kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к итоговому сочинению по направлению "Путь!

Нажмите, чтобы узнать подробности

.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к итоговому сочинению по направлению "Путь!»

Подготовка к экзаменационному сочинению по литературе.

Сочинение по направлению «Путь».


Напиральская Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубенным изучением отдельных предметов» г. Старого Оскола Белгородской области.




Материалы урока помогут учащимся овладеть техникой написания итогового экзаменационного (декабрьского) сочинения по литературе по одному из направлений 2015 года - «ПУТЬ».


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет - литература

Тема урока: Подготовка к экзаменационному сочинению по литературе. Сочинение по блоку «Путь». «Каждый человек выбирает свой путь…»

Тип урока:  Урок развития речи

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к отбору материала по заданной теме и написанию сочинения.

Образовательная цель: подготовка к итоговой аттестации по литературе, расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

Формирование УУД:

Личностные действия: совершенствование речи, нравственно-этическая ориентация в потоке литературных произведений.

Регулятивные действия: умение ставить цель, планировать свою деятельность, прогнозировать результат, выполнять контроль, коррекцию, давать оценку своей работе.

Познавательные действия: строить высказывание по предложенным литературным блокам.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Методы: по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый;

по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;

по источнику знаний: словесные, практические, наглядные, использование электронного носителя;

стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;

интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;

контроля и самоконтроля: устный, письменный,

по организации деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные.

Оборудование: ПК, проектор, подборка произведений по данной тематике.


Тема: не записана на доске


Приветствие.


-На доске спроецированы направления, по которым вы будете писать 3декабря экзаменационное сочинение по литературе. Это «Время», «Дом», «Путь», «Любовь», «Год литературы». Давайте проведем маленький социологический опрос: какая тема, на ваш взгляд, самая легкая? Почему? Правильно. Потому что «все в мире движется любовью». Очень широкая тема, связанная с Годом литературы и вашим читательским выбором. Интересной может оказаться тема «Дом», так как это нам близко, понятно. А почему вызывают затруднение блоки «Время» и «Путь»? Да, пожалуй, вы правы. Эти слова многозначные. Они могут нести различную смысловую нагрузку.

Хотелось бы вам сегодня на уроке попробовать очертить круг проблем, связанных с подготовкой к сочинению по этим темам? Тогда формулируем тему урока и ставим задачи.

Итак, «Каждый выбирает свой путь…».

- Какие же цели мы ставим на уроке, исходя из темы? Как мы можем их достичь?



-Как вы считаете, с чего лучше начать подготовку к сочинению?


-Конечно, нужно прежде всего осмыслить, что обозначает данное понятие.

Словарная работа.

Находим лексическое значение слова «ПУТЬ».



Значение слова Время по Ожегову:

Значение слова Время по словарю Даля:


-Теперь давайте внимательно вчитаемся в пояснение, которое нам предлагают составители блока:

Темы данного направления предполагают рассуждение

  • о ценностных ориентирах человека и человечества,

  • выборе человеком цели жизни и средств ее достижения,

  • раздумья о судьбе человека, образе

его жизни.


-Какое же значение слова «ПУТЬ» мы будем раскрывать в своем сочинении?

Работа наша будет пошаговая.


ШАГ 1 - вспомнить план сочинения-рассуждения.

  1. Вступление.

  2. Основная часть:

Тезис 1

Доказательства, примеры

Микровыводы, обобщение сказанного.

Тезис 2

Доказательства, примеры

Микровыводы, обобщение сказанного.

Тезис 3

Доказательства, примеры

Микровыводы, обобщение сказанного.

3. Заключение.



Работа наша будет пошаговая.

ШАГ 2 - анализ темы сочинения


Анализ темы сочинения: определение ограничителей, подбор синонимов и ассоциативных словосочетаний.

Каждый человек выбирает свой путь…
(По произведениям русских писателей
XIX и XX века):

  • Ограничители: произведения русских писателей XIX и XX века;

  • Ключевые слова: человек, выбирать, путь;

  • Подбор синонимов: человек – люди – человечество… Выбирать - путь – дорога – жизнь – судьба;

  • Подбор словосочетаний-ассоциаций: путь-дорога, трудный путь, трудная дорога, выбирать путь, выбирать судьбу, жить…

ШАГ 3 - задать проблемные вопросы к каждому слову темы.

Например,

  • Что есть путь, дорога?

  • Что такое «свой путь»?

  • Как сделать правильный выбор?


ШАГ 4 - формулирование частных тезисов

Например,

Тезис 1

Путь – это вся жизнь, судьба человека.

Тезис 2

Путь – выбор (честь-бесчестие, мужество-трусость, милосердие-равнодушие и др.).

Тезис 3

Путь – это цель.

Тезис 4

Путь – это средства достижения цели.


ШАГ 5 - подбор литературного материала для доказательства выдвинутого тезиса.


Произведения по направлению «ПУТЬ»:

1. М.Ю. Лермонтов. "Мцыри", "Герой нашего времени"
2. Ф.М. Достоевский. "Преступление и наказание"
3. А.П. Чехов. "Ионыч"
4. М.А. Шолохов. "Тихий Дон"
5. Л. Н. Толстой. "Война и мир"
6. Максим Горький. "Детство. В людях. Мои университеты»

7. А. Толстой. «Петр I»

8. М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
9. Янн Мартел. "Жизнь Пи"


ШАГ 6 - подбор доказательств и примеров из выбранных произведений

Например,

Тезис 1

Путь – это вся жизнь, судьба человека

Жизнь и творчество М.А. Шолохова

  • Письмо Сталину в 1933 году о разорении крестьянства. «пытках и издевательствах». Обвинение в защите саботажников – комиссии ЦК на местах разбирается с перегибами.

  • Выступление на заседании Политбюро ЦК партии с защитной речью против обвинения в контрреволюционном заговоре в 1937 году – признали невиновным. 1941 год – Сталинская премия за роман-эпопею «Тихий Дон».

  • Открытая борьба с идеологически чуждыми ему писателями – Ленинская премия за роман «Поднятая целина», 1965 год – Нобелевская премия в области литературы.

Тезис 2

Путь – выбор. Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон», судьба Григория Мелехова.

  • Выбор личного счастья (любимая женщина – женитьба по выбору отца).

  • Жизнь по законам казачьей станицы - сопротивление общепринятому (служба в армии, жизнь в доме отца - уход из родительского дома с любимой женщиной, наемная работа).

  • Участие в войне 1914 года (георгиевский кавалер – неприятие неоправданной жестокости, негуманного отношения к пленным).

  • Выбор между «красными» и «белыми», бандитами и дезертирами.

ШАГ 7 – формулируем микровыводы по каждому тезису

Например,

Тезис 2

Путь – выбор. Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон», судьба Григория Мелехова.

Григорий Мелехов интересен читателю тем, что весь его жизненный путь – выбор мучительный и трудный. Можно оказать влияние на этот выбор (отец, Штокман, Чубатый, Гаранжа, Изварин, Подтелков), но не сбить с этого пути, не направить. Григорий Мелехов сам создает свою судьбу, сам проходит свой жизненный путь.


ШАГ 8 - работа с эпиграфом


1.Три пути ведут к знаниям: путь размышления – самый благородный, путь подражаний – самый легкий, путь опыта – самый горький. (Конфуций)

2.Один путь наделяет тебя силой, другой лишает ее. (Карлос Кастанеда)


3.Человек может сделать великим путь, которым идет, но путь не может сделать человека великим. (Конфуций)

4.У каждого из нас есть только одно истинное призвание – это найти путь к себе.

(Герман Гессе)

5.Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно. Идти. (Данте Алигьери)

6.Мы встречаем свою судьбу на пути, который выбираем для того, чтобы уйти от нее. (Жан Лафонтен)

7.Трудности возрастают по мере приближения к цели. Но пусть каждый совершает свой путь подобно звездам спокойно, не торопясь, но беспрерывно стремясь к намеченной цели. (Иоганн Гёте)

8.Кто начинает идти уверенно закончит сомнениями, а тот, кто начинает свой путь в сомнениях, закончит его в уверенности.

(Джонатан Свифт)

ШАГ 9 – написание вступления


А теперь попробуем сформулировать темы сочинений и написать вступление к сочинению.

Вступление – это подготовка к восприятию основных мыслей сочинения:

Историческое

Аналитическое

Биографическое

Цитатное

Личностное


Первая часть сочинения –вступление. Она должна вводить в тему. Ребята высказывают мысли, выходящие за рамки темы, но помогающие её раскрытию. Обращают на философский аспект темы, её социальное звучание.

Вспоминают виды вступлений.

Учащиеся предлагают варианты вступлений:

1.XXI век – эпоха испытаний, прозрений и заблуждений, созидания и разрушения… Куда идти? Каких держаться истин? Эти вопросы и сегодня стоят остро перед каждым из нас.

2. Человек и его жизненный путь… Каждый с тревогой всматривается в будущее – там есть жизнь? Как наше прошлое и настоящее влияет на него?

3. Вся жизнь М.А. Шолохова – это бесконечный поиск себя, своего предназначения.

4. У каждого из нас есть только одно истинное призвание – это найти путь к себе. (Герман Гессе)

5. Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени


ШАГ 10 – написание заключения – обобщения по всей теме. Выводы.

Обобщение сказанного.

Риторический вопрос.

Призыв к читателю.

Цитата.


Учащиеся работают группами, формулируя мысли, в которых предлагают варианты заключений:

1.Подводя итог, я хочу сказать, что М.А. Шолохов писал не ради славы, а для того, чтобы поведать людям высшую правду.

2.Неужели человечество не сделало выводов из уроков истории? Неужели нас ждет будущее с войнами и конфликтами, экологическими катастрофами и уничтожения человеком самого себя?

3.Посмотри вокруг себя - выбери свой путь добра и справедливости.

4.Русские писатели в своих произведениях не раз осуждали бесцельное существование. М.А. Шолохов писал: «Бесцельное существование – путь в никуда».

Анализ получившихся планов сочинения.


ШАГ 11 – работа над черновиком

ШАГ 12 – переписывание сочинения в бланки

Дома напишите сочинение, используя материалы урока. Вам необходимо подобрать и аргументы к сочинению. Есть два пути: от мысли к примеру и от примера – к мысли.

В заключении попробуйте из аргументов вывести новую мысль о ценности жизни, об ответственности человека за то, что происходит в его судьбе. Подумайте о необходимости правильного выбора жизненного пути как для себя лично, так и для страны, всего мира.

Возможные формулировки тем сочинений по направлению «ПУТЬ»:

1. Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага.
2. Либо я найду свой путь, либо проложу его сам.
3. Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно.
4. Нам дана возможность выбора, но не дано возможности избежать.

Написать вступление. Заключение, подобрать аргументы из литературных произведений.


Достигли мы цели урока, смогли решить все поставленные задачи?

Сегодня на уроке я

  • Сравнивал, искал общее…

  • Самое интересное для меня задание было …

  • Я узнал (новое)…

  • Я научился…

  • Материал урока был …

  • За урок я…

  • Самое сложное для меня было

  • Работа в группе была

  • Урок для меня показался …



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Подготовка к итоговому сочинению по направлению "Путь!

Автор: Напиральская Елена Ивановна

Дата: 23.12.2015

Номер свидетельства: 269758

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Система уроков по подготовке к итоговому сочинению (направление "Путь")"
    ["seo_title"] => string(75) "sistiema-urokov-po-podghotovkie-k-itoghovomu-sochinieniiu-napravlieniie-put"
    ["file_id"] => string(6) "255351"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447919140"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Справка  по результатам проведения  итогового  сочинения (изложения) в 11 классе 2014-2015 учебный год. "
    ["seo_title"] => string(113) "spravka-po-riezul-tatam-proviedieniia-itoghovogho-sochinieniia-izlozhieniia-v-11-klassie-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "189317"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426865817"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Анализ рассказа И. Бунина "Холодная осень""
    ["seo_title"] => string(41) "analiz-rasskaza-i-bunina-kholodnaia-osien"
    ["file_id"] => string(6) "258246"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448465935"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Эффективные методы и приёмы учителя русского языка и литературы при подготовке к итоговой аттестации"
    ["seo_title"] => string(115) "effiektivnyie-mietody-i-priiomy-uchitielia-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-podghotovkie-k-itoghovoi-attiestatsii"
    ["file_id"] => string(6) "280934"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453451509"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Формирование читательской        грамотности обучающихся на уроках    русского языка в 5-6 классах как  требование ФГОС общего образования. "
    ["seo_title"] => string(150) "formirovaniie-chitatiel-skoi-ghramotnosti-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh-kak-triebovaniie-fgos-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "246635"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446409167"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства