Разработка урока по литературе в 11 классе по подготовке экзаменационного сочинения по литературе на тему "Тема памяти в произведениях русской литературы"
Разработка урока по литературе в 11 классе по подготовке экзаменационного сочинения по литературе на тему "Тема памяти в произведениях русской литературы"
Разработка урока по литературе в 11 классе по подготовке экзаменационного сочинения по литературена тему "Тема памяти в произведениях русской литературы".
Цель урока:
Подготовка к написанию сочинения – рассуждения.
Задачи:
1. Продолжать учить писать сочинение на прочитанные произведения, выделять в нем тему и основную мысль, выражать свое отношение к прочитанному, самостоятельно делать выводы, обобщения.
2. Глубже изучить творчество писателей: А. Ахматовой, Ч. Айтматова.
3. Способствовать развитию духовно развитой, творчески активной личности, формированию нравственных ценностей, активной гражданской позиции, формировать глубоко патриотичное отношение к Родине.
Подготовительная работа:
Заранее в классе были созданы 4 группы учащихся, которые изучали тему памяти в художественных произведениях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе в 11 классе по подготовке экзаменационного сочинения по литературе на тему "Тема памяти в произведениях русской литературы" »
Урок по подготовке написания экзаменационного сочинения на тему «Тема памяти в произведениях русской литературы».
(урок разработан Хайрутдиновой З. М. учителем русского языка и литературы МБОУ «Татарская гимназия №11» Советского района г. Казани)
Цель урока:
Подготовка к написанию сочинения – рассуждения.
Задачи:
1. Продолжать учить писать сочинение на прочитанные произведения, выделять в нем тему и основную мысль, выражать свое отношение к прочитанному, самостоятельно делать выводы, обобщения.
2. Глубже изучить творчество писателей: А. Ахматовой, Ч. Айтматова.
3. Способствовать развитию духовно развитой, творчески активной личности, формированию нравственных ценностей, активной гражданской позиции, формировать глубоко патриотичное отношение к Родине.
Подготовительная работа:
Заранее в классе были созданы 4 группы учащихся, которые изучали тему памяти в художественных произведениях.
Ход урока.
Организационный момент.
Постановка цели. Подготовительная беседа.
Мотивация.
К кому Бог милостив, тому дает он перед смертью покой и время: отдать распоряжения, попрощаться с близкими, подвести итоги: вот она, моя жизнь… она была ничего… хороша была. Отошла суета, остался перед последней чертой наедине с главным, с жизнью своей.
Что помнишь, то и главное, а другого нет. Не рокот космодрома, а трава под окном
Почти все запоминание происходит подсознательно. Не то помним, что нужным считали, а то , что естеству нашему, значит , потребно.
И получается, что для нашей памяти важнее всего сила ощущений.
То помним, что крепче отпечаталось. То крепче отпечаталось, что острей ощутилось. Человек есмь.( М. Веллер).
Учитель.
Что же такое память?
На сегодняшнем уроке мы будем работать с произведениями, которые помогут нам написать сочинение. Мы будем рассуждать, используя аргументы, которые найдем сами.
Как же раскрывается тема памяти в произведениях художественной литературы?
Дома вы готовили вопросы по названным произведениям по теме «Память».
Как раскрывается тема памяти в произведении Ч. Айтматова «Плаха»?
История жизни волков Что известно о жизни волчьей пары? Почему у них есть имена? Как складываются отношения между волками? – ч.1, гл.1. Проанализируйте поведение волков после исчезновения волчат? – ч.3, гл. 2,3,4. Какой поступок волков говорит о том, что они начинают себя вести как люди? (Убийство ради убийства). С помощью каких еще художественных приемов автор очеловечивает Акбару? (Сон, молитва – внутренний монолог – ч.3, гл.5).
Вывод делают учащиеся.
Акбара наделена даром нравственной памяти. Она имеет в себе не только образ беды, постигшей ее род, но и осознает ее как нарушение нравственного закона, который никогда не должен быть нарушен.
Пока не трогали ее саванну, Акбара могла , встретив в степи беспомощного человека, отпустить его.
Теперь, загнанная в тупик, отчаявшаяся и озлобленная, она обречена на схватку с человеком. В борьбе гибнет не только Базарбай, заслуживающий кару, но и невинный ребенок. И хотя личной вины перед Акбарой у Бостона нет, он должен принять на себя ответственность и за Базарбая, который является нравственным антиподом. Роман заставляет задуматься, как мы живем, вспомнить, как коротка жизнь.
А как раскрывается тема памяти в романе «Буранный полустанок», или «И дольше века длится день»?
2 группа рассказывает легенду о рабе – манкурте.
Завоеватели жестоко обращались с пленными воинами, Страшной пыткой они уничтожали память раба, добиваясь полного послушания. Подобная участь постигла и героя легенды, забывшего собственное имя, не узнавшего родную мать.
Пронзительным трагизмом проникнута их встреча.
«Можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять жизнь, - проговорила мать вслух,- но кто придумал, кто смеет покушаться на память человека? Разве мало зла и без этого?
Какая мысль рефреном проходит через всю легенду и через весь роман? ( Мысль о том, что человек должен помнить свое имя).
- Своевременна ли эта книга сейчас? Не устарела ли она? (Книга не устарела и сейчас, ибо и сейчас необходима борьба с обезличенностью в человеке, с бездуховностью, с потребительским отношением к человеческим жизням и природе.
- В чем же гуманистический пафос этого произведения? (Гуманистический пафос произведения проявляется в уважении ко всему живому, во внимании к отдельной личности. Обезличенность преступна, обезличенность – результат насилия над человеком.
-Что же такое человек без памяти прошлого? (Человек без прошлого оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем. Основная тема произведения- тема памяти, верности человеческому началу в самом себе. Вне прошлого нет и будущего, без корней нет и роста.
3 группа.
Анна Ахматова тоже поднимает тему памяти в своем замечательном произведении «Реквием».Это сострадательная память – приговор мучителям, которым, верит поэтесса, когда – нибудь вынесет история.
…и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыханье черных марусь,
Забыть, как постылая хлюпала дверь,
И выла старуха, как раненый зверь.
Произведение такой трагедийной силы, разоблачающее преступную власть и внушающее уверенность в суде над ней и возмездии, в ту пору, когда оно создавалось, невозможно было хранить даже в рукописях. У этого произведения своя судьба- оно сохранилось в памяти близких друзей поэтессы, тех, кому было доверено знакомство с ним. И память сохранила все до последней строчки. Надо жить дальше и помнить, что это произведение о гибели людей, страны. Основ бытия. В эпилоге появляется образ Памятника – памятника страданию героини, страданию ее современниц. Памятника Поэту, эти страдания увековечены ему.
Учитель.
Дмитрий Лихачев в своей статье «Память» писал о том, что память не только физиологический процесс всего живого, творческий процесс в жизни, но и свойство нравственного человека. Основной проблемой он ставит проблему духовного воспитательного значения памяти. И, действительно, в наше время перед человечеством и перед каждым по отдельности стоит задача помнить подвиги предков, жертвы родных и добрые дела друзей, страшные поступки врагов и ошибки всего человечества в историко – планетарном масштабе.
Человек, без нравственной памяти – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный. Именно беспамятство является основой для недобрых поступков.
Поэтому память - одно из свойств настоящего гражданина, ответственного за свой народ, знающего свое прошлое, собственные корни. А значит имеющего будущее.
А теперь, ребята, Обратимся к памятке – композиции сочинения.
Вступление: Вступление готовит читателя к восприятию всего сочинения, поэтому должно быть тщательно обдумано. Задача пишущего вступление – подвести к теме таким образом, чтобы логично перейти к изложению основного материала сочинения.
Основная часть: Важнейший момент подготовки к написанию сочинения – составление плана основной части. В ней ясно, чётко, конкретно, логично, последовательно и аргументировано должна быть раскрыта тема.
По структуре основная часть состоит из ряда подпунктов, каждый из которых представляет важный аспект темы. Подпункты располагаются в основной части продуманно, строго последовательно. Они взаимосвязаны, то есть не могут произвольно меняться местами. Каждый подпункт выражает законченную аргументированную мысль. Все вместе они доказывают и иллюстрируют идею сочинения.
Заключение. В заключении обобщаются основные выводы из сказанного, подводится краткий итог или формулируется новая мысль по поводу сказанного. Желательно, чтобы заключение было связано со вступлением, т.е. в заключении автор как будто снова возвращается к вступлению, ссылается на ранее высказанное суждение и вновь подчёркивает основную мысль.
Что такое вступление к сочинению?
О чем нужно писать во вступлении?
О чем нужно писать в основной части?
О чем мы будем писать в заключении?
В заключении автор как будто снова возвращается к вступлению, ссылается на ранее высказанное суждение и вновь подчёркивает основную мысль.
Возможное вступление к сочинению.
«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», - писал А. С. Пушкин. Человек, не знающий истории своего народа, своей семьи, опасен для общества. Он живет как дерево без корней. Таких называют «иванами, не помнящими своего родства».
Одним из аргументов в основной части может быть пример из романа «Буранный полустанок».
Ч. Айтматов в романе «Буранный полустанок» (« И дольше века длится день» рассказывает легенду о манкуртах. Манкурты - это люди, насильно лишенные памяти. Один из них убивает свою мать, которая пыталась вырвать сына из плена беспамятства. И над степью звучит ее отчаянный крик: «Вспомни имя свое!». Человека, не помнящего родства своего, потерявшего память, Ч. Айтматов назвал манкуртом.
Манкурт – человек, лишенный насильно памяти. Это раб, не имеющий своего прошлого. Он не знает, откуда он родом, не ведает своего имени, не помнит своего детства, отца и матери – одним словом, не осознает себя человеком. Такой недочеловек опасен для общества – предупреждает писатель. Человек, не уважающий историю, не почитающий своих предков, - тот же манкурт. Так и хочется напомнить этим молодым людям пронзительный крик из легенды Ч. Айтматова: «Вспомни, чей ты? Как твое имя?»
2 аргумент к сочинению по художественному произведению из поэмы «Реквием» А. Ахматовой.
На судьбу А. Ахматовой выпала революция и гражданская война, сталинские репрессии и потеря мужа, которого расстреляли, голод, замалчивание, пытки, дискредитация ее как поэта. Но она не убежала, не сдалась, не эмигрировала, а продолжала оставаться со своим народом.
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ в беде был – пишет А. Ахматова.
Так, она всегда была там, где тысячи обычных советских женщин, и отличалась от них лишь тем, что имела возможность поэтически срисовать то, что видела.
В «Реквиеме» присутствует мотив памяти, который знаменует преодоление героиней желания, в «Приговоре» поэмы «Надо память до конца убить». В «Эпилоге» она, наоборот, и в «смерти блаженной боится забыть то, что было». Ахматова отвергает покой даже для памятника. Боязнь забыть такое страдание оказывается сильнее смерти, и страдания как такового.
Сама мысль о памятнике, да еще с условием относительно места его установки, мысль, по сути, совершенно невероятная, пришедшая к Ахматовой во время ее полной отверженности, явилась формой мощного духовного сопротивления подавлению личности и народа.
То должен быть памятник не столько поэту, сколько Матери и в ее лице – народному страданию, столь грандиозному, что даже памятнику не дано «окаменеть» или застыть в бронзе.
И пусть с неподвижных и бронзовых век, как слезы, струится подтаявший снег…
Звуки издавать при виде такого памятника может только вечная природа, принадлежавшая лишь ей безмятежная птица,(голубь, символ примирения) и то «вдали», люди, воплотившиеся в плод своей разумной деятельности - олицетворенные в «Эпилоге» корабли, которые благоговейно проходят мимо памятника, будут молчать:
«… и как тихо идут по Неве корабли».
Заключение.
Вспоминаются строчки из поэмы «По праву памяти» А. Твардовского:
_ Кто прячет прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу…
Но все, что было, не забыто,
Не шито- крыто на миру.
Одна неправда нам в убыток,
И только правда ко двору!
Рефлексия.
На каком этапе урока вы почувствовали затруднение?
В каком настроении вы сейчас, ребята?
Результатом нашего урока должна стать таблица, в которой каждый ученик отразит то, что, по его мнению, можно использовать в качестве литературного аргумента при написании итогового сочинения.
Произведение, автор
комментарии ученика
Ч.Айтматов «Плаха»
Ч.Айтматов «Буранный полустанок»
А.Ахматова «Реквием»
Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Тема памяти в произведениях русской литературы»
Список использованных документов и источников информации.
Волкова О. В. Алексеева Я. В. Итоговое сочинение по литературе в 11 классе. Казань 2014 г.
Поэтическое творчество А. Ахматовой. С. И. Кормилов. В помощь старшеклассникам, абитуриентам. Преподавателям. 3 изд. «Учебная литература» 2004 г.
М. Веллер «Все о жизни» изд. Москва.
Журнал «Москва» стр. 196,текст.
Статьи Гачева о романах «Буранный полустанок» и « Плаха».