Учитель русского языка и литературы МБОУ «Болугурской СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» муниципального района «Амгинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) Никифорова Анна Гаврильевна. Педстаж – 32 года, высшая квалификационная категория.
Деятельность нашего методического объединения основывается на «Программу духовно-нравственного воспитания и развития учащихся » нашей школы. Одной из главных задач данной программы является формирование основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа.
Как же реализовать эту задачу на уроках русского языка? С помощью чего можно приобщить детей к духовному богатству своего народа?
В качестве учебного материала для пятиклассников мы выбрали тему «Якутская лошадь», так как она имеет огромный воспитательный и развивающий характер, соответствует их возрастным особенностям. При разработке уроков особое внимание уделено на связь с другими учебными предметами: культура народов РС (Я) (лошадь - основа хозяйства саха, разновидности сэргэ, якутское национальное блюдо), якутская литература (пословицы, поговорки, загадки), технология (якутское национальное блюдо), музыка, изобразительное искусство. Выбор данной темы объясняется еще тем, что наши дети с малых лет общаются с лошадью, прекрасно понимают ее значение в хозяйстве. Для дальнейшего привития практических навыков имеется конная база СХПК «Болугур». Предлагаю вашему вниманию систему уроков в 5 классе по следующим разделам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по ФГОС. Русский язык. 5 класс»
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Болугурской СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» муниципального района «Амгинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) Никифорова Анна Гаврильевна . Педстаж – 32 года, высшая квалификационная категория.
Деятельность нашего методического объединения основывается на «Программу духовно-нравственного воспитания и развития учащихся » нашей школы. Одной из главных задач данной программы являетсяформирование основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа.
Как же реализовать эту задачу на уроках русского языка? С помощью чего можно приобщить детей к духовному богатству своего народа?
В качестве учебного материала для пятиклассников мы выбрали тему «Якутская лошадь», так как она имеет огромный воспитательный и развивающий характер, соответствует их возрастным особенностям. При разработке уроков особое внимание уделено на связь с другими учебными предметами: культура народов РС (Я) (лошадь - основа хозяйства саха, разновидности сэргэ, якутское национальное блюдо), якутская литература (пословицы, поговорки, загадки), технология (якутское национальное блюдо), музыка, изобразительное искусство. Выбор данной темы объясняется еще тем, что наши дети с малых лет общаются с лошадью, прекрасно понимают ее значение в хозяйстве. Для дальнейшего привития практических навыков имеется конная база СХПК «Болугур». Предлагаю вашему вниманию систему уроков в 5 классе по следующим разделам:
№
Название раздела
Тема урока
1.
Фонетика. Морфемика. Орфоэпия.
урок по Обобщающий урок по теме «Фонетика. Морфемика. Орфоэпия». Ознакомление с гербом Республики Саха (Якутия).
2.
Лексика и
словообразование
Обобщающий урок по теме «Лексика и словообразование». Углубление знания по лексике и словообразовании, ознакомление с породами якутских лошадей.
3.
Синтаксис и пунктуация
Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация». Лексическая тема «Священный напиток- кумыс кумыс»
4.
Глагол
Обобщающий урок по теме «Глагол». (Углублять представление о сэргэ)
5.
Имя
существительное
Повторение имени существительного, подготовка к написанию сочинения – описания «Убранство якутского коня»
6.
Имя прилагательное
Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное».
Лексическая тема «Якутское национальное блюдо»
Мы разработали сборник «Контрольно- измерительные материалы по русскому языку в 5 классе», составленные в соответствии с требованиями программы по русскому языку, авторами которой являются М.М. Разумовская, П.А. Леканте.
Сборник состоит из 2 разделов. Первый раздел содержит 6 тематических тестов с лингвистическим анализом текста. Задания, включенные в тесты, помогут учащимся закрепить знания, полученные на уроках русского языка, по следующим темам: «Фонетика. Морфемика. Орфоэпия», «Лексика и словообразование», «Синтаксис и пунктуация», «Глагол», «Имя существительное», «Имя прилагательное». Каждый тест состоит из трех частей: 1 часть - тематический тест, 2 часть - тематический тест с лингвистическим анализом текста, 3 часть предполагает составление связного текста по аналогии с КИМ-ами по ГИА и ЕГЭ. Второй раздел сборника содержит ответы на вопросы тематических тестов, возможные ответы на задания повышенной трудности, систему оценивания текущих контрольных работ по русскому языку и критерии оценивания составления текста.
Отличительная особенность сборника от других КИМ-ов в том, что интегрированные задания, включенные в тематические тесты, помогают учащимся проверить и закрепить свои знания по другим
учебным предметам. А все тексты, связанные с якутской лошадью и его значением в жизни народа саха, расширяют не только кругозор учащихся, но и способствуют проявлению с ранних лет интереса к коневодству, сыграют большую роль в духовно – нравственном воспитании учащихся.
Технологическая карта урока
Учебный предмет: русский язык
Учебник: «Русский язык», под редакцией доктора пед.наук, профессора М.М.Разумовской, соответствует программе по русскому языку для 5 классов (авторы-составители: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос идр.). Учебник соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. 2010г.
Класс: 5 класс МБОУ «Болугурская СОШ»
Учитель: Никифорова А.Г.
Тема: Обобщающий урок по теме «Лексика и словообразование»
Тип: урок развития речи
Цель урока: углубление знания по лексике и словообразовании, ознакомление с породами якутских лошадей,
Задачи:
обучающие: связь с ранее изученным материалом, учить определить тему, тип текста, опираясь на слайд, на опорные схемы сравнивать по описаниям породы якутских лошадей; уметь определить способы образования слов, находить и выделять приставки, суффиксы в корнях слов.
воспитывающие: воспитать уважение к своей национальной традиционной деятельности, учащиеся должны знать значение лошади в жизни якута и почему они должны сохранить чистопородную якутскую лошадь.
Формировать умения:
- определять и формулировать цель на уроке, распределять время на каждом этапе. (Регулятивные УУД);
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; работать по группам. (Коммуникативные УУД);
- извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию. (Познавательные УУД);
– самостоятельно определять и высказывать свое мнение на уроках. (Личностные УУД)
Планируемые результаты:
Предметные: Сравнивать по сюжетным фотографиям и описаниям породы якутских лошадей, находить и выделять изучаемую орфограмму в слове
Метапредметные:
применять в жизни, полученные на уроке знания о породе якутских лошадей.
Регулятивные:
Понимать и принимать учебную задачу, решать её совместно с учителем, определять и формулировать тему, цель урока; оценивать свою работу (рефлексия деятельности), корректировать свою деятельность.
Познавательные:
понимать необходимость дополнительной информации; извлекать информацию из рассказа учителя, из слайда, представленные в разных формах: устанавливать причинно-следственные связи (в рамках доступного); перерабатывать полученную информацию, задавать вопросы.
Коммуникативные:
уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других; высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на урок
Личностные:
Проявлять интерес к национальной традиционной деятельности, культуре своего народа.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
личностная
регулятивная
коммуникативная
познавательная
Осуществляемые действия
Формируемые способы действия
Осуществляемые действия
Формируемые способы действия
Осуществляемые действия
Формируемые способы действия
Осуществляемые действия
Формируемые способы действия
1этап Приветствие.
Организацион
ный момент. Определение темы урока.
Учитель представляет вниманию обучающимся слайд, предлагает прочитать строки стихотворения А.Михайлова о якутской лошади. Даёт информацию о якутской лошади, об её отличительных особенностях.Задает вопрос: О чем сегодня будем говорить на уроке?
Настраиваются на работу.
Переход к теме урока.
Прогнозируют тему урока.
Определяют тему урока.
Узнают информацию учителя о якутской лошади. Делятся с учителем своими предположениями.
Дают ответы на вопросы. Дополняют друг друга.
Пытаются понять содержание стихотворения.
Анализируют содержание стихотворения.
2 этап Связь с ранее изученным
Подготовка обучающихся к работе на основном этапе. Усвоения новых знаний. Словарная работа.
Работа по группам.
Учитель дает новую информацию о породах якутских лошадей. Объясняет незнакомые слова.Представляет вниманию обучающихся слайд о породах якутских лошадей. Предлагает показать на карте Якутии об их месторасположении по районам. Организует самостоятельную работу по группам. Задает 3 группам задание творческого характера: составлять описание якутских лошадей по породам, их типам сложения, опираясь на слайд, план, на опорные схемы. Учитель из 3 микротекстов составляет связный текст.
Получают задания. Знакомятся с информацией о породах якутских лошадей. Из слайда или картин находят нужные породы лошадей, которые должны охарактиризовать.
Выполняют
задания.
Ответы дают на листочках.
Каждая группа выдвигает своего эксперта. Из группы выходит 1 эксперт и читает свой микротекст- описание о породах якутских лошадей.
Учатся распределять время, отведенное на выполнение задания, распределять роли в группе.Контролируют друг у друга, составляют, дополняют и корректируют текст, мотивируют себя на выполнения задания.
После редактирования записывают микротекст, проводят самопроверку. В группе приходят к единому мнению.
Учатся спрашивать, слушать внимательно друг друга, участвуют в обсуждении содержания слайдов. отвечают по алгоритму (месторасположение, типы сложения, масти), дополняя друг друга.
Слушают ответы других групп. Эксперты оглашают ответы своей группы.
Знакомятся с новыми понятиями названиями о субъекте изучения. Делают словарную работу в тетради самообразования :тебенёвка
Ответы на задания.
3 этап углубление знания по лексике и словообразовании
Раздает листы с разными словами, предлагает найти приставки в нужных словах или учащиеся подбирают сами из составленного текста слова.
Работают по тексту, учатся слушать друг друга участвуют в обсуждении.
Контролируют ответы друг у друга в своих группах.
Отвечают по алгоритму.
Дают полный ответ.
Делают словарную работу.
4 этап
Закрепление темы
Регулируют свое поведение. Осуществляют самоконтроль
Закрепляют знание и понимание текста Учатся понимать вопросы, воспринимают ответы товарищей и участвуют в обсуждении
Закрепляют знание, устное высказывание.
5 этап
Рефлексия Самоанализ, самооценка
Предлагает поделиться своими впечатлениями о деятельности на уроке. Предлагает вопросы: что вы узнали сегодня?
Отвечают на вопросы
Учатся анализировать свою деятельность.
Оценивают свою деятельность на уроке,
Учатся излагать свое мнение. Проводят рефлексию своих действий.
object(ArrayObject)#861 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(239) "Формирование у учащихся мировоззрения человека мира, активной гражданской позиции на уроках родного русского языка и литературы "
["seo_title"] => string(146) "formirovaniie-u-uchashchikhsia-mirovozzrieniia-chielovieka-mira-aktivnoi-ghrazhdanskoi-pozitsii-na-urokakh-rodnogho-russkogho-iazyka-i-litieratury"
["file_id"] => string(6) "177814"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1424710306"
}
}