kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: " Красота и правда песен о Великой Отечественной войне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №54»

Тема урока:

« Красота и правда песен о Великой Отечественной войне»

( 7  класс)

Составила:

учитель музыки

Третьякова Наталья

Александровна

2016г.

г.Курск

Цель урока: показать как в произведениях искусства (музыке, литературе, живописи) изображена сила и мощь советского народа, победившего фашизм; почувствовать особенности драматургии музыкальных произведений о войне; любовь к патриотической военной музыке нашего народа.

Оборудование: баян, музыкальный центр, репродукции картин А. А. Дейнеки и И.Х. Тоидзе, выставка сборников песен о войне, плакат «Песни  Великой Отечественной войны в иллюстрациях».

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

- Ребята, начиная с этого урока, мы будем обращаться к теме войны в произведениях разных авторов. Тему войны затрагивали наши художники в своих произведениях, «(показ на доске репродукций « Родина – мать зовёт» Тоидзе, « Оборона города Москвы» А.А. Дейнеки). Ну а песни Великой Отечественной войны занимают особое место в советском музыкальном творчестве (познакомить ребят с выставкой сборников песен о войне). Написанные в годы тяжёлых испытаний, разные по своей манере, они наполняли нашу жизнь, звали весь народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателем как памятники истории, овеянные романтикой героизма всего советского народа. Они не утрачивают своего эстетического воздействия, трогая сердца величием подвига.

В своих воспоминаньях – мемуарах маршал Советского Союза И.Х. Багромян отмечал: « У народа слабого духом не могли родиться такие песни: песни – призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее наших детей, счастье и цивилизацию мира…и всегда песня достигала своей благородной цели: звуки её и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали её своей родной, кровной помощницей».

Сохранился черновик неопубликованной статьи композитора А. Александрова « Как вошла в мою жизнь Отечественная война». Александр Васильевич писал: « Внезапное нападение вероломного врага на нашу Советскую Родину вызвало у меня, как и у всех советских людей, чувство возмущения и гнева…С первых же дней принялся со святым искренним чувством за создание собственного оружия, которым лучше всего владею – песни…».

Созданные в годы войны произведения являют собой образцы творчества, наполненные огненным дыханием эпохи, подлинным новаторским устремлением и жанровым многообразием.

Среди музыкальных произведений Александрова есть песня, которую по силе духа можно поставить в ряд лучших произведений эпохи Великой Отечественной войны. Назовите эту песню? ( « Священная война »).

О том как появилась и прозвучала эта песня нам расскажет Дурнев Александр.

Проверка творческого домашнего задания :

 Ученик: О том, какое впечатление произвела песня при первом её исполнении, вспоминал поэт – очевидец А. Сурков: « Это было в начале июля 1941 года в Москве на Белорусском вокзале. Продымленный махоркой вокзал… Эшелоны уходят на фронт… Заунывно перекликаются паровозные гудки… В зале ожидания Краснознамённый ансамбль даёт концерт отбывающим воинским частям.

Солдаты и офицеры в походном снаряжении расположились на скамьях и чемоданах. Суровые лица. Сдвинутые брови. В глазах – тревога за Родину, за покинутый любимый дом… И вот подымается рука руководителя ансамбля – профессора Александрова. Как воинская присяга звучит песня. Как клятва воинов: драться до последней капли крови, до последнего дыхания. И все бойцы как один поднимаются с мест. Стоя, слушает воинская часть эту песню. Песня утихла, но зал требует повторения. Пять раз повторяет ансамбль « Священную войну» в благоговейной тишине, и по окончании её « ярость благородная» наполняет до краёв сердца бойцов и командиров, едущих на запад, чтобы громить врагов».

Звучит фрагмент песни « Священная война» ( муз. центр)

Учитель: Подлинной вершиной советской песенной лирики можно назвать песню « Вечер на рейде» В. Соловьёго – Седого на слова А. Чуркина.

Ученик:

Написанная в первые месяцы войны, песня  « Вечер на рейде» претерпела нелёгкую борьбу за своё существование. Многие музыканты её не приняли: мол, « такая песня в дни кровопролитной войны не нужна».

Только весной 1942 года на фронте, после настоятельной просьбы бойцов сыграть что – нибудь « для души», В. Соловьёв – Седой решил попробовать эту мечтательно – грустную песню. « Я запел – вспоминает композитор, - « Прощай, любимый город…». Бойцы в землянках, их было человек тридцать – сорок, со второго куплета начали мне подпевать. И я почувствовал, что песня понравилась, что она дошла до сердец…». Сегодня её исполняют во всех концах нашей страны и за рубежом.

Звучит фрагмент песни « Вечер на рейде».( муз.центр)

Учитель: Многообразен мир песен фронтового быта: « В лесу прифронтовом», « Тёмная ночь», незатухающий « Огонёк» и конечно песня  «В землянке» музыка К. Листова.

Ученик: Многие фронтовые песни были рождены самой жизнью. Однажды поэт Алексей Сурков, выходя из вражеского окружения, попал… на минное поле. Это было действительно « до смерти четыре шага», даже меньше. После всех испытаний написал жене письмо и сочинил ей на память стихи, которые стали любимой народом песней « В землянке». Основанное на пережитом душевное состояние поэта, располагающее к полной доверительности, нашло верное воплощение в музыке композитора К.Листова.

Звучит фрагмент песни « В землянке».(муз.центр)

Учитель: Ребята, интересна судьба песни « Дороги» муз. А. Новикова, как бы подытожившей события военных лет. Авторам была заказана песня  «Весна победная». Композитор А. Новиков и поэт Л. Ошанин создали удивительно тёплую и сердечную песню – раздумье, воспоминанье о пройденных путях – дорогах, об оставшихся на поле боя. Миллионы  фронтовиков и тружеников тыла приняли её как свою.

Ученик: Песня « Дороги»  А. Новикова и Л. Ошанина была написана сразу после  войны. Поэт Л. Ошанин вспоминал о своей  работе с композитором А. Новиковым: « В 1945г. « Ансамбль песни и пляски войск НКВД» обратился с просьбой написать одну или две песни для новой программы. Темы песен были загодя выбраны. Нас захватила тема, которая была сформулирована лаконично: « Под стук колёс», а в скобках было помечено:  « Солдаты едут на фронт». Такой песни ещё не было…Нас волновала тема ожидания боя, предчувствия его, готовности к нему. Песня должна была стать размышлением о том, что должно случиться и что случилось, о горечи потерь и о вере в победу. Такая песня, думалось нам, может быть написана только в 1945году с позиций знания всего, что произошло на войне».

Звучит песня « Дороги» (пение хором) (баян).

Учитель: А сейчас мы исполним известную песню на слова и музыку  А.Ножкина « Последний бой».

Звучит песня « Последний бой» (исполняют мальчики) ( баян).

Учитель: Также и творчество Фёдора Васильевича Гольцева тесно связано с Курской землёй, её людьми и народным творчеством. Он заслуженный работник культуры России, композитор, дирижёр, хормейстер, преподаватель Курского музыкального училища. В войну боец Гольцев становится руководителем военного ансамбля. Война. Сколько глубокого драматизма оставила она в сердце музыканта. Этот драматизм потом воплотился в героические и лирические произведения композитора. Одна из них песня «Здравствуй, Курск».

Звучит песня « Здравствуй, Курск» (исполнение хором, запев -  солисты, припев – все вместе) (баян).

Учитель: Очень много популярных песен о войне прозвучало в кинофильмах. Одна из волнующих, светлых, сердечных песен это песня  «Смуглянка» из к/ф. « В бой идут одни старики» муз. А. Новикова, слова Я. Шведова.

Звучит фонограмма песни « Смуглянка» (пение хором в ансамбле с учителем и танцевальная инсценировка – дуэт (мальчик и девочка)) (муз.центр).

Учитель: А сейчас мы посмотрим, знаете ли вы популярные и известные песни о войне.

Проведение музыкальной викторины « Песни войны»:

Звучат фрагменты песен (муз.центр):

1.« Тёмная ночь»

2.« Синий платочек»

3.« Майский вальс»

4.« На безымянной высоте»

5.« Пора в путь – дорогу»

6.« Песня о далёкой Родине»

7.« День Победы»

Учитель: События В.О.В. нашли отражение и в творчестве композиторов – классиков. И не вспомнить, не обратиться к музыке Д. Шостаковича просто невозможно (на доске портрет композитора).

