Урок физики в 7 классе
«Силы в природе».
Учитель физики: Ишалева Валентина Ростиславовна,
МБОУ «Кузнецовская СОШ»
Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Силы в природе», подготовить ребят к контрольной работе;
- развивать навыки самостоятельной работы учащихся с учебной и научной литературой с использованием Интернет-ресурсов;
- продолжить формирование познавательного интереса к предмету «Физика».
Дидактический тип урока: Повторение и обобщение пройденного материала.
Форма урока: Урок-беседа с решением задач.
Оборудование: компьютер (компьютерные презентации), карточки с задачами.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Кроссворд «ЛесенкА»
- Физический диктант.
- Самостоятельная работа.
- Подведение итогов.
Приложение
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Физическому океану и посетим архипелаг Сил. Мы сделаем остановки на озере Упругости, озере Трения, озере Тяжести, озере Веса . Перед путешествием сделаем разминку.
- Актуализация знаний.
- Что называют силой?
- Как обозначается сила?
- В каких единицах измеряется сила?
- Каким прибором измеряется сила?
- Какие силы вы знаете?
Учитель: Итак, отправляемся в путешествие. На пути у нас остров Тяготения. Сделаем здесь остановку. Как вы думаете, почему остров так называется? Правильно. Здесь живет сила тяжести. Давайте вспомним, какую силу называют силой тяжести, как она действует, куда направлена, какие явления наблюдаются вследствие действия силы тяжести? Как можно найти силу тяжести?
Учитель: Народное творчество не обошло стороной влияние тех или иных сил на окружающие тела и выразилось в пословицах, поговорках и других сочинениях устного творчества.
Учащиеся называют пословицы, поговорки о силе тяжести и поясняют их смысл.
Обобщим: Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести. Она приложена ко всему телу, направлена вниз. Её можно вычислить по формуле Fт =m?g
Решим задачи:
1. Масса одного тела вдвое больше массы другого.
Сравните силы тяжести, действующие на эти тела.
2. Определите силу тяжести, действующую на тело массой 500 г.
3. Самое крупное животное класса млекопитающих – синий кит. Один из пойманных китов имел массу 15 т. Найдите силу тяжести, действующую на кита.
Учитель: Продолжим наше путешествие. Остановка - остров Упругости. Название острова говорит само за себя. Здесь правит Сила Упругости. Вспомним, какую силу называют силой упругости, как она действует, как её найти, приведем примеры действия этой силы.
Учащиеся называют пословицы, поговорки о силе упругости и поясняют их смысл.
Обобщим: Сила, возникающая в теле в результате его деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное положение, называется силой упругости. Приложена к телу и направлена противоположно движению. Её можно найти по формуле Fупр =k?x
Решим задачи:
1. Назовите силы, действующие на шарик, подвешенный к концу стальной пружины. Сделайте рисунок и изобразите на нем, куда направлены силы.
2. Найдите жесткость пружины, которая под действием силы 1- Н удлинилась на 10 см.
3. Какая максимальная сила возникает при столкновении двух вагонов, если буферные пружины сжались на 4 см? Жесткость пружин 8000 Н/м.
Учитель: Продолжим наше путешествие и направимся к острову Трения. Что мы знаем о силе трения, куда она направлена? Как можно её вычислить?
Учащиеся называют пословицы, поговорки о силе трения и поясняют их смысл.
Обобщим: Силой трения называется сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого. Она направлена противоположно движению тела. Её можно найти по формуле: Fтр =µ?m?g
Причинами возникновения силы трения являются: шероховатость поверхностей соприкасающихся тел, межмолекулярное притяжение, действующее в местах контакта трущихся тел.
Решим задачи:
1. Хоккеист массой 65 кг равномерно движется по льду на коньках. Коэффициент трения 0,02. Определите силу трения коньков о лёд?
Учитель: Продолжим путешествие. На пути у нас остров Веса, а значит, здесь живет сила, которую мы называем Вес тела. Дайте определение этой силы, напишите формулу для вычисления. Может ли быть такое, чтобы вес тела отсутствовал. Когда такое бывает?
Обобщим: Весом тела называют силу, с которой оно давит на горизонтальную опору или растягивает вертикальный подвес. Вес тела приложен к подвесу или опоре, на которое это тело давит. Направлен вниз. Можно найти по формуле Р=m?g.
Решим задачи:
- Определить вес тела массой 5 кг.
- Самая маленькая птица – колибри весит 0,02 Н. Определите её массу.
А сейчас я предлагаю отдохнуть в литературной гостиной. Рассмотрим примеры проявления сил трения в природе. В приведенных примерах определите, какая сила трения действует на тело.
В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.
Н. А. Некрасов (сила трения скольжения)
Вдоль опушки Вова едет
На своем велосипеде
И везет варенье
Всем на угощенье. (сила трения качения)
Вот и зима! Трещат морозы
На солнце искриться снежок
Пошли с товарами обозы
По Руси вдоль и поперек.
Ползет скрипит дубовый полоз.
Река ли, степь ли – нет нужды,
Везде проложатся следы!
И. С. Никитин (сила трения скольжения)
Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет не слезет с облучка.
А. С. Пушкин (сила трения качения)
Кошка за Жучку
Жучка за внучку
Внучка за бабку
Бабка за дедку
Дедка за репку
Тянут – потянут, вытянуть не могут. (сила трения покоя)
III. Кроссворд «ЛесенкА».
Решим небольшой кроссворд. Каждое слово должно кончаться на букву «А».
1
А
2
А
3
А
4
А
5
А
6
А
7
А
8
А
1. Причина изменения скорости тела или его формы. 2. Единица массы, содержащая 1000 кг. 3. Наука о неживой природе. 4. Прибор для измерения длины, например длины земельного участка. 5. Прибор для измерения объема тела. 6. Длинный и тонкий кусок металла круглого сечения. 7. Вещество, которое делается пластичным при небольшом нагревании. 8. Величина, характеризующая степень нагретости тела.
Ответы: 1. Сила. 2. Тонна. 3. Физика. 4. Рулетка. 5. Мензурка. 6. Проволока. 7. Пластмасса. 8. Температура.
IV. Физический диктант.
Сила – это физическая величина, которая характеризует … . Под действием сил могут изменяться … . Сила, с которой Земля притягивает к себе любое тело называется … и равна … . Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес называется … . Сила, возникающая в результате деформации тела и стремящаяся вернуть тело в исходное положение называется … . Сила, характеризующая взаимодействие одного тела с другим при соприкосновении, и препятствующая их относительному движению называется … .