Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945 г.г.). А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945 г.г.). А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
Учитель: Бекирова Эльзара Небиевна
Тема. Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945 г.г.). А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Цели:
Образовательные:
- дать представление о Великой Отечественной войне, жизни и ее восприятии детьми, отображенных в поэтических текстах;
- познакомить со стихотворением А.Т. Твардовского, посвящённое теме военного детства;
- повышать интерес к изучению русской истории через литературное произведение;
Развивающие:
- развивать познавательные способности учащихся;
- раскрывать творческий потенциал учащихся.
- развивать навыки анализа поэтического произведения;
- способствовать развитию связной речи, памяти, внимания.
Воспитательные:
- способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся;
- воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.
Тип урока: урок чтения и изучения произведения
Оборудование: портреты поэтов-фронтовиков, портрет А. Т. Твардовского и его семьи, выставка книг поэта, аудиозапись авторского чтения стихотворного текста, песня В. И. Лебедева-Кумача «Священная война».
Формы и методы работы: слово учителя, выступление ученицы, анализ поэтического текста, беседа, работа в парах, словарная работа, создание ассоциативного куста.
Ход урока
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьезно:
Страдали тяжко дети от войны…
Анатолий Болутенко
I. Организационный момент.
(Положительный психологический настрой на урок. Эмоциональная мотивация.)
Слово учителя.
Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения, наполнит наши сердца и наших гостей теплыми, добрыми чувствами.
II.. Актуализация опорных знаний.
Презентация учеников своих рисунков по стихотворению К. Симонова «Майор привез мальчишку на
лафете» и презентация рисунков «Памятник маленьким героям войны».
III.Объявление темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.
Вступительное слово учителя.
Ребята, обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока. Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Да, вы правы, речь пойдет о Великой Отечественной войне, о детях и взрослых на этой войне. Дети и война – это слова-антонимы.
- Какие чувства возникли у вас при слове война? Какие слова можете подобрать? (составление ассоциативного куста на + и - )
мужество победа гордость верность стойкость героизм
Война
страх трусость предательство боль кровь жертвы
VI. Работа над темой урока.
1. Поэтическая летопись Великой Отечественной войны.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Вспомним всем до боли известные и знакомые строки (звучит песня В. И. Лебедева-Кумача «Священная война»).
2. Беседа.
- Какому историческому событию посвящена данная композиция?
- Когда она началась?
- Какой город первым принял на себя удар врага?
(Первый удар врага приняла на себя легендарная Брестская крепость. Фашисты стреляли по крепости из десятков орудий. Бросали бомбы. Жгли огнемётами. Стены рушились. Казармы горели. У защитников крепости не было пищи, воды. Не хватало патронов. Фашисты ждали, что над крепостью взовьётся белый флаг. Но над чёрными от копоти стенами в дыму и огне реял красный флаг. Крепость не сдавалась. Каждый боролся до последнего вздоха. Защитники крепости были крепче камня).
3.Слово учителя.
Известно, что война затронула каждого, не обошла ни женщин, ни стариков, ни детей. В этой войне погибло 13 миллионов детей. У одних она отняла жизнь, у других – родителей, у многих – детство. Война заставила рано повзрослеть мальчиков и девочек, таких же, как вы, ваших сверстников.
Маленькие герои большой войны… Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков, Валя Зенкина, Павлик Морозов, Володя Дубинин, Валерий Волков, Витя Коробкин и др. Все эти юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами. Ряд детей был занесён в «Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина» и возведён в ранг «пионеров-героев». (Приложение 4.)
И взрослые не остались равнодушными к тем, кто был рядом, за кого они отвечали, кто им помогал. А поскольку в годы войны лирика была одним из самых популярных жанров, поднимала боевой дух у каждого, появляются стихотворения, посвященные детям. Для детей и о них писали А.Т. Твардовский, К. М. Симонов и другие.
Во время войны многие писатели работали военными корреспондентами, сообщали в газеты о событиях с фронта, писали о подвигах и жизни советских людей. Поэты в стихах звали народ к борьбе с врагами. В годы войны было создано много замечательных песен. Бойцы пели их в вагонах, в землянках, на привалах. Песни и стихи помогали людям жить и верить в победу. Вот имена нескольких поэтов, участвовавших в создании поэтической летописи Великой Отечественной войны.
Михаил Васильевич Исаковский. Его песни «Катюша» (1938г.), «В лесу прифронтовом», «Огонек», «Ой, туманы мои, растуманы…» (1942), «Враги сожгли родную хату» (1945) получили широкую известность в годы войны. В них звучит суровый набат, призыв, потрясение.
Алексей Александрович Сурков. «Песня смелых», «В землянке»(1941) и многие другие, где говорилось о верности и любви. Именно такая песня помогала людям выжить.
Маргарита Иосифовна Алигер, в 1941 – 1942 гг. корреспондент в блокадном Ленинграде: сборник «Памяти храбрых» (1942), «Лирика» (1943), поэма «Зоя» (1942), посвящённая подвигу московской школьницы Зои Космодемьянской, ставшей отважной партизанкой и зверски замученной фашистами. (Приложение 1.)
Поэты почувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний.
В этом году мы с вами уже познакомились с творчеством Константина Михайловича Симонова, а сегодня познакомимся с творчеством Александра Трифоновича Твардовского.
4. Выступление ученицы по творчеству А. Т. Твардовского.
5. Обобщающее слово учителя по итогам выступления ученика.
Твардовский никогда не жаловался на судьбу. Но так же, как и многие его сверстники, он прожил очень непростую жизнь. Пройдя через все эти трудные годы, он не только стал большим поэтом, но и остался честным человеком. (Приложение 3).
6. Физминутка.
Руки за спину, головки назад.
Глазки пускай в потолок поглядят.
Головки опустим – на парту гляди.
И снова наверх – ну ко, головой покрути.
Головкой повертим, глаза разомнем.
И снова читаем. Немного еще.
7. А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста» (ученики прослушивают текст стихотворения посредством фонохрестоматии, после выразительное чтение учителя и ученика).
А. Беседа с учениками по содержанию стихотворения.
- Отступлению или наступлению советских войск посвящено стихотворение? Докажите.
(В стихотворении отображен эпизод наступления советских войск: «Мы прорывались к площади вперед».)
- О каком событии идет речь в стихотворении?
( Мальчик совершил геройский поступок, помог танкистам уничтожить вражескую пушку.)
- Каким вы е представляете себе танкиста: молодым, веселым, задорным или степенным, неторопливым основательным?
- Охарактеризуйте мальчика. Почему его называют «бедовым»? Почему именно такой мальчик мог стать участником такого события?
(Мы знаем приблизительный возраст мальчика. Ему десять-двенадцать лет. Он часто возглавляет детские компании, он озорной и смышленый. Внешность мальчика не описывается. Мы видим только рубаху пузырем.)
- Можно ли поступок мальчика считать геройским?
(Мальчик помог солдатам в бою, совершил настоящий подвиг. Он разведал, где находится вражеское орудие и помог танкистам его уничтожить.)
– Почему командир принял помощь ребенка? Не прогнал, а посадил в танк и продолжил бой?
(Бой был трудный и жестокий, и помощь мальчика, возможно, спасла многие жизни.)
- Как отблагодарил мальчишку танкист? Объясните такое отношение танкиста к ребенку.
(Помощь мальчика оказалась очень важной. Танкист пожимает ему руку без снисхождения, с уважением и благодарностью.)
- Почему рассказчик не спросил мальчика, как его зовут? Почему он не может этого себе простить?
( Рассказчик не может себе простить, что не спросил имени мальчика, потому что хочет знать имя того, кто помог спасти жизни его и его товарищей.)
- В стихотворении много стихотворных строк и выражений. Почему?
( Автор рассказывает историю не от своего имени, а от имени бывалого танкиста, и ему важно передать живую речь бойца).
- Как вы думаете, в какой ситуации боец мог рассказать об отважном мальчишке и кому?
(Перед вами репродукция картины Юрия Непринцева «Отдых после боя» изображен отряд бойцов на привале. Они едят, смеются, слушают одного бойца в шапке набекрень, который рассказывает какую-то смешную историю. Может быть, на одном из таких привалов и рассказал танкист из стихотворения Твардовского свою историю про страшный бой и храброго мальчишку.
(просмотреть репродукцию картины) (раздаточный материал) Приложение 2.
- В стихотворении Твардовского война оказана как тяжелая работа, страшная работа, где нужна смелость, сообразительность и упорство. Подтвердите эти слова строками из текста стихотворения.
( Был трудный бой…. Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен… Тут угадай-ка за каким домишкой он примостился – столько всяких дар…. Я вытер пот. Душила гарь и копоть. От дома к дому шел большой пожар.)
- А возможно и самому поэту танкист рассказал эту историю. И поэт пронес ее через годы и поведал нам. Для чего?
( Для того, чтобы мы помнили безымянных героев Великой Отечественной войны).
8. Словарная работа. (Работаем с лексикой стихотворения, карточки у учеников)
-Все нынче, как спросонку… - спустя много времени кажется, что этот тяжелый бой приснился во сне.
- Бедовой, из тех, что главарями у детей… - озорной, все время придумывает новое, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишечьих компаниях.
- А он гвоздит – не выглянуть из башен… - он немец (т.е. немецкая пушка), беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.
- Заходим в тыл и полный газ даем.
И эту пушку, заодно с расчетом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем. – Танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили ее.
V. Рефлексия.
Слово учителя.
Нельзя забывать о войне, надо знать, какой ценой завоевано счастье, надо стараться, чтобы ни одно имя не осталось забытым… Поэтому я предлагаю вам составить четверостишье по рифме, оно находится на ваших листочках.
……………….героям,
……………….солдатам,
……………….подарили,
……………….в сорок пятом!
VI. Домашнее задание
1) выучить наизусть на выбор стихотворение стр.156 или стр. 160.
2) дополнительное задание: подготовить презентацию «Герои войны»
Приложение 1.
Михаил Васильевич Исаковский
(1900 – 1973 г.г.)
Алексей Александрович Сурков
(1899 – 1983 г.г.)
Маргарита Иосифовна Алигер
(1915 – 1972 г.г.)
Приложение 2.
Раздаточный материал
1. Словарная работа.
-Все нынче, как спросонку… - спустя много времени кажется, что этот тяжелый бой приснился во сне.
- Бедовой, из тех, что главарями у детей… - озорной, все время придумывает новое, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишечьих компаниях.
- А он гвоздит – не выглянуть из башен… - он немец (т.е. немецкая пушка), беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.
- Заходим в тыл и полный газ даем.
И эту пушку, заодно с расчетом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем. – Танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили ее.
2. Составить четверостишье.
………………………….героям,
………………………….солдатам,
………………………….подарили,
………………………….в сорок пятом!
Приложение 3.
Александр Трифонович Твардовский
(1910 – 1971 г.г.)
Участвовал в присоединении к СССР Западной Белоруссии и в советско-финской войне (1939—1940) в качестве военного корреспондента.
Приложение 4.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945 г.г.). А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».»
Учитель: Бекирова Эльзара Небиевна
Тема. Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945 г.г.). А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Цели:
Образовательные:
- дать представление о Великой Отечественной войне, жизни и ее восприятии детьми, отображенных в поэтических текстах;
- познакомить со стихотворением А.Т. Твардовского, посвящённое теме военного детства;
- повышать интерес к изучению русской истории через литературное произведение;
Развивающие:
- развивать познавательные способности учащихся;
- раскрывать творческий потенциал учащихся.
- развивать навыки анализа поэтического произведения;
- - способствовать развитию связной речи, памяти, внимания.
Воспитательные:
- способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся;
- воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.
Тип урока: урок чтения и изучения произведения
Оборудование: портреты поэтов-фронтовиков, портрет А. Т. Твардовского и его семьи, выставка книг поэта, аудиозапись авторского чтения стихотворного текста, песня В. И. Лебедева-Кумача «Священная война».
Формы и методы работы: слово учителя, выступление ученицы, анализ поэтического текста, беседа, работа в парах, словарная работа, создание ассоциативного куста.
Ход урока
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьезно:
Страдали тяжко дети от войны…
Анатолий Болутенко
I. Организационный момент.
(Положительный психологический настрой на урок. Эмоциональная мотивация.)
Слово учителя.
Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения, наполнит наши сердца и наших гостей теплыми, добрыми чувствами.
II. . Актуализация опорных знаний.
Презентация учеников своих рисунков по стихотворению К. Симонова «Майор привез мальчишку на
лафете» и презентация рисунков «Памятник маленьким героям войны».
III.Объявление темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.
Вступительное слово учителя.
Ребята, обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока. Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Да, вы правы, речь пойдет о Великой Отечественной войне, о детях и взрослых на этой войне. Дети и война – это слова-антонимы.
- Какие чувства возникли у вас при слове война? Какие слова можете подобрать? (составление ассоциативного куста на + и - )
мужество победа гордость верность стойкость героизм
Война
страх трусость предательство боль кровь жертвы
VI. Работа над темой урока.
Поэтическая летопись Великой Отечественной войны.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Вспомним всем до боли известные и знакомые строки (звучит песня В. И. Лебедева-Кумача «Священная война»).
2. Беседа.
- Какому историческому событию посвящена данная композиция?
- Когда она началась?
- Какой город первым принял на себя удар врага?
(Первый удар врага приняла на себя легендарная Брестская крепость. Фашисты стреляли по крепости из десятков орудий. Бросали бомбы. Жгли огнемётами. Стены рушились. Казармы горели. У защитников крепости не было пищи, воды. Не хватало патронов. Фашисты ждали, что над крепостью взовьётся белый флаг. Но над чёрными от копоти стенами в дыму и огне реял красный флаг. Крепость не сдавалась. Каждый боролся до последнего вздоха. Защитники крепости были крепче камня).
3.Слово учителя.
Известно, что война затронула каждого, не обошла ни женщин, ни стариков, ни детей. В этой войне погибло 13 миллионов детей. У одних она отняла жизнь, у других – родителей, у многих – детство. Война заставила рано повзрослеть мальчиков и девочек, таких же, как вы, ваших сверстников.
Маленькие герои большой войны… Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков, Валя Зенкина, Павлик Морозов, Володя Дубинин, Валерий Волков , Витя Коробкин и др. Все эти юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами. Ряд детей был занесён в «Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина» и возведён в ранг «пионеров-героев». (Приложение 4.)
И взрослые не остались равнодушными к тем, кто был рядом, за кого они отвечали, кто им помогал. А поскольку в годы войны лирика была одним из самых популярных жанров, поднимала боевой дух у каждого, появляются стихотворения, посвященные детям. Для детей и о них писали А.Т. Твардовский, К. М. Симонов и другие.
Во время войны многие писатели работали военными корреспондентами, сообщали в газеты о событиях с фронта, писали о подвигах и жизни советских людей. Поэты в стихах звали народ к борьбе с врагами. В годы войны было создано много замечательных песен. Бойцы пели их в вагонах, в землянках, на привалах. Песни и стихи помогали людям жить и верить в победу. Вот имена нескольких поэтов, участвовавших в создании поэтической летописи Великой Отечественной войны.
Михаил Васильевич Исаковский. Его песни «Катюша» (1938г.), «В лесу прифронтовом», «Огонек», «Ой, туманы мои, растуманы…» (1942), «Враги сожгли родную хату» (1945) получили широкую известность в годы войны. В них звучит суровый набат, призыв, потрясение.
Алексей Александрович Сурков. «Песня смелых», «В землянке»(1941) и многие другие, где говорилось о верности и любви. Именно такая песня помогала людям выжить.
Маргарита Иосифовна Алигер, в 1941 – 1942 гг. корреспондент в блокадном Ленинграде: сборник «Памяти храбрых» (1942), «Лирика» (1943), поэма «Зоя» (1942), посвящённая подвигу московской школьницы Зои Космодемьянской, ставшей отважной партизанкой и зверски замученной фашистами. (Приложение 1.)
Поэты почувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний.
В этом году мы с вами уже познакомились с творчеством Константина Михайловича Симонова, а сегодня познакомимся с творчеством Александра Трифоновича Твардовского.
4. Выступление ученицы по творчеству А. Т. Твардовского.
5. Обобщающее слово учителя по итогам выступления ученика.
Твардовский никогда не жаловался на судьбу. Но так же, как и многие его сверстники, он прожил очень непростую жизнь. Пройдя через все эти трудные годы, он не только стал большим поэтом, но и остался честным человеком. (Приложение 3).
6. Физминутка.
Руки за спину, головки назад.
Глазки пускай в потолок поглядят.
Головки опустим – на парту гляди.
И снова наверх – ну ко, головой покрути.
Головкой повертим, глаза разомнем.
И снова читаем. Немного еще.
7. А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста» (ученики прослушивают текст стихотворения посредством фонохрестоматии, после выразительное чтение учителя и ученика).
А. Беседа с учениками по содержанию стихотворения.
- Отступлению или наступлению советских войск посвящено стихотворение? Докажите.
(В стихотворении отображен эпизод наступления советских войск: «Мы прорывались к площади вперед».)
- О каком событии идет речь в стихотворении?
( Мальчик совершил геройский поступок, помог танкистам уничтожить вражескую пушку.)
- Каким вы е представляете себе танкиста: молодым, веселым, задорным или степенным, неторопливым основательным?
- Охарактеризуйте мальчика. Почему его называют «бедовым»? Почему именно такой мальчик мог стать участником такого события?
(Мы знаем приблизительный возраст мальчика. Ему десять-двенадцать лет. Он часто возглавляет детские компании, он озорной и смышленый. Внешность мальчика не описывается. Мы видим только рубаху пузырем.)
- Можно ли поступок мальчика считать геройским?
(Мальчик помог солдатам в бою, совершил настоящий подвиг. Он разведал, где находится вражеское орудие и помог танкистам его уничтожить.)
– Почему командир принял помощь ребенка? Не прогнал, а посадил в танк и продолжил бой?
(Бой был трудный и жестокий, и помощь мальчика, возможно, спасла многие жизни.)
- Как отблагодарил мальчишку танкист? Объясните такое отношение танкиста к ребенку.
(Помощь мальчика оказалась очень важной. Танкист пожимает ему руку без снисхождения, с уважением и благодарностью.)
- Почему рассказчик не спросил мальчика, как его зовут? Почему он не может этого себе простить?
( Рассказчик не может себе простить, что не спросил имени мальчика, потому что хочет знать имя того, кто помог спасти жизни его и его товарищей.)
- В стихотворении много стихотворных строк и выражений. Почему?
( Автор рассказывает историю не от своего имени, а от имени бывалого танкиста, и ему важно передать живую речь бойца).
- Как вы думаете, в какой ситуации боец мог рассказать об отважном мальчишке и кому?
(Перед вами репродукция картины Юрия Непринцева «Отдых после боя» изображен отряд бойцов на привале. Они едят, смеются, слушают одного бойца в шапке набекрень, который рассказывает какую-то смешную историю. Может быть, на одном из таких привалов и рассказал танкист из стихотворения Твардовского свою историю про страшный бой и храброго мальчишку.
- В стихотворении Твардовского война оказана как тяжелая работа, страшная работа, где нужна смелость, сообразительность и упорство. Подтвердите эти слова строками из текста стихотворения.
( Был трудный бой…. Шел бой за улицу . Огонь врага был страшен… Тут угадай-ка за каким домишкой он примостился – столько всяких дар…. Я вытер пот. Душила гарь и копоть. От дома к дому шел большой пожар.)
- А возможно и самому поэту танкист рассказал эту историю. И поэт пронес ее через годы и поведал нам. Для чего?
( Для того, чтобы мы помнили безымянных героев Великой Отечественной войны).
8. Словарная работа. (Работаем с лексикой стихотворения, карточки у учеников)
-Все нынче, как спросонку… - спустя много времени кажется, что этот тяжелый бой приснился во сне.
- Бедовой, из тех, что главарями у детей… - озорной, все время придумывает новое , изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишечьих компаниях.
- А он гвоздит – не выглянуть из башен… - он немец (т.е. немецкая пушка), беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.
- Заходим в тыл и полный газ даем.
И эту пушку, заодно с расчетом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем. – Танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили ее.
V. Рефлексия.
Слово учителя.
Нельзя забывать о войне, надо знать, какой ценой завоевано счастье, надо стараться, чтобы ни одно имя не осталось забытым… Поэтому я предлагаю вам составить четверостишье по рифме, оно находится на ваших листочках.
………………..героям,
………………..солдатам,
………………..подарили,
………………..в сорок пятом!
VI. Домашнее задание
выучить наизусть на выбор стихотворение стр.156 или стр. 160.
-Все нынче, как спросонку… - спустя много времени кажется, что этот тяжелый бой приснился во сне.
- Бедовой, из тех, что главарями у детей… - озорной, все время придумывает новое , изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишечьих компаниях.
- А он гвоздит – не выглянуть из башен… - он немец (т.е. немецкая пушка), беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.
- Заходим в тыл и полный газ даем.
И эту пушку, заодно с расчетом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем. – Танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили ее.
2. Составить четверостишье.
………………………….героям,
………………………….солдатам,
…………………………..подарили,
…………………………..в сорок пятом!
Приложение 3.
Александр Трифонович Твардовский
(1910 – 1971 г.г.)
Участвовал в присоединении к СССР Западной Белоруссии и в советско-финской войне (1939—1940) в качестве военного корреспондента.