kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по русской литературе во 2 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

I. Оргмомент.

Прослушивание аудиозаписи «Зима» из концерта «Времена года» А. Вивальди.

Беседа эмоционально-оценочного характера.

- Что вы почувствовали в музыке? (Мы почувствовали радость и небольшую грусть одновременно. Музыка напомнила нам о красоте родной природы.)

- Какие картины вы представили себе? (Представили живописные зимние пейзажи, сугробы снега, просторные поля и  уснувшие леса, освещенные холодным зимним солнцем.)

Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы будем говорить о зиме, о ее особенностях и красоте, о людях, которые посвящали ей свои произведения.

II. Подготовка к восприятию нового произведения

- Сегодня нас ожидает встреча с замечательным русским поэтом А.С. Пушкиным. Он родился в семье дворянина. Начальное домашнее воспитание получил от гувернантов-французов, бабушки Марии Александровны Ганнибал, которая научила Сашу писать и читать, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей поэту множество замечательных русских сказок.

В 12 лет родитель определил сына в только что открытый Царскосельский Императорский лицей, по окончании которого в 1817 г. он был принят на государственную службу. основное время посвящал литературному творчеству.

А.С. Пушкин сразу вошел в отечественную литературу как поэт одной темы – темы России. Стихотворения Пушкина доступны читателю любого возраста, способному сознательно воспринимать поэтическое слово. Стихотворение «Зимнее утро» написано 3 ноября 1829 года. Около года назад поэт познакомился со своей будущей женой Натальей Николаевной Гончаровой. В мае 1829 года он сделал ей предложение и, не получив отказа, стал ожидать ответа. Мечтая о будущем счастье, он сочинил это прекрасное стихотворение.

Словарная работа

- Ребята, в стихотворении вам встретятся слова, которые могут быть  непонятны.

Сомкнуты негой взоры – глаза, еще не открывшиеся со сна.

Северная Аврора – утренняя заря.

Вечор – накануне вечером.

III. Первичное чтение стихотворения учителем

IV. Проверка первичного восприятия

- Что вас поразило в стихотворении? (С каким восторгом поэт описывает красоту зимнего утра.)

- Что запомнилось вам больше всего? (Запомнилось то, как поэт описывает бурю.)

V. Повторное чтение

- А теперь возьмите в руки карандаши и, отмечая непонятные вам слова, прочитайте стихотворение вполголоса. 

VI. Анализ содержания стихотворения

Словарная работа

- Какие слова показались вам непонятными? (Взоры, мгла, янтарный, иней.)

Взоры – взгляды.

Мгла – темнота, темное пространство.

Янтарный – желтый, золотистый цвет. Есть такой камень – янтарь, он именно такого цвета. Из этого камня делают различные украшения.

Иней – снежные украшения на веточках деревьев.

- Ребята, прочитайте, как поэт описывает зимнее утро в первой строфе?

- Какое настроение было у поэта? (Радостное, бодрое, светлое.)

- А у вас какое возникло настроение? (Скорее хочется насладиться свежестью и изяществом этого чудесного зимнего дня.)

- Как вы думаете, кого поэт называет в стихотворении красавицей? (Свою будущую жену.) 

- Какие еще слова обращены здесь к ней? (Друг прелестный, звездою севера явись.)

- Прочитайте следующую строфу. Что описывает здесь поэт? (Он описывает вьюгу.)

- Как изменилось настроение поэта? (Настроение стало мрачным.)

- Какие эпитеты употреблены для описания бури? Прочитайте.(Мутном небе, тучи мрачные.)

- Найдите сравнение. (Луна, как бледное пятно…)

- Что сказано о вьюге? (Вьюга злилась.)

- Как вы думаете, по этим словам можно сказать, что поэт представляет нам вьюгу как живое существо? (Да.)

- Такое описание вьюги называется олицетворением. Оно состоит в том, что животные, неодушевлённые предметы, явления природы  наделяются часто человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями. Это прием особенно употребляется в поэзии.

- Что поэт говорит о красавице? Прочитайте. (И ты печальная сидела…)

- Прочитаем третью строфу. Поэт вновь возвращается к красоте зимнего утра. Найдите и прочитайте слова, с помощью которых он описывает утро. (Под голубыми небесами…, Великолепными коврами…, Прозрачный лес… т.д.)

- Прочитаем следующую строфу. Как вы понимаете выражение янтарным блеском озарена? (Освещается солнечными яркими лучами.)

- Как поэт описывает печь? (Весёлым треском трещит затопленная печь.)

- Что такое лежанка? Почему поэту приятно думать у лежанки? (Лежанка – это скамья рядом с печкой. Приятно думать, потому что тепло.)

- Какие мысли его посещают? (Поэт хочет прокатиться на лошади, на санях.)

- Читаем последнюю строфу. Что хочет показать поэт своей красавице? (Поля пустые, леса, недавно столь густые, и берег милый…)

- Как он называет ее в этой строфе? (Друг милый…)

Словесное рисование

- Прочитайте стихотворение целиком. Представьте, что вы художники. Что бы вы нарисовали в качестве иллюстрации к этому стихотворению.

-Голубое небо, бесконечные заснеженные поля, окраина леса с запушенными инеем деревьями и елочками.

- Одинокую ель, рядом речку, вдалеке лес.

-  Как поэт запрягает бурую лошадку, что навестить с любимой знакомые места.

- Молодцы! Вы мастера словесного пейзажа. Что означает слово пейзаж? (Пейзаж – картина природы.)

- Посмотрите на репродукции картин великих художников: Исаака Ильича Левитана, Василия Дмитриевича Поленова. В своих картинах художники смогли полно раскрыть красоту русской зимы, её изящество, пышность и свежесть.

- Ребята, подойдут ли эти картины к стихотворению «Зимнее утро»? (Да, они очень красивые, подходят под описание зимнего утра.)

VII. Подготовка к выразительному чтению

- Приступим к работе над выразительным чтением стихотворения. Какие правила выразительного чтения вы знаете? (Нужно читать не торопясь, вдумываться в то, что читаешь. Надо выделять голосом отдельные слова, делать паузы.)

- Правильно. Возьмите карандаш и аккуратно подчеркните слова, которые будем выделять при чтении. Там, где будем делать паузы, поставим знак «/».

(Разбираем все стихотворение).

VIII. Итог урока

- С каким стихотворением мы познакомились? Кто его автор?

- Какие картины рассмотрели?

- Какое музыкальное произведение слушали?

IX. Домашнее задание:

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русской литературе во 2 классе»

МКОУ СОШ № 1 с.Эльхотово







Урок чтения во 2-м классе




«Зимнее утро»

(А.С. Пушкин)













Учитель начальных классов

Кулумбекова Т.В.





Цели:

  1. Познакомить со стихотворением А.С. Пушкина «Зимнее утро».

  2. Эстетически развивать детей, обогащать их эмоциональный мир; развивать навыки правильного, сознательного и выразительного чтения; развивать память, мышление, воображение.

  3. Воспитывать чувство красоты слова, интерес к личности поэта; вовлекать детей в состояние сопереживания поэту.

Оборудование: учебник, портрет писателя, репродукции картин о зиме, аудиозапись «Зима» из концерта «Времена года» А. Вивальди.


Ход урока


I. Оргмомент.

Прослушивание аудиозаписи «Зима» из концерта «Времена года» А. Вивальди.

Беседа эмоционально-оценочного характера.

- Что вы почувствовали в музыке? (Мы почувствовали радость и небольшую грусть одновременно. Музыка напомнила нам о красоте родной природы.)

- Какие картины вы представили себе? (Представили живописные зимние пейзажи, сугробы снега, просторные поля и уснувшие леса, освещенные холодным зимним солнцем.)

Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы будем говорить о зиме, о ее особенностях и красоте, о людях, которые посвящали ей свои произведения.


II. Подготовка к восприятию нового произведения

- Сегодня нас ожидает встреча с замечательным русским поэтом А.С. Пушкиным. Он родился в семье дворянина. Начальное домашнее воспитание получил от гувернантов-французов, бабушки Марии Александровны Ганнибал, которая научила Сашу писать и читать, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей поэту множество замечательных русских сказок.

В 12 лет родитель определил сына в только что открытый Царскосельский Императорский лицей, по окончании которого в 1817 г. он был принят на государственную службу. основное время посвящал литературному творчеству.

А.С. Пушкин сразу вошел в отечественную литературу как поэт одной темы – темы России. Стихотворения Пушкина доступны читателю любого возраста, способному сознательно воспринимать поэтическое слово. Стихотворение «Зимнее утро» написано 3 ноября 1829 года. Около года назад поэт познакомился со своей будущей женой Натальей Николаевной Гончаровой. В мае 1829 года он сделал ей предложение и, не получив отказа, стал ожидать ответа. Мечтая о будущем счастье, он сочинил это прекрасное стихотворение.

Словарная работа

- Ребята, в стихотворении вам встретятся слова, которые могут быть непонятны.

Сомкнуты негой взоры – глаза, еще не открывшиеся со сна.

Северная Аврора – утренняя заря.

Вечор – накануне вечером.


III. Первичное чтение стихотворения учителем


IV. Проверка первичного восприятия

- Что вас поразило в стихотворении? (С каким восторгом поэт описывает красоту зимнего утра.)

- Что запомнилось вам больше всего? (Запомнилось то, как поэт описывает бурю.)


V. Повторное чтение

- А теперь возьмите в руки карандаши и, отмечая непонятные вам слова, прочитайте стихотворение вполголоса.


VI. Анализ содержания стихотворения

Словарная работа

- Какие слова показались вам непонятными? (Взоры, мгла, янтарный, иней.)

Взоры – взгляды.

Мгла – темнота, темное пространство.

Янтарный – желтый, золотистый цвет. Есть такой камень – янтарь, он именно такого цвета. Из этого камня делают различные украшения.

Иней – снежные украшения на веточках деревьев.

- Ребята, прочитайте, как поэт описывает зимнее утро в первой строфе?

- Какое настроение было у поэта? (Радостное, бодрое, светлое.)

- А у вас какое возникло настроение? (Скорее хочется насладиться свежестью и изяществом этого чудесного зимнего дня.)

