|    (поисковое чтение, наблюдение, работа в парах)  -Обратите внимание: у вас на столах карточки с заданием. Выполните его в парах.  
      | задания | Текст 1 | Текст 2 |   | 1.прочитайте тексты |  Памятка  «Как сохранить родной язык».  1.говори грамотно, согласно нормам родного языка;  2.следи за изменениями, происходящими в различных разделах языкознания; 3.изучай научную, художественную литературу; 4.участвуй в лингвистических конференциях, конкурсах.   |  Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.  И.С. Тургенев |   | 2.определите тему | 
 | 
 |   | 3.укажите характерные черты   | 
 | 
 |   | 4.определите стиль речи | 
 | 
 |   III. Выявление места и причин затруднения  Цель этапа: Соотнести собственные действия на месте возникновения затруднения с ранее изученными способами и определить, какого именно умения не хватает для решения поставленной задачи.    (логические размышления, беседа)  -Выскажите свои гипотезы (от каждой пары работу представляет один учащийся).  -Какие возникли трудности?  -По какой причине они возникли?  -Какие методы будем использовать, чтобы восполнить пробелы в знаниях?  
  IV. Построение проекта выхода из затруднения.  Цель этапа: формулирование задач деятельности и на их основе выбор модели и средств их реализации    (поисковое чтение, наблюдение, работа в парах)  -Как вы думаете, к кому обращается с речью И.С. Тургенев?  -Какова структура этих предложений?  -Что характерно для формы?  -Назовите эпитеты, которые использует автор (первая пара)  -Определите метафоры (вторая пара)  
  -Проанализируйте порядок слов в предложении  
  -Передает ли автор эмоции? Какие они?  -Как вы думаете, из какой литературы был взят этот отрывок?  
  
  (самостоятельная постановка темы, целеполагание)  -Как бы вы определили тему нашего урока, что мы будем сегодня изучать?  
  -Молодцы, ребята! Вы совершили настоящее открытие!    -Запишите тему урока «Язык художественной литературы».  -Какая учебная задача на сегодняшний урок?  
  
  V. Реализация построенного проекта.  Цель этапа:  формирование учащимися новой модели действий, умения ее применять     (изучающее чтение, наблюдение, самостоятельная работа, инсерт)  
  -Поработайте самостоятельно с учебником. Прочитайте информацию на стр.55-56, отмечая на полях знаком «+» то, что мы уже проговорили, знаком «-» - факты, которые не озвучили.  -Что вы отметили знаком «-»?  Значит, вы отлично потрудились    Физминутка.  
  VI. Первичное закрепление.  Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию  -Для того, чтобы закрепить знания, которые открыли самостоятельно, предлагаю поработать с учебником:  1)упражнение 46 выполним все вместе по заданию в учебнике  (Прочитайте выразительно стихотворение С. Маршака «Ландыш». Какую картину нарисовал автор? Какие чувства и мысли старался передать? Какие выразительные средства языка есть в этом тексте?)  
  
  
  2упражнение 47 по заданию в учебнике в парах  Прочитайте и сравните два текста. Первый текст – стихотворение И. Бунина «Перед закатом набежало…». Второй – отрывок из научной статьи Ю. Дмитриева. Назовите тему, которая их объединяет. Определите тип речи, стиль каждого текста.)  
  
  3)упражнение 52 по заданию в учебнике в парах  (Подготовьте выразительное чтение отрывка из произведения А.С.Пушкина «Медный всадник». Найдите эпитеты, помогающие автору создать величественный образ Петербурга |  
  Читают тексты, выполняют задания в парах. Заполняют таблицу.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Не смогли ответить на 3,4 пункты ко второму тексту.  Недостаточно информации, не изучали этот материал.  Наблюдения, анализа, вывода  
  
  
  
  
  
  
  (ко всем, кто прочитает)  (сложные, осложненные)  (развернутость, образность )  (прекрасный язык, умелые руки, могущественное орудие)  (язык – клад, достояние, орудие)  
  
  (обратный порядок)  
  да, он гордится языком, любит его, заботится о нем)  
  (произведение, художественная литература)  
  
  
  (сегодня будем изучать язык художественной литературы)  (формулируют тему урока, учебную задачу)  
  -узнать отличительные особенности языка художественной литературы  -научиться определять в тексте отличительные черты языка художественной литературы,    -находить средства выразительности  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Работа с текстом.  Читают теорию.  Отмечают на полях «+» и «-«.  
  
  (автор использует этот стиль, чтобы передать свои мысли и чувства)  
  
  
  
  
  Работают с текстом.  
  Читают стихотворение.  Отвечают на вопросы  Исследуют выразительные средства языка.  Автор словесно нарисовал картины весеннего леса, природы, просыпающейся от зимнего сна, появления ландыша. Автор восхищается, наслаждается, радуется, любуется.    Олицетворение – разбуженный лес, метафора – бутоны ландыша – колокольчики весны, оксюморон – счастливая тоска, эпитет – нетронутая глушь. );  
  Работают в парах  Определяют тему, тип речи  Делают самостоятельно вывод, что тема и тип речи одинаковые.  Стили речи – разные.  Тема – описание природного явления – радуги. Тип речи двух текстов – описание. Первый текст художественного стиля, второй – научного.    Учащиеся, если есть необходимость, дополняют или исправляют ответ одноклассника  (Эпитеты – строгий, стройный вид, державное теченье, пустынных улиц…)  (взаимооценка)  -Оцените ответы по устной работе    Выставляют оценку на полях карандашом.  
  
  
  
 |  Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)  Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)  
  Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)  Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)  Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)  
     
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)  Контроль, коррекция, оценка | 
  |  логические размышления, беседа)    -Вновь обращаю внимание на слова Д.С. Лихачева, которые мы обсуждали в начале урока:  Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, любите его, и вам откроется мир безграничных радостей.  из письма Д.С. Лихачева  -Как вы думаете, это язык художественной литературы? Поясните свой ответ.  
  - Исследование какой темы вели на уроке?  - Где можно применить новые знания?  
  
  
  
  IХ. Рефлексия.  Цель этапа: осознание детьми способа преодоления затруднения и самостоятельная оценка полученных результатов самостоятельной работы.    (логические размышления, беседа)    -Ребята, поставьте итоговую оценку, которую заработали на уроке.    -Кто из вас отлично справлялся с заданиями?    -Какие трудности испытали на уроке?  -Кто из вас сегодня сможет еще раз своим товарищам объяснить, что же отличает язык художественной литературы?  -Закрепить открытые знания предлагаю и в домашней работе, которое выберете по желанию:  Язык художественной литературы.     | особенности | запиши свои ответы |   | 1.средство | 
 |   | 2.сфера | 
 |   | 3.форма | 
 |   | 4.лексика | 
 |   | 5.синтаксис | 
 |   
    Выпиши отрывки из произведений художественной литературы (5-6 предложений), определи особенности.  
    Напиши сочинение-миниатюру «Родной язык», используя художественную лексику.    
  
  
 |  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  (Да, художественный стиль. Присутствуют особенности, о которых мы сегодня говорили.)  
  
  
  
  
  
  
  Считают средний балл.  
  
  
  
  Анализируют свою работу через самооценку. |  Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)  Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)  Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |