Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Волшебная страна звуков»
Педагог дополнительного образования Ким И.В.
Дата проведения: 27.04.2015 года.
Группа: обучающиеся ШТР «Радуга» в возрасте 8-9 лет.
Тип занятия: обобщение знаний, комплексное применение знаний и умений.
Тема: песни Великой Отечественной войны.
Цель: на примере песен Великой Отечественной войны показать роль музыки в истории нашей страны.
Задачи.
Обучающие:
- расширить знания обучающихся о военных песнях;
- показать связь музыки с литературой, историей, изобразительным искусством.
Развивающие:
- развивать творческое мышление обучающихся посредством музыкальныхи художественных произведений;
- развивать потребность в общении с музыкой;
- воспитывать патриотические чувства у детей, прививать любовь к Родине;
- прививать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной
войны, к солдатам, участвующих в боевых действиях в мирное
время.
Используемые педагогические технологии: арт-технология, ИКТ.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, фортепиано, музыкальный центр, мультимедийная презентация, видеофрагменты из документальных фильмов, музыка Советских композиторов.
Ход занятия
- Организационный момент. Звучит песня «С чего начинается Родина». Дети входят в кабинет под музыку. Приветствие педагога. Объявление темы занятия.
- Основная часть занятия.
Введение в тему занятия. Педагог: Каждую весну наша страна отмечает замечательный праздник – День Победы. А в этом году – знаменательная дата для нашей страны – 70-летие Великой Победы. 4 года длилась Великая Отечественная война Советского народа против фашистской Германии. Это была беспримерная по масштабам освободительная война. Тяжело, очень тяжело досталась Победа нашему народу. Не было в нашей стране семьи, которую не затронула бы война. Все силы народа были брошены на защиту Родины. Расскажите о событиях войны известных вам по рассказам, фильмам?
Дети отвечают: осада Брестской крепости, блокада Ленинграда, бои под Москвой, подвиги юных героев, и т.д.
Педагог: А существовала ли в это трудное время песня?
Дети отвечают.
Педагог. Да. С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Сегодня мы поговорим об истории создания некоторых из них, о песнях военных лет.
Тем, кто сквозь годы войны
Пронёс великое знамя Победы!
Тем, кто рискуя жизнью своей
Отстоял мир и счастье на Земле!
Тем, кого навсегда унесла война,
Посвящается …
Педагог.
Среди песен войны есть одна, которая по силе духа мы ставим в ряд самых лучших произведений эпохи войны. Песня «Священная война» поэта В.И. Лебедева-Кумача и композитора А.В. Александрова – музыкальный символ Великой Отечественной войны. Её слова были опубликованы в газете «Известия» через два дня после начала войны вместе с плакатом «Родина – Мать зовет». Первое исполнение песни состоялось на Белорусском вокзале, откуда отправлялись солдаты на фронт. Очевидцы так описывают эти события:
«Белорусский вокзал в Москве. Июнь 1941 год. Эшелоны с бойцами готовились к отправке на фронт. В зале ожидания из досок сколочен помост. На нем артисты Краснознаменного ансамбля запели новую песню её чеканная мелодия: суровая, мужественная сдержанность так захватывали всех, что песню пришлось повторить 5 раз. Стоя, со слезами на глазах слушали бойцы «Священную войну»
Звучит песня. Дети слушают стоя. Педагог. Так начался путь песни. Затем она звучала вновь и вновь, став гимном, призывом. С этого дня песня была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной
войны. Её пели всюду: на переднем крае фронта, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для Победы. Каждое утро, все 4 года войны, после боя Кремлёвских курантов она звучала по радио. А после Великой Отечественной войны песня «Священная война» была увековечена в барельефе на стене Белорусского вокзала. Это единственный в мире памятник песне! Звучала эта песня и во время парада на Красной площади 7 ноября 1941 года. Художник К.Ф. Юон был участником этого парада и запечатлел его на картине.
Просмотр картины.
Педагог. Враг рвался к столице. Бои шли так близко, что слышны были взрывы. Долго правительство страны не могло решить – проводить ли парад. И только благодаря свинцовым тучам, нависшим над городом было решено проводить парад, так как вражеские самолёты не могли летать. Участники парада сразу отправлялись на фронт, садясь в грузовики на Васильевском спуске. Мы видим на картине оркестр. Звучит «Священная война» Александрова.
Не только песни – клятвы, песни – гимны звучали на войне. В первые 4 дня войны было написано более 100 песен. А в течение долгих 4 лет было написано столько прекрасных песен, сколько могло быть создано в течение десятилетий мирной жизни. Песни героические и лирические, веселые и грустные.
В нашем городе есть памятник не только грозному оружию, но и замечательной песне. Что это за памятник, ребята? А знаете ли вы историю нашей «Катюши» ?
Дети рассказывают.
Педагог. А знаете ли вы, что наша «Катюша» принимала участие в параде 7.11. 1941 года на Красной площади. И оттуда начался её боевой путь в наш город. Сегодня она находится на реставрации, чтобы повторить победное шествие по городу Новомосковк. Легендарную популярность приобрела в годы войны песня «Катюша». Написанная ещё в мирное время композитором М.И. Блантером и поэтом Исаковским, она в годы войны приобрела вторую жизнь. А после войны она стала своего рода паролем дружбы. Её знают во многих странах, поют на разных языках. Споем её и мы.
Дети исполняют песню.
Педагог: какой характер песни? Песня звучит в мажоре или миноре?
Дети отвечают.
Педагог: зимой 1941 года по всем фронтам с молниеносной быстротой распространилась новая песня. Слова и мотив передавались из уст в уста. Песня называлась «В землянке». Песня помогала бойцам Советской армии терпеть все невзгоды и лишения окопной жизни. А кто знает, что такое землянка? Дети отвечают.
Педагог: атмосфера короткого затишья. Отдых после боя. Возможность написать письмо родным, которые так ждут весточки с фронта.
«До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти четыре шага»
Эти строки были написаны молодым лейтенантом Алексеев Сурковым после тяжелого фронтового дня, когда он пробивался из окружения, и предназначались жене. Они были написаны в письме. А знаете, как выглядело письмо с фронта? Обычный бумажный треугольник. Боец писал письмо на листке, складывал его треугольником и надписывал адрес. Именно треугольник ждали дома родные. Почему? Да потому, что извещение о смерти приходило в обычном конверте!
Слушаем песню А.А. Суркова и композитора К.Я. Листова «В землянке». Это была первая лирическая песня на войне. Звучит песня «В землянке».
Педагог: всё дальше в историю уходит Великая Отечественная
война и песни, написанные в дни сражений, называем песнями отцов и дедов. Но появляются новые песни о войне, стихи, художественные фильмы о том времени – как напоминание о необходимости хранить мир. Мы помним. Мы благодарны.
Дети исполняют песню «Памяти павших».
- Заключительная часть. Рефлексия.
Педагог: в годы Великой Отечественной
войны любимым и неразлучным спутником бойцов стала Песня. Она сплачивала и воодушевляла, поднимала и поддерживала патриотические чувства, скрашивала суровый быт солдат. У многих бойцов и командиров в кармане гимнастерки, у самого сердца, вместе с фотографией родных, хранился блокнот с записями песен. Была поговорка: «Песня – это вторая винтовка!». 70 лет прошло с момента Победы. Все меньше остается в живых тех, кто «ковал» великую победу. В годы войны наша страна потеряла многих и многих своих сыновей и дочерей Последующие поколения воздают должное мужеству, героизму и стойкости защитников отечества. Все это нашло отражение и в песнях о войне. Эти песни - свидетели тех героических лет. Мы поем их и сегодня.
Подведение итогов.
- Какие песни прозвучали на уроке?
- Нужны ли они были во время войны, после войны?
- Какую роль сыграли песни о войне в Победе В.О.В.?
А теперь скажите мне, ребята, чем запомнилось вам наше занятие?
Дети дополняют предложения:
- На занятии я научился…
- Было интересно…
- Я научился…
- Мне захотелось…
-Моё настроение…
Педагог: в завершении нашего занятия я хочу показать вам реликвию, которая хранится в моей семье. Ложка, с которой мой дед прошел всю войну до Германии. Грамоты. Я хочу, чтобы вы расспросили своих близких о ваших родственниках, воевавших в годы Великой Отечественной войны. Хранили память о них.
До свидания, ребята! Желаю вам счастья, добра, а главное – мира!
Выход детей из кабинета под музыку Островского «Солнечный круг».