В.О.В. застаёт композитора в родном Ленинграде, он не хочет уезжать, в форме пожарника дежурит по ночам на крыше дома, когда немецкие самолёты сбрасывают на город зажигательные бомбы. И пишет – пишет Седьмую симфонию, посвящая её героическому городу, зажатому в кольцо блокады. Седьмая симфония впервые была исполнена в марте 1942г. в Большом зале Ленинградской филармонии в дни напряжённейшей борьбы с врагом. «Страна, художники которой в эти суровые дни создают произведения бессмертной красоты и высокого духа – непобедима!» – писали тогда в зарубежной печати.

« Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию» - писал Шостакович.

Слушание 7 симфонии Д. Шостаковича,  « Эпизод нашествия» (фрагмент) (муз.центр).

Учитель: Что подсказывает симфония сердцу и уму человека через десятилетия после первого её исполнения? (ответы детей).

Итог урока:

Минули годы, десятилетия…Но и сейчас и ветераны и молодёжь с глубоким волнением обращаются к песням, помогавшим громить врага, песням, запечатлевшим пафос и величие огненных лет В.О.В.

Подошёл к концу наш урок  – своеобразная «музыкальная композиция», посвящённая Дню Победы, не только прославляющая силу победившего Советского государства, но и напоминающая о том, что в мире ещё неспокойно, мир нужно беречь и необходимо помнить замечательные песни опалённые войной – это наша светлая память.

Домашнее задание:

 подобрать стихи, картины на тему войны и победы.

Выход из класса под мелодию песни « День Победы».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: " Красота и правда песен о Великой Отечественной войне"»





МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №54»










Тема урока:

« Красота и правда песен о Великой Отечественной войне»

( 7 класс)











Составила:

учитель музыки

Третьякова Наталья

Александровна





















2016г.

Курск



Цель урока: показать как в произведениях искусства (музыке, литературе, живописи) изображена сила и мощь советского народа, победившего фашизм; почувствовать особенности драматургии музыкальных произведений о войне; любовь к патриотической военной музыке нашего народа.

Оборудование: баян, музыкальный центр, репродукции картин А. А. Дейнеки и И.Х. Тоидзе, выставка сборников песен о войне, плакат «Песни Великой Отечественной войны в иллюстрациях».


Ход урока:

Вступительное слово учителя:

- Ребята, начиная с этого урока, мы будем обращаться к теме войны в произведениях разных авторов. Тему войны затрагивали наши художники в своих произведениях, «(показ на доске репродукций « Родина – мать зовёт» Тоидзе, « Оборона города Москвы» А.А. Дейнеки). Ну а песни Великой Отечественной войны занимают особое место в советском музыкальном творчестве (познакомить ребят с выставкой сборников песен о войне). Написанные в годы тяжёлых испытаний, разные по своей манере, они наполняли нашу жизнь, звали весь народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателем как памятники истории, овеянные романтикой героизма всего советского народа. Они не утрачивают своего эстетического воздействия, трогая сердца величием подвига.

В своих воспоминаньях – мемуарах маршал Советского Союза И.Х. Багромян отмечал: « У народа слабого духом не могли родиться такие песни: песни – призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее наших детей, счастье и цивилизацию мира…и всегда песня достигала своей благородной цели: звуки её и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали её своей родной, кровной помощницей».

Сохранился черновик неопубликованной статьи композитора А. Александрова « Как вошла в мою жизнь Отечественная война». Александр Васильевич писал: « Внезапное нападение вероломного врага на нашу Советскую Родину вызвало у меня, как и у всех советских людей, чувство возмущения и гнева…С первых же дней принялся со святым искренним чувством за создание собственного оружия, которым лучше всего владею – песни…».

Созданные в годы войны произведения являют собой образцы творчества, наполненные огненным дыханием эпохи, подлинным новаторским устремлением и жанровым многообразием.

Среди музыкальных произведений Александрова есть песня, которую по силе духа можно поставить в ряд лучших произведений эпохи Великой Отечественной войны. Назовите эту песню? ( « Священная война »).