- Как вы думаете, кого поэт называет в стихотворении красавицей? (Свою будущую жену.)

- Какие еще слова обращены здесь к ней? (Друг прелестный, звездою севера явись.)

- Прочитайте следующую строфу. Что описывает здесь поэт? (Он описывает вьюгу.)

- Как изменилось настроение поэта? (Настроение стало мрачным.)

- Какие эпитеты употреблены для описания бури? Прочитайте.(Мутном небе, тучи мрачные.)

- Найдите сравнение. (Луна, как бледное пятно…)

- Что сказано о вьюге? (Вьюга злилась.)

- Как вы думаете, по этим словам можно сказать, что поэт представляет нам вьюгу как живое существо? (Да.)

- Такое описание вьюги называется олицетворением. Оно состоит в том, что животные, неодушевлённые предметы, явления природы наделяются часто человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями. Это прием особенно употребляется в поэзии.

- Что поэт говорит о красавице? Прочитайте. (И ты печальная сидела…)

- Прочитаем третью строфу. Поэт вновь возвращается к красоте зимнего утра. Найдите и прочитайте слова, с помощью которых он описывает утро. (Под голубыми небесами…, Великолепными коврами…, Прозрачный лес… т.д.)

- Прочитаем следующую строфу. Как вы понимаете выражение янтарным блеском озарена? (Освещается солнечными яркими лучами.)

- Как поэт описывает печь? (Весёлым треском трещит затопленная печь.)

- Что такое лежанка? Почему поэту приятно думать у лежанки? (Лежанка – это скамья рядом с печкой. Приятно думать, потому что тепло.)

- Какие мысли его посещают? (Поэт хочет прокатиться на лошади, на санях.)

- Читаем последнюю строфу. Что хочет показать поэт своей красавице? (Поля пустые, леса, недавно столь густые, и берег милый…)

- Как он называет ее в этой строфе? (Друг милый…)

Словесное рисование

- Прочитайте стихотворение целиком. Представьте, что вы художники. Что бы вы нарисовали в качестве иллюстрации к этому стихотворению.

-Голубое небо, бесконечные заснеженные поля, окраина леса с запушенными инеем деревьями и елочками.

- Одинокую ель, рядом речку, вдалеке лес.

- Как поэт запрягает бурую лошадку, что навестить с любимой знакомые места.

- Молодцы! Вы мастера словесного пейзажа. Что означает слово пейзаж? (Пейзаж – картина природы.)

- Посмотрите на репродукции картин великих художников: Исаака Ильича Левитана, Василия Дмитриевича Поленова. В своих картинах художники смогли полно раскрыть красоту русской зимы, её изящество, пышность и свежесть.

- Ребята, подойдут ли эти картины к стихотворению «Зимнее утро»? (Да, они очень красивые, подходят под описание зимнего утра.)


VII. Подготовка к выразительному чтению

- Приступим к работе над выразительным чтением стихотворения. Какие правила выразительного чтения вы знаете? (Нужно читать не торопясь, вдумываться в то, что читаешь. Надо выделять голосом отдельные слова, делать паузы.)

- Правильно. Возьмите карандаш и аккуратно подчеркните слова, которые будем выделять при чтении. Там, где будем делать паузы, поставим знак «/».

(Разбираем все стихотворение).


VIII. Итог урока

- С каким стихотворением мы познакомились? Кто его автор?

- Какие картины рассмотрели?

- Какое музыкальное произведение слушали?


IX. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Разработка урока по русской литературе во 2 классе

Автор: Кулумбекова Тереза Васильевна

Дата: 26.04.2016

Номер свидетельства: 322698

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Разработка урока по литературе "Русская классика и казахские переводы. М.Ю.Лермонтов и Абай". 8 класс. "
    ["seo_title"] => string(106) "razrabotka-uroka-po-litieraturie-russkaia-klassika-i-kazakhskiie-pierievody-m-iu-liermontov-i-abai-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "223292"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437497218"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(285) "Разработка урока по литературе в 11 классе по подготовке экзаменационного сочинения по литературе на тему "Тема памяти в произведениях русской литературы" "
    ["seo_title"] => string(173) "razrabotka-uroka-po-litieraturie-v-11-klassie-po-podghotovkie-ekzamienatsionnogho-sochinieniia-po-litieraturie-na-tiemu-tiema-pamiati-v-proizviedieniiakh-russkoi-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "235401"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443700986"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Методическая разработка урока в 4 классе по основам православной культуры на тему «Подвиг» "
    ["seo_title"] => string(95) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-v-4-klassie-po-osnovam-pravoslavnoi-kul-tury-na-tiemu-podvigh"
    ["file_id"] => string(6) "236433"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444064268"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "разработка урока по русской литературе в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(52) "razrabotka-uroka-po-russkoi-litieraturie-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "240795"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445108767"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Разработка урока русского языка в 6 классе по теме: «Язык художественной литературы»."
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_russkogo_iazyka_v_6_klasse_po_teme_iazyk_khudozhestvennoi_liter"
    ["file_id"] => string(6) "559509"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1602255546"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства