Сколько будут продавать?  3+5=8

3) 5 малышек-медвежат

Мама уложила спать.

Одному никак не спится,

А скольким сон хороший снится? 5-1=4

4) Цапля по воде шагала,

Лягушат себе искала.

Двое спрятались в траве,

6 – под кочкой.

Сколько лягушат спаслось?

Только точно!  2+6=8

5) Ветер дунул, лист сорвал.

И ещё один упал.

А потом упало 5.

Кто их сможет сосчитать? 1+1=5=7

6) Ёжик по грибы пошёл,                              

10 рыжиков нашёл.

8 положил  корзинку,

Остальные же - на спинку.

«Сколько рыжиков везёшь

     На своих иголках, ёж?» 10—8=2

3. Работа по учебнику.

- Откройте учебник на с.62. Посмотрите на числа вверху и назовите их, начиная с самого маленького. (,2,3,4,5,6,7,8,9,10) Назвать числа по порядку, начиная с самого маленького, значит назвать их в порядке возрастания.

-Назовите эти же числа, начиная самого большого.(10,9,8,7,6,5,4,3,2,1) Назвать числа по порядку, начиная с самого большого, значит назвать их в порядке убывания.

-Посмотрите на значок, рядом со следующим заданием, что нужно сделать? (Сравнить числа) (Дети объясняют, какой знак нужно поставить, читают запись)

-Рассмотрите рисунки. Составьте числовую запись к каждому из них.

- Что изображено на первом рисунке?  (Лежат груши на двух тарелках)

 -Какую запись вы составите со знаком «+»?   Что она означает?     (5+2=7  на  одной тарелке лежат 5 зелёных груш, на другой - 2жёлтые, а  всего 7 груш.)

- Составьте запись со знаком « - » Что она означает?         

7-5=2   (было 7 груш, 5 зелёных переложили на другую тарелку, осталось 2 груши)

 Или 7-2=5   (было 7 груш, 2 жёлтые груши  переложили на другую тарелку, осталось 5 груш.)  (Запись к рисункам о птицах составляется по аналогии)

4. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть  - за парту мы присели.

Значит, хватит отдыхать!

5. Работа по учебнику (чтение текста на с.64)

-Как понимаете смысл «Математика всюду»?   (Ответы детей)

-Приходилось ли вам в жизни вне школы встречаться с математикой и где?   (Да. № автобуса, цены в магазинах, № ряда и места в театр, цирк, количество игрушек и т.д.)

-Приведите примеры ситуаций, когда на уроках русского языка и чтения и других предметов приходилось использовать числа.    (Номера страниц, упражнений, дата.)

-Математика встречается также в пословицах, поговорках, загадках. Отгадайте загадки на с.64-65. Скажите, какие числа встретились в них?  (Дети читают, отгадывают загадки, выделяют в них числа)

-Измените последнюю загадку так, чтобы отгадкой была цифра 6 (Заменить слово «меньше» на слово «больше»)

-Что такое пословицы и поговорки?    (Мудрые народные высказывания.)  ( Чтение пословиц, поговорок и объяснение их смысла.)

-Прочитайте, какой проект вам предлагают выполнить авторы учебника.   (Составить книгу «Числа в загадках, пословицах, поговорках»)

-Какие страницы могут быть в этой книге?   (1.Числа в загадках. 2.Числа пословицах. 3.Числа поговорках)

-Можно ли добавить ещё какие - либо страницы?    (Да, например, «Числа в считалках», «Числа в стихах», «Числа в сказках»)

А начнем мы со стихов о знаках, т. к. без них нельзя решить примеры и задачи.

1-й ученик                               

Веселые стихи.

Как нет на свете
Без ножек столов, 
Как нет на свете
Без рожек козлов,

Котов без усов 
И без панцирей раков, 
Так нет в математике
Действий без знаков.

2-й ученик

Я Плюс,
И этим я горжусь! 
Я для сложения гожусь.
Я - добрый знак соединенья,
И в том мое предназначенье.

3-й ученик

Я – минус,
Тоже добрый знак. 
Ведь не со зла я отнимаю
А свою роль лишь выполняю.

4-й ученик

Я – знак Умножения
Для облегчения сложения. 
Таблица умножения 
Достойна уважения.
Она всегда во всём права:
Чтоб не случилось в мире,
А всё же будет дважды два
По – прежнему четыре.

5-й ученик

Делим солнце!
Чур, на всех! 
Делим дождик!
Чур, на всех!
Зиму белую на всех!
Всё на всех,
Всё на всех!
Каждому достанется
И на всех останется!

Сколько тебе лет? Сколько лап у кота? Чтобы всё подсчитать - надо знать цифры.

Маленькие дети не знают счёта, но их учат в школе. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Наблюдая, окружающую природу наш далёкий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Поначалу они определяли это соотношение, как «один» и «много». Пальцы сыграли не малую роль в истории счёта. Одна пятерня означала пять, две – десять. Когда рук не хватало в ход шли и ноги. Две руки и одна рука - пятнадцать, две руки и две ноги – двадцать.

ДАВАЙТЕ, РЕБЯТА, УЧИТЬСЯ СЧИТАТЬ
ДЕЛИТЬ, УМНОЖАТЬ, ПРИБАВЛЯТЬ ВЫЧИТАТЬ. 
ЗАПОМНИТЕ ВСЕ, ЧТО БЕЗ ТОЧНОГО СЧЁТА
НЕ СДВИНЕТСЯ С МЕСТА ЛЮБАЯ РАБОТА.

А сейчас в парах выполним по одной странице проекта

ЗАГАДКИ.

 1.Танцует крошка,
А всего одна ножка.(Юла).

2.Плотник с острым долотом,
Строит дом с одним окном. (Дятел).

3.Две сестренки, две плетенки,
Из овечьей шерсти тонкой. 
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)

4. Двое глядят, а двое слушают. (Глаза и уши).

5.Треугольная доска,
А на ней – три волоска
Волосок тонкий 
Голосок – звонкий. (Балалайка).

6.У него глаза цветные, 
Не глаза, а три огня 
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня. (Светофор).

7.Возле леса на опушке 
Трое их живет в избушке 
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки,
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки. (Три медведя).

8. Четыре ноги, а ходить не может? (Стол).

9.Пять братьев – всем одно имя, 
Годами ровные, ростом разные. (Пальцы).

10.Дом без окон и дверей, 
Как зеленый сундучок, 
В нем шесть кругленьких детей
Называется ….(Стручок)

11. Приказало солнце: «Стой, семицветный мост крутой» (Радуга).

Ребята, вы обратили внимание на то, что в каждой загадке были использованы цифры?

 

 

-Прочитайте, как правильно работать над проектом:

1.Как хотите вы работать – в парах, по одному или группой.  (Выбор детей)

2.Какую страничку хотели бы вы сделать?      (Выбор детей)

3.Чтобы страницы нашей книги были одинаковыми по форме мы будем делать их на листах формата А4, а текст печатать.

4.Где вы можете найти материал по теме?      (В книгах, журналах, Интернете, обратиться за помощью к взрослым)

5.Договоримся, что через 10 дней все странички будут сделаны и мы их соберём в одну книгу.

6.Вы расскажите о том, как вы работали над проектом, что вам понравилось в этой работе, какие трудности возникли и как вы их преодолели.

V. Рефлексия.

-Заинтересовала ли вас работа, которую предстоит сделать?

-Что такое проект?

-Как вы думаете, для чего нужно такое задание?

VI. Подведение итогов урока.

-Что мы делали на уроке.

- Что показалось вам самым интересным?

- Какое задание вызвало затруднение?

План работы над проектом:

1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

2. Выработка гипотез;

3. Поиск и предложение возможных вариантов решения;

4. Сбор материала;

5. Обобщение полученных данных;

 6.Подготовка и представление проекта (сообщение, доклад, создание макета и т.п.)

Использованная литература:

1.М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. Математика, учебник для общеобразовательных учебных заведений в двух частях. Часть1.

2.С.В.Бахтина.  Поурочные разработки по математике к УМК М.И. Моро.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по математике "Математика вокруг нас"»



Тема урока: Наши проекты «Математика вокруг нас». Числа в загадках, пословицах, поговорках.

Цели урока: познакомить с использованием математических знаний в жизни.

формировать метапредметные познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия: учить анализировать объекты, создавать условия для развития наблюдательности, внимания, математической речи, мыслительных операций, самооценки;

 способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом, как основы для формирования духовно-нравственных компетенций, воспитанию интереса друг к другу.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся отбирать и классифицировать информацию по разделам загадки, пословицы, поговорки; применять навыки счёта и знание состава чисел, работать в группе; слушать собеседника и вести диалог; слушать учителя и выполнять его требования.

Ход урока.

1.Организационный момент (создание мотивационного успеха):

Математика – особая страна,

Для путешествия смекалка нам нужна.

Будем много думать и считать,

И задачки не забудем мы решать.

2. Разминка.

Решите задачи.

1) 5 мышат в траве шуршат,

3 забрались под ушат.

2 мышонка спят под ёлкой.

Сосчитать мышей недолго. 5+3+2=10


2)На берёзе 3 синички

Продавали рукавички.

Прилетело ещё 5,

Сколько будут продавать? 3+5=8


3) 5 малышек-медвежат

Мама уложила спать.

Одному никак не спится,

А скольким сон хороший снится? 5-1=4


4) Цапля по воде шагала,

Лягушат себе искала.

Двое спрятались в траве,

6 – под кочкой.

Сколько лягушат спаслось?

Только точно! 2+6=8


5) Ветер дунул, лист сорвал.

И ещё один упал.

А потом упало 5.

Кто их сможет сосчитать? 1+1=5=7


6) Ёжик по грибы пошёл,

10 рыжиков нашёл.

8 положил корзинку,

Остальные же - на спинку.

«Сколько рыжиков везёшь

На своих иголках, ёж?» 10—8=2


3. Работа по учебнику.

- Откройте учебник на с.62. Посмотрите на числа вверху и назовите их, начиная с самого маленького. (,2,3,4,5,6,7,8,9,10) Назвать числа по порядку, начиная с самого маленького, значит назвать их в порядке возрастания.

-Назовите эти же числа, начиная самого большого.(10,9,8,7,6,5,4,3,2,1) Назвать числа по порядку, начиная с самого большого, значит назвать их в порядке убывания.

-Посмотрите на значок, рядом со следующим заданием, что нужно сделать? (Сравнить числа) (Дети объясняют, какой знак нужно поставить, читают запись)

-Рассмотрите рисунки. Составьте числовую запись к каждому из них.

- Что изображено на первом рисунке?  (Лежат груши на двух тарелках)

 -Какую запись вы составите со знаком «+»?   Что она означает?     (5+2=7  на  одной тарелке лежат 5 зелёных груш, на другой - 2жёлтые, а  всего 7 груш.)

- Составьте запись со знаком « - » Что она означает?         

7-5=2   (было 7 груш, 5 зелёных переложили на другую тарелку, осталось 2 груши)

 Или 7-2=5   (было 7 груш, 2 жёлтые груши  переложили на другую тарелку, осталось 5 груш.)  (Запись к рисункам о птицах составляется по аналогии)

4. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть - за парту мы присели.

Значит, хватит отдыхать!

5. Работа по учебнику (чтение текста на с.64)

-Как понимаете смысл «Математика всюду»?   (Ответы детей)

-Приходилось ли вам в жизни вне школы встречаться с математикой и где?   (Да. № автобуса, цены в магазинах, № ряда и места в театр, цирк, количество игрушек и т.д.)

-Приведите примеры ситуаций, когда на уроках русского языка и чтения и других предметов приходилось использовать числа.    (Номера страниц, упражнений, дата.)

-Математика встречается также в пословицах, поговорках, загадках. Отгадайте загадки на с.64-65. Скажите, какие числа встретились в них?  (Дети читают, отгадывают загадки, выделяют в них числа)

-Измените последнюю загадку так, чтобы отгадкой была цифра 6 (Заменить слово «меньше» на слово «больше»)

-Что такое пословицы и поговорки?    (Мудрые народные высказывания.)  ( Чтение пословиц, поговорок и объяснение их смысла.)

-Прочитайте, какой проект вам предлагают выполнить авторы учебника.   (Составить книгу «Числа в загадках, пословицах, поговорках»)

-Какие страницы могут быть в этой книге?   (1.Числа в загадках. 2.Числа пословицах. 3.Числа поговорках)

-Можно ли добавить ещё какие - либо страницы?    (Да, например, «Числа в считалках», «Числа в стихах», «Числа в сказках»)

А начнем мы со стихов о знаках, т. к. без них нельзя решить примеры и задачи.

1-й ученик                               

Веселые стихи.

Как нет на свете
Без ножек столов, 
Как нет на свете
Без рожек козлов,

Котов без усов 
И без панцирей раков, 
Так нет в математике
Действий без знаков.

2-й ученик

Я Плюс,
И этим я горжусь! 
Я для сложения гожусь.
Я - добрый знак соединенья,
И в том мое предназначенье.

3-й ученик

Я – минус,
Тоже добрый знак. 
Ведь не со зла я отнимаю
А свою роль лишь выполняю.

4-й ученик

Я – знак Умножения
Для облегчения сложения. 
Таблица умножения 
Достойна уважения.
Она всегда во всём права:
Чтоб не случилось в мире,
А всё же будет дважды два
По – прежнему четыре.

5-й ученик

Делим солнце!
Чур, на всех! 
Делим дождик!
Чур, на всех!
Зиму белую на всех!
Всё на всех,
Всё на всех!
Каждому достанется
И на всех останется!

Сколько тебе лет? Сколько лап у кота? Чтобы всё подсчитать - надо знать цифры.

Маленькие дети не знают счёта, но их учат в школе. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Наблюдая, окружающую природу наш далёкий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Поначалу они определяли это соотношение, как «один» и «много». Пальцы сыграли не малую роль в истории счёта. Одна пятерня означала пять, две – десять. Когда рук не хватало в ход шли и ноги. Две руки и одна рука - пятнадцать, две руки и две ноги – двадцать.

ДАВАЙТЕ, РЕБЯТА, УЧИТЬСЯ СЧИТАТЬ
ДЕЛИТЬ, УМНОЖАТЬ, ПРИБАВЛЯТЬ ВЫЧИТАТЬ. 
ЗАПОМНИТЕ ВСЕ, ЧТО БЕЗ ТОЧНОГО СЧЁТА
НЕ СДВИНЕТСЯ С МЕСТА ЛЮБАЯ РАБОТА.



А сейчас в парах выполним по одной странице проекта

ЗАГАДКИ.

 1.Танцует крошка,
А всего одна ножка .(Юла).

2.Плотник с острым долотом,
Строит дом с одним окном. (Дятел).

3.Две сестренки, две плетенки,
Из овечьей шерсти тонкой. 
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)

4. Двое глядят, а двое слушают. (Глаза и уши).

5.Треугольная доска,
А на ней – три волоска
Волосок тонкий 
Голосок – звонкий. (Балалайка).

6.У него глаза цветные, 
Не глаза, а три огня 
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня. (Светофор).

7.Возле леса на опушке 
Трое их живет в избушке 
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки,
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки. (Три медведя).

8. Четыре ноги, а ходить не может? (Стол).

9.Пять братьев – всем одно имя, 
Годами ровные, ростом разные. (Пальцы).

10.Дом без окон и дверей, 
Как зеленый сундучок, 
В нем шесть кругленьких детей
Называется …..(Стручок)

11. Приказало солнце: «Стой, семицветный мост крутой» (Радуга).

Ребята, вы обратили внимание на то, что в каждой загадке были использованы цифры?







-Прочитайте, как правильно работать над проектом:

1.Как хотите вы работать – в парах, по одному или группой.  (Выбор детей)

2.Какую страничку хотели бы вы сделать?      (Выбор детей)

3.Чтобы страницы нашей книги были одинаковыми по форме мы будем делать их на листах формата А4, а текст печатать.

4.Где вы можете найти материал по теме?      (В книгах, журналах, Интернете, обратиться за помощью к взрослым)

5.Договоримся, что через 10 дней все странички будут сделаны и мы их соберём в одну книгу.

6.Вы расскажите о том, как вы работали над проектом, что вам понравилось в этой работе, какие трудности возникли и как вы их преодолели.

V. Рефлексия.

-Заинтересовала ли вас работа, которую предстоит сделать?

-Что такое проект?

-Как вы думаете, для чего нужно такое задание?

VI. Подведение итогов урока.

-Что мы делали на уроке.

- Что показалось вам самым интересным?

- Какое задание вызвало затруднение?

План работы над проектом:

1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

2. Выработка гипотез;

3. Поиск и предложение возможных вариантов решения;

4. Сбор материала;

5. Обобщение полученных данных;

 6.Подготовка и представление проекта (сообщение, доклад, создание макета и т.п.)

Использованная литература:

1.М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. Математика, учебник для общеобразовательных учебных заведений в двух частях. Часть1.

2.С.В.Бахтина. Поурочные разработки по математике к УМК М.И. Моро.









 



7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по математике "Математика вокруг нас"

Автор: Халина Елена Михайловна

Дата: 06.11.2015

Номер свидетельства: 249226

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока по русскому языку "Математика вокруг нас"."
    ["seo_title"] => string(55) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_matematika_vokrug_nas"
    ["file_id"] => string(6) "572321"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1612533217"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект интегрированного урока на тему " Математика вокруг нас." "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-na-tiemu-matiematika-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "140099"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417876430"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Презентация для 5 класса "Математика вокруг нас" "
    ["seo_title"] => string(53) "priezientatsiia-dlia-5-klassa-matiematika-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "105933"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402925781"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Программа по внеурочной деятельности "Математика вокруг нас" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(74) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-matiematika-vokrugh-nas-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "163409"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422469886"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Математика вокруг нас"
    ["seo_title"] => string(23) "matematika_vokrug_nas_2"
    ["file_id"] => string(6) "618959"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1669963682"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства