Разработка урока по литературе посвящена басням И.А.Крылова. В процессе урока учащиеся кратко знакомятся с основными этапами жизни великого баснописца, вспоминают наиболее известные басни автора. Работа на уроке разнопланова, что позволяет разнообразить атмосферу учебного процесса. Школьники анализируют мораль каждой басни, особенности языка Крылова, представляют свои иллюстрации к произведениям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе "Басни И. Крылова" »
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Медногорска»
КОНСПЕКТ
УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 КЛАССЕ
по теме «Творчество И.А. Крылова»
Учитель: Бритвина Ирина Владимировна
Цели:
- обобщение знаний детей о баснях и творчестве И.А. Крылова;
- развитие интереса к творчеству баснописца;
- привитие моральных принципов поведения.
Наглядный материал:
- портрет И.А. Крылова;
- фотография памятника Крылову в Летнем Саду в Петербурге;
- выставка книг басен И.А. Крылова;
-словарь языка И.А.Крылова;
- диск- мульфильм «Ворона и Лисица»;
- аудиодиск с баснями «Листы и Корни», «Осел и соловей» в исполнении актеров;
- плакат иллюстрациями к басням И.А.Крылова;
- рисунки ребят к басням И.А. Крылова;
- карточки с моралью из басен;
-карточки с вопросами и ответами на заданные вопросы;
-жетоны
Форма работы: групповая (класс делится на три группы)
Предварительные задания детям к уроку:
1. Прочитать следующие басни и выписать мораль каждой:
«Тришкин Кафтан»,«Слон и Моська»,«Ворона и Лисица»,«Лебедь, Щука и Рак»,«Квартет»,«Две бочки»,«Водопад и ручей»,«Стрекоза и Муравей»,«Мартышка и очки»,«Зеркало и Обезьяна»,«Волк на псарне»,«Волк и Ягнёнок»
2. Нарисовать иллюстрацию к понравившейся басне.
На доске – эпиграфы:
1. « Люблю, где случай есть, пороки пощипать» (И.А. Крылов)
2. «Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего русского народа».( В.Г.Белинский)
ХОД УРОКА:
1. Вступительное слово Учителя:
Крылов говорил: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».
Ребята, мы с вами несколько уроков изучали творчество и басни И.А.Крылова, великого русского баснописца, творчество которого уже более 200 лет интересно, увлекательно и познавательно для читателя.
- Дети! Сегодня наша с вами задача – показать, насколько хорошо мы изучили творчество И.А. Крылова, проявить смекалку и творческие способности.
Сегодня у нас необычный урок, сегодня у нас праздник. Вы спросите: «Почему?» Потому что мы встречаемся с очень интересными книгами и произведениями. А встреча с книгами – всегда праздник.
- В Петербурге в Летнем саду стоит памятник – сидит человек с грустным лицом, смотрит вдаль, а на постаменте вокруг него – лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные: ну конечно же, это Иван Андреевич Крылов и герои его басен! (обращение внимания детей на репродукцию памятника на доске).
2.Сообщение о памятнике ( делает сообщение подготовленный ученик)
1) Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве. Отец его, Андрей Прохорович, был бедным армейским офицером. Жизнь Крылова сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Семья постоянно переезжала с места на место. В 1775 году отец Крылова, оставив военную службу, жил в городе Твери и стал мелким государственным служащим. Малолетний Крылов обучался французскому языку и другим наукам вместе с детьми тверского губернатора, который пускал Ваню в дом из милости. На десятом году жизни Крылов остался без отца и, чтобы поддержать семейство ему пришлось много работать.
2) В 36 лет Иван Андреевич Крылов начал писать басни, принесшие ему громкую славу. Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно их исправить. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней Крылова – значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.
Учитель:
- Басни И.А. Крылова. Кто же их не знает? Про Ворону и Лисицу, про Стрекозу и Муравья, про Волка на псарне. А что такое басня, знаете?
(Ответы детей).
Басни – это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, деревья, вещи, а подразумеваются под ними люди, говорится о
жизни.
Итак, повторим ещё раз, что такое басня и из каких элементов она состоит.
БАСНЯ – краткий рассказ нравоучительного характера. В баснях используется аллегория (иносказание). Персонажей обычно бывает немного – два или три. Автор рассказывает о событии и подводит итоги, т.е. формулирует мораль.
Басня – это литературный жанр, который берёт своё начало в далёком прошлом. Родоначальником басенного искусства принято считать древнегреческого поэта-философа и мудреца Эзопа. Во Франции прославился в этом жанре Лафонтен, в Германии – Лессинг, в России – Майков, Сумароков, Ломоносов и другие.
Басня состоит из двух частей: рассказа и морали.
Басня может быть написана и прозой, также её героями могут быть и люди.
И.А. Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей он представлял в образах птиц, зверей, растений. Обобщения в баснях глубоки, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливаем жизненный опыт. Фразы из его басен давно вошли в нашу речь как пословицы и крылатые выражения.
(Сообщение о крылатых фразах и выражениях)
4. Литературное состязание (работа в группах)
Учитель:
-А теперь узнаем, насколько вы хорошо знаете басни.
Вопросы к литературному состязанию:
1. «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна: да только всё не впрок. И в сердце льстец всегда отыщет уголок». В какой басне звучат эти слова? (Ворона и Лисица).
2. У кого к зиме под кустом «Был готов и стол, и дом»? (У Муравья).
3. Перечислите героев басни, которые вздумали играть квартет. (Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да Косолапый Мишка).
4. За кем по улицам «толпа зевак ходила»? (за Слоном).
5. Кто попал ночью на псарню, думая попасть в овчарню? (Волк).
6. Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга «не боясь греха»? (Кукушка и Петух).
7. Послушайте фрагмент одной из басен и угадайте название:
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питьё моё с песком и илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву!». (Волк и Ягнёнок).
4.Решение творческих заданий.
Учитель:
- А теперь, поработаем в своей группе
На доске вывешен плакат с иллюстрациями к басням под номерами, ребята на листочках должны проставить номера к соответствующим басням.(ответы на карточках)
5.Задание "Кто быстрее закончит фразу":
Продолжите фразу:
-Ай, Моська! Знать, она сильна…/ что лает на Слона.
-Ворона каркнула во всё воронье горло…/ сыр выпал, с ним была плутовка…
-А вы, друзья, как ни садитесь…/ всё в музыканты не годитесь.
-Когда в товарищах согласья нет…/ на лад их дело не пойдёт.
-Когда бы вверх могла поднять ты рыло…/ тебе бы видно было…
-А Васька…/ слушает да ест.
-За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха…/ за то, что хвалит он…
-У сильного…/ всегда бессильный виноват.
-Ты всё пела. Это дело…/ так поди же попляши.
-Невежда также в ослепленье…/ бранит науки и ученья и все учёные труды…
6.Работа с карточками (первая и вторая части перемешиваются и ребята должны их сложить)
«Кумушка мне странно это: Да работала ль ты в лето?
«Стрекоза и муравей»
«Соседка, перестань срамиться….-тебе ль с Слоном возиться?
«Слон и Моська»
«Приятель, дорогой, здорово! Где ты был?»
«Любопытный»
«Голубушка ,как хороша…Ну что за шейка, что за глазки…»
«Ворона и лисица»
«Ахти, ребята вор!» -и вмиг ворота на запор
«Волк на псарне»
«Да ,полно, знаешь ли ты эту, свет, работу?»
«Щука и кот»
«Ах , ты обжора! Ах, злодей!»
«Кот и повар»
«Не странно ль это? Ты так мал, водой так беден»
«Водопад и ручей»
«Тебя, мой куманек, век слушать я готова»
«Кукушка и петух»
«А вы ,друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь»
«Квартет»
7.Допишите название басни (каждой группе выдаются листки), кто быстрее
«Лягушка и __________»
«Волк на_________________»
«_____________и ягненок»
«Кот и________________»
Свинья под____________»
«___________кафтан»
«Щука и ___________»
«Ворона и ____________»
«Волк и ________________»
«Две________________»
1
8.В какой басне такая мораль?(ребята от каждой группы задают вопросы оппонентам)
«Вперед чужой беде не смейся, Голубок!»
«Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
«Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука».
«Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник: И дело не пойдет на лад».
«Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться За дело просто взяться».
«Чиж и голубь»
«Ворона и лисица»
«Лебедь, Щука и Рак»
«Щука и кот»
«Ларчик»
7.Чтение басен от каждой группы по одному из участников с объяснениями (мораль, о чем учит эта басня)
8.Прослушивание аудиодиска с баснями «Листы и корни», «Осел и соловей»
9. Конкретизация знаний.
Вопросы и задания:
1.Какую басню вы впервые услышали в своей жизни? Кто её автор?
2. В школе вы уже познакомились с текстами басен И.А. Крылова. Расскажите с какими.
3. Чем басни помогают нам? (Высмеивают недостатки людей, помогают узнавать жизнь и ориентироваться в ней)
4. А в чём разница между юмором и сатирой? (Юмор – доброе подшучивание, а сатира – злостное высмеивание недостатков).
- В баснях всегда есть мораль. А вы знаете, что это такое? (ответы детей)
(Раздать листочки с баснями, ребята выделяют в них мораль)
Учитель:
Мораль – это поучение, совет. В морали всегда осуждаются глупые или плохие поступки. Сейчас мы проверим, как вы умеете соотносить басню и мораль, которую она содержит.
Учитель:
- Басни не только читают, они нашли своё отражение и в искусстве. Сейчас мы посмотрим инсценировку басен Крылова в исполнении ребят.
Инсценировка басни «Волк и ягненок».
Анализ басни:
1. Выделите мораль басни, в чем она заключается?
2. Можно ли сказать, что автор осуждает волка?
3. Какая интонация звучит в реплике ягненка (отчаяние, беспомощность, )
4. Актуальна ли мораль басни в наше время?
5. Чему вас научила эта басня?
Обращение к ребятам:
После просмотра выступлений проводится обсуждение:
- Ребята, инсценировка вам понравилась?
- Удалось ли артистам передать характер героев?
- Выступление кого из ребят вам больше всего понравилось? Почему?
7.Просмотр мультфильма «Ворона и лисица»
Анализ басни:
1. Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чём её смысл?
2. Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? («Лисицу сыр пленил»)
3. Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково её поведение? (использует лесть, хвалебные речи. «Вертит хвостом…и говорит так сладко, чуть дыша…»).
4. В чём заключается глупость вороны? (у неё преувеличенное самомнение. Она оказалась падкой на сладкую лесть («вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье спёрло».
5. Можно ли сказать, что Лисица издевается над вороной? (Лисица преследует цель, хочет любыми путями получить сыр. Ворона же принимает похвалы как вполне заслуженные, думает, что всё сказанное Лисицей – правда).
6. В чём смысл басни? (нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать свои способности, возможности).
7. Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня?
8. Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи?
Вывод: И.А. Крылов даёт возможность понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддаётся лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна и приятна, но очень опасна («…лесть гнусна, вредна»).
9. Подведение итогов.
Учитель:- Ребята, заинтересовали ли вас творчество И.А. Крылова?
Посмотрите выставку книг Крылова. Мы сегодня поговорили только о малой доле его творчества. Если у вас возникло желание, вы можете взять любую книгу и прочитать её.
Ребята, нам необходимо подытожить , изучив басни И.А.Крылова, какие черты характера нам чужды, либо мы должны с ними бороться, а какие мы должны в себе развивать?(Ответы детей: нам чужды лесть, обман ,хвастовство, жестокость, двуличие, высокомерие, а в себе нужно развивать доброту, взаимопомощь, честность, взаимовыручку и т.д.)
Вывод:
Каждый человек, считающий себя образованным должен знать и учиться у И.А. Крылова. Крылов смог расширить возможности басенного жанра, возвысил басню, довёл её до совершенства.
Хочется закончить урок словами В.Г.Белинского, что записаны у нас на доске : «Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего русского народа»
Учитель:
(- Вы сегодня активно участвовали в нашем уроке-празднике, всем спасибо)
(подсчет какая группа набрала больше жетонов ,выставление оценок)