kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Петербург Раскольникова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока

комбинированный

Цели деятельности учителя

показать необычность изображения Достоевским Петербурга; вызвать сочувствие к «униженным и оскорбленным»; подвести к осмыслению главного конфликта романа между Раскольниковым и миром, который он отрицает.

Задачи урока:

показать, как Достоевский изображает Петербург; научить выделять и систематизировать информацию из прочитанного; повторить правила составления синквейна.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Петербург Раскольникова»

С.В. Никифорова

с. Ванновское МБОУ «СОШ №4» Тбилисский район

учитель русского языка и литературы


Конспект урока литературы в 10 классе по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Тема урока

ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО ПО РОМАНУ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Тип урока

комбинированный

Цели деятельности учителя

показать необычность изображения Достоевским Петербурга; вызвать сочувствие к «униженным и оскорбленным»; подвести к осмыслению главного конфликта романа между Раскольниковым и миром, который он отрицает.

Задачи урока:

показать, как Достоевский изображает Петербург; научить выделять и систематизировать информацию из прочитанного; повторить правила составления синквейна.

Планируемые образовательные результаты

предметные: познакомить учащихся с образом Петербурга в романе «Преступление и наказание», проанализировать и понять , как мрачный образ Петербурга угнетает человека и наводит его на злые умыслы, доводит до самоубийства, что выход у «униженного и оскорблённого» в этом городе один – это смерть, на ярких примерах показать бесчеловечность города; дать представление о смысловой роли пейзажа, интерьера в романе, способствовать углублению знаний об эпохе Достоевского личностные: способствовать умению слушать учителя и товарища; воспитывать ответственность и аккуратность.

метапредметные: развивать умение анализировать полученную информацию при работе с учебником; прививать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие

Методы и формы обучения

сравнительный анализ; исследовательский; репродуктивный

Оборудование

иллюстрации к роману художников Шмаринова и Минаева; фотографии достопримечательностей Петербурга; видеофильм «Преступление и наказание» 1 серия; аудиозаписи музыкальных произведений: Бетховен «Лунная соната», Эдвард Григ «Пастушок»; раздаточный материал для индивидуальной и парной работы – таблицы 1,2.3 по слайдам 3,8,11

Наглядно-демонстративный материал

презентация, выполненная учителем

Технологии, используемые на уроке

сотрудничество (учитель – ученик), элементы критического мышления

Опережающее домашнее задание

читать 1-2 части романа; отметить эпизоды, иллюстрирующие жизнь жителей города



Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Оборудование

Формируемые умения

  1. Организационный

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку

- Здравствуйте те, кому нравится путешествовать!

Здравствуйте те, кому не нравится погода за окном!

Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение!

И здравствуйте те, кто мечтает о поездках в разные города и страны!

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку, записывают число в тетрадь

Фронтальная


1) Регулятивные:

волевая саморегуляция;

2) Личностные:

смыслообразование (Я должен посмотреть...)

3) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

  1. Стадия вызова

Включает аудиозапись «Лунной сонаты» Бетховена, демонстрирует слайды с видами Петербурга.

Читает отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»: вступление и контролирует чтение подготовленных учащихся


-Об этом городе великий поэт А. С. Пушкин сказал такие слова:

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво..

ныне там по оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся;













Только в этом городе вы увидите эти памятники архитектуры. И этот город…

Слушают и смотрят слайды.

Подготовленные учащиеся читают отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»: вступление


1. В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

Темно-зелеными садами

Ее покрылись острова, и перед младшею столицей

Померкла старая Москва,

Как пред новою царицей

Порфироносная вдова.

2. Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий стройный вид,

Невы державное теченье, береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

3.Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла..


Петербург

Индивидуальная










1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Коммуниктивные:

- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

2) Познавательные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.


  1. Мотивационный

-Я думаю, нет человека, который бы не побывал или не мечтал побывать в этом городе. А что вызнаете о нем? Какой он в вашем представлении?

Предлагает таблицу №1

-Перед вами таблица 1. Я вам предлагаю написать в первую колонку несколько слов о том, каким вы увидели или представляете себе этот город

Опрос 2-3 ребят и показ своего варианта заполнения колонки «ЗНАЛ»


-Таким красивым городом восхищался Пушкин, а восприятие Петербурга другим писателем вы увидите совсем в неожиданном ракурсе


- Вы догадались, кто этот писатель, по произведению которого снят фильм? Фрагмент мы только что увидели. Да, Это Федор Михайлович Достоевский, и поговорим сегодня на уроке о Петербурге… Достоевского.


- Что, таким образом, станет предметом нашего разговора на уроке, исходя из темы?


И целями урока будут…

Помогает сформулировать цели урока и озвучивает их.

Демонстрируется слайд с целями урока






Заполняют таблицу №1

знал

знаю

Хочу узнать




3-4 минуты работают индивидуально, у каждого своя таблица, напечатанная на листе А-4.


Просмотр фрагмента фильма: Раскольников идет по улице города в питейное заведение (начало 1-й серии).









- Как Достоевский изображает Петербург в романе «Преступление и наказание»

Записывают тему урока


Формулируют цели

Коллективная, групповая


знал

знаю

хочу узнать

Красивый город;

Река Нева;

Мосты;

Белые ночи












Петербург Достоевского

в романе

«Преступление и наказание»












Цели:

- показать, как изображает писатель жизнь города;

-осмыслить причины конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым


1) Познавательные:

общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2)Коммуникативные: анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

 контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).


  1. Стадия осмысления

Дальше работа идет под музыку Эдварда Грига «Пастушок» (до составления синквейна)

-О том, каким Достоевский показывает Петербург, мы поговорим позже. А сейчас я хотела бы познакомить вас с иллюстрациями к роману, выполненными в разное время разными художниками: Шмариновым и Минаевым.

Демонстрирует слайды с репродукциями иллюстраций Шмаринова и Минаева


-Какое настроение вызывает увиденное на этих иллюстрациях?






- Вернемся к роману и поработаем со схемой 2













Показывает свои ответы и дает обобщение к каждому.

Пейзажи. «Пейзаж прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Улицы города, где люди так и кишат, вызывают в его душе чувство глубочайшего омерзения»

Сцены уличной жизни. «От встреч с этими людьми у Раскольникова остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного. И вто же время вызывает у него чувство сострадания к «униженным и оскорбленным»

Интерьеры. « Интерьер петербургских трущоб создает атмосферу духоты, безысходности и обездоленности».

- Неприглядная картина. Как будто другой город. Давайте вернемся к таблице 1 и заполним вторую колонку «ЗНАЮ». Что вы узнали о Петербурге Достоевского? Каким изображает писатель этот город?


ВЫВОД: Уже на первых страницах романа Достоевского «Преступление и наказание» мы видим картины тесноты, удушливой скученности людей, которые ютятся на «аршине пространства». Все это усугубляет чувство душевного одиночества человека в толпе. Перед читателем возникает образ Петербурга мертвенного, холодного, равнодушного к судьбе человека. Предстает драма жизни «униженных и оскорбленных»




Слущают учителя







Подготовленные ученики сообщают о художниках




Высказывают свои мысли и настроение






Работают над схемой 2

Работа в парах (10-15 минут)

Ученики попарно получают жетоны, на которых указано, о чем им нужно будет сделать выписки (слова и выражения из текста), в слабом классе можно указать главы в романе:

- о городском пейзаже;

- об уличных сценах4

- об интерьере жилищ

Озвучивают свои ответы.



Делают записи в тетради























Заполняют вторую колонку (3-5 минут)

Фронтальная














































Знал

Знаю

Хочу знать


-город-гигант;

-контрасты;

- красивые проспекты и…

- узкие улицы, теснота, грязь, вонь





1) Познавательные:

умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2)Коммуникативные- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия)


  1. Стадия рефлексии

Знакомит с алгоритмом написания синквейна и помогает составить его

-Подвести черту нашему разговору о Петербурге Достоевсого мне бы хотелось составлением синквейна – пятистишия. В основе должна быть главная мысль, идея, выраженная одним словом.

Предлагает и подсказывает ключевые слова:

  1. Петербург

  2. Грязный, холодный, серый, равнодушный, жестокий

  3. Угнетает, давит, душит, ожесточает, убивает

  4. Город убивает все человеческое. Город делает человека жестоким. Вызывает чувство безысходности, одиночества.

  5. Ужас, мрак, бесчеловечность, одиночество

Показ учителем своего варианта

Работают в тетради коллективно


























Озвучивание своих работ

Коллективная



















1) Познавательные:

умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности.

2) Регулятивные:

волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.


  1. Подведение итогов

Подводит к цели урока.

- Удалось ли нам выполнить то, что мы наметили в начале урока?

Не осмыслили причины конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.

- Как вам работалось на уроке?

Отмечают, что незаполненной остается третья колонка в таблице 1

Фронтальная


1) Познавательные:

общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2)Коммуникативные: анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

 контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

  1. Домашнее задание

Задает домашнее задание

- Работая с текстом романа, сформулируйте вопросы относительно причин конфликта романа (желательно вопросы начинать со слова «Почему..?», «В связи с чем..?, «Отчего..?») Таким образом вы получите воросы 3-й колонки «ХОЧУ УЗНАТЬ».

Ответьте на вопрос: «Какие теории, мысли, идеи могут прийти в голову человеку, живущему в этом городе?»

Записывают в дневники и тетради



знаю

знал

Хочу узнать



Какие теории, мысли, идеи могут прийти в голову человеку, живущему в этом городе?


1) Познавательные: 

Умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности.

2) Регулятивные: волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Петербург Раскольникова

Автор: Халикова Галина Олеговна

Дата: 06.08.2019

Номер свидетельства: 517421

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Традиции Пушкина, Гоголя, Некрасова. "
    ["seo_title"] => string(116) "obraz-pietierburgha-v-romanie-f-m-dostoievskogho-priestuplieniie-i-nakazaniie-traditsii-pushkina-gogholia-niekrasova"
    ["file_id"] => string(6) "165365"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422800858"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Истинные и ложные мотивы преступления Раскольникова ( по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») c презентацией "
    ["seo_title"] => string(134) "istinnyie-i-lozhnyie-motivy-priestuplieniia-raskol-nikova-po-romanu-f-m-dostoievskogho-priestuplieniie-i-nakazaniie-c-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "182946"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425654986"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Интегрированный урок МХК и литературы в 10 классе "Контрасты Петербурга""
    ["seo_title"] => string(78) "intieghrirovannyi-urok-mkhk-i-litieratury-v-10-klassie-kontrasty-pietierburgha"
    ["file_id"] => string(6) "247513"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446567078"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "Конспект открытого урока на тему "В Петербурге Достоевского или "лик мира сего" ( по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")"
    ["seo_title"] => string(145) "konspiekt-otkrytogho-uroka-na-tiemu-v-pietierburghie-dostoievskogho-ili-lik-mira-siegho-po-romanu-f-m-dostoievskogho-priestuplieniie-i-nakazaniie"
    ["file_id"] => string(6) "175145"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424240910"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Образ Петербурга и мир «униженных и оскорблённых» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»."
    ["seo_title"] => string(80) "obraz_peterburga_i_mir_unizhennykh_i_oskorblionnykh_v_romane_f_m_dostoevskogo_pr"
    ["file_id"] => string(6) "612580"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1662298121"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства