kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме: «Язык художественной литературы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка  урока русского языка в 6 классе по теме:

«Язык художественной литературы».

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка в 6 классе по теме: «Язык художественной литературы».»

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме:

«Язык художественной литературы».


Вид урока: «открытие» новых знаний.

Деятельностная цель: создание условий для формирования у учащихся умений реализации новых способов определения стилей речи, ограничивания художественного от других.

Содержательная цель: создание условий для расширения понятийной базы у учащихся о стилях речи, о языке художественной литературы.

Планируемые результаты. Ученик получит возможность:

1. (личностные) научиться относиться с любовью и уважением к родному языку, повысить мотивацию к изучению русского языка, литературе.

2. (предметные) научиться определять в тексте отличительные черты языка художественной литературы, находить средства выразительности речи.

3. (метапредметные)

-(регулятивные) научиться самостоятельно ставить задачи, адекватно оценивать свою деятельность, осуществлять познавательную рефлексию.

-(коммуникативные) научиться владеть устной речью, строить монологическую, диалогическую формы речи, работать в группе.

-(познавательные) научиться проводить наблюдение, строить логическое рассуждение, основам поискового чтения.

Оборудование: учебник, карточки с заданием..







Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: Создание условий для возникновения индивидуальной внутренней потребности осуществлять деятельность. Установление тематических рамок деятельности.


-Добрый день, ребята. Я рада вас приветствовать на нашем уроке, начать который хочу со слов Д.С.Лихачева. Обратите внимание на слова:

(поисковое чтение)

Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, любите его, и вам откроется мир безграничных радостей.

из письма Д.С. Лихачева

-Как понимаете значение этих слов?




Читают слова Д.С. Лихачёва, высказывают своё мнение.


С помощью родного языка мы познаем мир, приобщаемся к опыту, познаем самобытность национального характера, душевную и духовную красоту.


Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация и пробное действие

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися особенностей языка художественной литературы.


(поисковое чтение, наблюдение, работа в парах)

-Обратите внимание: у вас на столах карточки с заданием. Выполните его в парах.


задания

Текст 1

Текст 2

1.прочитайте тексты

Памятка

«Как сохранить родной язык».

1.говори грамотно, согласно нормам родного языка;

2.следи за изменениями, происходящими в различных разделах языкознания;

3.изучай научную, художественную литературу;

4.участвуй в лингвистических конференциях, конкурсах.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

И.С. Тургенев

2.определите тему



3.укажите характерные черты



4.определите стиль речи



III. Выявление места и причин затруднения

Цель этапа: Соотнести собственные действия на месте возникновения затруднения с ранее изученными способами и определить, какого именно умения не хватает для решения поставленной задачи.

(логические размышления, беседа)

-Выскажите свои гипотезы (от каждой пары работу представляет один учащийся).

-Какие возникли трудности?

-По какой причине они возникли?

-Какие методы будем использовать, чтобы восполнить пробелы в знаниях?


IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: формулирование задач деятельности и на их основе выбор модели и средств их реализации

(поисковое чтение, наблюдение, работа в парах)

-Как вы думаете, к кому обращается с речью И.С. Тургенев?

-Какова структура этих предложений?

-Что характерно для формы?

-Назовите эпитеты, которые использует автор (первая пара)

-Определите метафоры (вторая пара)


-Проанализируйте порядок слов в предложении


-Передает ли автор эмоции? Какие они?

-Как вы думаете, из какой литературы был взят этот отрывок?



(самостоятельная постановка темы, целеполагание)

-Как бы вы определили тему нашего урока, что мы будем сегодня изучать?


-Молодцы, ребята! Вы совершили настоящее открытие!

-Запишите тему урока «Язык художественной литературы».

-Какая учебная задача на сегодняшний урок?



V. Реализация построенного проекта.

Цель этапа:

формирование учащимися новой модели действий, умения ее применять

(изучающее чтение, наблюдение, самостоятельная работа, инсерт)


-Поработайте самостоятельно с учебником. Прочитайте информацию на стр.55-56, отмечая на полях знаком «+» то, что мы уже проговорили, знаком «-» - факты, которые не озвучили.

-Что вы отметили знаком «-»?

Значит, вы отлично потрудились

Физминутка.


VI. Первичное закрепление.

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

-Для того, чтобы закрепить знания, которые открыли самостоятельно, предлагаю поработать с учебником:

1)упражнение 46 выполним все вместе по заданию в учебнике

(Прочитайте выразительно стихотворение С. Маршака «Ландыш». Какую картину нарисовал автор? Какие чувства и мысли старался передать? Какие выразительные средства языка есть в этом тексте?)




2упражнение 47 по заданию в учебнике в парах

Прочитайте и сравните два текста. Первый текст – стихотворение И. Бунина «Перед закатом набежало…». Второй – отрывок из научной статьи Ю. Дмитриева. Назовите тему, которая их объединяет. Определите тип речи, стиль каждого текста.)



3)упражнение 52 по заданию в учебнике в парах

(Подготовьте выразительное чтение отрывка из произведения А.С.Пушкина «Медный всадник». Найдите эпитеты, помогающие автору создать величественный образ Петербурга


Читают тексты, выполняют задания в парах. Заполняют таблицу.
































Не смогли ответить на 3,4 пункты ко второму тексту.

Недостаточно информации, не изучали этот материал.

Наблюдения, анализа, вывода








(ко всем, кто прочитает)

(сложные, осложненные)

(развернутость, образность )

(прекрасный язык, умелые руки, могущественное орудие)

(язык – клад, достояние, орудие)



(обратный порядок)


да, он гордится языком, любит его, заботится о нем)


(произведение, художественная литература)




(сегодня будем изучать язык художественной литературы)

(формулируют тему урока, учебную задачу)


-узнать отличительные особенности языка художественной литературы

-научиться определять в тексте отличительные черты языка художественной литературы,

-находить средства выразительности










Работа с текстом.

Читают теорию.

Отмечают на полях «+» и «-«.



(автор использует этот стиль, чтобы передать свои мысли и чувства)






Работают с текстом.


Читают стихотворение.

Отвечают на вопросы

Исследуют выразительные средства языка.

Автор словесно нарисовал картины весеннего леса, природы, просыпающейся от зимнего сна, появления ландыша. Автор восхищается, наслаждается, радуется, любуется.

Олицетворение – разбуженный лес, метафора – бутоны ландыша – колокольчики весны, оксюморон – счастливая тоска, эпитет – нетронутая глушь. );


Работают в парах

Определяют тему, тип речи

Делают самостоятельно вывод, что тема и тип речи одинаковые.

Стили речи – разные.

Тема – описание природного явления – радуги. Тип речи двух текстов – описание. Первый текст художественного стиля, второй – научного.

Учащиеся, если есть необходимость, дополняют или исправляют ответ одноклассника

(Эпитеты – строгий, стройный вид, державное теченье, пустынных улиц…)

(взаимооценка)

-Оцените ответы по устной работе

Выставляют оценку на полях карандашом.





Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)


Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)



















Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)




















Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений





















Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Контроль, коррекция, оценка

VII. Самостоятельная работа с самоконтролем.

Цель этапа: проверяется степень освоения полученного знания.





-Самостоятельно письменно в тетрадях дайте ответы на вопросы упражнения «Проверяем себя» со стр.63 учебника.

(Выпишите из 4 строк А.С. Пушкина «Буря мглою…» олицетворение, сравнение)

(самопроверка по эталону): на доске


Сравнение – как зверь, как дитя; олицетворение – буря завоет, заплачет.)

Самооценка


Работают индивидуально

Проверяют и оценивают

свою работу.

Выставляют оценку на полях карандашом.



Контроль, коррекция, оценка (Р)

Самооценка, адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД.

VIII. Включение в систему знаний и повторений

Цель этапа: применение моделей действий, которые вызывали затруднение, закрепление изученного материала и подготовка к восприятию следующих разделов предмета.


логические размышления, беседа)

-Вновь обращаю внимание на слова Д.С. Лихачева, которые мы обсуждали в начале урока:

Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, любите его, и вам откроется мир безграничных радостей.

из письма Д.С. Лихачева

-Как вы думаете, это язык художественной литературы? Поясните свой ответ.


- Исследование какой темы вели на уроке?

- Где можно применить новые знания?





IХ. Рефлексия.

Цель этапа: осознание детьми способа преодоления затруднения и самостоятельная оценка полученных результатов самостоятельной работы.

(логические размышления, беседа)

-Ребята, поставьте итоговую оценку, которую заработали на уроке.

-Кто из вас отлично справлялся с заданиями?

-Какие трудности испытали на уроке?

-Кто из вас сегодня сможет еще раз своим товарищам объяснить, что же отличает язык художественной литературы?

-Закрепить открытые знания предлагаю и в домашней работе, которое выберете по желанию:

  • Составить памятку

Язык художественной литературы.

особенности

запиши свои ответы

1.средство


2.сфера


3.форма


4.лексика


5.синтаксис



  • Выпиши отрывки из произведений художественной литературы (5-6 предложений), определи особенности.


  • Напиши сочинение-миниатюру «Родной язык», используя художественную лексику.
















(Да, художественный стиль. Присутствуют особенности, о которых мы сегодня говорили.)








Считают средний балл.





Анализируют свою работу через самооценку.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока русского языка в 6 классе по теме: «Язык художественной литературы».

Автор: Жинжикова Нина Михайловна

Дата: 09.10.2020

Номер свидетельства: 559509

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Доклад "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(67) "doklad-ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "174327"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424107555"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Разработка урока русского языка в 6 классе по теме: «Язык художественной литературы»."
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_russkogo_iazyka_v_6_klasse_po_teme_iazyk_khudozhestvennoi_lit_1"
    ["file_id"] => string(6) "559510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1602255656"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Обобщение опыта по теме «Личностно-ориентированный подход в обучении русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(110) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-lichnostno-oriientirovannyi-podkhod-v-obuchienii-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "116568"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412520863"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "План самообразования учителя русского языка и литературы     Айтеновой К.Х. на 2015-2016 учебный год»."
    ["seo_title"] => string(93) "plansamoobrazovaniiauchitieliarusskoghoiazykailitieraturyaitienovoikkhna20152016uchiebnyighod"
    ["file_id"] => string(6) "298017"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456262605"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Использование новых информационных технологий на уроках  русского языка "
    ["seo_title"] => string(80) "ispol-zovaniie-novykh-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "221363"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435228905"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства