kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока на тему "В Петербурге Достоевского или "лик мира сего" ( по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок актуализирует знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX века. Подведёт учащихся к осмыслению главного конфликта-конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым. Поможет развить навыки анализа художественного произведения, научит  сопоставлять,размышлять,высказывать свои суждения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока на тему "В Петербурге Достоевского или "лик мира сего" ( по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")»

Коми Республикаса йöзöс велöдан министерство

«Сыктывкарса сервис да связь колледж»

уджсикасӧ велӧдан канму учреждение


Министерство образования Республики Коми

государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский колледж сервиса и связи»

(ГПОУ «СКСиС»)









Методическая разработка открытого урока по теме «В Петербурге Достоевского или «лик мира сего»(по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).










Выполнила: Шулепова О.Н.

преподаватель литературы









Сыктывкар

2014 год

Слайд №1, слайд №2

В Петербурге Достоевского или «лик мира сего»

(по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")



Цели и задачи:

1) Актуализировать знания студентов о Петербурге в русской литературе XIX века;

2) Показать особенности города «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание», средства его изображения, сходство и отличие образа Петербурга Достоевского с образами Петербурга в произведениях 1810-1860-х годов;

3) Подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым;

4) Продолжать развивать умение студентов внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения;

5) Продолжать развивать навыки студентов воспринимать и интерпретировать художественное произведение.

Оборудование: 1) компьютер, видеопроектор, экран;

2)Презентация (слайды к уроку)

Слайд №3.

Эпиграфы к уроку:

О Петербург, проклятый Петербург!
Здесь, право, нельзя иметь души!
Здешняя жизнь давит меня и душит!
В.А. Жуковский

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено–бледный,
Сказка, холод и гранит…
А.С. Пушкин

Ход урока

Приветствие, орг. момент.

  • Преподаватель зачитывает эпиграфы.

  • О каком городе мы будем сегодня говорить с вами? (О Петербурге)

Актуализация знаний студентов

Да, сегодня на уроке мы будем говорить о Петербурге, Петербурге Достоевского. Но прежде, чем мы перейдем к теме, вспомните, каким предстает Петербург в известных вам произведениях 1-ой половины XIX века.

Слайд №4

(Студенты отмечают, что тема Петербурга в русской литературе была положена еще в XVIII веке М.В. Ломоносовым, а в XIX веке продолжена А.С. Пушкиным в петербургской повести «Медный всадник» и романе в стихах «Евгений Онегин». У Пушкина в «Медном всаднике» Петербург приобретает возвышенный образ, в поэме он пишет, что любит этот город, Петербург грандиозен, красив и противопоставлен Москве. Пушкин постоянно повторяет слово «люблю», он гордится этим городом. В романе в стихах «Евгений Онегин» Пушкин показывает картины петербургской жизни начала XIX века. Для него это город больших надежд, благородных стремлений. Он пытается воссоздать атмосферу, которая была присуща Петербургу тех лет. На это указывают имена, слова, связанные с конкретными ассоциациями. Но студенты отметят, что Петербург Пушкина двойственен. Пушкин показывает в своих произведениях противоречивый город, одиночество человека в Петербурге, город даже сводит с ума героя.

Слово преподавателя:

На протяжении полутора столетий образ города Петербурга менялся, менялись и чувства авторов к этому городу – от восхищения к презрению. Посмотрим сегодня на северную столицу глазами Ф.М. Достоевского. Описываемые в романе события происходят в Петербурге в 60-е годы XIX века. Писатель считал Петербург «самым фантастическим городом на земле», поэтому неслучайно «самый фантастический роман» был создан на петербургском материале. Интерес к теме Петербурга начал развиваться с самого основания города. На протяжении столетий Петербург являлся центром живого взаимодействия России с Европой и всем миром, своего рода лабораторией, где русская национальная культура разрабатывала связи и взаимодействия с иноязычными культурами. Даже в самом имени города соединились три языка: санкт – латинское слово, что в переводе означает «святой», Петер – греческое слово и в переводе означает «камень, скала», бург – слово немецкое и имеет значение «замок, крепость». Почти со времени основания Петербурга сосуществовали две противоречивые тенденции в его оценке и роли в судьбе России. С одной стороны, «Северная Пальмира», «чудотворный град», победитель стихии, с другой – проклятый город с нерусским именем, народное пророчество «Петербургу быть пусту».

Каким же увидел город Достоевский?

-Сегодня мы с вами совершим экскурсию по Петербургу Достоевского и постараемся понять, в чем же особенности этого города, какими средствами и приемами изображает этот город Достоевский, как Петербург влияет на жизнь героев романа «Преступление и наказание», найдем сходство и отличие Петербурга Достоевского от Петербурга, изображенного писателями в 18 и 1-й половине XIX века.

Запись темы урока и эпиграфов к нему.

Объяснение нового материала

Слайд №3

Обратите внимание на эпиграфы. Каким видит Петербург Жуковский, и каким он предстает у Пушкина.
(У Жуковского только отрицательные впечатления от города, возможно, на его восприятие Петербурга сказалось то, что он долгое время жил в Петербурге, Петербург Пушкина, как мы уже сказали, противоречив)

На каком приеме строит свое описание Петербурга Пушкин?
(На приеме антитезы: город пышный и в то же время бедный, сказочный, т.е. волшебный, манящий к себе, и одновременно холодный и серый.)

Какие ассоциации вызывает у вас слово Петербург, когда вы слышите его? (Студенты высказывают противоположные точки зрения. Для одних этот город ассоциируется с серостью, грязью, для других – с праздником, ажурностью)

Достоевский произвел полный переворот в психологии восприятия и художественного изображения Петербурга. Он вспоминает о дворцах, башнях и садах пышной столицы только для того, чтобы сильней оттенить бедность и страдания, зависть и ропот нищего Петербурга.

Слайд №5

Раскольников, еще до убийства, забрел однажды из района Сенной, где он жил, на Острова. «Тут не было ни духоты, ни вони, ни распивочных. Но скоро и эти новые, приятные ощущения перешли в болезненные и раздражающие. Иногда он останавливался перед какой-нибудь изукрашенной в зелени дачей, смотрел в ограду, видел вдали, на балконах и террасах, разряженных женщин и бегающих в саду детей. Особенно занимали его цветы; он на них всего дольше смотрел. Встречались ему тоже пышные коляски, наездники и наездницы… он остановился и пересчитал свои деньги: оказалось около тридцати копеек… проходя мимо одного съестного заведения, вроде харчевни… он выпил рюмку водки и съел с какою-то начинкой пирог…» Два мира, разделенные пропастью, но неразрывно связанные друг с другом





Достоевский описывает Петербург в своем романе при помощи городского пейзажа, сцен уличной жизни и интерьеров.

Слайд № 6.

Что такое пейзаж? А городской пейзаж? Что такое интерьер?
(Пейзаж – от французского paysage – местность- вид изображения какой-либо местности; в живописи и графике – основной предмет изображения – природа. Часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов. Интерьер – от французского interieur - внутренний- в архитектуре внутреннее пространство здания или помещения в здании)

Слайд № 7

Начертите себе схему.

-Каковы ваши первые впечатления от Петербурга, изображенного Достоевским?

-Соотносятся ли ваши впечатления с вашими ассоциациями со словом Петербург?

Итак, Раскольников выходит из своей каморки на улицы города. Какая атмосфера царит на них? Подтвердите свои ответы цитатами из текста. («На улице жара стояла страшная… грустный колорит картины» ч.1 гл.1; «На улице опять жара стояла страшная…грустный колорит картины» ч.2 гл.1; «Был уже поздний вечер… пылью, стоячей водой» гл.6)

Выявите закономерность в этих описаниях.(Все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, пестрая толпа)

-Как эта атмосфера влияет на Раскольникова?
(Герою неуютно на петербургских улицах, они оказывают на него раздражающее действие. Зной, духота и зловоние используются Достоевским для того, чтобы показать психологическое состояние человека, который чувствует себя запертым в этом «каменном мешке». Именно жара и атмосфера, в которой находится Раскольников, мутят его сознание до обморока, именно в этой атмосфере у Раскольникова рождается бредовая теория и готовится убийство старухи – процентщицы)

-Расскажите о внешнем облике людей, которые встречаются Раскольникову на этих улицах.
(Это пьяные, «всякого рода промышленники и лохмотники», Мармеладов с желтым отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками и «руками грязными, жирными, красными с черными ногтями», старуха – процентщица с «вострыми и злыми глазками»)

-Каков сам Раскольников?
(Сам Раскольников был «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-русый, ростом выше среднего, тонок и строен, но он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу»)

-Какие впечатления произвели на вас эти люди и почему?
(От этих встреч остается ощущение чего–то грязного, жалкого, безобразного)

-Итак, одним из средств изображения Петербурга Достоевский выбирает городской пейзаж.

-Какие сцены уличной жизни вас наиболее потрясли?
(Пересказ студентами сцен: пьяный в телеге, сцена на Николаевском мосту, сцена с пьяной девушкой, сцена смерти Мармеладова, сцена с шарманщиком и толпой женщин, сцена на мосту с утопленницей, сцена смерти Катерины Ивановны)

Слайд №8

-Что отражают эти сцены?
(Эти сцены показывают, что Петербург – город униженных, оскорбленных, это город, которому не чуждо насилие над слабыми. Вся уличная жизнь отражает состояние людей, живущих в нем.)

-Для чего Достоевский показывает эти сцены? Зачем он так часто выносит действие романа на улицу, площадь, в распивочные?
(Автор хочет показать одиночество Раскольникова. Но одинок не только Раскольников, одиноки и другие обитатели этого города . Мир, который показывает Достоевский, - это мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.)

-К какому выводу приводят нас сцены уличной жизни?
(От такой жизни люди отупели, они смотрят друг на друга враждебно, недоверчиво. Между всеми людьми только безразличие, звериное любопытство, злорадная насмешка)

-Подведем небольшой итог. Еще одним средством изображения Петербурга являются уличные сцены.

Перейдем к интерьерам, в которых обитают жители Петербурга.

Что мы в них увидим?

-Найдите описание каморки Раскольникова.
(«Это была крошечная клетушка…маленький столик» ч.1 гл.3)

-Как ощущает себя герой в этом жилище?
(Словно в тюрьме, ему неуютно, все его сдавливает, он постоянно хочет выйти из этих мрачных стен)

-Найдите описания комнаты Мармеладовых и Сони, а также описание номера в гостинице, в котором останавливается Свидригайлов. Зачитайте их.
(«Маленькая закоптелая кровать…комната его была проходная» ч.1 гл.2 «Это была большая комната… у кровати не было занавесок» «Это была клетушка до того маленькая…»)

-Какие повторяющиеся детали обращают на себя внимание?
(Неправильные формы, бедность, желтые обои, простая мебель)

-Что есть общего между обликом комнат и судьбой живших в них людей?
(Жилища их убоги и бедны, так же, как и жильцы. Они как бы продолжают петербургские улицы, герои в собственном жилище не могут дать своей душе отдых)

-Обратите внимание, что у героев вообще нет дома как такового, это временное пристанище, в котором они чувствуют себя крайне дискомфортно. Но это лучше, чем вообще без крыши над головой.

-Описание каких помещений помимо квартир мы наблюдаем в романе?
(Часто встречаются описания лестниц, дворов, трактиров, полицейской конторы)

-Что мы видим в этих помещениях?

-Какими предстают перед нами лестницы домов? Приведите примеры из текста.
(Лестницы грязные, вонючие. «Лестница была темная и узкая, черная», «Лестница чем дальше, тем становилась темнее… на верху этой лестницы было очень темно», «Лестница была узенькая, крутая и вся в помоях»)

-Итак, третье средство изображения Петербурга Достоевским – это интерьеры.

Слайд №9

На протяжении всего действия Раскольников по многу раз поднимается по лестнице своего дома, минуя последние тринадцать ступенек, что ведут к его каморке. Эта крутая лестница словно путь на Голгофу. Преодолевая пролет за пролетом, преодолевает Раскольников отупляющее однообразие дней-ступеней. Исследователь творчества Достоевского М. М. Бахтин в книге «Проблемы поэтики Достоевского» пишет: «Верх, низ, лестница, порог, прихожая, площадка получают значение «точки», где совершается кризис, радикальная смена, неожиданный перелом судьбы... Прежде всего Раскольников живет, в сущности, на пороге: его узкая комната... выходит прямо на площадку лестницы, и дверь свою, даже уходя, он никогда не запирает (то есть это незамкнутое внутреннее пространство)». Лестница как символ занимает в романе особое место не только в доме Раскольникова. Герой взбирается по лестнице к Мармеладовым, к старухе процентщице (и самые страшные мгновения переживает на лестнице у порога убитой им старухи).

Слайд №10

-Подумайте, какова символика цвета в изображении Петербурга? Какой цвет преобладает в романе? Приведите примеры.
(В романе преобладает желтый цвет. Этот цвет выбран не случайно. В романе мы находим комнату старухи- процентщицы с желтыми обоями, мебель из желтого дерева, бледно – желтое лицо героя, желтое лицо у Мармеладова, на Петровском острове – ярко – желтые домишки, в полицейской конторе герою подают «желтый стакан, наполненный желтой водой», Соня живет по желтому билету. Желтый мир внешнего мира адекватен желчному характеру героя, живущего в «желтой каморке». Лицо женщины-утопленницы. Этот «сумасшедший» цвет невольно ассоциируется с состоянием главного героя, у которого все происходящее вокруг вызывает «желчь и конвульсии». Таким образом, город и герой едины.)

-Случайно ли это? Почему именно этот цвет?
(Не случайно. Желтый цвет – цвет болезни, болеют душевно люди, населяющие это город, от того болен и сам город)

-Можем ли мы назвать город соучастником скрытых преступлений?
(Да, он подталкивает Раскольникова на преступление, давит на него)

-В начале урока мы сказали, что Петербург в своих произведениях изображали многие писатели. Что же общего имеет Петербург Достоевского с изображаемым Петербургом его предшественников?
(Петербург Достоевского такой же противоречивый, как и Пушкина, Гоголя, с физиологическими очерками Петербург Достоевского роднит детальность описания быта, а с некрасовским – природные явления, беднота на улицах)

-Вернемся к эпиграфу урока. У Пушкина образ Петербурга строится на приеме антитезы. А есть ли у Достоевского «другой» Петербург?

(Есть. Раскольников идет к Разумихину и видит совсем другой пейзаж, отличный от того, что он видит обычно на улицах Петербурга. «Таким образом пошел он… прежде, чем они скрывались из глаз» ч.1 гл.5; «Он зажал двугривенный в руку…для него эта пышная картина» ч.2гл.2)

Слайд №11

Как влияет этот Петербург на Раскольникова?
(И этот простор давит на него, мучит, гнетет, как и духота, теснота)

-Какие еще черты говорят о противоречивости Петербурга Достоевского?

(Голодный студент и разряженные женщины, богатые особняки, широкие проспекты и распивочные, трущобные гостиницы, закоулки и глухие дворы, прекрасный, но холодный фасад города и улицы, прилегающие к Сенной площади, на которых творится зло)

Слайд № 12, слайд №13.

-Какой вывод мы можем сделать? Каким предстает Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»?
(Мотив духоты, тесноты, толкучки, вони, грязи, который рождается пейзажем, продолжается и усиливается описанием внешнего облика людей, их жизни и каморок, в которых они живут. Человек задыхается в Петербурге. Все несет на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования. Атмосфера Петербурга Достоевского – атмосфера тупика и безысходности. Сплошные картины жизни униженных и оскорбленных, страшная нищета, надругательство над человеком, невыносимые страдания обездоленных. Так, как живут эти люди, человек жить не может.)

-Нужно отметить, что Достоевский считал, что «большой город - дьявольское создание цивилизации – имеет на душу пагубное влияние».

-Запишите вывод в тетрадь, продолжив фразу «Петербург Достоевского – это…»

Закрепление изученного материала.

Слайд №14

Домашнее задание.

Напишите сочинение - миниатюру по одной из предложенных тем:

1.Трущобы Достоевского

2.Прогулка по Петербургу Достоевского.

3. Почему Петербург Достоевского желтый?






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Шулепова Ольга Николаевна

Дата: 18.02.2015

Номер свидетельства: 175145


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства