kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Произведения о Великой Отечественной войне".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок литературы в 8 классе на тему "Произведения о Великой Отечественной войне".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Произведения о Великой Отечественной войне".»

Открытый урок по литературе в 8 классе на тему

«Произведения о Великой Отечественной войне».

Цели: а) Дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны б) Показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя в) Развивать познавательные способности учащихся, а также коммуникативные и информационные компетентности г) Воспитывать чувство патриотизма и гордость, за страну и её народ.

Задачи:

познакомить учащихся с лирическим и песенным творчеством поэтов военной и послевоенной поры;

развивать умение выделять главное в лекционном материале, развивать речь учащихся, прививать навыки выразительного чтения наизусть, расширять кругозор учащихся;

воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине, интерес к поэтическому творчеству, посвящённому ВОВ

Методические приёмы: рассказ учителя, сообщения учеников, выразительное чтение, беседа по вопросам, прослушивание аудиозаписей, видеозаписей.

Оборудование: записи военных лет; поэтические сборники; портреты поэтов; репродукции картин: А. Дейнека «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», И. Тоидзе (плакат) «Родина-мать зовёт!», А.Никич «Военные корреспонденты», А. Пластов «Фашист пролетел».

Эпиграф:

«Слово может согреть, окрылить и спасти…» Эдуард Асадов.

«Кто сказал, что надо бросить

Песни на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне!» Василий Лебедев-Кумач

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята! Сегодня у нас урок необычный. Мы проводим его в эти славные майские дни. Прошу сейчас прослушать аудиозапись стихотворения и видеозапись песни и определить тему сегодняшнего урока.

Учитель: Прошу вас определить тему урока….. Как вы думаете, какого цель нашего урока?

Цель нашего урока – понять ту боль, что перенёс мир в годы Великой Отечественной войны; вспомнить славных поэтов этого времени, выстоявших, вселявших надежду в народ; выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и её роль в грозные годы.

- Эпиграфом урока возьмем слова

«Слово может согреть, окрылить и спасти…» Эдуард Асадов.

«Кто сказал, что надо бросить

Песни на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне!» Василий Лебедев-Кумач

Ребята, в конце урока вы должны ответить на проблемный вопрос «Война ужасна… Но только из-за нее начинают понимать, чего стоит мир и зачем его надо беречь…»

Учитель: Ребята! Многие из вас получили творческие задания к сегодняшнему уроку: некоторые ребята подготовили сообщения, а другие ребята нам прочитают выразительно стихотворения на военную тему. Вы разделились на две команды: команда мальчиков «Разведчики», капитан команды…. И команда девочек «Катюша», капитан команды… В течении урока одна команда будет оценивать выступление каждого участника другой команды по 5 бальной системе, сообща, у вас есть для этого веера. Эти баллы с учетом результатов викторины будут выставлены в журнал. Надеюсь на ваши справедливые оценки.

Учитель:

- Ребята, как вы думаете, сколько писателей и поэтов сражались на фронте? (Свыше 2-х тысяч писателей и поэтов ушли на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяя со всем народом страдания, опасности и лишения тех страшных дней.)

-Какую роль играла поэзия в те суровые годы? (Стихи и песни звали на бой с фашистами, укрепляли мужество защитников. Поэзия занимала огромное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, помогала переносить испытания, то есть помогала людям жить.)

Учитель: Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет.

Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

Сейчас мы послушаем стихотворения о войне.

Сабрина:

А знаешь, кому мы обязаны жизнью,

За то, что свободно и мирно живем.

Тем, кто, собой защищая Отчизну,

О будущем думал твоем и моем.

О том, как фашистов изгонят –

Россия сынами сильна.

О том, как знамена приклонят

Враги у стен Золотого Кремля.

Данил:

Шел год сорок первый. Мое поколение

Разбилось на взводы и на отделения,

Под стон матерей обживало теплушки,

Грузя на платформы снаряды и пушки.

С востока на запад стучали колеса,

И бомбы из «юнкерсов» падали косо,

И рваное небо во весь горизонт…

В те дни мы вот так добирались на фронт

Мне жалко ребят, о сраженьях мечтавших,

И в самом начале под бомбы попавших,

И голову честно сложивших свою,

По праву зачисленных к павшим в бою.

Как хорошо, что нет сейчас войны.

Ильгиз:

Живем под мирным, чистым небом.

Смеются дети, на земле растут цветы,

И солнце яркое над ними светит.

А помнишь, в те годы грозовые

Рвались снаряды, голод нас морил,

Дыханье смерти ощущали наши плечи,

Но верили мы в то, что победим.

К победе приближались шаг за шагом,

Гоня с земли родной врага.

И знамя водрузили над Рейхстагом,

А это значило – окончена война.

Учитель:

От песни сердцу было тесно:

Она вела на смертный бой,

Чтобы громить врага под эту песню,

Защищая Родину собой!

Ильвина:

Война и песня… Что может быть общего между ними. Казалось бы тяготы военного времени не оставляют места для песен. И тем не менее песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою, она вдохновляла бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники, поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

Учитель: Поэзия надела военную шинель с первых дней войны. Уже на третий день по всей стране как призыв прозвучала песня Лебедева-Кумача «Священная война»… Автором музыки был А. Александров.

