Автор | Пашнина Юлия Ивановна Скородумская ООШ Усть-Куломского района |
Предмет | Русская литература |
Класс | 6 класс |
УМК | Учебник. Русская литература. 6 кл.: Учеб.-хрестоматия для нац.ОУ /Под ред. М.В.Черкезовой – М.: Дрофа ,2012 |
Тема урока | Басня Крылова «Листы и Корни» |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Цель урока | Сформулировать мораль басни «Листы и Корни» |
Задачи | Предметные: сформулировать мораль басни, знать понятия: басня, мораль, аллегория. Метапредметные: Познавательные: уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику текста Коммуникативные: научиться слушать друг друга, точно выражать свои мысли; сотрудничество в группе, диалог с учителем. Регулятивные: научиться самостоятельно формулировать основную идею произведения, находить необходимую информацию Личностные: совершенствование речи, пополнение словарного запаса; умение выражать свое понимание нравственных категорий, как отрицательные и положительные качества характера человека. |
Формы работы обучающихся | Фронтальная, парная, самостоятельная. |
Организация деятельности обучающихся на уроке: | Работа над текстом, частично-поисковая работа; обсуждение проблемных вопросов |
Необходимое учебное оборудование | Учебники, иллюстрированная книга «Басни Крылова», проектор, экран, компьютерная презентация. |
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время ( мин) |
1. Организационный этап | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка готовности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. Записывают в тетрадь дату. | 0,5 |
2. Актуализация знаний | Вспомнить басни Крылова | Приложение 1. Откуда эти строки. Провожу небольшую викторину. Ответы по иллюстрированной книге. | Называют уже известные басни, называют автора басен. | 3 |
3. Постановка цели и задач урока. | Сформулировать цель урока. | Открываю презентацию. Слайд 1. Иван Андреевич Крылов Кто такой Крылов? Стр.67,6 абзац Что такое басня? Что такое аллегория? Чем отличается басня от сказки?
Слайд 2. Басня, аллегория, мораль
Слайд 3. Обложка книжки «Листы и Корни» | Записывают в тетрадь с экрана: Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844)
Читают учебник (1 чел. громко)
Записывают в тетрадях с экрана Басня – короткий, нередко комический рассказ в стихах или в прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Аллегория – иносказание, изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек. Мораль – нравоучительный смысл.
Вместе определяем цель урока: познакомиться с новой басней Крылова «Листы и Корни» и понять, какой иносказательный смысл заключен в ней. | 6 |
4. Изучение нового материала. | Сообщение о Крылове. Чтение басни. Работа над терминами. | Слайд 4. Обложки книг И.А.Крылова. До чтения басни послушаем небольшое сообщение о баснописце.
Слайд 5. Листы и Корни По названию можно ли догадаться, о чем басня? Чтение басни. Беседа по содержанию.
Громкое чтение басни. |
Сообщение по биографии Крылова (1 ученик, заранее подготовленный)
Записывают: «Листы и Корни»
Пытаются понять по названию, о чем может быть басня. Читают басню про себя Высказывают свое понимание басни.
1 чел. читает. После чтения объяснение непонятных слов. | 15 |
| Осмысление содержания басни. | Обсуждение и анализ басни. - Кто герои басни? - Что говорят листья? А корни? - По тому, как они говорят, как их можно охарактеризовать? - Какие качества присущи листьям? Корням? - Какой иносказательный смысл заключен в басне? - Какова ее мораль? | Работа с текстом. Обсуждение и анализ басни. | |
5. Физминутка | Упражнения | Провожу физминутку | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | 1 |
6. Закрепление знаний. | Чтение | Речевая характеристика героев Чтение басни по ролям.
Слайд 6. Рисунки | Читают по ролям Оценивают чтение по ролям.
Обсуждают рисунки к басням. Какой бы рисунок нарисовали? | 5
0,5 |
| Викторина | Слайды 7 -11. Викторина по рисункам. Угадай басню. Вспомни мораль. | Вспоминают басни, высказываются. | 6 |
7. Рефлексия (подведение итогов урока) | Обобщение по теме..
Оценка работы класса и отдельных уч-ся | Что высмеивал Крылов в своих баснях?
Слайд 12. Рисунок к басне. Понравилась ли басня Крылова «Листы и Корни»? Какова мораль? | Отрицательные черты характера (неумение договариваться, безделье, жестокость, бездоказательное обвинение кого-либо, бессмысленная злоба и т.д.) | 2 |
8. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми содержания и домашнего задания | Даю домашнее задание с комментариями: стр. 67, Развиваем речь, зад.2 (Написать в 2 столбика черты характера Листьев и Корней ) | Записывают в тетрадях: Корни. Листья. (2 столбика, по пять пустых строк). В дневниках пишут: стр67, зад.2 (речь). | 1 |
Приложение 1. Откуда эти строки?