И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина
Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для развития умений определять тему, главную мысль, содержание произведения; продолжить работу над формированием навыков анализа лирического текста, соотнесения словесного и зрительного образа природы через рассматривание картин русских художников и чтение лирических текстов
Планируемые результаты:предметные: познакомятся с жизнью и творчеством И. А. Бунина и содержанием его произведения;
Научатся читать бегло, осознанно, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному; находить ответы, делиться своими впечатлениями, участвовать в диалогах
метапредметные: нознавательные: размышлять над лирическими текстами; определять настроение, главную мысль в тексте, последовательность событий; ориентироваться в учебной книге; понимать произведение живописи; определять темы произведения, главную мысль, содержание; Регулятивные – формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, Коммуникативные – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, вступать в диалог с учителем и сверстниками,
личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь в природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества И.А. Бунина, посещать по своему желанию библиотеку.
Оборудование: портрет и выставка книг И.А. Бунина, репродукции картин по теме урока, аудиозапись, рисунок дерева и листочки.
1. Мотивация к деятельности
Настраивает учащихся на урок, организовывает их активную деятельность:
Приготовьте свои ладошки.
Потрите ладошки друг о друга.
Чувствуете, как стало тепло?
Протяните мне свои ладошки,
обменяемся теплом и положительной энергией.
2.Работа с текстом до чтения.
Проверка домашнего задания
Давайте вспомним, над каким раделом мы с вами работаем?
- Сейчас предлагаю вам вспомнить поэтов и стихи, которые они написали.
На доске дерево с листочками, на них отрывки из стихов. Вы, срываете листочек, читаете на нём начало стихотворения, ваша задача продолжить его и вспомнить поэта, который написал его. Листочки кладёте под дерево.
(На доске вразброс карточки с именами поэтов).
Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мёртвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Ф.И.Тютчев
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
А.А.Фет
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Е.А.Баратынский
«Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!
Не улетай от нас прочь.…Подожди!» -
«Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.
А.Н.Плещеев
Под большим шатром
Голубых небес –
Вижу – даль степей
Зеленеется.
И.С.Никитин
- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием!
- Скажите, что общего в этих строфах?
(Эти строфы о природе. Поэты воспели красоту природы. Они восхищаются природой родного края. Это стихи о Родине).
Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.
На доске остался листочек с фамилией И.А.Бунин
- Дети, чьё имя осталось на доске?
3. Антиципация чтения.
- Глядя на фамилию писателя, что мы можем сказать? Произведения какого жанра писал Бунин? Стихи или рассказы? (Бунин – прозаик и поэт. ) (1слайд)
- Какие стихи писал Иван Алексеевич Бунин? (о родной природе)
- Осень приглашает нас с вами в картинную галерею. Перед вами репродукции картин крупных мастеров пейзажной живописи: И.С.Остроухова, В.Д.Поленова, И.И.Левитана(2, 3, 4 слайды)
– Можно ли этим картинам дать одинаковое название? Почему?
Все художники дали названия своим картинам «Золотая осень».
Художники, музыканты и поэты не только более наблюдательны, чем мы с вами, но и умеют изображать окружающий мир в своих произведениях, учат нас видеть красоту природы.
- Послушайте музыку П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь.», но не просто наслаждайтесь звучанием, а постарайтесь «увидеть» музыкальную картину, созданную при помощи звуков. (Звучит музыка П.И.Чайковского)
- Настроение картин и музыки совпадает, по-вашему? (Эти картины вызывают самые разные чувства. Красота, спокойствие, умиротворение)
Появление целей урока.
- Ребята, предположите, о чём пойдёт речь на уроке.
- Сегодня мы продолжим разговор о природе, отправимся в замечательный мир поэзии.
(5 слайд)
Познакомимся с произведением И. А. Бунина
Чтобы узнать, как называется поэтическое произведение, о котором пойдет речь, отгадайте одну загадку:
Листья желтые летят, Падают, кружатся, И под ноги просто так Как ковер ложатся! Что за желтый снегопад? Это просто ... (Листопад )
-Итак, какое произведение мы будем читать сегодня? «Листопад»
- Иван Алексеевич Бунин написал «Листопад» в 1900 году. Это не просто стихотворение, а целая осенняя поэма. Постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И.А.Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях.
Перед знакомством со стихотворением Валюша познакомит с некоторыми фактами из жизни Бунина.
Иван Алексеевич Бунин родился в 1870г. в Воронеже в дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении на хуторе Бутырки Орловской губернии. В 1881г. поступил в Елецкую гимназию, которую оставил через 4 года из-за болезни. В печати впервые выступил в 17 лет. Оставил богатое наследство своего литературного творчества о радости жизни, любви человеческой. В 1933г. Бунину присуждена Нобелевская премия в области литературы, деньги от которой он пожертвовал нуждающимся писателям.
Словарно-лексическая работа. Слайд 6
Посмотрите на слайд. Прочитайте слова и подумайте, значение каких слов вам уже известно и вы можете своими знаниями поделиться с одноклассниками….(На слайде слова: терем, резьба, вдова, завороженный, замирает, лиловый, багряный, лазурь)
терем расписной – добротный деревянный красивый дом, украшен резными ставнями, наличниками с нарисованными узорами цветов, птиц;
Резьба-рисунок вырезанный из дерева или кости
вдова – женщина, оставшаяся одна, после смерти мужа
завороженный– очарованный, околдованный
замирает-стать неподвижным, не дышать
лиловый-розово-фиолетовы
багряный-красный, алый
в лазури – в синеве неба (светло-синий)
в листве сквозной– листьев осталось немного, они опали, через них можно увидеть небо
просветы – расстояния между листьями
оконца– маленькие окна
вышки – столбики, которые возвышаются над другими предметами
-Ребята, а сейчас мы отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И. А. Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях.
Понравилось ли вам стихотворение?
Что вы представили, когда слушали стихотворение?
Какое время года описывает поэт? Докажите
Какое чувство вызвало стихотворение? (печаль, восхищение, радость)
Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
-Прочитайте стихотворение самостоятельно и скажите, с чем сравнивал осенний лес И. А. Бунин? (с теремом расписным)
Работа над анализом стихотворения
-Бунин как художник, пишет картину словами-мазками. Его палитра богата цветами
-Какие цвета-краски называет поэт, чтобы передать свое восхищение красотой осеннего леса? (Лиловый-сиреневый; золотой; багряный; желтый; голубой-о лазури; синий-просветы неба, вышина; Серебро-о паутине; белый-лепесток)
-Как вы думаете, почему Бунин сравнивает лес с теремом? (Он как терем нарядный и пестрый)
-Терема были богато украшены резьбой. Вот осенний лес и напомнил поэту такие терема.
-Листья какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу украшавшую терема? (Листья березы)
-Какие деревья ему напомнили вышки?(Елочки)
-Верно, они очень стройные и похожи на вышки.
-Что напоминают поэту небольшие оконца русских теремов? (Просветы в небо между кленами)
-Что поэт сравнивает с серебряными нитями? (Воздушной паутины ткани Блестят как сеть из серебра)
-Прочитайте, что напоминает белый лепесток
(Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И точно белый лепесток
На паутине замирает…)
_Смотрите, какое богатство красок-слов у поэта-художника.
-С помощью чего создаются эти картины? (с помощью художественных средств)
Художественные средства это эпитеты, сравнения, олицетворения)
СЛАЙД 8
Сравнение-изображение явления путем сопоставления
Олицетворение-изображение неодушевленных предметов в виде живых существ, способных говорить, чувствовать
Эпитет- художественное определение предмета, помогающее нарисовать его существенные признаки
Поработаем по рядам: 1 ряд-ищут эпитеты
2ряд-олицетворения
3 ряд-сравнения
Проверка
-Назовите сравнения, которые помогают нарисовать образ леса-терема.
-Есть ли в стихотворении олицетворения? (Лес завороженный)
-Почему слово Осень написано с большой буквы?
-Какой поэтический прием использует автор?(олицетворение)
-С кем он сравнивает осень? (С вдовой-женщиной)
Кто такая вдова и почему она тихая? ( Она уже успокоилась, все позади)
-Можно ли услышать тишину?
-Прочитайте строки, в которых рассказывается о звуках в лесу.
-Какие звуки повторяются?
Для чего поэт использует эти звуки, что они помогают услышать?
-Какие слова повторяются? (Сегодня на пустой поляне, Сегодня так светло кругом)
Почему поэт повторяет их?
(Поэт пытается подчеркнуть ценность, неповторимость каждого дня. Именно сегодня надо успеть увидеть самое ценное, насладиться красотой сегодняшнего дня, завтра она можетбыть уже другой. Каждый день нужно уметь замечать прекрасные мгновения жизни и ценить.)
-Кто же все-таки является главным героем стихотворения? (Лес)
-А ведь мы ребята, сейчас совершили открытие: именно лес является лирическим героем произведения. Он любуется красотой осенней природы, ценя неповторимость каждого дня.
-А теперь попытаемся прочесть стихотворение выразительно, передавая настроение автора, выражая собственные чувства.
Гимнастика для глаз
Посмотрите на кончик моей указки. Как летает осенний лист? Следим за ним
Подготовка к выразительному чтению
-Как будем читать?(Спокойно с восхищением)
Оценка чтения одноклассников
Чье чтение особенно понравилось?
Домашнее задание( по выбору)(Слайд 9)
1. Выразительное чтение.
2.Мини-сочинение «Прогулка в осеннем лесу».
3.Прочитать другие стихи Бунина.
Итог урока
С каким стихотворением познакомились? Кто автор?
-Какие чувства выразил поэт в стихотворении?(восхищение, грусть) Почему?
Рефлексия
Оцените свою работу на уроке.
У вас на столах листочки.
Поднимите оранжевый, если на уроке все было понятно.
Зеленый-понятно, но работа была неинтересной.
Белый-если не все понятно и вы испытывали затруднения.