О том как появилась и прозвучала эта песня нам расскажет Дурнев Александр.

Проверка творческого домашнего задания :

Ученик: О том, какое впечатление произвела песня при первом её исполнении, вспоминал поэт – очевидец А. Сурков: « Это было в начале июля 1941 года в Москве на Белорусском вокзале. Продымленный махоркой вокзал… Эшелоны уходят на фронт… Заунывно перекликаются паровозные гудки… В зале ожидания Краснознамённый ансамбль даёт концерт отбывающим воинским частям.

Солдаты и офицеры в походном снаряжении расположились на скамьях и чемоданах. Суровые лица. Сдвинутые брови. В глазах – тревога за Родину, за покинутый любимый дом… И вот подымается рука руководителя ансамбля – профессора Александрова. Как воинская присяга звучит песня. Как клятва воинов: драться до последней капли крови, до последнего дыхания. И все бойцы как один поднимаются с мест. Стоя, слушает воинская часть эту песню. Песня утихла, но зал требует повторения. Пять раз повторяет ансамбль « Священную войну» в благоговейной тишине, и по окончании её « ярость благородная» наполняет до краёв сердца бойцов и командиров, едущих на запад, чтобы громить врагов».

Звучит фрагмент песни « Священная война» ( муз. центр)

Учитель: Подлинной вершиной советской песенной лирики можно назвать песню « Вечер на рейде» В. Соловьёго – Седого на слова А. Чуркина.

Ученик:

Написанная в первые месяцы войны, песня « Вечер на рейде» претерпела нелёгкую борьбу за своё существование. Многие музыканты её не приняли: мол, « такая песня в дни кровопролитной войны не нужна».

Только весной 1942 года на фронте, после настоятельной просьбы бойцов сыграть что – нибудь « для души», В. Соловьёв – Седой решил попробовать эту мечтательно – грустную песню. « Я запел – вспоминает композитор, - « Прощай, любимый город…». Бойцы в землянках, их было человек тридцать – сорок, со второго куплета начали мне подпевать. И я почувствовал , что песня понравилась, что она дошла до сердец…». Сегодня её исполняют во всех концах нашей страны и за рубежом.


Звучит фрагмент песни « Вечер на рейде».( муз.центр)

Учитель: Многообразен мир песен фронтового быта: « В лесу прифронтовом», « Тёмная ночь», незатухающий « Огонёк» и конечно песня «В землянке» музыка К. Листова.

Ученик: Многие фронтовые песни были рождены самой жизнью. Однажды поэт Алексей Сурков, выходя из вражеского окружения, попал… на минное поле. Это было действительно « до смерти четыре шага», даже меньше. После всех испытаний написал жене письмо и сочинил ей на память стихи, которые стали любимой народом песней « В землянке». Основанное на пережитом душевное состояние поэта, располагающее к полной доверительности, нашло верное воплощение в музыке композитора К.Листова.


Звучит фрагмент песни « В землянке».(муз.центр)


Учитель: Ребята, интересна судьба песни « Дороги» муз. А. Новикова, как бы подытожившей события военных лет. Авторам была заказана песня «Весна победная». Композитор А. Новиков и поэт Л. Ошанин создали удивительно тёплую и сердечную песню – раздумье, воспоминанье о пройденных путях – дорогах, об оставшихся на поле боя. Миллионы фронтовиков и тружеников тыла приняли её как свою.

Ученик: Песня « Дороги» А. Новикова и Л. Ошанина была написана сразу после войны. Поэт Л. Ошанин вспоминал о своей работе с композитором А. Новиковым: « В 1945г. « Ансамбль песни и пляски войск НКВД» обратился с просьбой написать одну или две песни для новой программы. Темы песен были загодя выбраны. Нас захватила тема, которая была сформулирована лаконично: « Под стук колёс», а в скобках было помечено: « Солдаты едут на фронт». Такой песни ещё не было…Нас волновала тема ожидания боя, предчувствия его, готовности к нему. Песня должна была стать размышлением о том, что должно случиться и что случилось, о горечи потерь и о вере в победу. Такая песня, думалось нам, может быть написана только в 1945году с позиций знания всего, что произошло на войне».

Звучит песня « Дороги» (пение хором) (баян).


Учитель: А сейчас мы исполним известную песню на слова и музыку А.Ножкина « Последний бой».


Звучит песня « Последний бой» (исполняют мальчики) ( баян).


Учитель: Также и творчество Фёдора Васильевича Гольцева тесно связано с Курской землёй, её людьми и народным творчеством. Он заслуженный работник культуры России, композитор, дирижёр, хормейстер, преподаватель Курского музыкального училища. В войну боец Гольцев становится руководителем военного ансамбля. Война. Сколько глубокого драматизма оставила она в сердце музыканта. Этот драматизм потом воплотился в героические и лирические произведения композитора. Одна из них песня «Здравствуй, Курск».


Звучит песня « Здравствуй, Курск» (исполнение хором, запев - солисты, припев – все вместе) (баян).


Учитель: Очень много популярных песен о войне прозвучало в кинофильмах. Одна из волнующих, светлых, сердечных песен это песня «Смуглянка» из к/ф. « В бой идут одни старики» муз. А. Новикова, слова Я. Шведова.


Звучит фонограмма песни « Смуглянка» (пение хором в ансамбле с учителем и танцевальная инсценировка – дуэт (мальчик и девочка)) (муз.центр).


Учитель: А сейчас мы посмотрим, знаете ли вы популярные и известные песни о войне.


Проведение музыкальной викторины « Песни войны»:


Звучат фрагменты песен (муз.центр):

  1. « Тёмная ночь»

  2. « Синий платочек»

  3. « Майский вальс»

  4. « На безымянной высоте»

  5. « Пора в путь – дорогу»

  6. « Песня о далёкой Родине»

  7. « День Победы»

Учитель: События В.О.В. нашли отражение и в творчестве композиторов – классиков. И не вспомнить, не обратиться к музыке Д. Шостаковича просто невозможно (на доске портрет композитора).

В.О.В. застаёт композитора в родном Ленинграде, он не хочет уезжать, в форме пожарника дежурит по ночам на крыше дома, когда немецкие самолёты сбрасывают на город зажигательные бомбы. И пишет – пишет Седьмую симфонию, посвящая её героическому городу, зажатому в кольцо блокады. Седьмая симфония впервые была исполнена в марте 1942г. в Большом зале Ленинградской филармонии в дни напряжённейшей борьбы с врагом. «Страна, художники которой в эти суровые дни создают произведения бессмертной красоты и высокого духа – непобедима!» – писали тогда в зарубежной печати.

« Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию» - писал Шостакович.

Слушание 7 симфонии Д. Шостаковича, « Эпизод нашествия» (фрагмент) (муз.центр).

Учитель: Что подсказывает симфония сердцу и уму человека через десятилетия после первого её исполнения? (ответы детей).

Итог урока:

Минули годы, десятилетия…Но и сейчас и ветераны и молодёжь с глубоким волнением обращаются к песням, помогавшим громить врага, песням, запечатлевшим пафос и величие огненных лет В.О.В.

Подошёл к концу наш урок – своеобразная «музыкальная композиция», посвящённая Дню Победы, не только прославляющая силу победившего Советского государства, но и напоминающая о том, что в мире ещё неспокойно, мир нужно беречь и необходимо помнить замечательные песни опалённые войной – это наша светлая память.


Домашнее задание:

подобрать стихи, картины на тему войны и победы.

Выход из класса под мелодию песни « День Победы».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Тема урока: " Красота и правда песен о Великой Отечественной войне"

Автор: Третьякова Наталья Александровна

Дата: 16.02.2016

Номер свидетельства: 294528

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Презентация к уроку музыки " Правда войны в музыке" "
    ["seo_title"] => string(53) "priezientatsiia-k-uroku-muzyki-pravda-voiny-v-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "107659"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403366188"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) ""Путешествие по дорогам войны" "
    ["seo_title"] => string(33) "putieshiestviie-po-dorogham-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "229926"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1441907779"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Мероприятие : "Путешествие по дорогам войны" "
    ["seo_title"] => string(48) "mieropriiatiie-putieshiestviie-po-dorogham-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "235272"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443637301"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства