kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образ Петербурга и мир «униженных и оскорблённых» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель

  • проанализировать образ Петербурга в романе и определить его роль в развитии характеров героев произведения; показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; как изображает писатель жизнь униженных и оскорблённых; подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым;
  • развивать навыки монологического высказывания;
  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образ Петербурга и мир «униженных и оскорблённых» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».»

10 класс

Урок № 90.

Тема. Образ Петербурга и мир «униженных и оскорблённых» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Цель:

  • проанализировать образ Петербурга в романе и определить его роль в развитии характеров героев произведения; показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; как изображает писатель жизнь униженных и оскорблённых; подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым;

  • развивать навыки монологического высказывания;

  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.


IІ. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Работа с эпиграфом к уроку. «Редко где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге». (Ф.М. Достоевский)


3. Вступительное слово учителя.

С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Потрясающие своей правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают жизнь героя в каморках, «похожих на гроб», на невыносимые страдания и лишения. Таков конфликт между человеком и обществом в романе Достоевского.


4. Анализ сцен романа.

  • Ч.1, гл. 1, 2 (первый день с Раскольниковым в Петербурге);

  • Ч.1., гл. 3 (письмо матери Раскольникова);

  • Ч. 1, гл. 4 (встреча с пьяной девушкой);

  • Ч. 1, гл. 5 (сон Раскольникова о забитой кляче);

  • Ч. 2, гл. 7 (сцена смерти Мармеладова);

  • Ч. 4 , гл. 4 (описание комнаты, в которой жила Соня);

  • Ч. 5, г. 2, 3 (поминки у Мармеладовых, сцена с Лужиным);

  • Ч. 5, гл. 5 (Катерина Ивановна с детьми на улицах Петербурга).


5. Семья Мармеладовых. (Работа с презентацией).

5.1. Семён Захарович Мармеладов.

Опустившийся, утративший всякое человеческое достоинство, отставной чиновник. Его пьяная исповедь в кабаке о своей судьбе – это жизненная драма человека, которого раздавил жестокий мир. Он любит жену и детей (после смерти у него в кармане нашли мятного петушка). Но душа совестливого человека не может вынести ежедневных унижений. Мармеладов знает, что его дочь, чистая и светлая Соня, живет по желтому билету. Перед нами – полностью раздавленный нищетой и собственным бессилием человек.


5.2. Катерина Ивановна Мармеладова.

До предела измученная женщина – мачеха Сони. Она благородного происхождения (из разорившейся дворянской семьи), поэтому ей гораздо тяжелее, чем падчерице и мужу. И дело не в житейских трудностях, а в том, что у нее нет никакой отдушины (Соня находит утешение в Библии, в молитвах, Мармеладов забывается в кабаке). Катерина Ивановна – натура страстная, гордая, бунтарская. Все, что ее окружает, кажется ей адом, и она не умеет смиряться, терпеть и молчать, как Соня. Измученная нищетой, она умирает от чахотки.


5.3. Соня Мармеладова.

Соня – 18-летняя девушка, все образование которой – несколько книг романтического содержания. С ранних лет видела вокруг себя лишь пьяные ссоры, дрязги, болезни, разврат и человеческое горе. Соня – «блудница», как пишет о ней Достоевский. Она вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти свою семью. Чтобы помочь мачехе и ее детям, она фактически убивает себя как личность, но удивительным образом сохраняет свою чистоту. Ее душа переполнена христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию.


5.4. Главные черты Сони Мармеладовой.

Самопожертвование

Чтобы облегчить жизнь своей семьи, своих близких, девушка приносит себя в жертву. Вся ее жизнь – самопожертвование. Когда Раскольников говорит с ней о самоубийстве как о единственном достойном выходе, она его прерывает напоминанием о родных: «А с ними-то что будет?». Любовь к ближним лишает ее даже такого выхода, как смерть.

Смирение

Девушка не возмущается и не протестует – она покорилась судьбе. Смирение Сони Достоевский противопоставляет бунту Раскольникова. Терпение Сони и ее жизненная сила во многом происходят от ее веры. Она верит в Бога, в справедливость слепо, не вдаваясь в сложные философские рассуждения. Все ее поступки определяются христианскими заповедями и религиозными законами. Сохранить в себе искру человеческого ей помогает вера в Бога.

Всепрощение

Именно Соне обязан Раскольников своим духовным возрождением. Ее исстрадавшаяся, но чистая душа способна даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться с ним. В сущности, отношение Сони к Раскольникову – это отношение Бога к человеку, т.е. всепрощение. Она вернула Родиона к истине словами Евангелия и примером собственной жизни. Религия в романе является способом решения нравственных проблем, а Соня несет в себе Божественное начало.


6. Образ Петербурга в романе.

6.1. Беседа.

- Кто главный герой романа? Каким мы его видим?

- Каким запомнился Петербург при чтении первых страниц романа?

- Какими вы видите улицы, по которым бродит Раскольников? Обратите внимание на общую атмосферу города.

- Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались Раскольникову на улицах города. Какое впечатление произвели они на вас и почему?

- Каково ваше самое сильное впечатление, когда вы «покидая» улицу, «входите» в комнату Раскольникова, в комнату Мармеладовых?


6.2. Петербург Достоевского – «город, в котором невозможно быть».

Пейзажи:

ч.1, гл.1 («отвратительный и грустный колорит» городского дня);

ч.2, гл.1 (повторение предыдущей картины);

ч.2, гл.2 («великолепная панорама Петербурга»);

ч.2, гл.6 (вечерний Петербург);

ч.4, гл.5 (вид из окна комнаты Раскольникова);

ч.4, гл.6 (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова).

Сцены уличной жизни:

ч.1, гл.1 (пьяный в телеге, запряжённой огромными ломовыми лошадьми);

ч.2, гл.2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние);

ч.2, гл.6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на …ском мосту);

ч.5, гл.5 (смерть Катерины Ивановны).

Интерьеры:

ч.1, гл.3 (каморка Раскольникова);

ч.1, гл.2 (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова);

ч.1, гл.2 и ч.2, гл.7 (комната – «проходной угол» Мармеладовых);

ч.4, гл.3 (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов);

ч.4, гл.4 (комната – «сарай» Сони).


Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. А.С.Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумрак белых ночей в «Евгении Онегине»:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелёно-бледный,

Сказка, холод и гранит…

Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тяжело и мучительно жить. Петербург у Гоголя – оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта убогая жизнь.

Свой Петербург и у Достоевского. Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга враждебно и с недоверчивостью. Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жильё: «каморка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладовых, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, - всё это тёмные, сырые «гробы».

Всё вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» - создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создаёт атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.


III. Подведение итогов урока.


IV. Домашнее задание.

1.Изучить материалы учебника, с.215-227, ч.2.

2.Ответить на вопрос: «Как вы понимаете теорию Раскольникова?»

3.Проследите внутреннюю речь Раскольникова, охарактеризуйте её.


Ч.3, гл.5 (статья Раскольникова о преступлении);

Ч.5, гл.4 (вторая встреча с Соней; ведущий мотив убийства);


История преступления и наказания Родиона Раскольникова:

- первый день: ч.1, гл.1-2;

- второй день: ч.1, гл.3-5;

- третий день: ч.1, гл.6-7 (сцены подготовки к убийству и убийство);

- четвёртый день: ч.2, гл.1-2;

- восьмой день: ч.2, гл.3-7, ч.3, гл.1;

- девятый день: ч.3, гл.2-6 , ч.4, гл. 1-4;

- десятый день: ч.4, гл.5-6;

- тринадцатый день: ч.4, гл.1-6;

- четырнадцатый день: ч.4, гл.7-8;

- спустя полтора года – эпилог.


5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Бурлуцкая Елена Александровна

Дата: 04.09.2022

Номер свидетельства: 612580


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства