Тема урока: Наши проекты «Математика вокруг нас». Числа в загадках, пословицах, поговорках.
Цели урока: познакомить с использованием математических знаний в жизни.
формировать метапредметные познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия: учить анализировать объекты, создавать условия для развития наблюдательности, внимания, математической речи, мыслительных операций, самооценки;
способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом, как основы для формирования духовно-нравственных компетенций, воспитанию интереса друг к другу.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся отбирать и классифицировать информацию по разделам загадки, пословицы, поговорки; применять навыки счёта и знание состава чисел, работать в группе; слушать собеседника и вести диалог; слушать учителя и выполнять его требования.
Ход урока.
1.Организационный момент (создание мотивационного успеха):
Математика – особая страна,
Для путешествия смекалка нам нужна.
Будем много думать и считать,
И задачки не забудем мы решать.
2. Разминка.
Решите задачи.
1) 5 мышат в траве шуршат,
3 забрались под ушат.
2 мышонка спят под ёлкой.
Сосчитать мышей недолго. 5+3+2=10
2)На берёзе 3 синички
Продавали рукавички.
Прилетело ещё 5,
Сколько будут продавать? 3+5=8
3) 5 малышек-медвежат
Мама уложила спать.
Одному никак не спится,
А скольким сон хороший снится? 5-1=4
4) Цапля по воде шагала,
Лягушат себе искала.
Двое спрятались в траве,
6 – под кочкой.
Сколько лягушат спаслось?
Только точно! 2+6=8
5) Ветер дунул, лист сорвал.
И ещё один упал.
А потом упало 5.
Кто их сможет сосчитать? 1+1=5=7
6) Ёжик по грибы пошёл,
10 рыжиков нашёл.
8 положил корзинку,
Остальные же - на спинку.
«Сколько рыжиков везёшь
На своих иголках, ёж?» 10—8=2
3. Работа по учебнику.
- Откройте учебник на с.62. Посмотрите на числа вверху и назовите их, начиная с самого маленького. (,2,3,4,5,6,7,8,9,10) Назвать числа по порядку, начиная с самого маленького, значит назвать их в порядке возрастания.
-Назовите эти же числа, начиная самого большого.(10,9,8,7,6,5,4,3,2,1) Назвать числа по порядку, начиная с самого большого, значит назвать их в порядке убывания.
-Посмотрите на значок, рядом со следующим заданием, что нужно сделать? (Сравнить числа) (Дети объясняют, какой знак нужно поставить, читают запись)
-Рассмотрите рисунки. Составьте числовую запись к каждому из них.
- Что изображено на первом рисунке? (Лежат груши на двух тарелках)
-Какую запись вы составите со знаком «+»? Что она означает? (5+2=7 на одной тарелке лежат 5 зелёных груш, на другой - 2жёлтые, а всего 7 груш.)
- Составьте запись со знаком « - » Что она означает?
7-5=2 (было 7 груш, 5 зелёных переложили на другую тарелку, осталось 2 груши)
Или 7-2=5 (было 7 груш, 2 жёлтые груши переложили на другую тарелку, осталось 5 груш.) (Запись к рисункам о птицах составляется по аналогии)
4. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть - за парту мы присели.
Значит, хватит отдыхать!
5. Работа по учебнику (чтение текста на с.64)
-Как понимаете смысл «Математика всюду»? (Ответы детей)
-Приходилось ли вам в жизни вне школы встречаться с математикой и где? (Да. № автобуса, цены в магазинах, № ряда и места в театр, цирк, количество игрушек и т.д.)
-Приведите примеры ситуаций, когда на уроках русского языка и чтения и других предметов приходилось использовать числа. (Номера страниц, упражнений, дата.)
-Математика встречается также в пословицах, поговорках, загадках. Отгадайте загадки на с.64-65. Скажите, какие числа встретились в них? (Дети читают, отгадывают загадки, выделяют в них числа)
-Измените последнюю загадку так, чтобы отгадкой была цифра 6 (Заменить слово «меньше» на слово «больше»)
-Что такое пословицы и поговорки? (Мудрые народные высказывания.) ( Чтение пословиц, поговорок и объяснение их смысла.)
-Прочитайте, какой проект вам предлагают выполнить авторы учебника. (Составить книгу «Числа в загадках, пословицах, поговорках»)
-Какие страницы могут быть в этой книге? (1.Числа в загадках. 2.Числа пословицах. 3.Числа поговорках)
-Можно ли добавить ещё какие - либо страницы? (Да, например, «Числа в считалках», «Числа в стихах», «Числа в сказках»)
А начнем мы со стихов о знаках, т. к. без них нельзя решить примеры и задачи.
1-й ученик
Веселые стихи.
Как нет на свете
Без ножек столов,
Как нет на свете
Без рожек козлов,
Котов без усов
И без панцирей раков,
Так нет в математике
Действий без знаков.
2-й ученик
Я Плюс,
И этим я горжусь!
Я для сложения гожусь.
Я - добрый знак соединенья,
И в том мое предназначенье.
3-й ученик
Я – минус,
Тоже добрый знак.
Ведь не со зла я отнимаю
А свою роль лишь выполняю.
4-й ученик
Я – знак Умножения
Для облегчения сложения.
Таблица умножения
Достойна уважения.
Она всегда во всём права:
Чтоб не случилось в мире,
А всё же будет дважды два
По – прежнему четыре.
5-й ученик
Делим солнце!
Чур, на всех!
Делим дождик!
Чур, на всех!
Зиму белую на всех!
Всё на всех,
Всё на всех!
Каждому достанется
И на всех останется!
Сколько тебе лет? Сколько лап у кота? Чтобы всё подсчитать - надо знать цифры.
Маленькие дети не знают счёта, но их учат в школе. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Наблюдая, окружающую природу наш далёкий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Поначалу они определяли это соотношение, как «один» и «много». Пальцы сыграли не малую роль в истории счёта. Одна пятерня означала пять, две – десять. Когда рук не хватало в ход шли и ноги. Две руки и одна рука - пятнадцать, две руки и две ноги – двадцать.
ДАВАЙТЕ, РЕБЯТА, УЧИТЬСЯ СЧИТАТЬ
ДЕЛИТЬ, УМНОЖАТЬ, ПРИБАВЛЯТЬ ВЫЧИТАТЬ.
ЗАПОМНИТЕ ВСЕ, ЧТО БЕЗ ТОЧНОГО СЧЁТА
НЕ СДВИНЕТСЯ С МЕСТА ЛЮБАЯ РАБОТА.
А сейчас в парах выполним по одной странице проекта
ЗАГАДКИ.
1.Танцует крошка,
А всего одна ножка.(Юла).
2.Плотник с острым долотом,
Строит дом с одним окном. (Дятел).
3.Две сестренки, две плетенки,
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)
4. Двое глядят, а двое слушают. (Глаза и уши).
5.Треугольная доска,
А на ней – три волоска
Волосок тонкий
Голосок – звонкий. (Балалайка).
6.У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня. (Светофор).
7.Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки,
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки. (Три медведя).
8. Четыре ноги, а ходить не может? (Стол).
9.Пять братьев – всем одно имя,
Годами ровные, ростом разные. (Пальцы).
10.Дом без окон и дверей,
Как зеленый сундучок,
В нем шесть кругленьких детей
Называется ….(Стручок)
11. Приказало солнце: «Стой, семицветный мост крутой» (Радуга).
Ребята, вы обратили внимание на то, что в каждой загадке были использованы цифры?
-Прочитайте, как правильно работать над проектом:
1.Как хотите вы работать – в парах, по одному или группой. (Выбор детей)
2.Какую страничку хотели бы вы сделать? (Выбор детей)
3.Чтобы страницы нашей книги были одинаковыми по форме мы будем делать их на листах формата А4, а текст печатать.
4.Где вы можете найти материал по теме? (В книгах, журналах, Интернете, обратиться за помощью к взрослым)
5.Договоримся, что через 10 дней все странички будут сделаны и мы их соберём в одну книгу.
6.Вы расскажите о том, как вы работали над проектом, что вам понравилось в этой работе, какие трудности возникли и как вы их преодолели.
V. Рефлексия.
-Заинтересовала ли вас работа, которую предстоит сделать?
-Что такое проект?
-Как вы думаете, для чего нужно такое задание?
VI. Подведение итогов урока.
-Что мы делали на уроке.
- Что показалось вам самым интересным?
- Какое задание вызвало затруднение?
План работы над проектом:
1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
2. Выработка гипотез;
3. Поиск и предложение возможных вариантов решения;
4. Сбор материала;
5. Обобщение полученных данных;
6.Подготовка и представление проекта (сообщение, доклад, создание макета и т.п.)
Использованная литература:
1.М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. Математика, учебник для общеобразовательных учебных заведений в двух частях. Часть1.
2.С.В.Бахтина. Поурочные разработки по математике к УМК М.И. Моро.