( Аудиозапись 1-й куплет «Священной войны» ).

Саликова Алина (под фон песни…)

«Священная война» — это трагическая песня, ставшая неким патриотическим призывом советских граждан для противостояния силам фашистской армии. Её по праву считают гимном Великой Отечественной войны, ведь именно она вдохновляла и поддерживала моральный дух советских солдат от начала и до конца этого поистине страшного для человека времени.

Появление песни «Священная война» условно делится на два отдельных этапа. Первым этапом считается 24 июня 1941 года. В этот день в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст будущей песни, автором которого был Василий Иванович Лебедев-Кумач, являющийся поэтом СССР. Второй же этап осуществил народный артист СССР Александр Васильевич Александров. Он буквально сразу же написал музыку на слова Лебедева-Кумача, а уже 26 июня песня «Священная война» была впервые исполнена Краснознамённым ансамблем песни и пляски СССР, руководителем которого и являлся Александров, на Белорусском вокзале в городе Москве.

Учитель: С этой песней родные и друзья провожали солдат на смертный бой с фашистами. Слова этой песни звучали почти как воинская присяга.

- Почему война названа «священной» и «народной»?

(Эта война за правое дело, за свою родину. Она ещё народная, потому что объединяет устремления всего народа, «священная» – потому что защита Отечества, своей семьи – святой долг каждого человека.)

Учитель: Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому, которого называют “Соловьиным чудом России”. Он написал немало стихотворений и поэм, но всенародную любовь и известность он обрёл как поэт-песенник.

Миллионы людей пели песни, даже не зная имени автора, например: «Дан приказ ему на запад…», «В лесу фронтовом…», «Враги сожгли родную хату…».

Давайте сейчас прослушаем выразительное чтение стихотворения Михаила Исаковского «Враги сожгли родную хату…»

Усман:

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток двух дорог,

Нашел солдат в широком поле

Травой заросший бугорок.

Стоит солдат — и словно комья

Застряли в горле у него.

Сказал солдат. «Встречай, Прасковья,

Героя — мужа своего.

Готовь для гостя угощенье,

Накрой в избе широкий стол.

Свой день, свой праздник возвращенья

К тебе я праздновать пришел…"

Никто солдату не ответил,

Никто его не повстречал,

И только теплый летний ветер

Траву могильную качал.

Динар:

Вздохнул солдат, ремень поправил,

Раскрыл мешок походный свой,

Бутылку горькую поставил

На серый камень гробовой:

«Не осуждай меня, Прасковья,

Что я пришел к тебе такой:

Хотел я выпить за здоровье,

А должен пить за упокой.

Сойдутся вновь друзья, подружки,

Но не сойтись вовеки нам…"

И пил солдат из медной кружки

Вино с печалью пополам.

Он пил — солдат, слуга народа,

И с болью в сердце говорил:

«Я шел к тебе четыре года,

Я три державы покорил…»

Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза несбывшихся надежд,

И на груди его светилась

Медаль за город Будапешт.

Учитель:

- О чём говорится в этой песне? ( Эта песня о солдате-победителе, вернувшемся в родное село, но пафос песни трагический: прошагавший пол-Европы солдат находит на месте своего дома пепел и могилу любимой на кладбище у околицы… Потрясение воина-победителя огромно.)

Учитель: Из-за школьной парты ушёл добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава. Был ранен, затем мобилизован. Многие песни Окуджавы – о Великой Отечественной войне: «Король», «Песня о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики…».

Выразительно расскажет нам стихотворение Булата Окуджавы «Песенка о пехоте» Азалия.

Азалия «Песенка о пехоте»:

Простите пехоте,

что так неразумна бывает она:

всегда мы уходим,

когда над Землею бушует весна.

И шагом неверным

по лестничке шаткой

спасения нет.

Лишь белые вербы,

как белые сестры глядят тебе вслед.

Не верьте погоде,

когда затяжные дожди она льет.

Не верьте пехоте,

когда она бравые песни поет.

Не верьте, не верьте,

когда по садам закричат соловьи:

у жизни и смерти

еще не окончены счеты свои.

Нас время учило:

живи по-походному, дверь отворя.

Товарищ мужчина,

а все же заманчива доля твоя:

весь век ты в походе,

и только одно отрывает от сна:

куда ж мы уходим,

когда над землею бушует весна?

Учитель: Какова тема этого стихотворения? (Тема высокого призвания мужчины защищать свою землю)

Учитель: Стихотворение «Жди меня» давно стало легендарным. Оно стало самым известным и любимым в советской военной поэзии. Стихотворение было написано Константином Симоновым в июле 1941 года.

Уразова Алина:

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Учитель: Следующий известный татарский поэт военных лет – Муса Джалиль. Он знал войну «изнутри». Муса Джалиль создал цикл стихов в моабитской тюрьме в Берлине. Это 115 стихотворений, написанных в заточении. Был казнен в 1944 году. В тяжёлые годы войны им было написано много стихотворений: «Красная ромашка», «Варварство» и др.

Стихотворение «Варварство» на русском и татарском языках нам сейчас прочтет заведующая школой Урамаева Наджия Мухамедчановна.

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных… Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня…

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз…

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг,—

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной.

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо…

— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? —

И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

— Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.—

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой,

О, сколько слез, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей…

Учитель: О чем это стихотворение?

(обращение к стране, всему народу, поднявшемуся на смертный бой с неправдой. Поэт призывает проклятья на голову убийц, карателей, захватчиков. Две завершающие строки о том, чего нельзя позабыть: кровь детей, кровь матерей.)

Учитель: В 1963 году дагестанский поэт Расул Гамзатов посетил памятник, скорбящая мать и семь улетающих птиц. Под впечатлением от этой истории он написал стихотворение «Журавли». На своем родном языке, по-аварски. Перевод стихотворения на русский сделал Наум Гребнев, известный переводчик восточной поэзии. Этот перевод всем нам знаком.

Песню «Журавли» нам сейчас исполнит директор сельского дома культуры Баймуратова Алсу Абдулхатимовна.

Учитель: Сегодня, ребята, мы лишь прикоснулись к теме “Поэзия войны”, так как поэтов, выразивших боль происходящего в 1941-1945 годах, более тысячи. Я советую вам дополнительно почитать стихи Б.Окуджава, М. Исаковского, А. Фатьянова, К. Симонова, М.Джалиля.

По данным энциклопедии “Великая Отечественная война” 470 писателей с войны не вернулись.

После войны, оставив большой след в поэзии о ВОв, ушли от нас поэты:

Юлия Владимировна Друнина, Александр Трифонович Твардовский, Расул Гамзатов, Владимир Высоцкий и др.

Учитель: А теперь я попрошу команды озвучить и показать оценки…

Викторина:

1.Угадай мелодию…. Песни военных лет.

1) Смуглянка

2) Три танкиста

3) В землянке

4) Бери шинель

5) На позиции девушка, провожала бойца

6) Потому что мы пилоты

2. Итак, мы переходим ко второму КОНКУРСУ «ВСПОМНИ ФИЛЬМ».

3. Мы переходим к третьему КОНКУРСУ «СПОЕМТЕ, ДРУЗЬЯ».

Учитель: А тема этого конкурса песня «Катюша», самая популярная песня Исаковского. Стихотворение было написано в 1938 году.

Учитель: Об истории создания песни «Катюша»» нам расскажет Ильяр.

Ильяр: Самой популярной песней Исаковского стала «Катюша». Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году. Конец тридцатых годов. Сгущаются тучи над нашими западными границами. Становится ясно, что, защищая родную землю, вот-вот примет на себя первый удар воин-пограничник. О пограничниках в эти годы М. Исаковский пишет несколько стихотворений, но всенародно любимой песней стала именно «Катюша». Почему? Скорее всего, потому, что в ней оказались счастливо сплавлены лучшие песенные качества – музыкальность стиха и простота сюжета, близкого и понятного многим: обращение девушки к возлюбленному, полное любви к нему, заботы о нем.

4. КОНКУРС капитанов «ГОРОДА – ГЕРОИ». Каждая из команд должна вспомнить и записать как можно больше названий городов-героев.

Итог урока

Ребята, в конце урока вы должны были ответить на проблемный вопрос «Война ужасна… Но только из-за нее начинают понимать, чего стоит мир и зачем его надо беречь…» Что вы думаете по этому поводу….

- Какое впечатление осталось у вас от урока?

- Каким чувством пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне? ( Песни о войне пронизаны чувством единения: людей объединяла и любовь, и утраты, и дорога, и природа, а также чувство жажды справедливого отмщения).

Домашнее задание.

Написать мини-сочинение на тему «Любимая песня, любимое стихотворение, посвященное Великой Отечественной войне».

Выставление оценок.

11 мая 2022 г.














































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Произведения о Великой Отечественной войне".

Автор: Урамаева Альбина Бикмухаметовна

Дата: 23.05.2022

Номер свидетельства: 607794

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Поэзия Великой Отечественной войны "
    ["seo_title"] => string(40) "poeziia-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "165341"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422799138"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Тема урока: " Красота и правда песен о Великой Отечественной войне""
    ["seo_title"] => string(72) "tiema-uroka-krasota-i-pravda-piesien-o-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "294528"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455650766"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Поэты о Великой Отечественной  войне (1941-1945 г.г.). А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»."
    ["seo_title"] => string(90) "poety-o-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie-1941-1945-gh-gh-a-t-tvardovskii-rasskaz-tankista"
    ["file_id"] => string(6) "306398"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458124006"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) ""Песни Великой Отечественной войны". Конспект занятия по музыке "
    ["seo_title"] => string(70) "piesni-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-konspiekt-zaniatiia-po-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "231355"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442479251"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Литературно-музыкальная композиция "Советская культура периода Великой Отечественной войны""
    ["seo_title"] => string(101) "litieraturno-muzykal-naia-kompozitsiia-sovietskaia-kul-tura-pierioda-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "319698"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460919137"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства