kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок МХК и литературы в 10 классе "Контрасты Петербурга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок МХК и литературы на тему:

«Контрасты Петербурга».

Цели:

-познакомить учащихся с историей Петербурга, помочь увидеть город с разных сторон;

-подвести учащихся к пониманию того, что «неразрешимость» зависит не от воли людей, а от состояния общества;

-воспитание эстетического вкуса средствами литературы и искусства.

Оборудование: интерактивная доска, книга  Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

-Сегодня мы будем говорить о городе, который воспели в своих произведениях Вяземский и Пушкин, писали о нем Гоголь, Салтыков-Щедрин, Достоевский, посвящали стихи Блок, Брюсов, Ахматова.

Этот город имеет интересную историю. За время своего существования он несколько раз менял имена: Петербург, Петроград, Ленинград. В разное время его называли то «окном в Европу», то «колыбелью революции». Мы будем говорить о С.-Петербурге. ( Слайд1)

Какое задание на сегодня вы получили?

Эпиграфом к сегодняшнему уроку мы возьмем следующие стихотворения.( Слайд 2)

-Скажите, чем отличаются взгляды Вяземского от взглядов Коншина на этот город?

-Только ли у этих поэтов существуют различные точки зрения на этот город? Мы узнаем, ответив на вопросы литературной викторины.

2.Литературная викторина.( Слайды 3-5)

-В чем же заключаются противоречия Петербурга? Об этом мы поразмышляем на протяжении урока.

Познакомимся с историей Петербурга, с его парадной стороной.

3.Сообщение подготовленного учащегося.

-Город, основанный Петром в 1703 г., был заложен в устье Невы на месте, удобном в военном и торговом отношении. Петербург создавался по единому плану. Уже в первые годы его композиционный центр –Петропавловская крепость и Адмиралтейство.

Их золотые шпили сияют над городом, во многом определяя своебразие его художественного облика. Красота Петербурга поистине легендарна. Его великолепные памятники, его царственные площади и белые ночи навсегда заворожили русское искусство. Архитектура Петербурга поистине уникальна. Русский классицизм и русское барокко были излюбленным стилем зодчих.( Слайды 7-17)

4.Учитель

Во 2 половине 19 века с развитием промышленности стали строить особенно много. Но часто в погоне за прибылью заказчики требовали от архитекторов только дешевизны в работе. Так возникли унылые корпуса заводов, фабрик, тесно стоящие доходные дома с дворами-колодцами, с тесными комнатами для прислуги, с мрачными черными лестницами. В подобных домах, которые сплошь состояли из мелких квартир, жили герои Достоевского. Жил  и сам Достоевский. Так мы знакомимся с другим Петербургом.

Петербург становится городом контрастов. Пышность и серость, богатство и бедность, бездушие и бездуховность, отчаяние и безысходность все глубже проникают в жизнь человека.

Перенесемся на страницы романа, пройдемся по улицам Петербурга. Заглянем в лестничные пролеты, квартиры, послушаем звуки города, где живут герои Достоевского.( Слайды 18-20)

5.Анализ текста (глава 1,2).

-Найдите описание улиц, по каким бродит Раскольников.

-Какими вы видите улицы, по которым бродит Раскольников?

-Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на этих улицах. Какое впечатление они произвели на вас и почему?

-Что окружает героев Достоевского на улицах города, в котором они живут?

-Найдите описание лестничного пролета того дома, в котором живет старуха-процентщица.

-Какое ощущение вы испытываете, читая это описание?

-Из улицы Раскольников попадает в трактир. Найдите описание трактира, его посетителей, чиновника Мармеладова.

-Какое впечатление произвело на вас это описание?

-Найдите описание комнаты Мармеладовых. Ваше самое сильное ощущение.

-Описание комнаты Раскольникова. Как чувствует человек себя в таком пространстве? ( Слайды 21-26)

-Какой  вывод можно сделать, прочитав  описание Петербурга?  (мотив духоты, тесноты, толкучки, чего-то неправильного, безобразного,  продолжает усиливаться с описанием  внешнего облика людей, обстановки, коморок, в которых живут герои. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, как в комнате без форточек, его давит и в густой толпе, и в трактире, и в коморках. Все несет на себе печать общей неустроенности, скудости человеческого существования. Эпизоды романа и иллюстрации к ним раскрывают капиталистический уклад жизни, мир неправды, несправедливости, распада моральных устоев, потрясающие своей грязной правдой картины нищеты и страданий городских низов 60-х годов 19 века. Эпизоды романа проникнуты болью о человеке, обреченном на лишения и страдания.

Петербург-город контрастов, город униженных и оскорбленных. К сожалению, герои романа бессильны разрешить противоречия жизни. Естественные человеческие отношения в обществе искажены: добро по отношению к людям требует зла по отношению к себе. Жизнь ставит героев в такие ситуации, где безнравственным становится неукоснительное соблюдение нравственности. Люди вынуждены переступать моральные устои, чтобы купить право на существование.

6.Итоги урока.

-Над какой темой мы сегодня работали?

-Можно ли назвать Петербург городом контрастов?

-Как чувствует себя человек в таком городе?( Слайд 27)

-Какие здания построены в стиле классицизм?

-Какие здания построены в стиле барокко?( Слайды 28-29)

Домашнее задание :

Написать сочинение на одну из тем: « Петербург Достоевского»,

 « Контрасты Петербурга», подготовить сообщение об архитектурных сооружениях.

Литература

Восприятие учащимися литературного произведения и методика их анализа. Пособие для учителей. Под ред. А.М. Докусова. М., « Просвещение», 1974

Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла.10-1класс: книга для учителя,/ Под ред. А.Б.Малюшкина. –М.: Сфера, 2004

Иллюстрации к роману Ф.М.Достоевского « Преступление и наказание»

 Д. Шмаринова, И. Глазунова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок МХК и литературы в 10 классе "Контрасты Петербурга"»

Адмиралтейство Лиговская улица

Адмиралтейство

Лиговская улица

В дымном городе душно, Тесно слуху и взору, В нем убили мы скучно Жизни лучшую пору. В небе – пыль, либо тучи. Либо жар, либо громы; Тесно сжатые в кучи, Кверху кинулись домы; Есть там смех, да не радость, Все блестит, но бездушно… Слушай, бледная младость, В дымном городе душно! Я вижу град Петра, чудесный, величавый, По манию Петра воздвигшийся из блат, Наследный памятник его могучей славы, Потомками его украшенный стократ! Повсюду зрю следы великия державы, И русской славою след каждый озарен! П.А.Вяземский Н.М.Коншин «Жалобы на Петербург»

В дымном городе душно,

Тесно слуху и взору,

В нем убили мы скучно

Жизни лучшую пору.

В небе – пыль, либо тучи.

Либо жар, либо громы;

Тесно сжатые в кучи,

Кверху кинулись домы;

Есть там смех, да не радость,

Все блестит, но бездушно…

Слушай, бледная младость,

В дымном городе душно!

Я вижу град Петра, чудесный, величавый,

По манию Петра воздвигшийся из блат,

Наследный памятник его могучей славы,

Потомками его украшенный стократ!

Повсюду зрю следы великия державы,

И русской славою след каждый озарен!

П.А.Вяземский

Н.М.Коншин «Жалобы на Петербург»

...и юный град, Полнощных стран краса  и диво, Из тьмы лесов, из топи блат Вознёсся пышно, горделиво...   Люблю тебя, Петра творенье,
  • ...и юный град,

Полнощных стран краса

и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознёсся пышно, горделиво...

  • Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное течение,

Береговой её гранит...

Над омрачённым Петроградом Дышал ноябрь осенним хладом. Плеская шумною волной В края своей ограды стройной, Нева металась, как больной В своей постеле беспокойной...   А Петербург неугомонный
  • Над омрачённым Петроградом

Дышал ноябрь осенним хладом.

Плеская шумною волной

В края своей ограды стройной,

Нева металась, как больной

В своей постеле беспокойной...

  • А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробуждён.

Встаёт купец, идёт разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит ...

«Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект...»   « Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге... Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы!»
  • «Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект...»

  • « Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге... Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы!»
«Редко где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге...»
  • «Редко где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге...»
Петропавловская крепость

Петропавловская крепость

Адмиралтейство

Адмиралтейство

Первая российская биржа

Первая российская биржа

Михайловский дворец

Михайловский дворец

Арки Главного штаба

Арки Главного штаба

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор

Санкт-Петербургский государственный горный университет

Санкт-Петербургский государственный горный университет

Зимний Дворец

Зимний Дворец

Смольный монастырь

Смольный монастырь

Кикины палаты

Кикины палаты

Кузнечный переулок, 5 Серпуховская улица, 13 Лиговская улица, 25

Кузнечный переулок, 5

Серпуховская улица, 13

Лиговская улица, 25

Сенная площадь, рынок на Сенной

Сенная площадь, рынок на Сенной

Сенная площадь  Николаевский мост Васильевский остров Екатерининский канал

Сенная площадь

Николаевский мост

Васильевский остров

Екатерининский канал

« Воздуху человеку надобно! Здесь физическая и нравственная нечистота…»  ( лейтмотив – важная мысль, настойчиво повторяемая в произведении)

« Воздуху человеку надобно! Здесь физическая и нравственная

нечистота…»

( лейтмотив – важная мысль,

настойчиво повторяемая в произведении)

«Редко где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге»  Ф.М. Достоевский

«Редко где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге»

Ф.М. Достоевский

Петербург Раскольникова

Петербург Раскольникова

Мармеладов в распивочной

Мармеладов в распивочной

Доходный дом Лестница в доме Раскольникова

Доходный дом

Лестница в доме Раскольникова

«Низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят…»

«Низкие потолки и тесные комнаты

душу и ум теснят…»

Первая российская биржа Адмиралтейство Петропавловская крепость Михайловский дворец  Арки Главного штаба Исаакиевский собор Санкт-Петербургский государственный горный университет

Первая российская биржа

Адмиралтейство

Петропавловская крепость

Михайловский дворец

Арки Главного штаба

Исаакиевский собор

Санкт-Петербургский государственный горный университет

Зимний Дворец  Смольный монастырь Кикины палаты

Зимний Дворец

Смольный монастырь

Кикины палаты

Домашнее задание: написать сочинение на одну из тем: «Петербург Достоевского»; «Контрасты Петербурга»; подготовить сообщение по архитектурным сооружениям 19 века в Петербурге.

Домашнее задание:

написать сочинение на одну из тем:

«Петербург Достоевского»;

«Контрасты Петербурга»;

подготовить сообщение по архитектурным сооружениям 19 века в Петербурге.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Интегрированный урок МХК и литературы в 10 классе "Контрасты Петербурга"

Автор: Воробьева Елена Ивановна

Дата: 03.11.2015

Номер свидетельства: 247513


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства