Система уроков по подготовке к итоговому сочинению (направление "Путь")
Система уроков по подготовке к итоговому сочинению (направление "Путь")
В презентации последовательно отражены все этапы работы по подготовке к итоговому сочинению (направление "Путь"), которые помогают освоить данное литературное направление в полной мере. В презентации даны темы сочинений, различные виды литературных аргументов, позволяющие полноценно подойти к написанию творческих работ. Приведены различные способы творческого подхода к той или иной теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система уроков по подготовке к итоговому сочинению (направление "Путь")»
Образ дороги, мотив пути в русской литературе.
Цели урока:
Раскрыть философское звучание различных оттенков мотива дороги и пути в русской литературе.
Проследить эволюцию мотива дороги и пути от русского фольклора и заканчивая современными произведениями.
Систематизировать знания, полученные в ходе изучения темы, и подготовиться к написанию итогового сочинения по литературе.
Центральные символы-образы любой культуры – солнце, дерево, дорога.
Люди верили, что они наделены священными силами, и почитали их.
Солнцедаёт светло и тепло, является символом жизни.
Дереворастёт и, теряя листву, обретает её вновь и вновь, т. е. как бы умирает и воскресает, поэтому дерево-символ Вселенной .
Дорога – образ-символ, который имеет особое значение для русского человека.
Жизненный путь – своеобразная дорога, которую должен пройти каждый .
Дорогаиздавна привлекает русского человекановыми возможностями, свежими впечатлениями, заманчивыми переменами .
Русские дорогибесконечные, утомительные, способные успокоить и растревожить .
С мотивом дороги тесно связана тема странничества.
Странничество - русское явление, оно связано с исканием лучшей родины.
Русский человек не любит чувствовать себя прикреплённым к единому месту, отсюда такая необыкновенная подвижность, «охота к перемене мест».
«Чем меньше удовлетворяет его окружающая действительность, тем сильнее в нём влечение к беспредельному, тем больше манит его дальняя дорога», - заключает Е. Трубецкой.
Н. В. Гоголь в своих письмах не раз писал о том, что его поиск России должен быть связан с отъездом, только через странствования он обретает Россию.
Движение есть то, что объединяет Русь в одно целое, поэтомудорогойГоголь пытается соединить распавшееся , хаос обратить в космос .
Дорога-это поиск. Блуждает душа человеческая в поисках истинного пути и никак найти его не может.
А ложных путей много: путь праздности, пустой мечтательности, «собирания сокровищ» на земле, путь буйного разгула и вселенского вранья, культа тела – обжорства непомерного.
Путь.
м. 1) а) Полоса земли, служащая для передвижения (езды, ходьбы); дорога. б) Любое место, линия в пространстве, по которым или в пределах которых производится передвижение, сообщение. в) Железнодорожная или трамвайная колея. 2) а) Место, по которому можно или следует пройти, проехать. б) Расстояние, которое предстоит пройти, проехать или которое уже пройдено. в) перен. Доступ куда, к кому-л. 3) а) Линия движения в какую-л. сторону, к какому-л. месту (обычно заранее определенному, намеченному); направление. б) Определенная линия движения, перемещения планет. в) перен. Направление деятельности, развития кого-л., чего-л. г) перен. Жизнь человека, ее течение. 4) разг. Процесс езды, передвижения; поездка, путешествие. 5) а) перен. Средство, способ достижения чего-л. б) Образ действия.
Дорога.
1.Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения. Асфальтированная, шоссейная, грунтовая, просёлочная дорога. (грунтовая дорога между крупными или отдалёнными друг от друга населёнными пунктами; устаревшее). Обочина дороги. При дороге.
2.Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования.По дороге к дому. Сбиться с дороги (также переносное: то же, что и сбиться с пути) Дать дорогу кому-нибудь.(дать пройти, проехать; также переносное: дать возможность расти, развиваться кому-нибудь). Открыть дорогу кому-нибудь куда-нибудь (переносное: дать возможность расти, продвигаться в какой-нибудь области).Стоять на чьей-нибудь дороге или стать поперёк дороги кому-нибудь(переносное: мешать, препятствовать кому-нибудь в чём-нибудь).
3.Путешествие, пребывание в пути. В дороге было много интересного. Устал с дороги.
4. перен.Образ действий, направление деятельности. Труд – дорога к успеху. Быть на хорошей (плохой, верной) дороге.
Слова«дорога», «путь»многозначны:они могут обозначать не только отрезок пространства между какими-либо пунктами, но и этапы жизни как отдельного человека, так и целой нации .
Выхожу один я на дорогу;Сквозь туман кремнистый путь блестит;Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,И звезда с звездою говорит.М. Ю. Лермонтов
Образ дорогиявляетсяв литературе одним из старейших не только в русской литературе, но и в мировой.Уводящая вдаль лента дороги и застывшая архитектура здания — это образы поиска и покоя, будущего и прошлого, между которыми зажат короткий миг настоящего. Очевидно, что два эти образа — дорога и дом — неразрывно связаны в сознании человека. В мифологии и литературе древностиобраз дорогииграл крайне важную роль. Вспомним «Одиссею» Гомера, герой которой странствует долгие годы, прежде чем ему удается вернуться домой. Практически все великие герои отправляютсяв путь.Во время странствийони совершают большинство своих подвигов. Не являются исключением и герои русских былин: Илья Муромец, тридцать три года просидевший дома, по пути в Киев побеждает в одиночку огромное войско и Соловья-разбойника.
Поразмышляем.
Естественно, что в процессе исторического развития обществаобраз дорогив литературе и сознании людей претерпевал те или иные изменения. Однако он не утратил, да и не мог утратить своей значимости. Во-первых, люди, как раньше, путешествовали, переезжали с одного места на другое, в пути с ними происходили какие-либо события, которые могли стать материалом для писателя. Во-вторых,дорогуможно понимать не только в узком смысле как отрезок пути, связывающий две точки, но и как человеческую жизнь. Конечно, если подходить с этой точки зрения, можно утверждать, что образ дороги как жизненного пути человека присутствует в любом литературном произведении .
Мотив пути в литературе.
Путь (путешествие) как способ познания жизни и возможность описания социальной действительности
А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
Мотив пути в литературе
Путь как поиск места в жизни
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Путь поиска правды
Н. С. Лесков «Очарованный странник»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Мотив пути в литературе
Исторический путь развития России
Н. В. Гоголь «Мёртвые души»
А. С. Пушкин «Медный всадник»
Путь духовной эволюции
А.С. Пушкин «Пророк»
А. П. Чехов «Ионыч»
Мотив пути в литературе
Путь как этап жизни
Л.Н. Толстой «Война и мир»
(путь русского народа в Отечественной войне 1812 года)
Мотивпути в литературе
Путь развития и искания, духовного становления
Л.Н. Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность», «Война и мир»
Мотив пути в литературе
Путь как символ скоротечности жизни
Н. А. Некрасов «Тройка»
А. А. Блок «На железной дороге»
Мотив пути в литературе
Жизненный путь героя
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
И. А. Гончаров «Обломов»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
А. Н. Островский «Гроза»
А. П. Чехов «Ионыч»
Темы сочинений
«Пути и перепутья войны»(Человек на войне-человек в пути. Трудные дороги войны.)
«Долгий путь домой…»
«Жизненный путь»(Становление и выбор жизненного пути. Ценности и антиценности. Обретение и потеря себя)
«Путь познания»
«Дорога чести»(Идти дорогой чести гораздо проще, чем жить во лжи.)
Темы сочинений
«Встреча в пути»(Встречи, показывающие нам, кто мы такие. Неожиданные встречи. Судьбоносные встречи. Случайные встречи. Встреча как этап жизненного пути)
«Дорога в никуда»(Жизненные тупики. Поступки, которые приводят к наказанию. Преступления перед собой)
«Путь к себе…»(Путь к себе вы начнёте тогда, когда вам будет всё равно, что скажут другие о вас.)
«Ещё народу русскому пределов не поставлено-пред ним широкий путь» (Н.А Некрасов)
Темы сочинений
«Витязь на распутье»(Литературные герои перед выбором. Трудный выбор литературных героев)
«Путешествия литературных героев»(Литературные герои меняют место. Зачем литературным героям путешествовать?)
Темы сочинений
«Путь верности природе – правый путь»
Тип «русского скитальца» в литературе
Цитаты для подготовки к итоговому сочинению по теме «Путь»
Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага. Лао-цзы
У каждого из нас есть только одно призвание-найти путь к самому себе. Герман Гессе
Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно. Данте Алигьери
Достойный человек не идёт по следам других людей. Конфуций
Цитаты для подготовки к итоговому сочинению по теме «Путь»
Человек может сделать великим путь, которым идёт, но путь не сможет сделать человека великим. Конфуций
Никакие рассуждения не в состоянии указать человеку путь, которого он не хочет видеть. Ромен Роллан
Только когда мы приходим к цели, мы решаем, что путь был верен. Поль Валери
К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники. Владимир Набоков
Цитаты для подготовки к итговому сочинению по теме «Путь»
Чтобы дойти до цели, человеку нужно одно. Идти. Оноре де Бальзак
Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути. Фрэнсис Бэкон
Никого нельзя привести туда, куда не дошёл сам. Виилма Лууле
Прямой путь не всегда самый короткий. Дж. Р. Р. Толкиен
Цитаты для подготовки к итговому сочинению по теме «Путь»
Мы встречаем свою судьбу на пути, который выбираем для того, чтобы уйти от неё. Жан Лафонтен
Три пути ведут к знанию: путь размышления-это путь самый благородный, путь подражания-это самый лёгкий, и путь опыта-это самый горький. Конфуций
Дорогу осилит идущий. Пословица
Всегда выбирайте самый трудный путь- на нём Вы не встретите конкурентов. Шарль де Голль
Вступление к сочинению
«Если ты родился-у тебя есть свой путь в этой жизни. Его никто не может занять. И бороться за него не надо-его, главное, найти»,- убеждает нас психолог А. В. Капранов. Вся человеческая жизнь – это один огромный путь, который начинается с первого неуверенного шага. Затем каждый из нас сам выбирает свой путь. Только от нашего сознания зависит то, каким он будет, и только наши действия решат то , как он закончится.
Вступление к сочинению
Каждый путь начинается с одного шага, сделать который бывает порой очень сложно. Ведь этот шаг может полностью изменить твою жизнь. Самое сложное-выбрать, каким будет этот шаг: благим-путь будет освещён со всех сторон, сама Вселенная будет указывать твою дорогу, присылая всё больше и больше подсказок; или же дурным- и путь твой будет тёмным, полным ненависти и зла.
Вступление к сочинению
«Каждый может пройти только своим собственным путём, потому что каждый-уникален»,- утверждает писательница Наталья Солнцева. Да, несомненно, каждый человек выбирает сам свой жизненный путь, следует своей цели.
Вечные темы
Тема дороги, путешествия, являющейся неотъемлемой частью жизни каждого человека, имеет большое значение в литературных произведениях, занимает важное место в творчестве русских писателей XIX века.
Размышления поэтов и прозаиков о пути России и русского народа
О пути России и русского народа размышляли и поэты, и прозаики. Ведь им самим, в силу жизненных обстоятельств, приходилось много времени проводить в разъездах по всей России-матушке. Впечатления об этих поездках и легли в основу многих произведений.
Мотив дороги как средство раскрытия внутреннего мира героя
Мотив дороги помогает лучше раскрыть внутренний мир героя, ведь именно дорога помогает ему размышлять о смысле жизни, строить планы на будущее, заставляет почувствовать красоту окружающего пейзажа, познать что-то новое, неизведанное.
Мотив дороги в древнерусской литературе
Мотив дорогиотчётливо виден ещё в ряде произведений древнерусской литературы: в поход “на землю половецкую”, желая отомстить кочевникам за обиды, нанесённые русскому народу, и “зачерпнуть шеломом Дону”, отправляется князь новгород-северский Игорь Святославович со своей дружиной, воины которой “родились под трубами, росли под шеломами, выросли как воины”, то есть привыкли к битвам и кочевой жизни; в путь на битву с ханом Мамаем ведёт войско князь Московский Дмитрий Иванович («Задонщина»)
Тема дороги в русской литературе конца XVIII века
В русской литературе конца XVIII векатема дорогипрослеживается даже в названиях некоторых произведений. Отметим, что писатели-сентименталисты (сентиментализм получил развитие в России именно в это время) нередко использовали такой жанр художественных произведений, как путешествие: впечатления о посещении Германии, Швейцарии, Франции и Англии легли в основу книги Н.М. Карамзина «Письма русского путешественника», а дорога из Петербурга в Москву потрясла увиденным А.Н. Радищева, что в итоге привело к созданию его самой известной книги — «Путешествия из Петербурга в Москву».
Мотив путешествия в произведенияхXIX века
Мотив путешествияхарактерен и для произведений XIX века. Вспомним, как возмутил спокойствие фамусовской Москвы приезд из-за границы Чацкого, который “три года не писал двух слов и грянул вдруг, как с облаков” (А.С. Грибоедов. «Горе от ума»). Не пробыв и суток в Москве, герой вынужден вновь уехать из старой столицы со словами: “бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорблённому есть чувству уголок…”
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
Знакомство читателя с главным героем пушкинского романа «Евгений Онегин» происходит именно тогда, когда “молодой повеса” летит “в пыли на почтовых” в деревню к умирающему дяде. “Забав и роскоши дитя” бежит от высшего света в деревню, а через некоторое время, пресытившись помещичьей жизнью и испытывая угрызения совести от печального финала дуэли с Ленским, Онегин вновь отправляется в дорогу…
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Лермонтовский герой Григорий Александрович Печорин (роман «Герой нашего времени»), метко названный В.Г. Белинским “младшим братом Онегина”, не только путешествует (судьба заносит этого столичного аристократа то в Пятигорск, то в Кисловодск, то в казачью станицу, то “в скверный городишко” Тамань, то даже в Персию), но и умирает в дороге, “возвращаясь из Персии”.
Поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
“Гений копейки” Павел Иванович Чичиков (Н.В. Гоголь. «Мёртвые души») в первом томе поэмы, дошедшем до читателя, собственно, и представлен как энергичный путешественник, совершающий сугубо меркантильную поездку по одной из российских губерний. В разрешённом цензурой издании даже название изменено “в дорожную сторону” — «Похождения Чичикова, или Мёртвые души».
Образ дороги у Гоголя приобретает далее метафорический смысл. Он равнозначен жизненному пути человека.Ведь прожив жизнь, человек становится иным. Он расстаётся с мечтами и обольщениями юности, платит за жизненный опыт лучшими своими надеждами.
В одной из сохранившихся глав второго тома поэмы Чичиков говорит о себе: "Покривил, не спорю, покривил. Что ж делать? Но ведь покривил только тогда, когда увидел, что прямой дорогой не возьмёшь и что косой дорогой больше напрямик.
Прямая дорога… Кривая дорога… Это тоже характерно гоголевские понятия. Гоголевский поворот в решении образа дороги.
Говорит всё о том же – об усилении этического момента. Ведь "прямая" или "косая дорога" - это тоже образы метафорические. В одном случае подразумевается "честная жизнь" - по совести, по долгу; в другом – жизнь нечестная, подчинённая корыстным интересам
В предпоследней главе "Мертвых душ" читаем:
«Много совершилось в мире заблуждений, которых бы, казалось, теперь не сделал и ребёнок. Какие искривлённые, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины, тогда как перед ним весь был открыт прямой путь…»
Дорога-это композиционный стержень произведения
Бричка Чичикова – символ однообразного кружения сбившейся с прямого пути души русского человека. А проселочные дороги, по которым эта бричка колесит, - не только реалистическая картина российского бездорожья, но и символ кривого пути национального развития. «Птица-тройка» и ее стремительный лет противопоставлена бричке Чичикова и ее однообразному кружению по бездорожью от одного помещика к другому.«Птица-тройка» - символ национальной стихии русской жизни, символ великого пути России в мировом масштабе.
Образ дороги в поэме Н. А. Некрасова « Кому на Руси жить хорошо»
Образ дороги в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» – традиционный символ жизненного пути.Это ярко видно на примере образа Гриши Добросклонова. Перед Гришей стоит вопрос, какой жизненный путь выбрать: «Одна просторная дорога - торная, страстей раба, по ней громадная, к соблазну жадная идет толпа», «Другая - тесная, дорога честная, по ней идут лишь души сильные, любвеобильные, на бой, на труд». Итог – «сманила Гришу узкая, извилистая тропочка». Он выбрал путь народного заступника, на котором «ему судьба пророчила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку да Сибирь».
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Можно вспомнить, что с путешествия Аркадия Кирсанова из Петербурга в родовое имение Марьино и с его поездки по родным местам (вместе с ним приезжает университетский товарищ Евгений Базаров) начинается роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Да и в течение всего действия произведения друзья недолго остаются на одном месте: едут то в губернский город, то в имение Анны Сергеевны Одинцовой, то в гости к старикам Базаровым, а затем вновь возвращаются в поместье Николая Петровича Кирсанова. Этим писатель словно подчёркивает их неуёмную молодую энергию, жажду узнавания нового, в отличие от поколения “отцов”, которые, в силу возраста и привычки к размеренному укладу жизни, по меткому выражению Арины Власьевны Базаровой, “как опёнки на дупле, сидят рядком и ни с места”.
Ф.М Достоевский «Преступление и наказание»
С выхода из тесной каморки и бесцельного блуждания по “серединным” петербургским улицам, на которых сосредоточены доходные дома и грязные распивочные, героя Достоевского Родиона Раскольникова берёт начало роман «Преступление и наказание». И вообще писатель, болеющий душой за “униженных и оскорблённых”, нередко разворачивает действие на фоне городского пейзажа летнего Петербурга, где “жара стоит невыносимая… пыль, кирпич, известняк… вонь из лавочек и распивочных” и где “люди так и кишат”, словно “чувство глубочайшего омерзения” толкает их покинуть свои убогие, нищие “углы” и, выйдя в город, слиться с толпой “всякого сорта промышленников и лохмотников”.
И. А. Гончаров «Обломов»
Для многих героев русской литературы XIX века дорога, путешествия являются неотъемлемой частью жизни, и, может быть, именно поэтому умный, добрый, но вялый и бездеятельный Илья Ильич Обломов в одноимённом романе И.А. Гончарова выглядит атипично (не случайно в произведении показан его антипод — энергичный, постоянно находящийся в движении Андрей Штольц), а критики называют Обломова “лишним человеком среди лишних людей ”.
А. Н. Островский «Гроза»
Мы можем говорить о коротком пути героини пьесы А.Н. Островского «Гроза»: от счастливого детства (“я жила — ни об чём не тужила, точно птичка на воле”) до преждевременной смерти, которую вольнолюбивая Катерина предпочитает жизни в доме деспотичной свекрови и безвольного мужа.
Мотив дороги символизирует такие процессы, как движение, поиск, испытание, обновление.
Дорога без конца… Дорога без начала и конца… Дорога — движение — жизнь!
ословицы и поговорки со словом ДОРОГА
Красна дорога ездоками, а изба пирогами.
Дорога вместе, табачок пополам
Дороги к избе не приставишь.
Дорогой идёшь, и то спотыкаешься.
Дорожному путь не угроза.
Дорожный ночлега с собою не носит.
Образ-символ
Образ дороги-символ, потому каждый писатель и читатель может воспринимать его по-своему, открывая всё новые оттенки в этом многогранном мотиве.