(поисковое чтение, наблюдение, работа в парах) -Обратите внимание: у вас на столах карточки с заданием. Выполните его в парах. задания | Текст 1 | Текст 2 | 1.прочитайте тексты | Памятка «Как сохранить родной язык». 1.говори грамотно, согласно нормам родного языка; 2.следи за изменениями, происходящими в различных разделах языкознания; 3.изучай научную, художественную литературу; 4.участвуй в лингвистических конференциях, конкурсах. | Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. И.С. Тургенев | 2.определите тему | | | 3.укажите характерные черты | | | 4.определите стиль речи | | | III. Выявление места и причин затруднения Цель этапа: Соотнести собственные действия на месте возникновения затруднения с ранее изученными способами и определить, какого именно умения не хватает для решения поставленной задачи. (логические размышления, беседа) -Выскажите свои гипотезы (от каждой пары работу представляет один учащийся). -Какие возникли трудности? -По какой причине они возникли? -Какие методы будем использовать, чтобы восполнить пробелы в знаниях? IV. Построение проекта выхода из затруднения. Цель этапа: формулирование задач деятельности и на их основе выбор модели и средств их реализации (поисковое чтение, наблюдение, работа в парах) -Как вы думаете, к кому обращается с речью И.С. Тургенев? -Какова структура этих предложений? -Что характерно для формы? -Назовите эпитеты, которые использует автор (первая пара) -Определите метафоры (вторая пара) -Проанализируйте порядок слов в предложении -Передает ли автор эмоции? Какие они? -Как вы думаете, из какой литературы был взят этот отрывок? (самостоятельная постановка темы, целеполагание) -Как бы вы определили тему нашего урока, что мы будем сегодня изучать? -Молодцы, ребята! Вы совершили настоящее открытие! -Запишите тему урока «Язык художественной литературы». -Какая учебная задача на сегодняшний урок? V. Реализация построенного проекта. Цель этапа: формирование учащимися новой модели действий, умения ее применять (изучающее чтение, наблюдение, самостоятельная работа, инсерт) -Поработайте самостоятельно с учебником. Прочитайте информацию на стр.55-56, отмечая на полях знаком «+» то, что мы уже проговорили, знаком «-» - факты, которые не озвучили. -Что вы отметили знаком «-»? Значит, вы отлично потрудились Физминутка. VI. Первичное закрепление. Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию -Для того, чтобы закрепить знания, которые открыли самостоятельно, предлагаю поработать с учебником: 1)упражнение 46 выполним все вместе по заданию в учебнике (Прочитайте выразительно стихотворение С. Маршака «Ландыш». Какую картину нарисовал автор? Какие чувства и мысли старался передать? Какие выразительные средства языка есть в этом тексте?) 2упражнение 47 по заданию в учебнике в парах Прочитайте и сравните два текста. Первый текст – стихотворение И. Бунина «Перед закатом набежало…». Второй – отрывок из научной статьи Ю. Дмитриева. Назовите тему, которая их объединяет. Определите тип речи, стиль каждого текста.) 3)упражнение 52 по заданию в учебнике в парах (Подготовьте выразительное чтение отрывка из произведения А.С.Пушкина «Медный всадник». Найдите эпитеты, помогающие автору создать величественный образ Петербурга | Читают тексты, выполняют задания в парах. Заполняют таблицу. Не смогли ответить на 3,4 пункты ко второму тексту. Недостаточно информации, не изучали этот материал. Наблюдения, анализа, вывода (ко всем, кто прочитает) (сложные, осложненные) (развернутость, образность ) (прекрасный язык, умелые руки, могущественное орудие) (язык – клад, достояние, орудие) (обратный порядок) да, он гордится языком, любит его, заботится о нем) (произведение, художественная литература) (сегодня будем изучать язык художественной литературы) (формулируют тему урока, учебную задачу) -узнать отличительные особенности языка художественной литературы -научиться определять в тексте отличительные черты языка художественной литературы, -находить средства выразительности Работа с текстом. Читают теорию. Отмечают на полях «+» и «-«. (автор использует этот стиль, чтобы передать свои мысли и чувства) Работают с текстом. Читают стихотворение. Отвечают на вопросы Исследуют выразительные средства языка. Автор словесно нарисовал картины весеннего леса, природы, просыпающейся от зимнего сна, появления ландыша. Автор восхищается, наслаждается, радуется, любуется. Олицетворение – разбуженный лес, метафора – бутоны ландыша – колокольчики весны, оксюморон – счастливая тоска, эпитет – нетронутая глушь. ); Работают в парах Определяют тему, тип речи Делают самостоятельно вывод, что тема и тип речи одинаковые. Стили речи – разные. Тема – описание природного явления – радуги. Тип речи двух текстов – описание. Первый текст художественного стиля, второй – научного. Учащиеся, если есть необходимость, дополняют или исправляют ответ одноклассника (Эпитеты – строгий, стройный вид, державное теченье, пустынных улиц…) (взаимооценка) -Оцените ответы по устной работе Выставляют оценку на полях карандашом. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Контроль, коррекция, оценка |
логические размышления, беседа) -Вновь обращаю внимание на слова Д.С. Лихачева, которые мы обсуждали в начале урока: Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, любите его, и вам откроется мир безграничных радостей. из письма Д.С. Лихачева -Как вы думаете, это язык художественной литературы? Поясните свой ответ. - Исследование какой темы вели на уроке? - Где можно применить новые знания? IХ. Рефлексия. Цель этапа: осознание детьми способа преодоления затруднения и самостоятельная оценка полученных результатов самостоятельной работы. (логические размышления, беседа) -Ребята, поставьте итоговую оценку, которую заработали на уроке. -Кто из вас отлично справлялся с заданиями? -Какие трудности испытали на уроке? -Кто из вас сегодня сможет еще раз своим товарищам объяснить, что же отличает язык художественной литературы? -Закрепить открытые знания предлагаю и в домашней работе, которое выберете по желанию: Язык художественной литературы. особенности | запиши свои ответы | 1.средство | | 2.сфера | | 3.форма | | 4.лексика | | 5.синтаксис | | Выпиши отрывки из произведений художественной литературы (5-6 предложений), определи особенности. Напиши сочинение-миниатюру «Родной язык», используя художественную лексику. | (Да, художественный стиль. Присутствуют особенности, о которых мы сегодня говорили.) Считают средний балл. Анализируют свою работу через самооценку. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |