Урок МХК и литературы на тему:
«Контрасты Петербурга».
Цели:
-познакомить учащихся с историей Петербурга, помочь увидеть город с разных сторон;
-подвести учащихся к пониманию того, что «неразрешимость» зависит не от воли людей, а от состояния общества;
-воспитание эстетического вкуса средствами литературы и искусства.
Оборудование: интерактивная доска, книга Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя.
-Сегодня мы будем говорить о городе, который воспели в своих произведениях Вяземский и Пушкин, писали о нем Гоголь, Салтыков-Щедрин, Достоевский, посвящали стихи Блок, Брюсов, Ахматова.
Этот город имеет интересную историю. За время своего существования он несколько раз менял имена: Петербург, Петроград, Ленинград. В разное время его называли то «окном в Европу», то «колыбелью революции». Мы будем говорить о С.-Петербурге. ( Слайд1)
Какое задание на сегодня вы получили?
Эпиграфом к сегодняшнему уроку мы возьмем следующие стихотворения.( Слайд 2)
-Скажите, чем отличаются взгляды Вяземского от взглядов Коншина на этот город?
-Только ли у этих поэтов существуют различные точки зрения на этот город? Мы узнаем, ответив на вопросы литературной викторины.
2.Литературная викторина.( Слайды 3-5)
-В чем же заключаются противоречия Петербурга? Об этом мы поразмышляем на протяжении урока.
Познакомимся с историей Петербурга, с его парадной стороной.
3.Сообщение подготовленного учащегося.
-Город, основанный Петром в 1703 г., был заложен в устье Невы на месте, удобном в военном и торговом отношении. Петербург создавался по единому плану. Уже в первые годы его композиционный центр –Петропавловская крепость и Адмиралтейство.
Их золотые шпили сияют над городом, во многом определяя своебразие его художественного облика. Красота Петербурга поистине легендарна. Его великолепные памятники, его царственные площади и белые ночи навсегда заворожили русское искусство. Архитектура Петербурга поистине уникальна. Русский классицизм и русское барокко были излюбленным стилем зодчих.( Слайды 7-17)
4.Учитель
Во 2 половине 19 века с развитием промышленности стали строить особенно много. Но часто в погоне за прибылью заказчики требовали от архитекторов только дешевизны в работе. Так возникли унылые корпуса заводов, фабрик, тесно стоящие доходные дома с дворами-колодцами, с тесными комнатами для прислуги, с мрачными черными лестницами. В подобных домах, которые сплошь состояли из мелких квартир, жили герои Достоевского. Жил и сам Достоевский. Так мы знакомимся с другим Петербургом.
Петербург становится городом контрастов. Пышность и серость, богатство и бедность, бездушие и бездуховность, отчаяние и безысходность все глубже проникают в жизнь человека.
Перенесемся на страницы романа, пройдемся по улицам Петербурга. Заглянем в лестничные пролеты, квартиры, послушаем звуки города, где живут герои Достоевского.( Слайды 18-20)
5.Анализ текста (глава 1,2).
-Найдите описание улиц, по каким бродит Раскольников.
-Какими вы видите улицы, по которым бродит Раскольников?
-Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на этих улицах. Какое впечатление они произвели на вас и почему?
-Что окружает героев Достоевского на улицах города, в котором они живут?
-Найдите описание лестничного пролета того дома, в котором живет старуха-процентщица.
-Какое ощущение вы испытываете, читая это описание?
-Из улицы Раскольников попадает в трактир. Найдите описание трактира, его посетителей, чиновника Мармеладова.
-Какое впечатление произвело на вас это описание?
-Найдите описание комнаты Мармеладовых. Ваше самое сильное ощущение.
-Описание комнаты Раскольникова. Как чувствует человек себя в таком пространстве? ( Слайды 21-26)
-Какой вывод можно сделать, прочитав описание Петербурга? (мотив духоты, тесноты, толкучки, чего-то неправильного, безобразного, продолжает усиливаться с описанием внешнего облика людей, обстановки, коморок, в которых живут герои. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, как в комнате без форточек, его давит и в густой толпе, и в трактире, и в коморках. Все несет на себе печать общей неустроенности, скудости человеческого существования. Эпизоды романа и иллюстрации к ним раскрывают капиталистический уклад жизни, мир неправды, несправедливости, распада моральных устоев, потрясающие своей грязной правдой картины нищеты и страданий городских низов 60-х годов 19 века. Эпизоды романа проникнуты болью о человеке, обреченном на лишения и страдания.
Петербург-город контрастов, город униженных и оскорбленных. К сожалению, герои романа бессильны разрешить противоречия жизни. Естественные человеческие отношения в обществе искажены: добро по отношению к людям требует зла по отношению к себе. Жизнь ставит героев в такие ситуации, где безнравственным становится неукоснительное соблюдение нравственности. Люди вынуждены переступать моральные устои, чтобы купить право на существование.
6.Итоги урока.
-Над какой темой мы сегодня работали?
-Можно ли назвать Петербург городом контрастов?
-Как чувствует себя человек в таком городе?( Слайд 27)
-Какие здания построены в стиле классицизм?
-Какие здания построены в стиле барокко?( Слайды 28-29)
Домашнее задание :
Написать сочинение на одну из тем: « Петербург Достоевского»,
« Контрасты Петербурга», подготовить сообщение об архитектурных сооружениях.
Литература
Восприятие учащимися литературного произведения и методика их анализа. Пособие для учителей. Под ред. А.М. Докусова. М., « Просвещение», 1974
Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла.10-1класс: книга для учителя,/ Под ред. А.Б.Малюшкина. –М.: Сфера, 2004
Иллюстрации к роману Ф.М.Достоевского « Преступление и наказание»
Д. Шмаринова, И. Глазунова